Этнографическая экспедиция "Малые народы Урала. Нагайбаки"

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Этнографическая экспедиция "Малые народы Урала. Нагайбаки"

Нежданов Р.А. 1Овчарова В.О. 1
1Берёзовское муниципальное автономное образовательное учреждение "Лицей №7" им. А.А.Лагуткина
Леонова М.В. 1
1Берёзовское муниципальное автономное образовательное учреждение "Лицей №7" им.А.А.Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Урал – многонациональный край с богатой культурой и древними традициями. В настоящее время на его территории проживают представители трех языковых семей: славянской, тюркской и уральской. К первой относятся представители русской национальности, ко второй – башкиры, татары и нагайбаки, наконец, к третьей – ханты, манси, ненцы, удмурты и некоторые другие малые народы Северного Урала.

Среди всех представителей языковых семей Урала наименее известными для нас явились нагайбаки. На эту народность мы обратили внимание при изучении вопроса о казачестве на Урале. Именно тогда и решили узнать, какое отношение нагайбаки имеют к казакам и татарам, что общего между ними, и какие различия таят они в своей истории. Стремясь осмыслить настоящее через обращение к историческим корням, к традициям прошлого, мы решили выяснить, почему люди, населяющие огромную территорию Урала, имеющие разные исторические корни, быт, уживаются вместе, помогают друг другу, делятся своим житейским опытом, создают семьи, продолжают свой род.

Первое знакомство с этой народностью произошло заочно, когда мы услышали загадку: «Крестьяне, а живут в ПарижЕ. Живут в ПарижЕ, а говорят на татарском. Язык татарский, а православные!». Трудно с первого раза понять, о каком народе идет речь. Да и не совсем обычная фраза, которую можно услышать на Южном Урале, не дает пояснения: «На субботу-воскресенье едем к бабушке в Париж. В баньке попариться». В общении с одноклассниками стало ясно, что о нагайбаках они не слышали. Поэтому вопрос изучения истории малой народности Урала стал для нас актуальным: мы должны знать о своих соседях!

Цель исследовательского работы: изучить историю, культуру и быт малого народа Урала – нагайбаки.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. привлечь внимание сверстников к проблемам национальной культуры уральского этноса через знакомство с литературой, архивными материалами;

2. способствовать развитию толерантности наших сверстников, уважительного и бережного отношения как к своей родной, так и другим национальным культурам народов Урала через изучение материальной и духовной культуры малого народа – нагайбаков (воссоздание национального нагайбакского костюма, постановки национального танца, выпечки национальных кулинарных изделий, составить сценарий выступления о нагайбаках);

3. помочь сверстникам осмыслить настоящее через обращение к историческим корням, к традициям прошлого: выявить особенности, общее и различное между татарами и казаками, а также нагайбаками, населяющими Нагайбакский район Челябинской области;

4. организовать этнографическую экспедицию в Нагайбакский район Челябинской области для исследования быта и культуры малого народа Урала; по материалам экспедиции снять видеоролик, выпустить буклет, описать этнографический маршрут, отчетный материал представить общественности, подготовив выставку «Наши соседи. Нагайбаки».

Объектом исследования в работе является малая народность Урала нагайбаки, предметом исследования элементы, входящие в систему его духовной культуры: быт, традиции, песни, танцы, обряды, а механизмом исследования организация 15-23 августа 2018 года этнографической экспедиции в Нагайбакский район (с. Париж, п. Кассель, с. Фершампенуаз), который находится недалеко от Магнитогорска и является единственным в Челябинской области этнографическим районом (Приложение 1). Площадь района: 3018,90 кв. км. Население: 20,9 тыс. человек. Образован: 10 июня 1931 года. Центр: село Фершампенуаз.

Работая с документами, мы узнали, что нагайбаки, населяющие многонациональный Урал, признаны государством официально, как малая народность лишь в 1926 году, их численность составляет всего около 10000 человек, относится к тюркским народам. Сейчас на официальном уровне нагайбаки признаны и занесены в список малых народов России. Проведенный контент-анализ показал, что первая попытка изучения нагайбаков была предпринята ещё в 18 веке П.И. Рычковым [11], который впервые дал описание обычаев, занятий нагайбаков, сообщил конкретные данные об их численности, населенных пунктах. На наш взгляд, научные работы М. Глухова [4], И.Р. Атнагулова [2]; статьи-размышления П.И. Минеева [6] наиболее полно и подробно исследуют историю, культуру, традиции нагайбаков. Идеология этих авторов оказалась нам близка. Книга краеведа С.И. Вдовиной [3] «Соты памяти народной» оставила неизгладимое впечатление: в ней описаны предания, легенды, обычаи нагайбакского народа. С некоторыми героями этой книги, которые и сегодня хранят самобытность нагайбаков и особый национальный уклад, нам посчастливилось общаться в этнографической экспедиции.

Один из исследователей этой народности этнолог и кандидат исторических наук Ирек Атнагулов [1, 2, 12] достаточно часто дает интервью различным изданиям. Читатели в интернете обсуждают его материалы, соглашаясь или, наоборот, опровергая некоторые исторические факты, связанные с жизнью и переселением нагайбаков на Урал. На наш взгляд, это говорит о том, что интерес к малому народу нагайбаки велик не только у тех, кто таковыми является, но и тех, кто впервые услышал о нем.

Для многих не секрет, что малые народы в современном мире вымирают. Выживут ли нагайбаки? Поэтому при работе над исследованием нами выдвинута гипотеза: самобытность этноса вследствие изменений в культурном облике малого народа – нагайбаки и ассимиляции его с другими народами не теряется. В этом прослеживается актуальность исследовательской работы. Новизна представленной работы в том, что предметом исследования выбрана фактически мало знакомая нам тема и нестандартный способ ее изучения: работа с живым историческим материалом в этнографической экспедиции.

В работе нами использованы исследовательские методы:

1. накопление материала: изучение литературы и интернет-источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, консультации, наблюдение, описание; работа со словарями;

2. осмысление собранного материала: сравнение, сопоставление, обобщение;

3. проверка и уточнение фактов, выводов, их корректировка, обсуждение результатов, проверка на практике.

Основная часть

1. Методика исследования

Наше исследование мы разделили на этапы.

1. Заочное знакомство с малой народностью нагайбаки (январь-июнь 2018): определили исторические предпосылки обоснования нагайбаков на Урале (контент-анализ показал некоторые противоречия в описаниях, а также разные версии о происхождении малой народности).

2. Организация летней этнографической экспедиции «Малые народы Урала. Нагайбаки» (15-23 августа 2018) в соседнюю Челябинскую область, посетив села Париж, Кассель, Фершампенуаз Нагайюакского района. Перед нами стояла задача снять противоречия, с которыми мы столкнулись ранее при изучении вопроса, а также выявить особенности, общее и различное в материальной и духовной культуре нагайбаков, татар и казаков, оценить степень сохранности малого народа – нагайбаков и их культуры.

3. Работа с экспедиционным материалом (август-декабрь 2018), который оказался востребован, в том числе, и нашими сверстниками: мы увидели интерес к нашему исследованию тех, кому рассказываем о малом народе нагайбаках, перед кем выступаем.

4. Выступления, участие в конкурсах и научно-практических конференциях (2018-2020), работа над созданием этнографического маршрута «Наши соседи».

В исследовательской работе представлен материал непосредственных наблюдений, проведенных в ходе этнографической экспедиции в Нагайбакский район. В исследовании в большей степени уделено внимание сравнительной характеристике некоторых элементов материальной (одежда и украшения, пища, жилище, утварь) и духовной (обычаи, народная музыка, хореография) культуры татар и казаков с нагайбаками, которые при крещении и вынужденном переселении на Урал, все же сумели сохранить свой этнос. В качестве информантов в опросе были включены коренные жители сел Париж, Кассель, Фершампенуаз Челябинской области, разных возрастных и профессиональных групп.

Как было сказано выше, вопрос о происхождении малой народности нагайбаки имеет различные версии. В экспедиции нам удалось пообщаться с музейными работниками с. Париж В.Э. Афанасьевой и Н.Г. Герасимовой, в с. Кассель – И.Ф.Минеевой, которые также описывали разные версии происхождения нагайбаков, подтверждая их уже известными нам легендами и преданиями (Приложение 3). Проведя анализ, мы заключили, что причина несовпадений и противоречий в том, что информация до наших героев на протяжении веков передавалась из «уст в уста», несомненно, с искажением фактов, которые каждый воспринимает по-своему.

Нам стало известно, что новые казаки, как защитники Отечества, принимали участие во всех сражениях 18 века, в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном, заграничных походах. Отсюда и название сел в Нагайбакском районе, как дань уважения к ратным подвигам нагайбаков. Об этих великих исторических фактах малого народа воспел в своих стихах наш современник, житель села Париж Дмитрий Останин (Приложение 6). В разговоре с местными старожилами мы выяснили, что с первых дней образования Нагайбакского района вопросы культурного строительства оказались в центре внимания администрации: были открыты избы-читальни, библиотеки, клубы и школы, стали появляться коллективы художественной самодеятельности.

Руководитель парижского музея Н.Г. Герасимова поведала нам историю о нагайбакском языке: «Нагайбаки выпустили словари русско-нагайбакский, нагайбакско-русский. Это народное понимание идентичности. У каждого народа должен быть свой язык. Если нагайбакам объяснили, что они отдельный народ, так они сразу сказали, что у них язык должен быть, и он есть. Они стали искать отличие от татарского языка. Нагайбаки сейчас заявляют, что татарский язык настолько отличается от их языка, что порой они не понимают, о чем говорят татары. Но ни в одном лингвистическом словаре мы этого феномена нагайбакский язык не видим. Конечно, это вариант татарского языка» [1], (Приложение 2). Нас же в истории с языком поразило трепетное отношение к нему нагайбаков. Примером может служить выражение, определяющее эту суть: «Крестьяне, а живут в ПарижЕ. Живут в ПарижЕ, а говорят на татарском...», даже ударение в словах нагайбакского не такое, как в русском. А устное народное творчество нагайбаков не знает границ!

Мы встретились с представителями фольклорного коллектива «Гумыр» Зоей Прохоровной Минеевой и Розой Прохоровной Букасевой (Приложение 3, фото1;3) и выяснили, что музыкальной основой всех песенных выступлений является музыка, на наш взгляд, похожая на казацкие песни, а вот исполняют их на своем родном языке, который очень похож на татарский. А если говорить о национальном танце, то движения в нем напоминают русско-народный танец, исполняемые то медленно, то быстро. Изучив основные движения танца, которые продемонстрировали нам участницы фольклорного ансамбля «Гумыр», мы самостоятельно поставили танец с элементами национального нагайбакского колорита! Когда мы его исполняем, зрители приходят в недоумение: музыка казацко-залихватская, слова песни поются на языке, близком к татарскому, ну а в пляс хочется пуститься всем присутствующим!

Мы познакомились с жанровой классификацией песенного творчества нагайбаков: 1) песни с религиозным оттенком; 2) бытовые; 3) романтического характера; 4) хороводные; 5) свадебные; 6) походные; 7) исторические». В очерке С. Г. Рыбакова «Русские влияния в музыкальном творчестве нагайбаков – крещеных татар Оренбургской губернии» [7] приведено 18 песен (из них 7 многоголосных). Практически все эти песни можно услышать сегодня в профессиональном исполнении многочисленных национальных коллективов Нагайбакского района, победителей песенных фестивалей.

От жителей нагайбакских сел мы узнали о сохранении традиционного образа их жизни и хозяйствования. Мы выяснили, что 78,4% нагайбаков живут в сельской местности. Основные традиционные занятия – залежное земледелие (пшеница, ячмень, овёс, полба, местами – рожь; из технических культур – лён и конопля) и животноводство (лошади, крупный рогатый скот, овцы, свиньи, птица). Коренные жители, как хранители нагайбакской культуры, подробно рассказали нам о быте нагайбаков, их традициях, знаменитой нагайбакской кухне, фольклоре и национальном костюме.

В процессе ассимиляции нагайбаков с русским населением традиционный костюм, в первую очередь мужской, постепенно утрачивал самобытность. С начала 20 века получил распространение русский городской костюм. Старинные образцы нагайбакской одежды и украшений передавались из поколения в поколение как семейные реликвии. (Приложение 3, фото 9;12;13;14). Мы заинтересовались историей национального костюма нагайбаков и решили воссоздать его, опираясь на рассказы местных жителей, музейные экспонаты, а также национальные костюмы местных фольклорных коллективов. В Приложении 5 приведена Технологическая карта изготовления мужского и женского национальных нагайбакских костюмов.

2. Результаты исследований и их пояснение

Изучив некоторые элементы материальной и духовной культуры малого народа нагайбаки, сравнив их с элементами русской и татарской культуры, мы пришли к выводу, что имеются как схожие, так и различные черты в быту, культуре, языке, в одежде. Обрядность схожа как с русской, так и с татарской. Нагайбаки используют русские имена, они православные, именуют себя «крещенами». Говорят на татарском языке, но для письма используют русские буквы. Мужской национальный костюм вытеснен русским – казачьим, а женский схож с татарским, но декоративное оформление не имеет аналогов в других группах волго-уральских татар (Приложение 5).

Для подтверждения (или опровержения) изученных сведений и в их объективности мы посетили национальные музеи в селах Париж, Кассель, Фершампенуаз, пообщались с их сотрудниками, местными жителями, познакомились с участниками фольклорного коллектива «Гумыр» села Кассель. Познакомились с МКУК «Централизованная музейная система» Нагайбакского муниципального района Челябинской области (Приложение 8).

Мы убедились в разнообразии и богатстве культуры жителей Нагайбакского района. Проживая в содружестве с представителями многих народов России, они сумели сохранить свою историю и самобытную культуру. Поэтому предположение о том, что в будущем через два-три поколения нагайбаков народность перестанет существовать, не оправдывает себя. Может случиться, что со временем не останется нагайбаков, говорящих на своем родном языке. Но пока жива культура, традиции, люди, несущие ее в массы, малому народу жить! Мы окончательно убедились, что нагайбаки осознают себя самостоятельной нацией, о своей национальности говорят с гордостью и хранят историческую память. Именно эти встречи оставили у нас, участников экспедиции, неизгладимые впечатления! Более подробное описание этнографической экспедиции представлено в Сборнике творческих работ участников экспедиционных отрядов «Урал – территория жизни активных граждан» [7].

3. Выводы

Во время проведения этнографической экспедиции мы:

познакомились с яркими представителями малого народа нагайбаков, населяющий Урал, пообщались с жителями сел Париж, Кассель, Фершампенуаз Нагайбакского района (Приложение 3);

познакомились с работой Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная музейная система» Нагайбакского муниципального района Челябинской области (Приложение 8), узнали о традициях, быте, культуре нагайбаков. В национальных музеях прочувствовали харизму этого народа: поработали на настоящем ткацком станке, накололи дров, затопили печь, отужинали у гостеприимных хозяев, не забыв расспросить о рецептах национальной кухни и записать (Приложение 4);

увезли с собой массу впечатлений, заряд бодрости, эксклюзивный материал о малом народе, (Приложения 4,6,7,8), фото- и видеоматериалы, поучаствовали в мастер-классах.

По приезду домой собственноручно воссоздали национальные мужской и женский костюмы по правилам и традициям нагайбаков (Приложения 5,6,7,8); выучили песни и стихи нагайбакских поэтов, поставили национальный танец, подобрали к нему музыку; научились выпекать национальное блюдо (очень похожее на русский хворост), с которым участвуем в обряде приглашения в гости; обработали видеоматериалы и смонтировали видеоролик.

С экспедиционным материалом мы знакомим своих сверстников, взрослую аудиторию (Приложение 6). На IX Всероссийском конкурсе «Молодежь против экстремизма» в направлении «Народы. Национальная идентичность. Этнокультура. Народное воспитание», номинация «Социальный видеоролик» представили видеоролик, в котором рассказываем о малом народе нагайбаках. Нам очень приятно, что наши слушатели начинают различать особенности башкир, татар, нагайбаков, и так же, как и мы, теперь знают, что на Урале живут малые народности не только хансы и манси, но и нагайбаки.

Заключение

Подводя итоги работы над исследованием «Малые народы Урала. Нагайбаки», можно сделать вывод о том, что: поставленная цель выполнена, задачи решены. Выполнен социальный заказ музея БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагуткина: собран материал о малочисленном народе нагайбаки, его быте, культуре, обычаях, составлена технологическая карта изготовления национального костюма. Информация об экспедиции передана в музей лицея в виде аудио- и видео записей, составлен альбом, в котором отражены самобытность духовной культуры нагайбаков.

Этнографический маршрут «Наши соседи» (по материалам этнографической экспедиции «Малые народы Урала. Нагайбаки») представлен на веб-сайте izi.TRAVEL. При наличии специального приложения для смартфонов контент доступен в режиме онлайн (Приложение 7).

Выполняя исследовательскую работу, нами:

самостоятельно проведен отбор необходимого исторического материала по вопросам исследования,

организовано участие в этнографической экспедиции для исследования и уточнения исторических фактов жизни нагайбаков ,

выявлена степень сохранности малого народа – нагайбаков и их культуры, по итогам экспедиции снят видеоролик, изготовлен буклет, альбом, брошюра-путеводитель, создан виртуальный Этнографический маршрут «Наши соседи».

Продолжение исследовательской работы планируем в следующих направлениях:

продолжить среди лицеистов просветительскую работу о малых народах, населяющих Урал, Свердловскую область, Берёзовский;

раскрыть интересные и неизвестные факты малых народов через призму их культуры, быта, фольклора;

провести анкетирование среди лицеистов с целью выявления национального состава Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №7» им.А.А. Лагуткина.

продолжить собирать материал о многочисленных национальностях народа, населяющих Урал, а также среди обучающихся Лицея (в том числе, и малых народов).

Список использованных источников и литературы

Атнагулов И.Р. Нагайбаки. Опыт комплексного исследования историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX – начала XX века. – Новосибирск, 2007. – С. 198

Атнагулов И.Р. Этническая история нагайбаков в XVIII – начале XXI веков: Становление и трансформация идентичностей. – Магнитогорск, 2017. – С. 468

Вдовина С.И. Соты памяти народной. Челябинск ООО «АЛИМ», 2008. – С. 223

Глухов-Ногайбек М. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. Изд. Вотан, Казань, 1995. – С. 87

Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. Москва: Издательство Московского университета, 1966 г. – С. 113

Минеев П.М. Нагайбакский этнос от восхода до заката. Челябинск, 2013. – С. 342

Нежданов Р. Этногрфическая экспедиция «Малые народы Урала. Нагайбаки». Сборник творческих работ участников экспедиционных отрядов «Урал - территория жизни активных граждан». / Сост.: Шубина Г.Л., Нагдалян Н.А. / Отв. за выпуск Шинкаренко И.Н. - Екатеринбург: ГАНОУ СО «Двоец молодежи», 2019 - 96 с.

Рыбаков С.Г. Русские влияния в музыкальном творчестве нагайбаков – крещеных татар Оренбургской губернии. Русская музыкальная газета, 24 октября 1896г. №11.

https://rb7.ru/news/ufa-and-rb/society/52807

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1014650

https://uraloved.ru/ludi-urala/richkov-petr-ivanovich

https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение №1.

Карта Нагайбакского района Челябинской области.

Красными линиями отмечен маршрут

этнографической экспедиции 15-23 августа 2018 год.

Приложение №2.

О самоопределении. О языке.

Интервью (выдержки) с этнологом, кандидатом исторических наук И. Атнагуловым

Почему вы начали изучать именно нагайбаков и как долго вы уже этим занимаетесь?

Я заинтересовался нагайбаками и вообще этнографией так давно, что наверное даже название этой науки не знал. В детстве у меня был атлас Челябинской области, и там была одна страничка, где были обозначены народы региона. И мне было удивительно, что есть Нагайбакский район, а народа нагайбаков не было. Их отмечали как татар тогда. Вот с тех пор у меня начался интерес, почему нагайбаки, почему татары. Вот детское увлечение переросло постепенно в профессию, в профессиональную деятельность.

Когда образовался Нагайбакский район? Больше ста лет назад нагайбаки были довольно закрытыми и не впускали в свою культуру и в генетику другие народности. Одна из местных жительниц нам рассказывала, что было очень сложно выдать девушку из Касселя в Париж. Они не одобряли. Почему так происходило?

Нагайбаки, действительно, переехав сюда на южный Урал, стали эндогамны. Они не пускали в свою среду иных братьев. Русские казаки не видели в них сородичей, поскольку они говорили на другом языке, хоть и были православными. Ближайшие родственники по языку казахи и башкиры, так же не видели в них сородичей, поскольку являлись представителями разных религий. Поэтому у нагайбаков сложилась такая ситуация, когда их "выталкивали" свои же соседи. В Бакалинском районе такого совсем не было. Казак мог неказачку взять замуж, вероятно, такое случалось. Здесь уже этого не могло быть.

Очень интересная история про народного лидера Алексея Маметьева. Мне было не очень понятно, почему именно тогда он решил взяться за борьбу? Почему вот в 80-е появился такой бум на идентичность у нагайбаков?

Вообще вся ситуации в государстве: перестройка, гласность, демократизация общества. Тогда можно было говорить: "мы нагайбаки". Вы знаете, я по хозяйственным книгам смотрел у нагайбаков. Межнациональные браки стали увеличиваться где-то с 70-х годов, до этого были мононациональные в основном. Вот русско-нагайбакские семьи стали увеличиваться. Дети, рожденные в межнациональных браках, выбирали русскую идентичность. Неважно, кто отец или мать, если один из них русский. У нагайбаков фамилии все почти русские, имена тоже. Там проблемы особо не было со сменой идентичности. А вот с конца 80-х годов и в 90-х годах много детей стали записываться нагайбаками из межнациональных семей тоже. Здесь, конечно, оказала влияние общая политическая ситуация в стране. Стало модно быть не таким как все, модно стало вспоминать о своих исторических корнях, о прошлом. Это такой тренд.

Мы пытались спрашивать по поводу сохранения языка, изучения его у нагайбаков. Где-то читала, что раньше он преподавался и в школах в Советском Союзе. Они же говорят, что такого не было никогда. Зато есть в детских садах сейчас курсы для детей.

Нагайбаки получали образование на татарском языке. При Хрущеве это все начало прекращаться, как и других народов. Нагайбаки получали педагогическое образование в Троицком педагогическом училище. Приезжали в нагайбакские села и обучали детишек татарскому языку по учебникам, изданным в Казани. Потом это прекратилось, не по воле нагайбаков. Конечно, эти 30 лет даром не прошли. Нагайбакская языковая среда стала сужаться сильно. Чаще говорит на родном языке старшее поколение, среднее говорит 50 на 50, младшее поколение почти не говорит совсем. Нужна система, как мне кажется.

В чем отличие между нами и русскими? Сложно ответить на этот вопрос. Есть фамилии русского происхождения, которые возникли при крещении. У них много Ивановых, Алексеевых, Васильевых. Есть фамилии, вероятно, от прозвища возникшие, например, Маментьевых. Возможно, выходцы из Кавказа. Имя Мамет или Мемет, может это крымско-татарское. Араповы распространенная фамилия. Арап это тоже были среди нагайбаков такие группы, от них пошло. У тюркских народов на "ски" фамилии не существуют, у нагайбаков есть одна группа башкирские.

Приложение №3.

Фоторепортаж с места событий.

Этнографическая экспедиция 15-16 августа 2018 год.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.Встреча с представителями фольклорного коллектива «Гумэр»: Зоя Прохоровна Минеева и Роза Прохоровна Букасева

2.Посещение музея в селе Кассельский.

3.Разговор с представителями фольклорного коллектива «Гумэр».

4.Встреча с заместителем директора Центра традиционной культуры Среднего Урала Кучевасовой Светланой Наильевной.

5.Село Париж. Эйфелева башня.

6.Посещение музея в селе Париж.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

7.Село Париж. Граница.

8.Музей в селе Фершемпенуаз. Экспозиция советского времени.

9.Дом Творчества в селе Фершемпенуаз. Ткацкий станок. Действующий.

10.Дом Творчества в селе Фершемпенуаз.

11.Краеведческий музей в селе Фершемпенуаз.

12.Женский нагайбакский национальный костюм. Экскурсия в музее села Париж. Директор МКУК «ЦМС» Герасимова Надежда Геннадьевна ,Нагайбакском р-н

Приложение №4.

Мастер-классы, которые посетили участники этнографической экспедиции

в национальных музеях Нагайбакского района Челябинской области

Фото 1. Так и хочется сказать: русская печь! Участница экспедиции Варвара.

Фото 2. Родион осваивает старинную мельницу для перемалывания зерна в муку.

Участник экспедиции, автор исследовательской работы.

Фото 3. Так в старые добрые времена укачивали нагайбачки младенца в люльке

Приложение №5.

Таблица. Технологическая карта изготовления

мужского и женского национальных нагайбакских костюмов

п/п

Вид работ

Рисунок

1.

Мужской костюм:

Материалы:

1.у нас имелись брюки, гимнастерка, фуражка.

2.приобрели синюю атласную ленту шир. 5 см.

Процесс изготовления:

1.пришили синии лампасы на брюки,

2.синий околыш на фуражку, 3.прикрепили кокарду ОКВ.

 

2.

Женский костюм. Юбка:

Материалы:

ткань габардин красного цвета

ткань рубашечная клетчатая, для оборки по низу юбки.

ножницы, нитки, иголки, швейная машина.

Процесс изготовления:

построение выкройки юбки солнце

раскрой юбки из красной ткани

сметка, примерка

шитье на швейной машине

5.отделка низа юбки оборкой из клетчатой ткани

 

3.

Блуза:

Материалы:

1.ткань габардин красного цвета

2.ткань рубашечная клетчатая, для отделки блузы.

3.ножницы, нитки, иголки, швейная машина.

Процесс изготовления:

1.построение выкройки блузы

2.раскрой блузы из красной ткани

3.сметка, примерка

4.шитье на швейной машине

5.отделка блузы манжетами и воротником из клетчатой ткани

 

4.

Фартук с узкой грудкой:

Материалы:

1.ткань габардин красного цвета

2.акриловые краски для ткани, кисти

3.ножницы, нитки, иголки, швейная машина.

Процесс изготовления:

1.построение выкройки фартука

2.раскрой фартука из красной ткани

3.сметка, примерка

4.шитье на швейной машине

5.подбор узора для декорирования фартука

6.изготовление трафаретов

7.нанесение рисунка на ткань акриловыми красками

 

5.

Мониста

Материалы:

1.ткань габардин красного цвета

2.ножницы, нитки, иголки, швейная машина

3.старые монеты

Процесс изготовления:

1.построение выкройки монисты

2.раскрой монисты из красной ткани

3.сметка, примерка

4.шитье на швейной машине

5.отделка монисты монетами

 

6.

Головной убор

Материалы:

1.ткань габардин красного цвета

2.отделочная тесьма двух видов

3.Ножницы, нитки, иголки, швейная машина.

Процесс изготовления:

1.Построение выкройки головного убора

2.Раскрой головного убора из красной ткани

3.Сметка, примерка

4.Шитье на швейной машине

5.Отделка головного убора тесьмой

 

Мы изготовили мужские и женские праздничные национальные костюмы нагайбаков для нашего выступления на фестивале «Урал многонациональный». Нам удалось познакомить жюри и зрителей с малым народом, проживающим в соседней Челябинской области. Мы передали национальный колорит нагайбаков через оригинально поставленный танец, залихватскую музыку, красочные костюмы.

Фото 16. Национальный нагайбакский танец в исполнении лицейского танцевального ансамбля «Вольница». Костюмы, в которых выступают участники ансамбля, сшиты собственными руками, воссозданы в национальных нагайбакских традициях.

Приложение 6.

Сценарий выступления на муниципальных Рождественских чтениях 2019 года

Выход под музыку авторов проекта в национальных нагайбакских костюмах малой народности Урала: с нагайкой (Чтец 1) и рушником с хворостом (Чтец 2), угощает членов жюри: «Угощайтесь, гости дорогие!».

Чтец 1: Уважаемые члены жюри! Вы участвуете в национальном обряде встречи гостей: те, кто отведал наше угощение, становятся нашими самыми близкими родственниками. Добро пожаловать к нам в гости!

Чтец 2. Добрый день! Мы – Родион и Варвара – своим выходом дали вам подсказку для очень хитрой загадки. Слушайте внимательно! Вот она!

Чтец 1. Крестьяне, а живут в ПарижЕ. Живут в ПарижЕ, а говорят на татарском. Язык татарский, а православные! Как вы думаете: о какой народности идет речь?

Чтец 2. Родион! А еще подсказки есть?

Чтец 1. Да! «На субботу-воскресенье едем к бабушке в Париж. В баньке попариться» – такую не совсем обычную фразу можно услышать на Южном Урале.

Чтец 2. Итак, ваши варианты ответов!

Чтец 1. Сегодня мы расскажем Вам о народе, который населяет наш многонациональный Урал и признан государством официально, как малая народность всего лишь в 1926 году. Этот народ проживает в Нагайбакском районе Челябинской области, его численность составляет всего около 10000 человек, относится к тюркским народам. Родственные им народы «Кряшены» – крещеные татары, которые проживают в Татарстане.

Чтец 2. Это нагайбаки, которые старательно и трепетно оберегают свою непохожесть на другие народы, свою культуру, богатый песенный репертуар. В этом мы убедились лично, когда летом 2018 года организовали этнографическую экспедицию и побывали в трех замечательных селах с такими необычными названиями: Париж, Фершампенуаз, Кассель. Пообщались с коренными нагайбаками, которые и познакомили нас со своей историей и культурой. О нашей экспедиции мы сняли фильм, а Вашему вниманию мы предлагаем повествование о малом народе Урала.

Чтец 1. Существует поверье, что нагайбаки произошли от ногайских воинов – охранников царицы Сюимбике, правительницы Казанского ханства (1549-1551). Их нанимали как искусных, преданных и честных воинов. В 1552 году после завоевания Казани Иваном Грозным они добровольно приняли Святую православную веру и стали служить Московскому царю.

Чтец 2. В 1736 году по указу императрицы Анны Иоановны было создано Нагайбакское казачье войско для укрепления пограничья с Башкирией.

Татары-православные – на службе у царя,

Кочевники коварные боялись их не зря.

Звенят клинки булатные, свистит кругом картечь,

Им любо дело ратное, страну свою беречь.

Чтец 1. Новые казаки, как защитники Отечества, принимали участие во всех сражениях 18 века, в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном, заграничных походах. Об этих великих исторических фактах малого народа воспел в своих стихах наш современник, житель села Париж Дмитрий Останин.

Чтец 2.

От дыма солнце тусклое, в степи пригнулись злаки,

Стоят за землю русскую казаки-нагайбаки!

Отряду безымянному награды лучше нет,

Атакой долгожданною скакать врагу во след!

Страшась казачьей дерзости, сказал Наполеон:

Нигде подобной смелости ещё не видел он!

Когда мы общались с местным населением, нас удивило то, что нагайбаки, пережившие страдания и горе, неоднократные переселения, сумели сохранить свою культуру и обычаи. Легко ли бросать свои родные, обжитые места и начинать новую жизнь на чужбине? Пережив несколько войн, трагедий, расказачивание, они при этом не держат ни на кого обиды, они не ожесточились.

Чтец 1. Нагайбаки полюбили всем сердцем новые места, проживая в содружестве с представителями многих народов России. А все их радости и переживания воплотились в своеобразных традициях, в фольклоре. Они сумели сохранить свою историю и самобытную культуру! Благодаря небольшим национальным музеям, фольклорным коллективам, они бережно хранят наследие своего маленького и гордого народа!

В селе дорога узкая, Париж в вечернем мраке,

Гармонь играет русская: гуляют нагайбаки.

С подругой на свидании ведёт казак беседы,

Всё так же, как и ранее их прадеды и деды!

Приложение 7.

Этнографический маршрут «Наши соседи»

Этнографический маршрут «Наши соседи» представлен на веб-сайте izi.TRAVEL. При наличии специального приложения для смартфонов контент доступен в режиме онлайн. Здесь вы можете ознакомиться с текстами, аудиоматериалами, изображениями, видео, ощущая полный эффект присутствия по внутренним помещениям музеев сел Париж, Фершампенуаз, Кассель Нагайбакского района Челябинской области, насладитесь общением с местными жителями и сотрудниками музеев.

 

QR-код

для входа на веб-сайт izi.TRAVEL

Приложение 8.

МКУК «Централизованная музейная система»

Нагайбакского муниципального района Челябинской области

Музей

фото

Адрес музея

Хранители музея

Телефон,

e-mail

Особенности экспозиций

Музей села Фершампенуаз им.А.М.Маметьева

457650

Челябинская область, Нагайбакский район, село Фершампенуаз

ул. Советская д.43

Директор МКУК "ЦМС": Герасимова Надежда Геннадьевна.

Главный хранитель: Сорокина Евгения Валерьевна

8(35157)59391

E-мail: [email protected]

8(35157)23194

E-mail:

[email protected]

Пешая экскурсия "Фершампенуаз у нас - столица". Можно увидеть достопримечательности села, на берегу реки Гумбейка можно узнать о ее загадочности. Экскурсантам предложат народные игры и забавы.

Музей села Париж

457654

Село Париж,

ул.Советская 69

Заведующая Арапова Людмила Петровна.

8(35157)59391

E-mail:[email protected]

Интерактивная экскурсия: Путешествие по казачьей избе. Знакомство с жилищем казаков-нагайбаков, с предметами нагайбакского быта

Музей поселка Кассельский

457655

п.Кассельский, ул.Красноармейская 38

Заведующая Минеева Елена Флегонтовна

8(35157)54655

E-mail:

[email protected],

Деревянный бревенчатый дом хранит историю поколений и может многое нам поведать. Музей изучает историю родного села, жизнь и быт жителей, сохраняет обряды и традиции нагайбаков

Музей поселка Остроленский

457663

поселок Остроленский,

ул. Васильева 49

Заведующая Бургучева Тамара Алексеевна

8(904)9372050

E-mail:

[email protected]

Путешествие по реке Времени

Уникальная возможность познакомиться с потомками казаков-нагайбаков, прославившихся в Отечественную войну 1812-1814гг. с Наполеоном

Просмотров работы: 763