Уникальный собор из сердца Сибири

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уникальный собор из сердца Сибири

Хазова П.Д. 1
1МБОУ лицей № 12
Григораш С.М. 1
1МБОУ лицей № 12
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Краеведение

Уникальный собор из сердца Сибири

Выполнил(а):

Хазова Полина Даниловеа

учащий(ая)ся 6 «Г» класса

наименование учебного учреждения (в род. падеже)

МБОУ лицея № 12

Руководитель:

Григораш Светлана Михайловна,

учитель высшей категории

Содержание.

Ведение……………………………………………………………………........................................3

Теоретическая часть …………………………………..……………………………………………4

Историческая часть. Изучение истории собора с момента основания

до наших дней. …………………………………………………………………………………………4

Теоретическая часть. Определение архитектурного стиля собора. Изучение

характерных элементов. Поиск ответа - в чем уникальность облика собора во

имя Святого Благоверного Александра Невского..……………..…………………….………….5

Практическая часть.

Моделирование собора. Изготовление макета. ………………………………………………….6

3.2. Анкетирование……………………………………………………………………………………..6

Выводы……………………………………………………………………………………….………6

Заключение…………………………………………………………………………………………..7

Список литературы и интернет-ресурсы……………………………………………………..……7

Приложение 1. Фотографии и чертежи……….………………………………………………………8

Приложение 2. Анкетирование………………………………………………………………………14

…За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

С. Есенин

1. Введение

У меня есть любимое место. На холме, над полями и старинным купеческими домами возвышается каменная церковь. Стройный стан, светлый образ, золотые купола. Сюда мы любим приезжать с родителями и младшей сестрой. В соборе всегда чувствуешь себя спокойно. Тревожные мысли уходят, ты наполняешься благостью. Здесь меня крестили, когда я была маленькой. Я хочу рассказать о соборе Александра Невского в посёлке Колывань.

Когда мы приехали сюда прошлой осенью, в церковной лавке нам на глаза попалась книга «Колывань православная», изданная в 2013 году. (Приложение 1. Фото1, 2.) В ней история храма, фотографии, много лиц и событий. Мы заинтересовались и купили ее. Решили тут же сходить в музей. Он не далеко от собора. И попали на выставку, посвящённую церквям Колывани, увидели старинные фотографии, макет, прочли статьи на стендах. (Приложение 1. Фото 3.)

История захватила наше воображение. Перед глазами появился купеческий город Колывань. Конец 19 века. Ярмарка на площади. Служба в соборе. Александровская улица. Колокольный звон. Купец второй гильдии Кирилл Климович Кривцов, который пожелал на свои средства возвести каменный храм и его приемный сын Фёдор, в свои 24 года построивший такое сложное и красивое здание.

Мне захотелось узнать обо всех исторических подробностях появления чудесного собора. Мои родители — архитекторы. Мы путешествуем по городам России, смотрим архитектурные памятники, разговариваем об архитектуре, читаем книги. Этот храм особенный. Архитектура нашего родного края нам особенно интересна.

Цель: изучить историю и архитектурный облик собора Александра Невского в посёлке Колывань с момента основания до наших дней и определить, в чем уникальность облика собора.

Задачи:

Посетить объект исследования в разное время года.

Собрать информацию в печатных изданиях, использовать интернет-ресурсы. Посетить Колыванский краеведческий музей.

Выполнить макет собора. Отобразить, что уникальный собор расположен в сердце Сибири.

Определить архитектурный стиль и его характерные черты. Ответить на вопрос - в чем уникальность облика собора Александра Невского в Колывани.

Провести анкетирование среди сверстников и взрослых.

Методы исследования:

1. Сбор и изучение информации.

2. Данные собраны в колыванском краеведческом музее, на интернет-ресурсах и из книг,

купленных в церковной лавке собора.

3. Фотографирование объекта.

4. Изучение чертежей.

Изучение пропорций и форм элементов собора по фотографиям.

Моделирование собора. Макетирование.

Изучение и обобщение полученной информации.

Анкетирование. Данные анкетирования и выводы приведены в Приложении 2.

9. Анализ и выводы.

2. Теоретическая часть

...Храм Божий на горе мелькнул,

И детски-чистым звуком веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

"Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой"...

Н.А. Некрасов

2.1. Историческая часть. Изучение истории собора с момента основания до наших дней.

Решение о возведении церкви было принято 29 октября 1878 года на общественном сходе жителей Колывани. Она должна была носить имя Покрова Пресвятой Богородицы. Но после убийства 1 марта 1881 года императора Александра II, колыванский купец II гильдии Кирилл Климович Кривцов «пожелал на свои средства построить в память убиенного Александра П собор имени Александра Невского по плану, утвержденному для церкви Покрова». Прошение, направленное им в Синод, было утверждено императором Александром III.

Будучи купцом II гильдии, Кирилл Климович Кривцов был видным меценатом и общественным деятелем, награждался золотой медалью на Станиславской ленте «за заслуги по духовному ведом­ству», избирался гласным в городскую думу.

Кирилл Климович доверил строительство церкви своему пасынку Федору, своих детей у него не было. Храм был заложен 2 мая 1882 года, Федору на тот момент исполнилось 24 года. Строительные работы велись 5 лет и 1 декабря 1887 года церковное здание было освидетельствовался томским городским архитектором в присутствии полицмейстера,

благочинного и городского головы. А 4 декабря 1887 года храм был освящен преосвященным епископом Томским Семипалатинским Исаакием. (Приложение 1. Фото 7)

После революции 1917 года, в Советское время службы в церкви продолжалась до начала 60-х годов XX века, что само по себе, говорит о многом. Но в 1962 году церковь все же закрыли, а в 1968 г. были снесены купола. Церковь пытались взорвать, чтобы обрушить стены, но они устояли. Позднее было утрачено внутреннее убранство церкви и церковная ограда. (Приложение 1. Фото 5).

История возрождения храма началась в 1973 году. В начале 1980-х годов мастерская «Новосибирскреставрация» выполнила первые работы по реставрации церкви.

16 мая 1991 года в Колывани побывал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В ходе реставрационных работ не удалось восстановить первозданный иконостас. С 19 июля 1992 года в храме возобновились службы. (Приложение 1. Фото 10).

Собор во имя Святого Благоверного Александра Невского хорошо виден издалека. Всем, кто подъезжает к Колывани по автотрассе со стороны Кудряшовского бора открывается завораживающий вид. Прекрасное здание храма, выделяясь своими значительными размерами, силуэтом и светлым обликом возвышается на южном склоне плоского плато, а вокруг раскинулась Колывань.

2.2. Теоретическая часть. Определение архитектурного стиля собора. Изучение

характерных элементов. Поиск ответа - в чем уникальность собора во имя Святого Благоверного Александра Невского.

Общее композиционное построение, пластика и декор фасадов церкви позволяют отнести здание к примерам эклектики, где традиции классицизма второй половины XIX века дополнены стилизацией в формах византийского и древнерусского зодчества.

Собор имеет арочные порталы, полукруглые закомары, восьмигранные купола луковичной формы. Его образ отличается простотой и цельностью, стройный силуэт, продуманными пропорциями объемов и деталей.

Храм четко ориентирован по сторонам света. Стены основного зала собора имеют разную ширину - большую по граням, обращенным на север, юг, запад, восток. Все грани основного зала прорезаны арочными высокими оконными проемами: строенными с южной и северной сторон и одиночными, выходящими на юго-запад, юго-восток, северо-запад и северо- восток. Что очень интересно. Так как в плане основной зал собора — восьмигранник.

Именно восьмигранник используется как основа, практически во всех культурах. Пространство, которое имеет в плане восьмигранник является гармоничным, энергетически сильным. В основе планов многих деревянных церквей на Руси лежит именно восьмигранник. Есть неприступные замки и старинные города в Европе, где в плане, прослеживается та же фигура.

Так как в этом решении автор совместил линии закомар для украшения внешнего и внутреннего облика здания и восьмигранный объем главного зала в плане. Что является уникальным и не простым решением.

Фасады богато декорированы ступенчатыми пилястрами, ширинками, ложными окнами. Пропорции и формы этих элементов относятся к эпохе классицизма. Полукружия сводов имеют соответствия в полукружиях закомар, порталов, арочных окон. В верхней части стен притвора расположены круглые ниши-киоты. Эти элементы характерны для древних русских храмов. Убранство фасадов дополняет бело-голубая окраска стен, золоченые купола и кресты на главках. Так мы видим, как в одном здании гармонично сочетаются черты зданий разных эпох и народов, это и называется эклектикой, то есть смешение или произвольный выбор разнородных стилевых элементов для оформления. (Приложение 1. Фото 6,10,8).

3. Практическая часть

3.1. Моделирование собора. Изготовление макета.

Технология изготовления.

В первую очередь я сфотографировала все детали здания и общие виды со всех сторон. (Приложение. Фото 4,6,10.) Затем были начерчены развёртки фасадов здания, его план. Данные взяли из книги, найденной сотрудниками краеведческого музея Колывани. Размер, который послужил ориентиром - это высота колокольни 27 м. Чертежи пришлось восстанавливать. Большинство элементов создано по фотографиям (Приложение 1. Фото 6,7,8,9). Затем было выполнено основание, из плотного картона вырезаны и собраны стены макета, приклеена на лицевую сторону бумага с чертежом фасадов. С внутренней стороны приклеены витражи, выполненные витражными красками по пленке (Приложение 1. Фото 17), и иконы, декорированные блеском, чтобы передать эффект мозаики (Приложение 1. Фото 18). Приклеена крыша, решетки, крыльцо. Далее использовался искусственный снег из баллончика, приклеены деревья (Приложение 1. Фото 11,12,13,14). Так на макет опустилась зима.

Материалы.

Основание-планшет 75x50 см. На основании лист картона толщиной 3 мм. Стены из плотного картона толщиной 1 мм, к лицевой части приклеена акварельная бумага с графически показанными элементами фасадов. Именно эта бумага имеет фактуру, на неё хорошо ложатся чернила серебристого цвета. Для изготовления витражей использована прозрачная пленка, витражные краски, витражный контур. Для придания иконам на фасадах большей выразительности использован блеск. Деревья сделаны из веточек рябины, предварительно высушенных в духовке. Также здесь нашли применение искусственный снег, краски в баллончиках, клей (Приложение 1. Фото 16,15).

3.2. Анкетирование.

Мной было проведено анкетирование детей и взрослых, я выяснила, что около 50% опрошенных взрослых интересуются историей и знают об этом соборе в Колывани. И совсем мало моих одноклассников знают об этом месте, его истории, Сибири того времени. Но стоит отметить, что все 100% опрошенных знают, где найти нужную информацию и у всех есть интерес и желание узнать больше. Это говорит об актуальности и необходимости проведения этой работы. Данные анкетирования и схемы приведены в приложении 2.

4. Выводы

После анкетирования детей и взрослых я выяснила, что около 50% опрошенных взрослых интересуется историей и знает об этом соборе в Колывани. И совсем мало детей моего возраста знают об этом месте, его истории, Сибири того времени. Но стоит отметить, что все 100% опрошенных знают, где найти нужную информацию и у всех есть интерес и желание узнать больше.

Я выполнила макет, научилась клеить картон и создавать «зиму» при комнатной температуре,

золотить купола. Исследовала, как была создана уникальная форма храма на основании знаний древних народов.

Главная особенность архитектурной формы собора и яркое подтверждение его уникальности – это решение архитектора использовать восьмигранный объем и соединить сомкнутый восьмигранный свод основного зала с цилиндрическими сводами по закомарам. Подобного решения мы не найдем ни в одном другом сибирском храме.

5. Заключение

В процессе работы я открыла много интересного и необычного в своём любимом здании. Я изучила историю собора, архитектурные стили, которые были использованы для создания образа. Узнала, как называются детали на фасадах и могу рассказать об этом своим друзьям и одноклассникам.

Особую благодарность хочу выразить моим родителям Хазову Даниле Викторовичу и Хазовой Евгении Валерьевне, моей учительнице Григораш Светлане Михайловне, моим одноклассникам и взрослым, которые участвовали в анкетировании, сотрудникам колыванского краеведческого музея директору Козловой Нине Петровне и главному хранителю фондов Смоляниновой Валентине Сергеевне, а также Издательскому дому Гаврилова за книгу «Колывань православная».

Память об этой работе останется в моем сердце на всю жизнь, как и воспоминания о стройном белоснежном храме, в котором меня крестили, с которым связано столько счастливых и ярких минут. Я надеюсь, что моя работа многих заинтересует и поможет с интересом усвоить материал на уроках истории и основ религии.

6.Список литературы и интернет-ресурсы

Список литературы:

Гаврилов Павел «Колывань православная», ООО «Издательский дом Гаврилова». 2013г. %

«История Сибири», 1-2 том, «Наука»» Ленинград» 1968г.

Мнненко Н.А. «По старому Московскому тракту». Новосибирское книжное издательство, 1986г.

«История. Новосибирской г области», «Горница», «Литфонд». Новосибирск,1996г.

«Книга памяти по Колыванскому району Новосибирской области. 1941-1945гг.». Новосибирск, «Наука», Сибирская издательская фирма РАН. 1995г.

Л, Л. Матвеева, В Л. Гусаченко «Колывань историческая». Новосибирск» «Наука», 1996г.

Интернет-ресурсы:

http://www.ortfaedu.ru/ Образование и православие.

http://www.kolivan-pokrov.ru/ Покровский Александро-Невский женский монастырь.

7

Просмотров работы: 82