«Огонь искусства – огонь победы»: влияние военного и послевоенного времени на формирование личности Мастера (скульптора- монументалиста Павленко В. И.)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Огонь искусства – огонь победы»: влияние военного и послевоенного времени на формирование личности Мастера (скульптора- монументалиста Павленко В. И.)

Гунбина П.И. 1Гунбина М.И. 1
1МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Семенова О.А. 1Ларионова Т.А. 1
1МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Все мы родом из детства…»

(Антуан Экзюпреи)

Введение

В детстве важно всё: время, место, люди. Кем и каким ты станешь связано с тремя этими позициями. Мы - дети и наше естественное желание дойти до сути, привело нас к теме исследования и увело в детство Мастера. Согласитесь, что детям свойственно интересоваться всем! Мы же решили дойти, до начальной точки, до той откуда родом сам МАСТЕР! Владимир Ильич Павленко– скульптор-монументалист, его творческий «огонь» - лёг в основу нашей работы! Огонь Павленко зажегся в военное лихолетье (он родился в 1943 году) и разгорелся в труднейших условиях послевоенного времени. Сам Владимир Ильич считает, что «огонь» - это основа города, его особая энергетика, которая передаётся из поколения в поколение каждому, родившемуся на этой земле в любое время при любых обстоятельствах.

Степень изученности проблемы, анализ источников. Начав наше исследование, мы столкнулись с проблемой: малочисленности источников. Оказалось, что про историю города написано много, а вот про монументы и памятники, про людей, создающих их – информации очень мало1. В основном информация сосредоточена на искусствоведческих сайтах, в том числе, на сайте Музея Изобразительного искусства г. Нижний Тагил. Наше исследование всё же не искусствоведческое, оно о человеке и военном времени. Общая информация про историю города и людях, стоящих у истоков города сосредоточена в изданиях, посвященных юбилейным датам рождения Нижнего Тагила. Одна из последних книг с интересными статьями, посвященным деятелям культуры, строителям, металлургам это издание, вышедшее к 290 –летию города2. В подобных же изданиях кратко изложена информация о военном и послевоенном периоде города. Так же материал о нужной нам эпохе опубликован в статьях исторического альманаха «Тагильский краевед», цифровой материал расположен на сайте: http://historyntagil.ru/kraeved/

Помимо опубликованных источников, мы используем источники личного характера. В частности, мы проанализировали личный архив семьи Павленко. Семейные архивные материалы – это фотографии и рукописные воспоминания членов семьи Владимира Ильича и самого скульптора3.

Отсутствие опубликованных трудов по теме нашего исследования натолкнуло нас на мысль самостоятельно создать историю про человека, оставившего след истории города, и конечно же в наших судьбах. Жизнь этого человека уникальна, она должна стать достоянием города, так же как его монумент. В этом и заключается новизна и актуальность нашей работы.

Цель нашего исследовательского проекта: изучив биографию Владимира Ильича Павленко скульптора-монументалиста доказать, что условиями для формирования творческих способностей Мастера стало трудное военное и послевоенное время

Задачи:

1) собрать материал из личного архива семи Павленко, в том числе взять интервью у Павленко Владимира Ильича; 2) изучить литературу по теме исследования и выявить по источникам трудности военного времени в Нижнем Тагиле; 3) найти и проанализировать биографии людей, повлиявших на формирования личности мастера; 4) подготовить материал для: размещения на виртуальной странице официального сайта «Центр развития туризма города Нижний Тагил».

Гипотеза: условия военного и послевоенного времени влияют на формирование творческой личности Мастера

Предмет: историко-культурное пространство (люди, место, время), которое формирует Мастера

Объект: творческий путь Мастера

Методы исследования:

Анализ литературы и источников по теме исследования. Из различных источников, в том числе используя Интернет–ресурсы мы составили историческую справку о городе военной поры и об истории становления личности художник. Интервьюирование: мы взяли интервью у Павленко Владимира Ильича, скульптора, создавшего Монумент металлургам Нижнего Тагила. Работа с семейным архивом: чтобы картина о человеке была максимально полной, мы решили спросить у тех, кто близко общался с этим человеком - у его родных, его семьи. Изучили редкие фотографии на которых запечатлен скульптор.

Ценность исследовательской работы заключается в ее практической значимости, популяризации объектов культурного наследия нашего города. Данный проект будет полезен ученикам средней школы при подготовке к ДКР и ВПР по истории и обществознанию.

Глава 1. Особенности военного времени в Нижнем Тагиле, сформировавшие Мастера

Историю делают люди. Нижний Тагил – пересечение судеб. У его истоков стояли сильные духом, красивые люди, закаленные трудностями – промышленники, металлурги, писатели, художники, ученые, строители и т.д. Все они – любили свой город. Родная земля, как «точка опоры» вдохновляла, придавала силы, одухотворяла этих людей. Сильные люди продолжают вплетать в ткань города свои удивительные судьбы. Переплетение, узор, красота, вдохновение – сила. Огонь – их стихия. Металлурги были и остаются главными людьми этого пространства. Их огонь будет гореть вечно и в сооружении, созданном скульптором – монументалистом Владимиром Ильичом Павленко. Этот огонь горит ярко, горячо. Чтобы понять то, что хотел рассказать автор ныне живущим и будущим поколения, чтобы лучше узнать самого автора, необходимо немного остановится на истории зарождения города, зарождении металлургии. Ведь это Нижний Тагил - это как «точка отсчета». Все начинается когда-то… Важно время, место, человек.

Рожденные в войну (демография)

Герой моего проекта родился в непростой для нашего отечества год: в июле 1943 года. Смерть, победа и горе–ходили в обнимку по нашей Родине. Но и не только…в блокадном Ленинграде под вой сирен и грохот разрывающихся снарядов в 1942 году на свет появились почти 1000 детей! А в 1944 году их уже было в 2 раза больше4. Дети цветы жизни, они должны быть вопреки всему. Если бы не появлялись дети в войну, не было бы будущего у 40-х годов, нас бы не было, не было нашей истории!

Что в это время в Тагиле? Рождаются дети, прибывают эвакуированные в том числе новорожденные из Ленинграда…Наиболее интересные и опирающиеся на архивные сведения подсчеты приведены в монографии доктора исторических наук, профессора, тагильчанина В.М. Кириллова. Он отмечает, что численность населения города за август-декабрь 1941 года выросла с 194,5 тыс. человек до 257,5 тыс. человек, а к началу 1943 г. составило 324 тыс. чел. В течение первой половины 1943 г. население города продолжало расти, а с лета началось его сокращение. Этот процесс продолжался и в течение всего 1944 года, а в 1945 г. население города вновь стало увеличиваться. На 1 июня 1945 г. в городе проживало 248,8 тыс. человек. Эти сведения не включают «спецконтингент» – в первую очередь заключенных и спецпереселенцев. По оценке же Нижнетагильского горисполкома на 15 июля 1943 г. в городе насчитывалось 420 тыс. человек5. Но прирост населения за счет рождаемости и «прибитие» эвакуированных несовместим со статистикой смертей. К сожалению, точная статистика по этому периоду отсутствует. Люди умирали от голода, от безысходности. Дети рождались – от надежды на лучшее. Владимир Ильич Павленко - один из многих, кто мог не родиться, или наоборот, родившись, не выжить.

«Недетское» детское время (будни тылового города)

Эвакуация – ключевое слово венной повседневности Тагила. Город принимает в качестве эвакуированных заводы с механизмами, город принимает людей – рабочих, город спасает от голодной смерти эвакуированных блокадников, принимает заключенных, репрессированных... Принимает и не отпускает до конца войны, а некоторых оставляет здесь навсегда. Одно слово изменила судьбу Тагила раз и навсегда.

Эвакуация предприятий и людей на Урал в первые годы войны повлек за собой большой приток рабочих. Часть семей разместилась в существовавшем жилом фонде путём уплотнения жильцов, в одной квартире размещалось по две, а порой по три семьи.

Половина прибывших семей до конца войны ютились в землянках. Землянки обычно состояли из четырех секций, в секции – четыре комнаты. Вручную рыли котлованы глубиной в 2,5 – 3 м, внутри ставили столбы, стены обшивали досками, пространство между землей и досками заполняли шлаком6. В наспех построенных бараках открывались детсады, столовые прачечные, поликлиники, санпропускник – всё то, без чего нельзя было обойтись в быту. Особенно тяжкая ноша в те годы легла на плечи подростков и молодёжи, которые заменили в народном хозяйстве отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Трудились до изнеможения. По данным медицинского обследования, дистрофия в той или иной мере поразила 80% рабочих предприятий Тагила. Люди пухли от голода, появились сонливость и медлительность в движениях. В январе Государственный комитет Обороны и Совнарком принимают решение об организации отделов рабочего снабжения, в соответствии с которым на всех заводах района появились подсобные хозяйства. Так, завод №183 (УВЗ) создавал на Аятских торфоразработках совхоз по выращиванию картофеля и овощей, раскорчевав и обработав 2500 га земли. Загоны для содержания свиней устраивались прямо в заводских цехах. Кроме того, предприятиям района было выделено около 100 га земли под индивидуальные огороды. Летом с голодом в основном справлялись7. К началу 1943 г. дистрофия еще не исчезла, но отмечалась уже как редкое явление. Переломный момент на войне произошел так же летом 1943 года. Трудностей житейских это не убавило, но надежда на Победу уже переросла в уверенность, что скоро наступит счастливая мирная жизнь. С таким ощущением и жить полегче стало, и деток воспитывать тоже! А их в городе было не мало. Один из нескольких братьев и сестёр, у своих родителей Владимир Павленко остался единственным. Как жилось его семье? Как всем: нечего одеть, нечего покушать, но все вместе, и все счастливы.

Огонь искусства - огонь победы

Борис Путилов - уральский писатель (родился в Кунгуре, но детство прошло в Тагиле, на Вые, Пароходной улице) в своей повести «Детство на Пароходной улице» описывает свое ощущение войны, созвучное ощущениям Владимира Павленко, сам Владимир Ильич соглашается, что такими словами только и можно описать его собственное ощущение о детстве: «…Да, внешне мы были жалки и плохо одеты, хотя в одежде той у нас тоже были свои радости:6 у меня например, брезентовые, лихо загнутые зеленые сапоги, у Борьки – военный полушубок, у Юрки – солдатский ремень, ног главное – мы были отчаянны, мы были бессмертны. Мы были счастливы и сильны! Никогда я не был так счастлив и силен, как тогда на Лисьей горе. Ну и пусть умерли, исчезли те прежние гулянья и торжества – придет время, придет совсем скоро…и забушуют и расцветут здесь новые праздники, которые никогда не кончатся. Только в детстве так хочется праздников и так верится в них...»8. А праздник был…31 декабря 1941 года в городском сквере в 8 часов вечера состоялось открытие городской ёлки. И так было каждый год до самого конца войны. А еще работал театр, его основой были эвакуированные из Ленинграда артисты, работали музыкальные школы, а в 1943 году открылся театр кукол… Город жил насыщенной творческой жизнью, несмотря на трудности времени. Здесь горел огонь искусства и не угасал ни на минуту.

Таким образом, время, в которое родился Мастер сформировало его как личность целеустремленную и сильную.

Глава 2. Человек человеку крылья. Сила личности в условиях военного времени

Можно много и долго говорить о людях, чьи судьбы переплелись с детством Владимира Павленко, но надо сказать, что и их след был бы менее глубоким в жизни Владимира Ильича, если бы не особый склад людей, рожденных в этом городе. Мастер, гора, завод – три ключевые точки уральского, точнее тагильского характера. Их несгибаемый дух, любовь к месту, к профессии и сделало свое дело: город ковал Победу все четыре года упорно и героически перенося трудности. И маленькие тагильчане впитывали всю силу и мощь этого места, этих людей и росли крепкими и сильным духом.

2.1.Владимир Ильич Павленко: жизнь и творчество

Жизнь в промышленном городе во время ВОВ не прекращалась ни на минуту. Павленко Владимир Ильич родился в тяжелые для страны времена – 2 июля 1943 года. Через его детство пролегла война и послевоенное время. Он многое пережил. Но знает, что в самые трудные и голодные времена люди остаются людьми, если в их сердцах горит огонь любви к своему городу, к своим близким, к своему делу. Владимир Ильич - скульптор, монументалист, работает с такими с материалами, как камень, металл, дерево, керамика. Монументальный с латыни переводится как большой, гигантский. Для создания таких произведений искусства нужны особые пространственные навыки, сила духа и упорство, но главное - любовь к своему делу. И все это переплелось в судьбе Владимира Ильича: пространственные навыки, особое зрение, любовь.

История скульптора В.И. Павленко — это череда событий, которые как вспышки сложились в созвездие – в характер личности. Владимир Ильич родился в тяжелое военное время, но тяготы голодного послевоенного времени, только закалили характер. Детское исследование мира, граничило с опасностью, игрушками были настоящие военные пистолеты, найденные в окрестностях города, а коньки и хоккейные клюшки дели сами из подручных материалов. Но все же главными действующими лицами истории становления художника были встречи с яркими людьми. Дедушка рассказывал, что первые сила искусства поразила его, когда он, будучи совсем маленьким ребенком в бараке услышал звуки пианино. Играли эвакуированные из блокадного Ленинграда сестры, выпускницы консерватории. И он как заворожённый впитывал волшебные звуки, которые разлетались по всему жилому пространству и пройдя сквозь стены, уплывали куда-то далеко…в вечность. Удивительно, но композицию своих скульптур дедушка до сих пор сравнивает с музыкой, видит в ней родственные связи.

Прекрасная и мощная природа Урала всегда завораживала дедушку, в его рассказах природный мир Нижнего Тагила, его окрестностей был удивителен и разнообразен. Наблюдать за ним можно было бесконечно. И вот уже позже, дедушке приоткрыл тайны физики и химии уральского камня Пауль Эмильевич Рикерт. И эта встреча тоже яркая вспышка. Выпускник Берлинской академии П.Э. Рикерт был человеком интеллектуалом, человеком высокой культуры. Его влияние несомненно сформировало не только интерес к камню, с которым дедушка работает как скульптор, но и пробудило в дедушке исследовательский интерес, который горит в нем до сих пор. И если в юные годы он изучал физику, химию металла и камня, то сейчас его занимают вопросы соотношения тонких материй. Эти его искания находят ответы в его скульптурных формах, его работах.

Художнику для развития и роста необходима не только внутренняя смелость, но и свобода самовыражения. В 60-70-е годы в Советском Союзе это было практически невозможно. Несмотря на то, что дедушка сделал несколько крупных скульптур-памятников для города, его свободомыслие не находило понимания у тогдашних властей от культуры. Тогда он и уехал в далекий и суровый край - Тайгу, где в течении нескольких лет был охотником-промысловиком. Дедушка рассказывал, как однажды, преследуя соболя, провалился под лед и выбравшись из воды, шел около 20 км до ближайшего жилища. Вернулся он не только сильным человеком, который понимал мир по-другому. Главное, он сумел сохранить в себе свободу художника. И это понимание бытия он пытается донести до своих учеников. Искусство раздвигает обычное представление человека о времени и пространстве, как музыка, проходит сквозь стены и остается навечно.

2.2. Монумент Металлургам Нижнего Тагила

Именно о вечном «говорит» монумент металлургам, автором которого является Владимир Ильич Павленко. Место для будущего памятника выбирал сам мастер. Монумент воздвигнут у подножия знаменитой Лисьей горы, напротив старого Демидовского завода, ныне завода-музея. 8 июля 2010 года промышленный город, рожденный с металлом доменных печей, отмечал свой профессиональный праздник: «День металлургов». В этот день состоялось открытие монумента.

Три камня-мегалита, так же имеют трактовку трех стихий: земля вода, воздух. Вокруг них «пылает» бронзовое пламя - символ четвертой стихии – огня. По задумке автора этот огонь символически передают друг другу металлурги прошлого, настоящего и будущего. Композиция выстроена скульптором по восходящей линии. Фигуры, которые скульптор отлил из бронзы, одеты в соответствии со своими историческими эпохами и отражают прошлое, настоящее и будущее металлургии Нижнего Тагила. Высота памятника около 12,5 - 13 метров от основания. Нижний периметр сечения основания - около 7 метров, периметр верхнего сечения - 6 метров. Камни добыты на Среднеуральском гранитном карьере. Гранитные дольмены был выломаны из скального монолита, в этом уникальность материала, выбранного для монумента, который соответствует твердости духа и характера самих металлургов, владеющих Огнем.

Управляют опоясывающим камни огнем люди, металлурги - символы прошлого, настоящего и будущего металлургии. Фигура металлурга – поднимающего огонь с земли, олицетворяет «тяжелое» прошлое металлургии. Хорошо прочитываются его мускулистые натруженные руки, согнутая непосильным физическим трудом спина. Он одет в изношенную одежду, советующую историческому периоду. Но несмотря на напряжение фигуры, голова его поднята верх и обращена вперед к металлургу настоящего, которому он передает священный для города огонь –огонь металлургии. Средняя фигура - это металлург сегодняшнего дня – его взгляд так же обращен вперед. Голова высоко поднята, а плечи расправлены, он изображен в защитной профессиональной форме. Гордо несет огонь своей профессии. Фигура металлурга будущего – это метафора развития человеческой мысли, способной плавить металл с помощью интеллекта. Перед профессионалом, одетым скорее в космический костюм, парит раскаленный металл в форме шара. Такую форму при гравитации приобретает любое жидкое вещество, в том числе расплавленный металл. Эта фигура – дает простор нашем размышлениям о возможном будущем металлургии, где будут сосредоточены многие их достижений человеческой мысли.

Удивительно, но камни ничем не закреплены и держатся за счет собственного веса. Гранитные дольмены стоят близко друг к другу, будто подставляют свою плечо. Как и жители этого города, как металлурги – всегда в трудные времена: плечом к плечу! Так было в прошлом, и, хочется надеяться, будет в настоящем и в будущем. И в этом тоже смысл монумента. Его историческое предназначение: соединить прошлое с будущим, через настоящее! В этом предназначение самого Мастера: запечатлеть, передать, предугадать, а еще «зажечь» огонь искусства в сердцах учеников. В этом творческое счастье!

Заключение

В результате работы над проектом мы познакомились с удивительным человеком скульптором-монументалистом Павленко В.И. Мы поняли, что скульптор - это просто профессия, это состояние души, образ мыслей, образ жизни. Судьба Владимира Ильича оказалась сложной, но уникальной. Мы изучили нелегкий творческий путь Павленко Владимира Ильича, который всю свою жизнь посвящает любимому делу, любимому городу. Мы не только сами многое узнали об этом выдающимся Мастере, но и рассказали своим одноклассникам. Ведь в результате опроса, проведенного в классе, где учится внучка Владимира Ильича мы выяснили, что большинство ребят знают, что у города есть ключевые фигуры и символы, но не могут назвать правильно монументы и памятники города. Никто не смог назвать название монумента, расположенного у подножия Лисьей горы, и конечно же имя скульптора. Теперь все ребята знают Владимира Ильича. Они прикоснулись к его творчеству и его судьбе через эту встречу.

По собранному материалу мы готовим фильм: видео очерк о скульпторе и его «детище» - Монументе металлургам. Мы планируем показать его в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна, в котором работает Владимир Ильич. Весь собранный материал мы передали в тагильский центр развития туризма, вскоре там появится виртуальная страничка о скульпторе-монументалисте В.И. Павленко, создается экскурсия и каталог работ В. И. Павленко.

Для нас школьников – знакомство с Владимиром Ильичом через его работы стало большим жизненным уроком. Оказывается, знаменитостями не рождаются, ими становятся, а для этого нужно много учиться и, всегда работать над собой. Мы поняли, что стать скульптором – монументалистом и создать монумент - невероятно сложно. Но однажды выбрав путь, не надо с него сворачивать. Время, люди, среда – влияют на нас. Владимир Ильич Павленко родился в войну. Его детство пришлось на тяжелейшее время. Но именно время и люди, появлявшееся в этот период рядом сумели повлиять на выбор творческого пути, а время…оно сделало сильнее мастера.

Трудности закаляют. А люди, которые будут рядом - не случайность. Это учителя, друзья. Каждая встреча – судьбоносна. Главное, помнить – под ногами – родная земля – точка опоры. И это источник силы, источник вдохновения.

Владимир Ильич – человек уникальный, вклад которого в судьбу каждого жителя города бесценен. Он сильный, творческий, очень трудолюбивый, очень честный и целеустремленный. Изучив, жизненный путь мастера, мы поняли, что это люди, которые должны быть примером для нас – для подрастающего поколения.

Библиографический список

1.Гребнев А. 14-метровый гигант – в подарок металлургам// Тагилка от 29.07.10 №15 (99)

2.Еробкин И. А. Монументальная скульптура и её значимость в процессе образования // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 18. – ART 75247. – 0,39 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75247.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

3. Кириллов В. М. История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала 1920-е – начало 50-х гг. Ч. II. Нижний Тагил, 1996.

4. Личный архив Павленко В.И.

5. Мищенко О., Гаврилова Е. От Берлина до Тагила. К 110 - летию со дня рождения П.Э. Риккерта //Тагильский вариант №36 (313) от 26.10. 2017

6. Осипова Е. Монумент уникален // Тагильский рабочий от 22.07.10

7. Путилов Б.А. Юганская повесть: Повести. – Свердловск: Ср.-Уральское книжное изд-во, 1980.

8. Удивительный Нижний Тагил. 290-летию города посвящается. Н. Тагил, 2012

Интернет -ресурсы

1.https://ru.wikipedia.org Памятник металлургам Нижнего Тагила

2.http://artmnt.ru/monumentalnoe Памятник металлургам. Виртуальные экскурсии

3.http://historyntagil.ru/culture/ 14-метровый гигант–подарок металлургам

1https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_металлургам_Нижнего_Тагила; http://virtual.artmnt.ru/monumentum/6; Гребнев А. 14-метровый гигант – в подарок металлургам// Тагилка от 29.07.10 №15 (99); Осипова Е. Монумент уникален // Тагильский рабочий от 22.07.10; https://ru.wikipedia.org Памятник металлургам Нижнего Тагила; http://artmnt.ru/monumentalnoe Памятник металлургам. Виртуальные экскурсии; http://historyntagil.ru/culture/ 14-метровый гигант–подарок металлургам

2 Удивительный Нижний Тагил. 290-летию города посвящается. Н. Тагил, 2012

3 См. Приложение 2

4 Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0685/gazeta025.php /, свободный – (03.01.2019)

5 Продовольственная безопасность Урала в ХХ веке. Документы и материалы. В 2т. Т.2. Екатеринбург, 2000; Денисевич М. Н. Индивидуальные хозяйства на Урале (1930-1985 гг.) Екатеринбург, 1991.;Кириллов В. М. История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала 1920-е – начало 50-х гг. Ч. II. Нижний Тагил, 1996.

6 Лоренцо Д.Н. Уральский вагоностроительный завод. М., 1961.С.35

7 Дзержинский район: годы и люди. Екатеринбург, 2003. С.136

8 Путилов Б.А. Юганская повесть: Повести. – Свердловск: Ср.-Уральское книжное изд-во, 1980. С.329

Просмотров работы: 21