Традиции и обычаи празднования свадьбы села Устье в начале XX века

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции и обычаи празднования свадьбы села Устье в начале XX века

Романова К.Р. 1
1МКОУ "Устьевская СОШ"
Рязанцева М.И. 1Чеботарёва А.И. 1
1МКОУ "Устьевская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Крестьянская свадьба всегда представляла собою интереснейшую сторону народного творчества. В жизни самого крестьянина она играла очень важную роль, вероятно, потому, что была обставлена большей торжественностью, чем другие события семейной жизни.

Нам повезло в том, что мы растем и живем в селе, где ещё помнят местные обряды, где до сих пор в бабушкиных сундуках можем найти старинные вещи раскрывающие смысл и красоту этих обрядов. Отсюда и появилась идея исследования.

Актуальность работы состоит в том, что раньше таких исследований не проводилось учащимися нашей школы. А у современной молодежи эта тема вызывает интерес.

Цель: изучить свадебный обряд жителей с. Устье тридцатых годов XX века и сравнить с обрядом «хохлов» (украинцев), проживающих в селе Урыв Острогожского района.

Задачи:

Проследить специфику свадебного обряда в сёлах Устье и Урыв.

Популяризировать особенности обрядов и обычаев в «игрании» современных свадеб.

Объект исследования - свадьба как ритуал, знаковая система в контексте культуры.

Предмет исследования - русский свадебный обряд и его традиции.

Для написания работы использовалась литература: этнографические записи воспоминаний информаторов, исследования по истории села бычок, а также литература, посвященная русским культурным традициям Воронежской области.

1.2 Библиография:

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 1-4, М.; Рус. Яз., 1980, 683с.

Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.

Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 с.

Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М., 1991.

Свадебные обряды у крестьян села Роговатого Нижнедевицкого уезда // Воронеж. губерн. ведомости. – 1857. – 20 сент.

Поликарпов, Ф. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобного Нижнедевицко-го уезда Воронежской губернии / Ф. Поликарпов // Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. – Воронеж, 1906.

Основная часть

Историческая справка

Во многих местностях Воронежской губернии при заключении браков сохранялись некоторые обычаи старины, хотя и теряли свое значение год от года, но все-таки не утратившие своего оригинального характера. Издревле считали, что для крестьянина жена была помощницей в его тяжелых трудах и домашнем быте. «Вот почему, лишь только у крестьянина сын, как говорили, поднялся на ноги, т. е. достиг 18 лет, отец уже заботился о том, чтобы найти ему невесту. И выбор его падал не на красоту или ум девушки (хотя и это учитывалось), а на здоровье и физическую силу, на охоту к работе, чтобы жена в поле для мужа была правой рукой, умела, и прясть, и шить.

[ Крестьянство Воронежской губернии в 50-90-е годы XIX века (Духовно-психологический облик) Асташова Алла Николаевна]

Свадьбы обычно играли осенью, в рождественский Мясоед, на «Красную горку», изредка летом. Браки осенние возникали по экономическим соображениями, когда поля убраны, часть хлеба продана, стало быть, было свободное время и деньги. Женились, запасшись хлебом. Замуж родители выдавали девушку осенью охотно, потому что зимой не нужно будет ее кормить. Время наибольшего числа браков в году было после окончания жатвы. В марте – «Великий пост». Июль – август – сельскохозяйственные работы. С 1 по 15 августа – Успенский пост. Декабрь – время Рождественского поста. Браки совершались для мужчин в 18–20 лет, а для женщин в 16–18 лет. [Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 с]

Свадьба являлась кульминационным моментом свадебных обрядов и обычно происходила в воскресенье. В Воронежской губернии отмечались различия в последовательности обрядов главного дня свадьбы. В большинстве русских сел акт венчания был органично включен в систему свадебных обрядов: свадьба в доме невесты предшествовала венчанию, а свадьба в доме жениха происходила после венчания. В доме невесты, куда утром прибывал свадебный «поезд» жениха, совершались обряды выкупа невесты и прощания ее с родственниками.1 О размахе крестьянской свадьбы можно судить по меню так называемого «жирного обеда».

I. Холодное. Окрошка: 1) из вареного куренка, 2) из студня с лежавшей на столе головой, 3) из окорока, тоже лежавшего на столе.

II. Горячее. 1) Щи (с мясом), 2) лапша (с потрохами).

III. Жаркое: 1) говядина, 2) баранина (обычно половина), 3) середина свинины, 4) индейка или гусь.

IV. Блинцы с маслом и сахаром.

V. Молочная каша с маслом и сахаром.

И ко всему этому несколько ведер водки, примерно около 20 ведер: 9 – поставлялось родственниками жениха; 6 – невестиной родней; 5 – в складчину. [ Свадебные обряды у крестьян села Роговатого Нижнедевицкого уезда // Воронеж. губерн. ведомости. – 1857. – 13 апр.]

Одежда новобрачных также занимала не последнее место в свадебном ритуале в силу особого склада религиозных и нравственных воззрений, и даже с материальной точки зрения. (У бедных наряд шился из довольно тонкого сукна не дешевле 1,5 р. серебром; те, кто побогаче, шили приданое из полуфабриката или парчи, используя серебряный и золотой галун). До сих пор венчальному свадебному наряду невесты, особенно головному убору, приписывают целебную силу. [Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.]

2.2 Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века. [Круглый год. Москва издательство Правда 1989 г]

14 октября – Покров.

Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу,

« спозаранку бежали в церковь и ставили свечу празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет».

4 ноября Зимняя (осенняя) Казанская

Казанская – бабья заступница. Кто на Казанскую женится, счастлив будет.

10 ноября. Ненила-льняница. Параскева.

На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов.

ноября – Гурий. Конец свадебным неделям

2.3 «Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века».

Празднование простонародных свадеб не только различное, но переменчивое. Это зависит от местных привычек и образа жизни. Песни, употребляемые при сватанье, сговорах, на свадьбе, при прощании с родителями и т.п., не везде поются одинаково. Но повсюду главные действующие лица: свахи, сваты, дружка. Ими затевается доброе дело, и ими же оно и оканчивается. Без них нельзя обойтись ни невесте, ни жениху.

Браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы. Осенний начинался с Успения (28 августа/15 по ст.с), продолжался до Рождественского(Филиппова) поста(28/15ноября) и длился около тринадцати недель. Зимний мясоед начинался с Рождества(7 января/25декабря) и продолжался до масленицы, а так как Масленица-праздник изменяющийся по срокам, зависящий от того, когда празднуется Пасха, то зимний мясоед мог длиться от 5 до 8 недель. Этот период именовался свадебник и начинался на второй или третий день после Крещения Господня(19января/6января), поскольку, согласно церковному уставу, в Великие праздничные дни венчание в церкви не совершалось.

В весенне-летнюю пору свадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. Принято было справлять свадьбы и в мясоед, начинающийся с Петрова дня(12 июля/29 июня) и длившийся до начала Успенского поста(14августа/1 августа). [Поликарпов, Ф. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобного Нижнедевицко-го уезда Воронежской губернии / Ф. Поликарпов // Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. – Воронеж, 1906. – Отд. III. – С. 12. ]

При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчёту часто оказывались счастливыми.2

В ходе исследования наша группа краеведов встретилась с Чеботарёвой Марией Сергеевной 1930 года рождения, которая является хранительницей народного костюма села Устье. Вот что она рассказала.3

В 30-годы XX века свадьбы в селе Устье придерживались старых революционный обрядов и состояли из трёх основных циклов: предсвадебного, свадебного, послесвадебного.

Весь набор ритуалов, сопровождающих свадьбу, был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. Свадебное время считалось благоприятным дня разгула нечистой силы, поэтому для борьбы с ней использовались ритуалы, напоминающие языческие. Даже в начале нашего столетия принимались всевозможные меры во избежание порчи, часть из них используется и сейчас. Невесте и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза, все гости и поезжане подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. В косяк дома, где проходил свадебный пир, вбивали крест-накрест два гвоздя. Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. Булавочку из убора невесты подруги подбирают себе на счастье и скорое замужество.

Перед приходом молодых от венца снаружи кладут на порог незапертые замки, а когда молодые их перешагнут - защелкивают. То же делают и при первом приезде жениха к невесте, чтобы была успешная свадьба.

Из воспоминаний жительницы села Устье Анны Алексеевны Петриной (в девичестве - Гуслянцевой), 1914 года рождения.

15 марта 1932 года исполнилось ей 18лет, самая пора для замужества. И хоть был у неё друг, но забрали его в армию, и дождаться его было нельзя, так как через три года такая невеста считалась бы перестарком. Посватались двое, почти одновременно; Петрины - вечером, Юдины - на следующий день утром. Родители посоветовались с дочерью, сделали выбор. Первый приход к невесте называется «сваты», второй - «лады». Невесте приносили «кладку»- сто рублей и валенки. Невеста готовила жениху к свадьбе рубашку, майку, носки нитяные, портянки домотканые и конечно постель. 2 полотна для того, чтобы стелить, 3 полотна, чтобы одеваться. Один комплект был сделан из шерстяных ниток на станке. Назывались такие полотна суконными дерюжками, а другой комплект также делался на домашнем станке, но из кусочков тканей. К четырем подушкам полагалось три комплекта наволочек: розовый и голубой, чтобы спать, а белый с кружевами - чтобы «убирать» кровать. Также обязательно готовился подпростынник с прошвой и кружевами.

На домашнем станке делали холсты из «конопей» (конопли). Процесс этот был очень трудоёмкий. Сначала коноплю мочили в Дону, затем толкли на мельнице в Девице, потом чесали деревянными гребенками. Брали «намыко» (небольшую часть), цепляли на деревянный гребень и с него пряли ниточку, из которой на станке потом делали холст. Из холста шили рубашки, кальсоны, полотенца.

С десяти лет пряла Анна Алексеевна Гуслянцева тонкие ниточки из «конопей».4

В 1932 году 28 августа проходило у нее венчание в церкви с. Малышево, т.к. в Устье церковь закрыли в 1926 году. Кольца готовили из медных пятачков. Невесте – ее крестная мать, жениху – его крестная мать. Свекровь называли «мамушкой», свекра - «батюшкой». Когда вернулись из церкви домой, молодых встретили «хлебом-солью» (держал свекор), поставили коленями на шубу и благословили иконой (держала свекровь).

После свадебного застолья молодых отправили спать в поветку (плетеный и обмазанный с двух сторон сарайчик). По обряду молодые ночевали в поветке до Николы. В мире и согласии прошли 63 года супружеской жизни Анны Алексеевны с Петром Андреевичем Петриным.

На самом свадебном пире молодым повсеместно предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Демонстрируя свое единство, они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога.

Во время церемоний брачного торжества жених держал невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности и несогласие в супружестве.5

2.4 Сравнительный анализ свадебных обрядов 30-х годов XX века сёл Устье Хохольского района и Урыв Острогожского района

Современный этнический состав во многом связан с историей заселения и современными миграциями. В 1897 году Воронежская губерния имела 2 500 000 жителей, из которых 1 000 000 - украинцы. Причём в южных районах украинцы составляли подавляющее большинство: например, 89% - в Богучарском уезде, 96% - в Острогожском уезде.

Уже к началу XX века украинцы в значительной степени смешались с русскими. Этот смешанный тип получил бытовое название «хохлы», большая часть которых именует себя русскими, что подтверждает и современная статистика.

Элементы сравнения

Свадебные обряды с. Устье,

Свадебные обряды украинцев, проживающих на юге Воронежской области (с. Урыв)

Географический ареал

Южнорусский

Южнорусский

Этнос

Русские

Украинцы

Конфессия

Православные

Православные

Язык

Русский

Украинский

Возраст вступления в брак

16-18

16-18

Основные свадебные обряды

Первый цикл.

Сватовство

Осмотр дома

Девичник и мальчишник

Обрядовое мытьё жениха и невесты в бане (перед свадьбой)

Второй цикл.

Сбор свадебного поезда

Приезд жениха за невестой Венчание в церкви

Встреча молодых в доме родителей

Привоз приданого

Свадебный пир (1-день у жениха, 2-ой – в доме невесты)

Третий цикл.

«Отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам

Сватовство

Запоины

Оглядины

Вечерынки

Посад невесты в свадебный день

Венчание в церкви и разъезд молодых по домам

Приезд свадебного поезда

Выкуп невесты и приданного

Завивание молодой

Отъезд в дом жениха

Свадебное застолье в доме жениха

2-день свадебное застолье в доме невесты

Свадебные чины

Дружка - женатый мужчина

Сват - человек, ведущий свадьбу вместе с дружкой

Сватья - замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Подженишники и подневестницы выбирались из неженатой молодёжи

Постельница - замужняя женщина из родни невесты

Снарядиха - замужняя женщина из родни невесты, которая одевала и причёсывала невесту в день венчания

Староста(старший родственник жениха)

Дружок и дружки

Светылка (сестра или другая незамужняя родственница жениха)

Старша дружка и дружки

Свашки или прыданки (замужние родственницы)

Молодий и молода (жених и невеста)

Приданое

рубашка, майка, носки нитяные, портянки домотканые, постель. 2 - стелить, 3 полотна- одеваться. Один комплект был сделан из шерстяных ниток на станке, а другой комплект- из кусочков тканей. К четырем подушкам полагалось три комплекта наволочек: розовый и голубой, чтобы спать, а белый с кружевами - чтобы «убирать» кровать. Также обязательно готовился подпростынник с прошвой и кружевами.

На домашнем станке делали холсты из «конопей» (конопли). Процесс этот был очень трудоёмкий. Сначала коноплю мочили в Дону, затем толкли на мельнице в Девице, потом чесали деревянными гребенками. Брали «намыко» (небольшую часть), цепляли на деревянный гребень и с него пряли ниточку, из которой на станке потом делали холст. Из холста шили рубашки, кальсоны, полотенца.

Сундук с добром, разными пожитками. Невеста должна обязательно иметь золотые украшения, а среди них – серёжки. Показателем благополучия является «дукач» - золотая пятирублёвая монета. Её носят на шее. В приданное могут давать овец, лошадей, землю и т.д. Допускается торг о приданном, мол, дайте больше. Договариваются о свадьбе.

Решение о заключении брака

Родители решали судьбу детей

В украинских традициях, в отличие от русских, невесте при сватовстве предоставлялась определённая свобода в выборе. Она могла сама принять решение о замужестве за того или иного парня или ответить ему отказом. В последнем варианте сватам давали тыкву.

Венчание

Венчание было обязательным

Венчание было обязательным

Длительность свадьбы

2 дня

2 дня

Индивидуальные свадебные обряды

Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. После свадебного застолья молодых отправили спать в поветку (плетеный и обмазанный с двух сторон сарайчик). По обряду молодые ночевали в поветке до Николы.

Символом свадьбы в с. Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты: «Ну прямо с полотна красного хлах – значило, шо свадьба, торжество, и едит жених. И на воротах вешали хлах, шоб прымечалы двор, шоб мимо нэ проехалы» .

Во время ожидания жениха невеста сидела на посаде – за столом, а дрýжки пели специальные – жалобные – песни («Я ж у тэбэ, матюнко, дивовала», «А и шли ши дружачки рядочком» и др.).

В ходе анализа обрядов двух сёл выяснили как общие черты так и различия в обряде свадеб. Больше в обоих обрядах общего. Но есть и различия: в одежде, блюдах, фольклоре, приданном, но самое существенное то, что украинская невеста могла сама принять решение о замужестве или ответить жениху отказом. А русская невеста подчинялась выбору родителей.

Выводы

Изучив все материалы, я поняла, почему говорят «играть свадьбу». Потому что это была не просто гулянка, забава, а настоящий спектакль с разыгрыванием своих ролей традиционными свадебными персонажами, которым сопровождалось создание новой семьи и закладывались основы ее будущего благополучия.

Проанализировав собранный краеведческий материал и выслушав рассказы устьевских сторожил, я пришла к выводу, что в целом предсвадебные, свадебные и послесвадебные мероприятия в Устье соответствовали общепринятым во всей губернии. В то же время в устьевской свадьбе ярко проявляется этническая специфика, отличная от урывской, придающая свадьбе особенную окраску.

В результате проведенной работы я узнали много нового о свадебных обрядах того времени.

Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда. А трудиться приходилось очень много: и прясть, и ткать на домашнем станке полотна, и шить самим, и хлеба печь и т. д. Поэтому, наверное, наши предки так радовались праздникам и возможности повеселиться. А браки были прочными, т. к. молодежь изначально была нацелена на уважение и каждодневный труд.

Задачи на будущее

Написать сценарий современной свадьбы для родственницы с использованием обрядов и традиций русской свадьбы.

Продолжить исследовательскую работу по изучению обрядов с. Устье.

Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счете, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений.

Список использованной литературы:

Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М., 1991.

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 1-4, М.; Рус. Яз., 1980, 683с.

Крестьянская свадьба в селе Перлевке Землянского уезда // Памятная книжка Воронежской губернии на 1908 год. – Воронеж, 1908. – Отд. III. – С. 27.

Круглый год. Москва издательство Правда 1989 г.

Свадебные обряды у крестьян села Роговатого Нижнедевицкого уезда // Воронеж. губерн. ведомости. – 1857. – 20 сент.

Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.

Поликарпов, Ф. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобного Нижнедевицко-го уезда Воронежской губернии / Ф. Поликарпов // Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. – Воронеж, 1906. – Отд. III. – С. 12.

Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Везут приданое в дом жениха.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Венчались в возрасте 17-18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Чеботарёва Мария Сергеевна 1930 г.р.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

К свадьбе надо было приготовить приданое

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Петрины Пётр Андреевич и Анна Алексеевна

Свадебный пир

1 Приложение 1

2 Приложение 2

3 Приложение 3

4 Приложение 4

5 Приложение 5

Просмотров работы: 143