Введение
Крестьянская свадьба всегда представляла собою интереснейшую сторону народного творчества. В жизни самого крестьянина она играла очень важную роль, вероятно, потому, что была обставлена большей торжественностью, чем другие события семейной жизни.
Нам повезло в том, что мы растем и живем в селе, где ещё помнят местные обряды, где до сих пор в бабушкиных сундуках можем найти старинные вещи раскрывающие смысл и красоту этих обрядов. Отсюда и появилась идея исследования.
Актуальность работы состоит в том, что раньше таких исследований не проводилось учащимися нашей школы. А у современной молодежи эта тема вызывает интерес.
Цель: изучить свадебный обряд жителей с. Устье тридцатых годов XX века и сравнить с обрядом «хохлов» (украинцев), проживающих в селе Урыв Острогожского района.
Задачи:
Проследить специфику свадебного обряда в сёлах Устье и Урыв.
Популяризировать особенности обрядов и обычаев в «игрании» современных свадеб.
Объект исследования - свадьба как ритуал, знаковая система в контексте культуры.
Предмет исследования - русский свадебный обряд и его традиции.
Для написания работы использовалась литература: этнографические записи воспоминаний информаторов, исследования по истории села бычок, а также литература, посвященная русским культурным традициям Воронежской области.
1.2 Библиография:
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 1-4, М.; Рус. Яз., 1980, 683с.
Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.
Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 с.
Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М., 1991.
Свадебные обряды у крестьян села Роговатого Нижнедевицкого уезда // Воронеж. губерн. ведомости. – 1857. – 20 сент.
Поликарпов, Ф. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобного Нижнедевицко-го уезда Воронежской губернии / Ф. Поликарпов // Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. – Воронеж, 1906.
Основная часть
Историческая справка
Во многих местностях Воронежской губернии при заключении браков сохранялись некоторые обычаи старины, хотя и теряли свое значение год от года, но все-таки не утратившие своего оригинального характера. Издревле считали, что для крестьянина жена была помощницей в его тяжелых трудах и домашнем быте. «Вот почему, лишь только у крестьянина сын, как говорили, поднялся на ноги, т. е. достиг 18 лет, отец уже заботился о том, чтобы найти ему невесту. И выбор его падал не на красоту или ум девушки (хотя и это учитывалось), а на здоровье и физическую силу, на охоту к работе, чтобы жена в поле для мужа была правой рукой, умела, и прясть, и шить.
[ Крестьянство Воронежской губернии в 50-90-е годы XIX века (Духовно-психологический облик) Асташова Алла Николаевна]
Свадьбы обычно играли осенью, в рождественский Мясоед, на «Красную горку», изредка летом. Браки осенние возникали по экономическим соображениями, когда поля убраны, часть хлеба продана, стало быть, было свободное время и деньги. Женились, запасшись хлебом. Замуж родители выдавали девушку осенью охотно, потому что зимой не нужно будет ее кормить. Время наибольшего числа браков в году было после окончания жатвы. В марте – «Великий пост». Июль – август – сельскохозяйственные работы. С 1 по 15 августа – Успенский пост. Декабрь – время Рождественского поста. Браки совершались для мужчин в 18–20 лет, а для женщин в 16–18 лет. [Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 с]
Свадьба являлась кульминационным моментом свадебных обрядов и обычно происходила в воскресенье. В Воронежской губернии отмечались различия в последовательности обрядов главного дня свадьбы. В большинстве русских сел акт венчания был органично включен в систему свадебных обрядов: свадьба в доме невесты предшествовала венчанию, а свадьба в доме жениха происходила после венчания. В доме невесты, куда утром прибывал свадебный «поезд» жениха, совершались обряды выкупа невесты и прощания ее с родственниками.1 О размахе крестьянской свадьбы можно судить по меню так называемого «жирного обеда».
I. Холодное. Окрошка: 1) из вареного куренка, 2) из студня с лежавшей на столе головой, 3) из окорока, тоже лежавшего на столе.
II. Горячее. 1) Щи (с мясом), 2) лапша (с потрохами).
III. Жаркое: 1) говядина, 2) баранина (обычно половина), 3) середина свинины, 4) индейка или гусь.
IV. Блинцы с маслом и сахаром.
V. Молочная каша с маслом и сахаром.
И ко всему этому несколько ведер водки, примерно около 20 ведер: 9 – поставлялось родственниками жениха; 6 – невестиной родней; 5 – в складчину. [ Свадебные обряды у крестьян села Роговатого Нижнедевицкого уезда // Воронеж. губерн. ведомости. – 1857. – 13 апр.]
Одежда новобрачных также занимала не последнее место в свадебном ритуале в силу особого склада религиозных и нравственных воззрений, и даже с материальной точки зрения. (У бедных наряд шился из довольно тонкого сукна не дешевле 1,5 р. серебром; те, кто побогаче, шили приданое из полуфабриката или парчи, используя серебряный и золотой галун). До сих пор венчальному свадебному наряду невесты, особенно головному убору, приписывают целебную силу. [Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.]
2.2 Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века. [Круглый год. Москва издательство Правда 1989 г]
14 октября – Покров.
Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу,
« спозаранку бежали в церковь и ставили свечу празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет».
4 ноября Зимняя (осенняя) Казанская
Казанская – бабья заступница. Кто на Казанскую женится, счастлив будет.
10 ноября. Ненила-льняница. Параскева.
На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов.
ноября – Гурий. Конец свадебным неделям
2.3 «Свадебный обряд жителей с. Устье 30-х годов XX века».
Празднование простонародных свадеб не только различное, но переменчивое. Это зависит от местных привычек и образа жизни. Песни, употребляемые при сватанье, сговорах, на свадьбе, при прощании с родителями и т.п., не везде поются одинаково. Но повсюду главные действующие лица: свахи, сваты, дружка. Ими затевается доброе дело, и ими же оно и оканчивается. Без них нельзя обойтись ни невесте, ни жениху.
Браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы. Осенний начинался с Успения (28 августа/15 по ст.с), продолжался до Рождественского(Филиппова) поста(28/15ноября) и длился около тринадцати недель. Зимний мясоед начинался с Рождества(7 января/25декабря) и продолжался до масленицы, а так как Масленица-праздник изменяющийся по срокам, зависящий от того, когда празднуется Пасха, то зимний мясоед мог длиться от 5 до 8 недель. Этот период именовался свадебник и начинался на второй или третий день после Крещения Господня(19января/6января), поскольку, согласно церковному уставу, в Великие праздничные дни венчание в церкви не совершалось.
В весенне-летнюю пору свадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. Принято было справлять свадьбы и в мясоед, начинающийся с Петрова дня(12 июля/29 июня) и длившийся до начала Успенского поста(14августа/1 августа). [Поликарпов, Ф. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобного Нижнедевицко-го уезда Воронежской губернии / Ф. Поликарпов // Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. – Воронеж, 1906. – Отд. III. – С. 12. ]
При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчёту часто оказывались счастливыми.2
В ходе исследования наша группа краеведов встретилась с Чеботарёвой Марией Сергеевной 1930 года рождения, которая является хранительницей народного костюма села Устье. Вот что она рассказала.3
В 30-годы XX века свадьбы в селе Устье придерживались старых революционный обрядов и состояли из трёх основных циклов: предсвадебного, свадебного, послесвадебного.
Весь набор ритуалов, сопровождающих свадьбу, был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. Свадебное время считалось благоприятным дня разгула нечистой силы, поэтому для борьбы с ней использовались ритуалы, напоминающие языческие. Даже в начале нашего столетия принимались всевозможные меры во избежание порчи, часть из них используется и сейчас. Невесте и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза, все гости и поезжане подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. В косяк дома, где проходил свадебный пир, вбивали крест-накрест два гвоздя. Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. Булавочку из убора невесты подруги подбирают себе на счастье и скорое замужество.
Перед приходом молодых от венца снаружи кладут на порог незапертые замки, а когда молодые их перешагнут - защелкивают. То же делают и при первом приезде жениха к невесте, чтобы была успешная свадьба.
Из воспоминаний жительницы села Устье Анны Алексеевны Петриной (в девичестве - Гуслянцевой), 1914 года рождения.
15 марта 1932 года исполнилось ей 18лет, самая пора для замужества. И хоть был у неё друг, но забрали его в армию, и дождаться его было нельзя, так как через три года такая невеста считалась бы перестарком. Посватались двое, почти одновременно; Петрины - вечером, Юдины - на следующий день утром. Родители посоветовались с дочерью, сделали выбор. Первый приход к невесте называется «сваты», второй - «лады». Невесте приносили «кладку»- сто рублей и валенки. Невеста готовила жениху к свадьбе рубашку, майку, носки нитяные, портянки домотканые и конечно постель. 2 полотна для того, чтобы стелить, 3 полотна, чтобы одеваться. Один комплект был сделан из шерстяных ниток на станке. Назывались такие полотна суконными дерюжками, а другой комплект также делался на домашнем станке, но из кусочков тканей. К четырем подушкам полагалось три комплекта наволочек: розовый и голубой, чтобы спать, а белый с кружевами - чтобы «убирать» кровать. Также обязательно готовился подпростынник с прошвой и кружевами.
На домашнем станке делали холсты из «конопей» (конопли). Процесс этот был очень трудоёмкий. Сначала коноплю мочили в Дону, затем толкли на мельнице в Девице, потом чесали деревянными гребенками. Брали «намыко» (небольшую часть), цепляли на деревянный гребень и с него пряли ниточку, из которой на станке потом делали холст. Из холста шили рубашки, кальсоны, полотенца.
С десяти лет пряла Анна Алексеевна Гуслянцева тонкие ниточки из «конопей».4
В 1932 году 28 августа проходило у нее венчание в церкви с. Малышево, т.к. в Устье церковь закрыли в 1926 году. Кольца готовили из медных пятачков. Невесте – ее крестная мать, жениху – его крестная мать. Свекровь называли «мамушкой», свекра - «батюшкой». Когда вернулись из церкви домой, молодых встретили «хлебом-солью» (держал свекор), поставили коленями на шубу и благословили иконой (держала свекровь).
После свадебного застолья молодых отправили спать в поветку (плетеный и обмазанный с двух сторон сарайчик). По обряду молодые ночевали в поветке до Николы. В мире и согласии прошли 63 года супружеской жизни Анны Алексеевны с Петром Андреевичем Петриным.
На самом свадебном пире молодым повсеместно предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Демонстрируя свое единство, они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога.
Во время церемоний брачного торжества жених держал невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности и несогласие в супружестве.5
2.4 Сравнительный анализ свадебных обрядов 30-х годов XX века сёл Устье Хохольского района и Урыв Острогожского района
Современный этнический состав во многом связан с историей заселения и современными миграциями. В 1897 году Воронежская губерния имела 2 500 000 жителей, из которых 1 000 000 - украинцы. Причём в южных районах украинцы составляли подавляющее большинство: например, 89% - в Богучарском уезде, 96% - в Острогожском уезде.
Уже к началу XX века украинцы в значительной степени смешались с русскими. Этот смешанный тип получил бытовое название «хохлы», большая часть которых именует себя русскими, что подтверждает и современная статистика.
Элементы сравнения |
Свадебные обряды с. Устье, |
Свадебные обряды украинцев, проживающих на юге Воронежской области (с. Урыв) |
Географический ареал |
Южнорусский |
Южнорусский |
Этнос |
Русские |
Украинцы |
Конфессия |
Православные |
Православные |
Язык |
Русский |
Украинский |
Возраст вступления в брак |
16-18 |
16-18 |
Основные свадебные обряды |
Первый цикл. Сватовство Осмотр дома Девичник и мальчишник Обрядовое мытьё жениха и невесты в бане (перед свадьбой) Второй цикл. Сбор свадебного поезда Приезд жениха за невестой Венчание в церкви Встреча молодых в доме родителей Привоз приданого Свадебный пир (1-день у жениха, 2-ой – в доме невесты) Третий цикл. «Отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам |
Сватовство Запоины Оглядины Вечерынки Посад невесты в свадебный день Венчание в церкви и разъезд молодых по домам Приезд свадебного поезда Выкуп невесты и приданного Завивание молодой Отъезд в дом жениха Свадебное застолье в доме жениха 2-день свадебное застолье в доме невесты |
Свадебные чины |
Дружка - женатый мужчина Сват - человек, ведущий свадьбу вместе с дружкой Сватья - замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Подженишники и подневестницы выбирались из неженатой молодёжи Постельница - замужняя женщина из родни невесты Снарядиха - замужняя женщина из родни невесты, которая одевала и причёсывала невесту в день венчания |
Староста(старший родственник жениха) Дружок и дружки Светылка (сестра или другая незамужняя родственница жениха) Старша дружка и дружки Свашки или прыданки (замужние родственницы) Молодий и молода (жених и невеста) |
Приданое |
рубашка, майка, носки нитяные, портянки домотканые, постель. 2 - стелить, 3 полотна- одеваться. Один комплект был сделан из шерстяных ниток на станке, а другой комплект- из кусочков тканей. К четырем подушкам полагалось три комплекта наволочек: розовый и голубой, чтобы спать, а белый с кружевами - чтобы «убирать» кровать. Также обязательно готовился подпростынник с прошвой и кружевами. На домашнем станке делали холсты из «конопей» (конопли). Процесс этот был очень трудоёмкий. Сначала коноплю мочили в Дону, затем толкли на мельнице в Девице, потом чесали деревянными гребенками. Брали «намыко» (небольшую часть), цепляли на деревянный гребень и с него пряли ниточку, из которой на станке потом делали холст. Из холста шили рубашки, кальсоны, полотенца. |
Сундук с добром, разными пожитками. Невеста должна обязательно иметь золотые украшения, а среди них – серёжки. Показателем благополучия является «дукач» - золотая пятирублёвая монета. Её носят на шее. В приданное могут давать овец, лошадей, землю и т.д. Допускается торг о приданном, мол, дайте больше. Договариваются о свадьбе. |
Решение о заключении брака |
Родители решали судьбу детей |
В украинских традициях, в отличие от русских, невесте при сватовстве предоставлялась определённая свобода в выборе. Она могла сама принять решение о замужестве за того или иного парня или ответить ему отказом. В последнем варианте сватам давали тыкву. |
Венчание |
Венчание было обязательным |
Венчание было обязательным |
Длительность свадьбы |
2 дня |
2 дня |
Индивидуальные свадебные обряды |
Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. После свадебного застолья молодых отправили спать в поветку (плетеный и обмазанный с двух сторон сарайчик). По обряду молодые ночевали в поветке до Николы. |
Символом свадьбы в с. Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты: «Ну прямо с полотна красного хлах – значило, шо свадьба, торжество, и едит жених. И на воротах вешали хлах, шоб прымечалы двор, шоб мимо нэ проехалы» . Во время ожидания жениха невеста сидела на посаде – за столом, а дрýжки пели специальные – жалобные – песни («Я ж у тэбэ, матюнко, дивовала», «А и шли ши дружачки рядочком» и др.). |
В ходе анализа обрядов двух сёл выяснили как общие черты так и различия в обряде свадеб. Больше в обоих обрядах общего. Но есть и различия: в одежде, блюдах, фольклоре, приданном, но самое существенное то, что украинская невеста могла сама принять решение о замужестве или ответить жениху отказом. А русская невеста подчинялась выбору родителей.
Выводы
Изучив все материалы, я поняла, почему говорят «играть свадьбу». Потому что это была не просто гулянка, забава, а настоящий спектакль с разыгрыванием своих ролей традиционными свадебными персонажами, которым сопровождалось создание новой семьи и закладывались основы ее будущего благополучия.
Проанализировав собранный краеведческий материал и выслушав рассказы устьевских сторожил, я пришла к выводу, что в целом предсвадебные, свадебные и послесвадебные мероприятия в Устье соответствовали общепринятым во всей губернии. В то же время в устьевской свадьбе ярко проявляется этническая специфика, отличная от урывской, придающая свадьбе особенную окраску.
В результате проведенной работы я узнали много нового о свадебных обрядах того времени.
Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда. А трудиться приходилось очень много: и прясть, и ткать на домашнем станке полотна, и шить самим, и хлеба печь и т. д. Поэтому, наверное, наши предки так радовались праздникам и возможности повеселиться. А браки были прочными, т. к. молодежь изначально была нацелена на уважение и каждодневный труд.
Задачи на будущее
Написать сценарий современной свадьбы для родственницы с использованием обрядов и традиций русской свадьбы.
Продолжить исследовательскую работу по изучению обрядов с. Устье.
Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счете, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений.
Список использованной литературы:
Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М., 1991.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 1-4, М.; Рус. Яз., 1980, 683с.
Крестьянская свадьба в селе Перлевке Землянского уезда // Памятная книжка Воронежской губернии на 1908 год. – Воронеж, 1908. – Отд. III. – С. 27.
Круглый год. Москва издательство Правда 1989 г.
Свадебные обряды у крестьян села Роговатого Нижнедевицкого уезда // Воронеж. губерн. ведомости. – 1857. – 20 сент.
Сумцов Н.Ф. «О свадебных обрядах». М., 1981 г., 218 с.
Поликарпов, Ф. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобного Нижнедевицко-го уезда Воронежской губернии / Ф. Поликарпов // Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. – Воронеж, 1906. – Отд. III. – С. 12.
Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 729 .
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Везут приданое в дом жениха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Венчались в возрасте 17-18 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Чеботарёва Мария Сергеевна 1930 г.р.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
К свадьбе надо было приготовить приданое
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Петрины Пётр Андреевич и Анна Алексеевна
Свадебный пир
1 Приложение 1
2 Приложение 2
3 Приложение 3
4 Приложение 4
5 Приложение 5