От частной гимназии до школы-интерната

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

От частной гимназии до школы-интерната

Фёдорова В.Д. 1
1МОУ "Волосовская СОШ №1"
Чопей С.В. 1
1МОУ "Волосовская СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время появилось огромное количество исторических книг, очерков с краеведческим акцентом, учебных пособий по краеведению. Не обошли стороной авторы и вопрос истории народного образования в Волосовском крае. С историей народного образования нас знакомят: С.Е. Глезеров в книге «Петербургские окрестности», С.А. Лисицын и авторский коллектив в учебном пособии «История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней», авторский коллектив педагогов Волосовского района в брошюре «Очерки об истории образования», Н.П. Михина в книге «Волосово: история родного края». В своей работе я хочу рассказать об истории частной женской гимназии-интернате, открытой в дореволюционное время в деревне Татьянино Волосовского района, её существовании в послереволюционное время и дальнейшей судьбе.

Цель работы: знакомство с историей появления, развития, преобразования частной женской гимназии - интерната Татьяны Рейнгольдовны Анцевой.

Задачи:

1. Проследить историю реорганизации учебных заведений на территории нашего края после революции.

2. Познакомиться с историей появления частной гимназии по архивным материалам.

3. Найти фотоматериалы, о гимназии и учебных заведениях, открытых после революции.

Работа актуальна, так как она дает возможность, познакомится с неизвестной историей своего края, даёт представление об истории народного образования.

Объектом исследования в данной работе выступает история гимназии имени Татьяны Рейнгольдовны Анцевой.

Предметом изучения стали: архивные справки, материалы сети Интернет, информация, полученная от заинтересованных лиц.

Методы исследования: анализ, собеседование, систематизация архивных материалов, фотоматериалов.

Гипотеза: Изменения, охватившие Россию после революции, повлияли и на систему народного образования и должны найти отражение в истории народного образования нашего края.

Глава 1. Теоретическая часть. История народного образования.

1.1. История народного образования на территории Волосовского района в послереволюционное время.

Сравнительно недавно пропагандировалось, что дореволюционная сельская Россия являлась почти поголовно неграмотной. Однако дореволюционные архивные документы доказывают обратное. В начале 20 века российскую провинцию охватывала широкая сеть образовательных учреждений. Вот для примера данные по Петербургской губернии. Школьная сеть в начале 20 века в губернии была более обширной, чем в настоящее время. В среднем на одну школу приходилось от трёх до пяти деревень. Школы делились на земские, находившиеся в ведение земских органов власти, министерские – в ведение Министерства Народного просвещения, церковно-приходские, ведомственные (например: железнодорожные). Отдельную группу составляли частные школы и школы, относившиеся к благотворительному Ведомству императрицы Марии. Вопросы народного образования и просвещения находились в центре внимания земств. Показателем их работы стало развитие школьного дела в Петербургской губернии. Земские статистики отслеживали положение дел в образовании. В качестве примера (Приложение №1) статистические данные по школам в начале 20 века. Земли нашего края (Волосовского района) относились в то время к Ямбургскому, Петергофскому и Царскосельскому уездам Петербургской губернии. (Приложение №2). На территории современного Волосовского района в то время были земские, церковно-приходские, частные школы и двухклассные училища. Основой начального образования являлась одноклассная трёхгодичная школа. В деревнях девочки и мальчики обучались вместе, занятия проводил один учитель. Грамота, счёт и чтение – вот основные знания, получаемые детьми. В Ястребино, Сосницах, Хотнеже, Волосово и других населённых пунктах были открыты двухклассные училища, где в каждой школе работали два учителя, срок обучения составлял 5-6 лет. Материальная база школ была крайне бедной, учителя не имели наглядных пособий, школьных зданий не было, часто работали в крестьянских домах.

Изменения, охватившие Россию после революции и гражданской войны, не обошли и систему образования. В числе первоочередных задач культурного строительства стояло развитие народного образования. Большевики заявляли: - «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти». (Документы 8 съезда РКП(б) 1919 год). В январе 1918 года управление школами было передано Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Общее руководство возлагалось на Государственную комиссию по просвещению. В.И.Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский стали главными идеологами новой власти в области образования, провозгласив не просто ликвидацию неграмотности, осуществление всеобщего обязательного обучения, но и «перевоспитание трудящихся масс в коммунистическом духе». На протяжении 1918 года вышел ряд правительственных документов, которые должны были стать законодательной основой школьной реформы, об отделение церкви от государства, школы от церкви, о введение совместного обучения и другие. Вот такое постановление в газете Рабочего и Крестьянского Правительства №33 от 15 декабря 1917 года (Фонд 7576 опись 8 дело 6). « В виду неясности постановлений предыдущих министерств о переходе церковно-приходских школ в ведение Министерства Народного Просвещения, о чём свидетельствуют многочисленные заявления с мест о разъяснении, Комиссариат по Народному Просвещению, пересмотрев вопрос, постановил: передать из духовного ведомства дела воспитания и образования ведению Комиссариата Народного Просвещения. Передаче подлежат все церковно-приходские (начальные одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии, и все другие, носящие различные названия, низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства, со штатами, ассигновками, движимым и недвижимым имуществом, то есть созданиями, надворными постройками, с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями, с усадьбами, с библиотеками и всякого рода пособиями, ценностями, капиталами, ценными бумагами и процентами с них и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных учреждений. Вопрос о церквях в этих учреждениях будет разрешён в связи с декретом об отделении церкви от государства. (Пред. Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов Ленин. Народный Комиссар Луначарский)

После революции, как важнейшее условие демократизации всей системы народного образования, проводилась реорганизация учебных заведений в Единую трудовую школу из двух ступеней (1-я - для детей 8-13 лет, с 5-летним курсом обучения, 2-я - для детей 13-17 лет, с 4-летним). В нашем районе в это время преобладали трудовые школы 1 ступени, по национальной принадлежности русские, финские и эстонские. В современном понимании они были начальные, учились в такой школе 4 года, все в одном классе, а по штату полагался один учитель. Вопросами системы образования занимались волостные советы. О том, как происходил переход к Единой Трудовой школе можно судить по архивным протоколам заседания учителей Бегуницкой волости от 7 октября 1919 года, и заседания Волостного педагогического Совета Бегуницкой волости от 25 января 1921 года. В первом говорится о реорганизации начальной школы в школу 1 ступени. Было принято решение по мере возможности преобразовывать начальные школы в школы 1 ступени, сделав исключение для тех школ, где это технически не возможно. Предполагалось, что Бегуницкая двухклассная школа будет существовать до тех пор, пока не будет открыта школа 2 ступени в Гомонтово. Во втором протоколе можно прочесть, что к осуществлению трудовой школы лишь теперь приступают, без участия населения такой переход осуществить очень сложно. В документе говорится, что в трудовой школе письмо и чтение не основа занятия, веселье и самодеятельность детей это не недостатки школы, как раньше. Трудовая школа обращает серьёзное внимание не только на знания, но и на воспитание воли, чувств и физических сил ребёнка. Игры, физические занятия и физическая работа детей, граничащая с игрой, входят в программу Единой трудовой школы. Такая работа должна проводиться не только летом, но по возможности и зимою». Содержание школьных занятий также изменяются. Естественные науки занимают место прежней зубристики. Лепка, рисование, пение вводятся в школе, старое преподавание истории заменяется преподаванием истории настоящей, истории народа и культуры. ( Фонд 7545 опись 1 дело81) Огромное внимание уделялось не только ручном труду учащихся, но и практическим работам на пришкольном участке. Школьникам прививались практические навыки ведения сельского хозяйства, весь выращенный урожай использовали для приготовления пищи учащимся. (Приложение №4) Родители и ученики не всегда с одобрением воспринимали нововведения в трудовых школах. В одном из отчётов за 1924 год можно прочитать следующее: «Отношение в большинстве враждебное, особенно это ярко обнаружилось после моего запрещения ходить к местному попу «за уроком божьим». Мои беседы на эту тему вызвали целые истории, а когда я сказал, что учащимся нельзя ходить и в церковь, то мне было заявлено «мы не коммунисты и в церковь нам никто не может запретить ходить». Местные жители не дают добровольно для школы дров, отказываются от покупки для детей учебников, пособий, тетрадей, и принадлежностей. Население живёт кошмарными слухами и надеждами, вплоть до возврата к старому. Об этом же лепечут и школьники, которые говорят даже о возвращении царя Николая, по их мнению, живого, но спрятанного, до поры, до времени. Вот в таком окружение приходится работать сельскому учителю. (29 марта 1924 года).

Вывод к Главе I: таким образом, революционные события, не только изменили существующий в то время порядок бытия, но и оказали огромное влияние на систему образования. Изменения, на примере частной гимназии имени Т.Р. Анцевой рассмотрены во 2 главе.

Глава2. Практическая часть

2.1. История открытия гимназии

Имя Анцевой Татьяны Рейнгольдовны, большинству людей просто неизвестно. Между тем в начале двадцатого века оно было на слуху у всех, кто занимался проблемами народного образования. Ее «деревенская гимназия» в течение десятилетия была настоящим явлением в системе женского гимназического образования России. А издания периодической печати пестрели заголовками «школа анцевского типа» или «деревенская гимназия Анцевой».

Т. Р. Анцева родилась 25 декабря 1866 года в Кронштадте в семье Рейнгольда Антоновича и Пелагеи Дмитриевны Анцевых, из пятерых детей, она была самой старшей. В начале 1880-х годов Татьяна Анцева закончила Кронштадтскую женскую гимназию и с 1885 года стала в ней преподавателем математики. Постепенно она пришла к мысли об открытии частной школы, такой, в которой могли бы учиться как дети её коллег - учителей, так и дочери местных крестьян. У учителей соседних школ были большие затруднения с образованием дочерей. В то время мальчикам было проще получить достойное образование - у них оставалась возможность обучаться за казённый счёт и проживать в общежитии. Для девочек тогда еще ничего не было, особенно для деревенских жителей. Ведь мало кто тогда мог позволить себе отправить детей в город для получения достойного образования. Помимо внушительной платы учебного заведения, требовались немалые средства для проживания. Формат же народной школы, организуемой в деревне, позволял снять большинство вопросов. Привычная обстановка, питание, исполнение девочками посильных работ по хозяйству и содержанию дома в порядке, сравнительно малое число учениц – все это должно было приблизить формат такой школы к семейному. Даже если ученице по каким-либо причинам не удалось бы продолжить образование в такой школе, она тут же могла вернуться в семью, не отвыкнув от деревни и труда. Т.Р. Анцева подала прошение на имя директора народных училищ, о разрешении открыть учебное заведение третьего разряда (I и II классы гимназии) и стала подыскивать помещение. «….4-го октября 1899 г., в 2-х верстах от Копорья, в дер. Ивановское в избе собралось 7 девочек, несколько учителей-отцов, несколько друзей на открытие «гимназии». Я убеждена, что все немногочисленные присутствовавшие были объединены в этом чувстве. Хороший и сильный момент, момент, какой не забывается…» из воспоминаний Т. Анцевой. По окончании первого учебного года, Анцева отвезла в Кронштадтскую гимназию четырех девочек, где они успешно сдали экзамены. На следующий учебный год (1900-1901) школа переезжает в Копорье. Один из местных торговцев отдал свой дом в бесплатное пользование. «Занимаюсь всеми предметами сама. Только уроки языков в старших классах дает одно лицо, живущее в Копорье, и законоучитель жертвует свой труд по преподаванию Закона Божия» (из воспоминаний Татьяны Рейнгольдовны). Успехи были замечены и попечитель округа даль разрешение о переводе школы во второй разряд, соответствовавший II, III, IV и V классам гимназии. В школе было уже 16 учениц. Тем временем в Усть-Рудицах началось строительство нового двухэтажного дома и в 1903-1904 учебном году занятия начались в нем. Учениц было уже 38 и их количество с каждым годом росло. Уникальность методики преподавания вызвала неожиданный эффект. Введение гимназических предметов привлекли учащихся из Кубанской, Екатеринославской, Рязанской, Пензенской, Минской и даже Московской губерний. «Нам много мешает недостаточность помещений, тесно у нас очень: одна и та же комната имеет несколько назначений. Идеальное положение школы было бы в имении. Свои коровы, куры, поросята, огород, ягодный сад…сколько разнообразия можно внести в школьное меню, сколько разнообразия в занятиях». (Приложение №3. Фотодокумент). В 1904 году школа принимала участие на выставке «Детский мир» в Таврическом дворце. Цель участия была двоякая: с одной стороны популяризировать идею школы, с другой – привлечь материальную помощь, для развития школы-интерната. В том же учебном году школу посетила училищная комиссия города Санкт – Петербурга в лице представителя и нескольких членов. Но самым крупным событием, было постановление Губернского Земского Собрания о выдаче школе субсидии в размере 1000 рублей и учреждении третьей степени. Доклад губернской управы Земскому Собранию написан с такой горячей симпатией к школе, что под влиянием его у Анцевой появилась надежда найти опору дела в земстве. Постановление Земского Собрания явилось не только материальной, но, главным образом, нравственной поддержкой в тяжёлые минуты сомнений за судьбу школы.

2.2. Гимназия на волосовской земле

В 1908 году Татьяна Рейнгольдовна купила в Ямбургском уезде, Врудской волости участок земли в 30 десятин и на этом участке трудами её сотрудников и заинтересованных лиц было выстроено здание, надолго, ставшее школой, а она 18 ноября 1910 года была утверждена в должности Начальницы частной гимназии (Приложение № 4. Письмо от 26.09.1911). В этом же году свершилось ещё одно важное событие, 15 марта гимназия Анцевой была преобразована и получила права гимназий Министерства Народного Просвещения. У гимназии появился свой попечительский совет. Особенностью учебного заведения стало то, что в нём был введён трудовой режим, близкий к крестьянскому. Система преподавания, поставленная по принципу трудовой школы, в прошлое, дореволюционное время, была чем-то близка к типу школ настоящего времени. Обучение в гимназии продолжалось пять лет.  Преподавались все предметы в указанном объёме, кроме рисования и рукоделия. Французский и немецкий языки входили в курс школы. Балловая система отсутствовала.  Прав школа не давала. По желанию родителей, учащиеся, успешно проработавшие годичный учебный курс, могли сдавать экзамены при правительственной гимназии. Принимались в гимназию ученицы, окончившие курсы начальной школы одноклассной или двухклассной. После окончания первой поступали во 2  класс, второй в 3 или 4 класс, смотря по развитию и подготовке. На лето все ученицы разъезжались домой.

Школа ставила цель – дать образование девушкам, умеющим трудиться и не избалованным условиями жизни. Все работы по уборке дома, стирке белья, работы в поле и огороде выполнялись ученицами под руководством воспитательниц. Исключением являлась только кухарка, так как утреннее время необходимо для учебных занятий. Все учащиеся участвовали в работах по наведению чистоты и порядка в доме, подметали комнаты, накрывали на стол, убирали и моли столовую и чайную посуду, по четвергам мыли пол, стирали бельё (учебных занятий в этот день не было). Конечно, работы распределяют соответственно возрасту и силам учениц. В гимназии был установлен распорядок дня, которому неукоснительно следовали.  Утро  начиналось в 7 часов. В 8 часов молитва и чай.  В 9 часов начинались уроки. Продолжительностью 50 минут. В 11.50 – звонок и дежурные накрывали на стол к обеду. Обед продолжался минут 20, затем вновь уборка, и в час дня начинался 4 – й урок. В 3 часа уроки заканчивались, и дети шли гулять. В 5 часов 30 минут начиналась подготовка домашнего задания. В 7 часов – ужин. В 10 часов жизнь. На 1914-15 учебный год в гимназии уже 14 преподавателей, а вспомните, с чего все начиналось – Анцева одна преподавала все предметы. Теперь в гимназии был свой врач, который следил за здоровьем воспитанниц. Эту должность исполнял земский врач села Губаницы Горский Михаил Иосифович, Законоучитель Ванчаков Александр Петрович – настоятель церкви села Ославье (Приложение № 5. Фото Ванчакова А.П.), Слер Георгий Фридрихович (Фритьёф Георг Слёёр) – пастор Молосковицкой лютеранской церкви (Приложение №6. Фото Слер Г.Ф.)

2.3. Угасшая надежда

Всё изменилось в 1917 году, несмотря на то, что система работы Анцевой была близка новой власти, революционные события, разрушили все её труды. Осенью гимназию пришлось закрыть, отсутствие керосина, хлеба, дров, вот только часть проблем, с которыми пришлось столкнуться Татьяне Рейнгольдовне. В октябре 1918 года комитет бедноты деревни Терпилицы и военный комиссариат Врудской волости произвели обыск с описью имущества и опечатыванием шкафов с книгами, учебным пособием и кабинета с личными вещами Т.Р. Анцевой. Были реквизированы: дамский велосипед, один пуд мыла, хранившийся для нужд гимназии, пуд керосина. Из воспоминаний Анцевой, ….«Военные комиссары Врудской волости заявили, что я буду выселена как старая учительница, негодная теперь…». 22 января 1919 года Т. Р. Анцеву арестовала Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и шпионажем при Ямбургском Совдепе по обвинению в проведении контрреволюционной агитации среди крестьян и в противодействии властям в конфискации лошадей, принадлежащих гимназии. (Приложение № 7) 8 февраля 1919 года дело в отношении Анцевой Т.Р. было прекращено за недоказанностью улик и она была освобождена из-под стражи. Татьяна Рейнгольдовна попыталась заручиться поддержкой Народного комиссара по Просвещению Луначарского А.В. (Приложение № 8 Письмо Луначарского). Однако «6 ноября 1919 года в хозяйство Терпилицы было передано: одна лошадь с бричкой, две телеги, две коровы, одна нетель, один теленок, 17 десятин пашни…». Из доклада следователя Алексеева комиссару внутренних дел Союза коммун Северной области «… как здания, так и инвентарь, имеющийся в имении при гимназии, дают возможность открытия сельскохозяйственной и ремесленной школы и даже вселение небольшой коммуны, так как земля превосходно обработана и находится в довольно хорошем состоянии» (Приложение № 9. Письмо). Врудский волостной совет в апреле 1919 г. стремился предотвратить дальнейшую деградацию созданной с большим трудом материально-технической базы, Анцева составила предварительную смету и направила запрос непосредственно в Отдел бывших средних учебных заведений Комиссариата Народного просвещения, одновременно пытаясь на уровне Ямбургского уезда заручиться поддержкой Отдела народного образования. Однако этим планам не суждено было сбыться. Постоянные боевые действия, катком прокатившиеся по западным уездам Петроградской губернии в 1919 году, фактически не оставили шансов на возобновление нормального педагогического процесса. Вскоре на территории гимназии разместили трудовую школу, а затем детский дом имени III Интернационала (Приложение №. 10 Фото Детского дома). Первыми воспитанниками, которого стали дети сироты, родители которых погибли в огне революции и гражданской войне. Татьяна Рейнгольдовна до конца своих дней была предана своему делу. Она скончалась в Татьянино 16 апреля 1920 года. То, что не смогли сделать, аресты, снаряды и пули, сделал тиф. К сожалению, точное место ее захоронения, до сих пор остается неизвестным. Но дело её продолжилось. Детские голоса наполнили помещения бывшей гимназии.

2.4. Дело Анцевой продолжается.

Работая с материалами по истории гимназии мы узнали об эвакуации Татьянинского детского дома имени III Интернационала в начале Великой Отечественной войны. На основании приказа Волосовского детского дома Ленинградской области № 157 от 09.07.1941 года, все дети детского дома были эвакуированы в г. Яранск Кировской области. Это ещё одна страничка в истории бывшей гимназии Анцевой. Из воспоминаний воспитанницы детского дома Коптеловой Александры Михайловны известно, о трудной дороге, проделанной маленькими детдомовцами и их педагогами до места назначения, о том, как во время войны был организован быт и учёба ребят, как терпеливо переносили ребята все трудности. У детского дома был свой участок, как и в прошлом было задумано Татяной Анцевой, все работы выполняли воспитанники сами. В свободное время шили, вязали, вышивали, а варежки и носки отправляли на фронт. (Приложение № 12 Яранский детский дом имени III Интернационала). Вернулся ли кто из воспитанников в Волосово, узнать не удалось, но сейчас вместе с краеведом Д. Васильевым мы готовим материалы для публикации на страницах районной газеты и будем ждать отклика. После войны, в Татьянино снова открыли детский дом. Дёмина Л.А. рассказала, как они, будучи учениками, ездили с концертами и привозили небольшие подарки. Затем в Татьянино размещалась вспомогательная школа, где обучались дети с ограниченными возможностями здоровья, (Приложение № 13) а сегодня, лишь развалины построек напоминают о традициях народного образования в Татьянино. ( Приложение №14)

Выводы

Татьяна Рейнгольдовна Анцева в истории Народного образования нашего края оставила опыт организации и управления трудовой школой, который был востребован в Советское время. Не исключено, что Анцеву могла бы ждать известность уровня Макаренко, Короленко. Но социально-экономические потрясения в обществе, наряду с разрушением привычного уклада жизни, с изменением существующего порядка заметно осложнили задачу по сохранению школьного наследия. Бывшая гимназия, ставшая, к 1919 году сельскохозяйственной усадьбой при Трудовой школе с первой и второй ступенями, не была включена в смету уезда, что фактически поставило ее вне закона. Стремясь предотвратить дальнейшую деградацию, она пытается заручиться поддержкой в разных инстанциях. И хоть планам её не суждено было сбыться, но дело её получило дальнейшее продолжение, на протяжении десятилетий школа продолжала функционировать.

Заключение

В данном исследовании предпринята попытка сбора материала об истории учебного заведения в деревне Татьянино, его владелице, Татьяне Рейнгольдовне. Поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены частично, к сожалению, никому из заинтересованных лиц не удалось найти фотографию Т.Р. Анцевой. В исследовании помогали, энтузиасты - краеведы: Дмитрий Васильев, Артём Абалов, Александр Макрушин – сын воспитанницы детского дома имени III Интернационала. Все архивные материалы переданы в Волосовский историко - краеведческий музей, а данная работа будет продолжена.

Список источников и использованной литературы

Библиографический список

1. Т.Р. Анцева «Частное учебное заведение в дер. Усть-Рудицы Петергофского уезда», 1905 год.

2. С.Е. Глезеров «Петербургские окрестности. Быт и нравы XX века». Издательство Литагент «Центрполиграф» 2013 г.

3. Памятная книга Санкт-Петербургской губернии 1914-15 год, стр. 424

При написании были использованы архивные материалы из фондов ЦГИА

4. Фонд. 142 о. 2 д. 309

5. Архив Мальковского Р.И. (генеалог семьи Анцевых).

В работе помогали краеведы:

6. Дёмина Лидия Анатольевна

7. Макрушин Александр [email protected]

Приложение №1

П риложение №2

Приложение № 3 Воспитанницы гимназии в Усть-Рудице

Приложение №4

Обращение Анцевой Т.Р.

П риложение №5, 6. Фото Ванчакова А.П., Слер Г.Ф. , преподавателей гимназии

Приложение № 7

Копия документа об аресте Анцевой Т.Р.

Приложение № 8 Письмо Луначарского Военному комиссару Бакаеву

Приложение № 9 Письмо

Приложение № 10

Детский дом III Интернационала 1926 год

Приложение № 11

Обращение Анцевой в Комиссариат внутренних дел о выдаче подлинника письма Луначарского

Приложение № 12

З дание Яранского детского дома 1943 г, фото сотрудников

Приложение № 13 Здание гимназии в 60-ые годы

Приложение № 14

Всё, что осталось от гимназии Анцевой в наши дни

Просмотров работы: 66