Материальная культура кубанских казаков

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Материальная культура кубанских казаков

Воробьева В.В. 1
1МБОУ СОШ№1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ№1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение.

Знать историю своего края и культуры необходимо. Не зная историю всего человечества и, в частности, народа местного края его обычаев и традиций, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей народа, проникнуть в суть событий. Не может считаться полноценным тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. С ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь.

Актуальность: Данная работа глубже понять особенности ее культуры, истории, и их взаимосвязь с природой, приобщиться к исследованию родного края.

Цель: В своей работе я постаралась рассмотреть жизнь и быт кубанских казаков и выявить, какие народы оказали влияние на ее культуру.

Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал о жизни и быте кубанских казаков; провести анализ полученных материалов и обобщить данные.

Объект исследования – кубанские казаки.

Предмет исследования – жизнь и быт кубанских казаков.

Научные методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, аналогия, формализация);

- эмпирические (измерение, работа с чертежами, наблюдение, сравнение).

Этапы исследования: Изучение теоретического материала. Обобщающий, связанный с оформлением самой работы. Для написания своей работы я использовала энциклопедическую, монографическую, научно-популярную литературу и воспоминания представителей старшего поколения.

Данная работа может служить материалом для проведения классных часов, уроков кубановедения и для дальнейших исследований.

1.Быт кубанских казаков.

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства (см. приложение 1. рис.1). Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг.

С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными (см. приложение 1. рис.2). Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 1900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети.

С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом – всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин. В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня – начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы (см. приложение 1 рис.3).

Старинным орудием уборки хлеба был серп, в 80—90-е годы XIX в. который постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями. После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи – гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам.

Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко. После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот).

В 1900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары. Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел – перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами.

Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время. Хочется отметить, что в начале колонизации, кубанские казаки не занимались земледелием, а больше скотоводством. В дальнейшем казаки переходят на занятие земледелием, при этом применяют сельскохозяйственные обычаи и традиции как украинского крестьянства, так и российского. Так же хочется отметить, что на занятие земледелием или ремеслами большое влияние оказывала природа и климат места поселения казаков.[1]

2. Жилища кубанских казаков.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX - начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах – из дерева. Наиболее характерным для Кубани считался турлучный дом – деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной (см. приложение 2 рис.4).

Каркас сооружался из вертикальных столбов, пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок – основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка – в восточных районах, сволок – в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30-40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см.

Во многих степных станицах наряду с турлучными строились глинобитные дома. Для покрытия крыши использовали камыш, чакан, солому. Соломенную крышу чаще всего крыли путаной соломой. В районах, где было много заболоченных речек и лиманов, преобладали камышовые крыши, в том числе и в станице Староминской. При этом ровные ряды камыша предварительно связывали пучками, затем прикрепляли камыш к обрешетке крыши и снизу подбивали дощечкой — под корешок (см. приложение 2 рис.2)

Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями). [2]

Из этого следует вывод, что в XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Терминология отдельных деталей жилища была и остаётся до настоящего времени различной: в западных районах она в основном украинская, в восточных – русская.

Особенности жилищ Северо-востока Кубани.

В восточных районах Кубани сказалось также влияние домостроительства донского казачества и населения южнорусских районов. Известный кубанский историк Ратушняк В.Н. так классифицировал жилища кубанских казаков: «Дома у черноморских казаков (хаты) были обычно глинобитными или саманными. В линейных станицах дома были, как правило, деревянные» [3]

Я проживаю в станице Староминской. Данная станица возникла в результате заселения Кубани запорожскими казаками и поэтому основная масса жилых строений была близка по типу к малороссийским хатам (в тот период станичные хаты состояли в основном из двух комнат), но есть хаты в станице ближе к типу донских жилых строений, что характерно для линейных станиц. [4] О чём свидетельствует то, что дома обшиты шилёвкой, имеют высокий цоколь и состоял из 4-х или 5-ти комнат.

Из выше сказанного следует, что в станице были хаты малороссийского типа, но казаки побогаче строили дома смешанного типа: от малороссийских хат досталось то, что дома сделаны из самана, в том числе цоколь и фундамент, внутри хата была побелена, а шилёвка цоколя и стен, обналичка окон и ставни, а так же покраска в сине-зелёные цвета и внутренняя планировка комнат характерна для станиц Донской области. Подобные дома не были редкость, только на улице Петренко до наших дней сохранилось 7-8 домов в различном техническом состоянии (см. приложение 2 рис.1-3).

Так же надо отметить, что планировка станицы, а это чёткость линий, строительство домов лицом к улице характерно для кубанского казачества. На данную планировку повлияло то, что в отличии от донских, которые постоянно подтапливались, поэтому строились жилища хаотично на возвышенности, ст. Староминская первоначально строилась планомерно и немного в стороне от реки Сосыки, поэтому хаты не подтапливались и казаки обустраивали станицу по чёткому плану. Я задалась вопросом: что же повлияло на изменение определённого архитектурного стиля? Мне кажется, что хозяйства станицы были ориентированы на рынок, через станицу проходила железная дорога Черноморка, близость Донской области – всё это повлияло на то, что в ст. Староминской, как и в других степных станицах северо-востока Кубани происходит смешение архитектурных стилей, что делает их более самобытными и красивыми и удобными для проживания.[5]

Внутренне убранство казачьей хаты – интерьер кубанского жилища был в основном одинаков во всех районах Кубани пришедший из степных зон Украины. В хате находились две комнаты (великая и малая). В малой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой комнате стояла мебель на заказ: шкаф для посуды, сундук, комод для белья и праздничной одежды (см. приложение 4 рис.3) (см. приложение 5 рис.1-2) (см. приложение 3 рис.1). Стены, часто украшались вышиванками или оружием казаков (см. приложение 5 рис.3) (см. приложение 6 рис.1).

Центральным местом в хате был «красный угол» – «божница». «Божница» украшалась вышитым рушником и бумажными цветами вокруг иконы. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священные или обрядные значения. Полы в доме были мазаные реже деревянные, в шкафчике для посуды стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления пищи, пища в основном была малороссийской. (см. приложение 3 рис.2-3) (см. приложение 4 рис.1-2).

На стенах висели фотографии – реликвии казачьих семей. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах.

Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных – все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

Заключение.

В силу особен­ностей процесса заселения и хозяйственного освое­ния Кубань стала уникальным регионом, где эле­менты традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской куль­туры. Следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональ­ным регионом, в котором сочетались культурные тра­диции различных народов. Взаимовлияние и куль­турный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани.

Цель, поставленную перед собой - рассмотреть жизнь и быт кубанских казаков и выявить, какие народы оказали влияние на ее культуру, я выполнила. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки кубановедения, классные часы) и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а также для продолжения исследования.

Я считаю, что настоящий гражданин России и своей малой родины должен любить и знать её прошлое, для того, чтобы сохранить его для последующих поколений, мы – жители России должны хорошо знать свою малую родину, чтобы преумножать её богатство и по-хозяйски умело использовать природные и людские ресурсы.

Список использованной литературы.

Использованы материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа /Под ред. Н.Н.Великой, С.Н.Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.: Эпоева К.В. Обычаи и быт кубанского казачества [Электронный ресурс]. URL: slavakubani.org

Культура Кубани 19-го века. Быт и занятия кубанских казаков. [Электронный ресурс]. URL: refferat.ucoz.ru

Ратушняк В.Н. «История Кубани с древнейших времён до конца XIX в.». Учебник для 10-х классов общеобразовательных учреждений. – К. изд. «Перспективы образования», 2000 г.

Кулишов В.И. «В низовьях Дона», - М.: изд. «Искусство», 1987.

Штомпель Анастасия Евгеньевна «Архитектурные особенности станиц северо-востока Кубани начала XX века». (На примере моего дома. Ст. Староминская 2010г.)

Приложение.

Приложение 1

Рис.1 Орудия труда казаков.

Рис.2. Пахота плугом.

Рис.3Уборка зерновых.

Приложение 2

Рис.1Крытые камышом хаты.

Рис.2.Малороссийская хата казачки Анастасии Костенко 1841 г. постройки

Рис.3Вид с улицы дома № 82. 1889 года постройки.

Приложение 3

Рис.1. Внутренне убранство казачьей хаты.

Р ис.2. Блюда кубанской кухни.

Р ис.3Галушки с пампушками.

Приложение 4

Рис.1Каша.

Рис.2 Борщ.

Р ис.3Форма кубанских казаков.

Приложение 5

Рис.1-2Повседневная одежда казака. Одежда казачки.

Рис.3Вышивки.

Приложение 6

Рис.1 Оружие.

Рис.2 Праздники у казаков.

Просмотров работы: 6