Песенный фольклор Прикамья. (Личность руководителя ансамблей Репиной Ирины Александровны.)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Песенный фольклор Прикамья. (Личность руководителя ансамблей Репиной Ирины Александровны.)

Федотова А.Д. 1
1Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Гимназия города Нытвы
Маскина Л.В. 1
1Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Гимназия города Нытвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Испокон века песня была самым любимым жанром устного поэтического творчества. Без песен не обходилась ни одна свадьба, ни одно народное гуляние, песня звучала и во время полевых работ, при проводах рекрутов и на похоронах, на посиделках и в хороводах. В песнях отразился хозяйственно- экономический уклад жизни народа, его поэтическая душа, национальное самосознание, мировоззрение. Песенный фольклор – это творческое самовыражение каждого человека, народа, который вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Песни, прибаутки, поговорки, пословицы, – называют жемчужинами народного творчества. Актуальность работы в том, чтобы показать красоту русского языка через устное народное творчество, рассказать ребятам о личности человека, всю жизнь посвятившего песенному фольклору. Проблемавтом, что дети мало знают о русской народной песне, а конкретно о песенном фольклоре Прикамья не знают вообще. Я предположила, что русскому человеку  фольклор действительно нужен в современном мире, так как это целый пласт культуры наших предков. Не зная фольклора, и сам человек становится намного беднее. Так ли это? Объектом является: Песенный фольклор Прикамья. Предметомисследования: Творчество руководителя ансамблей Репиной Ирины Александровны ( «Гуси-лебеди», « Живая вода», «Забава» г. Нытва). Цель:Приобщение детей к русской традиционной народной культуре через песенный фольклор Прикамья. Задачи:1. Познакомить детей с песенным фольклором Прикамья. 2. Рассказать о творчестве и личности руководителя народных ансамблей г.Нытва Репиной Ирине Александровне.

Изучив материал книги «Меткое слово. Песни. Сказки» (Автор В.Н. Серебренников), мы узнали об истории песенного фольклора Прикамья.

Собрали, систематизировали, проанализировали материалы личного архива Власовой Нины Ивановны (мамы И.А. Репиной), изучили материалы периодической печати за большой период, отзывы на выступления ансамблей, что позволило нам узнать о личности Ирины Александровны, как бы со стороны.

Добавились и собственные впечатления, как участника одного из ансамблей.

Этапы исследования:

1. этап: Изучение истории песенного фольклора Прикамья.:

2. этап: Личность Репиной. И.А.(Встречи, беседы, записи воспоминаний, работа с документами, фото)

3. этап: Анкета  одноклассников по истории песенного фольклора, соц. опрос

4. этап: Обобщение материала. Выступления перед учащимися по теме работы.

Новизна работы в обращении внимания к песенному фольклору Прикамья и личности И.А. Репиной от лица молодежи.

Работа может быть использована классными руководителями для классных часов, учителей музыки, для выступления на Конференции «Сонинские чтения» историко- краеведческого музея города (приглашение), для участия в других конкурсах с целью популяризации фольклора и знакомства с личностью Репиной И.А. Работа может пополнить фонд Архива Нытвенского городского округа.

Глава 1. Устное народное творчество. Песенный фольклор Прикамья.

1.1. История возникновения фольклора

Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению, из уст в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли народные сказания о Богах, сказки и бывальщины, а затем, и история, и наука, и литература. Это устное слово, ритмы напевов народы несли из первобытного леса сквозь века и расселяли по земле и, создавая в каждом уголке культуру, накладывали слово и ритм в основу своего устного и музыкального творчества. Термин "фольклор" был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году. Термин принят в международной науке и в переводе означает - мудрость народа. Фольклор - это жизнь народа, его история, его развитие.

Сорок лет, с 1903 года и до конца жизни, зимой и летом, в холод и зной, ходил Серебренников Валентин Николаевич по уральским городам, селам, деревням, встречался с людьми, от которых записывал произведения поэтического творчества. Его записи содержат тысячи пословиц, поговорок, загадок, приветствий, скороговорок, частушек, песен, сказок. Это поистине сокровищница мудрости, ум и сердце народа. Только большой человек, беспредельно любивший свой край, Родину, мог осилить этот гигантский труд, накопить такое бесценное богатство. Это наш земляк. Уральский фольклорист В.Н. Серебренников. И его по праву можно назвать нашим уральским Далем1

В. Н. Серебренников ставил запись народных песен в своей собирательской деятельности на одно из первых мест.

«Меткое слово. Песни. Сказки». В.Н. Серебренников. (Т.И Вершинин составитель и автор вступительной статьи ) Пермь- 1964г, стр 3

Это самые разнообразные песни: исторические, рекрутские и солдатские, свадебные и причеты, хороводные, игровые, шуточные, любовные, семейные.

Во поле березонька стояла…

стр 239 (35)

Во поле берёзонька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Всякими цветами расцветала,

Алыми и голубыми.

Некому берёзку заломати,

Некому кудрявую заломати.

Пойду я берёзку заломаю,

Пойду я кудрявую заломаю.

Сделаю из берёзки три пруточка.

Сделаю два гудочка.

Третью-то балалайку,

Стану в балалаечку играти,

Старого мужа пробужати:

Старой муж, пробудился,

Встань-ко, старой муж, проснися.

Вот тебе ополоски умыться,

Вот тебе горшевик утереться,

Вот тебе заслонка помолиться.

1.2. Исторические песни возникли примерно в XIII–XIV веках. В исторических песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных повторов, эпитетов. Сюжет лаконичен, ограничен одним эпизодом.. полнение отличается от былин, каждая песнь поется хором. Самым главным отличием былин от исторической песни является историческая достоверность, ее персонажи – реально существовавшие деятели. Посвящены песни не только царям, но и героям, которые понятны народу, таким как: Емельян Пугачев, Степан Разин, Ермак.

Исторические песни
Пример:(6) стр.152
Во славном городе Орешке
Пролегала тут широкая дорожка
По той широкой по дорожке
Идет царев большой боярин
Сын петровский Шереметев
Со теми со пехотными полками,
С конницею, с друганами,
С удалыми донскими казаками 

Бытовые песни - отличаются большой задушевностью, искренностью. Они переживают самые глубокие переживания народа. Большинство дореволюционных песен полны грусти. Пример:(8) стр.159
Рекрутские и солдатские песни 6

Что ты, Петенька, невесел?
Отдают Петю в солдаты,

Посмотрю пойду в окошко,
Не бежит ли троечка.
Стоит тройка у крыльца.
Завернула я назад,
Не поспел слова сказать.
Во солдаты везут нас,
Плачут матери-отцы,
Удалые молодцы.
Вы не плачьте, не тужите,
Мы воротимся назад
Тятю-маму повидать,

Через двадцать пять годочков
Прилетим мы соколочком.

1.4 Свадебные песни и причеты. Причеты невесте, свадебные песни, рассказанные не одним поколением, в большинстве своём являются поэтическими высокохудожественными произведениями. Серебренников был непревзойденным знатоком свадебных обрядов и свадебных песен русского населения Прикамья. Все свадебные песни, плачи, причеты, наговоры - продукт народного творчества. Церковь никогда не поддерживала свадебный обряд.

Свадебные песни и причеты 
Пример:(42) стр.194
Умна-умна приезжая гостьюшка,
Умна Олександрушка,
Розумна Михайловна.
У ее-то, у гостьюшки,
У ее лицо белое,
Победе снегу белого,
Шшоки-але маку алого,
Походка павиная,
Тиха речь лебидиная.

1.5 Хороводные песни исполнялись девушками и парнями во время хоровода, который водили летом и весной на лугу и зимой в избах. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь».После хоровода начинали разбиваться на пары и начинали играть. Хоровод завершался общей пляской под пение веселых песен – плясовых.

Хороводные и игровые песни
Пример:(11) стр.221
Стой, мой милый хоровод,
Стой да не расходись. 7
Я во этом хороводе,
Я во этом во веселом
Ходила да я гуляла,
Танец выводила.
Я танец-то выводила,
Венки соронила.

Соронила свой веночек,
Соронила свой зелёный,
Есть кому его поднять.
Вижу-батюшка идёт,
Венок не несёт.
Вижу -матушка идёт,
Венок не несёт.
Вижу миленькой идёт, венок мне несёт.

1.6 Шуточные и плясовые песни – песни юмористического характера, как правило, исполнялись в быстром темпе под балалайку или гармонь, или вовсе без музыкального сопровождения, в них хорошо видна жизнерадостная натура русского человека. Встречаются: скоморошины, плясовые шуточные песни, частушки. Шуточные и плясовые песни(14) стр.252

Как задумали два брата
В Петербурге торговать.
Уж как один-то был Фома,
А другой – Ерёма.
-А давай-ко, брат Ерёма,
Лошадями торговать!
Вот Фома купил кобылку,
А Ерёма – меринка;
У Фомы она не тащит,
У Ерёмы не везёт.
-Ну тебя, Ерёма, к шуту
С этим самым ремеслом!

А давай-ко, брат Ерёма,
Станем рыбой промышлять!
Вот Фома-то купил лодку,
А Ерёма – челночек.
У Ерёмы бортов нету,
У Фомы на дне дыра.
Вот Фома-то стал тонуть,
Ерёму за ногу тянуть;
Вот Фома пошёл на дно,
А Ерёма там давно.

1.6 Любовные, семейные- Главными героями любовных песен являются молодые люди, юноши и девушки. Их отношения между собой, их мысли, чувства и переживания составляют основное содержание песен на тему любви.

Пример:(44) стр. 274

Ах ты, ноченька, ночка темная,
Что ты, ноченька, так нахмурилась?
Что, осенняя, затуманилась?
Нет у ноченьки ясна месяца,
У осенней частых звездочек. 8
У меня, у сироты, нету батюшки,
Нету батюшки, родной матушки.
Только есть один мил-сердечный друг,
Да и тот со мной не в любви живет,
Не в любви живет, в несогласьице.
Он журит-бранит
Да стариной корит.

1.8 Частушки – сравнительно молодой жанр устного поэтического творчества. Серебренников записывал их начиная с того времени, когда они только появились в прикамских деревнях. Частушки очень злободневны. Во многих частушках нашли отражение названия местных населенных пунктов, прикамская природа, местный говор.

На горе-то яблочки, У Андреевских ребят
Под горой арбузики,

Сапоговские ребята Под окошком свиньи спят;

Чисты карапузики Свиньи все визгливые,

Ребята еросливые.

1.9 Колыбельные песни – самые первые поэтические произведения. В них выражается любовь матери к ребёнку, желание видеть его в будущем сильным, ловким, счастливым. Почти все они очень лиричны, музыкальны.

Уж ты спи-ко, усни,

Большой вырости;

Выростишь большой,

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить,

Нянюшек-мамушек

В бархате водить.

Знакомясь с произведениями народного поэтического творчества, записанными В.Н. Серебренниковым [1] , можно лучше увидеть нашу жизнь, понять, какая пропасть отделяет нас от того времени, когда простые уральские люди были угнетены, бесправны. Золотые россыпи русского поэтического творчества - богатейший вклад в сокровищницу нашей культуры.

Глава 2. Личность руководителя народных ансамблей Репиной Ирины Александровны (город Нытва, Пермский край)

Ирина Александровна родилась в 1964 году в простой трудовой и музыкальной семье в г. Нытва.

П апа - обычный заводчанин, но необычный гармонист, все свадьбы были проведены с ним, какая свадьба без баяна?!
Мама - председатель комсомола, уговорила своего будущего мужа вступить в комсомол, а он женился на ней. Сначала жили в Комарах, потом переехали в Нытву. Мама так и осталась активисткой. Сейчас она председатель районного совета ветеранов войны и труда, входит в тройку лучших председателей Пермского края. Ирина Александровна - старшая , у неё есть 2 брата. Братья Коля и Виктор ходили в музыкальную школу. Любовь же к песне у всей семьи. Часто, когда семья собирается вместе – поют. Да еще как! Сыновей зовут Никита и Лев, они уже взрослые, а по образованию учителя философии и истории.
(Приложение 10,11,12). Много лет Ирина Александровна преподает вокал и хор в детской школе искусств. Ирина Александровна Репина – руководитель ансамблей «"Гуси-лебеди", "Живая вода", "Забава». Мудрая. Сильная. Талантливая. С самого детства Ирина росла в мире музыки, всегда была на виду, в гуще событий. 10

Это человек, полностью преданный своему делу (Приложение 25,26). Для таких людей работа - не просто обязанность, а стиль жизни. Песня для Ирины Александровны - жизнь. Об этом она говорит и в интервью. (Приложение 1) Сначала школьный ансамбль, затем музыкальная школа, институт культуры…. Шаг за шагом она воплощала свою мечту, совершенствовала свое мастерство. Ирина Александровна основным направлением своей работы выбрала народную песню.

Не только для себя нашла Ирина Александровна место в мире музыки, но и помогла объединиться любителям русской песни. Насколько же неиссякаема энергия у этой симпатичной женщины, насколько ярок талант. Ирина Александровна умело вживается в образ и каждый раз на сцене она новая, неповторимая. Сама играет на балалайке, гармошке, баяне, фортепиано, гуслях, свистульках, на заслонке, на шумовых инструментах. А раньше в детстве играла на косе, на пиле и бутылках. (Приложение 2) Забот у нее достаточно, но и для семьи, где всегда ее ждали муж и двое сыновей, всегда хватало душевных и физических сил. Наверное, берет она их из народной песни, такой многоликой, грустной и печальной, радостной и задорной, как наша жизнь. (Приложение 2,10,12).
Ирина Александровна постоянно занимается в библиотеке, знакомится с новыми методиками, у нее налажен тесный контакт с местным краеведческим музеем, краеведами и фольклористами, работающими в Нытвенском районе.
В 1986 году Ирина Александровна закончила ПГИК, факультет культпросвет работы, отделение хоровое – дирижерское (народное). Окончив институт, И.А. Репина создает в 1986 году на базе клуба «Металлург» ансамбль. Участниками этого ансамбля стали артисты из активных участников художественной самодеятельности НМЗ.

Первый концерт для публики был дан 18 июня 1986г. (Приложение 21,22)

Изначально ансамбль был назван "Беседа", свое название носил 30 лет, а после произошло слияние с коллективом "Малиновка" и стало общее- "Забава". Это было в 1990 году (Приложение 22). За высокий художественный уровень, исполнительское мастерство, активную работу по пропаганде русской песни коллективу ансамбля русской песни «Забава», клуба «Металлург» ОАО «Нытва», президиумом Пермского облсовпрофа пр №1 от 25.01. 2001 года присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». (Приложение22,23,24), оно подтверждается раз в 5 лет. Лауреаты краевых, Всеуральских  фестивалей гран-при, были дважды на Всероссийских фестивалях. Одно из них  "Поёт село родное", где стали победителями, конкурс проходил в Питере,  а также множество других фестивалей, конкурсов! Фотографии с выступлений ансамблей из архива Репиной И. А. (Приложение 1,14,15,16,17,18,19,).

Записав рассказ И.А. Репиной о рождении и творческой деятельности ансамблей, мы выяснили, что:
у ансамбля
«Забава» есть коллектив- спутник: Детский фольклорный ансамбль «Гуси- лебеди», основанный Репиной И.А. в 1999году- "Гуси-лебеди" «Первый ансамбль  существовал с 1999-2009 год. Затем был перерыв, потом соскучилась по народной песне и в 2013 году решила повторить ансамбль»,- рассказывает Ирина Александровна. (Приложение20)

(Автор: третья справа)

" Живая вода" - это ансамбль учителей, созданный на базе школы № 2. «Направление у нас академическое. Выступаем и до сих пор. Ездили на конкурсы, где занимали 1 места, стали лауреатами в 2000 году»,- говорит Ирина Александровна. Название «Живая вода» перешло ансамблю «по наследству». И.Репина и Н. Гилёва давно пели дуэтом. Однажды, во время их выступления по областному радио, слушатели в прямом эфире сравнили пение Ирины и Натальи с журчанием чистой воды. Так появилась «Живая вода», ставшая названием и вокального коллектива. (Приложение 6,13) Я, Федотова Александр, в ансамбле «Гуси- лебеди» 4 года.

Р епина Ирина Александровна - интересующаяся всем и очень активная личность, каждый день она передает свою любовь к народной песне нам, молодым. Эта красивая и творческая женщина покорила сердца нытвенцев, а её ансамбли будут еще долго радовать слушателей. Мы безгранично ей благодарны! Ирина Александровна Репина специалист широкого профиля, разносторонних интересов, обладающая практическими умениями и навыками. (Приложение 10). Её отличает деловитость и творческий подход к делу, исполнительность и пунктуальность, высокая требовательность к себе и другим, умение работать с людьми, умение использовать инициативу и энергию участников коллектива, развить их активность и творческое самовыражение. (Приложение 3) Грамот, дипломов же у коллективов не перечесть. (Приложение 4) Руководитель ансамбля Репина И.А. является почетным жителем города Нытвы (решение городской администрации 2014год). 13

Заключение

Фольклор актуален, интересен и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения. Фольклор, являясь сердцем и душой народа Руси, до сих пор находит свое отражение в музыке наших лет. Ирина Александровна считает, что у молодежи есть интерес к народной песне, но надо интерес этот поддерживать. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка народной песней, его надо привести, познакомиться, поиграть, попрыгать, попеть, а потом уж его затягивает. 
Народные песни нужно возрождать. Во-первых, это исторически - правильно, ведь каждый народ ценит и вырастает из своей культуры, отсюда вытекают все нормы права, отношений и поведения, нужно сохранять свои традиции. Во-вторых, это полезно для здоровья. Когда мы поём и от песни получаем наслаждение, то уходит плохое настроение, вырабатывается гормон радости, кажется даже, что проходят болезни, а на душе спокойно и легко! В-третьих, это интересно, это увлекательно.  Так считает Ирина Александровна. А мы ей верим, так как она у нас самая умная, самая добрая, самая творческая, самая дисциплинированная, терпеливая, трудолюбивая, всегда умеет выслушать других и прислушаться к мнению коллектива. И такой мы её очень любим. А в репертуаре ансамблей много пермских народных песен: «Ой, с по-лугу вода», «По полю, по полю», «Кто у стола», «Ой роза, ты роза моя», «Кто у нас хороший», «Кума к куме приходила», «Не было ветру» и другие (Приложение 5).Анализ анкет одноклассников показал, что на вопрос «Нужен ли фольклор в современном мире» 16 человек из 20 ответили положительно. А это уже много значит.

Ирина Александровна выступала с ансамблем в нашем лагере «Гагаринец», затем работала сама, заряжая всех народной песней и народными играми. Нас пригласили выступить с работой на «Сонинских чтениях» в Историко- краеведческом музее г. Нытва. Будем участвовать в муниципальном конкурсе презентаций о знаменитых людях города и других конкурсах. ( В муниципальном конкурсе исследовательских работ в 2020 г я стала победителем в номинации «Земляки).

Мы верим, что народной песне – жить, когда есть такие люди, как Ирина Александровна Репина и её последователи. Ведь не зря Ирина Александровна стала лауреатом конкурса «Народное признание» в номинации «Лучший работник культурно- досуговой сферы». Она и есть – лучшая! Лучшая во всем!

Д умаем, что это все - таки еще не все, что можно сказать об этой замечательной женщине. Женщине – «песне». Нашей Землячке, которой гордится наша Нытвенская земля и, конечно же, мы - молодое поколение!

( Первая справа - автор работы)

Список использованной литературы

1.«Меткое слово. Песни. Сказки». Автор В.Н. Серебенников

2.https://revolution.allbest.ru/music/00340983_0.html

3.https://www.sites.google.com/site/istoriarusskojmuzyki/home/folklornaa-muzyka

4.https://revolution.allbest.ru/culture/00466095_0.html

5. Интервью с И.А. Репиной

6. Характеристики И.А. Репиной

7. Материалы личного архива Власовой Нины Ивановны ( мамы Репиной И.А.)

8. Материалы периодической печати.

Просмотров работы: 183