Влияние съёмок фильма "Мандат" на жизнь обывателей города Волосово

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние съёмок фильма "Мандат" на жизнь обывателей города Волосово

Лим Д.А. 1
1МОУ "Волосовская СОШ №1"
Чопей С.В. 1
1МОУ "Волосовская СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Удивительное свойство человека – память. Память о добре, о радостном, счастливом дне, трепетная память о первой любви, вечная и незабываемая об отце и матери, давших жизнь и научивших жить по совести. И есть в нас ещё другая память – память историческая, заставляющая всматриваться в прошлое, оглядываться назад, чтобы не сбиться с пути, яснее видеть будущее. Память, сохранённая на старых фотографиях — это словно прикосновение к истории своей жизни, к истории своего края, забытые моменты всплывают и позволяют нам пережить их по-новому, а иногда, глядя на старые фотографии мы знакомимся с прошлым, узнаём что-то новое. Любовь к родине и память о ней есть у каждого из нас. В ком-то она живет более открыто, а в ком-то – спрятана в самой глубине сердца. Малая родина есть у каждого человека. Это для него самое дорогое место на Земле, ведь он здесь родился и вырос, узнал о жизни предков и вещах, которыми он должен гордиться.

Наша малая родина – небольшой город Волосово, но даже в нем есть немало интересного. Глядя на старые фотографии, запечатлевшие наш край в прошлом, узнавая все больше фактов, хочется делиться ими, рассказывать историю и открывать все больше и больше забытых историй. Так произошло, что в сети Интернет был размещён фотоснимок, на котором был запечатлён момент съёмок художественного фильма «Мандат», и нам показалось, что перед нами вид железнодорожной станции города Волосово. Дальнейший поиск материалов, расспрос старожилов, подтвердили, что в городе Волосово, в середине 20 века работала съёмочная группа, жили знаменитые артисты.

Таким образом, мы предположили, что на территории нашего города велись съемки художественного фильма «Мандат».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что исследовательская работа дает возможность ученикам познакомиться и узнать больше интересных фактов о родном крае, и познакомить со своими находками окружающих. Архивных источников информации о съёмках, к сожалению не сохранилось. Уверены, что на страницах нашей районной газеты «Сельская новь», печатались публикации о таком интересном событии, но при обращении в архив редакции нас ждало разочарование. Архив за 60-ые годы не сохранился.

Объектом исследования в данной работе выступает сам процесс участия жителей посёлка Волосово в съёмки массовых сцен.

Предметом изучения стали «роли» сыгранные актёрами из народа.

Цель: найти и обобщить информацию о съёмках художественного фильма на территории нашего города, непосредственных участников этого события.

Задачи работы:

1. Посмотреть фильм.

2. Подобрать информацию о режиссёре фильма и главных героях.

3. Обосновать, выбор съёмочной группой железнодорожной станции города Волосово для съемок художественного фильма.

4. Найти непосредственных участников съёмок, записать их воспоминания и воспоминания старожилов, помнящих о данном событии.

5. Обратиться с запросом о предоставлении архивных материалов на киностудию «Ленфильм».

Гипотеза: Если в нашем городе снимался художественный фильм, то должны быть люди, которые помнят об этом событии, или даже те, кто принимал непосредственной участие в съёмках.

Методы проведения исследования:

1. Анализ

2. Интервьирование

Глава 1. История съёмок фильма в нашем городе.

Детский приключенческий фильм «Мандат» был снят на студии Ленфильм в 1963 году. Съемки фильма проходили, частично в Санкт-Петербурге, а некоторые фрагменты, связанные со сбором хлеба снимались на железнодорожной станции нашего города.

Главные роли исполняли школьники (Приложение №4): Борис Щербаков (это его первая роль в кино) — Глебка Прохоров, Наталья Арзамасцева — Глаша, Владимир Лебедев – Минька. Взрослые роли исполняли: Боголюбов Игорь Павлович, питерский рабочий Глеб Прохоров, отец Глебки. Знаменитый по многим комедийным фильмам Алексей Смирнов, сыграл начальника железнодорожной станции. В роли кулацкого сообщника снялся Николай Кузьмин, хорошо знакомый нам по съёмкам в фильме «Бронзовая птица».

Мы выяснили, что Борис Щербаков родился в Ленинграде. Родители будущего актера были людьми мягкими и добрыми. Мама работала на «почтовом ящике» намотчицей трансформаторов, а отец был шофером, таксистом. С детства Борис рос очень живым, озорным мальчишкой. Вот как он рассказывает о себе: «Я не могу сказать, что был заводилой, но поучаствовать в каких-нибудь аферах возможности не упускал, например, залезть во время урока в школьную радиорубку и врубить на полную громкость популярную музыку».

Семья Щербаковых из пяти человек жила в шестнадцатиметровой комнате в коммунальной квартире. Единственное окно выходило на Финский залив. С детства Борис все время видел порт, большие белые корабли и мечтал стать капитаном, чтобы путешествовать по экзотическим странам. Скорее всего, он бы и поступил в одно из многочисленных морских училищ, если бы не одно событие, изменившее его жизнь.

Когда Борису было 12 лет к ним в школу пришли представители киностудии «Ленфильм». Они искали белобрысого, конопатого мальчишку на роль Глебки Прохорова в детском приключенческом фильме «Мандат». В числе других ребят для съемок был отобран и Борис, а вскоре его утвердили на главную роль.

Вот так Борис Щербаков вспоминал: «После этих съемок я понял, что кроме профессии моряка существует и другая, не менее интересная — играть на сцене театра или сниматься в кино».

О Наталье Арзамасцевой, сыгравшей роль Глаши информации не так много, но мы узнали, что это был первый и последний фильм в её карьере. Она окончила математическую школу, электротехнический институт. Работала инженером на авиационном заводе. Сейчас – пенсионерка. Из творческих увлечений осталась фотография. Снимает внуков и птиц.

Владимир Лебедев, по сценарию, питерский мальчик, гостивший у бабушки в деревне, знаком нам только по кадрам фильма, это была его первая и единственная роль в кино. В фильме рассказывается о том, как большевик Глеб Прохоров, похоронив свою жену, вместе с тринадцатилетним сыном Глебкой едет железнодорожным составом во главе продотряда с мандатом, подписанного Лениным, по далёким деревням доставать хлеб для голодающего Петрограда. Собрав подводы с зерном, отряд наталкивается на сопротивление местных кулаков, которые стремятся не допустить вывоза хлеба на поезде. Сначала бандиты пытаются поднять мятеж против командира продовольственного отряда на железнодорожной станции. Глеба Прохорова спасает простой беспризорник, он сообщает, что сейчас будут убивать командира и показывает место заговора. Затем вагон приходится отцеплять от поезда, так как в буксу засыпали песок, и ехать дальше было нельзя. На охраняемый вагон нападает банда батьки Хмеля. В перестрелке с белобандитами, напавшими на состав, погибает весь продовольственный отряд, но перед тем раненый Прохоров успевает передать мандат своему сыну. Глебка разгоняет вагоны с зерном и они мчатся по уклону, затем Глаша и Минька помогают ему. Но бандиты не отстают, начинается перестрелка, а дети продолжают толкать вагоны по железной дороге, чтобы сохранить зерно Глебка, написал на вагоне слово «Холера», вот так дети смогли добраться до станции.

Глава 2. Несколько слов о режиссёре фильма «Мандат».

Николай Иванович Лебедев родился 28 июля (9 августа) 1897 года в городе Гусь-Хрустальном (ныне Владимирской области) в семье столяра-модельщика. В 1916 году окончил ремесленное училище в городе Владимир.

После Октябрьской революции Николай Иванович переехал в Петроград. В 1918 году добровольцем вступил в рабоче-крестьянскую красную армию. Сражался под Царицыным, на Восточном и Северо-Кавказском фронтах. Затем, обучался и в 1925 году окончил Институт экранного искусства в Ленинграде. В 1929 году стал режиссёром киностудии «Ленфильм». Через год он снял свой первый фильм «Настоящие охотники». Большая часть его фильмов насыщена романтикой, приключениями, пронизана добротой и предназначена для детской и юношеской аудитории. Они отличаются знанием детской психологии. За свою жизнь Николай Лебедев снял более 30 фильмов. До Великой Отечественной войны Николай Иванович снял 5 картин. Сам он участвовал в войне, был на Ленинградском фронте.

В послевоенное время на экраны вышел фильм «Счастливого плавания», о жизни курсантов Нахимовского училища, которое было открыто для детей оставшихся сиротами во время войны и блокады Ленинграда.

В 1969 году вышел фильм «Зимнее утро». История девочки в Блокадном Ленинграде, которая выживает одна в жуткие года блокады и спасает маленького мальчика. Фильм был удостоен главного приза VI Международного кинофестиваля в Москве.

В 1979 году вышел Фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.» для юношеской аудитории. Фильм о любви, дружбе, сложных отношениях и переживаниях молодых людей. Фильм получил Главный приз XVIII Международного Кинофестиваля в Хихоне (Испания) в 1980 году, Признан лучшим фильмом на Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте. Николай Иванович прожил долгую и интересную жизнь, умер он 9 октября 1989 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища

В своих режиссёрских работах Николай Иванович обращался и к революционной теме. Так, в 1963 году, он снял детский приключенческий фильм «Мандат», в котором рассказывается о том, как большевик Глеб Прохоров, похоронив свою жену, вместе с тринадцатилетним сыном Глебкой едет железнодорожным составом во главе продотряда с мандатом, подписанным Лениным, по далёким деревням доставать хлеб для голодающего Петрограда. Собрав подводы с зерном, отряд наталкивается на сопротивление местных кулаков, которые стремятся не допустить увоза хлеба на поезде. В перестрелке с белобандитами, напавшими на состав, погибает весь продовольственный отряд, но перед тем раненый Прохоров успевает передать мандат своему сыну.

Глава 3 . Воспоминания о съёмках художественного фильма в городе Волосово

Из воспоминаний непосредственной участницы тех событий, известно следующее….

В момент съемок фильма Раиса Павловна Кириллова была ученицей пятого класса железнодорожной школы № 44. Из-за того, что в то время Волосово было очень маленьким посёлком, слух о том, что будет сниматься кино, распространился очень быстро. Поначалу никто не верил, были только разговоры и пересуды о предстоящих съёмках, но когда появилась атрибутика, когда на железнодорожном вокзале поменяли название на «ВЪТКА», это всех повергло в шок. Каждый съёмочный за процессом наблюдало практически всё местное население. Все действия, снятые в Волосово, происходили на железнодорожном вокзале, и в районе деревни Заполье. Кинематографисты не только дали новое название нашей станции, но и добавили декорации, всё для того, чтобы вид соответствовал 1919 году – году послереволюционного времени.

Сами актёры жили в расположенных близ к станции домах местных жителей. А в доме у бабушки Раисы Павловны поселили представителя съёмочной группы. Раиса Павловна попала на съемочную площадку совершенно случайно. Будучи ребенком, она бегала с другими ребятами смотреть, как проходят съемки, и попросила папу поговорить с режиссером, чтобы её взяли в кино. Но попала туда она из местных жителей не одна. Участвовала в съемке половина поселка, в том числе и её родственники. По воспоминаниям, Раиса Павловна, участвовала в съёмках три дня, один раз её взяли на ночную съёмку.

В одном фрагменте, где снималось много её друзей, они все вместе ехали на поезде, в кадре фильма мелькает девочка в белом платочке – это Раиса Павловна (Приложение № 6). В одной из массовых сцен, где огромное количество людей ждёт поезда, на первом плане с птицей в руках мы видим Тамару Ивановну Казакову (Приложение № 6).

Хорошо запомнила Раиса Павловна и главного героя, мальчика Бориса Щербакова, сыгравшего Глебку Прохорова, он был серьёзный, мужественный, сдержанный, полностью соответствовал сыну революционера, ходил в кожанке, затянутой ремнём, с пистолетом на боку.

Не случайно была выбрана для съёмок и наша железнодорожная станция, ведь она помнит революционные годы. Именно, её строительство в 1870 году способствовало активному развитию Волосова. На рубеже XX века, благодаря красивой природе и близости к Санкт-Петербургу в поселке закипела дачная жизнь. Напротив железной дороги появились чайная, буфет, торговые лавочки, было открыто железнодорожное двухклассное училище. Добраться до Волосово в то время можно было только на лошадях. Свой, так называемый транспорт, приезжающие оставляли тут же у железной дороги. По инициативе одного из начальников вокзала был сооружён фонтан, который не только радовал глаз, но и препятствовал извозчикам подъезжать на повозках вплотную к вокзалу, ограждение данного сооружения было демонтировано в 90-ые годы 20 века. К сожалению, красивейшее здание дореволюционного железнодорожного вокзала сгорело во время Второй Мировой войны (Приложение № 1), а то, что мы видим в фильме, было построено в 50-е годы. В фильме мы видим водонапорную башню (Приложение №2), которая была построена в 1905 году для снабжения паровозов водой. Этот интересный объект выполнен в стиле железнодорожных зданий, форма ее основания необычная — не круглая, а эллиптическая. Башня имеет каркас из белого кирпича со вставками из красного кирпича. Верхняя часть деревянная. Видны и водозаборные колонки (Приложение № 3), именно к ним подъезжали раньше тепловозы и эти колонки заливали воду. К сожалению, сейчас они утрачены и остались только на фото, несколько лет назад их срезали и выбросили в мусор.

По сюжету фильма на железнодорожной станции стояли вагоны с зерном для голодающего Петербурга. По воспоминаниям Елены Александровны Мизиной известно, что лошадей для съёмок брали в совхозе «Ленинский путь» в деревне Клопицы. В одном фрагменте видно, что большое количество лошадей ходят около вагонов, но их было всего несколько. Оказывается, они ходили по кругу, и из-за этого создавалось впечатление, что их много, а в мешках вместо зерна была солома.

Местные жители сыграли безмолвные роли, простых обывателей, крестьян. Многим даже не пришлось искать костюмы революционной поры, так как платки, кепки, пиджаки, рубахи, юбки, всё это было в гардеробе того времени.

Помнят старожилы и знаменитых актёров: Игоря Боголюбова, Николая Кузьмина, Алексея Смирнова (Приложение №5), их простота в общении, скромность в быту, работоспособность (ведь съёмки длились с утра до позднего вечера, а иногда и продолжались ночью), всё это отложилось в памяти участников такого интересного события.

Выводы:

В каждом городе, селе или посёлке есть своя, неповторимая история, которая формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю. Ученики нашей школы побывали в разных городах Ленинградской области, и в каждом из них можно было совершить пешеходную экскурсию, на которой можно познакомиться с историей данной местности. Мы считаем, что хоть наш город хоть и самый молодой, на карте Ленинградской области, но и у нас есть о чём рассказать не только приезжим гостям, но и нашим жителям. Исследовательская работа «Влияние съёмок фильма «Мандат» на жизнь обывателей посёлка Волосово», посвящена поискам материалов, относящихся к съёмкам художественного фильма «Мандат».

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы на классных часах, краеведческих конференциях, при проведении пеших экскурсий по городу Волосово, эта работа дополнит материалы Волосовского историко-краеведческого музея.

Заключение

Поставленная цель исследования достигнута. Задачи выполнены. В данном исследовании предпринята попытка сбора материала о съёмках художественного фильма.

Мы просмотрели приключенческий фильм «Мандат», и нашли подтверждение, что съёмки проходили на нашей железнодорожной станции.

Дореволюционные постройки, стали отличными декорациями к фильму, рассказывающему о тяжёлом времени становления Советского государства.

Гипотеза нашла своё подтверждение, по воспоминаниям непосредственных участников тех событий жизнь культурная жизнь нашего небольшого городка изменилась, все с нетерпением ждали выхода картины.

Местным жителям посчастливилось сыграть эпизодические роли простых граждан послереволюционного времени.

Участники массовых съёмок с удовольствием вспоминали события того времени. К сожалению, никто из них не помнит, печатались материалы о таком интересном событии на страницах газеты «Сельская новь», никто не сохранил заметки того времени, не нашли мы и не одной сохранившейся фотографии, где было запечатлено событие съёмок.

В работе были использованы воспоминания, хранящиеся в районной библиотеке нашего города, найдены фрагменты телевизионных передач, записаны воспоминания участников массовых сцен. Кроме того мы оставили запрос на сайте Кино-Театр. RU, пообщались с сотрудниками киностудии Ленфильм. Все архивные материалы хранятся в настоящее время в Госфильмофонде России. Таким образом, данная работа в будущем, будет дополнена новыми материалам. К сожалению, мы не смогли найти архив газеты «Сельская новь» за 1963 год, но, можно предположить, что на её страницах были заметки о таком интересном и важном событии в истории нашего города.

Список использованной литературы.

1. Волосово: история родного края. Посвящается 75-летию Ленинградской области. 2002 год

2. «Волосовский край» пособие для обучающихся основной школы. 1988 год.

3. Ресурсы сети Интернет: https://www.kinopoisk.ru/film/46534/

4. https://ruskino.ru/mov/8422

5. https://www.kino-teatr.ru

6. https://www.kinopoisk.ru/film/mandat-1963-46534/cast/

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Воспоминания Дёминой Лидии Анатольевны, Кирилловой Раисы Павловны, Мизиной Елены Александровны,

Приложение

П риложение № 1

Приложение № 2

Водонапорная башня (1905 год)

Приложение №3

Водозаборные колонки

П риложение № 4

Игорь Боголюбов – главная роль в фильме, сыграл роль питерского рабочего, командира продовольственного отряда

Борис Щербаков - Глебка Прохоров, сын командира продотряда

Н аталья Арзамасцева – девочка Глаша из деревни Таракановка

Приложение № 5

Алексей Смирнов – начальник станции «Вътка»

Михаил Васильев – матрос, комиссар, помогал продовольственному отряду

Николай Кузьмин – в фильме кулацкий сообщник, Гришка

Николай Крюков – батька Хмель, атаман банды

Приложение № 6

Казакова Тамара Ивановна, житель посёлка Волосово

Кириллова Раиса Павловна (девочка в белом платочке)

Просмотров работы: 253