Солдат войны- герой труда

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Солдат войны- герой труда

Елисеева У.С. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ СОШ № 2, го.Серпухов, Московская область
Выскребцова Т.Е. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ СОШ № 2, го.Серпухов, Московская область
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Задумывались ли мы когда-нибудь о том, что скрывается за нашим родом, за нашим рождением! Знаем ли мы, кто стоит за нашими спинами! Отцы, деды, прадеды…?

Величайший поэт А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно…».  И это действительно так, потому что они прожили нелегкую, героическую жизнь в разные годы, эпохи. В моем роду есть такой человек, славой которого гордится вся наша семья и город Серпухов – это мой прадедушка Чумак Борис Алексеевич. О нем я и хочу рассказать.

Цель: Изучить биографию Чумак Бориса Алексеевича

Задачи:

анализ изученной литературы;

беседа с родными;

изучение материалов архива ЦАМО;

изучение материалов краеведческого отдела центральной детской библиотеки;

изучение материалов музея автоколонны № 1790

ВЗРОСЛОЕ ДЕТСТВО

Родился Борис Алексеевич 11 мая 1919 года в Краснодарском крае, Темрюкского района, на хуторе Пересыпь.

Свою трудовую деятельность Борис Чумак начал в 14 лет в совхозе «Таманский» Краснодарского края. Проработал два года в мастерской смазчиком машин. Жил в общежитии, оставшись еще в раннем детстве вместе с братом и сестрой без родителей. Воспитанием Бориса занимались шофёры. В 1936 году, окончив с отличием в городе Темрюк курсы водителей стал работать в совхозе. В 1939 году был призван в армию в Могилёве, где его и застала финская война. Ему уже опытному водителю второго класса было поручено перегонять машины в Минск. Формирование автоколонны проходило в холодные декабрьские дни. На Карельском перешейке в составе 145 стрелковой дивизии 599-го полка на ЗИС-33 снабженном лыжами и гусеницами, военный водитель Чумак в зимнюю стужу возил пушки и снаряды. Не раз был обморожен и простужен кто тяжелую для нас войну. Случилось так, что три месяца врачи боролись за его жизнь

- Не кури и не пей, - сказали доктора моему отцу, - а вот мы поставим тебя встрой.

Молодой организм поборол тяжелый недуг, но простуженные ноги давали себя знать всю Отечественную войну. Болели и до смерти.

НАС ВЕНЧАЛИ НЕ В ЦЕРКВИ

Часть Бориса Алексеевича в составе фронта тяжелыми боями отступала от Могилёва к Серпухову, на защиту Москвы. В ноябре 1941 года Борис был ранен и попал на лечение в полевой госпиталь № 1875 (школа № 28, сейчас школа № 1). Здесь – то и встретил он хорошенькую голубоглазую медсестру Александру Романову. Встретил и отдал ей своё сердце.

После тяжелых боев под Серпуховом 49-армия ушла к Днепропетровску. Здесь фронтовые дороги Бориса и Александры разошлись – Бориса направили в части Юго-западного фронта. Но он не забыл свою любовь и подал рапорт командованию с просьбой о переводе девушки в их часть. В 1942 году молодые сыграли свадьбу. В церкви их не венчали. В роли священника выступил командир.

Победу молодые встретили в Вене. Наступило долгожданное мирное время. Материально молодым было тяжело, никак не могли устроиться. Вернулись в 1946 году Серпухов, где уже жила сестра Бориса Алексеевича (он перевез сюда еще во время войны). А брат погиб в 1942 году в Севастополе. Борис устроился и проработал 10 лет шофёром райконторы Сортсемовощ, а с 1955 года уже водителем автобуса в автоколонне № 1790, а Александра – на завод «Металлист». Их отношения не изменились: муж был таким же заботливым и внимательным, жена – такой же доброй и отзывчивой.

РАБОТА В АВТОКОЛОННЕ

В 1955 году поступил в Серпуховскую автоколонну № 1790 на должность шофера автобуса - 1 класса. Работая в автоколонне своим честным и добросовестным трудом заслужил уважение всего коллектива автоколонны и населения города и района.

За время работы в автоколонне систематически перевыполняет государственный план и социалистические обязательства, зарекомендовал себя как опытный и дисциплинированный шофер, не имеющий аварий и дорожных происшествий.

В 1961 году Чумак Б.А. является инициатором и начинателем введения нового прогрессивного метода работы - обслуживания пассажиров автобусами без кондуктора, что нашло широкое применение в автоколонне и в Московской области.

С февраля месяца 1975 года бригада перешла на общий бригадный подрядный план, в результате чего повысилась ответственность каждого члена бригады и всего коллектива бригады за порученное дело, повысилась культура обслуживания пассажиров и выполнение государственного плана. Чумак Б.А. является хорошим наставником молодежи, подготовил для работы на пассажирском транспорте 46 молодых шоферов.

Борис не только хороший общественник, наставник и шофер-новатор, он хороший семьянин и умел организовать свой отдых и отдых коллектива бригады. Часто выступал с беседами перед молодыми рабочими промышленных предприятий и учениками школ города и района. Так же участвовал в поездках в составе делегаций в Болгарию, во Францию и Бельгию.

ВОСПОМИНАНИЯ

Из воспоминаний дочери (моей бабушки)

Долгая военная дорога водителя Бориса Алексеевича Чумака началась под г. Смоленском в самое тяжёлое для страны время, когда под напором механизированных фашистских полчищ наша армия отступала к Москве. В сторону передовой спешил шофёр доставить боеприпасы, разное военное снаряжение и солдат, а  с передовой — увозил раненых. Он объезжал каждую ямку, т.к. в кузове лежали тяжело раненные бойцы. С грехом пополам добрался он до Серпухова, который к тому времени уже стал прифронтовым городом. Фашистские части приближались к дер. Дракино (Серпуховской район) — деревне, расположенной в нескольких километрах от города.

Это было в сентябре 1941 года. Чумак Б.А. привёз в Серпухов 12 раненых. Их разместили в полевом эвакогоспитале №1875, размещавшемся в здании нынешней школы №1.Немцы рвались к Москве. Бои велись страшные. Вместе с армейскими частями серпуховской передвижной госпиталь перемещался от Серпухова – к Малоярославцу, от Малоярославца — к Зарайску, Наро-Фоминску… Затем были Харьковская область, Измаил, Днепропетровск.

После Днепропетровска войсковая часть, где служил Борис Алексеевич Чумак, вошла в состав Юго-Западного фронта. 20.10.1943 г. Юго-Западный Фронт был переименован в 3-й Украинский Фронт. Далее были Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия. Победу Б.А. Чумак встретил в Вене в звании старший сержант.

Из воспоминания Бориса Алексеевича Чумака

Помню хорошо, как молодые белорусские девчонки заботились тогда в госпитале о нас, обмороженных, раненых бойцах - вспоминал мой прадедушка, - отпаивали нас молоком. У меня тогда боли были страшные.

Первый год войны был тяжёлым горели Ельня, Вязьма, полыхала даже вода. Кругом были немцы, пытавшиеся овладеть Москвой. В полку находилось всего пять грузовиков, на одном из которых работал и я. Лошади, возившие пушки быстро гибли и вся боевая работа по доставке снарядом, вывозу раненных, буксировке пушек легла на безотказных тихоходных трудяг ЗИС-5.

Немецкие самолеты тогда настолько обнаглели, что гонялись не только за машиной но и за мной. Цепи и буксир были всегда со мной, иначе нельзя. Ещё нам выдали карты местного значения, чтобы ориентироваться в обстановке. Под Ельней посчастливилось встретиться с Жуковым Георгием Константиновичем. Много было разных историй на войне. В сентябре на своём ЗИС-5 повёз 15 раненых в госпиталь. Хорошо, что помог летчик сбитого истребителя младший лейтенант Громов: рассказал, куда надо ехать, чтобы в плен не попасть и бензина отлил. Куда ни поедешь Калуга, Тула- везде госпитали сворачивались. Дорога была одна на Серпухов. Пробирались по узкому выбитому шоссе ночью: кругом немцы. Появилась в воздухе четыре «Юнкерса» и начали бомбить - я свернул в лес через кювет, вспоминал Борис Алексеевич, - две пули попали в борт машины, ранив вторично перевозимого бойца.

На своём автомобиле работал всю оборонительную компанию под Серпуховом и Москвой. Тогда командиром роты был Палаженко, от него приходилось вывозить раненых в госпиталь, который находился в нынешней больнице имени Семашко. Потом началось наступление под Смоленском хоронили погибшего на наблюдательном пункте своего командира полка. Затем потянулись чередой города и страны: Малоярославец, Калач, Харьков, Днепропетровск, Измаил, Болгария, Румыния, Югославия, Венгрия. Вену взяли за 7 дней, чтобы не разрушать красивого города.

Из воспоминаний Головкиной Елены Эдуардовны

Бориса Алексеевича знала очень хорошо. Ведь каждый день на его автобусе на работу ездила. Это он со своей бригадой проложил новый маршрут от вокзала по Подольской улице. Всегда приветливый и дружелюбный. Постоянно рассказывал пассажирам о Серпухове. А как он объявлял остановки. Ходила на шпильках и иногда опаздывала. Бегу, а автобус уже на остановке стоит, так Борис Алексеевич всегда ждал, никогда не уезжал. А когда он стал Героем Социалистического труда – мы всем автобусом поздравляли его и радовались. Очень хороший шофер и человек был. А его жена работала у нас на «Металлисте» в медпункте.

Из воспоминаний Брагиной Татьяны

Я была ещё маленькая лет 6-7 было. Мы с мамой ездили на автобусе на улицу Чернышевского. И всегда попадали на автобус, где водителем был дядя Боря (я его так называла). В то время в автобусах народу было много. Вот и автобусы дяди Бори всегда битком ездили. И вот когда мы с мамой заходили в автобус через переднюю дверь, то дядя Боря поднимал поручень (были такие на «Львовском автобусе), который отделял шофера от пассажиров, ставил табуретку и сажал меня. Потом обратно закрывал поручень и я сидела рядом с ним. Никому больше не приходилось сидеть на этом месте. Дядя Боря всегда был вежлив, аккуратен и с улыбкой встречал и провожал каждого пассажира.

Воспоминания Бориса Алексеевича Чумака (из книги Геннадия Семар «Земляки»)

Первые львовские автобусы имели конструктивные недостатки; от них все водители отказывались. Особенно плохо автобусы работали в зимнее время. И я со своим напарником решил свой переоборудовать… Заборник для охлаждения мотора поставили сверху, а раньше он был сбоку – много пыли в мотор попадало, и он быстро выходил из строя. Перенесли водяное отопление в кабину. Переделали тормозную систему. И когда я однажды приехал во Львов получать запчасти, представьте себе, конструкторы удивились и кое-что переняли.

Умер прадедушка 12 февраля 2001 года.

После смерти все награды, в том числе и Звезду Героя Социалистического труда семья передала в Серпуховской дом ветеранов. Связавшись с директором дома ветеранов Задорожнюк Светланой Валерьевной я выяснила, что здание, где располагался музей на ремонте и все материалы убраны и упакованы в коробки. Так, что посетить музей мне не удалось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С малого возраста я слышала о жизни своего прадедушки. История его жизни передается в нашей семье из поколения в поколение. Я горжусь им!

Важно знать, что наши предки – это наша сила, сила нового поколения.

Я никогда не видела своего прадедушку, мне про него рассказывали, но я всегда буду его помнить. Он всегда будет в нашей памяти.

Материалы работы можно использовать на классных часах. С этим материалам я выступала перед своим классом.

Список литературы

Абсалямов, Роберт Искандерович. На окской широте [Текст] : [путеводитель] / Р. И. Абсалямов, Г.М. Семар. - 2-е изд., перераб. - Москва : Моск. рабочий, 1983. - 159 с. : ил

Газета «Серпуховские вести» от 18 мая 1999 года

Газета «Серпуховские вести» № 140-143, рубрика Фронтовые судьбы

Семар Г. М. Земляки : [Очерки] / Геннадий Семар. - М. : Сов. Россия, 1982. - 48 с.; 16

Устное сообщение родственников Бориса Алексеевича

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОЛДАТ ВОЙНЫ (Венгрия, июнь 1945 год)

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны)

Чумак Б.А. справа

С шоферами город Шопрон

Чумак Б.А. второй слева

С другом

СОЛДАТ ВОЙНЫ

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны)

СОЛДАТ ВОЙНЫ

(из личного архива семьи и архива ЦАМО)

СОЛДАТ ВОЙНЫ

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны)

1942 год, деревня Воробьевка Июнь 1945 года, Венгрия

1945 год, Венгрия Рыбацкий поселок Пересыпь

СОЛДАТ ВОЙНЫ

Место службы: ГЛР 1875 УПЭП 209 3 УкрФ

Награды:

Медаль «За боевые заслуги». 20.08.1983.

Медаль «За победу над Германией»

Юбилейные медали 20, 30, 40, 50 лет Победы

Знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне».

(«За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне»)

Юбилейные медали «50, 60, 70 лет Вооружённых сил СССР»

Юбилейная медаль «В память 850-летия Москвы». 26.02.1997 г.

Медаль Жукова.  22.02.1996 г.

Знак «Фронтовик 1941-1945».  09.05.2000 г.

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива музея автоколонны № 1790)

Вокзал Серпухов 60- тые годы

Автостанция Серпухов

Трест пассажирских Встреча ветеранов автоколонны 1790

перевозок

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны)

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

ОБШЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

1961 год г. 1963 год. Серпухов, а/к -50

За рулем ЛАЗ- 695

1962 год. На пл. Ленина. Члены автобусной бригады с бригадиром Чумаком Б.А.

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

ОБШЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

1962 год г. Серпухов. 1961 год

В кузнице а/к - 50


1963 год

1962 год

1963 год

Г ЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

28 июля г. Москва, Олимпиада - 80

30 июля1980г. Москва, Олимпиада – 80, Крымская набережная

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива краеведческого отдела Центральной детской библиотеки)

ДЕТСТВО

Чумак Борис Алексеевич родился 11.05.1919 г. в Краснодарском крае, Темрюкского р-на, хутор Пересыпь. Свою трудовую деятельность Борис Чумак начал в 14 лет в совхозе «Таманский» Краснодарского края. Проработал два года в мастерской смазчиком машин. Жил в общежитии, оставшись еще в раннем детстве вместе с братом и сестрой без родителей. Воспитанием Бориса занимались шоферы

хутор Пересыпь

Июнь 1927 год.

Чумак Алексей Федорович с сыном

Чумак Борис Алексеевичем приехали

с моря и повесили сети на просушку

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

ОБМЕН ОПЫТОМ В РОСТОВЕ

1962 год. г. Ростов.

Выступление по обмену опытом 1963 год . г. Ростов

1962 год. г. Ростов. Бригадиры автобусных бригад Коневский и Чумак Б.А.

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

Медаль «За трудовое отличие» .  27.05.1960 г.

Бронзовая медаль ВДНХ. 11.10.1977 г. «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР»

Медаль «Ветеран труда».  13.09.1979 г.

Нагрудный значок «Почётный автотранспортник».  21.04.1970 г.

Знак «Ударник Девятой пятилетки». 06.10.1975 г.

Нагрудный значок «Отличник социалистического соревнования РСФСР»

Нагрудный значок «Отличник социалистического соревнования автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР».  08.12.1980.

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

С ЖЕНОЙ АЛЕКСАНДРОЙ СЕРГЕЕВНОЙ ПРОЖИЛИ ПОЧТИ 60 ЛЕТ

ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

СОЛДАТ ВОЙНЫ - ГЕРОЙ ТРУДА

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны )

Внучка с портретом деда – «Бессмертный полк»

СОЛДАТ ВОЙНЫ

(из архива дочери Огневой Ларисы Борисовны)

Просмотров работы: 52