Лесные фантазии. Первоцветы

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лесные фантазии. Первоцветы

Киндыкова Е.А. 1
1МБОУ "Ябоганская СОШ"
Чичкакова А.И. 1
1МБОУ "Ябоганская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Что угрожает первоцветам-подснежникам?»

Многие редкие растения находятся под угрозой истребления из–за непродуманной хозяйственной деятельности человека: хищнических лесозаготовок, строительства дорог, промышленных предприятий. Вырубка лесов приводит к повышению концентрации углекислого газа в атмосфере. Вот лишь одна из проблем: на торжественную линейку, посвященную окончанию школы, выпускники охапками рвали огоньки, стародубки, медуницу, черемуху составляя из них недолговечные букетики, которые потом выбрасываются. Наш Горный Алтай посещают сотни туристов из других регионов, которые тоже приезжают полюбоваться цветущим маральником, и если каждый из них сорвет по несколько веточек, будет нанесен большой ущерб этим краснокнижным растениям. Не потому ли когда-то красивейшие полянки стали исчезать, на них мало цветов, маральник попадается все реже, черемуху тоже ломают. Все эти обстоятельства привели к тому, что многие виды растений попали в разряд редких растений. В Красную книгу занесены, в том числе и подснежники. Красота наших цветов отражена в произведениях устного народного творчества, воспета в произведениях литературы и искусства. Вот почему необходимо бережно относиться к первым весенним цветам-подснежникам, и к окружающим нас лесам, родникам, рекам и озерам.

Проведенный опрос показал, что большинство детей не знают названий цветов, что их нельзя рвать. При реализации проекта мы постараемся ответить на вопрос: «Какие правила поведения способствуют сохранению первых весенних цветов?», объяснить экологический смысл этих правил. Проверим, упомянули ли мы правильное обращение с огнем и то, что в лесу не следует шуметь, вытаптывать растительный покров, ломать ветки деревьев и кустарников, собирать букеты, брать в руки птенцов, сорить.

Из вышеперечисленного можно определить, что существуют противоречия между желанием и старанием общества сделать окружающий мир лучше, сохранить подснежники и несознательностью членов общества, которые возможно не задумываются о последствиях, когда легкомысленно собирают первоцветы, увядающие сразу же после их сбора.

Нас многое роднит с другими живыми существами, у них есть детство, они болеют, испытывают голод и жажду, заботятся о потомстве. Все живое стремится к выживанию, человек не может существовать один как вид, ему нужна природа – колыбель жизни. Не осознав этого, природу не сохранить.

Цель проекта:

- сохранение и защита первых весенних цветов-первоцветов, занесенных в Красную книгу.

Задачи:

- изучить и собрать материал о краснокнижных растениях, произрастающих на территории Ябоганского сельского поселения;

-распространить экологические знания, призвать школьников и односельчан к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

- способствовать повышению экологической культуры обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов.

Актуальность проекта – исчезновение редких растений, не только первоцветов, лечебные травы выкапывают ради их корней, прежде чем они дадут семена, кедры уничтожают ради сбора орехов. Брусничники испытывают мощное антропогенное воздействие со стороны людей с августа по октябрь. Некогда пышные места сбора брусники вытаптываются людьми, кустики выдираются с корнями.

Гипотеза проекта – первоцветы или подснежники, лечебные травы можно выращивать на садовых участках, они могут с легкостью приживаться на другом месте.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения

поставленных целей.

Проект ставит своей целью сохранение и защиту первоцветов.

Это достигается следующими методами:

- теоретическими (изучением и анализом специальной литературы);

- практическими (проведение практических мероприятий, эколого-просветительской работы).

Механизм реализации проекта:

- знакомство с материалами и публикациями СМИ (средств массовой информации) о проблемах экологии;

- обеспечение необходимыми материалами: краски, кисти, фломастеры, канцелярские принадлежности для изготовления книжки-раскладушки;

- проведение акции «Очистим планету от мусора», (Приложение №1) подготовка и участие в творческих конкурсах на природоохранную тематику «Зеленая планета глазами детей», «Экосумки» (Приложение №2); выпуск листовок об охране первоцветов «Не рвите первоцветы», «Берегите лес!»

- составление проекта; творческий конкурс экологических сказок.

В рамках реализации моего проекта необходимо осуществить:

1.Эколого-просветительскую работу:

- конкурсы рисунков, конкурс авторских стихотворений и сочинение экологических сказок, составление презентации «Цветы Весны», конкурс детского творчества «Зеркало природы».

2. Практические природоохранные мероприятия:

- акции «День Земли», «Чистая планета», «Не рвите первоцветы», посильная помощь по мере необходимости в посадке и ухода за лесными культурами совместно с членами школьного лесничества «Зеленый мир. Кедр» и лесниками Ябоганского лесничества; (Приложение №3).

-проведение тематической линейки «Не рвите первоцветы!».

3. Исследовательскую деятельность: мониторинги окружающей среды,

составление проекта «Лесные фантазии. Первоцветы» (Приложение №4), виртуальной экскурсии «Цветы Весны», книжки-раскладушки «Краснокнижные растения окрестностей нашего села».

К проведению вышеперечисленных мероприятий планируется привлечь обучающихся в творческом объединении «Зеленый мир. Кедр», родителей, педагогов.

Необходимые ресурсы.

Для выполнения данного проекта необходимо приобрести бумаги, краски, канцелярские товары, для фотографий – специальная бумага.

Ожидаемый результат.

Проведенная эколого-просветительская работа позволит снизить количество браконьерских сборов первых весенних цветов. Ведь пропагандируя идеи сохранения подснежников нельзя остаться равнодушным к этой проблеме.

Предусматривается социологический опрос односельчан, учителей, ровесников о том, как они относятся к вопросу о первоцветах, как можно предотвратить хищнический сбор подснежников.

Выпускники школы постараются найти другие способы поблагодарить своих учителей, ведь можно вырастить комнатные цветы в подарок. Ведь это будет действительно хорошей памятью о них, живые цветы станут украшением кабинетов.

Заботиться о здоровье можно, только улучшая окружающую среду. Для серьезного подхода к вопросу сохранения первоцветов необходимы коллективные усилия, а значит, надо распространять экологические знания и корректировать поведение людей. Но главное любить природу и ее творения, стремиться познавать природные законы и действовать в соответствии с ними. В проекте принимают участие все желающие из числа обучающихся и их родителей, учителей школы и жителей села.

План – график мероприятий

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Выполнения

1.

Посадка саженцев

Май

2.

Акция «Чистая планета»

Сентябрь, май

3

Подготовка и участие в конкурсе «Зеленая планета глазами детей»

Январь-февраль

4.

Конкурс рисунков «Подснежники»».

Конкурс на самую оригинальную поделку.

Март

5.

Поддержка природоохранных проектов в интернет-ресурсах «Час Земли»

Март, ежегодно

7.

Распространение листовок в защиту первоцветов.

Выпуск плаката «Не рвите первоцветы!»

Апрель

8.

Тематическая линейка «Не рвите первоцветы!»

Апрель

Механизм оценки результатов

Результативность реализации задач проекта будет оценена по следующим показателям:

Оцениваемый показатель

Механизм оценки

Уровень экологически грамотного поведения обучающихся

Метод наблюдения. Анкетирование

Опыт работы

Степень интереса со стороны других классов, заинтересованность родителей

Исследовательская работа

По количеству исследовательских работ, проектов

Главным критерием оценки практического природоохранного проекта является приобретение новых дополнительных знаний, что поможет ощутить свою значимость в деле сохранения и защиты окружающей среды, почувствовать, как можно применить знания и умения на практике. Через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии.

Механизм оценки: метод наблюдения, анкетирование, социологический опрос.

Метод наблюдения позволил выяснить, что проведенная эколого-просветительская работа среди школьников дала свои результаты, на торжественной линейке, посвященной окончанию школы, наши выпускники проявили сознательность, не было ни одного букетика из весенних цветов. Надеемся, что наш проект позволит повысить экологическую культуру среди подрастающего поколения, привить бережное отношение к окружающей среде, к удивительной и сказочной природе своей малой Родины.

Данный проект позволяет оздоровить окружающую среду и повысить экологическую культуру школьников и их родителей.

Практическая значимость проекта.

С большим интересом вместе с кружковцами занимаемся организацией экологических мероприятий, изучаем природу родного края, лесов и ее обитателей. Предполагается не только сохранить все достижения, но и продолжать ежегодно проводить Акцию «Не рвите первоцветы!», «Покормите птиц зимой», «Не рубите хвойный лес!», участвовать в различных природоохранительных акциях, исследовательской деятельности.

Вместе с тем школьники научатся соблюдать традиции и обычаи своего народа, правила поведения в природе, такие как бережное отношение к растениям и животным, заботу о чистоте водоемов.

Знания и умения, приобретенные учащимися в ходе реализации проекта , способствуют развитию интереса к научной работе.

Таким образом, проект становится составной частью учебно -воспитательного процесса школы. Он позволит добиться значительного улучшения качества экологической культуры и бережного отношения к удивительным лесным созданиям-подснежникам, созданным фантазией Природы.

Адонис весенний, стародубки. 2019 г. урочище Сары-Кобы.

Приложения

Приложение №1.

Приложение №2.

Рисуем первоцветы.

Ландыш Выпуск листовок «Не рвите первоцветы!»

Приложение №3.

Посадка саженцев к 100-летию Ябоганской школы. Май, 2019 год.

Посадка сирени. Май, 2019 год.

Приложение №4.

Весна-необычное время года, время оживления весны. Именно весной происходят чудесные явления, одному из таких явлений посвящен мой проект – виртуальная экскурсия «Лесные фантазии. Первоцветы».

Сегодня мы отправимся в путешествие по экологической тропе в царство цветов. За время путешествия побываем в гостях у самых красивых первенцев весны, познакомимся с некоторыми первоцветами произрастающих в горах окружающих село Ябоган, узнаем интересные факты из их жизни. Весною 2020 года мы с членами нашего творческого объединения «Зеленый мир. Кедр» ходили на экскурсию и вместе с тем собирали и убирали мусор в урочищах Кызыл-Таш, Сары-Кобы, там сделали фотографии. Весенние цветы – это цветы, которые радуют наши глаза после длинной, суровой сибирской зимы. Но такую тему весенних цветов я выбрала неспроста. К этим цветам нужно относиться с любовью и осторожностью, поскольку их осталось очень мало.

Многие из нас, наверное, наблюдали, как рвут первоцветы, затем, когда они увядают, их выбрасывают. А цветы – они как живые, лучше посадить их в своем саду и любоваться ими, бережно ухаживать.

Первый цветок, к которому мы отправимся в гости – кандык

сибирский, (алт.название) öнöк.

Очень декоративное раннецветущее луковичное растение с крупным поникающим цветком. Цветет с апреля до конца мая.

Истребляется при освоении территории и сборе цветов на букеты. Быстро сокращает популяции вблизи населенных пунктов. Луковицы используются в пищевых и лечебных целях (как общеукрепляющее и противовоспалительное средство).

На не охраняемых участках необходим полный запрет сбора. Вид занесен в Красную Книгу Республики Алтай.

Кандык

Медуница лекарственная
Медуница – мöт чечек

Медуница – обитательница лиственных лесов. На одном стебельке можно увидеть цветки всех оттенков. Склонность медуницы к причудливым расцветкам понятна. Ведь ее венчики на стебле разного возраста. Молодые, только что раскрытые, окрашены в яркий розовый цвет, старые цветки лиловые или голубые. Все цветки колокольчатые. Плоды медуницы – это четыре орешка. Поспевают в начале июня. У нас встречается медуница лекарственная. Заготавливают медуницу, когда она зацветает. Вы, наверное, заметили, что медуницы становится меньше, поэтому не трогайте их, не рвите, а только любуйтесь их красотой и наслаждайтесь ароматным запахом. Ведь без медуницы будет скучно в весеннем лесу. На нашей фотографии медуница, растущая в палисаднике, каким-то образом она прижилась и ежегодно цветет, радуя своими яркими разноцветными цветками.

Одуванчик-

солнечный цветок, быркырууш чечек, тарлан чечек, момок, ак баш.

Драгоценными россыпями сияет одуванчик на полях, на лугах, обочинах дорог, в рощах и садах. Появляется одуванчик в мае. Открывается одуванчик рано, в шестом часу утра, когда на травах роса еще держится. К трем часам дня цветок складывается в плотный бутон и в таком виде ждет утра. В дождь и холод цветок не распускается. Потухает одуванчик как-то сразу, вместо ярких цветов – пушистые шары семянок. Это очень плодовитое растение, так как одно растение в год дает около 3000 семян. Самый известный, самый обыкновенный который встречается у нас-одуванчик лекарственный. Это растение вполне можно отнести к овощным растениям.

Касатик русский. Семейство касатиковые.

Более известен под названием кукушкины слезки.

Считается, что три съеденных весной цветка способны избавить человека от ангины и заболеваний горла на целый год.

Но будьте осторожны - касатик довольно жгучее растение.

Фотографии с урочище Сары-Кобы. Май, 2019 год.

Купальница азиатская, семейство лютиковые.

(Алтайское название) - кӱнкааjы, от чечек, кӱнкелди, кӱнкайлык

Народное название - огоньки.

Цветение обильное продолжительное, но уязвима.

Весной во множестве истребляется на букеты, что способствует сокращению численности популяций этого вида растений.

Баранчики-ключи Весны

Прострел многораздельный. Семейство лютиковые.

Прострел, или сон-трава (Pulsatilla) — многолетнее травянистое растение семейства лютиковых. Это общеизвестное многолетнее растение, любимое и детьми и взрослыми, зацветающее, как только сойдет снег. Возможно прострелом назван так, потому что буквально простреливает сквозь еще мерзлую землю, на нашей фотографии он запечатлен на вершине горы Кызыл-Таш, расположенной к северо-востоку от села Ябоган в конце апреля.

В народе его называют сон-травой. Алтайское название «кöк-таман».

Прикорневые листья пальчато-раздельные, на длинных густо-отстоящеволосистых черешках, развиваются после цветения.

Листочки околоцветника продолговатые, разной окраски: от фиолетовых до золотисто-желтых, снаружи длинноволосистые.

При пересаживании из леса на садовый участок не выживает. Гибнет.

И по красоте и нежности сон-трава не уступает знаменитым подснежникам галантусам. И форма, и цвет, и нежный пух, покрывающий цветок делает сон-траву настоящим символом весны. И этот пушок имеет практическое значение, защищая от холода, который ранней весной нередко возвращается. Можно даже увидеть цветы алтайских подснежников покрытых вновь выпавшим снегом.

Май, 2020 год. Склоны горы Кызыл-Таш.

Фотографии сделаны в урочище Сары-Кобы. 2020 год.

Адонис весенний – jыду чечек, jыдыкайлы, ай чечек. Народное название – стародубки. Считается лекарственным средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Довольно ядовит, поэтому требует осторожности при сборе и использовании. Занесен в Красную книгу.

Пионы, марьины коренья, чейне чечек.

Фотографии сделаны в урочище Сары-Кобы. 2019 год.

Экологическая сказка «Царство Подснежников».

В некотором царстве, в некотором государстве в хвойном лесу жили Гномы. Их маленький уютный домик стоял под самой пушистой и большой елкой, вокруг которой росли маленькие Елочки, Сосны, Лиственницы. Особенно много было подснежников после долгой суровой зимы. Хорошо жили лесные обитатели, так как даже в самый сильный дождь или непогоду под елкой было тихо и спокойно. Если прислушаться, многое можно услышать от старой Ели: «О том, что среди зеленой травы весной появляются ландыши. Издалека они похожи на гирлянды белых маленьких колокольчиков висящих между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов появляются красные ягоды. Но нельзя ее есть – она ядовита, да и все растение ядовито, но из листьев, цветков и семян можно приготовить препараты помогающие больному сердцу. Осенью лес полон дарами - тут и ягоды, грибы, орехи. А воздух в хвойном лесу лечебный. Вот только с наступлением весны приходят люди, и вот они то и стараются сорвать первоцветы для недолговечных букетиков. Но теперь они перестали рвать подснежники. Поэтому в нашем лесу растут все виды первых весенних цветов, это заслуга Лесничих и их маленьких помощников – детей из школьного лесничества «Зеленый мир. Кедр».

Трудолюбивая Белочка тоже жила в ельнике. Как только настают теплые дни, она заботилась о примулах, укрывала от ветра хрупкие стародубки, особенно она любила кандык. А летом успевает и своих бельчат вырастить. Всю осень запасает на зиму ягоды, орехи. Пугливый Зайчонок и Еж частенько прятались от волка под колючими ветками.

Зимой в самые студеные морозы выводит своих птенцов Клест. Клюв у этой птицы странный, не прямой и не кривой, а крест – накрест. Зато таким клювом удобно шишки потрошить, а то, как бы клест кормил своих птенцов зимой. Дружно жили в ельнике все его обитатели.

Как-то раз решил один Гном поздравить своих друзей с наступлением весны.

Взял хвойную иголку, вдел в нее нитку и пришил к своему колпачку серебряный бубенчик, надел лучший костюм и думает: «Позову – ка я всех лесных жителей встречать Весну к нашей Ели, ведь скоро у нее день рождения - ей исполнится 500 лет. Надо придумать, как провести праздник».

И вот наступила весна, собрались все гномы, белочки, ежик, зайчата, даже волк пришел. А первые весенние цветы, тихонько покачивая своими головками, пели красивую песню о весне, о теплых ветрах, о теплом дождике для своих друзей. Светлячки же зажгли разноцветные фонарики и кружились около Ели. Вот так весело и дружно живут лесные обитатели.

МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа»,

Киндыкова Елизавета, 6 класс

Экологическая сказка «Приключения разведчиков Весны».

В густом лесу появились среди снега маленькие хрупкие, на первый взгляд как будто обыкновенные цветы. Но можно ли назвать их обыкновенными, ведь они были первыми разведчиками Весны. Подросли они, превратились в чудесных лесных красавиц – это были Подснежник, Сон-трава, Медуница, Кандык сибирский, Стародубки.

Неожиданно выпал опять снег, все подснежники уснули, все деревья спят – взрослые Елки, Пихты, Сосны, весь лес превратился в сонное царство. А еще вечером цветы-подружки загадали, что Весна-волшебница придет и принесет им подарки. Медунице – волшебную флейту, чтобы она могла порадовать всех своей игрой. А остальным цветам хотелось получить украшения. Настало утро, все вокруг ожило, снег опять растаял, а половины подснежников нет. Искали и нигде не нашли. Тут прилетела сорока и рассказала, что одна девочка сорвала самые красивые весенние цветы, чтобы сделать букеты и продать.

В это время лесной владыка Берендей осматривал свои владения. Удивился, увидев плачущих лесных жителей, и спрашивает: «Что за беда случилась с нами?». Рассказали они о своей беде, просят помощи у Берендея. Согласился лесной владыка помочь деревцам. Велел он подуть в волшебную флейту Медунице, когда в лес опять придут за цветами.

Через некоторое время зайчата увидели, что в лес пришли люди с корзинками. Зазвучала мелодия волшебной флейты - появился Берендей. Спрятал он все подснежники под коряги и валежник. Цветочницы поискали и увидели, что в этом лесу нет ни одного красивого цветка. Подул сильный ветер, началась пурга. Так и ушли люди ни с чем.

Хорошо, что лесной царь Берендей защитил Подснежники. А что же будет с другими первыми посланниками Весны?

МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа

Киндыкова Елизавета, 5 класс

Литература

А.Т.Майманова. Изучай и люби природу родного края. Методические рекомендации для учителей. Классные часы. Барнаул: ООО «Пять плюс»,2009-64 с.

Просмотров работы: 69