Художник жизни о жизни творчестве художника Васильева Петра Елизаровича

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Художник жизни о жизни творчестве художника Васильева Петра Елизаровича

Мигранова А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Михайловка муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Андреева М.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Михайловка муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Село Михайловка своим непримечательным названием скрывает невероятную кладовую удивительных судеб, реликвий, талантов. У нас нет таких людей, чьи имена известны всей России, чьи работы узнают тысячи людей, но есть люди с широкой доброй душой и со способностями, которые не оставят равнодушными многих людей.

Я живу в селе Михайловка недавно. Но оно для меня родное, потому что здесь родились моя мама, бабушка, прабабушка. Мой прапрадед Прокопьев Илья Петрович является одним из основателей деревни Михайловка.

На улице Лесной, рядом с домом моей прабабушки, жил один из знаменитых людей села. Звали его Васильев Петр Елизарович. Он известен в селе как талантливый самобытный художник.

Проблема:  мое поколение мало интересуется историей села, а тех, кто помнит историю, становится все меньше, некоторые произведения художников исчезают навсегда, важно сохранить для потомков частички истории малой родины

Цель: собрать материал о земляке – художнике и познакомить сверстников с жизнью и творчеством талантливого человека.
Задачи:1. Познакомиться с биографией и творчеством художника земляка.

2. Изучить боевой путь художника.

3. Выявить основную тематику художественных полотен

Васильева П.Е.

 4. Составить картинную галерею из работ художника.

Актуальность и практическая направленность: познакомить одноклассников с творчеством талантливого человека села, пополнение материалов школьного музея.

Гипотезав картинах Васильева П.Е. отражается жизнь самого художника.

Выводы: Познакомившись с жизнью и творчеством Васильева П.Е. пришла к выводу, что в картинах художника отражается любовь к людям, трепетное отношение к природе, умение видеть необычное в обыденном. Петр Елизарович – художник жизни.

1. Долгожданный сын

Васильев Петр Елизарович родился 15 июня 1925 года в деревне Кистенли – Ивановка Бижбулякского района в семье Елизара Петровича, местного конюха. Елизар Петрович был опытным наездником, прекрасным животноводом. Его кони на сабантуях занимали первые места, он был участником ВДНХ в Москве.

Весть о рождении сына и радовала, и тревожила, ведь до этого трое детей уже умерли в младенчестве. Долгожданного ребенка назвали Петром в честь деда. Мальчик рос смышленым, здоровым, умным не по возрасту. Он всегда был примером своим младшим сестре и брату.

Когда мальчику исполнилось 8 лет, ему, как и всем детям, захотелось купить в магазине конфет. Взяв чистый обрывок тетради, маленький Петя нарисовал копию бумажного рубля. Любуясь работой своего товарища и не осознавая сотворенное, ватага детей отправилась в магазин. Усталая продавщица не придала купюре должного внимания и вручила детям кулек конфет. Каково же было удивление Елизара Петровича, когда люди в мундирах остановились возле их дома и попросили позвать мальчика. Петя во всем сознался. Оказалось, что поддельной купюрой заинтересовались не только органы правопорядка, но и ценители талантов. Елизару Петровичу предложили отправить мальчика на учебу в художественную школу, но отец был непреклонен: семье нужен помощник.

2. Боевой путь художника

2.1.  На фронт

Петя и не думал о своих способностях, ему нравилось рисовать своих сверстников, знакомых, окружающую природу, используя для этого дешевые акварельные краски, карандаши или же обыкновенный древесный уголь. В школе он учился хорошо, особенно ему легко давалась арифметика. После окончания восьми классов, юноша устроился в родной колхоз на должность счетовода.

В этой должности и застала его война. Что творилось у юноши в душе – не известно. Вести с фронта были скудные. Парень рвался на фронт. Он мечтал о подвигах, героизме. А больше всего хотелось победы. В ноябре 1942 года Петр, подделав документы и прибавив себе еще один год, отправился в военкомат.

2.2. Тоцкие лагеря

Веселых, молодых, здоровых ребят отправили в Тоцкие лагеря Оренбургской области на военную подготовку. Здесь ребята столкнулись с суровой реальностью: нищета, мороз, голод. Молодые солдаты тайно бегали на заснеженное поле, чтобы собрать замерзший картофель. Местные жители подкармливали исхудавших голодом бойцов. Но боевой дух не сломить ничем.

2.3. На войне

В январе 1943 года Петра отправили в 5 стрелковую роту 955 стрелковой роты Пирятинской краснознаменной 905 дивизии 1-го Украинского фронта, который в это время дислоцировался возле города Воронеж. Шли ожесточенные бои. Назначили Васильева П.Е. пулеметчиком [1]. Но чтобы носить тяжелый пулемет, бойца пришлось усиленно кормить. Смышленый паренек быстро освоил орудие. Тактичного, грамотного солдата вскоре назначили командиром отделения [Приложение 1]

Победу Петр Елизарович встретил в Польше вблизи города Бреслау (ныне Вроцлав). К тому времени у него уже была контузия и ранение (в декабре 1944 года).

Ветеран вспоминал как немцы обороняли город до 12 мая 1945 года. После капитуляции немецкие солдаты свободно покинули город. Их никто не трогал, некоторые даже играли на гармошках. Им только указали, куда сложить оружие.

Петр Елизарович особенно волновался, когда рассказывал о сохранении архитектурных памятников города Кракова. В этот город отделение, где служил наш односельчанин, доставляло под охраной особо ценных специалистов для разминирования.

На фотографиях 45-го года на груди Петра Елизаровича красуются орден Красной звезды, медаль «За отвагу» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [Приложение 2]. Все эти награды напоминают о мужестве и героизме солдата.

По приказу от 25 февраля 1945 года от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден медалью «За отвагу». В документе говорится, что командир отделения старший сержант 6 стрелковой роты Васильев П.Е первым ворвался на железнодорожный мост и уничтожил 2 автомашины и 7 солдат противника [Приложение 3] [2].

9 мая 1945 года Петр Елизаровичу был вручен медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [Приложение 4] [3].

13 мая 1945 года по приказу дивизии №03/В от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Красной Звезды [Приложение 5] [4].

2.4. В Австрии

Службу в Красной армии 20-летний Петр Елизарович продолжил в Австрии в патрульной службе межсоюзной комендатуры. В те годы Австрия была разделена на секторы влияния [5], Петр Елизарович патрулировал советскую территорию влияния. По словам бойца, американские, британские, французские и советские солдаты патрулирования встречались в одно время в одном и том же месте и общались между собой. В те времена была сделана фотография с союзниками [Приложение 6].

Знакомство со скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем1, руководившем творческой группой Дома офицеров в Вене, изменило всю жизнь Петра. Он понял, что жить без искусства он уже не сможет. Появились серьезные картины, на которых изображены с достопримечательности Вены.

На видеозаписи видно, как Петр Елизарович бережно перелисывает альбом с рисунками и набросками. К сожалению, этот альбом найти не удалось.

В 1948 году по донесению за связь с жителями Вены, Петра Елизаровича отправили на родину.

3.        Мирная жизнь

3.1.          Молодая семья

Сразу после службы Петра Елизаровича отправили заведующим клубом в село Кош - Елга. Здесь он встретил молодую учительницу Юлию Александровну. Молодые переехали в Бижбуляк.Петр Елизарович работал художественным руководителем (он прекрасно играл на баяне), оформителем. Юлия Александровна - учителем начальных классов. Здесь родились оба сына – Владимир (1951 год) и Валерий (1953 год) [Приложение 7].

] 3.2.          Михайловка

К 1956 году началось освоение Шкаповской нефти. На территории Бижбулякского района стали строить рабочий поселок для нефтяников. В бараки приехало много молодых семей с детьми. В школе не хватало учителей.

В 1956 году семья Васильевых переехала в рабочий поселок Ново-Михайловский. Семье пришлось жить в маленькой комнате при школе. Юлия Александровна стала работать учителем труда, Петр Васильевич устроился

Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич — советский, российский скульптор-монументалист. Герой Социалистического Труда (1967). Народный художник СССР (1959)

оформителем на участок Развилка «Бурение 2».  Молодой семье выдали отдельную квартиру в бараке по улице Октябрьская, д.9. Хотя работы у оформителя было много (это и агитационные плакаты, и производственные показатели, и стенгазеты), художник находил время изображать природу, передовиков производства, натюрморты.

Петр Елизарович был талантлив во всем: мастерил по дереву, занимался фотографиями, прекрасно играл в шахматы. Художник часто фотографировался на фоне своих работ [Приложение 8].

Председатель парткома совхоза Ново-Михайловский Иванов Иван Андреевич (отец основателя музея школы) пригласил талантливого художника оформителем в сельский дом культуры, где Петр Елизарович проработал директором клуба до выхода на пенсию.

Петр Елизарович - лауреат премии имени А.М.Шевченко, Лауреат фестиваля народного творчества города Белебея, Член Клуба самобытных художников города Белебея [6].

Остановилось сердце художника 20 января 2002 года.

3.3. Наследие художника

Творчество Петра Елизаровича продолжает радовать и ныне. За годы жизни было создано много картин. Художественный дар Петра Елизаровича проявлялся в разных жанрах. Мне удалось сфотографировать более 40 работ: пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины, картины, изображенные на стене, оформительские плакаты к праздникам. Почти все картины участвовали в выставках, некоторые были подарены родным и друзьям, возможно, были работы, которые были проданы. Моя бабушка вспоминает, что портреты передовиков были вывешены в конторе совхоза. Жаль, что сохранилась только одна работа. Почти все картины Петра Елизаровича, которые есть в альбоме, сохранены бережливыми руками работников сельского клуба и семьей художника.

Мне хотелось узнать, что больше всего любил изображать Петр Елизарович. Какие жанры ему ближе? В альбоме, который я собрала из сохранившихся картин, 10 пейзажей [Приложение 9], 4 натюрморта [Приложение 10], 4 портрета [Приложение 11], 2 сюжетные картины, 1 копия с известной картины. Я пришла к выводу, что Петр Елизарович работал в разных жанрах. Он – пейзажист, портретист, натюрмортист.

В картине «У пруда» [7 изображен небольшой участок поймы, где пасутся гуси. На заднем фоне мы видим заборы и крыши сараев. Этого пруда давно нет, но местность узнаваема.

На одной из картин мы видим пруд Ключеровку. Эта картина изображена на холсте. Копия этой картины находится в холле школы. Она нарисована на стене. Для жителей Михайловки ближе всего пейзажи. В них можно узнать уголки своего села.

Мой земляк был не только художником – он изображал жизнь. Петр Елизарович Васильев - художник жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я хотела показать, насколько значима жизнь только одного человека в развитии культуры села. Как бы сложилась жизнь Петра Елизаровича, если бы он учился в художественной школе? Развился ли бы его дар, если бы он не встретил талантливых художников?

Чтобы написать данную работу, я встречалась и беседовала людьми, которые хорошо знали Петра Елизаровича, работали с ним. Особую помощь оказали сын Владимир Петрович, сноха Маргарита Николаевна и младший сын Валерий Петрович, который живет в Казахстане. Дополнительную информацию нашла на сайтах «Память народа» и «Мемориал», перепроверила информации в сети Интернет.

В ходе работы я познакомилась с газетной публикацией, которую написала основатель музея Иванова Людмила Ивановна. В 2000 году Людмила Ивановна и моя бабушка Нина Яковлевна провели уникальную работу: записали на видеопленку всех ветеранов села, которые в это время еще здравствовали. Эту запись родители отдали в студию, чтобы ее оцифровали. Просмотрев эту запись, больше всего заинтересовала именно выступление художника. Я тоже люблю рисовать. Возможно, когда-нибудь мои картины украсят галереи и музеи.

Первая глава посвящена детству Петра. Большое влияние оказали родители. Петр был трудолюбив, честен, прямолинеен. Во второй главе я рассказала о боевом прошлом художника. Именно в эти годы Петр Елизарович стал пробовать себя в качестве художника. 3 глава работы посвящена жизни после войны.

Я думаю, что мне удалось проследить боевой путь Петра Елизаровича, собрать фотографии картин, выявить основную тематику художественных полотен Васильева П.Е. и показать, что творчество Петра Елизаровича родилось и крепло в непростое время и до сих пор горит неутихающим огнём любви к родному краю.

  Своей работой я надеюсь развить в своих сверстниках чувство гордости за людей, которые жили, поднимали, отстраивали село. Я хочу, чтобы они знали историю родного села, знали судьбы своих земляков. Таких людей, как Васильев Петр Елизарович, встретишь не везде и не часто. Они являют собой пример Человека с большой буквы. Я счастлива, и благодарна учителю за то, что она дала направление моей работе, в ходе изучения которой мне довелось познакомиться с судьбой такого удивительного человека и замечательного художника…                                       

ЛИТЕРАТУРА

1.     Папка из школьного музея, посвященная художнику

2. О награждении медалью «За отвагу»

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie41817247/

3. О награждении медалью«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada_kartoteka1010435536/

4. О награждении орденом Красной звезды

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie40527200/

5.     Сайт о разделении города Вены на сектора влияния

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1322867/%D0%9E%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

6.     Епифанова И. «Знатные люди Бижбулякского района». Изд. 2002 г. Бижбулякская центральная библиотека.

7. Буклет Дома творчества г. Белебея. 2018 г.

 

 

  

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Просмотров работы: 35