ВВЕДЕНИЕ.
Шăпăр- это один из древнейших инструментов чувашей, заслуживающий самого пристального внимания как оригинальный реликтовый инструмент. Шăпăр- это эстетическое лицо древнего народа чувашей, его гордость и история.
Чувашские музыкальные инструменты с 18 века стали предметами изучения таких известных этнографов, как Г.Ф.Миллер, М.Д.Чулков, П.С. Паллас, К.С. Милькович. Но, к сожалению, традицию народного исполнительства в настоящее время можно встретить только в фольклорных коллективах и у местных умельцев.(Бушуева,2016)
Проблема исследования состоит в том, что шăпăр, как древний чувашский инструмент теряет свою значимость в культурной и фольклорной жизни чувашей. Происходит забвение и утрата опыта изготовления музыкального инструмента и игры на нем.
Актуальность.
Территория Бижбулякского района как место компактного проживания чувашей, обладала богатыми традициями изготовления и игры на шăпăр. Об этом свидетельствуют историко-этнографические материалы и современные немногочисленные преемники в лице отдельных народных умельцев, с помощью которых возможно возродить утраченные музыкальные традиции.
Цель: в историческом ракурсе изучить опыт изготовления и игры на шăпăр на территории Бижбулякского района Республики Башкортостан и на основе этого предложить рекомендации по возрождению музыкальных традиций.
Задачи:
1.Выявить и изучить историко-этнографические материалы, свидетельствующие о распространении музыкального инструмента шăпăр на территории Бижбулякского района;
2.Выявить народных умельцев по изготовлению и игре на шăпăр, проживающих в Бижбулякском районе и на сопредельных территориях;
3. Перенять технологию изготовления шăпăр, согласно опыту народных умельцев;
4. Рассмотреть современное состояние вопроса по возрождению игры на шăпăр в рамках фольклорных обществ в Бижбулякском районе.
5. Дать практические рекомендации в целях возрождения традиций игры на шăпăр.
Обзор литературы: В работе мы опирались на книги Л.И. Бушуевой «Чувашская музыкальная литература», В.Я. Бабенко, В.Я. Блинкеной и др.»Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки»,В.С. Чернова «Чувашские народные музыкальные инструменты», статьи Ивановой И.В. из газеты «Светлый путь», Емельянова А из газеты «Урал сасси», интернет-ресурсы.
Предмет исследования:
Шăпăр как старинный и в прошлом весьма распространённый музыкальный инструмент чувашей.
Территория исследования: Бижбулякский район и часть Миякинского района Республики Башкортостан.
Срок реализации: апрель 2020 г. – май 2021 г.
Методы исследования:
опрос местных жителей, краеведов сел и запись их воспоминаний;
фотографирование и посещение музеев;
анализ и обобщение собранного материала.
Новизна работы заключается в проведении обобщающего этнографического исследования чувашского музыкального инструмента шăпăр на территории Бижбулякского района, выявлении технологии его изготовления, определении места инструмента в современной музыкальной культуре.
Данная работа имеет практическую значимость: фактический материал и выводы могут быть использованы на занятиях по дисциплине «Культура Башкортостана», «Музыка», в ходе проведения внеклассных мероприятий, на семинарах историко-этнографической направленности, в практической деятельности работников культуры и образования.
Гипотеза: Изучение историко-этнографического материала и опыта отдельных народных музыкальных умельцев района позволит возродить традиции изготовления музыкального инструмента шăпăр и игры на нем в рамках фольклорных обществ.
Глава 1. Шăпăр на территории Бижбулякского района: историко-этнографический обзор
Документальные свидетельства распространения музыкального инструмента шăпăр на изучаемой территории появляются с концаXIX века. Первая фотографическая фиксация связана с именем мордовского этнографа М. Е. Евсевьева. На фотографии «Чувашская свадьба (поезд жениха)» можно увидеть музыканта, играющего на шăпăр (Приложение 1). Место съемки с. Бижбуляк. Еще две фотографии, на которых изображены играющие пузыристы, были сделаны в ходе этнографической экспедиции 1928-1929 гг. по чувашским селениям Белебеевского кантона. Автором первой фотографии является П.Н. Кудряшев, второй – П.А. Петров-Туриге. (Приложение 2). Более поздняя фотография мужчины с волынкой «шăпăр» сделана в д.Малый Седяк 1969 года, автором которой является С.Н. Шитова. Эта фотография помещена в историко-этнографические очерки «Народы Башкортостана» 2002 г. (Приложение 3).
О появлении музыкального инструмента шăпăр среди жителей Бижбулякского района также подтверждают экспонаты и документы из фондов:
1.Историко-этнографического музея села Бижбуляк.(Приложение4)
- музыкальный инструмент, фотография Герасимова И., видеозаписи передачи Орнамент, видеозапись о Андрееве М.Я.
2.Музея «Тепло домашнего очага», созданного чувашским народным фольклорно-этнографическим ансамблем «Белая берёза» села Бижбуляк(Приложение 5). В этом музее хранятся фотографии и биографические данные Демьянова Е.Я, Трофимова И.Т., Никифорова К.А., Осипова В.М., Андреева М.Я., где запечатлен шăпăр.
Глава 2. Народные умельцы как преемники и хранители фольклорных традиций
Жители Бижбулякского и соседних районов в разное время славились своими мастерами по изготовлению музыкального инструмента шăпăри игры на нём.
1.Со слов Владимира Васильевича Максимова, жителя с.Кош- Елги, на шăпăре играл Демьянов Егор Яковлевич, ветеран войны. Он родился в 25.05.1925 году и вырос в посёлке Зирыклы-Тамак Бижбулякского района. Егор Яковлевич научился играть после женитьбы(1946-47гг) от Матвея, старожила данной деревни. Егор Яковлевич участвовал во многих конкурсах, концертах в составе фольклорного коллектива села Кош-Елга. Имеет много грамот и благодарностей.(Емельянов, 2006), (Приложение 5)
2.Пузырист Герасимов Иван из деревни Малый Седяк, дипломант смотра художественной самодеятельности района 1973 года. (Приложение 6)
3.Трофимов Иван Тимофеевич село Бижбуляк участвовал в составе фольклорного коллектива «Белая Береза» на многих районных и республиканских мероприятиях.(1987г) (Приложение 7)
4. Никифоров Константин Александрович -житель села Бижбуляк, десять лет участвовал в составе фольклорного коллектива «Белая береза». Играл на шăпăр и на других музыкальных инструментах (Приложение 8)
5.Демьянов Е.Я.пузырист села Кош Елга в свою очередь научил играть на шăпăр Владимира Михайловича Осипова(29.12.1949 - 25.08.2015гг.), а также научил изготавливать этот инструмент. Владимир Михайлович Осипов, работавший много лет учителем физкультуры, с детства учился играть на гармошке и баяне. В старших классах был первым баянистом в школе, а может быть, и в селе. Выступал на смотрах художественной самодеятельности. 2013-2014г.г. участвовал в Бижбуляке на сабантуе. Выступал с концертами по Бижбулякскому району. (Приложение 9)
6. Андреев Михаил Яковлевич (1923-2003гг.) житель села Малый Седяк Бижбулякский район, ветеран войны. (Приложение 10). Играл на разных музыкальных инструментах и знал много мелодии чувашских песен. Михаил Яковлевич владел технологией изготовления шăпăр. Инструменты, сделанные его руками, звучали на многих концертах, гуляниях и радовали сердца многих людей
7. Захаров Виталий Николаевич 60 лет, пенсионер, уроженец Миякинского района, единственный мастер в округе в наше время (Приложение 11). Необходимость изготавливать музыкальные инструменты шăпăр, шăхлич и др. появилась, когда начал с супругой участвовать в концертных постановках с ансамблем «Сувар» местного дома культуры. По просьбе членов коллектива сначала искали мастеров в округе, но никого не нашли, поэтому Виталий Николаевич сам начал заниматься изготовлением инструмента. На сегодняшний день сделал более двадцати шăпăр, в том числе модернизированные (т.е из плавательного шара) (Приложение 12).
8.Исаев Данил Александрович житель села Базлык, студент начинающий пузырист. (Приложение 13)
9.Внук Захарова Виталия Николаевича деревня Новые Карамалы, Миякинский район, ученик(2020г.). (Приложение 14)
Глава 3. Технология изготовления шăпăр: опыт народных умельцев края
Используя экспонаты музея и научную литературу, выявили, что шăпăр состоит из следующих частей:
1.Раструб:
а) кора,
б) рог;
2. Пузырь;
3.Трубка для вдувания воздуха;
4. Вариант крепления мелодических трубок на ложе.
5.Шапар вулли:
а) мелодические трубки,
б) пищики (Чернов, 2015), (Приложение 15).
По воспоминаниям Андреева Михаила Яковлевича из деревни Малый Седяк (1923 года рождения, пенсионера), составлена технология заготовки материалов для шăпăр. (Приложение 16-21)
После изготовления всех частей, пузырь прокалывают с одной стороны и завязывают шёлковой нитью. Все детали аккуратно вставляют в пузырь. (Андреев,2003) (Приложение 22-26)
Существует ещё варианты обработки пузыря при изготовлении шăпăр. Например, после того как мочевой пузырь поваляли в просеянной золе, его на несколько дней кладут в кашицу, которая состоит из кислого молока и овсяной муки, или в жидкие дрожжи. По другому варианту пузырь держат в соленой воде или в уксусном растворе, после чего помещают в овсяную кашицу. В любом случае пузырь должен быть очищен от жира. В процессе очистки, время от времени, его необходимо промывать и проверять надувая. Иногда через каждые два часа. В надутом виде пузырь слегка подсушить, обваляв в мелу, размять, а после подержать в течение часа в соленой воде. Готовый пузырь должен быть прочным и эластичным. Если эластичности недостаточно, то перед игрой пузырь необходимо смазать масляным раствором.(Чернов,2015)
Стремление чуваш сохранить чувашский музыкальный инструмент шăпăр привело к поиску материала, способного заменить, например, мочевой пузырь на плавательный шар. Звучание мелодии не отличишь, но у второго есть один недостаток: необходимость просушивать, так как при надувании шара происходит конденсация, накапливается влага. Есть еще одна особенность шăпăр. Пищики изготавливаются из камыша. А поскольку в природе не встретить двух одинаковых растений, невозможно изготовить инструменты одинаковой тональности. Поэтому каждый инструмент имеет свое необычное и неповторимое звучание.
Глава 4. Современное состояние вопроса по возрождению игры на шăпăр
В настоящее время музыкальный инструмент шăпăр возрождается и активно внедряется в жизнь:
1. Сельский дом культуры (СДК) села Базлык во главе директора Игнатьевой И.В. создали творческий проект «Инструментальный фольклор- национальное достояние», ставший лауреатом гранта главы администрации района. Сейчас ведётся работа по выполнению задач данного проекта, основными из которых является:
- выявление мастеров игры на шăпăр;
- организация школы обучения игре на музыкальном инструменте.
2. В пропаганду сохранения чувашских музыкальных инструментов вносят свою лепту творческие объединения Гостелерадиокомпании Башкортостана. Которыми, был выпущен, ряд общественно- популярных телепередач, посвященных традиционным чувашским музыкальным инструментам и народным музыкантам- исполнителям.
3. Используя в своём репертуаре чувашские музыкальные инструменты фольклорный коллектив «Сувар» д. Новые Карамалы, «Белая берёза» с.Бижбуляк, «Салкус» с. Базлык, способствуют сохранению чувашской культуры.
4.Историко-этнографический музей с.Бижбуляк и музей фольклорного коллектива «Тепло домашнего очага»с. Бижбуляк ведут большую работу по поиску и сохранению чувашских материальной культуры. Оформлены следующие экспозиции:
- чувашский национальный костюм
- чувашский национальный инструмент
- чувашский быт
Глава 5. Перспективы возрождения традиции игры на шăпăр
В перспективе возрождение традиции игры на шăпăр возможно. Во-первых для этого необходимо теплое помещение, например, школа или сельский дом культуры. Во-вторых, наличие инструментов. В-третьих, инициатива местных жителей. Например, в Михайловском сельском доме культуры существует чувашская фольклорная группа, в рамках которой можно осуществить игру на шăпăр. В настоящее время эти условия возможны реализовать. Но самое важное условие для возрождения связано с наличием носителя культуры игры на шăпăр. Поэтому проблема обусловлена двумя важными моментами:
1.Отсутствиеместного умельца, играющего на шăпăр;
2. Как следствие отсутствие методики преподавания игры на шăпăр.
Для решения этих проблем мы предлагаем осуществить следующее:
1.Организовать встречи с умельцами из разных районов;
2.Организовать связь с выдающимся исполнителем на чувашских музыкальных инструментах Виталием Адюковым г.Чебоксары.
3. Организовать семинар-практикум в сельском доме культуры села Михайловка с приглашением Ирины Васильевны Игнатьевой из с. Базлык для обмена опытом в игре на шăпăр.
4. Вести объяснительную работу на всех уровнях, рекомендовать использовать музыкальные инструменты на уроках музыки в школах, в художественной самодеятельности, в фольклорных ансамблях. Для начала можно организовать обучение игры на музыкальных инструментах в любительских объединениях.
5. Пригласить фольклорные коллективы с концертом: «Сувар» Миякинский район, «Белая берёза» село Бижбуляк, «Сăлкус» село Базлык. . (Приложение 27-29)
6. Найти спонсоров для данной работы
Выводы
Проведённое исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1.Мы постарались собрать информацию о чувашском музыкальном инструменте шăпăр и об умельцах, живших и живущих на территории Бижбулякского района. В работе объединены как материалы периодической печати предыдущих лет, так и материалы из фондов музеев, установлены имена местных музыкантов исполнителей- хранителей музыкального творчества чувашей и их роль в передаче традиции, также представлены собранные нами биографические сведения.
2.В ходе работы были сделаны аудиозаписи бесед с умельцем изготавливать шăпăр и играть на нём Захаровым Виталием Николаевичем из деревни Ново–Кармалы Миякинского района, проведены фотосъёмки исполнителей, и описана технология изготовления шăпăр, создана база данных народных умельцев края. Благодаря опросу населения с. Кош-Елги, с.Бижбуляк, с. Базлык, с.Михайловка, получены старинные фотографии, видеозаписи из личных архивов людей. Найденные материалы хранятся в личном архиве автора и руководителя.
3. Важное значение нашей работе придают видеозаписи на CD- носителях, на которых записаны алгоритмы изготовления инструмента, живое исполнение чувашской музыки на шăпăр и других музыкальных инструментах, выше упомянутых пузыристов.
4.Мы оценили состояние вопроса о возрождении игры на шăпăр на сегодняшний день и выяснили, что имеются люди, неравнодушные к культуре родного народа, которые благодаря своему опыту могут обучить игре молодое поколение.
5.Нами были даны рекомендации в целях возрождения традиций игры на шăпăр.
Мы считаем, что цели и задачи исследования выполнены, гипотеза подтвердилась.
Заключение
В ходе проведенной работы было установлено что, чуваши Бижбулякского района богаты фольклорной традицией: искусной игрой на шăпăр. А его изготовление сохраняется и передаётся из поколения в поколение, об этом говорит собранный нами материал о местных умельцах, об использовании народного музыкального инструмента в фольклорных группах. Мы уверены, что умение играть на шăпăр не уйдёт в небытие, ведь молодое поколение стремится познать игру на этом инструменте.
В написании исследовательской работы нам помогли краевед и руководитель музея «Тепло домашнего очага» села Бижбуляк Иванова Валентина Александровна, руководитель историко-этнографического музея села Бижбуляк Иванова Роза Гамзатовна, сотрудник Санкт-Петербургской Духовной Академии Петров Дмитрий Владимирович
В связи с тем, что материал о чувашском национальном инструменте недостаточно собран, планируем продолжить работу.
Собираемся пополнить фонд историко-этнографического музея с.Бижбуляк, собранными нами экспонатами. Результаты нашего исследования будут общедоступны.
Список источников и использованной литературы
1. Бушуева Л.И. Чувашская музыкальная литература.Ч1. Традиционная музыкальная культура: учебное пособие для детских музыкальных школ и школ исскуств/ Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2016г.-143с.
2. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки.
В.Я. Бабенко, А.Я Блинкена. [и др.]-Уфа: Гилем,2002г.-480с.
3.Емельянов А. Халăх ăстасемсер мар/ Урал сасси.-2006г.-23 фев.-с.8
4.Чернов В.С. Чувашские народные музыкальные инструменты. Книга-альбом./ Чебоксары, 2015г.
5.Андреев М.А. Техника изготовления музыкального инструмента шăпăр. с.Бижбуляк.- 2003г.
6.Иванова И.В. «Возрождаем народные музыкальные инструменты» статья из газеты «Светлый путь» №36от 25.03.2014г.
Приложения
Приложение1. Чувашская свадьба (поезд жениха). Конец 19 в. Фото М.Е.Евсевьева. Село Бижбуляк. На обороте оригинала фотографии «Чувашская свадьба. Поезд жениха. Заснято в конце 19 в Макаром Евсеевичем Евсевьевым. Бижбуляк. П. Петров». 12/2. Из материалов этнографической экспедиции по чувашским селениям Белебеевского кантона БАССР. 1929 г. Оригиналы фотографий хранятся в Научном архиве ЧГИГН. Отд. VIII. Ед. хр. 210. Инв. № 1599.
Приложение2. Мужчина с волынкой-пузырем (шăпăр). На обороте оригинала фотографии сведений нет. 5/5. Из материалов этнографической экспедиции по чувашским селениям Белебеевского кантона БАССР (Бижбулякский р-он). 1929 г. Оригиналы фотографий хранятся в Научном архиве ЧГИГН. Отд. VIII. Ед. хр. 210. Инв. № 1599.
Приложение 3. Мужчина с волынкой шăпăр.Бижбулякский район, д. Малый Седяк.1969г. Фото С.Н. Шитовой. Фотоархив ОЭ ИИЯЛ УНЦ РАН
Приложение 4. Историко-этнографический музей с.Бижбуляк.
2021г. Фото Марии Исмагиловой.Из личного архива
Приложение 5.Фольклорно-этнографический коллектив «Белая берёза»
с.Бижбуляк.1994г. Фото Оксана Иванова.
Из архива музея «Тепло домашнего очага» с.Бижбуляк.
Приложение 6.Демьянов Егор Яковлевич, ветеран войны, родился в 25 мая 1925 года, ивырос в посёлке Зирыклы-Тамак Бижбулякского района.
Фото Олега Андреева.
Из архива музея «Тепло домашнего очага»с.Бижбуляк
Приложение 7.Пузырист Иван Герасимов из деревни Малый Седяк, дипломат смотра художественной самодеятельности района 1973 г. г.Фото из историко-этнографического музея с.Бижбуляк.
Приложение 8.На пузыре играет Трофимов Иван
Тимофеевич село Бижбуляк. Фото Олега Андреева ,1987г.
Из архива музея «Тепло домашнего очага»с.Бижбуляк
Приложение 9.Никифоров Константин Александрович с.Бижбуляк
Из архива музея «Тепло домашнего очага» с.Бижбуляк
Приложение 10.Владимира Михайловича Осипова село Кош-Елга
(29.12.1949 - 25.08.2015гг.),
Фото Олега Андреева.
Из архива музея «Тепло домашнего очага» с.Бижбуляк.
Приложение 11.Андреев Михаил Яковлевич (1923-2003гг) родился и вырос в деревне Малый Седяк Бижбулякского района, ветеран войны ( после жил в селе Бижбуляк)
Приложение 12.Мастер по изготовлению музыкальных инструментов и умелец игры на шăпăр Захаров Виталий Николаевич, д.Новые Карамалы, Миякинского района. 2020г.
Фото М.А. Исмагиловой. Из личного архива.
Приложение 13.Чувашский музыкальный инструмент шăпăр ( модернизированный)
Приложение 14.Исаев Данил Александрович , студент, Житель села Базлык.
Приложение 15.Внук Захарова Виталия Николаевича, д. Новое Карамалы, Миякинского района.
2020г.Фото М.А. Исмагиловой. Из личного архива
Приложение 16.Схематическое изображение шăпăр
Приложение 17. Дудочка(мелодическая)
Приложение 18. Пищики из камыша
Приложение 19. Пузырь (мочевой пузырь животного)
Приложение 20. Трубка для вдувания воздуха(кость из гусиного бёдрышка)
Приложение 21.Рожок (изготавливают из рога коровы)
Приложение 22. Шăпăр- чувашский музыкальный инструмент.
Приложение 23. Первый республиканский семинар по возрождению чувашского национального инструмента «Шăпăр» (Бижбулякский РДК, 2014 г.). Организаторы: Игнатьева И.В. (победительница гранта главы МР Бижбулякский район РБ); Съезд (Канаш) чувашей Бижбулякского района; Продюссерский центр «Самана» г. Стерлитамак.
2014г. Фото из личного архива Игнатьевой Ирины Васильевны
Приложение 24. Народные умельцы. с.Базлык
2014г. Фото из личного архива Игнатьевой Ирины Васильевны
Приложение 25.Творческий проект «Инструментальный фольклорно-национальное достояние» села Базлык. 2014г. Фото из личного архива Игнатьевой Ирины Васильевны. 2014г.
Приложение 26.Технология заготовки материалов для шăпăр.
1.Дудочку делают из черёмухи. Ветку можно срезать в любое время года, после среза сушат в тёмном месте 3-4 дня, после в середине вырезают отверстие, затем делают выемки для пальцев, разглаживают стёклышком. (Приложение 16)
2.Пищик делают из камыша. Камыш –срезают летом, во время сенокоса. 3-4 дня сушат в тёмном месте. Затем лезвием прорезают, продевают шёлковую нить, и кипятят в подсолнечном масле, помешивая, чтобы не подгорело.(Приложение 17)
3.Пузырь. Для него берут мочевой пузырь коровы или быка (чем старше животное, тем крепче будет пузырь). При изготовлении пузыря, его сначала валяют на золе 3-4 часа. Не забывая при этом надувать. До высыхания должен висеть 3 дня. В это время нужно приготовить закваску. В закваску добавляют соль (на 1 литр одна столовая ложка соли). Затем нужно выпустить из пузыря воздух и положить в закваску (предварительно завязав горловину, закваска внутрь попасть не должна). В закваске пузырь должен находиться 3 дня, затем его извлекают и тщательно прополаскивают в проточной воде. Пузырь нужно надуть и повесить. (Приложение 18)
4. Таппи – изготавливают из тонкой резинки (велосипедная камера или резина из галоши).
5. Свисток. Это кость из гусиного бёдрышка, которое с двух сторон срезают ножовкой. (Приложение 19)
6. Рожок. Изготавливают из рога коровы. Рог сначала, моют, чистят, потом обжигают в печке. Весь верхний слой очищается. Широкая сторона рога срезается под углом, как гусиный клюв.
Приложение 27. Чувашский фольклорный коллектив «Сувар» д.Новые Карамалы Миякинского района
Приложение 28. Чувашский фольклорный коллектив «Белая берёза» с.Бижбуляк
Приложение 29. Чувашский фольклорный коллектив «Салкус» с.Базлык, Бижбулякского района