Я знаю! Я помню! Я сохраню!

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я знаю! Я помню! Я сохраню!

Бураков К.В. 1
1МОУ "СОШ № 48"
Анашкина О.В. 1
1МОУ "СОШ № 48"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовется,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим !

Введение

Я, Бураков Кирилл, обучающийся 3 класса школы № 48. Мне совсем недавно исполнилось 10 лет, и я уже самостоятельно могу ходить к бабушке в гости. Я очень люблю бывать у неё в гостях, мы с ней пьём чай, болтаем, я рассказываю о своей школьной жизни. В последнюю нашу беседу я начал расспрашивать бабушку про её родителей (моих прадедушку и прабабушку), у нас тема была по окружающему миру «Семья». Интересно же, как жили раньше. И тут бабушка принесла шкатулку, а в ней ордена, медали и какие-то документы. «Это наша семейная реликвия» - сказала бабушка. Я уже давно знаю, что семейная реликвия - это свято хранимая и почитаемая вещь, связанная с историческими событиями прошлого. Но я и не предполагал, что в нашей семье есть такая семейная реликвия. И тут я решил более подробно разобраться в этом вопросе.

Цель: изучить историю появления реликвии в нашей семье и её значимость.

Задачи:

выяснить, что является семейной реликвией в нашем роду; 

узнать у взрослых историю появления в нашей семье, определить ее ценность;

определить, в чем заключалась ценность сохраненных семейных реликвий;

восстановить историческую хронику семейных реликвий.

Методы исследования

изучение семейного архива (фотоматериалы, документы),

интервьюирование близких родственников,

поиск информации в сети Интернет,

анкетирование

В начале своей работы я решил узнать у одноклассников, знают ли они, что такое реликвия и обратился к ним с вопросами. В опросе приняли участие 31 одноклассник

Оказалось, что из 31 ученика знают, что такое реликвия 25 одноклассников, но только у 12 ребят есть в семье реликвия и совсем непонятно, почему только двое ребят знают историю своей реликвии. Странно, а ведь это так интересно. Ведь память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье должны быть какие-нибудьпамятные вещи дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, которые хранятся, для того, чтобы знать историю своей семьи. Такие вещи должны передаваться из поколения в поколение, от родителей детям, чтобы они помнили, знали, кто были их предки, где они жили, что сделали в своей жизни. Я решил продолжить свои поиски.

Основная часть.

Реликвия

В самом начале своей работы я сначала решил выяснить, что означают понятия «реликвия», «семейная реликвия».

Реликвия по словарю С.И.Ожегова - вещь, свято хранимая как память о прошлом.

Реликвия по словарю Д.Н.Ушакова - особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по  традициям вещь.

Семейные реликвии – документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству, то есть из поколения в поколения. (Википедия).

Этимология (происхождение) слова «реликвия» начинается с латинского слова relinquere, что в переводе означает «оставаться».

Т.Ф. Евремова в новом толково-словообразовательном словаре русского языка определяет реликвию, как:

предмет, ставший объектом религиозного поклонения;

предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.

Словарь синонимов Н. Абрамова указывает нам на слова раритет и мощи. Анализ различных источников показал, что реликвия – это предметы, которые несут в себе человеческие чувства, частичку семейной истории, иногда даже семейные тайны. Прикоснувшись к ним, мы можем ощутить эмоции, которые когда-то пережили прежние владельцы данной вещи. Реликвии бывают историческими и религиозными, семейными, технические и т.д

Исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи. Технические реликвии — экземпляры машин или иных технических устройств, относящихся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии. Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

А ещё, я разбил слово реликвия на слоги и внимательно прочитал, получилось ре-лик-ви-я. Моё внимание привлёк слог «лик». Я обратился к толковому словарю В. И. Даля и узнал, что «лик» в русском языке означает «лицо, образ». Поэтому можно предположить, что семейная реликвия - это образ семьи. Наверное, в каждой семье есть свои семейные реликвии, которые могут поведать много интересного.

2.2 Память сердца - Смирнова Ольга Константиновна

Следующим шагом это была беседа с бабушкой и родственниками. Я с мамой собирал сведения о своей бабушке и её наградах по крупицам, даже моя мама узнала много интересных фактов о своей бабушке.

Моей прабабушки, Смирновой Ольги Константиновны, уже давно нет в живых, но память о ней жива в сердцах каждого члена нашей большой

семьи. Благодаря акции «Бессмертный полк», она уже много лет отмечает праздник вместе со всей страной. Родилась Ольга Константиновна 16.12.2020г в селе Приволье Лисичанского района Ворошиловградской области.

Когда началась война, прабабушке было 20 лет, она работала в селе Приволье Лисичанского района (Украина) на шахте. Мужчины в семье уходили на фронт защищать честь Родины, а девушки, женщины трудились на заводах и в шахтах. В их числе и была моя прабабушка. Но вскоре после начала Великой отечественной войны мою прабабушку отправили работать в шахту на Южный Урал в г.Копейска. Так и сложилась ее судьба на Урале, г.Копейск стал ей родным. Шахтёров на фронт не брали, на них была наложена бронь. Стране нужен был уголь. В забоях работали по 12-16 часов. Иной раз от тяжёлого труда не хватало сил идти домой, поэтому прямо под землёй ставили топчаны, чтобы можно было передохнуть и снова за работу. В шахту рабочим спускали скудную еду, шахтёры не выходили на поверхность по несколько суток. И уголь шёл. В то военное время фронт и тыл были едиными целым. Когда прабабушка пришла трудиться на шахту ей был всего 21 год. Её поставили вагонщицей, она перевозила уголь на вагонетках, это было очень тяжело для маленькой, хрупкой девушки, но о трудностях никто не думал, делали всё для победы.

В 1943 году её перевели на должность отбойщицы. Её фронтом была угольная лава, а окружением отбойные молотки. Но она радовалась каждому дню, потому что знала, что благодаря шахтёрскому труду есть чем топить танки, паровозы, которые везут всё необходимое на фронт. Благодаря шахтёрскому труду есть электричество. И от этой мысли на душе становилось тепло и силы прибавлялись.

В 1943 г.Указом президиума Верховного Совета СССР мою бабушку наградили медалью «За доблестный труд в период Великой отечественной войне».

Весть о победе над фашисткой Германией бабушка узнала в 0:43 09 мая 1945 года, это были самые счастливые минуты вспоминала бабушка. Но о Великой отечественной войне бабушка не любила вспоминать и рассказывать своим внукам и детям, ведь это были самые тяжелые годы в ее жизни: годы бессонных дней и ночей, голода и бесконечного страха, но все твердо верили в Победу!!! Война закончилась, но бабушка продолжала трудиться в шахте вплоть до 1970 года. Ольга Константиновна стала членом партии и делала всё для страны и для своего города.

Но это ещё не всё, в шкатулке я ещё нашёл депутатский билет. Оказывается, что моя прабабушка была депутатом Копейского городского Совета депутатов трудящихся 5 созыва от избирательного округа № 255 . Вот это да! Даже моя мама не знала этого факта.

Также моя прабабушка Указом президиума Верховного Совета СССР была награждена юбилейными медалями

Заключение

Когда я изучал биографию прабабушки и когда писал эту работу, в моей душе рождались чувство сострадания ко всем людям, пережившим войну, и чувство бесконечной гордости. Смотрю на документы, награды и понимаю: славится наша страна, наш город людьми как моя прабабушка. Не будь их, не было бы и победы, а значит и нас с вами. Что же может быть ценнее, почитаемей и хранимей, чем память. И эта шкатулка, которую мне показала бабушка – это самая ценная вещь, которую я буду хранить, и передавать по наследству. Каждый раз, открывая «шкатулку», я зажигаю огонёк памяти. И если бы у меня была возможность пообщаться с моей прабабушкой, я бы поблагодарил её за смелость, отвагу и любовь к своей Родине и к нашему городу, рассказал бы ей о том, как мы всей семьей чтим и помним её.

4. ИСТОЧНИКИ

1.Беседа с родственниками.

2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», Москва, 2003 год.

3.Д.Н.Ушаков «Толковый словарь русского языка».Онлайн словарь.

4.Интернет-источник: «Википедия».

Просмотров работы: 16