История балета Мариинского театра в лицах

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История балета Мариинского театра в лицах

Юрченко П.Е. 1
1Образовательный центр "Астра",
Астраханцева С.В. 1
1Образовательный центр "Астра",
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы. Русский балет - неоспоримое наследие и неотъемлемая часть мировой художественной культуры. Его история неразрывно связана со становлением и развитием балета Мариинского театра. Богата портретная галерея известных танцовщиков, постановщиков, музыкантов, художников, которые внесли свою лепту в наследие отечественной культуры.

Однако дети в должной мере не знакомы с историей и культурой русского балета, не интересуются жемчужиной родного города - Мариинским театром, и не могут назвать известные имена. Это может привести к тому, что постепенно общество станет забывать великое наследие русской культуры, а её ценности постепенно станут заменяться иностранными.

Эти и другие проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: «История балета Мариинского театра в лицах».

Их решения мы видим в просвещении в лёгкой ненавязчивой форме детей младшего школьного возраста, которые готовы впитать в себя информацию об истории, людях, спектаклях, музыке, традициях и другом культурном наследии. Я считаю, что если наше и последующие поколения хотят развиваться и с каждым годом становиться лучше, то нужно изучать историю своей страны, родного города и театра.

Объект исследования: история балета Мариинского театра и его известные имена.

Предмет: интерес младших школьников к балету Мариинского театра.

Цель: побудить у младших школьников интерес к балету Мариинского театра через чтение сказок о его известных личностях.

Гипотеза: если младшим школьникам подавать информацию об истории русского балета в соответствии с их возрастными особенностями, то у них сформируется интерес и потребность узнавать новое.

Задачи:

Изучить историю балета Мариинского театра.

2. Обобщить значение балета Мариинского театра в истории развития русского балета.

3. Выявить интерес младших школьников к балету Мариинского театра.

4. Составить сборник сказок о балете Мариинского театра.

Методы исследования: изучение литературы, опрос, анализ, обобщение, проектирование.

База исследования: Мариинский театр, 2 «Г» класс «ГБОУ «Гимназия 622».

Практическая значимость исследования: в результате проекта создан сборник сказок о знаменитых лицах Мариинского театра, который поможет младшим школьникам узнать много нового об истории балета Мариинского театра в легкой сказочной форме и вызовет у них интерес к отечественной культуре.

Глава I. История балета Мариинского театра

1.1. Зарождение и развитие балета Мариинского театра

Наше государство и мировая общественность богаты удивительным культурным наследием - балетом Мариинского театра. Интересна история его становления и развития. Так, 12 июля 1783 года «был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а уже 5 октября 1783 года – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Он дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная»1.

Организованная в XVIII в. труппа до Октябрьской революции 1917 года действовала под патронатом дирекции Императорских театров. В 1784—1886 годах для постановки спектаклей обычно использовалось помещение Большого театра (его в 1896 году перестроил В.В. Николя, известный в то время архитектор. После этого в нём работала Санкт-Петербургская консерватория), в 1859—1860 г.г. архитектор А.К.Кавос простроил на Театральной площади новое здание театра, которое назвали в честь императрицы Марии Александровны. Так театр стал Мариинским.

Исследованием установлено, что история Мариинского балета тесно связана с развитием хореографического искусства европейских стран. В XVIII–XIX вв привезённые в Россию из Италии и Франции хореографы сформировали основу балетного репертуара театра.

В конце XVIII века на сочинениях Д.Канциани, Шарля Лe Пика, которые трудились в Петербурге, вырос первый русский хореограф - Иван Вальберх.

«В XIX столетии на столичной сцене царили балеты французов Ш.Дидло, Ж.Перро, А.Сен-Леона, а в 1847 году в Петербурге в качестве танцовщика и хореографа дебютировал М.Петипа, заняв пост главного балетмейстера театра»2. Созданные им с композиторами П.Чайковским, А.Глазуновым и хореографом Л.Ивановым балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда» и сегодня составляют основу мирового наследия и всегда присутствуют в репертуаре не только Мариинского театра, но и других театров России и за рубежом.

После 1917г. основные артисты Мариинского театра вынуждены эмигрировать. Но стараниями балетмейстера Ф.Лопухова классический репертуар Мариинского театра не был утрачен (во многом). Однако культурная революция, последовавшая за Октябрьской, принесла в балет и актуальные в то время сюжеты.

Период 1920-х–1930-х гг ознаменовался пиком технического уровня артистов балета: на сцене Кировского театра блистали Н.Дудинская, М.Семенова, Г.Уланова, В.Чабукиани, Т.Вечеслова, А.Ермолаев, В.Чабукиани, К.Сергеев. Поставленные на сцене театра им. Кирова (так назывался Мариинский театр в советский период) балеты «Бахчисарайский фонтан» Р.Захарова, «Ромео и Джульетта» Л.Лавровского, сделали драматический балет в середине ХХ века приоритетным.

Конец 1950-х – 1960- гг. ознаменовался поисками пластических образов: постановки Л.Якобсона в форме миниатюр и многоактных спектаклей, традиции симфонического танца в балетах «Каменный цветок» и «Легенда о любви», Ю.Григоровича, открытием новых средств выразительности в хореографии И.Бельского в балетах «Берег надежды» и «Ленинградская симфония».

Триумф новаторским балетам принёс талант танцовщиков: А.Шелест, И.Колпаковой, Г.Комлевой, Н.Макаровой, А.Осипенко, А.Сизовой, М.Барышникова, Р.Нуреева, Ю.Соловьева. Театральная труппа восстановила связи с иностранными хореографами: с ленинградскими танцовщиками работали Р.Пети, М.Бежар, Д.Роббинс. Впервые в 1989 году в репертуар театра внесли спектакли Д.Баланчина, А.Асылмуратова, Ж.Аюповой, Г.Мезенцевой, Т.Тереховой, С.Вихарева, И.Зеленского, Ф.Рузимия.

В это время с труппой сотрудничали Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Анжелен Прельжокаж, Алексей Ратманский, Саша Вальц, Уэйн Макгрегор, Ханс ван Манен. Вместе с постановками классического балета, шедеврами ХХ века и работами молодых хореографов, их балеты составляют репертуар современной балетной труппы Мариинского театра.

В ХХI веке Мариинский театр возглавляет Валерий Гергиев. Изменилось лицо театра: появились новые сцены (Мариинский – 2, Концертный зал, Приморская сцена, Филиал РСО – Алания (г.Владикавказ). Балетный репертуар включает в себя как классические спектакли, так и современные постановки, известные во всём мире.

Мариинский театр сегодня – центр культурной жизни не только России, но и мира. В 2021 году ведущими танцовщиками являются Д.Вишнёва, В.Терёшкина, К.Ким, Т.Аскеров, Е.Кондаурова, О.Скорик, А.Сомова, А.Ермаков, Е.Иванченко, И.Колб, Д.Корсунцев, К.Париш, В.Шкляров.

В мировом хореографическом искусстве современности балет Мариинского театра является одним из ведущих. Спектакли, созданные в его стенах, воссоздаются на многих известных сценических площадках во всех уголках мира.

Значение балета Мариинского театрав истории развития русской культуры

В развитии русской культуры балет Мриинского театра играет огромную роль. На его площадках произошло осценичивание русского народного танца, благодаря чему широкая отечественная и зарубежная зрительская аудитория смогла познакомиться с традиционной русской культурой.

Как известно, русский балет стал развиваться после вступлению на престол в 1741 году дочери Петра I Елизаветы. «Императрица всем театральным жанрам предпочитала балет и больше всего любила танцы и в 1742 году издала Указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы»3.

Публика восхищалась её первыми исполнителями: Либера, А. Сакко и Белюцци. Царский двор обратился к австрийскому императору «уступить» ему на короткий период своего балетмейстера для «приведения в лучшее совершенство балета», для установления «нового вкуса балета» и «для деревенских веселостей»4.

В середине XVIII века в России самостоятельный балет-пьеса был отделен от оперы. Его особенность состояла в том, что его реалистические тенденция и сюжеты были наиболее близки национальным взглядам на суть представлений о танце. В связи с этим стал актуальным вопрос о профессиональной подготовке отечественных танцовщиков. Поэтому 4 мая 1738 года была открыта первая в России балетная «Танцовальная Ея Императорского Величества школа», ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.

Среди её первых выпускников особо выделялись А. Я.Топорков (ок. 1727-1761), который в 1752 году стал придворным танцмейстером, и А.С.Баскакова (ок. 1727-1756), считавшаяся лучшей русской танцовщицей того времени.

Сюжетный балет прочно утвердился в России с 1760 года. Серьёзный вклад в развитие русского балета внёс балетмейстер Анжиолини. Его ценность состоит в том, что он впервые, исследовав русский фольклор, внес в балет России русский национальный характер. Он переработал народные песни и пляски, внёс коррективы в характер балета, опиравшегося на французские традиции. Это хара՜ктерные балеты Анжиолини: «Забавы на святках» о православных Святках, «Побежденное предрассуждение», созданный по случаю благополучной первой прививки Екатерины и Павла от оспы; «Новые аргонавты», прославлявший победу при острове Хиос русского флота над турецким; «Торжествующая Россия», в честь победы русских войск над турецкой армией при Ларге и Кагуле, и т.п5.

В 1786 году Ш.Лепика (1749-1806), знаменитого французского танцовщика пригласили балетмейстером в Петербург. Он переносил на сцену Петербурга лучшие спектакли Новерра.

Новые и важные этапы своего развития русский балет пережил в 1760-1780 годах. В этот период балетные спектакли значительно изменились, техника танца, особенно женского, стала совершенней. Параллельно развивалась балетная драматургии, пытавшаяся отражать интересы зрителя. На сцене появились характерные новые имёна и постановки.

Так, благодаря Вальберху, на русской сцене появился «нравственный балет», «который поднимал проблемы раскаяния и вознаграждения за него. Среди его знаменитых балетов «Счастливое раскаянье». Все это было необычно для Петербурга, но имело успех»6.

Прибывший в Россию французский танцовщик Огюст (Август Леонтьевич) Пуаро (ок. 1780-1844) поставил ряд русских патриотических дивертисментов, которые у зрителей имели большой успех.

В 1794 году в России появился первый русский учебник танца, что свидетельствует об интеллектуальном росте отечественного балета того времени.

С прибытием в Петербург в 1801 году французского балетмейстера Дидло произошёл новый качественный скачок в развитии отечественного балета: получил широкое распространение русский ампир - новый художественный стиль: (балеты «Фавн и Гамадриада», «Зефир и Флора», «Роланд и Моргана», «Амур и Психея» и т.д. (1801-1811)) Шарля Луи Дидло и отражали запросы придворного зрителя.7

Наиболее значимый вклад в развитие русской культуры ХIХ в. внес Мариус Петипа, который начал в России как солист балета и педагог, а в 1862 году стал балетмейстером. В 1869-1903 гг. он трудился в должности главного балетмейстера. В качестве признания его заслуг в 1894 году ему дали российское подданство.

Его вклад в российское балетное искусство неоспорим: его по праву называют родоначальником реформ балетного искусства в России в ХХ веке. Поставленные им балеты «Пахита» (1847), «Спящая красавица» (1890), «Баядерка» (1877), «Дон Кихот» (1869), «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892) и другие известны и любимы во всем мире и являются культурным наследием России.

Для ХХ века были следующие характерные изменения в балете.

К началу ХХ в. утвердилась русская школа танца, вобравшая в себя основы французской школы Дидло, итальянской Блазиса, Чекетти и датской школы Х.Иогансона. В результате отечественная школа балета стала ведущей в мире, и доказательство этому – оглушительная популярность «Русских сезонов» и труппы «Русский балет» Дягилева.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в эпоху модерна в России прочно занял свои позиции режиссерский театр. В соответствии с эстетической концепцией Серебряного века, русский балет нуждался в реформах, обновлении метода и стиля. Балетмейстеры-реформаторы А.А. Горский и М.М. Фокин в противовес эстетике балетного академизма выдвинули принцип живописности, который опирался на эстетику народного танца. Вопреки новым веяниям академическое наследие балетного театра в Петербурге сохраняли О.И. Преображенская, М.Ф. Кшесинская, А.Я. Ваганова, Н.Г. Легат.

После революции 1917 года и последовавшей за ней культурной революции при всех противоречиях русский балетный театр стал одним из центров исканий современного искусства. В этот период Мариинский театр получает новое имя – Имени С.И.Кирова,в нём велись активные поиски пластической образности балетмейстером, руководителем труппы «Хореографические миниатюры», заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Сталинской премии II степени Л.Якобсоном, которые нашли своё отражение в спектаклях-миниатюрах, таких как «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Двенадцать», «Страна чудес», «Шурале» и многими другими. Эти спектакли отмечены непревзойденным мастерством и выразительность таких танцовщиков как, А.Шелест, И.Колпаковой, Г.Комлевой, Н.Макаровой и др8.

Одним из важнейших качеств театра является постоянный поиск новых форм, обогащение классической основы танца новыми элементами, созданием интересных пластических образов, выразительными деталями.

Период руководства Театром Валерия Гергиева знаменит великими переменами. 16.01.1992 театр вновь называется Мариинским. Летом 1993 стартует масштабный форум «3вeзды бeлыx нoчeй». С 2001 ежегодно проходит одноименный с тeaтpoм фecтивaль балета.

Популяризация русского балета за рубежом — одна из самых древних традиций отечественной культуры. Культурные связи нашей страны с зарубежными странами с середины ХIХ в. значительно оживили театральную жизнь Петербурга.

Сегодня искусство Мариинского театра «захватило» почти все континенты. Рецензенты всех стран отмечают глубокую внутреннюю связь русского балета с классическим русским искусством. Авторитет русской балетной школы настолько высок в Европе, Америке и Азии, что стремление приобщиться к традициям нашей школы неизменно овладевало всеми, кто имеет отношение к балетной сцене, начиная с учащихся хореографических классов и заканчивая признанными мастерами.

Глава II. Развитие интереса к балету Мариинского театра у младших школьников

2.1. Психолого-педагогические предпосылки развития интереса

младших школьников

Многие ученые и педагоги-исследователи долгие годы изучали познавательный интерес детей c разных сторон. Поэтому в науке термин «познавательный интерес» имеет несколько определений. Наше исследование опиралась на следующие.

А.Г. Коваль обосновал интерес как «особенное отношение к объекту, которое основано на понимании его значения, а также на эмоциональной окраске»9.

Великий русский учёный А.Н. Леонтьев сделал вывод, что познавательный интерес – «это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительность… характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям… Познавательный интерес положительно воздействует… на протекание психических процессов, таких, как мышление, воображение, память, внимание, которые… приобретают особенную активность и направленность»10.

В своей педагогической теории К.Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, которое лишено всяческого интереса, и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдёт...»11.Исследователь утверждал, что «природное любопытство учащегося» способствует развитию его интереса.

Учёными выделяются стадии развития познавательного интереса: «любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес и теоретический интерес. Все они определяют разные степени направленности и отношения ученика к предмету, а также влияния познавательного интереса на его личность12.

Начальная стадия - любопытство, представляющее собой интерес, который возникает при каких-то внешних обстоятельствах, привлекших внимание индивида. Любознательность - следующая стадия развития познавательного интереса, которая проявляется в осознанном желании более детально изучить какое-то явление или закономерность. Третья стадия развития познавательного интереса - теоретический интерес, когда ребёнок включается в самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. На этом этапе формируется узкий интерес к конкретной отрасли знаний13.

Таким образом, в науке выделяются следующие закономерности развития интереса младших школьников:1) интерес зависит от уровня и качества знаний школьников, развития способов их умственной деятельности. Чем больше ученик знает по какому-то предмету, тем больше у него интерес, и наоборот; 2) интересов школьников зависит от способа подачи материала. Дети учатся с интересом тогда, когда новое сообщается в увлекательной форме.

«Учитель может по-разному мотивировать детей для развития их познавательного интереса»14.

2.2. Развитие интереса младших школьников к истории

балета Мариинского театра

В науке используются следующие критерии и показатели сформированности познавательного интереса школьников: 1) направленность учащихся на объекты познания (правильное называние героев, персонажей, объектов в сказках); 2) эмоциональное отношение (понравились сказки – не понравились); 3) интеллектуальная активность (стремление поделиться новой информацией после прочтения сказок в рисунках, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности (нарисовать иллюстрацию).

Для определения уровня интереса младших школьников, ориентируясь на данную классификацию уровней, мы провели исследование среди учащихся 2 «Г» класса 622 гимназии в возрасте 9-10 лет.

Исследование проводилось гнездовым методом в группе постоянного состава (учебном классе). В нем приняло участие 28 человек, что составило 100%. В исследовании использованы следующие методики: фронтальное аудирование, фронтальный опрос, анкетирование.

На подготовительном этапе нами были написаны сказки о балете Мариинского театра, предназначенные для детей в возрасте от 6 до 10 лет. На наш взгляд, серьёзная информация, подаваемая детям именно в таком жанре, легче воспринимается, запоминается и способна развить познавательный интерес. Сказки изданы отдельной книгой. Объём данного параграфа позволяет представить только аннотации.

Аннотация к сказке «Загадочная комната»

Героиня впервые переступает порог Мариинского театра и попадает в гримёрку балерины. Вдруг находящиеся в ней предметы (пуанты, пачка, веер и др.) оживают и рассказывают маленькой девочке историю жизни и творчества знаменитой Агриппины Вагановой, солистки Мариинского театра, руководителя хореографического училища, которое сейчас носит её имя.

Аннотация к сказке «Рождественское чудо»

В канун Рождества героиня с родителями отправляется в Мариинский театр на спектакль «Щелкунчик». Оказавшись в знакомой гримёрке, девочка с радостью встречается со своими сказочными друзьями, которые рассказывают ей об истории этого балета, его авторах, постановщиках, первой исполнительнице роли Клары (Маши). С помощью волшебства они переносят свою гостью на репетицию его первой постановки на этой сцене и представляют самому Мариусу Петипа. Героиня понимает, что такое настоящее чудо.

Аннотация к сказке «В гостях у балерины»

Героиня переносится в прошлое и знакомится с особенностями жизни и обучения юных балерин в хореографическом училище. У неё появляется подруга – Матильда Кшесинская (Маля), которая приглашает девочку в свой дом и представляет своей семье. Мы узнаем традиции семейных обедов в конце 19 века, познакомимся с человеком, который привёз в Россию замечательный танец «мазурка» и обучил ему царскую семью, знать, придворных и танцовщиков, стал солистом и главным балетмейстером Мариинского театра.

После фронтального прослушивания сказок (читал учитель) учащимся было предложено ответить на несколько вопросов.

Анализ анкетирования также подтвердил формирование интереса. Так, ответы на вопросы анкеты распределились следующим образом:

Рисунок 1. Анализ анкетирования.

Ответ на вопрос «Вам понравились сказки?» свидетельствует о появившемся интересе к предмету речи в сказке, т.е. к Мариинскому театру.

Ответ на вопрос «Вы были на балетном спектакле в Мариинском театре?» позволяет судить о том, что большинство ребят только в этих сказках впервые услышали о Мариинском театре, никогда в нём не были и не имеют представления о том, что можно в нем увидеть или услышать.

На третий вопрос «Вы хотели бы побывать на балетном спектакле в Мариинском театре?» - говорит о том, что сказки вызвали интерес и побудили к познавательной деятельности, т.е. у школьников появилось увидеть балетные спектакли.

Первый вывод нашего исследования – сказки о балете Мариинского театра были понятны детям младшего школьного возраста, интересны и побудили их к познанию, вызвав желание посетить балетные спектакли.

Дополняет общую картину развития интереса младших школьников результаты фронтального опроса.

Было установлено, что все учащиеся смогли определить, что в сказках речь идёт о Мариинском театре. Большая часть учащихся – 27 человек (99, 72%) назвали верно, чьё имя носит Академия русского балета в Санк-Петербурге (Агриппины Вагановой). Лишь один ребёнок назвал имя Матильды Ксешинской. Это объясняется тем, что опрос был проведён сразу после прочтения сказки о ней. Остальные дети его сразу поправили. Данный результат свидетельствует о возникновении интереса к сказкам, появившемся чувстве сопереживания, желании пройти через приключение вместе с героиней и узнать, что же будет дальше. Все учащихся назвали вспомогательных персонажей (предметы, связанные с балетным искусством - пачка, пуанты, веер). Кроме того учащиеся без труда перечислили названия балетных спектаклей: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк-Горбунок», что может свидетельствовать о закреплении новых знаний о балете в результате знакомства со сказками, формировании интереса к данному виду искусства. Общее настроение в классе свидетельствует о позитивном эмоциональном состоянии учащихся.

Данные результаты позволили сформулировать второй вывод нашего исследования: учащиеся активно включались во фронтальный опрос, без затруднения называли спектакли, известные имена, различные тематические предметы, что свидетельствует о том, что сказки способны возбудить интерес к истории балета Мариинского театра.

Таким образом, проведенное исследование демонстрирует формирование интереса у младших школьников к балету Мариинского театра и побуждение их к дальнейшему знакомству с ним через сказки и спектакли.

Заключение

Изучив историю балета Мариинского театра, мы пришли к выводу, что его становление тесно связано с развитием хореографии в Европе. Основываясь на европейских законах танца, русский балет впитал в себя русский национальный характер, что сказалось на музыке, сюжете спектаклей, их художественном оформлении.

Кроме того, в течение нескольких веков произошла эволюция техники танца, которая, не потеряв самобытности, постепенно стала совершенней. Именно на его сцене с 18 в. балет-пьеса в России был отделен от оперы, балетная драматургия постоянно совершенствуется, развивалось жанровое многообразие, утвердился новый художественный стиль - русский ампир, а балетная труппа получила узнаваемое во всем мире неформальное звание: «русский балет».

Современный балет Мариинского театра в мировом хореографическом искусстве является одним из ведущих. По праву Мариинский театр – жемчужина не только отечественной, но и мировой культуры. Поэтому особенно важно нашему обществу беречь это уникальное наследие. На наш взгляд, популяризировать его надо уже среди детей младшего школьного возраста. А делать это необходимо в соответствии с их возрастными особенностями.

Как показало настоящее исследование, интерес – ведущий мотив к познанию всего нового у учащихся начальных классов. Опираясь на данный теоретический вывод, мы решили возбудить интерес к балету Мариинского театра у учащихся 2 класса 622 гимназии, сочинив и прочитав детям сказки о балете. Проведённые исследования позволили прийти к выводу о том, что сказки вызвали интерес у малышей. Они запомнили некоторые имена, смогли назвать балеты, о которых шла речь, а также имена героев и предметы, связанные с этим видом искусства.

Поэтому сказка - это тот инструмент, благодаря которому детям в младшем школьном возрасте можно сообщать серьёзные сведения о культурном наследии страны и вызывать у них интерес к дальнейшему познанию.

Однако одних сказок недостаточно. Зародившейся интерес необходимо подкреплять непосредственным включением детей в творческую деятельность:

иллюстрированию сказок, прослушиванию музыки из балетов, знакомству с их сюжетами, а главное – просмотр спектаклей в храме искусства – Мариинском театре.

Мы достигли поставленной цели, однако работа над проектом не закончена. В перспективе намечено издание сборника сказок о балете Мариинского театра, а также творческие встречи учениками младших классов нашей гимназии, на которых автор с удовольствием прочитает ребятам свои сказки.

Список литературы

Григорьева М.А. История развития балетного искусства в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С.М. Кирова) в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в./ М. А. Григорьева. — Текст: непосредственный// Молодой ученый. — 2020. — №3 (293). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/ archive/293/66293/.

Ильин В.С. Воспитание школьников в процессе обучения: сб. статей. -Волгоград: Волгогр. ГНИ, 2018. - 144 с.

История русского театра XVIII века. - М.-Л: «Искусство», 2011. – 477 с.

Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

Мокульский С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Ч. II. - Л.-М.: «Искусство», 1989. – 807 с.

Xудеков С.Н. История танцев. – М.: «П», ч. III. – 2015. – С.13.

www.pdffactory.com

1 История русского театра XVIII века. - М.-Л: «Искусство», 2011. – С. 55.

2Xудеков С.Н. История танцев. – М.: «Пг», ч. III. – 2015. – С.13.

3 История русского театра XVIII века. - М.-Л: «Искусство», 2011. – С. 57.

4 Мокульскии С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Ч. II. - Л.-М.: «Искусство», 1989. - С. 336.

5 История русского театра XVIII века. - М.-Л:«Искусство», 2011. – С. 96.

6www.pdffactory.com

7 Там же.

8Григорьева М.А. История развития балетного искусства в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С. М. Кирова) в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. / М. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66293/ (дата обращения: 12.04.2021).

9Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970.-391 с.

10 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2015. - 404 с.

11 Ильин В.С. Воспитание школьников в процессе обучения: сб. статей -Волгоград: Волгогр. ГНИ, 2018. - 144 с.

12Мамбетова, Р. Р. Основы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Р. Р. Мамбетова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50416/ (дата обращения: 09.04.2021).

13 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2015. - 404 с.

14Мамбетова, Р. Р. Основы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Р. Р. Мамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 71-72. — URL:https://moluch.ru/archive/206/50416/ (дата обращения: 09.04.2021).

Просмотров работы: 18