Свияга - текущая вода.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Свияга - текущая вода.

Жукова К.А. 1Прокапович Д.А. 1Грязнов А.В. 1Афанасьева Е.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 82»
Гордеева И.В. 1Ковалева Т.Б. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 82»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы живём в городе Ульяновске, который расположен на берегах двух рек – Волги и Свияги. Вместе с родителями мы часто отдыхаем в парке «Новое поколение», в районе которого протекает Свияга. На берегу реки Свияги расположился парк «Новое поколение». Сюда часто приходят отдыхать пенсионеры, семьи с детьми. Можно увидеть и шумные компании, которые оставляют на берегу Свияги мусор, бросают в воду остатки пищи, бутылки. Тем самым ухудшают эстетическое и экологическое состояние реки.

Тема: Свияга – текущая вода.

Цель: 1. Привлечь внимание жителей микрорайона к уголку родной природы.2. Улучшить экологическое состояние реки и эстетическое прибрежной зоны.

Задачи: 1.Изучить достопримечательности прибрежной зоны реки Свияги в районе парка «Новое поколение».2.Поиск, сбор и анализ информации о Свияге.3. Систематизировать и обобщить знания о растениях и животных Свияги. 4.Организация и проведение мероприятий в защиту реки.

Объект исследования: река Свияга

Предмет исследования: география реки, история происхождения названия реки, растительный мир реки, животный мир реки, экология реки. Предметами исследования занимались: географ, историк, ботаник, зоолог, эколог.

Актуальность проекта: тема актуальна, потому что от экологического состояния, от здоровья нашей реки Свияги зависит здоровье всех жителей города. Ожидаемый результат: улучшение эстетического и экологического состояния реки и создание «Жалобной книги Свияги».

Основная часть. Работа над проектом

I этап. Организационный «Хочу все знать!»

Поиск информации. Цель:

собрать материал о реке Свияга;

обогатить знания о животном и растительном мире реки;

изучить достопримечательности прибрежной зоны;

способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Результат: информация использована для проведения классного часа «Речка, реченька, река!»

Классный час. Тема: «Речка, реченька. Река!».

Цель: 1.Систематизировать и обогатить знания детей о реке Свияге, о природных связях. 2. Через содержание материала подвести к мысли, что именно человек в ответе за экологическое состояние реки. 3. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Результат:составленплан работы над проектом « Свияга – текущая вода».

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Место проведения

ЭТАП 1. Организационный

1.

«Речка, реченька, река!», планирование работы над проектом

Классный час

Кабинет №305

2.

«Хочу всё знать!»

Встреча с научным сотрудником музея Кореповой Д.А.

Кабинет №305

ЭТАП 2. Основной

1.

Очистка берега р. Свияги от бытового мусора в местах массового неорганизованного скопления людей.

Практическая работа

Берег р. Свияга около парка «Новое Поколение»

2.

«Как вода приходит в наш дом?»

Экскурсия на водоканал.

п. Туть, ул. Тургенева, 24

3.

«Свияга в разные времена года»

Экскурсии.

Берег р. Свияга около парка «Новое Поколение»

4.

«Какую воду мы пьём?»

Лабораторные исследования

Кабинет химии №317

5.

«Берегите Свиягу!»

Агитбригада

Актовый зал

6.

Проведение анкетирования для выявления экологической грамотности школьников.

Анкетирование

МБОУ СОШ №82, ученики 2 – 4 классов

7.

Выпуск листовок, рисунков, плакатов в защиту водоёмов.

Практическая работа

МБОУ СОШ №82, ученики

8.

Агитационная пропаганда

Оформление стенда в школе, установка табличек «За чистый город» в парке.

Рекреация 3 этажа.

9.

Участие в городской акции «Посади дерево»

Посадка саженцев

Парк «Новое поколение»

10.

«Река моего детства»

Экологический праздник

Актовый зал

ЭТАП 3. Заключительный

1.

«Чудо микрорайона Свияга»

Заседание творческой группы

Кабинет №305

2.

«Гори наукой, открывай миры» (ГНОМ)

Научно-практическая конференция

Средняя школа

№ 82. Актовый зал

Встреча с научным сотрудником областного краеведческого музея Кореповой Д.А.

II этап. Основной.

Практический «Реке даем жизнь!»

Очистка берега Свияги от бытового мусора.

В сентябре около парка «Новое Поколение» ребята 1Б 4 Б классов, родители учеников и классные руководители Гордеева И.В. и Ковалева Т.Б. собрались для уборки берега реки Свияги от бытового мусора. Это место традиционно считается местом отдыха людей Дальнего Засвияжья. Летом здесь купаются и загорают. В любое время года здесь можно встретить людей разных возрастов.

Дети и родители запаслись мешками для сбора мусора и рукавицами. Сбор мусора прошёл активно и весело. Дети и взрослые работали слаженно, помогая и подбадривая друг друга. Результат: на небольшом участке берега реки было собрано 16 мешков мусора!

Акция «Посади дерево»

В конце сентября учащиеся вместе с родителями приняли участие в областной акции «Посади дерево». Это мероприятие посвятили 75-летию Великой Победы. Результат: посажено 10 елей.

Акция «За чистый город»

Цель: 1.Привлечь внимание жителей микрорайона к соблюдению чистоты и порядка в прибрежной зоне реки Свияги и парке «Новое поколение»; 2. Улучшить эстетическое состояние парка.

Учащиеся 1 Б и 4 Б классов вместе с родителями на территории парка установили красочные таблички «За чистый город», которые призывают жителей микрорайона соблюдать чистоту и порядок при посещении парка.

Результат: установлено 5 табличек.

Анкетирование.

Цель: выявление экологической грамотности.

Участники: ученики 2 – 4 классов Средней школы № 82, жители микрорайона Свияга.

Вопросы:

1.Любите ли вы отдыхать на берегу Свияги?

2.Оставляете ли после себя мусор?

4.Участвовали ли вы в уборке береговой линии какой-либо реки?

5.Участвовали ли вы в агитационной работе, призывали к бережному отношению к природе?

6.Согласны ли вы, что от нашего отношения к природе зависит наше будущее?

7.Как вы оцениваете экологическое состояние реки Свияга в Ульяновске на сегодняшний день?

8. Как можно улучшить экологическое состояние реки?

Результаты анкетирования:

Жители микрорайона Свияга часто бывают на прогулке возле реки Свияга. Среди опрошенных признаками плохой экологии считаются:

мутность воды;

масляные разводы на поверхности воды;

мусор на берегах реки.

По мнению участников анкетирования здоровье реки Свияга можно улучшить следующими способами:

обустроить на берегах специально оборудованные места отдыха;

ввести новую должность под названием «речник» (подобно «лесник»), который будет следить за экологическим состоянием реки.

Анкетирование показало, как много неравнодушных, отзывчивых к экологическим проблемам учащихся. Ребята готовы к активным действия по охране водоёмов.

Осенняя экскурсия на Свиягу.

Цель: познакомить с изменениями на реке Свияга зимой; провести наблюдения за жизнью растений и животных зимой; сделать забор воды для проведения опытов.

Результаты наблюдений: вода в реке стала тёмная, листья на деревьях и кустарниках начали менять окраску, насекомых стало меньше, птицы собираются в стаи и готовятся к отлету.

Наши исследования

Экскурсия на водоканал «Как вода приходит в наш дом»

Цель: познакомиться с историей Симбирского водопровода;

узнать, как вода приходит в наш дом и какую воду мы пьём;

выяснить причины загрязнения воды.

Ребята посетили музей воды ОМУП «Ульяновскводоканал» в п.Тути. В ходе экскурсии они познакомились со всеми трудностями, которые переживали жители Симбирска-Ульяновска в ходе становления системы водообеспечения города. В ходе экскурсии у ребят возникли вопросы о сточных водах. Как выяснилось, система очистки сточных вод в Ульяновске выведена на достойный уровень. Так после очистки в водоёмы сбрасывается вода гораздо чище, нежели отбиралась. Особый интерес школьников вызвал зал водоочистки законсервированной водонасосной станции. Раньше дети не задумывались о том, какой труд послужил результатом тому, что мы можем просто налить воды из-под крана. В ходе экскурсии ребята узнали о ценности воды, сложности её получения, а главное о необходимости беречь воду.

Как рассказал директор музея Виктор Ильич Гребенюк, несмотря на то, что наш город находится между двух рек, проблемы с водой были всегда. Пройдя долгий и тернистый путь, современный Ульяновск имеет развитую систему водоснабжения, работающую на сегодняшний день лишь на половину. Директор музея Гребенюк В.И. также отметил, что доставка до потребителя качественной воды является нелегким и недешёвым делом. Виктор Ильич назвал причины загрязнения воды:

У истоков реки Свияги установлены запруды. Вода в них застаивается и течёт в сторону Ульяновска не очень чистая.

На берегах находятся животноводческие хозяйства, которые сливают загрязнённые стоки прямо в реку.

На территории г. Ульяновска отсутствует ливневая канализация, поэтому весной вся грязь с улиц города течёт прямо в реку.

Очистные сооружения устарели и не справляются с очисткой воды.

В школьной лаборатории.

Цель: с помощью лабораторных опытов определить: есть ли вредные вещества в реке Свияга.

Мы побывали в школьной лаборатории и провели опыты под руководством учителя химии Куцегуб Нины Фёдоровны.

Результаты опытов записали в таблицу.

 

Водопроводная вода

Вода из Свияги

запах

нет

нет

прозрачность

прозрачная

мелкие частицы песка

хлор

есть

нет

щелочная среда

нейтральная

нейтральная

сульфаты

нет

небольшое количество

Вывод: вода в реке Свияге умеренно загрязнённая.

Творческий

Конкурс рисунков и плакатов

Цель: создать наглядный агитационный материал по теме « Спасём Свиягу!»

Результат: приняли участие 48 человек. Нарисовано – 25 плакатов, 23 рисунка. Оформили стенд.

Выпуск агитлистовок «Река просит помощи»

Цель:

создать и распространить в школе и микрорайоне агитационный материал в защиту реки Свияга; прививать навыки агитационной работы у учащихся.

Результат: выпущено 48 агитлистовок.

Выступление агитбригады

Цель:

- провести пропагандистско-просветительскую экологическую работу среди учащихся начальной школы, родителей;

- способствовать формированию активной жизненной позиции.

Результат: участников агитбригады - 20 человек.

Слушателей - 120 человек учащихся и 5 учителей.

Экологический праздник «Река моего детства»

Цель: привлечь внимание к экологической проблеме загрязнения реки Свияги.

Задачи: показать последствия для природы неразумной деятельности человека; разъяснить необходимость охраны реки; содействовать формированию у ребят нравственных качеств; способствовать формированию активной жизненной позиции школьников.

III этап. Итоговый

Школьная научно-практическая конференция «ГНОМ»

Заключение.

Работая над проектом «Свияга – текущая вода», мы поняли, что мы живем в живописном месте, где протекает красавица-река Свияга. Экологическое состояние реки во многом зависит от человека, от его малых и больших дел от его отношения к окружающей среде. Человек готов брать от природы бесконечно много, забывая о том, что необходимо сохранять, оберегать, преумножать её богатства. Обобщив всю информацию, мы сделали вывод:

наш уголок родной природы – это достопримечательность микрорайона Свияга;

прекрасное место для отдыха и занятий спортом;

удобное и доступное место проведения досуга людей разного возраста.

Наша работа имела практический характер. Мы разбили клумбу, посадили на ней цветы, которые все лето украшали прибрежную зону Свияги, приняли участие в акции «Посади дерево», «За чистый город», установили таблички, призывающие соблюдать чистоту и порядок. Мы считаем, что благодаря нашей работе улучшилось эстетическое и экологическое состояние прибрежной зоны Свияги. Работая над проектом «Свияга – текущая вода», мы многое узнали об этом уголке родной природы: географию реки, происхождение названия, растительный и животный мир, достопримечательности прибрежной зоны.

К экологической проблеме реки Свияги нам удалось привлечь внимание учащихся, родителей, жителей микрорайона. Экологический праздник «Река моего детства» получил положительные отзывы со стороны родителей и администрации школы. За активное участие и помощь в организации и проведении экологической акции «Чистый город» по уборке и благоустройству прибрежной зоны реки Свияги мы получили Благодарственное письмо от депутата Ульяновской городской Думы Руслана Сеюкова. Результатом работы над проектом стала «Жалобная книга Свияги»

Мы научились работать вместе, помогать друг другу. Нам было очень интересно узнавать о реке нашего детства и рассказывать об этом ребятам и взрослым.

Литература

1. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А., Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю. Москва, «Планета»,2014г

2. Москвичёв А. Н., Бородин О. В., Корепов М. В., Корольков М.А. Птицы города Ульяновска: видовой состав, распространение, лимитирующие факторы и меры охраны.- Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2011г.

3. Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия. М.: Педагогика-Пресс, 2000

4. Ульяновск: Дом печати. В.В. Благовещенский, 1997. «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».

Просмотров работы: 5