Храм как возрождение жизни

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Храм как возрождение жизни

Чекмазова С.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Алексинского района, Тульской обл.
Чадалина Н.Н. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Актуальность

Для Русской православной церкви ХХ век стал временем тяжелейших испытаний, основная часть которых пришлась на семидесятилетний советский период. В расколотой политическими противоречиями стране одна из главных ее опор - церковь - тоже пережила и раскол, и сильнейшее давление со стороны официальной власти, и постепенную потерю поддержки в обществе, но все-таки сумела сохранить себя как общественный институт.

В результате всех усилий советской власти к концу 1930-х годов Русская православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. От нее удалось оторвать существенную часть прихожан, для которых открытая демонстрация своей веры стала опасной. Существенная часть иерархов и священников была арестована и осуждена под разными предлогами, а немалая часть храмов — закрыта или изъята в пользу государства, или уничтожена.Такая же судьба постигла и древние храмы Алексина и Алексинского района.

Цель работы: изучить историческое прошлое и настоящее храмов города Алексин.

Задачи:

- изучить архивные материалы, повествующие об утраченных памятниках православной культуры;

-собрать и систематизировать материал по истории алексинских храмов;

-выявить и оценить произошедшие измененияв духовной жизни алексинцев;

-ознакомиться с почитаемыми храмовыми иконами.

Методы, используемые в ходе выполнения работы:

- работа с архивными материалами храмов, художественно-краеведческого музея и публикациями местных газет;

- беседы с настоятелями и церковнослужителями храмов г. Алексин;

- экскурсии в храмы;

- фото и видеосъёмка.

- сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Объект исследования:  храмы города Алексин Тульской области.

Предмет исследования: историческое прошлое и современное состояние храмов.

Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы на классных часах и внеклассных мероприятиях, а уроке «Основы православной культуры». Знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе чувство гордости за своё Отечество.

Глава 1. Историческая справка

В прежние благословенные времена по великим христианским праздникам звон колоколов православных храмов благовестил по всей Святой Руси, передавался как эстафета от церкви к церкви, наполняя души верующих радостью, а сердца – сознанием принадлежности к единственно правильной православной христианской вере.

Вот ударил большой колокол соборного Свято-Успенского храма Алексина, ему вторили колокола Предтеченского и Никольского посадских, Троицкого кладбищенского. Их перезвон подхватили Ильинская на старом городище, Благовещенская и Вознесенская Бунырева монастыря, Архангельская на Свинке, Рождественская в Березовке, Никольская на Вашане, Воскресенская в Богучарове, Казанская в Колюпанове… Наверное, это звон, передаваясь от храма к храму, плыл верх и вниз по реке Оке, разносясь далеко за пределы Алексинского уезда, достигая и сливаясь с колоколами церквей Белева и Тарусы, Калуги и Серпухова, Тулы и Москвы и дальше по всем городам и весям земли Русской.

Сколько же было церквей в Алексине и Алексинском уезде, во имя кого и где они находились, чьим попечением строились, перестраивались, благоустраивались и украшались? Используя имеющиеся архивные материалы, краеведческую литературу попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

Количество церквей Алексинской десятины к моменту ее образования в 1678 году равнялось 60. С 1679 по 1699 год в приходные окладные книги церквей Алексинской десятины прибыло 17 новых храмов, а с 1702 по 1734 годы – еще 12. Следовательно, к началу второй трети XVIII века в Алексинской церковной десятине насчитывалось 89 церквей [7].

Вплоть до XVIII века каменными из них были только несколько. Большинство же церквей Алексинской десятины в XVII – XVIII веках были деревянными и по всей вероятности, очень бедные, несмотря на богатых и знатных помещиков и вотчинников, во владении которых состояли села с их приходскими храмами. Деревянные церкви быстро ветшали, часто становились жертвами стихийных бедствий, прежде всего, пожаров.

Со второй половины XVIII до начала ХХ века наблюдается устойчивая тенденция роста числа каменных и сокращения деревянных храмов. Всего на территории Алексинского края к концу XIX столетия было 79 храмов, в том числе 6 церквей было непосредственно в городе Алексин. В уезде располагалось 73 церкви приписанных к 65 приходам, с общей численностью прихожан свыше 80 тысяч человек [7].

Подавляющее большинство церквей Алексинского уезда строились на пожертвования местных землевладельцев, как в то время говорили «доброхотных дателей», среди которых встречаются фамилии князей Вадбольских, Волконских, Гагариных, Голицыных, Трубецких Щербатовых, генералов Арсеньева, Бибикова, Вельяминова, Полибина, Хитрова, Шемякина и других. На средства прихожан храмы строились в основном в городе и селах с преобладанием государственных крестьян.

Наиболее распространенными в Алексинском уезде были, так называемые богородичные храмы, которых в общей сложности насчитывалось 29 или более трети от общего количества, в том числе: 7 -Рождества , 6- Покрова, 5 -Успения и 2 -Знамения Пресвятой Богородицы, а также 6 - во имя иконы Казанской и 3 – Смоленской Божией Матери.

Н а втором месте шли храмы во имя святителя Николая Чудотворца, их было 12. Из других наименований выделяются храмы в честь Святой Троицы – 5 , Рождества и Преображения Господня – по 4 и Георгия Победоносца – 3. Всех остальных наименований: Александра Невского, Архангела Михаила, Пророка Ильи, Нерукотворного Спаса, Воздвижения Креста – по 2; Иоанна Предтечи, Дмитрия Солунского, Воскресения и Вознесения Господня – по одному (рис.1).

Рис. 1. Алексин. Вид на Радбужскую

Выстроенные в разное время, разными зодчими храмы Алексина и Алексинского уезда отличались архитектурным стилем. Но, несмотря на всё внешнее разнообразие, они являлись тем местом, которое уравнивало бедного и богатого, знатного и простолюдина, здорового и убогого. [3,4,8] (рис.1).

Глава 2. Древние храмы Алексина

Первыми известными нам по писцовым книгам 1628- 29 годов в Алексине были церкви: во имя Великого князя Владимира, Святых мучеников Козьмы и Домиана, Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, Пророка Ильи - все на посаде (рис.2).

О становимся подробнее на каждом из названных храмов. Церковь Великого князя Владимира впервые упоминается под 1622 годом. С 1654 года эта церковь стала именоваться церковью во имя Архангела Михаила с приделом князя Владимира. Спустя еще 26 лет, в 1680 году, прихода данной церкви уже не существовало

Другая древнейшая церковь Алексина во имя Святых мучеников Козьмы и Домиана с 1678 года стала именоваться церковью во имя Николая Чудотворца с приделом в честь названных святых (рис.2).

Рис.2.Первая Перспективная

В 1716 году прихожане данной церкви в прошении в Патриарший казенный приказ, писали: «…в г. Алексине приходская наша церковь во имя Николая чудотворца стала быть ветха и за ветхостью в ней служить невозможно, а ныне обещание у нас есть, чтобы вместо той ветхой церкви построить вновь церковь во имя Николая чудотворца …»

В отличие от сегодняшнего местоположения Свято-Никольской церкви на пересечении улиц Советская и Кузнечная, прежняя, деревянная, вплоть до конца ХVIII века располагалась в начале современной Тульской улицы.

Церковь во имя Усекновения Честный Главы Иоанна Предтечи первоначально также находилась в другом месте: «…а преж сего та Предтеченская церковь стояла за рекою Мордовкою, на Радбужском кладбище».. Отсюда следует, что первоначально Предтеченская церковь находилась вне пределов города в Радбужской слободе, вероятнее всего на месте старого кладбища.

В конце XVII века, после упразднения прихода Архангела Михаила, на его земле была построена новая деревянная Предтеченская церковь.

Д еревянная Предтеченская церковь в первой четверти XVIII века дважды в 1706 и 1723 годах перестраивалась и подновлялась. В 1768 году вместо обветшавшей деревянной церкви на том же месте «иждивением секретаря воеводской канцелярии Андриана Ферапонтова» была выстроена новая каменная церковь во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи с приделом во имя Архистратига Михаила, которая с небольшими переделками благополучно просуществовала до 30-х годов ХХ века, когда была разрушена по указанию властей. Находилась эта церковь в начале современной улицы Советской рядом со старым рынком [2,4] (рис.3).

Рис.3. Алексин. Вид на храм в память Усекновения Головы Иоанна Предтечи (1768 г.) с Радбужской слободы

Никольская церковь, стоящая на той же Первой Перспективной улице, но уже на периферии старого города, появилась вскоре после Предтеченской. Свято-Никольский храм был заложен в 1785 году. Инициаторами строительства стали алексинские купцы братья Савостины. В 1787 г. церковь приняла первых прихожан.

В XIX веке строятся трапезная часть с приделом во имя Иоана Кристителя и колокольня.

В 30-е годы ХХ века церковь закрыли, колокольню разобрали, а ценности вывезли. Настоятеля храма, отец Александра, арестовали. Он принял мученическую кончину в сталинских лагерях.

Рис.4. Никольский храм 70-ые годы

В годы Великой Отечественной войны прямым попаданием бомбы полностью уничтожен алтарь. В советские годы остатки церкви служили автобусной станцией. По сути, храм был превращён в отхожее место [1] (рис.4).

Помимо вышеназванных церквей в Алексине на посаде существовала еще одна церковь во имя Ильи Пророка, которая располагалась «...на старом посаде против Сорокина городища, едучи от перевозу от реки Оки на гору подле дороги на правой стороне...» Согласно местного предания, эта церковь была установлена в память алексинцев, погибших от войск хана Ахмата в 1472 году.

Еще в середине XIX века, со слов очевидцев, там были видны старые надгробные камни и существовала часовня, к которой ежегодно, в Ильин день, со всех городских церквей совершался крестный ход.

В советское время в 30-х годах здесь устроили карьер по добыче белого камня и Ильинская гора, большей частью была срыта вместе с Ильинским городищем.

Более того, высоко на горе стояла относительно новая каменная трехглавая часовня св. Пророка Ильи, построенная к 1911 году вдовой статского советника Шелапутина на собственные сбережения. Часовню постигла та же похожая грустная участь, что и Ильинскую гору – её снесли без вопросов, которых в то время никто не задавал [1,10] (рис.5).

Рис.5. Ильинская гора

Последняя из древних церквей Алексина - соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы известна по архивным документам со 2-ой половины XVII века. Архитектурный ансамбль соборного холма составляют два соборных храма - новый и старый.

Старый Соборный храм в честь Успения Божией Матери построен в 1688 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоакима на средства боярина Ивана Тимофеевича Кондырева и вдовы Татьяны Алексеевны Бутиковой. Это первое каменное здание на месте нового основания города А лексин и древнейший из сохранившихся памятников церковной архитектуры в Алексинском районе. При храме была каменная колокольня, которую разобрали в 1806 году при постройке нового городского соборного храма (рис.6).

Рис.6. Алексин. Комплекс Старого и Нового Свято-Успенских соборов. Фото нач. 20в.

Храм одним из первых был закрыт в 1918 году. С 7 ноября 1918 года в храме размещался музей произведений искусств, просуществовавший недолго. Долго использовался как склад вторсырья.

С 2002 года начались реставрационные работы [1].

Новый Соборный храм в честь Успения Божией Матери построен в 1806-1813 гг. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящён в 1815 году Тульским епископом Амвросием (Протасовым). Колокольня построена в 1829 году на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 году храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 году на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны – в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой

1 1 июля 1837 года в присутствии цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго, в соборе был отслужен торжественный молебен по случаю его приезда в город Алексин.

Рис.7. Разрушение колокольни Нового Успенского собора

В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению (рис.7). Возвращён верующим в 1945 году[1,10].

В настоящее время в храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери, прежде приносимый в город Алексин с крестным ходом из села Бунырево. Торжество совершается в десятую пятницу по Пасхе.

1898 годунастоятелем Успенского собора назначен священник Михаил Михайлович Щедрин, дед знаменитого композитора Родиона Щедрина.

Глава3. Время собирать камни

Во времена антицерковных компаний 1930-х и 1960-х годов  многие храмы оказались в запустении, особенно храмы, расположенные в небольших городах, поселках, селах. В одних размещали музеи, кинотеатры, производственные площади, в других – зернохранилища и прочие складские помещения. Есть храмы, которые просто разграбили: вынесли все, что только можно было, и так оставили. Людям они стали не нужны. В последние годы все чаще находятся люди, которые берутся за непростое дело: восстановления церквей в буквальном смысле из руин.

Если остались стены старого храма, нужно восстанавливать именно старый храм, потому что в нем когда-то совершалась Божественная литургия, молилось несколько поколений православных христиан.Есть в народе такое выражение – намоленные стены. Возрождение литургической жизни будет самым великим, что можно возродить.

Необходимо не только восстановление храмов или строительство новых, необходимо возрождение духовной жизни на приходе. Если в полуразрушенном храме даже маленький уголочек или местечко будет расчищено, для того чтобы там совершалась молитва, и если там начнет совершаться молитва, и тем более Божественная литургия, то, безусловно, начнется возрождение духовной жизни через людей, которые к этому потянутся. Есть знаменитая русская пословица: «Бог не в бревнах, а в ребрах».

Восстановление разрушенных храмов в Алексине началось в 90-ых годах прошлого века, а строительство новых, в новом столетие.

Глава 4. Возрождение старых храмов города Алексин

и строительство новых

В тяжёлые для нашей страны 90-ые годы, менялись и судьбы людские. В советское время партийным работникам, руководителям, да и простым людям запрещалось верить в Бога. Но человек не может жить без веры. Поэтому, когда были нарушены существующие стереотипы, люди потянулись в храмы. Это были интеллигентные и образованные люди, люди, честно и добросовестно трудившиеся в различных сферах.

Свято-Никольский храм

1990 году сохранившиеся полуразрушенные остатки Никольского храма возвращены Церкви. В этом же году по благословению Высокопреосвященного Серапиона, митрополита Тульского и Белевского, организовывается приходская община.

Расчистка разрушенного храма производилась прихожанами. Каждый день с лопатами, вёдрами, носилками расчищали и выносили мусор из оставшихся помещений здания храма. На фото (рис. 8) - первые прихожане Свято-Никольского храма. Руками этих женщин и начал восстанавливаться храм. Большинства из этих женщин нет в живых, но благодатная память о них жива в наших сердцах.

Рис.8. Первые прихожане Свято-Никольского храма

П ервое богослужение в возвращённом храме прошло 14 августа 1990 года. За окном жаркий август, а в храме холод такой, что стоять можно только на деревянных досках в валенках и ватнике.

Рис.9. Никольский храм, начало 90-ых

Окон нет, дверей нет, пол и потолок - фрагментами. В качестве Престола использовали обеденный стол (рис.9).

13 августа 2003 года по благословению Высокопреосвященного Алексия, архиепископа Тульского и Белевского, чин освящения восстановленного храма возглавил протоиерей Геннадий Ковалевский (рис.10).

В течение многих лет настоятелем храма служил протоиерей Андрей Чекмазов.

В настоящее время при церкви работает воскресная школа для детей, епархиальный отдел по делам молодёжи (см. приложение 1).

Рис. 10. Свято-Никольский храм в наши дни

Свято-Успенский соборный храм

К серьезной реставрации собора приступили в 1987 году. Перед реставраторами была поставлена задача – вернуть храму первозданный облик.

В 2013 году, в день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) новый храм был освящён после восстановления. Церковь была построена в 1688 году. Она стала первым каменным зданием на месте основания города Алексина. Это древнейший памятник церковной архитектуры в районе.

Реставрация старого храма проходила в 2014-2016годах. В 2016 году храм освящён после реставрации (рис.11).

Рис.11. Свято-Успенский соборный храм в наше время

При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Здесь же проходят занятия для учителей, ведущих курс «Основы православной культуры». В благоустроенном помещении при храме создан просветительский центр с прекрасной библиотекой, аудио- и видеотекой (рис.12, см. приложение2).  

«Молитвенно благодарим Всех потрудившихся и оказавших благотворительную помощь и содействие в восстановлении старого Успенского собора. Имена Ваши написаны на небесах и дело рук Ваших не погибнет вовек. Сердечно поздравляем Всех, кто от начала и до конца, на протяжении всех этих лет, сохранял веру в возможность спасения храма и  своей преданностью этому благому делу приблизил час его возрождения. Пусть радость сегодняшнего торжества исполнит сердце и душу Вашу духовным ликованием».

Настоятель Свято-Успенского храма г. Алексин протоиерей Геннадий Степанов.

Рис.12. Звонница и православный просветительский центр

Часовня-храм во имя пророка Божьего Ильи

С 2008 восстановили традицию совершать крестный ход 2 августа в день Ильи-пророка от Успенского Соборного храма на место силы и славы, в то же время в память о сражении 1472 года.

В 2017 году на историческом месте была построена Часовня Илии Пророка на Ильинской горе (рис.13).

Рис.13.Часовня Илии Пророка на Ильинской горе

Надпись на табличке часовни-храма:

«Часовня-храм во имя пророка Божьего Ильи воссоздана на историческом месте - «Ильинской горе», посвящена мужественному сопротивлению Христолюбивого воинства из числа местных горожан Богоспасаемого града Алексина против нашествия 29 июля – 3 августа 1472 г. ордынского хана Ахмата. …2 августа 2017 года построена сия часовня-храм в память о жителях и ратниках, погибших в 1472 г. от полчищ Орды…»

Храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев

Приход был организован в 2001 году. В 2006 году началось строительство храмового комплекса: храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев и крестильни.

Сначала был построен деревянный крестильный храм. Первая служба в храме состоялась 17 июля 2006 года в годовщину памяти Царской семьи. 15 октября 2006 состоялся крестный ход и молебен по случаю закладки первого камня.

Само здание храма строили силами прихожан. Откликнулись многие. На пожертвования прихожан покупали строительные материалы. Люди жертвовали деньги. Их имена известны Богу. Делали это не ради славы человеческой, а ради славы Божией.

С 2009 года проводятся занятия в воскресной школе для детей младшего школьного возраста.

В 2018 году состоялось освещение основного храма (рис.14, см. приложение 3).

Приход несколько лет окормлял Алексинскую воспитательную колонию. Первый настоятель протоиерей Александр Корнеев.

Рис.14. Храм честь Святых Царственных Страстотерпцев

Крестовоздвиженский храм

В 2002 г. по просьбе жителей микрорайона Горушки г. Алексин был создан православный центр в здании бывшей лыжной базы. Православный центр был передан Свято-Никольскому храму в безвозмездное пользование.

1 3 сентября 2007 г. Указом № 74 архиепископа Тульского и Белевского Алексия храм получил официальное название: Крестовоздвиженский, и назначен настоятель: священник Павел Стешенко.

Рис.15. Крестовоздвиженский храм

В 2008 г. к зданию были пристроены алтарь и притвор с колокольней. В 2009 г. по инициативе настоятеля храма и по разрешению администрации г. Алексин основное здание было разрушено, т.к. не соответствовало назначению и началось строительство нового здания храма. Строительные работы велись силами и средствами спонсоров.

27 сентября 2012 г. (День престольного праздника «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня») Епископ Белевский и Алексинский Серафим освятил храм и отслужил литургию (рис.15).

Царевиче - Алексиевский храм

В 2000 году бывший пионерский лагерь «Факел» был передан Администрацией Алексинского района Тульской Епархии Русской Православной Церкви и стал именоваться «Православный оздоровительный комплекс».

В 2002 году по благословению епископа Тульского и Белевского Преосвященнейшего Кирилла на территории Православного оздоровительного комплекса «Факел» в здании бывшей столовой был открыт летний храм в честь святого страстотерпца Царевича Алексия Романова наследника Российского Престола.

В 2006 году по благословлению Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Тульского и Белевского на территории оздоровительного комплекса «Факел» начал возводиться новый деревянный храм (рис.16).

В 2008 году Указом Высокопреосвященнейшего Алексия был создан Приход Царевиче-Алексиевского храма.

4 декабря 2010 года начались регулярные богослужения в новом храме. 19 мая 2011 года храм был освящен. На территории прихода организована детская площадка.

Рис.16. Храм в честь святого страстотерпца Царевича Алексия

Храм в честь Покрова Божией Матери

Микрорайон Соцгород является самым большим в городе Алексин, однако, в отличие от других городских районов, храма на его территории не было.

Храм был заложен в 2012 г. Спустя 8 лет с момента закладки первого камня в основание будущей церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, у жителей района появилась возможность здесь возносить свои молитвы к Богу.

1 4 октября 2020 года, в новопостроенном храме совершены Великий чин его освящения и первая Божественная Литургия. В этот день в новом храме собрались прихожане со всего города и люди, принимавшие непосредственное участие в его строительстве. Возглавил чин освящения Свято-Покровского храма, епископ Белевский и Алексинский Серафим. По завершении чина освящения, было возглашено многолетие, после чего духовенство Белевской епархии совершили первую Божественную Литургию в новоосвященном храме (рис.17).

Рис.17. Храм в честь Покрова Божией Матери

За это время рядом с возводимым храмом был построен духовно-просветительский центр Алексинского благочиния, в котором проходят выставки, праздники и презентации для жителей города, а так же занятия для детей и молодежи на которых все желающие могут больше узнать о Вере и Церкви, научиться петь и рисовать.

Выводы

Поставленные задачи, считаем выполненными.

Изучены архивные материалы Свято-Никольского, Свято-Успенского соборного храмов, храма в честь Царственных Страстотерпцев, художественно-краеведческого музея.

Собран большой материал по истории храмов города Алексин. В работе изложена небольшая его часть.

Состоялись беседы с настоятелями алексинских храмов: отцом Геннадием, отцом Андреем, отцом Александром; встречи с прихожанами. Записаны беседы с ними. Собран большой фотоматериал (см. приложение1).

Ознакомились с почитаемыми храмовыми иконами.

Состоялись экскурсии в храмы.

Заключение

Многие поколения русских людей долгое время были лишены возможности прикосновения к высокому духовному миру Святой Руси, её главному богатству – православной вере. Ведь именно в ней и заключается секрет могучей внутренней силы русского народа, секрет его непобедимости, секрет его стойкости и несгибаемости в самых сложных и трудных обстоятельствах

В 2017 году вышел сборник стихотворений алексинских поэтов, членов Алексинского любительского литературного объединения «АЛЛО» «И небеса с тобою говорят…» Этот сборник впитал чаяния и надежды многих людей, он полон мира и добра, которые излучают сердца алексинских поэтом. (см. приложение 4) [5].

Плывёт по Руси малиновый звон. Мне радостно осознавать, что я живу, что живёт моя Россия. Дорога к храму открыта для всех, кто стремится к совершенству, кто хочет обрести себя в этом мире.

Используемые источники

Архивные материалы Свято-Успенского соборного храма и Свято-Никольского храма.

Афремов И.Ф. Краткое историческое описание города Алексина с уездом его Тульские губернские ведомости.-1844- №12

Богуславский В.В. Тульские древности//Энциклопедический словарь-справочник. Тула. 1995.

Вельяминов П.Г. Город Алексин Тульской губернии // Тульские губернские ведомости. – 1853. –  № 30.

«И небеса с тобою говорят…» Сборник стихотворений авторов Алексинского литературного объединения «Алло». –Тула:ТППО, 2017.-184 с.

Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула. 1895.
7. Мартынов П.М. Историческо-статистическое описание г. Алексина с его уездом // Тульские губернские ведомости. – 1871. – №61.

Писцовые книги Тульского края. Ч. 1. Алексинский уезд. Тула. 1914.

Чижков А.Б. Тульские усадьбы. –Тула, 2011
10 https://aleksin-city.info/

Приложение 1

Свято-Никольский храм

Рис. 1. Свято-Никольский храм 80-ые годы XX века

Рис. 2. Свято-Никольский храм в наше время

Рис. 3. В храме

Рис. 4. Святые отцы

Рис. 5. Убранство храма к рождественским праздникам

Рис. 6. Божественная литургия

Приложение 2

Рис. 1. Свято-Успенский соборный храм 2019 год

Рис.2. Свято-Успенский соборный храм. Литургия

Рис.3. Крестный ход, 60-ые годы XX века

Рис.4. Крестный ход, 2016 год

Рис.5 Фотография старого Успенского храма

Рис.6.Разрушенный старый Успенский храм

Рис.7. Восстановленный старый Успенский храм

Рис.8.Занятие в просветительском центре проводит отец Геннадий

Ри.9. Свято-Успенский соборный храм.

Чтимый образ Смоленской иконы Божией Матери

Рис. 10. Икона «Собор Алексинских святых»

Приложение 3

Стихотворения алексинских поэтов

Храмы на Руси

Н а Руси, по лесной стороне,
Купола ярким солнцем горят,
Это храмы стоят в тишине,
Над лесами, лугами парят.

Даль скрывает на стенах рубцы,
У подножия плещет река,
В ней живут, отражаясь, кресты,
Над крестами плывут облака.

Кто построил их? Кто сотворил?
Имена пропадают в веках.
Сам Господь их благословил,
Все они на священных местах.

Здесь история нашей Руси,
Наши боль, и терпенье, и страх.
Поклонившись у Бога проси,
Чтобы нас не оставил в грехах.

А тебе, о Великая Русь,
Я всем сердцем желаю добра.
По истории русской сужу –
Обновленья настанет пора.

Вот тогда всколыхнётся земля,
И придёт богатырь – молодец,
Приведёт боевого коня
И достанет свой меч- кладенец.

Уберёт он всю нечисть с земли
И злодеев сумеет смести,
Чтобы дети для счастья росли
На святой и великой Руси!

Владимир Тихомиров

Литературный альманах №8

Вновь рождённый храм

Минуты скорби, разрушенья,

Забвенье, что казалось сном,

Все позади! Богослуженье

Проходит вновь сегодня в нем,

Он из руин воскрес, и Богом,

И верой исцелен от ран,

Стоит в своем величии строгом

На радость мирных прихожан.

Сияют люстры, плачут свечи,

Горят лампады у икон...

И верится, что мир наш вечен,

Пока Бог слышит чей-то стон.

Ему я кланяюсь с порога.

Страданья наши все не зря.

Раскрыв всю душу перед Богом,

Стою, молюсь у алтаря.

Перед иконой в древней раме

Поют старушки в стороне...

Стою во вновь рожденном храме

И так легко, спокойно мне.

Анатолий Камаев

Возрождённый Свято-Никольский храм

Свято-Успенский храм на реке Оке

Как удивительно светло

Смотреть на нашу церковь снизу.

Ока, как жидкое стекло,

Течёт по своему капризу.

Со взгорья частные дома

К реке как будто бы сбежали.

А наверху стоит она-

Поборник Духа и Скрижалей.

По вечерам, когда закат

На Запад солнышко уносит,

Я останавливаю взгляд на ней.

И сердце моё просит

Сказать: «О Господи, прости!

За все грехи и прегрешенья!

И помоги в конце пути

Душе больной найти спасенье!»

Василий Пронь

Царевиче-Алексинский храм в г. Алексине

Среди сосен вековых,

На полянке чистой, светлой

Православный храм возник –

Вестник Божьего привета.

Он построен для народа,

Для душевной светлоты.

И приокская природа

Сразу стала с ним на ты.

Здесь поют молитвы всем,

Всем святым, носящим имя,

А царевич Алексей

Храма – главная святыня.

Отрок царский, но простой

Он- безвинно убиенный

Стал наш храмовый святой,

Символ доброты нетленной.

И идёт народ в тот храм,

А числом все боле, боле.

Скрасить жизненный бедлам,

Покориться Божьей воле.

Василий Пронь

Царственным Страстотерпцев

Шумит над речкой бор сосновый.

К себе манит прохладой он.

И только день начнётся новый,

Услышу колокольный звон.

И стало сердце сильно биться,

Здесь среди сосен храм стоит,

Чтоб пред иконой помолиться

За тех, кто в войнах был убит.

И пульс мой учащённо бьётся,

Когда иду дорожкой в храм.

Душа на части словно рвётся-

Детей я в рамках вижу там.

Печальный взгляд на детских лицах,

В глазах застыл вопрос немой:

За что убили нас, убийцы?

Ответ не прозвучал прямой.

Анастасия и Мария,

Татьяна, Ольга, Алексей-

Вы не забыты в этом мире,

К вам с каждым днём любовь сильней.

Ведь Царственные Страстотерпцы-

Страдальцы – дети, Русь, твои.

И радостно у всех на сердце,

Вы - покровители семьи.

Татьяна Шелепина

Просмотров работы: 137