Пояс Богородицы

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пояс Богородицы

Чадалина П.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Калуги
Чадалина Н.Н. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

Возвращение к святым истокам совей Отчизны, нашему исконному православному наследию - сегодня это не дань моде или угода времени, а насущная потребность нашей души, её наполнение, радость и утешение, чем по-настоящему жив человек.

Наше повествование о реке «русов и словян»- Оке, ее живописных поэтичных красотах, о жизни людей, для которых Ока стала благодатным и вдохновенным источником их творчества и духовного подвига. Мы расскажем о местах христианских святынь – о храмах, монастырях и чудотворных источниках, старинных дворянских усадьбах.

Цель нашего исследования – проложить православно-краеведческий маршрут по течению реки Оки от Калуги до Алексина для изучения исторического прошлого и настоящего древних поселений.

Задачи:

- изучить историко-краеведческую литературу по данному вопросу;

- посетить православно-исторические поселения, провести фото и видеосъёмку;

- провести беседы с местным населением;

- систематизировать собранный материал, составить медиа-презентацию виртуальной экскурсии.

Объект исследования: древние поселения, расположенные по течению Оки от Калуги до Алексина.

Предмет исследования: историческое прошлое и настоящее храмов, монастырей, дворянских усадеб, святых источников.

Гипотеза: изучение истории родного края расширяет и обогащает знания о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью.

Практическое значение: собранный материал может быть использован на внеклассных мероприятиях, классных часах, уроках истории. Он будет интерес всем, кто дорожит своей малой родиной.

Методы исследования

- работа с архивными материалами Калужского областного краеведческого музея, Свято-Успенского соборного храма;

- анализ и систематизациясобранного материала;

- визуальные исследования с фотосъёмкой.

Глава 1. Самая русская река

Посмотрите на географическую карту нашего Отечества. Она вся пронизана извилистыми жилками больших и малых рек, и среди них - голубая лента красавицы Оки, второго по величине притока Волги, равнинной реки с ее медленным, плавным и величавым течением (рис.1).

Полагают, что название реки произошло от тюркского «ок» - «стрела» или славянского «око» - «глаз», но наиболее веская версия опирается на обрусевшую форму финского «йокки» - «река», «вода». Название Оки уходит в глубокую древность и напоминает о некогда селившихся на ее берегах племенах.

Рис. 1. Красавица Ока

Река во все времена служила главным источником жизни. Все важные события истории окских земель были связаны с ней. Здесь, в седой истории человечества, жили первобытные люди. Здесь шло формирование русского национального самосознания. Отсюда для Руси открывался водный путь на восток: через Оку к Волге и Каспию. В 6-7 веках Ока составляла часть «янтарной» дороги, по которой заморские купцы с берегов Балтики везли янтарь в Хорезм, Китай и другие страны.

В 8-10 веках по реке «русов и славян» осуществлялась торговля с Востоком. В 10-13 веках по Оке и ее притокам из Киева и Чернигова проходила дорога во многие древнерусские города. По водному пути в русские земли шли ткани, ювелирные изделия, амфоры с вином из Византии, товары из стран Востока.

До 17 века Ока была пограничной рекой. В период многовековой борьбы нашего народа с иноземными завоевателями ее голубая лента не раз служила надежным оборонительным рубежом южных границ русского государства от набегов кочевых племен. По ее берегам тянулась дозорная линии, строились укрепления и сторожевые пункты, стояли города – крепости - Калуга, Любуцк, Алексин, Таруса, Серпухов, Ступино, Кашира, Коломна…

Ока связывала воедино в границах своего водного пространства русские земли, способствовала формированию централизованного государства.

Здесь зародились и расцвели многие города, составившие неповторимый культурный и исторический ландшафт матушки-России.

Именно здесь, в этих местах, происходило становление будущих государственных и общественных деятелей, ученых, писателей, художников, музыкантов, шло формирование русской национальной культуры.

В истории окского региона остались светлые образы прославленных людей, нравственный облик, которых, их деяния и подвиги являют потомкам яркий пример духовного совершенства, преданности своему Отечеству. Такие люди причислены Церковью к лику святых, а для земли Приокской они стали ее небесными покровителями [1].

 

Троицкое

Красное

Мы отправляемся в путешествие по красавице реке Оке от Калуги до Алексина. Когда-то по Оке ходили пароходы, потом катер «Луч» на воздушных подушках. Со временем Ока обмелела. Сейчас на реке можно увидеть только моторные лодки. Поэтому к историческим местам проще добраться на автомобиле.

Глава 2. Результаты составления маршрута

2.1. Калуга — южный форпост Москвы

К алуга в письменных источниках впервые упоминается в 1371 г. в грамоте литовского князя Ольгерда, а затем в 1389 г. - в завещании московского князя Дмитрия Донского. Город начинал свою жизнь как крепость на высоком левом берегу реки Оки. Сюда с трёх сторон сходились водные пути, что сыграло важную роль в развитии города как торгового центра. С ростом и укреплением Московского государства Калуга превращается в важную военную крепость, входившую в систему береговой обороны Московии по рекам Ока и Угра.   Название города происходит от названия вблизи протекающей реки Калужки (рис.2).

Рис. 2. Г. Калуга. Вид на пароходную пристань

В 1480 г. пришёл конец монголо - татарскому игу. В тот год на берегах реки Угры стали друг против друга войска золотоордынского хана Ахмата и московского Великого князя Ивана III. Московское войско не стало нападать первым, а татары простояли на Угре с лета до ноября и после первых морозов повернули домой. В память об этом событии на берегу реки Угры, в десяти километрах от Калуги, стоит монумент.

В сложный для России период в начале XVII в. Калуга неожиданно стала на пять месяцев прибежищем для отряда Ивана Болотникова. Мятежники в 1606 г. пытались сбросить царя Василия, но потерпели поражение и засели в крепости Калуге.

Не повезло городу в 1622 г., когда от сильного пожара пострадали многие жители, оставшись без крыши над головою. Погорельцы ушли жить в сёла и другие города.

В России Калугу знали как важный торговый пункт на Оке, большой город с фруктовыми садами и богатыми лавками. На пристани разгружались суда с хлебом, овощами, рыбой, пенькой, медом, воском и кожами.

В 1830-х гг. сюда дважды приезжал А. С. Пушкин. Его принимал тогдашний владелец имения и фабрики Н. И. Гончаров. А. С. Пушкин приезжал сюда, чтобы договориться об условиях брака с Натальей Николаевной - дочерью Гончарова, и был восхищён красотою̆ здешних мест.

Почти четыре десятилетия прожил в Калуге К.Э. Циолковский - великий учёный. Здесь были проведены его основные исследования, написаны главные труды. Мемориальный музей К. Э. Циолковского находится недалеко от реки Оки, в городском парке - могила ученого[6].

Российские космонавты, начиная с Ю. А. Гагарина, считали и считают своим долгом посетить домик К. Э. Циолковского, отдать дань уважения тому, кто предвидел полеты в космос. Все российские космонавты становятся почетными гражданами города Калуги. В городе создан Музей истории космонавтики. Первый камень при закладке музея положил космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. На одной из площадей Калуги возведен памятник К. Э. Циолковскому.

С Калужской землёй связаны имена математика П. Чебышева, знаменитой женщины - президента Академии наук Е. Дашковой, военачальника Г. Жукова, адмирала Д. Синявина, архитектора В. Баженова, мореплавателя С. Челюскина, летчика-космонавта А. Елисеева и др. [2,3]

Сегодняшняя Калуга - большой промышленный, научный и культурный центр России, история и новое время которого прекрасно соседствуют на улицах города (см. приложение 1).

2.2. Пояс Богородицы

Столетиями водная граница русского государства служила сохранению его духовной целостности. По ее берегам стояли духовные крепости Центральной России – монастыри и храмы, хранившие традиции русского народа, умножавшие и укреплявшие его духовную силу. С рекой Окой связанны места многих христианских святынь, паломничества к чудотворным иконам и святым источникам. «Поясом Богородицы» именовалась матушка Ока в старинных русских книгах.

В 1748г в имении помещика В. К. Хитрово в селе Тинькове, что находилось рядом с приокским городом Калугой, явилась чудотворная икона Божией Матери (см. приложение 2 «Предание о появлении иконы Божией Матери в Калуге).

Через эту чудотворную икону Матерь Божия не раз являла Своё покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена (рис.3).

В 1812г, во время войны России с Наполеоном, пленные французы признавались, что видели икону в Калуге и под Малоярославцем стоящей на воздухе и окруженной светоносными мужами.

Об этих видениях доложено было императору Александру 1. По его повелению и по благословению Святейшего Синода установлено: совершать ежегодно 25 октября празднование чудотворной Калужской иконе с крестным ходом вокруг города - в память избавления Калуги от нашествия французов [9].

Рис.3. Икона Калужской Божией Матери

С 1918г чудотворная икона хранилась в музее, а в послевоенные годы по воле Божией была возвращена Русской Православной Церкви и сегодня находится в Свято-Георгиевском кафедральном соборе Калуги (рис.4.) В Алексине чтимый старинный образ Калужской Божией Матери находится в Свято-Успенском соборе.

Рис.4. Свято-Георгиевский кафедральный собор Калуги

Неоскудевающую милость подает Пречистая Богородица от Своей чудотворной Калужской иконы: скорбящим Она дарует радость, обидимым – заступление, больным - исцеление, обездоленным - утешение и всех осеняет Своим честным омофором

2.3. Усадьба Сергиевское-Кольцово

Ниже Калуги по течению Оки расположен посёлок Кольцово Ферзиковского района.

В ремя возникновения имения Кольцово неизвестно. В ХVI веке в этих местах находилось сельцо Горяиново, принадлежавшее Никуле Бегичеву, и деревня Зиново, принадлежавшая Василию Змееву. В Смутное время эти места запустели. В XVIII веке имение досталось опальному генерал-майору Василию Кару. Он был уволен из армии и выслан из столицы за плохо организованные действия против Пугачева. С этого времени опальный генерал поселился безвыездно в своем новом имении. Он занялся строительством грандиозной усадьбы. Дом выглядел строго и внушительно. Толстые кирпичные стены строились без экономии средств и материалов. В одной из стен скрывалась потайная лестница, которая вела от подвала до чердака здания. Под домом был устроен целый лабиринт подвалов и подземелий.

В.А. Кар был женат на придворной даме - княжне М.С. Хованской. После смерти Василия Кара его вдова подала прошение калужскому епископу для разрешения постройки каменной церкви (рис.5).

Рис. 5. Церковь в честь Покрова Божьей Матери.

Был приглашен архитектор Иванов, спроектировавший и построивший в течение 4 лет внушительную церковь в стиле екатерининского барокко. Церковь была освящена 1 октября 1810 года в честь Покрова Божьей Матери.

Затем имение перешло к его сыну Сергею, который переименовал село в Сергиевское, хотя народ продолжал называть его Карово. С 1843 г. Сергиевским владели Осоргины (рис. 6).

Благочестивое, глубоко верующее и патриархальное семейство Осоргиных явило пример крепкой семьи на основах православия. С 1894 года при храме действовало Братство святой праведной Иулиании для помощи нуждающимся. С 1914 года – одноимённый лазарет, в котором излечилось более 500 воинов. Открывались новые школы для детей прихожан.

Рис.6. Усадьба Осоргиных

А в начале ХХ века село было переименовано в Кольцово (в честь поэта Алексея Кольцова), Осоргиных выселили из усадьбы, а в их доме открыли сельскохозяйственную артель ". 1 мая 1923 года большая часть бывшего помещичьего дома сгорела.  Храм закрыли в 1932 году. В 1960-е годы он был разобран на кирпич, сохранилась только

колокольня (рис.7) и парк (рис.8) [2,10].

Рис. 7. Сохранившаяся колокольня

Покровского храма

Рис.8. Парк. Аллея Любви из семидесяти шести величественных лиственниц посажены Михаилом Михайловичем Осоргиным

2.4. Калужская Швейцария

В пятидесяти километрах от областного центра г. Калуги на высоком правом берегу Оки, в живописной впадине долины речки Дугны раскинулся старинный рабочий посёлок Дугна, а также старейший в области Дугнинский (ранее чугунолитейный) механический завод. В исторических документах 17 века Дугнинский завод впервые упоминается в «отказных книгах» Пушкарского приказа за 1689 год.

     Название Дугны происходит от слова дуга, ведь именно при впадении реки Дугны в Оку, Ока делает крутой поворот, похожий на дугу. Но исходя из того, что когда-то рядом проходила граница с Литвой, можно сделать другое предположение. Слово dugna в переводе с литовского языка означает дно, а Дугна располагается в большой впадине. В длину эта впадина протянулась на два километра, а в ширину - около километра (рис.9).

Рис.9. Дугнинский мост. Въезд в Дугну.

К посёлку подходишь как-то вдруг неожиданно. Внизу, словно в огромной чаше (недаром же, некоторые краеведы считают каньон речки Дугны вулканического происхождения), как на ладони открывается удивительная панорама: речка с плотиной, корпуса завода, церковь, убегающие  вдаль домики, зелень, камни, глина.

С Дугненским заводом связан расцвет металлургической промышленности Калужского края, да и в целом всей России. Основатели отечественного чугунолитейного дела - заводчики Демидовы выбрали эти места не случайно. И сейчас эту местность называют Калужской Швейцарией. Богата она полезными ископаемыми. Таким образом, появление завода в Дугне было исторически обосновано близостью источников сырья и наличием реки, по которой сплавлялась готовая продукция.

В1707 году Демидов закладывает доменный завод для плавки артиллерийских припасов. Демидов перевёл сюда мастеров, знающих литейное дело, и завод стал давать продукцию на военные нужды. Уже во времена Полтавской битвы, русская артиллерия стреляла ядрами, отлитыми на Дугнинском заводе, а вскоре, и молодой российский флот получил выкованные в Дугне якоря и цепи, пушки и ядра (рис.10).

 Демидов стал одним из главных помощников Петра при строительстве Петербурга, жертвуя железо и деньги, был основным поставщиком оружия в Северной войне.

Рис.10. Дугнинский чугунолитейный завод

Вместе с заводом рос и развивался рабочий поселок Дугна. В Дугне были построены винокуренный завод и полотняно-парусная фабрика, которая выпускала широкое полотно на уровне мировых стандартов.

На территории  посёлка Дугна находились две действующие церкви. Одна на территории завода – Петропавловская церковь, каменная с колокольней и однопристольная  церковь во имя Иоанна Милостливого и Спасо-Преображенский храм  с. Богданино.

Ч увствуя свой возраст, Никита Никитович решает поделить свои заводы между сыновьями. В результате жребия Дугнинский завод достался его старшему сыну Евдокиму. При новом хозяине на заводе применяется новинка – отжигательная печь для руды и угля. Меняется и облик завода. На его территории, на месте деревянной церкви строится каменная церковь с колокольней во имя Первопрестольных апостолов Петра и Павла с приделом Симеона Столпника. Часть этой церкви сохранилась до сих пор (рис.11) [1,10].

Рис.11.Церковь во имя Первопрестольных апостолов Петра и Павла на территории завода

В конце 19 века крутой берег Оки рядом с Дугной привлек внимание двух подвижниц святой Троицкой общины (Тарусский уезд) - матушки Екатерины Менцендорф и послушницы Софьи Гриневой. Они решили основать здесь женскую общину для иноческой жизни. Екатерина Менцендорф остановила свой выбор на этом месте, потому что тут стояла церковь во имя Иоанна Милостивого. Церковь была построена еще в 17 веке. В конце 19 века церковь находилась в запустении, служба там не велась. Много времени и сил было потрачено монахинями на сбор средств для строительства зданий женской общины «Отрада и Утешение». Храм во имя Иоанна Милостивого был отреставрирован, здания общины были построены. Монастырь «Отрада и Утешение» дал кров многим детям-сиротам и пожилым женщинам (рис. 12).

     После того как произошла революция в октябре 1917 года, в Дугне, как и во всей стране, наметились большие перемены. После установления советской власти было принято решение об упразднении обители «Отрада и Утешение». Дугнинские старожилы до сих пор с теплотой вспоминают о монахинях. Сейчас на месте обители стоит Поклонный Крест (рис.13).

Рис. 12,13. Фото из книги Б.Николаева. Дугннская обитель во имя Божией Матери "Отрада и Утешение." Поклонный крест.

 В 20-е годы одно из зданий бывшего монастыря «Отрада и Утешение» было перестроено и переоборудовано под больницу. Другое здание монастыря перестроили под среднюю школу.

За пятидесятые–шестидесятые годы XX века Дугна расширилась, были построены жилые дома в нынешней верхней части поселка. Но постепенно население стало сокращаться. В 90 - е годы завод не был одним из ведущих предприятий области, но продолжал работать[2].

1 7 марта 2015 года предприятие ОАО «Дугнинский механический завод» признано банкротом.

В 2013 году в нижней Дугне Митрополитом Калужским и Боровским Климентом освящён храм в честь Преподобных Старцев Оптинских. Это начало возобновления разорённого монастыря в честь иконы Божьей Матери «Отрада или Утешение» (рис.14).

Рис.14. Храм в честь Преподобных Старцев Оптинских

2.5. История утраченного города

Е сли будете проплывать по Оке от Калуги до Алексина, обязательно обратите внимание на правый берег реки немного ниже Дугны, у села Троицкое. Здесь над местностью господствует громадина мысовидного холма, возвышающегося над рекой больше чем на полсотни метров. Это и есть городище летописного Любутска. По его склону и сегодня поднимется не всякий (что уж говорить про те времена, когда любутскую твердыню защищали крепостные стены). Место это буквально дышит историей. Его прошлое как зеркало отразило бурные события эпохи превращения княжества Московского в государство Российское (рис.15).

Рис. 15. Место Любуцкого городища

Сведения об этом городе сохранились в летописях. Город в историях отметился также с названиями Любуцк и Любутеск, что связано с историями его принадлежности то Литве, то вятичам, то Москве.

     Считается, что городок именован в честь речки Любуча, в излучине которой примостилась городовая крепость Любутска.    

Первое упоминание о Любутске относится к 1372 году, когда великий князь литовский Ольгерд, объединившись с войском Михаила Тверского, выступил против великого князя московского Дмитрия Ивановича.

П оложение Любутска (на восточной окраине Литовского государства) определило его роль в качестве пограничного города-крепости (рис.16). Любутск оставался литовской крепостью до 1396 года. Затем по миру 1406 года перешел к Москве и стал уделом Владимира Андреевича Храброго. Однако в 1473 г. вновь оказался под властью Литвы

Рис. 16. Лубуцкая крепость (из архивов Калужского областного краеведческого музея)

В 1460 году Любутск упоминается как пункт, который достиг хан Ахмат во время движения по литовским землям к Москве. Окончательно город перешел под власть Москвы лишь в 1503 году. С продвижения московско-литовской границы на запад Любутск перестает быть крепостью на Оке и становится посадом. Иван III завещал его сыну Андрею.

Д алее сведения о городе теряются. Более поздние сведения относятся ко времени строительства Троицкой церкви в селе. По некоторым данным церковь была перестроена из сторожевой литовской башни, называется дата 1685 год, хотя и то и другое историки подвергают сомнению (рис. 17).

Рис. 17. Церковь в Троицком

Церковь в селе Троицкое действительно была большая, и красивая. Огромное, около 20 метров в высоту, здание возвышалось над Окой. Храм представлял собой купольную ротонду, окруженную еще одним внешним кольцом стен, в котором располагались два боковых придела, Никольский и Покровский. Была у храма и колокольня, построенная позже в 19 веке. В 1941 г при отступлении храм был взорван советскими войсками [2].

Любутск - родина двух русских героев-богатырей, подвиг которых и сегодня жив в памяти народной, - иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби.

В 1380 году Александр Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря вместе с Андреем Ослябей к московскому князю Дмитрию Ивановичу вдохновлять русских ратников в их сражении с войском золотоордынского полководца Мамая.

Любутское городище – памятник археологии федерального значения. Археологическая экспедиция областного краеведческого музея исследовала около тысячи квадратных метров площадки городища. При разборке культурного слоя найдены серебряные дирхемы золотоордынской чеканки, монета московской чеканки, стеклянные бусы; железные ключи, замки, наконечники стрел; бронзовые кресты, бубенчик; керамические пряслица и др. Полученные находки датируются XIV-XV вв. Ежегодно в составе экспедиции работают школьники из Калуги и других городов области.

2.6. История святого источника в честь икон "Всех скорбящих Радость" и "Взыскание погибших"

На противоположном берегу от Троицкого находится деревня Красное. В начале 20 столетия владелец калужского пароходства И.К.Ципулин покупает эту землю и устраивает своё имение, называя его «Красным».Само название «Красное», возможно, употреблялось в значении «красивое». На Руси испокон веков красный цвет ассоциировался с красотой, а здесь действительно очень живописные места. Недалеко от его имения находился святой источник. И.К.Ципулин уделял много внимания его благоустройству.

«С верою пьющий воду сию да получит исцеление»

Эти слова можно прочитать на небольшом стенде, установленном около святого источника во имя икон Божией Матери «Взыскание погибших» и «Всем Скорбящих Радость».

Источник имеет давнюю историю, связанную с многочисленными интересными событиями, происшедшими на территории нашей Родины: с битвой на Куликовом поле, с походом хана Ахмата на Москву, с приходом Наполеона на землю русскую в 1812 году. Во многих документах говорится о целительных свойствах источника. Его вода исцеляла, заживляя раны защитникам нашей Родины (рис.18).

Хранится предание, подтверждаемое историками, о том, что в 1378 году, т.е. за два года до Куликовской битвы, брат Дмитрия Донского, князь Владимир Серпуховской, разгромил на этом месте один из отрядов Бегеча, и забил тогда источник – радость из земли хлынула. И стали люди замечать, что если с верою и с молитвою пить эту воду, исцеляет она от недугов. Возможно, с этого времени и начинает свой отчёт жизнь родника.

Во времена Екатерины II здесь был возведён храм. Название его было утеряно. Простоял этот храм недолго.

На месте разрушенного храма в начале 20-ого столетия на средства помещика И.К.Ципулина была возведена новая деревянная церковь без единого гвоздя, а подле неё каменная колокольня [8].

От этой церкви остались только очертания на поляне. В 20-ые годы здесь всё разрушили. Тогда же источник пытались уничтожить.

В 30-ые годы комсомольцы всё-таки разрушили купол, а источник продолжал бить из-под земли.

В наше время нашлись люди, которые дали источнику вторую жизнь. 9 сентября 1997 года состоялось освещение источника.

Рис.18. Святой источник в честь икон Божией матери «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радость»

2.7. Старинный горд на Оке

Основателем города Алексин считают московского князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского. Это событие произошло во второй половине XIII века.1348 годом датировано первое письменное упоминание об Алексине в Никоновской летописи.

В 1472 г. защитники Алексина сыграли важную роль в отражении большого похода хана Ахмата на Русь. Город был осаждён, но время, потраченное ханом на захват Алексина, было использовано русскими для стягивания сил к месту сражения. Линия Оки оказалась прочно занятой русскими полками, и хан не пошёл на риск решительного сражения. Впервые за всю историю татаро-монгольского ига хан вернулся в Орду, не отважившись на сражение с русским войском[7].

В 2017 году на историческом месте была построена Часовня Илии Пророка на Ильинской горе (рис.13). С 2008 восстановили традицию совершать крестный ход 2 августа в день Ильи-пророка от Успенского Соборного храма на место силы и славы, в то же время в память о сражении 1472 года (рис.19).

Рис.19.Часовня Илии Пророка на Ильинской горе

Надпись на табличке часовни-храма:

«Часовня-храм во имя пророка Божьего Ильи воссоздана на историческом месте - «Ильинской горе», посвящена мужественному сопротивлению Христолюбивого воинства из числа местных горожан Богоспасаемого града Алексина против нашествия 29 июля – 3 августа 1472 г. ордынского хана Ахмата. …2 августа 2017 года построена сия часовня-храм в память о жителях и ратниках, погибших в 1472 г. от полчищ Орды…»[11].

В 1761 г. Алексин - маленький город с административным центром на территории острога. Пожар, возникший в 1768 г. в доме одного из жителей Стрелецкой слободы, уничтожил почти полностью Алексин. План восстановления Алексина был составлен за восемь месяцев и 4 апреля 1769 г. утвержден Екатериной II.

В конце 19в. - начале 20 в. Алексин - городок с несколькими мелкими кожевенными, салотопенными и кирпичными заводами [4].

В настоящее время Алексин является одной из наиболее развитых промышленных зон Тульской области. В Алексине более 130 памятников истории и культуры, пять из которых – федерального значения.

С вято-Никольский православный храм был выстроен в 1787-1789 годах, на средства купца второй гильдии Ивана Савостина и его братьев. После революции и гражданской войны был закрыт. В 1937 году разобрали колокольню и притвор. Во время Великой Отечественной войны в церковь попала авиабомба и превратила её в руины. В 1990 году начались восстановительные работы, и в 2003 году храм был окончательно восстановлен в его прежнем виде и освящён.

Рис. 18. Свято-Никольский храм

В единый архитектурный ансамбль входят два православных Свято-Успенских соборных храма (старый и новый) Алексина Тульской области. Оба они действующие. Располагается в исторической части города, на Базарной площади [5].

Рис. 19. Свято-Успенский храмовый комплекс

В нескольких километрах от Алексина вниз по течению Оки, на правом берегу, там, где сегодня расположена деревня Бунырево, в конце 16 - начале 17 веков возник Бунырев мужской монастырь. Первым духовным управителем Алексинской десятины был настоятель Бунырева монастыря игумен Феодосий. В 1764 году монастырь был упразднён в приходскую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С 1794 года бывшая монастырская церковь была переименована в честь иконы Смоленской Божией Матери.

П ребывавшая в Буныревской церкви в прошлые века чудотворная икона Смоленской Божией Матери, по преданию, избавила жителей Алексина, окрестных сёл и деревень от морового поветрия, свирепствовавшего в конце 18 века. В связи с этим в городе с 1872 года был установлен крестных ход с чудотворной иконой, под день десятой пятницы по Пасхе от Буныревской церкви к Жаренскому святому источнику (ныне Смоленской Божией Матери) (рис. 20)[8,9].

Рис. .20. Крестный ход с местночтимой чудотворной иконой Смоленской Божией Матери.

Начало XX столетия

Заключение

З аканчивается наше путешествие у святого места: источника в честь иконы Смоленской Божией Матери. Сам Господь наш Иисус Христос свойства благодати Духа Святого уподобил образу живой воды, текущую в вечную жизнь. От неё человек черпает духовные силы для своего преображения.

У каждого человека, помимо большой общей Родины, есть своя маленькая: это милый сердцу уголок земли, где ты увидел свет солнца, сделал первые шаги, где перед тобой открылся мир детства и юности. Для меня – два дорогих мне города с их славной историей: Калуга, где я родилась и живу, и Алексин, где живут дорогие и близкие мне люди, где я провожу каникулы. Именно с этих мест и начинается для меня Родина.

Используемые источники

Дунаем Ф. Разумовский М. В среднем течении Оки. – Москва: «Исскуство», 1982

Калужский край. Документы и материалы. Книги I - IV: - Тула, Приокское книжное из - во, 1982 .

Калужская энциклопедия / [под ред. В. Я. Филимонова]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Калуга : Н. Ф. Бочкарева, 2005. — 494 с. : ил

Малеванов Н.А.,Ефимов А.Н. «Алексин: Историко-экономический очерк», 1976

Малицкий П.И. Церкви и приходы Тульской губернии. – М., 1850.

Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. - Калуга: Золотая аллея, 1993. — 260 с.: ил.

Пономарева, В.М. Алексин. Страницы истории города и района /В.М.Пономарева. – Тула: Пересвет, 1998.–207 с.: ил.

Степанов, Г. Лики Алексина/ Г.Степанов, А.С. Попов. - ООО «Красный пролетарий», 2005. - 31 с.: ил.

Степанов, Г. Пояс Богородицы / Г.Степанов, А.С. Попов. - ООО «Синержи», 2007. - 31 с.: ил

Чижов А.Б., Зорин А.А.Калужские усадьбы. –М.; НП «Русские усадьбы», 2007

Алексин Источник: https://citysee.ru/russia/tsfo/tulskaya-oblast/aleksin-tulskaya-oblast-dostoprimechatelnosti.html

Приложение 1

Калуга – колыбель космонавтики

Рис.1. Общий вид города

Рис. 1Художественный музей с 1969 года находится в бывшей усадьбе Билибиных- Чистоклетовых, памятнике архитектуры начала XIX века

Р ис.3. Кафедральный Троицкий собор. Освящён в 1819 году, строился 33 года. Первый в России с диаметром безопорного купола 16, 75 м.

Рис.4. Церковь Покрова на рву старейшая в городе. Она построена в 1687 году

Р ис.5.  Школа-гимназия N 9. До революции здесь располагалось женское епархиальное училище, в котором преподавал К. Э. Циолковский

Рис.6. Школа № 5 выросла из женского училища, открытого в 1860 году. В 1952 - 1953 годах русский язык и литературу в ней преподавал Булат Окуджава

Р ис.7. Палаты купцов Коробовых XVII века. Сейчас в здании размещена одна из экспозиций краеведческого музея

Рис. 8. Областной драматический театр

Р ис. 9. Королёв и Циолковский. Памятник установлен на пересечении одноимённых улиц. Их встреча могла произойти в 1929 году

Рис.10. Музей космонавтики вступил в строй в 1967 году. Первый камень его фундамент был заложен Юрием Гагариным

Приложение 2  

.Предание о появлении иконы Божией Матери в Калуге

Придание гласит о том, как две служанки владельца имения перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, позволила себе непристойные речи. Подруга стала увещевать ее и в это время случайно обнаружила среди вещей большой сверток. Развернув его, девушка увидала изображение женщины в темном одеянии, с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении. Евдокия же дерзко сказала: «Вот как я боюсь твоей игумении!» - и , поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок и она упала без чувств. Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме.

В следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная. Она открыла им, что над Ней кощунственно посмеялась их дочь, и повелела совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой.

Вскоре после этого Евдокия выздоровела, и помещик Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно поддавались исцеления приходящим к ней с верой.

Позднее икону перенесли в приходской храм в честь Рождества Присвятой Богородицы в селе Калужке. Там происходили многие чудесные исцеления от болезней[9].

Приложение3

Алексин

Рис. 1. Алексин. Мост через Оку

Рис.2. Микрорайон Петровское

Рис.3. Алексин Бор. Памятник природы регионального значения

Рис. 4. Святой источник блаженной старицы Ефросинии в селе Колюпаново

Рис.5. Дом купцов Масловых. Алексинский художественно-краеведческий музей

Р ис.6. Российская учебно-тренировочная база «Ока» микрорайон Петровское г. Алексин

Просмотров работы: 124