ТРАДИЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗБЫ НАРОДА КОМИ НА ПРИМЕРЕ СЕЛА НИЖНИЙ ВОЧ

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТРАДИЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗБЫ НАРОДА КОМИ НА ПРИМЕРЕ СЕЛА НИЖНИЙ ВОЧ

Пашнин Д.А. 1
1МОУ Вочевская СОШ
Морохина Т.Г. 1Ревеняла Ж.В. 2
1МОУ Вочевская СОШ
2Муниципальное общеобразовательное учреждение Вочевская средняя общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

     Коми село… история её уходит вглубь веков. Начиналась она с нескольких изб где-нибудь на поляне, отвоеванной у леса, или на берегу реки. Сооружение жилого дома, превращенное сегодня в простой технический акт, для наших предков было исполнено глубочайшего смысла. В древности каждый человек строил жилье для себя и своей семьи сам, - если требовалось, на помощь звал родственников, соседей, друзей. Наши предки селились в лесистых местах, по берегам рек и озер. Коми деревянное строительство - это строительство, созданное трудом и гением мастеров. Издавна коми народ понял и осознал удивительные свойства дерева и повсеместно применял его как для строительства жилья, так и для изготовления различных предметов быта. Дерево дает особое ощущение жизни, выступая в качестве проводника между человеком и природой. Являясь проводником Космических энергий, деревья благотворно влияют на ауру человека, а соответственно на его здоровье. Именно дерево с давних пор является символом Жизни, рождения и продолжения её.

В данной работе мы будем исследовать, как устроена культура строительства избы в селе Нижний Воч.

Объектом изучения является строительная традиция Верхневычегодского коми села Нижний Воч, расположенного по Верхней Вычегде и Кельтме на реке Воч.

Предмет исследования – коми изба как одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры, культуры древней, искусной и яркой.

Цель исследовательской работы: описать традиции строительства коми избы, выяснить насколько они сохранились сегодня в селе Нижний Воч.

Задачи:

Изучить теоретическую основу по строительству коми избы.

Изучить теоретические основы из истории этнографии коми культуры.

Определить основные этапы строительства дома.

Изучить особенности строительства избы в селе Нижний Воч методом сбора информации, фотодокументов.

Показать место и роль традиций и обычаев по строительству дома в современном обществе.

Актуальность. Деревянное строительство - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры коми народа, культуры древней, искусной и яркой. Выбранная тема считается актуальной, так как является ценным источникам для изучения особенностей образа жизни коми народа, их идеологии и менталитета. В настоящее время строительство коми народа, которая является интереснейшим источником для исторических, социологических, лингвистических исследований, мало изучены.

Гипотеза. Изучение строительной культуры поможет познакомиться с картиной мира коми человека, так как в них отражаются время и человек, его общественное положение и духовный мир. Культура строительства избы в сельской общине - это своего рода содержательная визитная карточка села, его жителя, которая играет различительную роль, подчеркивает исключительность, единичность, неповторимость.

Методы исследования :

- теоретические (изучение научной основы; обработка полученных документов; расшифровка материала);

- практические (личные наблюдения; беседа, интервью с информантами).

В рамках исследования были опрошены 13 информантов1(возраст от 41 до 73 лет) и сделаны записи, касающиеся архитектурной, строительной традиций.

______________________________________________________________

Приложение 8.

Глава 1. Этнографические особенности изучения строительных традиций Коми края

Из истории этнографического изучения коми культуры

Существенный вклад в коми этнографию внес Л.Н. Жеребцов. Его научные интересы были сконцентрированы на изучении традиционного крестьянского жилища. Результаты его исследований обобщили типологию традиционных жилищ коми и показали ареалы распространения тех или иных типов 2.

В середине и в конце 70-х годов в отдел этнографии пришли Н.Д. Конаков, М.Б. Рогачев, В.В. Соловьев, И.В. Ильина, Ю.П. Шабаев, О.В. Котов. В результате центр этнографической науки в Коми сохранил и свой научный потенциал, и свое влияние в научном сообществе.

Следует особо отметить тот факт, что в последние несколько десятилетий довольно заметный вклад в коми этнографию внесли лингвисты и фольклористы. Значительный интерес к этнографическим сюжетам проявили известнейший коми языковед В.И. Лыткин и известный коми фольклорист Ф.В. Плесовский.

На рубеже 1980-90-х годов в коми этнографию и фольклористику пришли молодые перспективные исследователи В.Н. Денисенко, П.Ф. Лимеров, Д.А. Несанелис, О.И. Уляшов, В.Э. Шарапов и другие.

Этнографическое изучение народов коми, которое имеет глубокие традиции, осуществляется весьма интенсивно, а коми этнографы постоянно подтверждают свой высокий авторитет путем издания многочисленных и разноплановых работ 3.

_____________________________________________________________

Жеребцов Л.Н. Крестьянское жилище в коми АССР. Сыктывкар, 1971. С.44.

В краю зырянском (По материалам российских периодических изданий XIX – начала ХХ века / Сост., вступ.статья О.Е.Бондаренко. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011. – 142-153 с.

Типы коми избы

Среди большого разнообразия жилых крестьянских построек Коми края середины XIX-начала XX века, сохранившихся в населенных пунктах республики, лишь два типа изб локализуются на территории с преобладающим коми населением. Первый из них, выделенный впервые этнографом Л. Н. Жеребцовым и названный исследователем коми народного жилища И. Н. Шургиным сысольским типом изб преобладал в селах и деревнях по Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре.

Названный тип представлял собой квадратное в плане сооружение, состоящее из двух равных по площадям частей - жилой и хозяйственной. Обе половины тесно примыкают друг к другу, но каждая имеет отдельное односкатное покрытие. Скат кровли жилой части дома устраивался несколько круче, чем дворовый и своим верхним краем нависает над местом соединения постройки, нижним же краем выходит на улицу. Жилая половина, состоящая из двух самостоятельных изб-четырехстенков - зимней избы (вой керки) и летней (лун керке), объединены главным входом через сени (посводз) и стоит на высоком (до 2 метров) подклете. К задней части изб примыкает трехстенный сруб крытого двухъярусного хозяйственного двора (стын), верхняя часть которого (поветь) использовалась под сарай для сена.

Второй тип дома, названный И. Н. Шургиным вымским домом-комплексом, господствовал в середине XIX-начале XX века по Средней Вычегде и Выми. В отличие от сысольского типа дома передний фасад вымского дома - фронтальный, кровля над жилой частью и хозяйственным двором, расположенным по одной оси за жильем, общая, двухскатная 4.

Таким образом, из двух типов избы, которые встречаются в коми сёлах, на территории нашего района и нашего села преобладает первый тип домов – сысольский тип изб.

________________________________________________________________

Жеребцов Л.Н. Памятники народного зодчества Коми АССР. Сыктывкар, 1961. С 84-97.

Глава 2. Традиции строительства коми избы

Традиционное строительство избы Коми края

Издревле в Коми строили из дерева. Этому много причин. Во-первых, коми земля всегда была богата лесами. Территорию Коми края сплошь покрывают густые леса. Строителю стоило только выйти за околицу своего села, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешевым. Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддается обработке, а значит, строительство идет очень быстро. Жилой дом дружная артель плотников могла сложить за один световой день. Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место.

И, наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. Оно, как говорят, «дышит». В нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 сантиметров, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.

В Коми крае предпочтение деревянному строительству так же было обусловлено недостатком каменщиков и дороговизной кирпичей. Иногда первый этаж выстраивали из камня, а верхние этажи – уже из дерева.

Однако есть у деревянного строительства и недостатки. Дерево легко воспламеняющийся материал. Очень много деревянных сооружений прошлого погибли в огне пожарищ.

Но даже, если пожары пощадили деревянное строение, есть у него и другие враги. Влага, микроорганизмы, жучки-древоточцы незаметно разрушают древесину. Вот почему среди сохранившихся деревянных построек нет ни одной крестьянской избы старше 19 века, очень редки храмы, построенные раньше 17 века 5.

________________________________________________________________

Бондаренко О.Е. Из жизни коми-зырян. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007. – 54-76 с.

Лучший материал для строительства – хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Лиственница, редкий ныне обитатель лесов, особенно устойчива к сырости. Из лиственничных бревен старались сложить если не весь дом, то хотя бы нижние венцы, лежащие на земле.

Сосна ценится за удивительную прямизну. Ель хуже сопротивляется влаге, поэтому ее охотнее используют для внутренней отделки. Вообще все хвойные изделия смолисты, мало подвержены гниению. В них почти не бывает дупел, они легко расщепляются на доски.

Основным и чуть ли не единственным инструментом плотника при строительстве дома был топор. Им и рубили деревья, и очищали их от сучьев, и обтесывали, и расщепляли на доски. Поэтому глагол «построить» заменял глагол «срубить», если речь шла о деревянном строительстве. И до 19 века практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу.

Пила получила широкое распространение лишь во второй половине 19 века. При распиливании концы бревен махрятся, а значит, будут впитывать влагу и гнить. При обработке же топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают воду.

Крестьянский дом был рассчитан на одну, хотя довольно многочисленную семью. Соответственно размеру дома выбирали и длину бревна. Именно оно было основным элементом деревянной постройки. Средняя длина бревна составляла примерно пять метров, но могла превышать и десять. На постройку добротного дома уходило примерно 150-170 бревен.

В древности оконного стекла не знали. Его заменяла просмоленная холстина и бычий пузырь, а в богатых домах – слюда, поэтому даже в дневное время в доме царил полумрак 6.

_________________________________________________________________

Там же.

В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями, Наиболее типичным был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Из-за холодного климата проще было сохранять тепло в одном помещении. Сени использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

В Коми строили дома широко, с размахом. Земли много, лес под рукой и рабочих рук достаточно. Избы большие, массивные, добротные, высокие. Обрушения не боялись, так как материал для строительства был хорошим.

Сараи, конюшни, хлева и другие приусадебные постройки чаще все собрано под одной крышей, и можно подолгу, не выходя из дому выполнять все хозяйственный работы.

В условиях долгой и суровой зимы такой тип дома-двора и дома-усадьбы отвечал насущным практическим потребностям 7.

Сохранившиеся традиции строительства дома села Нижний Воч

    Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков.

Выбор места под строительство. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть

прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном8

____________________________________________________________

Там же.

Приложение 1.

благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде проходила дорога или стояла баня, или же семья, где люди были несчастливы.   Участок, о праве владения которым шел спор так же считался неблагоприятным для возведения дома.     Не принято было строить дом и там, где был пожар, куда когда-то била молния, или в месте, где люди некогда жили, но покинули из-за болезней. Не выбирали место для строительства дома территорию, где росла ива, черемуха. Считалось, что на этой территории не будет держаться мужской пол 9.

Вырубка леса. Выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, то есть приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Большое несчастье случиться, если в сруб попадет «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывших лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев. Если дерево с двумя верхушками, его валить нельзя, дерево называется бабье, женщина не приживется в доме. Важной приметой считалось падение дерева при рубке, если оно ложилось ровно туда, куда было намечено, то дерево принималось для постройки дома, если же оно падало верхушкой на север или цеплялось за ветки соседних деревьев и зависало, его использовали только для отопительного материала. Если после рубки дерево падало в северную или западную сторону, то рубка считалась неудачной и от неё отказывались. Дерево рубили не всякое, с разбором. Выбирали деревья для будущего дома следующим образом: обухом топора били по дереву и10 ________________________________________________________________

Там же.

Приложение 2.

слушали звук, исходящий от дерева. Если дерево звенело, значит можно вырубать, так как звонкий звук доказывал, что дерево без изъяна, не трухлявое. Если же звук от удара исходил глухой, то это дерево для постройки дома не годилось. Деревья выбирали в сосновом бору на пригорке, где можно найти строительный лес. Брёвна дерева должны были быть широкими в диаметре и подбирались примерно одной толщины и длины. Обойдешь полностью лес, где растут сосны, и начнёшь выбирать одинакового размера деревья, чтобы не было грибковых, чтобы не было с двумя верхушками, а чтобы были прямые и поменьше сучьев. Выбирали деревья, у которых сучья только на самом верху. Не выбирали болотную сосну - «тiль вӧр», которые росли заостренной формой, деревья из еловых зарослей. Они по качеству древесины не подходят для постройки дома. хотя ель была менее популярна, ее древесина более плотная, ее сложнее обрабатывать, однако воздух в еловой избе необычайно чистый. Самая прочная из всех хвойных пород – лиственница. Выбирали деревья с широкой кроной. Самым подходящим считалось столетнее дерево (не старше и не младше).

Существует несколько секретов многовекового деревянного строительства: чем суше дерево, тем долговечнее будет постройка. Поэтому заготовку леса обычно делали поздней осенью или зимой, когда древесина суше. Строго учитывали и время вырубки леса на постройку дома. Рубили деревья во время безлунья – «тӧлысь пыдӧс», в последнюю фазу луны. Время года выбирали осенне- зимние месяцы, во время вегетационного периода деревьев, пока нет в деревьях сокодвижения, когда питание дерева приостановлено и оно становится менее ранимой. По приметам коми народа это тот период, когда лиственница сбрасывает хвою 11.

________________________________________________________________

Там же.

Обработка и подготовка деревьев для порубки сруба. После вырубки деревья отсучковывают и вывозят поближе к селу на открытое место. Потом готовят бревна нужного размера и перекатывают на жердины, чтобы потом ошкурить брёвна. Отшкуривают («кырссьӧны») бревна вручную, аккуратно снимают кору, чтобы не поранить твердую часть и защитную пленку дерева 12.

Порубка сруба. Рубили сруб для дома в конец весны, начала лета. Для этого созывали жителей села – помӧч. Никогда не зачинали в день Благовещения. Считалось, что в если в этот день начнешь порубку, то в новом доме будет жизнь не счастливой. В народе говорят, что в день Благовещения кукушка свила себе гнездо, и до сих пор она не имеет своего дома. Собирали небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а иногда и до следующей весны. Только после этого приступали к строительству 13.

Заготовка мха. Для теплоизоляции дома использовали мох. Не всякий мох пригоден для дома. Необходим длинный, зеленый «медвежий» мох – «ош нитш», который растет в сосновом бору на низинах в сыром месте. Такой мох не крошится, когда высохнет. Срезают мох ножом. Берут мох в конце лета, когда появляется мошкара («кор геб петас»). Этим же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой 14.

Строительство избы. Дом поднимали осенью после уборки урожая. Для этого опять созывали помӧч. Поднятие нового дома считалось на селе большим событием, и на помӧч приходило все село. Плату за работу не брали, так как знали, что когда-нибудь и для него придут помогать. Поднимали дом обычно 3 дня. После завершения работы хозяева нового15______________________________________________________________

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

дома готовили хорошее угощенье для всего села.

В первую очередь делали фундамент для нового дома. В сегодняшние дни заливают фундамент из цемента. В старые времена делали следующим образом: в землю забивали как сваи смолянистые полена («Сирöд мыр»), которые предварительно обжигали. Таким образом фундамент был защищен от гнили, короедов. На сваи-полена клали бересту. Это был так называемый антисептик. Первый ряд дома делали из лиственницы, так как считается, это дерево самое устойчивое, не подверженное к гнили, долго сохраняется. Данный способ фундамента очень хороший, так как в пример можно взять столетние дома нашего села, которые все еще устойчивы, не потеряли свой вид.

По традиции же под бревна первого венца укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Данный обычай приносил будущим жителям дома богатство и тепло.

Как правило, коми избы были четырехугольными. Принцип строительства избы прост. Бревна укладываются параллельно одно на другое, два других укладывают еще поперек. Чуть отступив от конца бревна, вырубали круглые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Со стороны посмотреть, так кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено. Так постепенно возводились стены сруба – коробки будущей избы. Горизонтальный ряд бревен, связанных в квадрат, называется «венец». Количество венцов зависело от толщины бревна (от 30 см до 70 см) и от высоты постройки. Для того чтобы бревна плотнее прилегали друг к другу, в каждом из них плотник вырубал продольный желобок и закладывал для теплоизоляции мох. Так возводились стены без гвоздей. Гвозди стараются не использовать и по сей день. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяют деревянные костыли – «пу тув» 16.

_________________________________________________________________

Там же.

Наибольшую сложность в строительстве представляла крыша. Над торцовыми стенами дома возводили треугольные бревенчатые фронтоны. Параллельно боковым стенам плотник вырубал в них «слеги» - бревна, поддерживающие всю кровлю. Их концы прикрывали специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали «кокоры» - тонкие стволы молодых елей с вертикально отходящим на конце корневищем. На эту «кокору» укладывали водотечник или «поток» – выдолбленное бревно для стока воды и в то же время опора всей крыши. В него упираются нижние концы кровельных тесин, и таким образом они удерживаются на своих местах.

Покрывали дома самым разнообразным материалом – перевернутым дерном, соломой связанной в пучки, осиновыми чешуйками, которые настилались в несколько рядов, берестой. Но самым дорогим покрытием были доски (тес)- отесанные топором доски.

Нижние концы теса упирались в водотечник, а верхний конец прижимался тяжелым бревном – охлупнем «конек» («князь кер ). Такая хитроумная конструкция деревянной крыши позволяла обходиться без гвоздей. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали «коньковое» угощение – один из мужчин обходит по верхушке сруба с рыбником и со стопкой водки, чтобы в доме было весело и сытно.

    Окончание строительств отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе 17.

______________________________________________________________

Там же.

Заключение

Подводя итоги всей проделанной работы, необходимо выделить основные результаты. Под влиянием городской среды значительно меняются сельские дома. Сайдинг на стенах, пластик на окнах. И все же строительство домов сохранила свои особенности, свою удивительную неповторимость. В нашем селе строительство домов со своей обрядностью сохранилось в наиболее чистом виде, не слишком замутненное позднейшими влияниями. По сей день здесь живы традиции коми народной культуры, рожденные в далеком прошлом18.

Дерево - самый древний строительный материал, подаренный нам самой природой и неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и снова, и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность.

В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение. Срубы из дерева, на сегодняшний день, обладают природной энергетикой, создают в доме особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей коми избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.

В дальнейшем планируется продолжить этнографическое исследование, расширить круг рассматриваемых вопросов и описать интерьер коми избы.

__________________________________________________________________

Приложение 8.

Литература

Бондаренко О.Е. Из жизни коми-зырян. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007. – 136 с.

Бондаренко О.Е., Хорунжая Т.М., Цыпанов Е.А. Коми нэм: чужан мулӧн да войтырлӧн история важ кадсянь ӧнiя лунъясӧдз. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2000. – 272 л.б.

В краю зырянском (По материалам российских периодических изданий XIX – начала ХХ века / Сост., вступ.статья О.Е.Бондаренко. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011. – 256 с.

Жеребцов Л.Н. Крестьянское жилище в коми АССР. Сыктывкар, 1971. С.44.

Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт Удорских коми в 18-20 веках. М., 1972. С.71.

Забылин М. Русский дом. М.: Просвещение, 2000

Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Изд-во КНЦ УрО РАН. 1996. 131 с.

Королев К.С. Археология от А до Я. Словарь для школьников. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 1999. – 79 с.

Королев К.С. Важ нэмъяслӧн гусяторъяс. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2006. – 64 с.

Материалы пришкольного краеведческого музея. 

Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, «Экспо», 1998.  

Питирим Сорокин Этнографические этюды: статьи. Сыктывкар,1999 год. С.87.

Сидоров А.С. Идеология древнего населения Коми края // Этнография и фольклор коми (Тр. ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, №13). Сыктывкар, 1972. С. 13.

Приложения

Приложение 1. «Выбор места под строительство»

«При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полномблагополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде проходила дорога или стояла баня, или же семья, где люди были несчастливы.  

Спорный участок, о которым шел спор, также считался неблагоприятным для возведения дома.   

 Не принято было строить дом и там, где был пожар, куда когда-то била молния, или в месте, где люди некогда жили, но покинули из-за болезней.

Не выбирали место для строительства дома территорию, где росла ива, черемуха. Считалось, что на этой территории не будет держаться мужской пол».

Кочанов Виталий Васильевич, 1962 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Приложение 2. «Вырубка леса»

«Выбор деревьев в лесу имел множество правил, нарушение которых могло привести к несчастью, дом становился против людей и приносил несчастья и горе.

Поэтому нужно было следить за правилами и приметами старых людей. Так, для сруба нельзя было брать старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью.

Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет «сухотка».

Большое несчастье случиться, если в сруб попадет «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывших лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев».

Морохин Валерий Иванович, 1970 г. р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«Если дерево с двумя верхушками, его валить нельзя, дерево называется бабье, женщина не приживется в доме».

Морохин Вениамин Сопронович, 1948 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«Важной приметой считалось падение дерева при рубке, если оно ложилось ровно туда, куда было намечено, то дерево принималось для постройки дома, если же оно падало верхушкой на север или цеплялось за ветки соседних деревьев и зависало, его использовали только для отопительного материала. Если после рубки дерево падало в северную или западную сторону, то рубка считалась неудачной и от неё отказывались».

Кочанов Виталий Васильевич, 1962 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«Дерево рубили не всякое, с разбором. Выбирали деревья для будущего дома следующим образом: обухом топора били по дереву ислушали звук, исходящий от дерева. Если дерево звенело, значит можно вырубать, так как звонкий звук доказывал, что дерево без изъяна, не трухлявое. Если же звук от удара исходил глухой, то это дерево для постройки дома не годилось.

Деревья выбирали в сосновом бору на пригорке, где можно найти строительный лес. Брёвна дерева должны были быть широкими в диаметре и подбирались примерно одной толщины и длины. Обойдешь полностью лес, где растут сосны, и начнёшь выбирать одинакового размера деревья, чтобы не было грибковых, чтобы не было с двумя верхушками, а чтобы были прямые и поменьше сучьев».

Гичев Андрей Николаевич, 1976 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«Выбирали деревья, у которых сучья только на самом верху. Не выбирали болотную сосну - «тiль вӧр», которые росли заостренной формой, деревья из еловых зарослей. Они по качеству древесины не подходят для постройки дома. Хотя ель была менее популярна, ее древесина более плотная, ее сложнее обрабатывать, однако воздух в еловой избе необычайно чистый. Самая прочная из всех хвойных пород – лиственница. Выбирали деревья с широкой кроной. Самым подходящим считалось столетнее дерево (не старше и не младше)».

Логинов Михаил Витальевич, 1973 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«Существует несколько секретов многовекового деревянного строительства: чем суше дерево, тем долговечнее будет постройка. Поэтому заготовку леса обычно делали поздней осенью или зимой, когда древесина суше. Строго учитывали и время вырубки леса на постройку дома. Рубили деревья во время безлунья – «тӧлысь пыдӧс», в последнюю фазу луны. Время года выбирали осенне- зимние месяцы, во время вегетационного периода деревьев, пока нет в деревьях сокодвижения, когда питание дерева приостановлено и оно становится менее ранимой. По приметам коми народа это тот период, когда лиственница сбрасывает хвою».

Морохин Андрей Михайлович, 1981 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Приложение 3. «Обработка и подготовка деревьев для порубки сруба»

«После вырубки деревья отсучковывают и вывозят поближе к селу на открытое место. Потом готовят бревна нужного размера и перекатывают на жердины, чтобы потом ошкурить брёвна. Отшкуривают («кырссьӧны») бревна вручную, аккуратно снимают кору, чтобы не поранить твердую часть и защитную пленку дерева».

Морохин Николай Федорович, 1969 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Приложение 4. «Порубка сруба»

«Рубили сруб для дома в конец весны, начала лета. Для этого созывали жителей села – помӧч. Никогда не зачинали в день Благовещения. Считалось, что в если в этот день начнешь порубку, то в новом доме будет жизнь не счастливой. В народе говорят, что в день Благовещения кукушка свила себе гнездо, и до сих пор она не имеет своего дома. Собирали небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а иногда и до следующей весны. Только после этого приступали к строительству».

Морохин Валерий Иванович, 1970 г. р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Приложение 5. «Заготовка мха»

«Для теплоизоляции дома использовали мох. Не всякий мох пригоден для дома. Необходим длинный, зеленый «медвежий» мох – «ош нитш», который растет в сосновом бору на низинах в сыром месте. Такой мох не крошится, когда высохнет. Срезают мох ножом. Берут мох в конце лета, когда появляется мошкара («кор геб петас»). Этим же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой».

Морохин Вениамин Сопронович, 1948 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Приложение 6. «Строительство избы»

« Дом поднимали осенью после уборки урожая. Для этого опять созывали помӧч. Поднятие нового дома считалось на селе большим событием, и на помӧч приходило все село. Плату за работу не брали, так как знали, что когда-нибудь и для него придут помогать. Поднимали дом обычно 3 дня. После завершения работы хозяева новогодома готовили хорошее угощенье для всего села».

Пашнина Валентина Валентиновна, 1954 г.р., уроженка с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«В первую очередь делали фундамент для нового дома. В сегодняшние дни заливают фундамент из цемента. В старые времена делали следующим образом: в землю забивали как сваи смолянистые полена («Сирöд мыр»), которые предварительно обжигали. Таким образом фундамент был защищен от гнили, короедов. На сваи-полена клали бересту. Это был так называемый антисептик. Первый ряд дома делали из лиственницы, так как считается, это дерево самое устойчивое, не подверженное к гнили, долго сохраняется. Данный способ фундамента очень хороший, так как в пример можно взять столетние дома нашего села, которые все еще устойчивы, не потеряли свой вид.

По традиции же под бревна первого венца укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Данный обычай приносил будущим жителям дома богатство и тепло».

Кочанова Капитолина Афанасьевна, 1942 г.р., уроженка с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«Как правило, коми избы были четырехугольными. Принцип строительства избы прост. Бревна укладываются параллельно одно на другое, два других укладывают еще поперек. Чуть отступив от конца бревна, вырубали круглые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Со стороны посмотреть, так кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено. Так постепенно возводились стены сруба – коробки будущей избы. Горизонтальный ряд бревен, связанных в квадрат, называется «венец». Количество венцов зависело от толщины бревна (от 30 см до 70 см) и от высоты постройки. Для того чтобы бревна плотнее прилегали друг к другу, в каждом из них плотник вырубал продольный желобок и закладывал для теплоизоляции мох. Так возводились стены без гвоздей. Гвозди стараются не использовать и по сей день. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяют деревянные костыли – «пу тув»».

Морохин Виталий Васильевич, 19.. г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

«Наибольшую сложность в строительстве представляла крыша. Над торцовыми стенами дома возводили треугольные бревенчатые фронтоны. Параллельно боковым стенам плотник вырубал в них «слеги» - бревна, поддерживающие всю кровлю. Их концы прикрывали специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали «кокоры» - тонкие стволы молодых елей с вертикально отходящим на конце корневищем. На эту «кокору» укладывали водотечник или «поток» – выдолбленное бревно для стока воды и в то же время опора всей крыши. В него упираются нижние концы кровельных тесин, и таким образом они удерживаются на своих местах.

Покрывали дома самым разнообразным материалом – перевернутым дерном, соломой связанной в пучки, осиновыми чешуйками, которые настилались в несколько рядов, берестой. Но самым дорогим покрытием были доски (тес)- отесанные топором доски.

Нижние концы теса упирались в водотечник, а верхний конец прижимался тяжелым бревном – охлупнем «конек» («князь кер ). Такая хитроумная конструкция деревянной крыши позволяла обходиться без гвоздей. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали «коньковое» угощение – один из мужчин обходит по верхушке сруба с рыбником и со стопкой водки, чтобы в доме было весело и сытно.

    Окончание строительств отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе».

Морохин Вениамин Сопронович, 1948 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Приложение 7. Список информантов

Гичев Андрей Николаевич, 1976 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Касева Лариса Анатольевна, 1969 г.р., уроженка с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Кочанов Виталий Васильевич, 1962 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Кочанова Капитолина Афанасьевна, 1942 г.р., уроженка с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Логинов Михаил Витальевич, 1973 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Логинова Надежда Вениаминовна, 1974 7.р., уроженка с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Морохин Андрей Михайлович, 1981 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Морохин Валерий Иванович, 1970 г. р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Морохин Вениамин Сопронович, 1948 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Морохин Виталий Васильевич, 19.. г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Морохин Николай Федорович, 1969 г.р., уроженец с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Морохина Татьяна Григорьевна, 1977 г.р., уроженка с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Пашнина Валентина Валентиновна, 1954 г.р., уроженка с.Нижний Воч, Усть-Куломского района, Республики Коми.

Приложение 8. Фотодокументы

   

Старинное село Нижний Воч почти с трехсотлетней историей

   

Сысольский тип избы

Место дома должно быть сухим, высоким, светлым

   

Деревья выбирали в сосновом бору

Дом 1915 года постройки

   

Село Нижний Воч, 1952 год

Дом, построенный в 2015 году

Просмотров работы: 11