Игры, в которые играли дети: разработка игротеки на основе семейных архивов

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игры, в которые играли дети: разработка игротеки на основе семейных архивов

Даренская А.С. 1Валиулина Т.Р. 1
1МБОУ СОШ №45г.Нижний Тагил
Зубова Л.П. 1
1МБОУ СОШ №45 г.Нижний Тагил
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом году после завершения карантина мы снова пошли в школу. Мы заметили, что на переменах большинство школьников не бегает, не отдыхает, а сидит в телефонах. На улице, на детских площадках играет не так много детей. Наши родители говорят, что раньше было по-другому. Дети много времени проводили на улице, играли, общались, росли активными и могли со всеми дружить и общаться. Это потом помогло им в жизни. Бабушки говорят, что у не только телефонов не было, но даже и телевизора. Чем же тогда занимались дети?

Играли! Но не на телефоне и компьютере, а друг с другом. Нам стало интересно, в какие же игры раньше играли дети?

Желание найти ответ на этот вопрос и стало основой нашего исследования. И не только узнать в какие игры играли дети, но и самим научиться играть в них.

Чтобы узнать зачем дети игры, какие бывают виды детских игр, какие бывают правила проведения игр мы изучили несколько книг. Например, Г.Ицкович в своей статье «Зачем ребенку играть?» описывает назначение детских игр, говорит о том, что игра – это способ узнавания «мира взрослых» (3). Во всех работах авторы говорится о том, что игра - это ведущий вид деятельности ребенка, который потом заменяется учебой (1,2).

Также мы изучили книги с описанием правил детских игр, которые использовали при составлении игротеки (4).

Базой для нашего исследования стали три поколения семей учеников 2а класса МБОУ СОШ №45 г.Н.Тагила (сами ученики, их родители, бабушки и дедушки).

В качестве источников в каждой семье были рассмотрены материалы семейных архивов: фотографии, свидетельства о рождении, сохранившиеся письма, дневники, предметы быта, одежды, детские игрушки).

Целью нашего исследования стало составление игротеки наиболее популярных детских игр на основе изучения материалов семейных архивов.

Для достижение цели были поставлены следующие задачи:

Собрать информацию по вопросу, что такое игра и зачем дети играют;

Разработать макет опросного листа для сбора информации о наиболее популярных играх в семьях одноклассников;

Провести опрос и анализ материалов архивов семей одноклассников (фотографий, детских игрушек, предметов быта и одежды);

Составить игротеку наиболее популярных игр семей одноклассников;

Провести игровой практикум с нашими одноклассниками.

Основными методами исследования стали:

изучение документов и материалов семейных архивов (фотографий, документов, предметов быта и т.д.);

письменный опрос, проведенный для сбора информации о наиболее популярных играх семей одноклассников;

устный опрос и опрос с помощью стикеров для проверки гипотезы.

Гипотеза исследования: любимые игры наших родителей, бабушек и дедушек понравятся нашим одноклассников и они будут в них играть.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

с помощью опроса был собран материал, который пополнил семейные архивы и стал новым семейным источником;

была составлена игротека игр, которая позволит сохранить описание игр, наиболее популярных в XX веке;

был разработан сценарий игрового практикума, который можно проводить среди наших сверстников в других школах.

Глава I. Игра и ее роль в жизни детей

Что такое игра и зачем дети играют?

Игра – это вид деятельности человека, который обычно противопоставляют труду. То есть считается, что труд – это серьезно и важно, а игра - баловство, которое важно только детям.

Это не так.

Ученые считают, что игра – это форма, связанная с искусством и дружбой, это «свободное общение», где каждый может проявить себя и свою индивидуальность (2).

Для чего же дети играют и почему это так важно для них?

Игра – это главная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

По сути, игра - это первая работа маленького человека. Играя, дети изучают мир. Играя, они осваивают стиль поведения, который позже станет их стратегией и тактикой в общении с другими людьми. Игра для ребенка – способ взаимодействия с миром.

В этом мире ребенок может безопасно проигрывать сложные ситуации и искать различные способы их решения (3).

Игра – это независимая деятельность, где каждый ребенок проявляет интересы и фантазии. Ученые считают, что игра – это способ построить собственный мир, в котором не будет запретов и ограничений, которые обычно ставят взрослые.

В игре, добавляя слова «понарошку», дети проигрывают ситуации, с которыми они потом могут столкнуться во взрослой жизни.

Важно, что игра - это еще способ согласования своих действий с другими людьми, где дети учатся общаться и договариваться.

Итак, что же дает детям игра?

Во-первых, дети учатся познавать мир в игре. Они узнают про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

Во-вторых, развивается фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у детей развивается воображение и фантазия.

В-третьих, идет физическое развитие. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость.

В-четвертых, развивается речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за героев игры.

В-пятых, играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

В-шестых, ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, ребенок примеряет на себя роль взрослого и у него формируется желание стать взрослым, создать семью, получить профессию (1).

Таким образом, игра - это ведущий вид деятельности ребенка. Во время игр формируются важные для него качества.

Игры разных поколений: анализ результатов опроса и изучения семейных архивов

Для сбора информации о играх, в которые играли в семьях наших одноклассников, мы провели опрос. Макет опросного листа представлен в Приложении 1.

Макет опросного листа состоит из трех частей:

Игры, в которые играем мы (ответы на вопрос о том, в какие игры играют наши одноклассники и рисунки их любимых игр);

Игры, в которые играли наши мамы и папы (здесь родители одноклассников называли те игры, в которые они играли в детски и писали свои воспоминания о детстве);

Игры, в которые играли наши бабушки и дедушки (здесь приведены названия игр, о которых вспоминали бабушки и дедушки одноклассников).

Варианты заполнения опросного листа приведены в Приложении 1.

В опросе приняло участие 25 учеников 2а класса (90% от общего числа учеников).

Кто принял участие в нашем опросе:

25 человек – представители первого поколения - ученики 2а класса (родились в 2012 году);

50 человека - представители второго поколения – родители (родились 1980-х-начала 1990-х гг.);

85 человек – представители третьего поколения – бабушки и дедушки (родились в период с середины 1950-х-1960-х гг.).

Опросный лист заполняли 2 вариантами:

- самостоятельное заполнение листа;

- заполнение со слов (или телефонный опрос или с помощью WhatsApp).

Полученные ответы мы записывали и вносили в таблицу.

В ходе опроса были получены следующие результаты.

Представители первого поколения - дети - чаще всего называли следующие игры, которые мы разделили на 3 группы:

На первом месте интеллектуальные и настольные игры. Девочки играют в настольные игры («Монополию», «Имадженариум») и компьютерные игры, мальчики в лото, «Морской бой» и компьютерные игры.

На втором мест подвижные и спортивные игры: «ляпы», «прятки», девочки также называли «вышибалы», а мальчики - футбол.

На третьем месте сюжетно-ролевые игры. Ребята почти не называли этот вид игр (3 девочки назвали «дочки-матери», 1 мальчик сказал в «школу);

Дальше мы выяснили, а какие рисунки рисовали наши одноклассники на тему «Моя любимая игра». Примеры рисунков приведены в приложении 2.

Представители второго поколения – родители - чаще всего называли следующие игры:

На первом месте подвижные и спортивные игры: и мамы и папы называли «вышибалы», «русская лапта», «прятки», «казаки-разбойники», «ножички», «квадраты», «городки», «классики», «шаровки», «резиночки», «догонялки», «цепи кованные», папы также называли волейбол, хоккей, футбол.

На втором месте настольные и интеллектуальные игры: мамы одноклассников чаще называли «города», «слова»; а папы - «морской бой», лото, шашки, шахматы, «глухие телефоны».

На третьем месте сюжетно-ролевые игры: мамы называли «дочки-матери», «магазин», «школа», «больница»; папы называли «войнушку» и «машинки».

Представители третьего поколения - бабушки и дедушки - чаще всего называли следующие игры:

На первом месте также подвижные и спортивные игры: «вышибалы», «салки», «прятки», «казаки-разбойники», «ножички», «квадраты», «городки», «классики», «резиночки», «догонялки», дедушки также называли волейбол, футбол.

На втором месте сюжетно-ролевые игры: бабушки играли в «дочки-матери», «спектакли», «больница», «школа», «магазин», дедушки играли в «войнушку», «казаков», «маршалов», «партизан», «разведчиков».

На третьем месте настольные и интеллектуальные игры: «крестики-нолики», «города», лото, шашки, шахматы.

С помощью опроса мы не только узнали названия игр, но их правила игры в них. Все эти игры мы включили в нашу игротеку (Приложение 3).

Завершив опрос мы узнали, что наши одноклассники больше любят играть в настольные игры, родители чаще играли в подвижные и интеллектуальные игры, а бабушки и дедушки аще играли в подвижные, спортивные игры и сюжетно-роевые игры.

Глава II. Разработка проекта «Игры, в которые мы будем играть»

2.1. Этапы создания игротеки

Для того, чтобы составить игротеку мы разработали план:

сначала выписали из опросных листов названия тех игр, в которые чаще играли наши родственники;

затем нашли с помощью интернета и бесед с родными узнали правила по которым нужно играть в эти игры;

затем попросили одноклассников посмотреть семейные альбомы, архивы, чтобы найти фотографии, по которым можно было увидеть, как играли в эти игры;

Рассказали о играх одноклассникам и попросили их нарисовать рисунки-иллюстрации для игротеки;

Отсканировали рисунки и включили в нашу игротеку.

Игротека с описанием игр и рисунками-иллюстрациями представлена в Приложении 3.

Назовем наиболее интересные игры, в которые можно играть в школе, н школьном дворе или на улице.

«Вышибалы» — одна из самых популярных игр с мячом. Для игры необходим не очень тяжелый мяч, лучше волейбольный или легкий детский резиновый мяч.

Правила игры описаны в игротеке.

А вот как вспоминали об этой игре наши родственники.

Вспоминают Татьяна Владимировна Попова (Дегтярева):

Игровое поле для этой игры мы расчерчивали прямо на дороге около дома. Мы тогда жили на Первомайской улице. Машин тогда было мало и нам ничего не угрожало. Дорога была пыльная, и мы носились по ней, туда-сюда поднимая клубы пыли. По окончании игры мы все были грязные, но счастливые.

«Прятки».

Правила игры в прятки очень просты и описаны в игротеке.

А вот как вспоминали об этой игре наши родственники.

Вспоминает Ирина Владимировна Пичугина (Дегтярева)

В эту игру в детстве мы играли часто и дома и на улице. Но, больше всего, вспоминается эта игра, когда мне было лет 10-11. Надо сказать что мы с сестрой были самыми младшими участниками игр ( сестры, братья, соседи все были старше нас). Играли в нее вечером, когда уже начинало темнеть. Водящий начинал отчет ( 1,2,3…) все разбегались и прятались кто куда. Кто зарывался в сено, кто за поленницу дров, кто под крыльцо… Кругом тишина, ты сидишь и не дышишь, и такая жуть охватывает и хочется, чтобы тебя поскорее нашли.

Особенно страшно было играть на сеновале. Темно, страшно, но зато тебя не видно. Я была маленькая, хотелось сразу убежать, но понимала, что если признаюсь, что боюсь, то потом не позовут. Помню как мы однажды целый вечер не могли найти брат Сергея. А он встал на сеновале на балку и так стоял почти два часа!

«Казаки-разбойники» - это смесь салок и пряток.

Правила игры описаны в игротеке.

А вот как вспоминанли об этой игре наши родственники.

Вспоминает Ирина Даренская (Ильных): Нас собиралось у бабушки в деревне Четкарино на лето 10 внуков. Мы всегда очень весело проводили время.. Не только помогали бабушке и дедушке, но и много играли. Особенно часто играли в «Казаки-разбойники», все стены, дорожки, двор были в стрелках. Обычно темницу устраивали в срубе или в сарае где стоял мотоцикл. Братья в крыше сделали лаз и оттуда сбегали от нас, а мы не могли понять, ка им так легко удаётся освободиться. Всегда было очень весело. Мы часто вспоминаем наше чудесное детство.

Узнав из проекта о играх, в которые играли в наших семьях, мы обязательно будем в них играть.

2.2.Проведение игрового практикума «Давайте играть вместе» и проверка гипотезы исследования

После того, как мы составили игротеку мы разработали план проведения игрового практикума:

Спросили разрешения у учителя Любовь Петровны Зубовой провести практикум на перемене;

Выбрали время и место проведения (фойе перед классов в 14.30);

Выбрали из списка игр те игры, в которые чаще играли наши родственники;

Подготовили необходимый реквизит;

Пригласили одноклассников поиграть с нами;

Провели практикум из трех игр (классики, «резиночки», «рука»).

Мы разделили одноклассников на 2 группы и поочередно проводили с ними игры.

Дальше мы решили проверить, подтвердилась ли наша гипотеза.

Для этого мы взяли цветные стикеры и раздали всем одноклассникам, которые играли с нами в игры наших родителей. Мы задали им вопрос «Понравилось ли вам играть в игры ваших родителей?». Затем мы разделили доску на 2 части, на одной стороне написали - «понравилось», на второй – «не понравилось». Мы попросили одноклассников приклеить стикер на одну из сторон доски

Вот такие результаты у нас получились.

Участвовало в проекте по сбору информации о играх – 25 одноклассников;

Участвовали в игровом практикуме – 30 одноклассника;

Прикрепили стикер на сторону «Понравилось» - 27 одноклассников;

Прикрепили стикер на сторону «Не понравилось» - 3 человека.

Мы подсчитали результаты.

Далее мы спросили у одноклассников – будут ли они играть в игры, в которые играли их родители и расскажут ли они о этих играх друзьям.

Все 27 человек, которым понравилось играть, сказали, что они будут играть в них дальше, особенно летом в саду или во дворе.

3 одноклассников ( все 3 мальчики), которые поставили стикер на сторону «не понраивлось», сказали, что они не против играть в игры, но они хотят играть в игры для мальчиков.

То есть наша гипотеза подтвердилась: почти всем одноклассникам понравилось играть в игры, в которые играли их родители.

Мы и дальше будем развивать наш проект, искать и записывать новые игры и играть в них с нашими одноклассниками.

Заключение

Игра – ведущий вид деятельности детей, который имеет большое значение.

С помощь игры развивается мышление, идет физическое развитие, становится лучше речь, появляются качества, необходимые во взрослом возрасте.

Мы поставили целью исследования составление игротеки наиболее популярных детских игр на основе изучения материалов семейных архивов.

Для этого мы провели опрос членов семей чтобы узнать в какие игры они играли в детстве. Макет опросного листа состоял из трех частей: игры, в которые играем мы (ответы на вопрос о том, в какие игры играют наши одноклассники и рисунки их любимых игр); игры, в которые играли наши мамы и папы (здесь родители одноклассников называли те игры, в которые они играли в детски и писали свои воспоминания о детстве); игры, в которые играли наши бабушки и дедушки (здесь приведены названия игр, о которых вспоминали бабушки и дедушки одноклассников).

В опросе приняло участие 25 учеников 2а класса (90% от общего числа учеников).

Полученные ответы мы записывали и вносили в таблицу.

В ходе опроса были получены следующие результаты.

Представители первого поколения - дети - чаще всего называли следующие игры. На первом месте интеллектуальные и настольные игры. Девочки играют в настольные игры («Монополию», «Имадженариум») и компьютерные игры, мальчики в лото, «Морской бой» и компьютерные игры. На втором месте подвижные и спортивные игры: «ляпы», «прятки», девочки также называли «вышибалы», а мальчики - футбол. На третьем месте сюжетно-ролевые игры. Ребята почти не называли этот вид игр (3 девочки назвали «дочки-матери», 1 мальчик сказал в «школу);

Среди игр, в которые играли родители, на первом месте подвижные игры, потом интеллектуальные и настольные, на третьем месте – сюжетно-ролевые.

Среди игр, в которые играли бабушки и дедушки, на первом месте - подвижные игры, потом сюжетно-ролевые игры, на третьем месте –.интеллектуальные и настольные игры.

В результате опроса мы смогли сравнить в какие игры играли старшие и младшие поколения и составить игротеку наиболее популярных игр семей.

Далее, чтобы проверить гипотезу исследования, мы провели игровой практикум и вместе с одноклассниками поиграли в три игры из детства наших родителей.

Опрос с помощью стикеров, который мы провели после практикума, подтвердил нашу гипотезу. Одноклассникам понравлюсь играть в игры, в которые играли в детве родители и они будут рассказывать об этих играх своим друзьям.

Игры - это не только очень весело, но и важно для развития нужных качеств детей.

Список использованных источников и литературы

Литература

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?. – Режим доступа: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17028. – Текст: электронный

Игра: Энциклопедия. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/411/игра. – Текст: электронный

Ицкович Г. Зачем ребенку играть? – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/standpoint/zachem-rebenku-igrat/. – Текст: электронный

Сборник игр для детей [Текс]. – М., 2013. – 230 с.

Материалы семейных архивов

Фотографии семейного архива Даренской Агнии

Фотографии семейного архива Валиулиной Таисии

Фотографии семейного архива Ларионова Максима

Фотографии семейного архива Хисматтулина Матвея

Фотографии семейного архива Трапезниковой Василисы

Фотографии семейного архива Николаевой Анны

Фотографии семейного архива Пономарева Алексея

Приложение 1.

Макет опросного листа

Страница 1. Игры, в которые играю Я:

1.Напиши свое имя и фамилию: ______________________________________________

2. Напиши в какие игры ты играешь:

3. Назови 3 самые любимые игры:

1._________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

4. Если у тебя есть в семейном альбоме фотографии, на которых ы один или с другими ребятами (друзьями, родственниками) играешь в разные игры, попроси, пожалуйста, родителей отправить их фото или скрин в группу «Проект «Игры» или на эл.почту ivilinych@mail.ru (подпишите, пожалуйста, фамилию авторов фото)

5. Нарисуй, пожалуйста, на этой странице рисунок на тему: Моя любимая игра»

Страница 2. Игры, в которые играли мои родители:

1.Напиши имя и фамилию мамы: _______________________________________________________________________

2. В какие игры любила играть твоя мама:

А) подвижные игры:

Б) интеллектуальные игры:

В) сюжетно-ролевые игры:

=================================================================

1.Напиши имя и фамилию папы: _______________________________________________________________________

2. В какие игры любил играть твой папа:

А) подвижные игры:

Б) интеллектуальные игры:

В) сюжетно-ролевые игры:

!!! Если у вас в семейном альбоме есть фотографии, на которых твои родители играют в разные игры, попроси, пожалуйста, отправить их фото или скрин в группу «Проект «Игры»

!!!! Всем очень интересны правила игр, в которые играли твои родители, спроси у них правила этих игр и запиши, пожалуйста, правила на диктофон или в голосовое сообщение в WahtApp

Страница 3. Игры, в которые играли мои бабушки и дедушки:

1.Напиши имя и фамилию бабушки со стороны мамы: _______________________________________________________________________

2. В какие игры любила играть твоя бабушка (со стороны мамы):

А) подвижные игры:

Б) интеллектуальные игры:

В) сюжетно-ролевые игры:

1.Напиши имя и фамилию дедушки (со стороны мамы): _______________________________________________________________________

2. В какие игры любил играть твой дедушка (со стороны мамы):

Б) интеллектуальные игры:

В) сюжетно-ролевые игры:

==================================================================

1.Напиши имя и фамилию бабушки (со стороны папы): _______________________________________________________________________

2. В какие игры любила играть твоя бабушка (со стороны папы):

А) подвижные игры:

Б) интеллектуальные игры:

В) сюжетно-ролевые игры:

1.Напиши имя и фамилию дедушки (со стороны папы): _______________________________________________________________________

2. В какие игры любил играть твой дедушка (со стороны папы):

А) подвижные игры:

Б) интеллектуальные игры:

В) сюжетно-ролевые игры:

!!! Если у вас в семейном альбоме есть фотографии, на которых твои родители играют в разные игры, попроси, пожалуйста, отправить их фото или скрин в группу «Проект «Игры»

!!!! Всем очень интересны правила игр, в которые играли твои родители, спроси у них правила этих игр и запиши, пожалуйста, правила на диктофон или в голосовое сообщение в WahtApp

Приложение 2

Пример заполнения опросного листа с рисунком «Моя любимая игра»

Приложение 3

Примеры из разделов игротеки и праткикума «Давайте играть»

Фотографии из семейного архива В.Трапезниковой (детская игра в «магазин» ее бабушки Л.П.Гайсенок)

Пример подготовки рисунков-иллюстраций к практикуму

(игра «Американка» , рисунок А.Николаевой, ученицы 2а класса)

Просмотров работы: 16