Введение
Конституция РФ представляет собой основной закон Российской Федерации. Она является фундаментом законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Актуальность. Нынешняя конституционная реформа в России представляет собой процесс сложный, многозначный, достаточно противоречивый и незавершенный. Стало модным преподносить его под лозунгами идеи модернизации, необходимости решения ее многообразных задач. В связи с этим актуальным представляется ее поэтапная характеристика, обоснование основных периодов и направлений. Обнаружившиеся при этом связи конституционных преобразований с экономическими, политическими, социальными и иными процессами и явлениями подчеркивают исторический судьбоносный характер реформирования.
Цель моей работы – проанализировать, насколько реформы Конституции эффективно реализуются в нашей стране, и определить, какое влияние они оказывают на формирование общественного мнения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Проследить историю становление Конституционализма в России;
- Выделить позитивные и негативные стороны Конституции;
- Оценить нынешнее состояние Конституционного строя.
Объектом исследования является история становления Конституции РФ.
Предметом исследования нашей работы является изучение реформ Конституции, их проблемы и достижения.
Гипотеза: Я надеюсь, что мне удастся познакомить заинтересованных в этой теме людей с историей и настоящим Конституции. Ведь если каждый гражданин будет изучать Конституцию, то он будет знать свои права и обязанности, что поспособствует повышению уровня знаний основного закона, правовой культуры.
В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования используются методы теоретического познания – анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, содержащих информацию о формировании Конституции РФ.
1.Из истории Конституции
1.1 Дореволюционный период
Предыстория Конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев (см. приложение 1, рис. 1).
В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания Конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок [2].
Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию Конституции. Был подготовлен проект Конституции Михаилом Лорис-Меликовым, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.
После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю (cм. приложение 1, рис. 2) [3].
1.2 Советская Конституция
Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.
Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.
31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений - разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.
5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, (см. приложение 1, рис. 3) в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах [6].
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР. Подробно прописывалось в Конституции государственное устройство, которое не совпадало с существующей в СССР системой власти и должно было продемонстрировать демократический фасад СССР. Хотя реальная власть принадлежала партийной иерархии и правительству, которое формировалось Сталиным и его окружением, Конституция описывала систему парламентской республики. Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР (см. приложение 3, рис. 1), а в перерывах между его сессиями – Президиум Верховного Совета СССР. Предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие. Тщательно был прописан механизм разрешения гипотетического конфликта между палатами, хотя такой конфликт не мог возникнуть в ситуации, когда важнейшие решения готовились в Политбюро и аппарате ЦК ВКП(б) [1].
1.3 Конституция 1993 года
Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году во время голосования электората.
Россия провозгласила свою независимость, как и другие союзные республики, после распада СССР («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации было закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. Число 7 октября 1977 года – время, когда была принята последняя конституция СССР. [4]
15 октября 1993 года Ельцин подписывает указ о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ (см. приложение 4. рис. 1).
В 1993 году президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В работе Конституционного совещания принимали участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию нового проекта Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами главного законодательного органа России - Федерального Собрания. [6]
С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции причислен к памятным датам России. Она была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Это - реально действующая Конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии – КПСС [1].
Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. Вместе с тем нельзя не видеть, что многие положения новой Конституции РФ во многом носят характер пожеланий, ориентированы на будущее, они отражают не то, что уже существует в реальности, а то, по какому пути должна развиваться Россия. Так, ст. 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Здесь же говорится о том, что в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Ясно, что даже нынешний уровень жизни основной части населения России далек от тех критериев, которыми определяется социальное государство в современном мире.
Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве основного принципа осуществления государственной власти разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В рамках разделения властей Конституция предусматривает независимость и самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах установленных полномочий. [8]
Содержание Конституции позволяет говорить о преобладающей роли Президента в системе государственной власти и управления, что явилось, безусловно, отражением борьбы в высших эшелонах власти в период принятия Конституции. Отдельная глава Конституции посвящена органам местного самоуправления в Российской Федерации. По новой Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время они являются органами публичной власти, наделенными властными полномочиями, самостоятельны в пределах своих полномочий, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Положение Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, строго говоря, должно было продемонстрировать и юридически закрепить признание государством особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними [11].
Принятие новой Конституции страны создало юридическую основу для национального согласия, строительства новой российской государственности. 28 апреля 1994 г. Договор об общественном согласии подписали представители органов законодательной власти и исполнительной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели и представители духовенства, руководители субъектов Федерации. В рамках реализации основных положений Конституции в тот период были приняты Гражданский кодекс РФ, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», в 1995 г. приняты Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» (отменен в связи с принятием нового Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в настоящее время действует Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. с тем же названием) и др [12].
К сожалению, последние годы президентства Ельцина не привели к улучшению жизни российских граждан. Наряду с экономическими трудностями, потрясший страну дефолт летом 1998 г., дальнейшее обнищание широких слоев населения, наблюдалось усиление негативных тенденций в системе государственного управления. Нарастала бюрократизация государственного аппарата управления. При всех недостатках советской системы государственной службы сильной ее чертой был высокий уровень мобильности, в том числе и межрегиональной. В 1990-е гг. напротив, главной проблемой стала чрезмерная замкнутость аппарата в рамках отдельных субъектов Федерации. Огромную роль в системе управления государством приобрела Администрация Президента, подменявшая органы государственной власти, концентрируя в себе политические интриги. При этом она все чаще выступала от имени Президента, утрачивавшего способность управлять ситуацией. Показателем нестабильности в обществе являлась частая смена глав правительства. Только с апреля 1998 г. по май 2000 г. после отставки правительства В. С. Черномырдина сменилось пять кабинетов: С. В. Кириенко (апрель - август 1998 г.), В. С. Черномырдина (август - сентябрь 1998 г., и.о. председателя Правительства), Н. М. Примакова (сентябрь 1998 г. - май 1999 г.), С. В. Степашина (май 1999 г.- август 1999 г.), В. В. Путина (август 1999 г. - май 2000 г.) [12].
2. Конституция в наши дни: преимущества и недостатки
15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию заявил о необходимости внести ряд изменений в действующую Конституцию РФ (см. приложение 4, рис. 2). В частности, глава государства предложил установить приоритет российской конституции над требованиями международного законодательства, закрепить в основном законе роль и статус Госсовета, расширить полномочия Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда, ограничить число президентских сроков, закрепить в основном законе ряд мер социальной поддержки населения и др. При этом Владимир Путин подчеркнул, что поправки в конституцию не должны затрагивать ее фундаментальных основ, и предложил утвердить их парламентом через принятие соответствующих конституционных законов, после чего провести общероссийское голосование по всему пакету предложенных изменений.
В ходе обсуждения новых изменений в Конституции РФ, в её текст было внесено 206 поправок. Больше всего они затронули третью главу, закрепляющие положения федеративного устройства России. Существенно изменили четвёртую главу «Президент РФ» и пятую «Федеральное Собрание РФ». Новая редакция Конституции скорректировала функции и полномочия правительства, судебной власти, прокуратуры [5].
Согласно предложенным поправкам в статью 81 (глава 4, «Президент РФ»), главой государства может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, проживающий в России не менее 25 лет, не имевший и не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство. Требования об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство было предложено закрепить в отношении глав регионов, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, членов правительства и руководителей других федеральных ведомств, судей.
Однако если в случае с силовиками и чиновниками речь идёт о недопустимости второго гражданства (вида на жительство) на момент назначения/избрания, то в случае с президентством, второе гражданство недопустимо и в прошлом. Зачем? Это существенно сужает круг кандидатов на эту должность. Как мы знаем, ребёнок, родившийся на территории некоторых стран, автоматически получает гражданство этой страны. В будущем, если этот повзрослевший ребёнок захочет стать президентом, для него это будет невозможно, каким бы талантливым политиком он не был.
Также президент наделялся полномочиями вносить в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судей Конституционного и Верховного судов. В настоящее время решение о прекращение полномочий членов КС может принять только сам суд, а полномочия судей ВС прекращаются либо в связи с истечением срока их пребывания в должности (шесть лет), либо досрочно по решению Высшей квалификационной коллегии судей. Глава государства получил право не подписывать принятые обеими палатами парламента законы, если по его запросу КС признает их не соответствующими Конституции РФ. В настоящее время президент также может отклонить принятые парламентариями законы, но Госдума и Совфед могут преодолеть его вето, повторно поддержав отклоненный закон квалифицированным большинством голосов (две трети депутатов и сенаторов соответственно) [9].
По моему мнению, данный пункт сам по себе нарушает конституцию. Сейчас исполнительная и судебная власть работают в тандеме, но независимо друг от друга. С принятием поправки исполнительная власть подчиняет себе судебную, что лишает смысла, вообще, судебную систему.
В Конституцию РФ также было внесено положение о Государственном совете, состав которого формирует президент. К ведению Госсовета отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ, а также приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус и полномочия Госсовета должен определить специальный федеральный закон. Государственная дума, согласно предложенным изменениям, получила полномочия не просто согласовывать, а утверждать кандидатуры премьер-министра и членов правительства, после чего они будут назначаться на должности президентом. При этом глава государства не сможет отклонять утвержденные Думой кандидатуры.
Новая система власти не позволит Президенту поменять политический и экономический курс страны одной подписью, как это в своё время, к примеру, сделали М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Усилится роль народных избранников, и вместе с этим новые обязанности депутатов заставят политические партии выдвигать своих кандидатов с учетом их профессиональных навыков в сфере политики, экономики и т.д. В этой связи, возможно, в ближайшее время мы увидим на политической арене новые партии, новые политические платформы, появятся новые идеи.
Руководителей федеральных органов власти, ведающих вопросами обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций, юстиции, предлагается назначать после консультаций с Советом Федерации. Кроме того, верхняя палата парламента получит право участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, прекращать по представлению главы государства полномочия судей КС, ВС, а также кассационных и апелляционных судов [10].
Состав Конституционного суда, согласно поправкам, было предложено сократить с 19 до 11 судей. При этом КС наделяется полномочиями проверять по запросу президента принятые Госдумой законопроекты еще до их подписания главой государства. Президентский законопроект также закрепляет приоритет российской конституции над решениями межгосударственных органов, членами которых является РФ.
Поправки в Конституцию предусматривают усиление социальной поддержки малоимущего населения, в частности провозглашается, что МРОТ не может устанавливаться меньше прожиточного минимума по стране, а пенсионные и иные социальные выплаты подлежат обязательной индексации. Это значит, что регионы не смогут устанавливать размер МРОТ ниже общероссийского, что является существенным плюсом. Некоторые пенсионеры и граждане смогут рассчитывать на увеличение пенсий, пособий и соц. выплат в реальном выражении благодаря индексации. Однако, стоит отметить, что размер прожиточного минимума не связан Конституцией и по факту может не соответствовать реальным насущным потребностям россиян. Индексация не всегда и не для всех влечет за собой увеличение выплат в реальном денежном выражении. Яркий пример – пенсионеры, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума.
Новые поправки в Конституцию предполагают узаконить приоритет закона РФ, над любыми международными. Это должно вселять гордость в граждан РФ. Но так ли это? Нередки случаи, когда граждане РФ сталкиваются с беспределом властей, а как бороться с этим, если сами же беспредельщики принимают все решения? Фактически любой иск, поданный против судьи, прокурора или даже полицейского – обречён на проигрыш. И это в лучшем случае. Бывали ситуации, когда сами пострадавшие внезапно становились обвиняемыми, и это тупик. Самые активные подавали заявления в международные суды, выигрывали их, и это были обязательные к исполнению решения. С принятием поправки о верховенстве закона РФ, все решения международных судов исполнять будет необязательно [5].
Согласно статье 67, Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
В России существуют различные территории, требующие специального управления, такие как закрытые административно-территориальные образования (космодром «Восточный»), особо охраняемые природные территории (озеро Байкал или регион Кавказских Минеральных Вод), Арктика.
Эта поправка в Конституцию о возможности создания в России «федеральных территорий». Такой режим предполагает особые полномочия и прямое подчинение органам и должностным лицам федерального центра. Статус данных территорий, в случае одобрения инициативы, будет прописан в отдельном законе.
Особый порядок управления, в одних местах позволит обеспечить безопасность или защитить природу, а в других – повысить инвестиционную привлекательность территорий.
К примеру, из-за колоссальных месторождений газа регион Арктики привлекает всё больше иностранных держав. Там разворачивают базы НАТО. В международных судах идёт много территориальных споров по арктическим шельфам. Создание «федеральных территорий» на уровне Конституции – хороший козырь России в деле защиты своих интересов.
Предусматривается, что Российская Федерация запрещает любые действия, направленные на отчуждение своих территории, а также призывы к таким действиям. Запрет будет касаться не только граждан РФ, но и граждан других стран, находящихся на территории России. После внесения в Конституцию запрета на отчуждение территорий, соответствующие поправки внесут в Уголовный и Административный кодексы. Соответственно, у нашего государства появятся реальные рычаги борьбы на любые сепаратисткие действия и высказывания. Это защитит наших потомков от ненужных метаний по поводу территорий, доставшихся им в наследство, и убережёт Россию от раскола.
Введена поправка, касающаяся языка и культуры. По моему мнению, это очень важная поправка. Сейчас мало кто понимает, что русский язык, на котором вы сейчас читаете эти буквы – уникальное явление мирового масштаба. На Западе сейчас прививают мультикультурализм. Но культуры не равны хотя бы в силу разных исторических отрезков существования.
В мире есть 7 старых культур: английская, французская, итальянская, испанская, германская, американская и русская. Вот и всё, других культур аналогичного уровня просто не существует в природе. Особенность русской культуры – её литературоцентричность. Пушкин, Толстой, Достоевский сделали столь мощный вклад в фонд мировой культуры, что если представить его в виде сокровищницы, то у русских там процентов 25% всех акций. И это навечно.
Люди, точнее силы, пришедшие к власти в России после 1917 года, русских и русскую культуру ненавидели. Они сделали реформу орфографии, изменяли алфавит, были проекты полного уничтожения русского языка и перехода на эсперанто, 15 лет русский упорно готовили к переводу на латиницу. Но русский язык выжил и обогатился. Он стал частью национального образования и элементом культурного кода нации.
Эта поправка подчеркивает значимость русского языка и его объединяющую роль, а также позволяет сохранить и развивать языки коренных народов нашей страны. Новая редакция статьи гласит, что культура России является уникальным наследием, поддерживается и охраняется государством.
Таким образом поправка определяет культуру как ключевую ценность страны, ставит её в один ряд с главными государственными символами наряду с флагом, гимном. Культура народов нуждается в охране. Бережное отношение к ней – это и обязанность государства, и долг современного поколения.
Вопрос о том, что российским властям следовало организовать отдельное голосование по каждой поправке, обсуждался в российском обществе. В ответ на критику представители власти отвечали, что это невозможно, и приводили аргумент, что действующая Конституция тоже принималась не постатейно, а общим голосованием. Учитывая, что в ходе опроса возникли трудности с «голосованием» даже по небольшому числу упрощенных формулировок, аргументы властей следует признать убедительными. Тем не менее это не означает, что население России одинаково относится ко всем вынесенным на плебисцит поправкам. Включенные в анкету поправки можно разделить на две группы: декларативные и реальные. Первые посвящены провозглашению таких принципов, как охрана народных традиций, исторической правды, защита трудовых прав граждан, устойчивый экономический рост и т.п. (в этом списке 15 поправок). Вторая группа — расширение полномочий президента и укрепление «вертикали власти» (9 поправок).
Опрос показал, что отношение респондентов к указанным категориям поправок радикально различается. За декларативные поправки готово проголосовать большинство респондентов: от 91% до 68%, в среднем по всем поправкам этой группы — 81%.
За поправки, расширяющие полномочия президента и российских властей, готово проголосовать меньшинство респондентов. Единственное исключение — поправка о необязательном исполнении Россией международных договоров («за» 64%). В конечном итоге свой голос за введение поправок отдают 77,92% всех голосовавших. И 21,27% против изменений в основной закон (см. приложение 5, рис. 1).
В нашей стране Конституция прошла через множество трудностей как вьпроцессе создания, так и в процессе её установления. Идея обновления некоторым статей на самом деле необходима, потому что мир меняется, а значит меняются и определенные правила жизнедеятельности. Несмотря на различные негативные отзывы граждан в социальных сетях (в основном молодого поколения), большинство граждан (россияне 45-59 лет (70%) и старше 60 лет (73%)) понимают ситуацию и готовы участвовать в голосовании.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, следует отметить следующие основные моменты. Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:
- Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа;
- конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;
- Конституция определяет некоторые виды иных источников права;
- Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;
- Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя статус российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации.Без соблюдения Конституции нет и в принципе не может быть законности как таковой[9].
Конституция 1993 года, бесспорно, требует внесения в нее изменений. Общество развивается, власть, как законодательная, так и исполнительная нуждается в корректировке своих функций.
Если мы в открытую провозгласили, что Россия стремится к построению правового государства, то и нам следует действовать в том же ключе. Ведь без движения и доверия к Основному Закону, без неукоснительного соблюдения каждой буквы Конституции невозможно добиться успеха реформ, достичь подлинной общественной стабильности.
Данная тема разрабатывалась мною впервые, возникавшие в процессе сбора и обработки данных, вопросы заинтересовали меня. Я хочу продолжать дальнейшие исследования в будущем. Данную работу можно использовать в практике общеобразовательных учреждений (на уроках обществознания, классных часах), а также для продолжения исследования. Также мною был проведён соцопрос, в котором были заданы основные вопросы касающиеся Конституции и её дальнейших перспектив. Мнение граждан и их личный взгляд на основной закон.
Комментарии к опросу:
1. Какие именно поправки президента вы поддерживаете? (см. приложение 6, рис. 1)
Все категории полностью поддерживают поправки в пользу народа, так как его благосостояние полностью сказывается на росте и престиже страны. Но далеко не каждый считает нужным вводить поправки в пользу государства. С точки зрения молодёжи это можно расценить как столь юную зрелость и неполное понимая государственного устройства. Категории же постарше в целом одобряют такой шаг за исключение некоторых поправок или некоторых людей.
2.Доверяете ли вы Владимиру Путину? (см. приложение 6, рис. 2)
Ответ категории от 16 лет до 21 года можно также объяснить неполным пониманием государственного устройства в силу возраста, возможной пропагандой СМИ. Категории старшего поколения в большинстве своём отдают предпочтение Владимиру Путину. Это можно объяснить тем, что Владимир Путин является политиком со стажем, во многом показывая себя как человек, которому не безразлична жизнь государства и который может управлять страной.
3.Как вы думаете, кто получит наибольшую выгоду от предложенных поправок? (см. приложение 7, рис. 1)
Категория от 16 лет до 21 года считает, что наибольшую выгоду получит власть России, а народ и вовсе наименьшую. Такой ответ возможен потому что, в наше время часто можно услышать новости про коррумпированных чиновников, которым удаётся красть бюджетные средства, обходить закон и при этом оставаться безнаказанными. Также возможны пропаганды СМИ. Категория от 25 лет до 35 лет и категория от 40 лет до 50 лет считают, что большую выгоду получит народ. Это ответ можно объяснить личным опытом каждого человека, который проживал и проживает в России и ощущает все эти положительные изменения на себе.
4.На сколько хорошо вы представляете содержание поправок в Конституцию? (см. приложение 7, рис. 2)
Ответ каждой категории завит на прямую от того, на сколько много прав и обязанностей затронуто в Конституции с этой категорией. То есть, количество прав и обязанностей у школьников и студентов (Категория от 16 до 21 года) несколько меньше чем у взрослых и рабочих людей в силу их статуса. Кроме того есть права и обязанности которые зависят не только от статуса человека, но и от возраста.
5.Вы скорее проголосуете ЗА или ПРОТИВ предложенных изменений в Конституцию? (см. приложение 8, рис. 1)
Ответы категорий зависят от того, насколько им нравятся или не нравятся эти реформы в целом, а не каждая по отдельности. Иначе говоря если категория от 16 лет до 21 не приветствует поправки в пользу государства, а поправки в пользу народа приветствует, то им нужно делать выбор, станет ли их жизнь и жизнь всей страны лучше от этих реформ или нет.
Список использованных источников и литературы
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
Черепанов В. А. Конституционное право России. Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.
Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова. - М.: Проспект, 2020. - 180 c.
История Конституции России. Хрестоматия/Р.А. Ромашов и др. - М.: СПбГУП, 2013.- 624 c.
Интернет-ресурсы
7. https://konstitutsiia.ru/
8. http://publication.pravo.gov.ru/
9. https://pravo.ru/
10. https://mr-rf.ru/articles/society/81878-popravki-v-konstitutsiyu-rf-2020-s-kommentariyami/
11. https://helperia.ru/a/konstitucija-rf-1993-godaistorija-prinyatija
12. https://studme.org/1938101812611/istoriya/konstitutsiya
Приложения
Приложение 1
Рис. 1-2 Первый проект Конституции. Манифест
Рис. 3 Чрезвычайный съезд Советов
Приложение 2
Рис. 1Николай Бухарин (Русский революционер)
Рис. 2Конституция времён СССР
Приложение 3
Рис. 1 Верховный совет СССР
Рис. 2 Указ Президента о поэтапной Конституционной реформе
Приложение 4
Рис. 1 Указ Президента о голосовании
Рис.2 Конституция на сегодняшний день
Приложение 5
Рис.1 Итоги голосования
Приложение 6
Рис.1 Первый вопрос
Рис.2 Второй вопрос
Приложение 7
Рис.1 Третий вопрос
Рис.2 Четвёртый вопрос
Приложение 8
Рис.1 Пятый вопрос