Введение
В данной работе представлена разработка новой сувенирной продукции для городского округа Чехов как социально-значимый проект. Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием единого визуального стиля современной сувенирной продукции города. Основной целью работы является разработка концепции новой сувенирной продукции в едином визуальном стиле для г.о. Чехов. Чтобы привлечь внимание целевой аудитории, необходимо создать современный устойчивый и целостный визуальный образ городу, который сможет заявить о себе с новой стороны, что способствует получению возможной прибыли г.о. Чехов, и выделить узнаваемый стиль среди других городов.
Основной проблематикой является незаинтересованность жителей и гостей города в сувенирной продукции из-за ее дефицита.
Задачи:
Собрать полную и достоверную информацию по существующей сувенирной продукции на территории города
Изучить рынок сувенирной продукции
Создать линейку оригинальные сувениры для разной категории покупателей, отражающих характер г.о. Чехов
Разработать единую концепцию сувенирной продукции г.о. Чехов.
Обратиться к общественности и в Администрацию г.о. Чехов с предложениями о рассмотрении концепции новой сувенирной продукции г.о. Чехов.
Найти инвестиции для реализации проекта.
Создать сайты и страницы в социальных сетях с доступом к заказу новой сувенирной продукции из г.о. Чехов
В работе были использованы следующие методы: изучение данных и анализ литературы и статистических источников по теме исследования; сравнительный метод; классификация; изучение и обобщение опыта других городов, беседа, метод «дерево проблем», мозговой штурм.
1.Анализ актуальности проекта
Сувениры являются визитной карточкой страны, ее культуры и искусства. Они выполняют познавательную роль, способствуют духовному обогащению людей, отражая культуру местности, удовлетворяя покупательские потребности туристов, приносят ощутимую пользу региону.
Современный сувенир должен быть вещественным доказательством, символом места встречи человека и объекта, представленного сувениром. Следует согласиться с М.А. Корецкой [4], которая считает, что сувенир представляет собой телесно организованную мнемотехнику - свидетельство о состоявшемся событии и в этом своем качестве он нужен как тактильный кусок страны, напоминание о том, что какая-то ее часть навсегда осталась в собственности туриста.
В последнее время интерес к внутреннему туризму стал возрастать. Пандемия скорректировала ситуацию с мировым туризмом, ограничив туристов в пересечении границ. Туристское сообщество России понимает реальные преимущества и выгоды развития отечественного туристского рынка. Ключевую роль в развитии внутреннего туризма играют культурно-исторические ресурсы страны. Любой исторический город имеет возможности для развития культурно-исторического туризма, который в свою очередь, стимулирует развитие экскурсионной деятельности, не является исключением и город Чехов.
Используя метод «дерева проблем» (рис. 1) мы установили, что причинами отсутствия единой сувенирной продукции в нашем городском округе является сезонность туристической отрасли, отсутствие специализированных сувенирных лавок в музеях и в отдельном виде, отсутствие мастерских для изготовления сувениров, отсутствие муниципального заказа на единую сувенирную линейку для действующих предприятий в сфере полиграфии.
Рис. 1. Дерево проблем
Создание сувенирной продукции и установка ларьков и лавок в музеях в г.о. Чехов с сувенирной продукцией поможет привлечь целевую аудиторию, станет ведущим элементом в развитии туриндустрии города, его рекламным продвижением, а также поможет идентифицировать себя на рынке России.
Совершенно очевидно, что инновационные туристские предложения могут стать важным фактором развития внутреннего туризма в городе. Это приведет к появлению новых экскурсионных маршрутов, разнообразию экскурсионных услуг, отвечающих современным требованиям.
В нашем городе не хватает сувениров, которые могли бы соответствует запросам современного туриста. Сувенирная продукция не отличается оригинальностью, интересным подходом и отличительным внешним видом. Город не предлагает сувенирной продукции соответствующего разнообразия и качества потребителю.
Мы провели опрос жителей и гостей города. 85 % опрошенных считают не достаточным разнообразие сувениров в музеях. В музеях города руководство уже не первый год поднимает вопросы о разработке принципиально новой сувенирной продукции, соответствующей запросам современного туриста. Но выделять деньги на разработку не имеет возможности.
Как показывает статистика, приблизительное количество прибывающих в город туристов составляет 160500 человек и это только по музеям. Как видно на таблице количество туристов с каждым годом возрастает, не считая 2020 года. Данные получены от культурно просветительского отдела музея заповедника А.П. Чехова «Мелихово».
Посещаемость музеев г.о. Чехов Таблица 1
Год |
Общее |
Мелихово |
Усадьба «Лопасня –Зачатьевское» |
2014 |
152243 |
137886 |
14357 |
2015 |
158267 |
144442 |
13825 |
2016 |
159827 |
145555 |
14272 |
2017 |
168838 |
150565 |
18273 |
2018 |
161508 |
149742 |
11766 |
2019 |
170616 |
145831 |
24785 |
2020 |
92954 |
80246 |
12654 |
По последним данным в Чехове проживают 72,2 тысячи человек из которых 5% безработных. Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики.
Рис.2. Изменение численности населения г.о. Чехов
Так как наша целевая аудитория – люди от 10 до 60 лет, а это 80% жителей г.о. Чехов, получается, что возможная целевая аудитория жителей города составляет приблизительно 57700 людей в год. Так же в наш округ на летние каникулы приезжает до 0,5 млн. временных жителей. Будем считать и их возможной целевой аудиторией. Итого общая целевая аудитория г.о Чехов в среднем за год около 718200 человек.
2.Анализ аналогов в сувенирной продукции
Для разработки новой сувенирной продукции г.о. Чехов следует подобрать и проанализировать существующие аналоги. Мы изучили опыт других городов.
Концепция сувенирной продукции для города Москва представляет собой сложную систему букв, в которые вписаны объемные объекты, архитектурные, промышленные и городские сооружения города. Используется яркая, контрастная цветовая гамма, сочетающая в себе холодные и теплые оттенки. Каждая буква заключает в себе определенную часть местности и знаковых мест Москвы.
2) Бренд города Красноярск. При создании уникального фирменного стиля краевого центра, графический дизайнер Маргарита Стасевич использовала узоры коренных народов края и достопримечательности Красноярска.
Бренд города Казань. В основу концепции бренда легли 4 ценности – это дружба, слияние двух культур, доброе отношение друг к другу; любовь, символом которой явился ЗАГС не берегу Волги; семья, естественное продолжение любви, рождение детей, рост; традиции, сохранение культурных ценностей и уважение к ценностям других культур.
Логотип 315-летия Санкт-Петербурга.
На логотипе можно угадать изображения Медного всадника, куполов Исаакиевского и Казанского соборов, а также силуэты парусника, морского судна, разводного моста, одной из Ростральных колонн Стрелки Васильевского острова и символ города — зайчика.
5) Тульский регион. Логотип Тулы с родным самоваром и другими общероссийскими символами. Помимо буквы «Т» более 90% площади логотипа — это ребус, доступный к разгадке обладателям мобильных устройств, оснащённых QR-технологией.
Рис.3 для г. Москва Рис. 4. Для г. Красноярск Рис. 5. Для города Казань.
Рис. 6 Для города Санкт – Петербург Рис. 7. Для города Тула
3.Единая концепция новой сувенирной продукции г.о. Чехов
Анализ проблем в сфере сувенирной продукции городского округа Чехов в п.1, изучение аналогичной ситуации в других городах в п. 2, визуальные концепции крупных мегаполисов позволили нам приступить к разработке единой концепции новой сувенирной продукции г.о. Чехов как социальному проекту, благополучателями в котором являются туристы, жители города и мастера, которые будут обеспечены рабочими местами при изготовлении сувениров. Концепция может быть представлена в виде единой схемы (рис. 8)
В нашем городе по плану осуществляется проект - «Мой Чехов» по благоустройству набережной реки Теребенка. Команда архитекторов проекта «Мой Чехов» представили первые наработки, подготовленные на основе собранных данных анкет, интервью и исследований.
Мы, со своей стороны, предлагаем установить ларьки с сувенирной продукцией не только на территории будущей парковой зоны вдоль реки Теребёнка, но и на других значимых и часто посещаемых местах города. Таких как Спортивный комплекс Олимпийский и гостиница «Олимпийская» И конечно предоставить разработанную сувенирную продукцию всем музеям города.
Рис. 8. Концепция новое сувенирной продукции г.о. Чехов
3.1. Логотип и единое визуальное оформление
Логотип для производителя сувенирной продукции должен быть стильный и узнаваемый. Он отражает характер и предназначение производимого продукта. Логотип обычно размещается на документах, в каталогах, на вывесках. Прежде чем разработать свой логотип мы ознакомились с разработками других компаний.
Рис.9 Логотипы сувенирных компаний.
П ри создании своего логотипа мы основывались на месте реализации сувенирной продукции. Наш город носит имя великого человека - Антона Павловича Чехова, это должно обязательно отражаться в логотипе. Желательно, чтобы логотип был не только легко узнаваем, но и лаконичным, легко умещался на различных поверхностях без потери узнаваемости. Мы представляем логотип в двух вариантах – черный и в цвете. Рис.10. Логотип сувенирной продукции
3.2 Единое визуальное оформление.
В процессе исследования и анализа аналогов были выявлены определённые тенденции, актуальные сейчас в позиционировании и идентификации сувенирной продукции города.
Значимыми элементами визуальных концепций становятся:
- яркие акцентные цвета, составляющие уникальную цветовую гамму города;
- простые фигуры, формы и линии, передающие характер;
- авторская ручная графика, придающая уникальность и неповторимость образу города.
С учетом перечисленных тенденций разработана концепция «Разносторонний Чехов», цель которой соотнести образ города с его основными достопримечательностями, через визуально упрощенный язык. Основная задача: через простые графические формы, линии и фигуры передать визуальный стиль города, его индивидуальные особенности, места, сооружения и их характер. Главными элементами должны выступать минималистичные силуэты и формы, подчеркивая эффект «очаровательной простоты» и в то же время, утонченности образа. Цветовая гамма соотносится с общепринятыми цветами на гербе города Чехов.
Рис. 11. Разносторонний Чехов
Иллюстрированные карточки (открытки) собраны в коллекцию из 10 штук и имеют упаковку в виде обложки. У нас получился не просто набор открыток, это, скорее, современное издание, поданное в необычном формате. Открытки имеют на оборотной стороне QR – код, в котором закодировано письмо. На каждой открытке разные письма, которые были написаны А.П Чеховым в период жизни в Мелихове. Письма читают ученики детской театральной студии Мелихово. На лицевой стороне открытки фотографии предоставленные музеем – заповедником Мелихово. На оборотной стороне, в соответствии с требованиями к почтовой открытке, есть разлиновка, которую можно заполнить и отправить открытку почтой. Размер открытки стандартный 9х16. Так как данные открытки имеют QR коды, их информативность сильно отличается от обычных открыток.
Рис. 12. Пример сувенирных открыток
Ученики начальных классов Гимназии №7 г.о. Чехов Деканов Никита и Бек Карина, создали настольную игру «Жизнь великих людей». Данная игра послужит уникальным образцом сувенирной продукции для нашего города. Ребята разработали 75 вопросов про жизнь и творчество А.П. Чехова и представили игру на школьной научно практической конференции.
Игра состоит из игрового поля и карточек. Поле разделено на 5 секторов по типу вопросов К каждому сектору прилагаются по 15 карточке с вопросами и четырьмя вариантами ответа на каждой карточке. На оборотной стороне карточек имеется правильный ответ. Есть четко прописанные 2 вида правил проведения игры с ведущим и без него.
Под единым названием «Жизнь великих людей» создано 3 игры с тремя разными героями - А.П. Чехов, Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин. Данная игра рассчитана целевую аудиторию 10+. Предполагаем, что данная игра получит большой интерес не только у детей, но и у взрослых.
Рис.13. Игровое поле игры «Жизнь великих людей» А.П. Чехов Рис.14. Карточки для игры
3.4 Сувениры ручной работы
Ручной труд всегда ценился, так как вещи, изготовленные таким образом, имеют, как правило, не только хорошее качество, но и в каждом из них есть своя определенная уникальность.
Мы провели анализ изделий ручной работы по г.о. Чехов. В нашем городе. На выставке в т.ц. Карусель были представлены товары ручной работы в категориях – вязаные вещи, игрушки для детей, шоколад, мыло, бижутерия, валяные сувениры и украшения. Мы проанализировали 10 самых крупных торговых онлайн - площадок для HANDMADE мастеров.
Д ля привлечения к проекту мастеров-ремесленников, для начала, мы наладили сотрудничество с мастером по валянию. Как опытный образец мастером было создано несколько вариантов сувенирной продукции. Древнерусский оберег «Валенки-шептуны».
Валенки – исконно русский сувенир, олицетворяющий тепло и уют в вашем доме, это часть русской истории, символ России.
Рис.15 Сувенирные валеночки
Рис. 16. Блокноты в единой сувенирной концепции
Рис. 17. Календари в единой сувенирной концепции
Рис. 18. Тарелки футболки в единой сувенирной концепции
4. Индикаторы успешности реализации концепции единой сувенирной продукции г.о. Чехов
На сегодняшний день проект разработки концепции единой сувенирной продукции г.о. Чехов находится на стадии разработки экономического обоснования для привлечения инвесторов и администрации городского округа. Работа над проектом велась в течение 6 месяцев.
4.1.Планируемый количественный и качественный эффект
Успешное завершение проекта призвано повысить спрос на сувенирную продукцию, сбор налогов в бюджет города, увеличить заинтересованное количество туристов и жителей города, узнаваемость бренда города.
Единая концепция новой сувенирной продукции города позволит открыть до 10 новых рабочих мест, привлекая лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей из многодетных семей. Они могут быть как мастерами по изготовления сувениров, так и продавцами в сувенирных лавках. У местных типографий появится возможность увеличить количество заказов на сувенирные печатные издания, календари, блокноты, наградную продукцию.
Для предпринимателей есть возможность открыть три самостоятельных сувенирные лавки при одобрении Администрации округа в гостинице «Олимпийская», спорткомплексе «Олимпийский» и на набережной реки Теребенка.
Нами были зарегистрированы два домена для дальнейшей работы в онлайн-пространстве, в том числе и реализации сувениров через Интернет. Это домен http://souvenirchik.ru и http://сувенирыизчехова.рф. Индикатором успешности данных платформ станет высокая посещаемость и наличие заказов на сувенирную продукцию.
4.2. Затраты на проект по отдельным категориям сувениров
Накладные расходы Таблица 3
Наименование |
Стоимость руб./мес. |
Период 6 мес. |
Общая стоимость руб. |
Мобильная связь |
1140 |
6840 |
|
Интернет |
1000 |
6000 |
|
Транспорт |
1200 |
7200 |
|
Итого: |
20040 |
Таблица 4
Расходы на производство единичных пилотных экземпляров сувенирной продукции
Наименование продукции |
Цена в руб. |
Кол-во/шт. |
Общая стоимость/руб. |
Настольная игра |
800 |
3 |
2400 |
Набор открыток из 10шт. |
300 |
1 |
300 |
Валяные сувениры |
350 |
3 |
1050 |
Тарелки |
800 |
3 |
2400 |
Календарь |
150 |
1 |
150 |
Блокнот |
200 |
2 |
400 |
Футболка |
700 |
2 |
1400 |
Итого |
8100 |
Рассмотрим вариант массового производства данной сувенирной продукции для реализации на территории г.о. Чехов.
Стоимость изготовления сувениров при тираже свыше 100 экз, руб. Таблица 5
Наименование продукции |
Цена в руб. от 100 шт. |
Настольная игра |
550 |
Набор открыток из 10шт. |
100 |
Валяные сувениры |
300 |
Тарелки |
600 |
Календарь |
120 |
Блокнот |
180 |
Футболки |
450 |
Развитие туристической привлекательности городов – одна из задач, которую ставят перед собой руководство регионов нашей страны. Рост численности туристов может стать толчком к развитию и нашего городского округа. Сувенирная продукция – один из способов привлечь туристов, напомнить о городе, повысить узнаваемость округа, сделать его привлекательным для посещения.
Мы установили, что причинами отсутствия единой сувенирной продукции в нашем городском округе является сезонность туристической отрасли, отсутствие специализированных сувенирных лавок в музеях и в отдельном виде, отсутствие мастерских для изготовления сувениров, отсутствие муниципального заказа на единую сувенирную линейку для действующих предприятий в сфере полиграфии, а также были удивлены, что в городе нет возможности купить книги с произведениями А.П. Чехова. Выявив проблему отсутствия единой концепции сувенирной продукции, в нашем городском округе, мы поставили цель разработать единую концепцию.
В ходе работы над проектом было выполнено исследование, проделана работа по сбору и анализу аналоговых материалов в других городах. Итогом работы стало решение поставленных задач: разработан логотип, единый стиль оформления сувенирной продукции, линейка сувениров, изготовлены прототипы сувенирной продукции. Для привлечения внимания к проблеме следующим шагом станет обращение с инициативой в Управление спорта и туризма Администрации городского округа при поддержке Общественной палаты городского округа. Единая концепция новой сувенирной продукции города позволит открыть до 10 новых рабочих мест, привлекая лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей из многодетных семей. Они могут быть как мастерами по изготовления сувениров, так и продавцами в сувенирных лавках. У местных типографий появится возможность увеличить количество заказов на сувенирные печатные издания, календари, блокноты, наградную продукцию.
Сувенирная продукция будет иметь важное значение в привлечении внимания большего количества гостей и жителей города и решит проблему отсутствия единого визуального образа сувенирной продукции г.о. Чехов
1. Антон Павлович Чехов. Полный сборник писем Чехова. Письма Чехова 1892 - 1894. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://chehov-lit.ru/chehov/letters/1892-1894.htm 19.12.2020
2. Мелиховские впечатления в творчестве Чехова. Статья. Чехов в Мелихове. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st008.shtml 10.12.2020
3. Лакшин Владимир Яковлевич. Книга "Берега культуры". [Электронный ресурс] – Режим доступа https://litlife.club/books/329815/sections/1?page=43
4. Корецкая, М.А. Сувенир. М.А. Корецкая. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2008. No1. С. 38 - 43.
5. Почта России. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.pochta.ru/
6. Течение мелиховской жизни. А.П. Чехов 1892 – 1899 годы. Ю.А. Бычков. Москва, «Планета» 1989.
7. А.П. Чехов и его времена. А. Турков. Издание второе. Москва, «Советская Россия» 1987
8. «Мой Чехов» [Электронный ресурс] – Режим доступа https://moichekhov.ru/project
9. Биржаков, М.Б., Маринин, М.М. Shopping/покупки // Туристские фирмы. 1997. Вып. 12. С. 231-253.
10. Новости Сибири. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://krsk.sibnovosti.ru/culture/306920-krasnoyarsku-predlozhili-logotip-i-firmennyy-stil
Создание фирменного стиля туристической фирмы «Нева» [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=45693 3 © Библиофонд
Правительство Мосокоской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy/komitet-po-turizmu-moskovskoi-oblasti/turisticheskiy-potok-vyros-na-175-v-podmoskove-v-2019-godu