Глава 1. Введение
Без Бога нация—толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман (Матюшин)
Летом мы с родителями много путешествуем по России. Проезжая старинные русские города, останавливаясь во многих из них, мы видим большое количество храмов и монастырей. Энергетика таких мест завораживает, потому что, посещая их, ты насыщаешься силой веры святого, мощи которого принадлежат этой земле. И недавно, побывав в одном из таких мест, я подумал…а кто же они такие, Святые заступники веры русской?
1.1 Цель работы:
- Познакомиться с жизнью, благоденствиями всемирно признанных Святых.
- Познакомиться с жизнью и служением моего прапрадеда, настоятеля Преображенского храма г. Кимры, священномученика Феодора Колерова.
- Исследуя основные этапы жития ответить на вопрос: почему, за какие дела Феодора Колерова считают заступником веры русской.
1.2 Задачи:
Познакомиться с жизнью и служением святых заступников земли русской.
Изучить биографические и архивные материалы о жизни и служении Протоирея Феодора Колерова.
Провести сравнительный анализ оснований, служащих представлению Святого для канонизации.
1.3 Гипотеза:
Я предполагаю, что мой прапрадед, протоирей Феодор Колеров, пострадал за христианскую веру, отстаивая ее во времена отступничества, творя добрые дела и неся помощь простым людям, в результате чего был канонизирован.
1.4 Методы исследования:
Поиск информации в энциклопедиях, журналах, сети Интернет.
Изучение архивных записей.
Изучение оснований для канонизации святого.
Сравнение канонизаций святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Феодора Колерова.
Анализ полученных материалов.
Синхронизация сведений.
1.5 Объект и предмет исследования
Жизнь и святой подвиг Феодора Ксенофонтовича Колерова (1882-1929 г.г.), протоирея, настоятеля преображенского храма г. Кимры тверской области, священномученика.
1.6 Актуальность темы
Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники - так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых. Составляет жизнеописания святых подвижников.
Каждому обществу, как и каждому человеку необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху смутного времени. Что же служит нам, русским людям этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов? Несомненно, что такой связующей силой является православие.
Данная тема как никогда актуальна в наше переходное время, когда многие говорят о православных идеалах и ценностях, зачастую их не придерживаясь, когда делается упор лишь на видимую сторону поклонения Богу, и когда многие из нас живут не по тем заповедям которые легли в основу христианства.
Глава 2. Основная часть
Святые — краса и гордость человечества. Не всегда известные при жизни, они после ухода с земного плана становятся ближе сердцам людей. Их называют Светочами Мира, они несут людям свет во все века, никогда не оставляют нас и учат, «как жить, чтобы святу быть». Николай Константинович Рерих писал: «Истинно чудесно, поистине прекрасно... видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости».
2.1 Святые в православии
В православии по лику святости различают следующих святых:
- Апостолы - ученики Христа
- Святители - святые архиереи (епископы)
- Преподобные - постники, отшельники и т.п., как правило, монахи
- Блаженные - Христа ради юродивые
- Мученики
- Страстотерпцы -(пострадавшие от нечестивых единоверцев)
- Новомученики (пострадавшие за веру в годы гонений на религию в XX веке)
- Священномученики
- Преподобномученики
- Преподобноисповедники
- Исповедники
- Равноапостольные (крестители) и др.
- Святые праведные (Приложение 1)
Святые бывают разные: и святые мученики, отдавшие свою жизнь за веру во Христа, и преподобные – великие подвижники благочестия, по любви к Богу, уходящие в глухие леса, пустыни, чтобы непрестанно пребывать в молитве и общении с Богом; и великие праведники, которые, оставаясь в миру, всю свою жизнь посвящали служению Богу и ближним; и блаженные Христа ради, готовые на любые унижения, поругания, чтобы обрести смирение и приблизиться ко Господу; и равноапостольные проповедники веры Христовой, несшие свет Евангельской благой вести темным языческим народам, приводя в Церковь Православную; и великие полководцы, князья, цари, видные государственные деятели, своим служением народу и Отечеству, сподобившиеся великой славы от Бога. Много русских святых прославили нашу Отчизну и соединили ее с Небесным Царством!
Много у нас заступников, помощников, молитвенников, которые молятся за нашу страну, охраняют ее, ограждая от всего злого и направляя на путь истинный. Но многое зависит и от нас – нашей веры, нашего личного благочестия, наших трудов во благо Церкви и Отечества.
Бурная русская история выдвинула много ярких, неординарных личностей. Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, благодаря своей праведной жизни или деяний в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью. Какие это были люди, русские святые? Каков был их вклад в историю? Каковы были их деяния?
Каждый из них нес свой крест, и нес его достойно, ведя за собой ко Христу множество народа.
Святой..., великомученик…, чудеса… Эти слова приводят к глубоким размышлениям…
Сегодня я расскажу о некоторых великих подвижниках Русской земли.
Побывав в обители русского православия, Троице-Сергиевой лавре в городе Сергиев -Посад, меня заинтересовала жизнью Преподобного Сергия Радонежского. Я подумал, а за что его люди так почитают, за что Русская Православная Церковь причислила его к лику Святых? (Прил.1ри.1)
2.2 Сергий Радонежский
Сергий Радонежский - один из наиболее почитаемых русских святых. «Игумен земли Русской» - как повествует в своем Житии преподобного и Богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца Епифаний Премудрый. (Прил.1 рис.2)
Игумен -это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.
Он родился 3 мая 1314 или 1320 года в селе Варницы под Ростовом. Его родителями были глубоко верующие люди. При крещении он был наречен Варфоломеем. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых лет жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды Варфоломей встретил на дороге святого Ангела, в образе старца и попросил его: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». А старец сказал: «Если будешь верить, и больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: да будет известно тебе, что с сего дня дарует тебе Господь хорошее знание грамоты, знание большее, чем у братьев
твоих и чем у сверстников твоих».1(Прил.2рис.3)
И поучил его на пользу души Старец помолился - и желание благочестивого отрока исполнилось, с этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.
В 1328 году родители Варфоломея поселились поближе к Москве, в селение Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в глубоком лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице- Сергиевской Лавре.
Варфоломей принял монашество с именем Сергий и два года провел один в лесу, претерпев много искушений и опасностей. Слава о подвижнике распространялась, и к нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. Вскоре по просьбам учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Он избегал назидания, учительства. Он учил других примером своей жизни. Его ученики, послушники, старались быть похожими на него, но были и те, кто противился смирению. За это качество сам Сергий был бит своими же послушниками, в результате чего он несколько раз уходил из обители, но вере и свои устоям не изменил. А монахи, я думаю, делали это не из-за ненависти на своего учителя, а просто не все могли выдержать строгости монашеской жизни, быть смиренным и кается в содеянном.
Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и
1Епифаний Премудрый. «Житие преподобного и Богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца». – Цит. по: Сергий Радонежский. – М: Патриот, 1991. С.23
телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.
Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в Троице-Сергиевской Лавре. В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
Деятельность преподобного Сергия имела огромное значение для Отечества: он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав ему победу; два монаха из его обители - Пересвет и Ослябя - участвовали в сражении.(Прил.2рис.4)
Вот уже шестьсот с лишним лет русские православные люди молятся святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества.Сергия Радонежского почитают как заступника земли Русской, наставника монашествующих, покровителя воинов, школьников и студентов.2
2.3 Серафим Саровский
«Укоряют – не укоряй; гонят – терпи;
хулят – хвали; осуждай сам себя, так Бог не осудит;
покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти;
______________________________________________________________________________________________________
2Оставленное потомкам житие Сергия Радонежского – едва ли не единственное современное биографическое (агиографическое) сочинение Х1У века на Руси, составленное учеником святого ( см.: Сергий Радонежский. М.: Патриот, 1991. С.9-106).
познавай в себе добро и зло, блажен человек, который знает это;
люби ближнего твоего: ближний твой – плоть твоя
Если по плоти живешь, то и душу, и плоть погубишь;
а если по - Божьему, то обоих спасешь».
Прп. Серафим Саровский
Прохор Исидорович Мошнин (Машнин) родился 30 июля (ст. ст.) 1754 года в городе Курске в богатой купеческой семье. Согласно житию, в семь лет мальчик упал с колокольни недостроенного Сергиево-Казанского собора, но чудесным образом не пострадал. Божественная милость снова явилась ему в юношеском возрасте: когда Прохор сильно заболел, во сне Пресвятая Дева пообещала его исцелить. И действительно, вскоре мимо дома Прохора с крестным ходом проносили икону Пресвятой Девы «Знамение», мать вынесла сына, и тот исцелился (Приложение 3 рис2)
В 22 года будущий святой отправился в паломничество в Киево-Печерскую обитель, где получил благословение на монашеский постриг в мужском монастыре Саровская пустынь в Тамбовской губернии. Почти десять лет пребывая послушником, в 1786 году с именем Серафим принял постриг, а в 1793-м рукоположен в иеромонахи (монах-священник). Будучи склонным к аскетизму, в 1796 году Серафим поселился в лесной келье недалеко от монастыря. Устроил огород, развёл пчёл, но большую часть времени проводил в молитвах и за чтением священных книг, мало спал, независимо от времени года носил одну и ту же одежду. Подвижничество и основание женской обители. Многое можно сказать о чудесных и подвижнических моментах жизни русского святого. Преподобный провёл тысячу дней и ночей на камне, совершая подвиг столпничества (непрерывная молитва на столпе, камне или открытой площадке), кормил с рук медведя, часто к нему приходившего, на три года дал обет молчания… В 1810 году Серафим вернулся в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в непрестанной молитве) на 15 лет. Ещё в лесной келье, до затвора, на Серафима Саровского напали двое разбойников с топором и сильно избили, он не сопротивлялся – хотя был молодым и физически крепким. В келье грабители ничего ценного не обнаружили и удалились. Чудом придя в себя, старец на всю жизнь остался сгорбленным, но интересно, что, когда обидчиков поймали, тот просил отпустить их и молился Богу об их помиловании. (Прил.3 рис.4)
В 1825 году преподобному явилась Богородица и, сказав, что он может выйти из затвора, потребовала от него устроить в Дивееве (Нижегородская область) женскую обитель, входить в которую могли бы только девицы (девушки, никогда не бывшие замужем). Последний раз Богородица явилась о. Серафиму в 1831 году в Праздник Благовещения и сообщила, что его земной путь подходит к концу. В первый день 1833 года старец то и дело выходил из монастырской кельи, чтобы помолиться возле места, которое сам выбрал для захоронения. На следующее утро его нашли усопшим, стоящим на коленях (Прил.3 рис.4)
После смерти к месту его захоронения с горем, просьбами и благодарностями продолжало приходить большое количество людей. Однако канонизация Серафима Саровского состоялась только по твердому повелению Николя II в 1903 году, в присутствии членов царской семьи и множества людей. (Прил.3рис.5)
В наши дни почитание Серафима Саровского остаётся на столь же высоком уровне, как почитание Сергия Радонежского. С 2006 года открыта Свято-Успенская Саровская пустынь (монастырь был закрыт в 1927). По случаю Дня памяти преподобного Серафима Саровского в 2007 году в Дивееве прошли торжества, которые за три дня посетило свыше 10 тысяч паломников. А с 2007 года старец Серафим признан покровителем ядерщиков, и его имя носит катер Балтийского флота ВМФ России.
«Он не боялся ни холода, ни голода, ни одиночества... Этот согбенный, физически слабый человек, сердце которого было исполнено кротости, явил великую силу. И все, чему учит нас его пример, нам следует постараться в своей жизни осуществить. Давайте начнем с того, что научимся терпеть друг друга", — призвал приехавших в Саров и Дивеево патриарх Кирилл.
Преподобный Серафим Саровский мне близок тем, что он имел великую Христову любовь ко всем абсолютно людям, и всех приходящих встречал со словами: «Христос Воскресе, радость моя!»
Изучив жития святых, широко известных всему человечеству, я подумал…. А может и рядом с нами были те Святые, кто отчаянно боролся за веру, нес православие в массы?
Что мы сами знаем о наших ходатаях и заступниках перед Богом?
Тогда я решил узнать, об окружающих нас храмах и их священнослужителях, так я оказался в Преображенском соборе г. Кимры Тверской области. То, что открылось мне, стало для меня огромным событием! (Прил.4рис.1)
Настоятелем Преображенского храма в 1912-1929 г.г. был священномученик Колеров Феодор Ксенофонтович, мой троюродный прапрадед!!! (Прил.4рис.2)
2.4 Колеров Феодор Ксенофонтович
Священномученик Феодор Ксенофонтович Колеров родился в 1882 году в селе Семеновском Тверской губернии в семье священника. Окончил Тверскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника села Ключевого Тверской губернии. В 1912 году он стал настоятелем в только что отстроенном Преображенском храме в городе Кимры Тверской губернии.
Своим ревностным служением отец Феодор быстро привлек к себе сердца верующих. Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом; во всех трудных случаях люди шли к нему за советами. Всех своих прихожан он хорошо знал. Не отказывал в пастырской помощи и запойным пьяницам, беседовал с ними и многих молитвенной помощью отвращал от запоев.
Когда началась Первая Мировая война, священник и его жена, Анна Михайловна, возглавили в городе общество помощи фронту, шили для армии одежду и отправляли на фронт посылки.
На Пасху и на великие праздники отец Феодор непременно обходил дома всех своих прихожан, обходил и после того, как советская власть стала это запрещать. Отец Феодор был ценителем духовного пения, он приглашал в Преображенскую церковь известных певцов. У него в храме они исполняли духовные песнопения; эти концерты имели не только просветительское значение, но и благотворительное. В Москве был голод, многие известные артисты были лишены всяких средств к существованию. После духовных концертов и пения на службах прихожане приносили им продукты.
В 1922 году, когда советской властью было организовано обновленческое движение, до отца Феодора дошло известие, что в Москве собирается съезд духовенства. Отец Феодор, который всегда интересовался событиями церковной жизни, отправился в Москву, чтобы лично увидеть этот съезд. Однако на сам съезд отца Феодора не допустили, сказав, что будут допущены только члены группы «Живая Церковь». И священник, чтобы попасть на съезд, записался в эту группу. Здесь отец Феодор попал в революционную атмосферу, когда говорилось много речей, строилось множество планов и рождалось много ложных надежд.
По окончании работы съезда отец Феодор уехал в Кимры и здесь вскоре получил от обновленческого уполномоченного извещение, что он назначается уполномоченным Кимрского и Кашинского уездов.
Вскоре отец Феодор понял, что обновленцы ведут к гибели Русской Церкви и прервал всякие отношения с ними. Отец Феодор стал писать исповедь, которую он намеревался передать Тверскому епископу Петру (Звереву).
Вот, что я прочел из прошения моего прапрадеда:
«Прошу Вас, Владыко, принять меня в число пастырей Церкви, простить мой грех, … положив по силам молитвенное покаяние».3
Епископ Петр не сразу разрешил отцу Феодору служить, поначалу прислав распоряжение о запрещении его в священнослужении. Тот подчинился и сам отвез распоряжение архиерея благочинному, после чего в Преображенском храме стал служить другой священник. В середине ноября отец Феодор снова написал епископу Петру, запрещение его было снято, и он снова стал служить в Преображенском храме.
Из воспоминаний прихожан можно узнать, что в 1929 году власти прислали постановление о закрытии храма. На последней службе храм был полон молящимися. После службы отец Феодор зачитал распоряжение властей о закрытии храма. Он призвал верующих подчиниться этому распоряжению. Решение властей закрыть храм потрясло прихожан, и они не пожелали подчиниться. На следующий день, когда пришла комиссия описывать церковное имущество, ее встретила толпа и не допустила в церковь. Прихожане установили дежурство около храма. Иногда собиралась толпа до трехсот человек. Отец Феодор не раз выходил к народу и просил отдать храм, иначе пострадают невиновные. Только через три дня люди начали расходиться. Отца Феодора, старосту храма и некоторых активных прихожан арестовали. Обвиняемых увезли в Тверскую тюрьму.
_____________________________________________________________
3.Житие Феодора Колерова и ниже с ним убиенных.- Тверь, 1998.28с
Всего по этому делу было привлечено двадцать человек. Власти решили устроить открытый показательный суд. Однако никого из родственников на него не допустили. Обвиняемые держались мужественно; виновными себя они не признали.
27 октября 1929 года был зачитан приговор. (прил.4 рис.3)
Из приговора суда: «Священник Феодор Колеров, староста члены церковного совета Дмитриев и Закурин приговорены к расстрелу». Уже в утренних газетах 29 ноября было опубликовано, что священник Феодор Колеров, Анания Бойков и Михаил Болдаков расстреляны. Однако советская пресса поторопилась: отец Феодор был еще жив, и вечером этого дня ему дали свидание с женой и сыном.
Священник вышел к ним худой, изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. Он знал, что его скоро убьют, знал, что Господь примет его страдания и жертву, и уже как человек не от мира сего, положив руку на голову сына, он мирно беседовал со своей супругой Анной Михайловной. Когда свидание закончилось и стража отвела отца Феодора в камеру, он написал на обороте фотографии жены имена детей. И подписал: «До свидания общего».
А затем, когда стража пришла вести на расстрел, на первой странице бывшего с ним канонника он вывел: «29-го ноября, 11 часов ночи».3
Так мученически пострадали в 1929 году первый настоятель Преображенского храма города Кимры протоиерей Феодор Колеров, староста храма Анания Бойков и православный мирянин Михаил Болдаков. Место погребения их было скрыто и до ныне пребывает в неизвестности. В последствии власти признали, что убитые священник и миряне были невиновны.
3.Житие Феодора Колерова и ниже с ним убиенных.- Тверь, 1998.28с
22 июня 1994 года священник Феодор Колеров был реабилитирован прокуратурой Тверской области.
В 1996 году канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Напротив Преображенского собора в Кимрах, на том месте, где некогда стоял дом отца Феодора, был установлен поклонный крест.
В августе 2000 года священник Феодор Колеров причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.(Прил.4рис.4)
В Кимрском Преображенском соборе размещены иконы священномученика Феодора Колерова и мучеников Анании Бойкова и Михаила Болдакова. В специальном киоте размещен каноник отца Феодора, который он читал в последние дни жизни в тюрьме.
Имя отца Феодора Колерова носит детский церковный хор при школе искусств №2 г. Кимры. Ежегодно, в ноябре в Кимрах проходят Феодоровские чтения – конференция памяти отца Феодора, в которой принимают участие священнослужители, представители департамента образования администрации Тверской области, руководители городского и районного отделов образования, учителя.
Теперь у всех потомков священников рода Колеровых есть свой небесный покровитель – Священномученик Феодор Колеров.(прил.5)
Глава 3.1 Канонизация Святых.
Бурная русская история выдвинула много ярких, неординарных личностей. Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, благодаря своей праведной жизни или деяний в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью. Какие это были люди, русские святые? Каков был их вклад в историю? Каковы были их деяния?
Канонизация есть установление Церковью почитания святому. Акт канонизации – иногда торжественный, иногда безмолвный – не означает определения небесной славы подвижника, но обращается к земной Церкви, призывая к почитанию святого в формах общественного богослужения.
На Руси, как, впрочем, и во всем христианском мире, народное почитание обычно (хотя и не всегда) предшествует церковной канонизации.
Основаниями для церковной канонизации были и остаются:
1) праведная жизнь;
2)особо значимые деяния, совершенные во славу христианской веры;
3) чудеса, совершенные при жизни;
4) посмертные чудеса (например, исцеления на могиле «кандидата» в святые);
5) нетленность мощей (тело не гниет после смерти).
В настоящее время последние два условия не особо соблюдаются. Также дополнительным поводом для канонизации может быть мученичество, принятое во славу христианства (пытки, истязания, смерть, принятые от рук врагов веры).
Глава 3.2 Анализ канонизации святых.
Изучив жизнь и служение святых, я решил провести анализ их воздаяний, за которые они были канонизированы, получив благословение Евгения Морковина – настоятеля Преображенского собора г.Кимры
Сергий Радонежский |
Серафим Саровский |
Феодор Колеров |
Великий подвижник Русской Православной Церкви |
Великий подвижник Русской Православной Церкви |
Протоирей |
- причислен к лику святых не по воле церковных иерархов или правительства, а мнением народным. - примирял враждующих князей - святой "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца - благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать. - стал осязаемым и зримым идеалом народной святости. - создал школу монастырской жизни - творил многочисленные чудеса - был кроток, смиренен, скромен, трудолюбив |
-духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью - его аскетические подвиги были выдающимися: он мог питаться долгое время одной снытью (травой), тысячу ночей стоял на камне, понимал язык зверей, был удостоен явления Богородицы и святых -имел дар исцелений и чудотворений, видел помыслы человека, мог открыть его прошлое, пророчествовал о будущем, в том числе и о судьбах государства |
- своим ревностным служением привлек к себе сердца верующих - стал для своих прихожан отцом - во всех трудных случаях люди шли к нему за советами - не отказывал в пастырской помощи и запойным пьяницам, беседовал с ними и многих молитвенной помощью отвращал от запоев - На Пасху и на великие праздники обходил дома своих прихожан, даже когда советская власть запретила это делать -в годы Первой мировой войны организовал сбор средств на нужды армии -в своем доме открыл мастерскую по пошиву военной одежды - прославлял Христа в годы страшных гонений на Русскую Церковь |
В наши дни, когда слышат о святом, прославляемом Церковью Христовой, то также возникают требования чудес для подтверждения ими какой -то особой мудрости, оставленной этими святыми людьми, но для нас верных, главным является то, что эти герои духа умерли за Христа, сотворив Его заповедь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» 4
_________________________________________________________________________________________
4.Мф.10,37-37
Глава 4. Заключение
Наша страна очень большая по территории, она расположена и в Европе, и в Азии. Православием пропитана вся наша русская культура, и история наша созидалась на основе Православной веры наших предков. Именно православные христиане своими христианскими качествами, добродетелями, своими подвигами «во славу Бога и Отечества» - создали Великую Россию, Святую Русь, которой мы сегодня можем гордиться!
В ходе проделанной мною работы я изучил жития Святых заступников, проанализировал их жизнь, благоденствия.
Совершил для себя очень важное открытие – нашел среди Священномученников своего прапрадеда.
Провел сравнительный анализ жития всемирно признанных, веками почитаемых Святых и Святых новомученников.
В результате проведенного мною исследования, я могу сделать следующие выводы:
Русские святые - это неотъемлемая часть истории России, можно сказать лучшая ее часть. Если бы не было научно-исторических трудов, историю можно было бы изучать по житиям русских святых, ибо каждый из них является величайшим представителем своего народа и той эпохи, которая его востребовала.
Они стали достойными Христа, потеряв души свои, сберегли их, за это и святы.
Изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.
В 20 веке с началом гонений на Церковь от советской власти появился целый сонм мучеников и исповедников — тех, кто страданиями, жизнью, а не смертью исповедовал христианство.
Да, были у нас непростые времена, когда веру православную хотели стереть с лица земли: закрывали и разрушали храмы, монастыри, духовные семинарии и академии, епископов, священников и многих верующих людей сажали в тюрьмы, пытали, расстреливали за исповедание веры во Христа.
На крови мучеников Православная Церковь возрастала, укреплялась, вера преумножалась. И наступил такой момент, когда рухнули оковы безбожия, Церковь возродилась. Стали строиться храмы, монастыри наполнялись насельниками, открылось много церковных учебных заведений, издается большое количество православной просветительской литературы, число верующих людей растет.
Изучив жизнь и служение своего прапрадеда, Феодора Колерова, я могу смело утверждать, что оказывается, стать Святым может «простой смертный человек», вот только для этого он должен обладать определенными жизненными принципами, воспитанием воли и духа. Мой прапрадед явился тем примером добродетеля и христианина, прославлявшего Христа в страшные 20-30-е годы.
В моей семье почти все верующие, ходят в храм, молятся Богу и получают помощь, поддержку, утешение. Мы чувствуем, что Господь рядом и все, что нам нужно и полезно, Он обязательно нам даст. Поэтому мы стараемся всегда благодарить Его за все, храня в своем сердце веру и любовь к милосердному Отцу Небесному, также обращаясь за помощью к нашим небесным заступникам и покровителям!
Цель работы достигнута. Гипотеза доказана.
… Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело –
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Р. Запесоцкая
4. Список литературы:
1. Епифаний Премудрый. «Житие преподобного и Богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца». – Цит. по: Сергий Радонежский. – М: Патриот, 1991. С.23
2. Оставленное потомкам житие Сергия Радонежского – едва ли не единственное современное биографическое (агиографическое) сочинение Х1У века на Руси, составленное учеником святого ( см.: Сергий Радонежский. М.: Патриот, 1991. С.9-106).
3.Житие Феодора Колерова и ниже с ним убиенных.- Тверь, 1998.28с
4.Мф.10,37-37
Интернет-ресурсы:
5. http://serafim-sarovski.narod.ru/
6. www.pravoslavie.ru.
7. https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-serafim-sarovskiy.html
Приложение.1
Приложение 2.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Приложение3.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Приложение 4.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Приложение 5