История мечетей села Абдрашитово

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История мечетей села Абдрашитово

Зарипова Д.Р. 1
1МБОУ ООШ с.Абдрашитово
Лутфуллина Э.Г. 1
1МБОУ ООШ с.Абдрашитово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в дивном, чудесном крае – в Башкортостане. В с Абдрашитово Альшеевского района. Густые леса, бескрайние поля,многочисленные пруды и озера. Еще издали всех приезжающих встречает красивое здание мечети, торжественное открытие которой состоялось 27 августа 2006 года. Поздравить приезжал Верховный муфтий Европейской части России Талгат Таджутдин. На это знаменательное событие собралось все население и гости. Об этом событии писали газеты и журналы (приложение 1).

В настоящее время все мы являемся свидетелями того, как растет интерес к вопросам религии, возрождаются духовно – нравственные традиции, празднуются религиозные праздники, открываются культовые здания. В связи с этим меня заинтересовал вопрос: « Неужели эта мечеть первая в нашей деревне?». Именно это и подтолкнуло меня к исследованию темы об истории мечетей.

Объект исследования – история культовых зданий.

Предмет исследования – история исчезнувших мечетей села Абдрашитово.

Цель - изучение истории мечетей, действовавших на территории села в XIX – XX в.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические сведения о происхождении мечетей, их типах;

2) Изучить терминологию, связанную с мечетями;

3) Изучить документы архива;

4) Проанализировать встречи и беседы с жителями села;

5) Выявить и доказать существование мечетей в селе Абдрашитово.

Методы работы. В ходе исследования мною были опрошены старейшие жители села, духовные служители. Я посетила мечеть и побеседовала с муллой. Для исследования темы я изучила работы профессора М. В. Зайнуллиной и Г. Саяховой, Краткую энциклопедию «Башкортостан», книгу Давлетшиной «Великий перелом» и другие. Беседа с работниками Центрального Государственного Исторического Архива, изучение документов позволили проанализировать, сопоставить и обобщить полученный материал.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ КУЛЬТОВЫХ ЗДАНИЙ И МОЛЕЛЬНЫХ ДОМОВ

1.1. Происхождение мечетей

Мечеть (от арабского «альмасжид» - место поклонения) – это мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском языке. Первая мечеть была построена последователями Мухаммеда в 622 году в Медине. Мусульманское сооружение, в отличие от православного храма, не освещается и не считается священным сооружением. Это молельный дом, который может выполнять дополнительные общественные функции. В 7-8 веках сложился тип прямоугольной мечети с окруженными галереями. С 10 века распространяется тип мечети с «айванами» - сводчатый зал в них открыт со стороны двора. Такие типы были в крупных городах, в деревнях были более простые. Обычно «визитной карточкой» мечети являются минареты (с арабского «минара - маяк) – это своеобразные башни для призыва мусульман к молитве. По форме они круглые, квадратные или многогранные с внутренней лестницей для подъема на балкон. Завершается минарет конусовидным, шатровым или купольным покрытием.

Культовое зодчество башкир имеет свои особенности. Мечети в основном строились деревянные, размеры зависели от числа мужской части верующих. Сформировавшийся тип сельских мечетей – сруб высотой от 2,7 до 4,6 метров. Мечеть имела двускатную крышу. Стены обшивались тесом.[1, с.398]. При мечетях имеются специальные комнаты для ритуалов и специальная одежда. Известно, что к концу XIX века на территории Башкортостана было 1258 мечетей. В исламе главными считаются три мечети: аль – Харам («Запретная») в Мекке, мечеть пророка Мухаммеда в Медине и аль – Акса («Удаленная») в Иерусалим [Знаменитые мечети мира. www.portalostranah.ru/view/php.]. Все остальные подразделяются на две категории – соборные пятничные и квартальные. Строительство мечетей считается Богоугодным делом и щедро субсидируется мусульманами

1.2. Мечети и религиозные здания в Советский период

Еще в январе 1918 г. декретом об отделении церкви от государства была определена политика Советского государства в области религии и вероисповедания. Государство стало рассматривать религию как "опиум для народа" [2, с. 98]. Подвергались конфискации и уничтожению религиозные книги и иконы, ущемлялись права верующих, чинились препятствия получению детьми религиозного образования, мечети и церкви облагались непомерными налогами. Религия все более представлялась властям враждебной силой, с которой надо было бороться как с классовым врагом. Постановление Президиума ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях" закрепило мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворение религиозных потребностей верующих преимущественно в рамках молитвенных зданий. Вслед за идеологической атакой на религию развернулась кампания по закрытию молитвенных зданий, и начались гонения на священнослужителей. Хозяйства мулл, попов и других служителей культа независимо от их экономической мощи были отнесены к кулацким. Аресты, раскулачивания, конфискация имущества, отправки на лесозаготовки многих представителей духовенства приобрели массовый характер. Обманным путем и путем принуждения собирались подписи верующих для закрытия мечетей и церквей. Все эти события коснулись и мечетей села Абдрашитово Альшеевского района РБ.

1.3. Концепт «мечеть» в литературе и живописи

К образу мечетей часто обращались писатели, ученые и художники. Описывая быт народа, они показывали, какую роль играла религия в жизни отдельного человека и всего общества в целом. В связи с этим во многих произведениях можно встретить религиозную лексику, а на картинах художников – вид мечетей. В качестве примеров можно назвать романы Хадии Давлетшиной «Иргиз», Зайнаб Биишевой «Униженные» и другие. Цитаты и выписки привожу ниже (приложение 2).

В живописи известны картины Х.С. Фазылова «Народный учитель», Рашита

Нурмухаметова «Жертвы шариата», посвященной роману М. Гафури «Черноликие».

ГЛАВА II. ИСТОРИЯ МЕЧЕТЕЙ СЕЛА АБДРАШИТОВО

2.1. История мечетей (по материалам бесед с населением)

Восстановить историю мечетей я попыталась с помощью старожилов села. Начала работу со старейшей жительницы - Кашаповой Минсылу. По ее словам, в 1906-х годах в Таукуль (старинное название деревни) находилось две мечети. Одна была расположена недалеко от нынешнего памятника Неизвестному солдату (сейчас это территория кладбища), а вторая мечеть - в центре села. На месте первой до сих пор остались камни фундамента, а от второй, основной, ничего не сохранилось. Точно неизвестно, когда были построены мечети. По словам бабушки, мечеть была не новым зданием. Обе мечети действовали как храм Аллаха до 1918 года. Ее служители-муллы, мязимы и хазраты постоянно менялись. Во времена Минсылу эби служил Гайнатулла-мулла, а в другой мечети - Асфандияр-мулла. По ее словам, мечети отличались от простых деревенских домов. Они были очень красивыми и высокими, строились из толстых дубовых бревен. На одной из фотографий видны деревянные стены мечети (приложение 3). Высокий минарет был украшен позолоченной луной и звездочкой. Мечеть состояла из одной просторной комнаты, где в три ряда садились и читали молитву. При мечетях были дома, куда ходили учиться мальчики и девочки отдельно друг от друга. Во время учебы ученики сидели на полу на корточках. Шариковых ручек не было, и писали карандашами. Преподавались как предметы религиозного содержания, так и светские науки. Минсылу эби вспоминает такие учебники как "Тарих-химия", "Тарих – ислам», "География", "Коръян турки", "Корьэн". Мулла приходил учить и уходил для чтения намаза в мечеть обратно. В то время уже ставились оценки. Уроки были ненормированными. Мулла сам назначал время начала и окончания занятий. По словам бабушки, учиться им очень нравилось и к учителю-мулле (мугаллиму) все относились уважительно. В 1916 или 1917 годах обоих мулл вместе с другими жителями села ночью отправляют в Архангельск за то, что не сдали зерно властям. Больше о них никто ничего не слышал. На их место присылают Ахматхан-муллу. По словам Кадиевой К. Г. - это был очень грамотный и преданный религии человек, который пользовался уважением в народе. И если о других служителях шли какие-нибудь толки, то Ахматхан-муллу считали безупречным. При нем появились парты, количество учащихся увеличилось. Но по неизвестной причине, вероятно, в качестве наказания муллу вместе с семьей отправляют в Среднюю Азию. Его провожает весь народ.

Власть Советов, отвергающая любую мысль о Боге, религии, пыталась изменить идеологию людей. Религиозные служители подвергались репрессиям, мечети уничтожались. И в 1918 г. в Таукуль было приказано снести минареты. В народе известны имена людей, которые, скорее всего, были вынуждены выполнять приказ. Но есть версия, которую дает сын последнего муллы, Хамит Галиахметович Гайсин, который утверждает, что минареты снесли люди, называемые в народе сатлык яннар, т.е. предатели. С 1918 г. по 1940 г. в здании основной мечети была открыта школа механизаторов, а в 1942-1943 г. вовсе бездействовала, и вскоре здание разобрали, перенесли и переделали в клуб. Другая мечеть стала действовать как мектеб и в ней дети учились до Великой Отечественной войны. Здесь вели уроки Такия апа, Гатия апа, Сулейманов Ягфар Сулейманович (первый директор школы), Давлетшина Зайнаб Нурутдиновна, которая сама ранее училась в мектебе (приложение 4). После здание мечети было переделано под конюшню, здесь располагался конный двор, а еще позже было разобрано и на этом месте установлено кладбище. История мечетей нашего села заканчивается на 88 лет. Специальных молельных домов не стало, но, по словам Мусиной С.Ф. были муллы, которые служили по приглашению сельчан. Она назвала их имена. Это Миннигали-мэзим, Сулейман-мэзим и др. В 1931 в село приезжает последний указной мулла - Гайсин Галиахмет Мусич (приложение 5). В народе его называют и до сих пор вспоминают как Кыеш-муллу (т.е. кривой). Дело в том, что в детстве у него пострадала шея. Беседа с сыном Хамитом Галиахметовичем, многое разъяснила. Галиахмет-мулла - человек с трудной судьбой. Родился в д.Каралачыково (Федоровский район). Обучался в медресе с.Стерлибаш, которое закончил на "отлично". Имеется копия свидетельства об окончании медресе (приложение 6). После окончания был направлен в свое село в звании Имам-хатиба, что подтверждает Свидетельство из Духовного управления мусульман. Вернувшись, Галиахмет-мулла женится и начинает обучать детей арабскому письму и другим дисциплинам. Это новшество многие мусульмане восприняли враждебно. "Что же это, наши дети теперь будут, как русские, ходить в школу?"- говорили они. В селе оказались муллы, которые завидовали тому, что есть мулла гораздо образованнее их и написали донос, из-за которого Галиахмет-муллу чуть не отправили в Сибирь. Избежать ссылки помогли родственные связи жены, но в 1931 г. его все-таки отправляют вместе с семьей (в качестве наказания) в д.Таукуль. Сын муллы вспоминает о тяжелых годах разрухи и голода в деревне. Здесь к семье нового муллы относились очень осторожно. На его детей смотрели как на детей репрессированных - их не брали в школу, отбирали вещи, родители запрещали своим детям с ними играть. Позже отношение к мулле начинает меняться. Галиахмет-мулла становится уважаемым муллой. Он получает от Духовного управления мусульман разрешение и читает намазы в домах и на горе, где собирались сельчане для чтения намазов, начинает учить детей. Жители села - Хабибуллин Ф.Н., Кадиева К., вспоминая, говорят о его красивом голосе. До 1962 г. Галиахмет-мулла живет в Абдрашитово, после переезжает к сыну в п.Чишмы. В доме Халита старинные книги на арабском языке, которые передал ему отец. Это "Толкования Корана" в 7 томах, «Хадисы», "Татаро-арабский словарь". Галиахмет-мулла наказывал передавать их из поколения в поколение. По словам сына, мулла в свое время нашел и долго хранил некоторую часть документов из разрушенных мечетей и при жизни передал их, предположительно, в архив Духовного управления.

2.2. История мечетей (по материалам документов)

В октябре 2008 года мы обратились в Центральный Государственный Архив РБ с тематическим запросом. Из фонда архива для изучения материалов по мечетям с.Абдрашитово были предоставлены журналы фондов № 295,№394, описи №2 и №4. Засняв материал документов на видеокамеру, расшифровав и сделав записи тех, которые плохо читались, мы смогли продолжить работу. Из журнала "Оренбургское магометанское духовное собрание" (Фонд №295,опись №2) и журнала "Ведомость о числе приходов и духовных лиц Уфимской губернии" (Запись №586 по Альшеевской волости) мы узнали, что 04.09.1892 было дано разрешение на строительство 2-х соборных мечетей в деревне Токтаръ-Габдрашитово Альшеевской волости (старинное название деревни). Было указано, что приходом к данным мечетям причислялась деревня Мало-Абдрашитово. В данное время эта деревня находится в 3-х километрах от Абдрашитово (в приложении 7). Из этих документов следует, что, строительство первой мечети относится примерно к 1890 году, а открытие второй соборной мечети относится к 1915 году. И значит, на территории села 120 лет назад эти мечети начинают действовать и при них начинают служить муллы на законном основании. Но это не означает, что в деревне до строительства соборных мечетей не было таких домов, в которых проходили религиозные службы и в которых служили муллы. Первые упоминания о деревне относятся к 1795-м годам. В деревне проживало мусульманское население, и поэтому, я уверена, религиозные люди обращались к муллам. Эти предположения подтверждают и записи журнала "Дело об утверждении мусульман в духовных званиях и назначении их в мечеть деревни Абдрашитовой Белебеевского уезда Оренбургской губернии" (Дата начала журнала – 1809; дата окончания 1856). Здесь представлены указы на назначение религиозных служителей. Привожу копии указов, которые мы смогли прочитать (по причине ветхости документов-подлинников, некоторые записи не были расшифрованы и поэтому на их месте стоят пробелы). Фотографии документов (приложение 8). Из приведенных указов видно, что еще в 1812, 1815г.,1855 годах в наше село назначались религиозные служители. Это значит, что в деревне уже тогда (т.е. 200 лет назад) существовали мечети и при них были муллы. Для их назначения жители собирали совет старейшин и решали, кого изберут муллой. Они подавали прошение в Оренбургское Духовное Собрание, которое в свою очередь направляло документы в Петербург. После их рассмотрения приходил Указ о назначении служителя.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение журнала "Дело № 127 о закрытии мечетей Альшеевской волости Белебеевского кантона". Здесь мы нашли записи документов в Башкирский Центральный Исполнительный Комитет с постановлениями о закрытии мечетей в д.Альшеево Белебеевского кантона и документ с подписями жителей, которые давали свое соглашение на закрытие мечетей (приложение 9). Так как население того времени, по словам историка из Государственного Исторического Архива было неграмотным, подписи ставились в виде родовой тамги (метки). К сожалению, в этих документах конкретно о закрытии мечетей с.Абдрашитово ничего не сказано, но совершенно ясно, что их ждала та же судьба, что и судьба мечети Альшеево. Это подтверждают и старожилы села.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования темы "История мечетей с.Абдрашитово" мы смогли узнать, что новая мечеть села не первая. На ее территории еще в начале двадцатого столетия существовали мечети. Многочисленные опросы жителей села и беседы дали ответы на многие вопросы, возникавшие в ходе исследования. Мы узнали, что более ста лет назад в деревне было две мечети, одна из которых была главной, и она имела при себе приход – село, находящееся недалеко от Абдрашитово. Стали известны имена мулл, хазретов и имамов, которые служили в разные годы в этих мечетях. Изучение документов в Центральном Государственном Историческом Архиве позволило определить, что разрешение на строительство мечетей было дано 04.09.1892 г., т.е. 118 лет назад, а религиозные служители назначались в деревню еще в 1815 годах. Мы смогли выяснить, что для того чтобы стать служителем мечети в селе, муллам, хазретам и другим служителям необходимо было пройти огромное количество проверок, собрать и отправить необходимые документы в самые разные инстанции - Магометанское Собрание, Духовное управление мусульман, Оренбургское Губернское правление и другие. Только после всех проверок давалось разрешение, и в деревне начинал служить тот или иной мулла. Мы узнали об исторических событиях, повлиявших на судьбу храмов Аллаха и на судьбу служителей мечетей и остановивших духовную жизнь села на долгие годы. Результаты исследований позволили выяснить то, что для закрытия храмов население принуждали соглашаться и ставить подписи, что здания мечетей, прежде чем подвергнуть разрушениям, переделывались в другие общественные здания: клубы, школы механизаторов, конные дворы. Потребовалось более полувека для того, чтобы возродить духовные традиции нашего села.

В наше сложное время, когда мы становимся свидетелями ужасающих картин массового пьянства, растущей наркомании, преступности, нравственные заповеди «не убий!», «почитай отца и мать своих!», «не укради!» и другие приобретают новый глубокий смысл. Я думаю, что восстанавливающиеся храмы и открывающиеся мектебы и медресе постепенно возродят духовные традиции в селах и городах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ОТДЕЛЬНАЯ КНИГА

1.Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. 672 с. 2. «Великий перелом» и трагедия крестьянства Башкортостана./ Под ред. Давлетшиной. - Уфа: Китап, 1993 – 160 с. 3. Реалии башкирской культуры. Словарь эквивалентной лексики башкирского языка. Под ред. Проф. М.В.Зайнуллина и проф..Г.Саяховой.- Уфа: Китап,1999.- 176 с.

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

- ЦГИА РБ. Ф.295. Описи 3,4. - ЦГИА РБ. Ф.394. Опи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕЧЕТЬ СЕЛА АБДРАШИТОВО НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ТУЛПАР»

МЕЧЕТЬ СЕЛА АБДРАШИТОВО В ГАЗЕТЕ «АЛЬШЕЕВСКИЕ ВЕСТИ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В качестве примеров цитаты из произведений писателей, в которых встречается понятие мечети, ее составляющих и служители.

Даже на вратах святого храма мечетипоявилось наклеенное рукою богохульника бунтарское воззвание на тюркском наречии (Х. Давлетшина «Иргиз»).

Высок минарет мечети,

Всю округу видно (Х.Давлетшина «Иргиз»).

В последнем отделе мечети, направо от михраб делалось возвышение (минбар), куда по ступенькам всходил мулла для произнесения проповеди (С.Руденко «Башкиры»).

Даже азан пять раз на дню он кричит с минарета не своим голосом, а голосом козла, зажатого в воротах ( З. Биишева. «Униженные» ).

Приехали в Мелеуз после вечернего намаза (Д. Киекбаев «Родные и знакомые»).

Были муллы и муэдзины, карыи и суфии (Г. Ибрагимов «Кинзя»).

Уже забыл, как давал зарок перед хазретом, что капли в рот не возьмешь! – причитала старшая жена. (З. Биишева «Униженные»).

Гали – хальфа снял с хазрета лисью шубу… (М. Гафури «Черноликие»).

Ученики на фоне деревянной мечети. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ГАЛИАХМЕТ – МУЛЛА С СУПРУГОЙ БИБИАСМОЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Диплом об окончании медресе Стерлибаша. Слева названия учебных предметов, справа – оценки («отлично»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ФОТО ДОКУМЕНТА ОБ ОТКРЫТИИ МЕЧЕТИ

В ДЕРЕВНЕ ТОКТАРЪ – ГАБДРАШИТОВО

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Указы на назначение

Оренбургскому духовному магометанскому собранию 1809 года мая 10 дня Его сиятельство господин военный губернатор и кавалер князь Григорий Семенович Волконский от 28 числа февраля----- выбором въ духовное Собрание препровтроицкой округи деревни абдрашитовойбашкирца Мрадыма Юсупова удастаивамаго обществомъ иъ состоящимъ вътой деревне присоборной мечети имамомъ и мударисомъ наместо престарелого-----------предлагалъ духовномуСобранию учинить ему в знании правилъ магометан ского закона и быть удостоиным, тогда отправить въ Оренбургское Губернское правление указъ въ духовность Собрания о том что въ деревне абдрашитовой наместо------------- имамомъ и мугтасипомъ -------- приказали:------- наместо престарелаго муллы в алфавитной книге отметку въкоторую внести ныне удостоеннаго ----------------и представить в Оренбургское Губернское правление при рапорте.

№3 Сентября 10 числа 1812 года.

Оренбургскому духовному магометанскому собранию.

Представленная ко мне при рапорте от начальника башкирскаго кантона Юмагулова башкирца вверена го Ему кантона деревни абдрашитовой Абдрашита Алла---- ва удостаиваемого обществомъ быть в оной деревни къ мечети предоставляю Магометанскому Собранию испытать онаго башкирца в зна нии правилъ магометанскаго закона .если онъ окажется достойным ,тогда представить на утверждение в Оренбургское Губернское Правление с подлинност

Оренбургский военный Губернатор князь Волконский.

844 Оренбург. февраля 29 дня 1812 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Документ о закрытии мечети в д. Альшеево

В Башцик Настоящим Альшеевский Волисполком ходатайствует перед БЦИК-ом об утвержд постанов.Альшеево баш об.вик ------------ о закрытии мечети, которая в данное время переоборудована в клуб имени КИМ Центральный Исполнительный Комитет Б.А.С.С.Р

Альшеевск .вол. дер. Альшеево 15.11.1929 г. на общем собрании присутствовали 84человека,заслушали доклад "Религия и Сов.власть"постановили мечети закрыть и использовать под школы. подписали 68 человек. Выписка из заседания Президиума Баш. Центрального Исполнительного Комитета от 9-го марта 1930 г. о закрытии мечети в дер.Альшеево, той же волости Белебеевского кантона Принимая во внимание, что население д.Альшеево вследствие несоответствия своему назначению имеющегося здания школы возбудило ходатайство о закрытии имеющейся в деревне совершенно мало используемой верующими мечети, в целях занятия здания под школу ,и также учитывая, что возражений не имеется, ходатайство удовлетворить и здание мечети передать Альшеевскому ВИК для использования под школу.Выписка верна и препровождается в НКВД.

2 марта 1930 г.70 (Гайнанова).

Просмотров работы: 7