Введение
Я, Стецюк Максим, учусь во втором классе школы №279 г. Гаджиево, и посещаю Дом детского творчества, объединение «Почувствуй себя ученым». Сегодня я представляю исследовательскую работу «Создание настольной игры «Северный морской путь».
Самодельная настольная игра – отличная вещь, которой можно поразить своих друзей в очередной вечер домашних развлечений. Но прежде чем похвастаться итоговым результатом, придется разработать основные этапы игры, включая ее цели и правила. Затем нужно будет создать прототип игры для проверки своей задумки. После того как настольная игра окажется удачной в тестировании, потребуется изготовить финальную безупречную версию игры, которую уже можно будет использовать для вечерних посиделок вместе с друзьями.
1.1 Актуальность исследования:
я считаю свою работу актуальной, потому что мои сверстники большую часть времени проводят за компьютерными играми, могут часами сидеть в телефоне, мало читают и практически не интересуются историей своего края.
1.2. Цель исследовательской работы:
Создать настольную игру и заинтересовать моих друзей в изучении истории родного края.
Задачи:
Изучить историю Северного морского пути;
Провести опрос среди сверстников по данной теме;
Создать настольную игру и провести первую игру с ребятами.
Предмет исследования: Северный морской путь, процесс создания настольной игры.
Гипотеза исследования: создав настольную игру, я смогу привлечь внимание ребят к изучению истории нашего края и отвлечь их от компьютерных игр
Методы исследования:
Анализ, опрос, разработка игры, сбор информации из разных источников.
Практическая значимость работы:
Создав настольную игру «Северный морской путь» я смогу расширить свои знания об истории родного края, и поделиться ими с моими друзьями. Настольную игру можно использовать на уроках истории и географии.
II. Основная часть
Недавно на занятии мой руководитель кружка проводила экологический урок «Лесомания». На уроке мы играли в настольную игру. Мне и ребятам игра очень понравилась. (Приложение 1)
Я спросил у руководителя: «А будем ли мы еще играть в такие игры?». Анна Витальевна предложила: «А не хотел бы ты сам создать свою собственную игру и поиграть с ребятами?»
Сначала эта идея показалась мне неисполнимой, но чем больше я о ней задумывался, тем интересней и заманчивей она мне казалась.
И вот настал тот день, когда я решился на этот проект.
На первом этапе моей работы мы провели анкетирование среди ребят дома детского творчества. В опросе участвовало 83 обучающихся разных объединений и разного возраста.
Участникам нужно было ответить на следующие вопросы:
Любите ли вы играть в игры?
Какие игры вы предпочитаете?
Какие настольные игры вы знаете?
Знаете ли вы что такое Северный морской путь?
Хотели бы вы сыграть в такую игру?
Результаты тестирования меня очень удивили и немного опечалили (Приложение 2). А для себя я сделал вывод, что обязательно создам эту игру и с ребятами в нее поиграем.
Вторым этапом моего исследования было изучение и сбор информации об истории Северного морского пути и процессе создания настольной игры (потому что ни я, ни члены моей семьи этого никогда не делали).
2.1. История Северного морского пути
Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.
Однако для многих граждан России, в первую очередь молодого поколения Северный Морской путь - это "абстракция".
Что же такое Северный Морской путь? Этим именем называют морскую транспортную артерию, проходящую по арктическим морям (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) а также Берингову морю вдоль северного побережья Евразии. (Приложение 3)
Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе.
История освоения Северного морского пути началась с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идеи его практического использования были высказаны впервые в первой половине XVI в. Освоение морского побережья и арктическое мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах — кочах.
В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.
В 1877 г. начались Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. В 1875 г. по части Северного морского пути состоялось плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда — судно прошло от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива. В 1878—1879 гг. экспедиция Норденшельда совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад с зимовкой у полуострова Таймыр совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 гг. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.
Одним из основных портов Северного морского пути стал порт Дудинки, остающийся таковым по сей день. В годы Великой Отечественной войны через порт Дудинки и других городов советской Арктики флот снабжался каменным углем, а военная промышленность — никелем, медью, лесом.
Особенностью экономического значения этого маршрута является то, что оно не утрачивается со временем. Громадная часть территории нашей страны находится в условиях вечной мерзлоты, где нет возможности прокладывать дороги круглогодичного использования. В первую очередь это северные регионы и Дальний Восток. Поэтому снабжение их может быть осуществлено только по воздуху, что также малоэффективно, либо морем.
Вторая важная особенность – наличие СевМорПути позволяет обеспечивать контроль над районами, которые богаты полезными ископаемыми. И речь в данном случае не только о полезных ископаемых, находящихся на материковом шельфе, но и о районах крайнего севера: на Ямале, Таймыре, севере Якутии и Чукотки.
Третье – СевМорПуть служит важным транснациональным транспортным коридором, связующим Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу и кратчайшим морским путем между ними. Причем осуществлять перевозки по СевМорПути без России ни одна страна в мире на сегодняшний день не в состоянии – отсутствует ледокольный флот.
III. Практическая часть
Итак, изучив историю Северного морского пути, я приступил к третьему этапу проекта - созданию настольной игры. Думаю, что в эту игру буду играть в основном мальчики, значит игра должна быть с препятствиями, в ней должны быть приключения и загадки. Много кораблей.
Я воспользовался картой Северного морского пути, нанес границы на ватмане и разукрасил красками. Наклеил распечатанные метки. Карта готова. (Приложение 4)
Теперь возникла проблема. Как сделать различные фигурки для игры? Какие фигурки лучше? Если их сделать из бумаги – они скоро придут в негодность, и нужно будет делать новые. Значит, фигурки должны быть сделаны из такого материала, чтобы прослужить нам долго.
В этом мне помогли ребята из объединения 3d моделирования. Все фигурки были сделаны из пластика. Они настолько крошечные, что показались мне очень хрупкими. Но это только на первый взгляд. Макеты кораблей, деревьев, зверей и вышек очень прочные и удобные. (Приложение 5)
Я принес игру на занятие. Очень волновался. А понравится ли она ребятам? А захотят ли они в нее играть? Мои опасения были напрасными. Игра настолько понравилась ребятам, что они забыли о своих телефонах и планшетах. Каждому захотелось потрогать фигурки и поиграть в них. Целое занятие мы передвигали кораблики, прокладывали маршруты. Мы представляли себя капитанами сухогрузов и властелинами морей.
IV. Выводы.
В заключении я могу смело сказать: поставленные мною цель и задачи выполнены. Гипотеза подтвердилась. Пусть на час, но ребята забыли о своих гаджетах. Игра им понравилась.
А еще наш руководитель сказала, что в г.Полярный будет установлен монумент героям романа В.Каверина «Два капитана». А это тоже часть нашей истории. И мы обязательно побываем у этого памятника. А я и ребята прочтем этот роман. (Приложение 6)
Литература
Визе, В. Ю. История открытия и освоения Северного морского пути. — М.-Л., 1956—1959.
История открытия и освоения Северного морского пути. — М.-Л., 1956—1959.
Полная морская энциклопедия.
Белов, М. И. Путь через Ледовитый океан. — М., 1963.
Интернет ресурсы
5.1 http://my.krskstate.ru/docs/infrasrtucture/severnyy-morskoy-put/#:~:text=История%20освоения%20Северного%20морского%20пути,парусных%20морских%20судах%20—%20кочах
5.2 https://maximillienr.livejournal.com/33187.html
5.3 https://maximillienr.livejournal.com/33187.html
Приложение 1
Приложение 2
Результаты анкетирования
Вопрос 1
да |
75 |
не очень |
5 |
нет |
3 |
Вопрос 2
на компьютере |
68 |
на телефоне |
12 |
Вопрос 3
монополия |
40 |
лотто |
10 |
не знаю |
33 |
Вопрос 4
нет |
79 |
да |
4 |
Вопрос 5
да |
58 |
нет |
11 |
не знаю |
14 |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6