Топонимика озёр посёлка Кинельский

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Топонимика озёр посёлка Кинельский

Осипова О.А. 1
1СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский
Жаркова Л.П. 1
1СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальностьданного исследования заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. В этом году Кинельскому району исполняется 90 лет. Активно ведётся сбор информации об истории района, природных объектах.

Новизна исследовательской работы вызвана отсутствием описания топонимики озёр посёлка Кинельский в литературе по Самарской области и Кинельскому району. Возникла необходимость проведения исследовательской работы, так как я считаю поднятую проблему важной, значимой и приоритетной.

Гипотеза: названия озёр связаны с историческим прошлым посёлка и особенностями природных объектов.

Проблема: отсутствие информация об истории названий озёр посёлка Кинельский.

Цель: сбор,исследование и систематизация материала о топонимике озёр посёлка Кинельский.

Задачи:

1. Выявить историю названий озёр посёлка Кинельский и систематизировать собранный материал.

2. По результатам подготовить презентацию, которую можно использовать как методическое пособие на уроках краеведения.

3. Передать собранный материал для книги, посвящённой 90-летию Кинельского района.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников), картографические, эмпирические (встречи со старожилами, анкетирование),рефлексивные (самоанализ).

Объект: озёра посёлка Кинельский.

Предмет: исторические сведения о топонимике озёр посёлка Кинельский.

1.Теоретические обоснования и актуальность выбранной темы для исследования

Я родилась и живу в посёлке Кинельский. Мне знакомо с детства , что наш посёлок необычный. Он отличается от других поселений. На территории нашего посёлка находится одиннадцать озёр (прил.1.рис.1). Недаром местные жители называют нашу местность «Край ты наш озёрный!»

Историческая ценность работы заключается в том, что в результате поисковой работы будет собран ценный краеведческий материал для школьного музея, уроков краеведения, книги, посвящённой 90-летию Кинельского района. Исследования помогут привлечь внимание общественности к экологической проблеме водоёмов посёлка Кинельский.

Материал работы может быть использован для патриотического и краеведческого воспитания школьников. Также полученные данные могут быть использованы для составления летописи посёлка, района.

Мы, школьники, не желаем стоять в стороне, и хотим решать важнейшие проблемы нашего посёлка, изучать его историю, принимать участие в создании книг по результатам краеведческого исследования. В этом мы видим свою миссию и гражданскую позицию.

2.Основная часть

2.1. Топонимика – интегральная наука.

Если взглянуть на географическую карту, то мы увидим, что она вся испещрена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов. Слово «топонимика» произошло от двух греческих слов: topos - место и onyma - имя. Эта научная дисциплина является отраслью ономастики – раздела лингвистики, изучающего имена собственные. Топонимика является интегральной наукой, функционирующей на стыке языкознания, географии и истории. Географические названия не возникают на «пустом» месте: подмечая те или иные особенности рельефа и природы, люди, жившие поблизости, называли их, подчеркивая характерные особенности. Со временем менялись народы, жившие в том или ином регионе, но вот названия сохранялись и использовались теми, кто пришел на смену. Основной единицей для изучения топонимики является топоним. Наименования городов и рек, деревень и станиц, озер и лесов, полей и ручьев – все это топонимы России, очень разнообразные как по времени появления, так и по своим культурным и языковым корням.

Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий. Изучение названий мелких объектов является предметом микротопонимики – особого раздела топонимики.

Классификация топонимов:

 Горонимы — названия городов;

Годонимы — названия улиц

Агоронимы — названия площадей

Пелагонимы — названия морей;

Лимнонимы — названия озёр

Потамонимы — названия рек;

Гелонимы — названия болот, заболоченных мест;

Геонимы — названия дорог, проездов и т.п.

Микротопонимы — названия небольших объектов (угодий, урочищ, сенокосов, выгонов, топей, лесосек, гарей, пастбищ, колодцев, ключей, омутов, порогов и т.д., обычно известные лишь ограниченному кругу людей, проживающих в определённом районе). Микротопонимы являются индивидуальными названиями небольших географических объектов, а также характерных особенностей рельефа и ландшафта. Образуются они на основе языка или диалекта народа или народности, проживающего рядом. Микротопонимы очень подвижны и изменчивы, но, как правило, ограничены территориально зоной распространения того или иного говора, диалекта или языка.

Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем занимались и чем жили наши предки. Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы. Топонимика – наука о географических названиях. Она изучает происхождение, содержание географических названий. В топонимах сохраняется наша память о языке, об истории и географии.

3. Практическая часть

3.1. Исследования

Все сёла Кинельского района по-своему хороши: где-то шумят сосновые боры, где-то завораживают своей красотой холмы, где-то пробиваются чудодейственные родники. Наш посёлок Кинельский- озёрный край! Одиннадцать озёр находятся на территории посёлка. Каждое озеро имеет свою историю, свою судьбу. Мне захотелось узнать, что известно учащимся нашей школы об озёрах.

Я провела анкетирование учащихся нашей школы.

Результаты анкетирования

Было опрошено 35 человек (учащиеся 5-9 классов)

На первый вопрос «Что такое топонимика?» правильный ответ дали 12 человек, что составило 34%;

На второй вопрос «Как образовались озёра в нашем посёлке?» правильный ответ дали 9 человек, что составило 25%;

На третий вопрос «Сколько озёр насчитывается в нашей местности?»

знают ответ 19 человек, что составило 54%;

На четвёртый вопрос «Какие названия озёр вы знаете?» ответили правильно 4 человека, что составило 11%;

На пятый вопрос «Почему озёра имеют такие названия?», смогли объяснить 6 человек, что составило всего 17%;

94% опрошенных считают, что информации об истории названий озёр нашего посёлка недостаточно и хотели бы узнать больше;

Выводы:

Данные анкетирования свидетельствуют о том, что необходимо провести поисковую работу по сбору информации и систематизации материала.

Я встретилась со старожилами посёлка Исаевой Марией Ивановной (83 года), Бадяевой Любовью Григорьевной (82 года),бывшим библиотекарем Рядинской Ниной Ивановной, беседовала с родителями, бабушкой.(прил2.,рис.2)

Использовала интернет - ресурсы.

Изучила литературные источники по краеведению «Географическое краеведение Самарской области»,под редакцией М.Н.Барановой; «Люби и изучай свой край»,И.Р. Учайкина; История Кинельского района «Междуречье» под ред. В.И.Кривобокова; «Моё Междуречье»,автор-составитель Л.В.Мельниченко.(прил.3.,рис.3)

3.2. Виртуальная экскурсия «Озерный наш край»

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию «Озёрный наш край».

Все озёра, как хрустальные бусинки, нанизанные на ниточку, располагаются на одной линии на расстоянии 300-800м друг от друга.

рис.1

История нашего посёлка берёт начало от озера Светлое.(рис.1)Приглянулось оно первым жителям посёлка в 30-е годы прошлого столетия. На берегу его землянки да бараки из самана стали строить. Вода была такая чистая, что пили её прямо из озера. Рыбы водилось столько, что на ужин хозяйки карасей фартуками ловили.

рис.2

За озером Светлое зеркальной гладью поблёскивает озеро Берлино (рис.2). Название оно получило по фамилии Тита Берлина, который первым деревянную хату срубил на его берегу. Его потомки по фамилии Берлины живут в посёлке .

рис.3

В небольшом природном углублении правильной округлой формы расположено озеро-любимец всех поколений. И название оно получило ласковое Кругленькое(рис.3) Мощные родники подпитывают озеро, и живёт оно, радуя детей и взрослых своей освежающей водицей.

рис.4

За озером Кругленькое, в тени огромной ветлы отражает лазурное небо озеро Ветла(рис.4).

рис.5

Если пройти 400метров на северо-восток, то вас приветливо встретит озеро, название которого говорит само за себя- Уткино(рис.5).Каждую весну гнездятся здесь утки.

За озером Уткино по нашему «маршруту» раскинулось озеро с необычным названием для нашей местности- Медвежье (рис.6).Старожилы рассказывали, что давно водились в наших лесах медведи. И вот случилась беда. Ранили медведицу, зашла она в это озеро и стала тонуть. Рёв раненого зверя разносился далеко по округе, а на берегу скулили два маленьких медвежонка. С той поры и стали называть озеро Медвежье.

рис.7

Правее, метрах в пятидесяти от озера Медвежье, спрятало в тени свои воды озеро Щучье(рис.7).

рис.8

Жили когда-то в соседях Правдины да Родионовы. Не думали простые сельские жители, что их фамилии увековечат потомки в названии озёр, но случилось именно так. Если пройти по лесной тенистой дороге на северо-запад, то мы увидим самое большое по площади озеро Родионово(рис.8). В летний зной оно собирает на своих берегах немало отдыхающих, приезжают и из г. Кинеля.

рис.9

По соседству расположилось озеро Правдино(рис.9). Почему-то именно на этом озере ребятишки привязывают «тарзанку» и со всего размаха плюхаются с большим удовольствием в прозрачные его воды.

рис.10

И закончить нашу виртуальную экскурсию, мы предлагаем на озере, которое раскинулось на востоке за околицей посёлка. Озеро-старица подковообразной формы. Долго озеро не имело никакого названия. Но старожилы рассказывают, что на берегах его были построены одна за другой две конюшни. Затем построили «летник»-свинарник для выращивания поросят на летний период. Сейчас называют его -озеро Конюшня(рис.10).Но постигла это озеро беда неминуемая- «умирает» оно, зарастая камышом, превращаясь в болото. Причина? Как сейчас узнаешь, что с ним произошло? Возможно, не выдержало экологической нагрузки, а может…на название «обиделось». Но это озеро-укор нам всем и «колокол тревоги» за судьбу других озёр. Природа мудро справляется с экологической нагрузкой, но силы её ограничены.

Нельзя допустить, чтобы закрывались «голубые глаза озёр». Очень хочется, чтобы наши потомки через сто и более лет могли восхищаться и гордиться красотой нашего озёрного края- посёлком Кинельский!

Заключение

1. В результате исследовательской работы я узнала и систематизировала материал об истории названия озёр посёлка Кинельский.

Названия имеют различные происхождения.

Я выделила пять групп по происхождению названий озёр посёлка Кинельский.

форма (Кругленькое);

фамилии жителей (Правдино,Родионово,Берлино);

фауна и флора (Уткино,Карасёво,Щучье,Медвежье,Ветла)

хозяйственные постройки (Конюшня)

внешний вид (Светлое)

2. Собранный материал передан для книги, посвящённой 90-летию Кинельского района.

3. Создана презентация, которую можно будет использовать на уроках краеведения и внеклассной работе с учащимися.

Используемая литература

1.Пармузин Ю.П. «Живая природа»,изд. М,«Просвещение»,2007г

2.Кривобоков В.И.«Междуречье»,2005г,изд.«Самарский дом печати», г.Самара

3.Учайкина И.Р. «Люби и изучай свой край»,г.Самара,1999г

Приложение 1.

рис.1 Озёра посёлка Кинельский (Яндекс Карта Google Maps)

1.Озеро Карасёво

2.Озеро Щучье

3.Озеро Правдино

4.Озеро Родионово

5.Озеро Медвежье

6.Озеро Уткино

7.Озеро Ветла

8.Озеро Кругленькое

9.Озеро Берлино

10 Озеро Светлое

11.Озеро Конюшня

Приложение 2,рис.2 Сбор материала

Приложение 3., рис.3 Работа с литературой

Просмотров работы: 236