Два друга-две судьбы

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Два друга-две судьбы

Алексеева А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Афанасьева В.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Могут ли люди дружить всю жизнь? Могут. Уместно здесь привести афоризм философа Древней Греции Сократа: «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности»[3с.73] . Я в этом убедилась. Они всегда были вместе, и в горе и в радости, в труде и в свободное время. И судьбы их схожи. Это два друга, два творца, два простых человека: Николаев Леонид Павлович и Смирнов Валериан Григорьевич.

Цель исследования:

изучение и сравнение творческого пути учителей-пенсионеров.

Задачи:

собрать материал о жизненном пути учителей МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» Смирнова В.Г. и Николаева Л.П.;

исследовать их творческую деятельность;

составить таблицу «Два друга – две судьбы»;

создать папки – портфолио о каждом;

пополнить музей истории школы подаренными экспонатами;

Форма работы:

работа с периодической печатью и с литературой в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинская централизованная библиотечная система»;

поиск материала в архивах Администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район», Муниципальное учреждение «Отдел по образованию и делам молодежи Муниципального образования«Моркинский муниципальный район» и Муниципальное учреждение «Муниципальное образование «Городское поселение Морки»;

встречи с учителями школы и беседа об учителях-пенсионерах;

экскурсия в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Моркинский районный музей»;

просмотр газет «Морко мланде», «Моркинская земля», «Моркинская правда», «Марий Эл», «Кугарня»;

просмотр сайтов Интернет-сети;

исследование краеведческого материала музея истории школы;

Для исследования этой темы, я изучила документы правительства «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», где изложены положения о создании комбинатов для школьников и о приобретении школьниками профессий. Просмотрела стихи Пушкина Александра Сергеевича, посвященные любви, друзьям и дружбе. Я переворошила в памяти, просмотренные художественные фильмы о дружбе, о выборе профессии «Верные друзья» и «Лучший друг семьи». С интересом прочитала афоризмы мудрецов о жизни в «Энциклопедию мудрости» и в своей работе я использовала эти высказывания как ключевые. Работая над новыми словами, обращалась к словарю русского языка Ожегова С.И. и энциклопедическому словарю.

Объект исследования-учителя. Предмет исследования-увлечения учителей.

Изучение творческого пути знаменитых людей актуальна, но исследование их увлечений с передачей знаний и умений подрастающему поколению и сравнение их судеб, я думаю, это новизна исследования.

Дружба нам жить помогает

1. Сердце отдаю детям

Что заставило меня взяться за данное исследование? Однажды в школе я встретила солидного человека, он разговаривал с Валентиной Георгиевной. Я вспомнила, что портрет этого человека видела в нашем школьном музее. Мне стало интересно и Валентина Георгиевна, мой классный руководитель рассказала о нем, Николаеве Леониде Павловиче. Оказалось, что он работал в нашей школе, был директором, сейчас на заслуженном отдыхе. Жаль, что я не смогла с ним встретиться, он болен, ему за 80 лет и пандемия. Но по воспоминаниям учителей школы узнала, что Леонид Павлович интересный собеседник, добрый человек, не смотря на возраст, всегда с искрой в глазах (приложение 1). Узнала, что он всю жизнь дружил со Смирновым Валерианом Григорьевичем (приложение 2), тоже наш учитель, к сожалению ушедший в мир иной. Из разговора учителей узнала, что они были настоящими друзьями.

Вместе с Валентиной Георгиевной мы просмотрели документы архивов районной и поселковой администраций, кипы газет «Морко мланде», «Моркинская земля», «Моркинская правда», «Марий Эл», «Кугарня» об учителях в районной библиотеке. И во многих статьях газет я встречала фамилии Николаева и Смирнова. Значит, это творческие и активные по жизни люди. И мне вспомнились слова римского баснописца Федра: «Друзей немало, дружба только редкостна» » [3с.144]. Эти слова о них, о двух друзьях.

Из беседы с учителями я узнала, что на протяжении педагогической деятельности Леонид Павлович работал педагогом дополнительного образования, от Дома пионеров вел кружки «Радиоэлектроника» и «Охота на лис». Что же за кружок под названием «Охота на лис»? В словаре Ожегова прочитала смысл словосочетания «Охота за вражеским разведчиком» [5с.418]. Более точное раскрытие понятия нашла на сайте Интернет сети. Узнала, это спортивная радиопеленгация («охота на лис») - дисциплина радиоспорта, зародившаяся в Дании и Англии сразу после Второй мировой войны. Представляет собой состязание между спортсменами, которые с помощью карты местности, компаса и радиоприемника с направленной антенной - «пеленгатор» должны найти 5 радиопередатчиков в лесу, на пересеченной местности. Цель состязания – найти заданное количество «лис» (как правило, 5) за наименьшее время. Участие в соревнованиях требует не только значительной физической, но и умственной тренировки. В «охоте на лис» радиозоны не обозначены, а радиопередатчики слышно почти по всему лесу (территории соревнований). «Охота на лис» изначально возникла как военно-прикладной вид спорта. На мой взгляд, интересный вид спорта, но, к сожалению, в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества», как и ориентирование, перестали действовать эти кружки. Хотя оборудование для соревнования «Охота на лис», по словам Леонида Павловича, было передано в центр детского творчества. Думаю, надо возродить эти виды соревнований, они необходимы для жизни, особенно юношам.

В архиве музея истории школы я обнаружила грамоты победителям и участникам российских и республиканских конкурсов радиолюбителей среди школьников (приложение 3). Валентина Георгиевна рассказывала, что ее ученики любили посещать кружки, особенно мальчики. Они любили мастерить, паять, соединять, запускать. Такая же творческая атмосфера была на занятиях кружка «Резьба по дереву» у Валериана Григорьевича (приложение 4).

Леонид Павлович всегда интересовался методическими новинками не только по радиотехнике, но и в методах воспитания детей. В 70годы 20 века был популярен метод Иванова И.П.Игорь Петрович Иванов – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Он – изобретатель и создатель методики КТД (коллективно -творческое дело). Методика КТД это сотрудничество, коллективное творческое воспитание. Это механизм, когда дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела - это забота об окружающем мире, о каждом.

Из книги Иванова И.П. «Энциклопедия коллективно-творческого дела» узнала, «…коллективные творческие дела - это полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников» [2с.8].

Этой идеей Леонид Павлович заразил весь педагогический коллектив школы, что всем составом учителя в мае 1988 года прошли недельный семинар коммунарского дела на озере Яльчик (приложение 5). Летом этого же года Николаев Л.П.создал трудовой лагерь для трудных подростков школы на базе Мазиковской восьмилетней школы, внедряя методику Иванова И.П. Руководствуясь данной методикой, Леонид Павлович написал свою книгу «Воспитательная работа по методике Иванова И.П.» (Основные положения) [4с.8]. Данная книга была подарена автором музею истории школы. Некоторые педагоги по сегодняшний день пользуются данной методикой в воспитательной и кружковой деятельности.

Таким образом, несмотря на занятость, два друга на протяжении многих лет всегда были педагогами дополнительного образования, вели кружки при Моркинском доме пионеров, затем – при Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества». И словно они следуют словам римского философа, политика, поэта Сенеки Луций Анней (младший) «Уча других – мы учимся сами» [3с.141].

2. Две судьбы

Изучив жизнь двух замечательных людей, друзей у меня появилась возможность сравнить их судьбы и педагогическую деятельность. Они познакомились в 50годы прошлого века во время учебы в Моркинском педагогическом училище. Одни взгляды на жизнь, одни интересы, так и прошли по одной жизненной тропинке. Они прошли долгий и славный педагогический путь, воспитали не одно поколение. Оба окончили Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской, Валериан Григорьевич-факультет начальных классов, Леонид Павлович - физико-математический. После окончания были распределены в разные школы Моркинского района, один – в Шордур, другой – в Янситово. Отслужили в рядах Советской Армии, создали семьи и снова встретились в Морках. В 70-е годы Леонид Павлович работал в восьмилетней школе, Валериан Григорьевич в СПТУ 24. В 1976 году в Морках был открыт межшкольный учебно –производственный комбинат (УПК), единственный в то время в РСФСР. В это время в СССР уже были УПК. Что такое? И я обратилась к энциклопедии «...форма организации трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся 9-10/11/классов, создающихся с помощью промышленных и сельско-хозяйственных предприятий, государственных и кооперативных организаций. Профили трудового обучения в УПК определяются с учетом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственные базы» [6с.1396]. В постановлении Совета министров СССР было написано «Разрешить исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся по согласованию с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик создавать… межшкольные учебно - производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ» [10]. На основании этого постановления было создано объединенное постановление №145 Моркинского районного комитета КПСС и Моркинского исполнительного комитета Районного совета об открытии Моркинского межшкольного учебно-производственного комбината. Официальное открытие УПК произошло 3 апреля 1976 года.

Учебно-производственный комбинат (УПК) – организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку. Основные задачи УПК, изложенные в документе, «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии» [10].

Об открытии и первых результатах работы Моркинского межшкольного УПК, я прочитала в журнале «Народное образование» за 1976год. Директором Моркинского межшкольного УПК назначили Николаева Леонида Павловича, завучем стал Смирнов Валериан Григорьевич. Учащиеся старших классов общеобразовательных школ Моркинского района проходили профессиональное обучение в УПК в течение недели раз в месяц и занимались общественно- полезным трудом. Для обучения иногородние приезжали в УПК на автобусе, для них был создан интернат, все учащиеся питались в столовой УПК. Школьники могли получить специальность оператора машинного доения коров, швеи, кулинара, слесаря по ремонту автомобиля, водителя автомобиля, столяра, строитель- каменщика, штукатур-маляра, электрика, сборщика резистров, оператора ЭВМ. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью. Леонид Павлович провел колоссальный труд по созданию и деятельности УПК. После распада СССР в России обязательное начальное профессиональное образование было исключено из программы общего среднего образования. В 1992 году Моркинский межшкольный учебный комбинат перестал существовать. Отзывы об УПК родителей моих одноклассников только положительные, для кого - то это была первая ступень получения будущей профессии. Значит, Николаев Л.П. и Смирнов В.Г. приложили немало усилий, труда в работе учебно-производственного комбината.

Проработав директором Моркинского межшкольного учебно-производственного комбината, заведующим Моркинского районного отдела народного образования, Леонида Павловича назначают директором Моркинской средней школы. Валериан Григорьевич переводится в школу учителем трудового обучения и изобразительного искусства.

Я не видела их вместе, но для себя сделала вывод, они друг друга дополняли, заботились друг о друге, направляли детей на радушные дела.

3. Увлечения

По характеру Леонида Павловича добрый человек и юморист, Валериан Григорьевич размеренный, спокойный. И дружбу пронесли через годы. Так случилось, что и увлечения ветеранов схожи, оба увлекались живописью.

В живописи Леонид Павлович особый акцент делал на рисунки с изображениями птиц, рыб, животных, которые ему особо удаются, благодаря его чувству юмора. В школу он приносил несколько папок с картинами сюжетов из русских сказок для выставки. А Смирнов В.Г. в живописи работал в разной технике исполнения: маслом, карандашом, гуашью, занимается резьбой по дереву. Его работы воспевают красоту природы малой родины - ее реки, поля, леса. Композиционные решения, манера письма и цветовые гаммы отличают живопись Смирнова В.Г. от живописи Николаева Л.П.. Никто из них не учился художественному мастерству, не оканчивал художественных институтов. Я думаю, а если бы они вели кружок по изобразительному искусству, сколько было бы художников.

Находясь на пенсии, они не сидели сложа руки. Дома у Леонида Павловича целая галерея фотографий (приложение 6). Леонид Павлович кроме рисования любил гулять на природе. Собираясь на прогулку, Леонид Павлович всегда брал с собой фотоаппарат. Тут важно в обычном увидеть необычное, и это запечатлеть на пленку. Смотришь на его подаренные снимки и рисунки музею школы и удивляешься: как же прекрасна наша природа. А ведь мы тоже бываем в лесу, проходим мимо тех мест, где ходил Леонид Павлович. Мы-то равнодушно прошли, а он углядел такое, что эта красота показана на его фотографиях. На это Леонид Павлович говорил: «Хорошо остаться один на один с природой и неспешно подумать о прожитом, о маленьких и больших радостях, о жизни». Так и рождалось его творение. За творчество в 2008году он был награжден Диплом Министерства культуры Российской Федерации «Участника Международной выставки фино-угорских народов «Корни».

Леонид Павлович посещал хор ветеранов Муниципального бюджетного учреждения культуры «Моркинский центр народного творчества», а в свободное время от репетиций проводил пятиминутки по международному положению среди солистов хора. И Валериан Григорьевич мастер на все руки: художник, поэт, резчик по дереву, музыкант, артист. О себе он писал так: «Он плотник, столяр, шахматист, чеканщик, скульптор, художник. Немного, но пишет стихи и рассказы, сочиняет музыку, шьет платья, рубашки. Умеет плести лапти и корзины. Владеет искусством парикмахера и музыканта. Играет на гармошке, на скрипке, на флейте. Неплохо бренчит на балалайке и домбре». Этим все сказано. В свободное время он писал стихи, уделял внимание театру, вместе с женой выступал с концертами (приложение 7). Девизом друзей служили совсем не малозначащие слова «Искусством радовать других». Оба друга проводили персональные выставки картин и фотографий (приложение 8). Более сорока фотографии Николаева Л.П. выставлялись в Государственном бюджетном учреждении культуры «Национальный музей Республики Марий Эл им. Тимофея Евсеева», а картины двух друзей - в Медведевском историко- художественном музее и в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинский районный музей». Я думаю, они счастливые люди.

Заключение

«Опыт всему учитель» [3с.146] я начну эту главу со слов римского полководца и государственного деятеля Гая Юлия Цезаря. Сравнивая их жизнь и трудовую деятельность, я нашла в них больше сходства, чем отличия (приложение 9).

За педагогическую и новаторскую деятельность, активную общественную жизнь и воспитание подрастающего поколения Леонид Павлович награжден орденом Знака Почета и имеет звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Заслуженный учитель школы Марийской АССР». Он - почетный гражданин поселка Морки (приложение 10). У Смирнова В.Г. таких наград нет. Но не в этом дело. Их любят выпускники. Два друга, два педагога дали путевку в жизнь выпускникам. Они научили их мастерству и умению своего дела. По стопам Леонида Павловича пошел его сын Феликс. А умение вырезать по дереву многим пригодилось в жизни. То есть, до пенсионного возраста Леонид Павлович был более активен, чем Валериан Григорьевич, а в пенсионном – на оборот. И увлечения Валериана Григорьевича более разносторонние, чем у Леонида Павловича.

На мой взгляд, это выражается в одиночестве Леонида Павловича, так как умерла его жена. По высказыванию Леонида Павловича, что во время работы он всегда поддерживал Валериана Григорьевича, а потом, Валериан Григорьевич не оставлял его одного и приглашал на какие-либо мероприятия.

Я читала стихи Валериана Григорьевича, посвященные Леониду Павловичу. Вот это настоящая дружба. И думаю, чем крепче дружба, тем больше желания творить, что знаешь и умеешь – передать потомкам, что и делали Валериан Григорьевич и Леонид Павлович. Уместно здесь сказать высказывание римского мимического поэта Сир Публия «Дружба, которая прекратилась, никогда, собственно, и не начиналась» [3с.124], что нельзя сказать о Леониде Павловиче и Валериане Григорьевиче, но над этими мудрыми словами стоит нам задуматься.

Список литературы и источников

Гречихин А. И. Соревнования «охота на лис». — М.:ДОСААФ, 1973

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел, М.: Педагогика,1989 -166с.

Литературно-художественное издание. Энциклопедия мудрости. РООССА. М.,2006. 816с.

Николаев Л.П. «Воспитательная работа по методу И.П.иванова» (Основные положения), Моркинская типография Госкомиздата Марийской АССР, 1988г., 48с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18-е изд., стереотип. -М.: Рус.яз., 1986.-797с.

Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред.А.М.Прохоров.-4-е изд.-М.: Сов. Энциклопедия, 1986. -16000с., ил.

Интернет сети

kommunarstvo.ru/biblioteka/bibi...

grfc.ru/grfc/radiostation/staty..

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php

www/ardf.ru:: спорт

8. Газета /статьи о Николаеве Л.П. и Смирнове В.Г./:

«Кугарня» от 17апреля 2009г.; статья «Корго йукемат йонгалтше, йоратыме пелашемат куаныше»;

«Марий Эл» от 23 января 2010г.; статья «Пашаштым ончалаш ужыт», автор статьи Любовь Камалетдинова;

«Морко мланде» от 2010г., статья «Калыклан куанын шавена», автор статьи Л.Петрова;

«Пенсионер» от 2 ноября 2010г., статья «Возраст-это не старость!», автор статьи В.А.Волкова;

«Моркинская земля» от 2010г., статья «С любовью к природе»;

«Вести» от 2010г., статья «Жизнь и творчество двух друзей», автор статьи Л.Иванова;

9. Награды Николаева Л.П.:

А/ Грамоты:

Министра просвещения Марийской АССР, «За хорошую организацию работы кружка радиоэлектроники и активное участие в республиканском смотре рационализаторской работы технических кружков», 1966г.;

Министра просвещения РСФСР, «За достигнутые успехи в развитии технического творчества и организацию Всероссийского смотра изобретательской и рационализаторской работы технических кружков школ и внешкольных учреждений Министра просвещения РСФСР», 1966г.;

Б/Диплом Министерства культуры Российской Федерации «Участника Международной выставки фино-угорских народов «Корни», 2008г.;

В/Орденская книжка «Знак почета», указ Президиума Верховного Совета СССР797640, от 20 июля 1971г.;

Г/Звания:

Звание «Заслуженный учитель школы Марийской АССР», 1967; указ Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 6 октября 1967г.;

Звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 1980; указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6марта 1980г.;

Звания Почетный гражданин муниципального образования «Моркинский муниципальный район» Николаеву Л.П.; Решение депутатов муниципального образования «Моркинский муниципальный район» № 374 от 19августа от 2009г.

10.Постановления

Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»;

Постановление Совета Министров СССР от1975г. «Об утверждении Типового положения о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудлвого обучения и профессиональной ориентации учащихся»;

11.Рисунок Николаева Л.П.. Акварель. «Цветы»;

12.Стихи Смирнова В.Г. «Посвящение другу» от 25.10.2010г., от 30.11.2010г.;

13.Таблица «Два друга - две судьбы»;

14.Фотографии:

Фото 1: Николаев Л.П.;

Фото 2: Смирнов В.Г.;

Фото 3: На занятиях кружка «Резьба по дереву». Руководитель Смирнов В.Г.;

Фото 4: Учителя школы на республиканском семинаре по методике КТД на озере Яльчик;

Фотокомпозиция 5: Творчество Николаева Л.П.

Фото 6: Всегда вместе /Валериан Григорьевич с женой

Фото 7: На авторской выставке в историко-художественном музее п. Медведево;

Приложение

Приложение 1

Фото 1: Николаев Леонид Павлович

Фото сделано Ивановым Кимом Александровичем,

учителем географии

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, 1996г.

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 9 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в апреле 2021

Фото находится в музее истории школы

Приложение 2

Фото 2: Смирнов Валериан Григорьевич

Фото сделано Афанасьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл, 2013г.

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 9 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в апреле 2021

.

Фото находится в музее истории школы

Приложение 3

Грамоты за участие в смотрах и конкурсах

изобретательской и рационализаторской работе

Грамота сканирована Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 9 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в апреле 2021

.

Грамота находится в семейном архиве Николаевых

Приложение 4

Фото 3: Занятие кружка «Резьба по дереву»

На фото - ученики 6 «в» класса, 1986г.

Руководитель кружка-Смирнов Валериан Григорьевич

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 9 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в апреле 2021

Фото находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 5

Фото 4: Учителя Моркинской средней школы

и организаторы коммунарского дела

на республиканском семинаре по методике Иванова.

Озеро Яльчик, май 1988г.

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 9 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в апреле 2021

Фото находится в семейном архиве

Афанасьевой Валентины Георгиевны, учителя истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 6

Автор-Николаев Л.П.,2012г.

фото1:Картина «Цветы». Живопись. Акварель.

фото2:Фотокомпозиция «Зимний лес»

фото3: Игрушкам - вторая жизнь

Музыкальная трель»

Творчество Леонида Павловича

Фотокомпозиция 5: сделано Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Картина, фотокомпозиция, игрушка находятся в семейном архиве Николаева Л.П.

Приложение 7

Фото 6: Всегда вместе

На фото Валериан Григорьевич и его жена Соловьева Валентина Сергеевна

при выступлении в Медведевском в историко-краеведческом музее, 2010г.

Сканировано с газеты «Кугарня» Афанасьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Газета находится в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинская централизованная библиотечная система»

Приложение 8

Фото 7: На авторской выставке в историко-художественном музее

п. Медведево, 2010г.

Фото сканировано Афанасьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории

МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Фото находится в семейном архиве Николаева Л.П.

Приложение 9

Два друга-две судьбы

вопросы для сравнения

общее

отличие

 

Валериан Григорьевич

Леонид Павлович

характер

спокойный

размеренный

веселый

жизнь

     

детство, юность

бедность

   

учеба

средняя школа

   

Моркинское и Параньгинское педагогическое училище

   

МГПИ им.Н.К.Крупской

факультет начальных классов

физико-математический факультет

служба

СА

   

семья

дети

4

2

жена - умерли

2 жена

 

внуки

   

должность

учитель

   
   

Завуч УПК,

председатель профсоюзной организации УПК

директор школы,

директор УПК,

заведующий РОНО

общественная жизнь

лектор-международник,

пропагандист, внештатный корреспондент районной газеты

   

увлечение

живопись

   
 

шахматы

   
   

стихи, музыка, резьба по дереву, чеканка, плетение,

фотодело,

радиоэлектроника,

радиотехника

награды

   

Орден Знак Почета.

Заслуженный учитель школ РСФСР,

Заслуженный учитель школы Марийской АССР, звание Почетный гражданин муниципального образования «Моркинский муниципальный район»

Таблица составлена Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 9 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл в апреле 2021

Приложение 10

Награды Николаева Л.П.

Сканировано с вырезки газеты «Марийская правда»

Алексеевой Анной Алексеевной, обучающейся 9 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

Грамоты, ксерокопия орденской книжки «Знак Почета»,

вырезка газеты «Моркинская земля» находятся в музее истории школы

Просмотров работы: 30