Соблюдение рекомендаций обезопасит от ухудшения зрения при длительной работе с монитором.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Соблюдение рекомендаций обезопасит от ухудшения зрения при длительной работе с монитором.

Баймлер И.К. 1
1МАОУ "СОШ №5 г.Челябинска"
Иванова Е.В. 1
1Учитель русского языка и литературы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы понимаем, что наша жизнь не стоит на месте. Лет 40 назад никто не мог сказать, что каждый будет зависим от гаджетов и компьютеров. Взрослых с компьютером связывает работа практически с утра до вечера, а школьников – выполнение домашнего задания. Каждый раз нам взрослые напоминают, что в день можно проводить только 30-40 минут у монитора, чтобы не нанести вред нашему зрению. Но у мира свой ритм. Неожиданно для всех жителей страны наступил такой момент, что в конце учебного 2019-2020 года из-за пандемии коронавируса все школьники и студенты перешли в режим дистанционного обучения, так как в любых условиях мы продолжаем учебный процесс. К каким проблемам привела сложившаяся ситуация? Новая система имеет свои плюсы, но их оказалось намного меньше, чем минусов. В этой работе я постараюсь выяснить, как эта особенность школьного образования коснулась не только психического, но и физического развития учеников, в частности я буду говорить о зрении.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения своего здоровья, в частности зрения, находясь в длительном рабочем процессе с монитором.

Противоречие между необходимостью сохранения своего здоровья, в частности зрения от длительной работы глаз с монитором с одной стороны, и отсутствием конкретных рекомендаций по снижению вредного воздействия монитора на органы глаз, с другой стороны, определили проблему исследования: что нужно делать, чтобы сократить вредное воздействие монитора на органы глаз человека. Все вышеизложенное и побудило нас выбрать тему исследования: «Соблюдение рекомендации обезопасит от ухудшения зрения при длительной работе с монитором».

Целью данной работы является составление конкретных рекомендаций, направленных на снижение вредного воздействия монитора на органы глаз.

Объектом исследования являются глаза.

Предметом исследования является влияние монитора на здоровье человека, в частности на органы глаз.

В основу положена гипотеза, согласно которой, соблюдение рекомендаций позволит снизить вредное воздействие монитора и избежать последствий, связанных с ухудшением органов зрения.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

Изучить пользу и вред дистанционного образования;

Изучить мнение учащихся и студентов после окончания дистанционного образования;

Рассмотреть, как реагируют наши глаза при длительной работе с монитором;

Провести наблюдение за состоянием органов зрения без соблюдения рекомендаций и апробировать на примере своей семьи все возможные рекомендации для снижения вредного воздействия монитора при длительной работе с ним;

Сформулировать рекомендации по снижению вредного воздействия монитора на органы зрения;

Разработать и изготовить индивидуальный раздаточный материал и плакат;

Создать на своем канале «YouTube» ознакомительный ролик по данной теме.

С целью достижения поставленных задач нами был разработан комплекс взаимосвязанных методов исследования, включающий:

анализ литературы;

анкетирование;

эксперимент;

наблюдение;

анализ;

сравнение и обобщение результатов;

моделирование;

видеосъемка.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

1. Рассмотрены теоретические представления о пользе и вреде дистанционного образования. Как реагирует орган зрения учащихся и студентов на длительную работу с монитором;

2. Разработан комплекс рекомендаций по снижению вредного воздействия монитора на органы зрения при длительной работе.

Практическая значимость исследования заключается в конкретной помощи людям, находящихся в длительном взаимодействии работы органов зрения с монитором без вреда для своего здоровья.

1. Польза и вред дистанционного образования для учащихся и студентов.

На сегодняшний день компьютер стал нашей частью каждого дня. Сегодня все усилия вкладывают во внедрение ИКТ в школьный процесс. Компьютер помогает нам находить очень быстро нужную информацию, хранить и получать ее.

Дистанционное обучение (ДО) – предполагает работу учителя и учащихся в групповом режиме онлайн, который отражает учебные процессы: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения [5].

В это время общение происходит посредством монитора: компьютера, планшета, ноутбука или телефона. В таком режиме при изучении любого предмета требуется зрительное внимание при письме, устном ответе, написании на клавиатуре и постоянной концентрации внимания на монитор. Это очень влияет на характер зрительной нагрузки, ведь когда уроки происходят в классах и аудиториях, то за один уроку нас происходит огромная смена деятельности. К сожалению, на дистанционном обучении, мы длительно работаем на близком расстоянии, не имея возможности расслабиться глазам и сбросить мышечное напряжение. Поэтому даже один полноценный урок из 40 минут, проведенных за монитором, приводит к перенапряжению цилиарной мышцы и целому изменению зрительной системы.

Стоит сделать акцент, что у людей всех возрастов длительная работа с монитором приводит к снижению частоты морганий, что приводит к развитию сухого глаза, которое усугубляет зрительное переутомление [1].

Еще можно выделить сопутствующий минус – это не только механизм снижения зрения, но и иммунитета из-за невозможности выйти на свежий воздух, а значит происходит отсутствие выработки кожей витамина Д, который необходим в борьбе с прогрессирующей миопией.

Дистанционное обучение школьников (студентов), взвесим за и против:

К плюсам ДО можно отнести:

1. Родители полностью контролируют учебный процесс. Они видят все действия ребенка и учителя, а также оценивают ситуацию: какой объём выдан в школе, какие упражнения проработаны, сколько усвоил ребенок и что нужно еще раз повторить, решить.

2. Не возникает вопросов, если у ребенка плохая оценка, в связи с тем, что он не готов к уроку или не выполнил домашнее задание.

3. Родители, зная программу, контролируют новые темы или пробелы в знаниях по различным темам, с которыми возникли у ребенка затруднения.

4. Родители больше времени посвящают учебному процессу, так как теперь ребенок большую часть проводит дома, необходимо контролировать весь этот трудоемкий процесс, а значит, что приходит понимание важности профессии учителя. И, в связи с этим будут проявлять уважение к педагогам.

5. Обучение в домашней обстановке не является стрессовым. Комфортная обстановка располагает, что тебя не вызовут к доске и ты не будешь отвечать перед всем классом.

6. ДО – это отличный способ освоить компьютер в совершенстве, не только когда ты играешь в свои любимые игры.

7. Такой вид учебы помогает искать нужную информацию в разных источниках при условии ограничения времени.

В чём же минусы ДО?

1. Данное обучение уже для подростка старших классов –10 и 11, или же студентов. Так как требует ответственности, усидчивости и упорства для достижения результатов, некоторые навыки, необходимые для дистанта, у младших школьников и среднего звена еще не сформированы или находятся на низком уровне.

2. Не всегда учитель может выявить уровень знаний по предмету у конкретного ученика. Ведь дети могут выполнить домашние задания полностью самостоятельно или с помощью родителей.

3. Без навыков самоконтроля ребенок откладывает выполнение задания на крайние сроки, а иногда и вовсе не выполняет их. Поэтому педагогам трудно проконтролировать всех учащихся при таком процессе обучения.

4. Конфликтность между детьми и родителями. Когда дети устали или не поняли тему, а родители заставляют выполнять задания.

5. Уровень восприятия материала снижается, в классе диалог и дополнения к диалогу совсем другие. И на новые темы, учитель может дать самостоятельные работы, чтобы сделать срез и понимать, как усвоен материал. А так дети большую часть материала изучают самостоятельно.

6. Часто подводят технические системы: не хватает дома компьютеров (если детей в семье несколько), проблемы со связью, интернетом, скоростью интернета и многое другое.

7. Конкурентность, чтобы не быть хуже того или иного ученика. Из-за этого просят решить за них задания.

8. Лишение общения со сверстниками.

9. У учащихся нет авторитетной фигуры, а это необходимо в младших классах.

10. Нет смены обстановки: урок, перемена и общение. Нет уроков физкультуры. Дети постоянно сидят за компьютером, не контролируя осанку, портят зрение.

11. Начинают дети хитрить, говорят, что делают уроки, а сами играют. Родителям приходится ужесточать контроль, появляются конфликты, а это является стрессовым состоянием, как для ребенка, так и для родителей.

Взвесим все «за» и «против», мы наглядно видим, что минусы преобладают над плюсами. ДО – сложный механизм и подходит далеко не всем детям. Но хоть и считается, что за ДО будущее, по моему мнению, лучше обойтись без него. Ведь контакт с живым человеком, обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером.

2. Каким образом мы видим. Строение глаза. В чем основное различие близорукости от дальнозоркости.

Глаз – орган зрения. Это сложное устройство воспринимает свет и передает это восприятие, посылая импульсы в мозг, который переводит его в изображение [4].

Важно знать, какие функции выполняют различные части глаза (Рис.1, Приложение А).

В чем основное различие близорукости от дальнозоркости (Рис.2, Рис. 3, Приложение А):

Функции зрительной системы.

Человеческий глаз – это сложная оптическая система, которая состоит из множества зависимых друг от друга частей. Чтобы этот механизм работал, ему требуется помощь нервов, соединительных тканей, пигментных клеток и сосудов.

Состав зрительной системы человека:

Веки. Это складки из кожи, устроенные таким образом, чтобы они могли легко двигаться. Процесс их движения мы называем миганием. Веки имеют две чрезвычайно важные функции –увлажнение и защита глазного яблока.

Глазница. Полость в кости черепа, состоящая из четырех частей, каждая из которых распределена по степени прочности.

Зрачок. Круглое отверстие в радужной оболочке глаза. Зрачок способен менять диаметр в зависимости от интенсивности освещения. Среди рефлексов зрачка можно выделить конвергенцию – сужение зрачка с помощью увеличения нагрузки мышц на глазное яблоко, а также изменения с помощью цилиарного тела при аккомодации.

Камеры глазного яблока. В глазу есть две камеры. Это отдельные пространства глазного яблока с внутриглазной влагой. Передняя камера располагается сразу за роговицей, заднее же – за радужной оболочкой. Нарушение работы камер может привести к глаукоме.

Стекловидное тело. Вещество, заполняющее большую часть глазного яблока, прозрачное, так как состоит на 99% из воды, химически связанной с гиалуроновной кислотой. Стекловидное тело взаимодействует с хрусталиком и сетчаткой и тесно связано с их прямым функционированием.

Сетчатка. Это внутренняя оболочка глаза, находящаяся на периферии зрительного анализатора. Основу сетчатки составляют фоторецепторы – нейроны.

Хрусталик. Двояковыпуклая линза. Служит для различения объектов на разных расстояниях [4].

3. Мнение учащихся и студентов после дистанционного образования.

Мы решили выяснить, что знают о зрении наши одноклассники, ученики других школ и студенты. Какие показатели нас заинтересуют в ходе нашей работы, на что нам обратить внимание и на что сделать акцент при разработке раздаточного материала. Для этого каждому была отправлена анкета, которая включала в себя вопросы (Приложение Б).

Анкетирование проводилось дистанционно, летом. В анкетировании приняли участие 120 учащихся, среди которых 80 школьников и 40 студентов. Из 80 школьников – 20, которые носят очки и из 40 студентов – 20, которые носят очки. Результаты представлены в приложении В.

На основании проведенного анкетирования, мы выяснили, что 67% считают, что у них хорошее зрение и 33% ответили, что есть проблемы со зрением. Мы попросили уточнить диагноз эти 33%, как же они распределились:37% – близорукость (миопия), 26% – дальнозоркость, 37% – астигматизм, других диагнозов не указал никто. Я попросил соединить диагнозы (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) с их значениями. Я был сильно удивлен, так правильно распределили только 17% (это 20 человек, а на момент анкетирования у нас 40 человек, которые носят очки) – это говорит о том, что даже те, кто носит очки, не знают или путают понятия. Те 33%, которые указали, что у них проблемы со зрением и оказались те люди, которые носят очки или линзы. 33% (40чел.)-носят очки и 67% (80чел.) – не носят очки. В нашем классе у 7 учеников плохое зрение. Я ношу очки, Один ученик поносил несколько дней и не стал. Остальные 5 человек даже не стали заказывать очки, чтобы их не обзывали «очкариком» и «ботаником». Эти шесть человек участвовали в анкетирование с показателями хорошего зрения. На вопрос, как часто вы меняете диоптрию из тех 33% (40 чел) показатели распределились таким образом: раз в год – 50% (школьники – 20 чел.), 1-2 раза в год – 20% (студенты-8чел.), более 2 чел – 25% (студенты – 10 чел.) не меняют диоптрию, т.е. постоянная 5% (студенты 2чел.). Какие же произошли изменения со зрением во время ДО: не улучшилось ни у кого, произошли существенные изменения у 85% (в этот процент вошли и те, кто ранее очки носил), без изменений 5%, произошли незначительные изменения 10%. Напоминаю, что в анкетировании принимали участие 86% – школьников и 14% – студентов. Сколько же времени учащиеся проводят в день за компьютером. Меньше часа 1%, 1-2 часа – 2%, 3-4 часа – 58%, более 4 часов – 39%. Как видим все нормы СанПиНа и рекомендации окулистов нарушены. В анкетировании мы учитывали и наследственность. Выяснилось, что у двух родителей хорошее зрение – 40%, у двоих родителей проблемы со зрением – 18%, проблемы только у мамы – 22%, проблемы только у папы – 20%. Мы смогли выяснить, сколько времени тратится на домашнее задание: 1-2 часа – 3% (3чел., причем это студенты), 3-4 часа – 72% (87чел.), больше 4часов – 25% 30чел.). Для уточнения был задан вопрос: «Сколько часов в день вы читаете»? Мы получили результат: 1 час –76%, 2часа –21%, 3 часа – 3%. Причем школьники читают печатное издание, а студенты книги читают с гаджетов. Также мы учли, сколько уходит на занятия спортом: 1 час – 28%, 2часа – 68%, 3 часа – 2%, больше 3 часов – 2%. Мы учитывали, сколько часов в день гуляют учащиеся: 1час – 67% (школьники 80чел.), 2часа – 18% (студенты – 22чел.), 3часа – 15% (студенты – 18чел.). Учитывалось в исследовании, сколько времени тратится на ночной сон: менее 8часов – 25%, 8часов – 62%, более 8 часов – 13%. На вопрос6 «Делаете ли вы зарядку для глаз»? Результаты распределились таким образом: да – 9% и нет – 91%. На вопрос: «За монитором вы контролируете, что вы сидите правильно»? Мы увидели показатели: контролируют – только 2%, остальные 98% – не контролируют, а значит сидят, как попало. На вопрос: «У вас хорошее освещение в комнате»? Ответили – да – 81% и ответили – нет – 19%. На вопрос: «Вы соблюдаете зрительный режим: тетрадь и книга на расстоянии 30 см, монитор 45-75 см, телевизор более 3 метров»? Результаты оказались очень плачевными: да – 3% и нет – 97%. На вопрос: «Сколько раз вы посещаете окулиста»: 2 раза в год – 43%, 1раз в год – 51%, в случаях необходимости – 6%. И самый важный вопрос, который является динамикой за период ДО: «Что произошло с вашим зрением за период ДО»? Результаты говорят сами за себя: улучшений нет – 0%, осталось таким же – 52%, ухудшилось – 48%.

До дистанционного обучения у нас был показатель из 80 школьников, только 20 носили очки. После ДО стало 32 учащихся (12 человек плюсом). Из 40 студентов, только 20 носили очки. После ДО стало 26 студентов (6 человек плюсом).

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы, чего дети не знают:

диагноз и его значение

суточную норму работы с компьютером

нормы СанПиНа, в которых прописано время на д/з

о специальных зарядках для глаз

правила поведения при работе за компьютером

правила зрительного режима

Таким образом, анализ результатов анкетирования нам четко показал на что сделать акцент при составлении раздаточного материала, а также включить в него комплекс рекомендаций для сохранения зрения при длительной работе за компьютером или гаджетом, что изначально и было целью нашей работы.

Для более доступного запоминания этой информации кроме раздаточного материала решено было также смоделировать ролик и выложить на своем канале на «YouTube». На данном канале вы сможете ознакомиться со всеми моими работами, взять на заметку полезную информацию, задать мне вопросы.

4. Наблюдение за состоянием органов глаз без соблюдения рекомендаций и апробация всех возможных рекомендаций.

Наблюдение за состоянием наших глаз мы проводили с сентября 2019 по март 2020 года, а затем во время дистанционного обучения с апреля 2020 по май 2020 года, а также после, когда началась пора каникул. К нашей семье присоединись еще мои друзья из других школ. В исследовании принимали участие:

Группа 1 Я (11лет). В первом классе, при проверке зрения у меня обнаружили слабую гиперметропию глаз. Мне сказали делать зарядку для глаз и тогда все пройдет. Но я не делал зарядку для глаз и во втором классе я начинаю ходить в очках. 1,5 года у меня были одни очки, затем поняли на другие, разница была не значительная. Заменили, только из-за того, что я очень вырос и поменялось межцентровое расстояние и немного подкорректировали диоптрию. Очки были с диоптриями левый плюс 0,75 и правый плюс 0,5. Сказали, что все хорошо и скорее всего я сниму очки к концу 4 класса.

На период исследования из-за ДО пришлось очень много времени проводить за монитором или гаджетом. Я сразу почувствовал, что происходит с моими глазами, появилась сухость, переутомление, сосуды стали лопаться, появились головные боли, как при мигрени. Я сразу же вспомнил о зарядке для глаз, но это только облегчало на некоторый период. Когда закончился учебный год, я сразу же обратился к окулисту на проверку зрения, и я помнил, что мне должны отменить очки. После полного обследования окулист, покачала головой. Так как диагноз значительно ухудшился. Диоптрии с плюсом вообще перешли в минус. Несмотря на то что я последние очки проносил, только полгода. Мне срочно нужно было менять диоптрии. И мы заказываем новые очки. Теперь у меня новый диагноз. Из слабой гиперметропии, у меня левый глаз: миопия слабой степени с простым астигматизмом правого глаза и смешанный астигматизм левого глаза. Теперь в моей амбулаторной карте диагноз Н52.1 Миопия. Теперь у меня очки не на плюс, а на минус. Теперь у меня диоптрии левого глаза минус 1,25 и правого минус 1. За летний период, мои глаза отдохнули, т.к. я за монитором находился только 30 минут в день и при этом через каждые 10 минут делал зарядку для глаз. За летние каникулы у меня отдохнули глаза (Приложение Г).

Группа 2 Папа Константин Александрович (45 лет). Имеет диагноз кератоконус (приобретенный, передается только по мужской линии). Диоптрии левого глаза минус 15 и правого минус 4. Последние шесть лет носил очки на минус 4. В период исследования на период пандемии папу переводят на удаленную работу дома. На работе папа очень редко сидел за компьютером, а вот на удаленной работе 8 часов непрерывной работы с монитором.

В июне 2020, когда находился в отпуске отправился на плановое ежегодное полное обследование. Т.к. папа меняет очки каждый год. Напомним, что последние шесть лет папа менял очки каждый год, но диоптрии сохранялись минус 4. При заключении окулист была удивлена, т.к. у папы показатели значительно ухудшились. Теперь он ходит в очках с диоптрией минус 6. За июль и август 2020 года глаза восстановились, выглядят отдохнувшими. В глазах нет усталости.

Группа 3 Мама Татьяна Васильевна (45 лет). Все 45 лет мама имела 100% ей удивлялись ее одноклассники, которые уже все в очках. В период исследования на период пандемии маму переводят на удаленную работу дома. На работе мама очень редко сидела за компьютером, только когда нужно было сделать отчеты, а вот на удаленной работе 8 часов непрерывной работы с монитором. После такой нагрузки на глаза мама идет на проверку к окулисту в июле 2020 года. Окулист выписывает маме очки на минус 0,75 для чтения мелкого шрифта (т.е. очки не для постоянного ношения, как у меня и папы). Мама безумно ждет, когда она вернется в свой обычный рабочий режим, чтобы ее глаза светились.

Группа 4 Арсений (11 лет). Ученик другой школы. В первом классе при проверке зрения обнаружили гиперметропию высокой степени (врожденную), а это значит, что, посещая садик Арсений не видел близкие предметы и объекты на 100%, картинка была размытая, не было фокусировки зрения. Гиперметропия с показателями двух глаз плюс 6,5, но так как первые очки нельзя носить с такой диоптрией. Первые очки у Арсения с диоптриями: левый плюс 4 и правый плюс 5. Арсений начинает в очках видеть близкие предметы и объекты на 50%, глазная мышца начала напрягаться, зрение фокусируется. Арсений, когда увидел мир в своих первых очках, первое что произнес: «Вот это, да», «Все заиграло новыми красками». Арсений раз в год посещает окулиста. Очки меняет каждый год, т.к. меняют диоптрию, чтобы после привыкания глаз к диоптрии мышца не отдыхала, а продолжала трудиться. Во втором классе диоптрии выровняли на два глаза показатели линз плюс 5, хотя основной диагноз высокой степени остается в своих показателях плюс 6,5. В третьем классе основной показатель улучшается до показателей плюс 6 и диоптрии на очках меняют на два глаза на плюс 4,5.

Исследование Арсения совпало с пандемией, когда все перешли на дистанционное обучение. На период исследования из-за ДО, пришлось очень много времени проводить за монитором или гаджетом.

В конце учебного года, Арсений, как обычно пошел на плановое обследование, чтобы поменять диоптрию на наименьшие показатели. Но обследование показало, что в этот раз улучшения не произошло и еще на один учебный год он останется с предыдущими показателями. За лето глаза Арсения отдохнули и перестали напрягаться.

Группа 5 Варя (11 лет). Ученица другой школы. После первого класса на плановом осмотре окулиста был поставлен диагноз: Н.52.1 миопия слабой степени обоих глаз. Выписаны очки с диоптриями левый минус 1 и правый минус 0,75, немного позже очки поменяли для коррекции в даль. Назначены диоптрии: левый минус 1,5 и правый минус 1. Итак, Варя меня диоптрии в незначительных показателях. Последняя диоптрия была: левый минус 3.75 и правый минус 2.75.

На период исследования из-за ДО пришлось очень много времени проводить за монитором или гаджетом. Варя стала замечать сухость глаз, капилляры лопались, после долгой работы за монитором было нервное перевозбуждение, повысилась эмоциональность и наблюдалась плаксивость. После ДО, это совпало с окончанием учебного года. Варя проходит полное плановое обследование у окулиста для наблюдения за динамикой. Выясняется, что за два месяца, проведенного за монитором. У Вари появляется сопутствующий диагноз: прогрессирующий астигматизм. А также основной диагноз: миопия слабой степени обоих глаз меняется на другой основной диагноз: миопия средней степени с прямым сложным астигматизмом двух глаз. В срочном порядке нужно менять диоптрии: левый минус 4.5 и правый минус 4. Рекомендовано обратиться на консультацию к неврологу. За лето Варя смогла восстановить психическое состояние и полноценно отдохнуть.

5. Рекомендации по снижению вредного воздействия монитора на здоровье.

1. Правильно организуйте свое рабочее место. Монитор не должен располагаться напротив окна. Лицом к окну сидеть тоже запрещено, т.к. может быть спазм глазных мышц (Приложение Д).

2. Соблюдать расстояние до монитора. Расстояние от глаз до монитора не меньше 60 см. Монитор должен находиться чуть ниже глаз, Угол падения примерно 15о. Данное положение будет самым комфортным (Приложение Д).

3. Контролируйте осанку. Не вытягивать шею вперед, голову ну втягивать к плечам – этим вы пережимаете сосуды шеи, а это ведет к нарушению мозгового кровообращения, ухудшению кровоснабжения глаз, повышению внутриглазного давления, ведь из-за этого происходит резкое снижение остроты зрения (Приложение Д).

4. Используйте компьютерные очки или свои очки, линзы в которых есть защита от компьютера. Антибликовые покрытия и специальные фильтры защищают от вредного голубого цвета.

5. Чаше моргайте. Мы моргаем через каждые 5 секунд. При работе за компьютером мы моргаем каждые 20-30 секунд, но этого недостаточно для увлажнения и очищения роговицы.

6. Применяйте капли. Глазные капли, которые имитируют слезную жидкость, снимают раздражение, покраснение, сухость, расслабляют глазные мышцы.

7. Устраивайте перерывы. Школьникам каждые 10 минут. Студентам и взрослым каждые 20 минут отрывать взгляд от монитора, хотя бы на 30-60 секунд и обязательно делать гимнастику для глаз. Гимнастика (зарядка) – есть упражнения.: вместе с очками и когда нужно снимать очки.

Релаксационная гимнастика для глазных мышц.

Сесть, приняв расслабленную позу. Закрыть глаза не жмурясь. Вращать глазными яблоками по кругу. Повторить 8раз.

Нарисовать глазами латинскую букву «V». Повторить 8 раз.

Закрыть глаза, Тремя пальцами слегка, не надавливая, помассируйте глазные яблоки. Выполнять 10-15 секунд, до ощущения тепла.

В течении 30 секунд смотреть прямо перед собой, быстро моргая, затем 30 секунд не моргая. Повторить 3-4 раза.

Сильно зажмуриться, а затем открыть глаза и затем быстро поморгать 10-12 раз.

8. Диета для зрения. Зеленые овощи, пшеничные отруби, телячья печень, нежирная говядина и свинина, тыква, морковь, сливочное масло, рыбий жир, яичные желтки, цитрусовые, свежие яблоки и ягоды, черника, баклажан, темный виноград. Если вы решили принимать витамины таблетками – то их должен назначить врач.

Заключение

Изучив пользу и вред ДО, проанализировав анкеты, а самым главным и наглядным показателем у нас стала исследовательская часть. Мы четко понимаем, что длительная работа за монитором или гаджетом отрицательно воздействует на наше зрение, на психику и организм в целом. Но в жизни бывают такие сложные ситуации, например, как пандемия с коронавирусом, что заставляет нас жить в ритме не обычном для нас и нашего зрительно режима. В связи с такими необходимыми ситуациями и нужно соблюдать комплекс рекомендаций, чтобы облегчить работу зрительной системы и обезопасить свое здоровье.

Изучив мнение школьников и студентов, мы понимаем, что они не соблюдают даже простые правили: освещение, правила работы за компьютером, зрительный режим, время работы с монитором, зарядку для глаз и перерывы, осмотр окулиста.

Апробировав все рекомендации, как комплекс по предотвращению ухудшения зрения при длительной работе за компьютером и гаджетом. Мы убедились, что при соблюдении рекомендаций мы можем обезопасить наша глаза.

Гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены. Заключительным этапом исследования стала разработка и изготовление плаката и раздаточного материала, в которых можно узнать: правила работы за компьютером, зрительный режим, время работы с монитором, зарядку для глаз (Рис.4, Приложение Д). На моем канале можно посмотреть ознакомительный ролик, который освещает важные моменты данной темы, на что стоит обратить внимание, рекомендации и зарядку для глаз (https://www.youtube.com/channel/UCwZZAZl5llkM2ETZFqN64Ng).

Всегда нужно помнить, что каждый организм индивидуален, прежде чем что-то предпринять в плане лечения, нужно консультироваться с врачом. Это уже моя шестая исследовательская работа и каждая производит на меня свое впечатление. Важно помнить, что самое главное – это здоровье. Берегите себя и своих близких!

Список литературы

Буянова Н.Ю. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Медицина. /
Н.Ю. Буянова - М.: Изд-во АСТ, 2005. – 398 с.

Ликум А. Скажи мне почему: Популярная энциклопедия для детей в 5 томах. Т. 2. / А. Ликум. – М.: Изд-во Дрофа, 1997. – 336 с.

Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1991. – 592 с.

Семейный медицинский справочник / пер. с англ. А.А. Мордовской. -
М.: Изд-во АСТ, 2005. – 201 c.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 5-е изд. – М.: Изд-во Просвещение, 2009. – 191с.

Тарасов Е.А. Формула бодрости, или как победить усталость. /Е.А. Тарасов – М.: Изд-во АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005. – 272 с.

Фадеев Т.Б. Медицинская энциклопедия: Профилактика, лечение самых распространенных заболеваний / Т.Б. Фадеев – М.: Изд-во «Белорусский Дом печати», 2004. – 592с.

Энциклопедия здоровья в 4 томах. Т. 2. / под. ред. В.И. Покровского. –
М.: Изд-во «Автор», 1992. – 288с.

Приложение А

Рис. 1 Строение глаза.

Рис. 2 Сравнение нормально зрениями и другими диагнозами.

Рис. 3 Различие дальнозоркости от близорукости.

Приложение Б

Приложение В

Как вы считаете у вас хорошее зрение?

Если у Вас плохое зрение, то укажите какое?

   

67% - Да

33% - Нет

37% - Близорукость (миопия)

27% - Дальнозоркость

37% - Астигматизм

Знают ли определения диагнозов?

Вы носите очки, линзы?

   

17% - Да

83% - Нет

33% - Да

67% - Нет

Как часто вы меняете диоптрию очков?

За время дистанционного обучения, что стало с показателями вашего зрения?

   

50% - 1 раз в год

20% - 2 раза в год

25% - Более 2 лет

5% - Не меняю

0% - Улучшилось

10% - Произошло незначительное

ухудшение

5% - Без изменений

85% - Произошли значительные

ухудшения

   
   

Вы школьник или студент?

Сколько часов за компьютером Вы проводите в день?

   

67% - Школьник

33% - Студент

1% - Меньше часа

2% - 1-2 часа

58% - 3-4 часа

39% - Более 4 часов

Хорошее ли зрение у ваших родителей?

Сколько часов вы тратите на домашнее задание?

   

40% - Хорошее и у мамы, и у папы

22% - Хорошее только у мамы

18% - Плохое и у мамы, и у папы

20% - Хорошее только у папы

3% - 1-2 часа

72% - 3-4 часа

25% - Больше 4 часов

Сколько часов в день вы читаете?

Сколько часов в день вы занимаетесь спортом?

   

76% - 1час

21% - 2часа

3% - 3 часа

28% - 1час

68% - 2 часа

2% - 3часа

2% - Больше 3 часов

   
   

Сколько часов в день вы гуляете?

Сколько часов в сутки вы спите?

   

67% - 1 час

18% - 2 часа

15% - 3часа

25% - Менее 8 часов

62% - 8 часов

13% - Более 8 часов

Делаете ли вы специальную зарядку для глаз?

За монитором вы контролируете, что вы сидите правильно?

   

9% - Да

91% - Нет

2% - Да

98% - Нет

У вас хорошее освещение в комнате?

Вы соблюдаете зрительный режим: тетрадь, книга 30см, монитор 45-70см, телевизор более 3 метров?

   

81% - Да

19% - Нет

3% - Да

97% - Нет

Сколько раз вы посещаете окулиста?

За время дистанционного обучения, что произошло с вашим зрением?

   

43% - 2 раза в год

51% - 1 раз в год

6% - При необходимости

0% - Улучшилось

52% - Осталось таким же

48% - Ухудшилось

Приложение Г

Плановая проверка динамики зрения.

Подбор линз на расширенный зрачок.

Коррекция линз на сухой зрачок.

Установка показатели глазного дна на расширенный зрачок.

Установка показатели глазного дна на сухой зрачок.

Итоговый осмотр, выписка рецепта на очки.

 

90о – 120о

Ступни ног (должны полностью стоять на полу или опоре для ног)

Участок ноги под коленом (не должен касаться сиденья)

Руки (минимальный угол сгиба запястий)

0о-20о ниже горизонтальной линии взгляда (чуть ниже уровня глаз)

Экран не должен бликовать, должен иметь шарнирное соединение и располагаться под наклоном

Бедро выше колена (распределение давления)

Кости таза (распределение давления)

Поясничный отдел (опора для поясницы)

Спинной отдел

90о – 100о

П риложение Д

 

50-70 см

15о-28о

Рис. 4 Плакат и раздаточный материал.

Просмотров работы: 153