ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СТОИЛИ МНОГИХ ЖИЗНЕЙ

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СТОИЛИ МНОГИХ ЖИЗНЕЙ

Шурупова М.С. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №14
Старкова М.А. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №14
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность моей работы заключается в том, что в жизни нас окружает много опасностей. И каждый человек должен быть готов к экстремальной ситуации, знать правила поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью и уметь применять эти правила на практике. Каждому надо знать необходимые меры безопасности и профилактики, изучать инструкции, уметь ими пользоваться и следовать им.

Цель моей работы: на примере гибели корабля «Титаник» показать, что цена человеческих ошибок может быть велика.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной теме.

Узнать, только ли айсберг потопил Титаник?

Выяснить, могла ли в наше время случиться такая трагедия?

Выяснить, почему спаслось так мало пассажиров?

Изучить и проанализировать знания моих сверстников по вопросам безопасности жизнедеятельности человека.

Изучить, как ведется в нашей гимназии работа по подготовке детей к экстремальным ситуациям.

Рассмотреть правила поведения в таких ситуациях.

Гипотеза исследования: При слаженной работе экипажа и пассажиров, жертв могло бы быть меньше. Так ли это? Чего можно было избежать, а чего нет?

Методы исследования:

Теоретические:

просмотр художественного и документального фильмов;

сбор информации из различных источников;

Эмпирические:

тестирование и интервьюирование сверстников;

анализ тестов.

Предмет исследования: поведение человека в стрессовых и экстремальных ситуациях.

Объект исследования: кораблекрушение «Титаника».

Этапы исследования.

В рамках исследования, я представлю, какие роковые ошибки были допущены в ходе построения и эксплуатации судна. Докажу, что человеческий фактор играет огромную роль в череде несчастий, которые случились с «Титаником». Проанализирую знания моих сверстников по вопросам безопасности. Рассмотрю план мер, проводимых в нашей гимназии по обеспечению безопасности учащихся.

Я хочу рассказать вам о том, как халатность и легкомысленность может повлиять на результат работы. Покажу я вам это на примере легендарного корабля Титаник, проведя параллель с современным миром.

Все мы знаем историю легендарного Титаника. Так же все мы знаем, что утонул он из-за айсберга… или нет? Действительно ли столкновение было неизбежно? Могло ли спастись больше людей? Как повлияло тщеславие людей на судьбу корабля, какие ошибки повлекли за собой такое бедствие? Все эти вопроса возникли передо мной после просмотра фильма. Меня поразила история этого легендарного лайнера, история человеческих жизней экипажа и пассажиров.

Я решила более подробно разобраться в этом истории этого события. Ведь сегодня в нашем мире тоже полно катастроф, экстремальных ситуаций. Зачастую, люди не понимают всей опасности происходящего, не знают, как себя уберечь, защитить, как поступить в сложной ситуации, как помочь близким. Еще, я считаю важным, что человек на своем рабочем месте должен ответственно относиться к своим обязанностям и выполнять их достойно, вкладывая все знания, умения и ответственность.

2.Основная часть

2.1 Строительство корабля

Этот корабль задумали построить самым большим, равных которому еще не было. Создатели корабля хотели, чтобы его название говорило о его мощи, поэтому остановили свой выбор на Титанике (от слова «титан», обозначающего древнегреческое божество огромных размеров).

Британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Ирландии, в городе Белфаст на верфи «Harland & Wolff» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «White – Star - Line». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире.

Титаник достигал в длину 269 метров. Также это 2.5 футбольных поля. Ширина Титаника равна 28 метрам. Примерно это как 9 этажей или длина синего кита. Высота Титаника до верхушки трубы составляет 53 метра. Это примерно высота шестнадцатиэтажного дома. А его водоизмещение было 52 312 тонн. В то время это был самый роскошный корабль в мире, на нем плыли 2200 человек.5 (Приложение 1)

2.2 Череда случайностей. Мистика

Начнем с того, что в кочегарном отсеке Титаника случился пожар еще до его отплытия. Вряд ли это было намеренно. Случайность это или нет, удар айсбергом пришелся именно на то место, где обшивка обгорела и стала хрупкой.

Для суеверных людей будет интересен следующий факт. Титаник не освящали по морскому обычаю, о его борт не разбивали бутылку с шампанским. Я считаю, это не повлияло на дальнейшую судьбу корабля.

Хочу рассказать вам о еще одном удивительном факте, связанном с гибелью Титаника. В 1898 году, за 14 лет до катастрофы вышла книга «Тщетность или Гибель Титана». В ней описывалось крушение гигантского корабля.

________________________________________________________________________________________________
5. Силина А. И. (Перевод с англ.). Детская энциклопедия техники – М.: Эксмо, 2009 – 112 с.

Он, как и «Титаник», считался непотопляемым, тоже столкнулся апрельской ночью с айсбергом, и точно так же для спасения всех пассажиров не хватило шлюпок. Все параметры вымышленного парохода, носившего имя «Титан» (размеры, тоннаж, число пассажиров, команды), почти идеально совпадали с характеристиками «Титаника», который к тому времени еще даже не был спроектирован. По иронии судьбы эта книга оказалась в библиотеке Титаника. Этот факт зафиксирован в дневнике одного из пассажиров.6 (Приложение 2)

По легенде титаны возомнили себя сильнее богов и за это были низвержены в бездну. Судьба корабля мистическим образом совпала с этой легендой.

2.3.Человеческий фактор

Перед отплытием капитан затеял перестановку в экипаже. В результате этого Уильям Мэрдок (второй помощник капитана) был уволен. Так совпало, что именно у него были ключи от сейфа с биноклями, которые он забыл передать своему преемнику. В итоге впередсмотрящий дежурил без бинокля и заметил айсберг поздно, что сыграло большую роль в судьбе корабля. (Приложение 3)

На Титанике, как и на других пароходах была радиорубка, но в отличии от других пароходов с нее можно было отправлять телеграммы прямо на берег. Этим охотно пользовались богатые пассажиры, не давая радистам времени заниматься их главной задачей (принимать информацию с других кораблей и передавать ее капитану). В результате этого самое последнее и важное ледовое предупреждение для Титаника было проигнорировано по халатности радиста. Это тоже сыграло немалую роль в судьбе Титаника.1

Старший помощник капитана допустил ошибку при столкновении, сразу же отдав команду «стоп машина». Это снизило скорость судна и помешало Титанику сделать быстрый поворот в сторону. В результате этого корабль отвернул недостаточно и столкнулся с айсбергом правым бортом.

__________________________________________________________________________________________________________
6. Фицгиббон Ш. Титаник.(перевод Бавин С.) – М: Азбука-Аттикус, 2012. – 128 с.

1. Ананьева Е. Г. Опасная природа – М.: Эксмо, 2014 – 64 с.

Так же стоит заметить, что на Титанике было мало спасательных шлюпок. Их хватало только для половины пассажиров, более того, пассажиры после столкновения с айсбергом не хотели покидать комфортный корабль, будучи уверенными в полной безопасности. Поэтому спаслось, к сожалению, всего 712 пассажиров.4 (Приложение 4)

Подводная часть корабля была разделена на 16 отсеков. Титаник мог оставаться на плаву при затоплении любых 2-х отсеков или 3-х из первых 5-и или даже 4-х из первых 5-и. Но при столкновении были пробиты сразу 5 отсеков, на такое строители не рассчитывали. Это была пробоина длинной 90 метров (треть длинны корабля).

Сталь, из которой сделана обшивка выдержала удар, не выдержали заклепки, которые были из пористого железа внутри которого существовали микроскопические пустоты. Такое железо при низкой температуре становится хрупким, от удара они деформировались и не смогли плотно держать листы обшивки, из-за чего вода стремительно стала поступать внутрь корабля.

Если бы на Титанике была разработана система контрзатопления (которые в то время уже существовали), то вода равномерно растеклась по дну корабля и тем самым восстановила баланс и корабль гораздо дольше оставался бы на плаву, тогда все пассажиры смогли бы дождаться «Карпатию», которая шла на помощь. Возможно, все остались бы живы.3

Но что было бы, если бы Титаник существовал в наши дни? Безусловно, сейчас таких ошибок совершают гораздо меньше, но вероятность все же есть, поэтому надо быть готовым ко всему.

2.4. Исследование знаний техники безопасности поведения в экстремальных ситуациях учащихся 4-х классов МБОУ Одинцовская гимназия №14

В рамках исследования я проверила, насколько хорошо мои сверстники знают технику безопасности и умеют применить полученные знания в

________________________________________________________________________________
4. Лорд У., перевод Г. Дмитриева. Последняя ночь «Титаника». — Ленинград: Судостроение, 1983. — 104 с. — 300 000 экз.

3. Капе А. «Титаник»: притяжение бездны. – Донецк: «Сталкер». 1999 – 384 с.

экстремальных ситуациях. В феврале 2020 года я составила текст теста и провела его среди учеников 4-х классов. В тестировании приняли участие ребята 4в, 4г, 4д классов. (Приложение 5). После анализа стало понятно, что ребята недостаточно знакомы с правилами поведения.

Затруднения вызвали вопросы № 1, 6, 7, 9.

Поэтому мной было предложено закрепить на информационной доске в каждом классе инструкции для подробного изучения данного вопроса. (Приложение 6)

В текущем учебном году, в феврале 2021 года я решила провести повторное тестирование среди учеников 4-х и 5-х классов, чтобы выяснить было ли эффективно размещение памяток в классах.

После анализа ответов и сравнения результатов первого и второго тестирования, я убедилась, что размещение памяток о безопасности в классах эффективно, потому, что во втором тестировании ученики меньше делали значительно меньше ошибок. Ученики 5х классов улучшили свои ответы по сравнению с прошлым годом, а ученики 4-х классов показали лучший результат, чем их предшественники. (Приложение 7)

2.5. Организация работы по безопасности жизнедеятельности в МБОУ Одинцовская гимназия №14

В нашей гимназии ведется большая работа по обеспечению комплексной безопасности. Приведу пример плана основных мероприятий. Это и организационные, и профилактические работы. А также ведется активная работа с родителями, проводятся инструктажи, обучения, тренировки.

План основных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности.

Организационные мероприятия

Планирование работы по организации деятельности по антитеррористической защищённости гимназии, пожарной безопасности, охране труда, ГО и ЧС, профилактике травматизма.

Разработка и согласование плана основных мероприятий гимназии по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2021 год.

Актуализация локальных нормативных актов по антитеррористической и пожарной безопасности, охране труда, ГО и ЧС, профилактике травматизма

Организация взаимодействия с правоохранительными органами, ЧОП, органами местного самоуправления, вспомогательными структурами и общественными организациями по вопросам обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса

Подготовка и трансляция на видеомониторах гимназии учебных фильмов и роликов социальной рекламы по ПДД и правилам поведения на объектах автомобильного, водного, железнодорожного транспорта.

Обеспечение наличия инструкций по охране труда во всех классах, кабинетах, спортивных залах, на других рабочих местах, их актуализация.

Анализ работы по обеспечению комплексной безопасности в гимназии, отчёт о проведённой работе.

Обновление стендов «Терроризм – угроза обществу», стендов по охране труда и пожарной безопасности новыми информационными материалами. Обновление и пополнение фонда наглядных пособий по профилактике ДДТТ, обновление «Уголка безопасности дорожного движения».

Профилактические мероприятия

Контроль проведения работниками школы мероприятий по

соблюдению режима антитеррористической безопасности.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий.

Взаимодействие с сотрудниками ЧОП при проведении мероприятий антитеррористической и противопожарной направленности.

Уборка подвальных помещений от горючих или легковоспламеняющихся предметов.

Проведение дополнительных мероприятий, целевых инструктажей в период установки в помещениях гимназии новогодних ёлок.

Проведение проверки технического состояния первичных средств пожаротушения с отметками в соответствующем журнале.

Обеспечение мер пожарной безопасности при проведении утренников, праздничных вечеров, новогодних ёлок и других массовых мероприятий.

Проверка противопожарного состояния помещений и территории гимназия.

Проведение испытания спортивного оборудования, инвентаря спортивного зала с документальным оформлением.

Организация круглосуточного дежурства администрации гимназии.

Обучение, инструктажи, тренировки.

Проведение уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 8-11 классах в соответствии с учебным планом гимназии.

Ознакомление вновь прибывших учащихся с памятками и инструкциями по соблюдению мер личной безопасности.

Проведение вводного, первичного, повторного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности с учащимися в начале учебного года с регистрацией в журнале установленной формы.

Проведение практически занятий с учащимися и работниками гимназии по отработке плана эвакуации в случае возникновения пожара.

Организация и проведение инструктажей с обучающимися по правилам поведения на прогулках, экскурсиях, на дороге при перевозке автомобильным транспортом, на объектах железнодорожного транспорта.

Занятия с обучающимися по соблюдению правил дорожного движения и безопасного поведения вблизи дорог на пути следования в гимназию и обратно, а также при переходе проезжей части и железнодорожных путей.

Проведение в 1-4 классах на последнем уроке трёхминутных бесед-напоминаний о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Посещение гимназии инспекторами ГИБДД для проведения профилактических бесед и лекций с учениками.

Проведение дополнительных бесед и занятий по ПДД и правилам поведения на объектах ж/д транспорта в классах, имеющих нарушителей ПДД.

Работа с родителями

Ознакомление родителей (законных представителей) учащихся с правилами контрольно-пропускного режима.

Проведение родительских собраний по антитеррористической тематике.

Анализ поступающей информации о нарушениях учащимися гимназии правил дорожного движения и правил поведения на железнодорожном транспорте, а также информацию Управления образования о состоянии дорожного движения.

Оповещение родителей о нарушениях их детьми ПДД, профилактические беседы с родителями нарушителей ПДД.

Разработка памяток и рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для родителей.

Привлечение родителей к участию в изготовлении учащимися поделок и макетов, наглядных пособий по ПДД в рамках мероприятий школы.

Привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях по соблюдению ПДД и профилактике ДДТТ.

Привлечение родителей к дежурствам и сопровождению учащихся во время проведения культурно-массовых мероприятий, экскурсий, походов.

Локальные акты по вопросам безопасности представлены н сайте МБОУ Одинцовская гимназия №14 ( https://gimn-14.odinedu.ru/bezopasnost/ )10

________________________________________________________________________________________________________

10. Сайт МБОУ Одинцовская гимназия №14 (раздел «Безопасности») https://gimn-14.odinedu.ru/bezopasnost/

3.Заключение

Каждый человек должен быть готов к экстремальной ситуации. Знать необходимые меры безопасности, изучать инструкции, уметь ими пользоваться и следовать им.

В своей работе я доказала, что халатность и легкомысленность может повлиять на результат работы на примере корабля «Титаник».

Цель моей работы достигнута. Я доказала, что цена человеческих ошибок может быть очень велика. Задачи, поставленные перед началом работы, я решила полностью:

Изучила некоторые литературные источники;

взяла интервью у своих сверстников на предмет знания причин гибели «Титаника»;

протестировала учеников, чтобы узнать, насколько мы владеем информацией по данному вопросу;

проанализировала тесты;

предложила для изучения инструкции по поведению человека в экстремальных ситуациях;

провела повторное тестирование у сверстников после размещения памяток в классах;

сравнила результаты первого и второго тестирования, сделала выводы.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, при слаженной работе экипажа и пассажиров, жертв могло бы быть меньше.

Вокруг человека много опасностей. И поэтому каждый обязан заботиться о своей жизни, здоровье. Желаю вам не попадать в экстремальные ситуации, но если попали, постараться совладать с эмоциями, применить все знания о поведении в экстремальных ситуациях.

В дальнейшем я планирую продолжать изучать вопросы безопасности.

4. Список литературы

Ананьева Е. Г. Опасная природа – М.: Эксмо, 2014 – 64 с.

Губачек М.. Великие загадки Земли: 80 лет под водой: [О гибели "Титаника" : Пер. с чеш.] / Милош Губачек; [Послесл. А. Плотникова]. - М.: Прогресс : Пангея, 1993. – 429 с.

Капе А. «Титаник»: притяжение бездны. – Донецк: «Сталкер». 1999 – 384 с.

Лорд У., перевод Г. Дмитриева. Последняя ночь «Титаника». — Ленинград: Судостроение, 1983. — 104 с. — 300 000 экз.

Силина А. И. (Перевод с англ.). Детская энциклопедия техники – М.: Эксмо, 2009 – 112 с.

Фицгиббон Ш. Титаник.(перевод Бавин С.) – М: Азбука-Аттикус, 2012. – 128 с.

А.Я. Юдовская. Новая история 1800-1913. – М.: Просвещение. 2013 – 270 с.

Документальный фильм "Титаник" 2012 г., режиссер Анастасия Попова, компания Star Media.

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki//Титаник

Сайт МБОУ Одинцовская гимназия №14 (раздел «Безопасности») https://gimn-14.odinedu.ru/bezopasnost/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

ТЕСТ

1.Что нельзя делать, если почувствовали запах газа?

А) Зажигать свет и пользоваться электроприборами
Б) Открывать окна и проветривать
В) Звонить в службу спасения

2.Знаете ли вы номер Экстренных Служб?

А) 112
Б) 100
В) 110

3.Что представляет опасность при пожаре?

А) Огонь
Б) Дым
В) И то и другое

4.Что прежде всего нужно сделать при возгорании электроприбора?

А) Вытащить из розетки
Б) Залить водой
В) Накрыть тканью.

5.При возникновении экстренной ситуации самое главное
А) Убежать
Б) Не паниковать
В) Закричать

6. При пожаре в квартире

А) Спрятаться по кровать

Б) Спрятаться в ванной комнате

В) Постараться покинуть помещение

7.Где меньше всего дыма при задымлении помещения?

А) Внизу возле пола
Б) Вверху
В) Везде одинаково

8.Твое поведение при эвакуации из здания
А) Буду всех торопить
Б) Буду всех успокаивать
В) Буду выполнять указания руководителя

9. Когда корабль тонет

А) Нужно держаться рядом с судном

Б) Нужно отплыть подальше

В) Нужно оставаться на корабле

10.Если вы оказались в воде при кораблекрушении

А) Держитесь рядом с людьми

Б) Держитесь подальше от людей

В) Спасайте других

4В класс

4Г класс

4Д класс

Приложение 6

Правила поведения при кораблекрушении:

Это относится не только к кораблекрушениям, поэтому везде надо помнить, что бы ни случилось, сохраняйте спокойствие.

Спасательный жилет надо надеть по всем правилам инструкции.

Если вода за бортом холодная, следует взять с собой плав-средство (деревянные предметы, спасательный жилет и т. д.).

Когда корабль тонет, следует отплыть подальше, что бы вас не затянуло в воронку которая образуется после того как корабль уйдет под воду.

На корабле и в воде рекомендуется держаться подальше от людей так как спасаясь люди могут навредить друг другу.

Дождавшись спасателей, следует привлечь их внимание любым доступным способом (например, героиня фильма «Титаник» привлекла внимание свистком, обычно он крепится к спасательному жилету).

Правила поведения при пожаре:

Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.

Вызвать пожарную службу по телефону 01, с сотового телефона – 010, 112. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.

Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля из цветочного горшка, если они есть в доме.

Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.

Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть квартиру.

Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше.

Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, ни в коем случае нельзя пытаться потушить их водой, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить его через электрощит.

Правила поведения при химических авариях:

Плотно закройте окна и двери, дымоходы, вентиляционные отдушины. Заклейте щели в окнах и стыки рам лейкопластырем или обычной бумагой, завесьте двери одеялами или плотными тканями.

Покидая убежище, выключите источники тепла и электроэнергии, потушите огонь в печи, перекройте газ, возьмите документы и необходимые вещи. Выходя на улицу, наденьте противогаз или ватно-марлевую повязку, плащ, резиновые сапоги и шапочку.

Приложение 7

Просмотров работы: 28