Введение.
Я мечтаю стать военным доктором. Моя мама работает врачом в больнице. Она берёт иногда меня с собой на работу. Пока я её ждала, увидела, как медсестра перебинтовывает руки. Было так интересно наблюдать за этим, что мне захотелось узнать об этом побольше. Во время боевых действий наиболее частая травма – это ранения. Первая помощь при ранении – наложение повязки. Но и в мирное время случаются различные травмы- порезы, ожоги. Особенно часто в быту мы травмируем руки. Мне хочется научиться правильно накладывать повязки, оказывать первую помощь при небольших травмах.
Актуальность: в наше время каждый должен уметь оказывать первую помощь пострадавшему, до приезда скорой помощи.
Цель: научиться правильно накладывать повязки на кисть.
Задачи:
Изучить литературу о травмах и наложении повязок.
Узнать виды повязок и технику наложения.
Освоить технику наложения различных повязок.
Провести мастер-класс по наложению повязок на кисть
Гипотеза: Наложение повязок требует определённых знаний и навыков.
Методы:
Изучение литературы.
Практикум по технике наложения повязок.
Опрос одноклассников.
Выступление с итогами.
1. Десмургия - наука о повязках
1.1. Определение и классификация повязок.
Десмургия - учение о медицинских повязках.
Повязка - средство лечебного воздействия на поражённые участок тела. В узком смысле под повязкой понимают способ прикрытия пораженного участка.
Повязки бывают бинтовые и небинтовые.
К небинтовым повязкам относятся косыночная повязка.
Перевязка – процедура, включающая в себя снятие старой повязки, выполнение лечебных мероприятий, а также замену повязки.
Перевязочный материал – материалы, обладающие свойствами, необходимыми для медицинских повязок.
1.2. История возникновения повязок.
С давних времён люди применяли повязки. Наверное, впервые применили повязки из-за полученных ран и возникшим кровотечением.
В древнеиндийских трактатах имеются сведения о применении в качестве перевязочного материала хлопка, щелка и т. д.
В древнем Египте накладывали неподвижные повязки при переломах.
Древнегреческий врач Гиппократ (4 век до нашей эры) применял повязки с вином, мазями. Известна его повязка на голову – шапка Гиппократа.
В древнем Риме (1 век нашей эры) хирург Корнелий Цельс тампонировал кровоточащие раны.
Во 2 веке нашей эры врач Гален имел большой опыт в лечении ран и наложении повязок.
Выдающимся врачом востока был Авиценна (Абу-Али Ибн-Сина) (10-11 век). Ему принадлежит учение о ранах, переломах, использование гипсовых повязок.
Значительное развитие учение о ранах получило в 19 веке. И связано это было с многочисленными войнами, которые всегда сопровождаются повреждениями мягких и костных тканей. Эти обстоятельства заставили хирургов разрабатывать средства для лечения ран.
Великий русский хирург Н. И. Пирогов в своих трудах (1854, 1866 гг.) описывает разновидности повязок, технику их наложения, определяет роль загрязненного перевязочного материала в распространении воспалительных процессов.
Английский хирург Д. Листер (1867), основываясь на открытиях Л. Пастера и анализе гибели больных после операций, пришел к выводу, что причиной осложнений являются бактерии. Листер впервые применил для лечения ран повязку, смоченную 5% раствором карболовой кислоты. Это явилось началом антисептического направления в хирургии.
Разработанный в 1890 году учениками великого русского хирурга Н. И. Пирогова Э. Бергманом и К. Шиммельбушем, принцип асептики гласит: «Все, что соприкасается с раной, должно быть стерильно».
Не следует забывать, что и в настоящее время мягкие бинтовые повязки являются основным средством фиксации перевязочного материала при лечении ран и повреждениях.
1.3. Бинтовые повязки на кисть.
Наиболее распространёнными повязками являются бинтовые.
Их применение обусловлено положительными качествами материала, простотой использования, а также экономической выгодой. Марля обладает достаточной прочностью, легкостью, простотой в обращении. Марлевые бинты используют для перевязок и в настоящее время.
Бинт, скатанный с одного конца, называется одноглавым, а скатанный с двух сторон - двуглавым. “Одноглавый” бинт состоит из головки (скатанной части) и начала - свободной части. Сторона бинта, обращенная к телу, называется спинкой, а обращенная к головке - брюшком (Приложение 1).
При наложении мягкой бинтовой фиксирующей повязки необходимо соблюдать ряд требований.
Бинтующий должен находиться перед лицом пациента.
Повязка накладывается от периферии конечности в направлении к туловищу и начинается с фиксирующего тура, закрепляющего конец бинта.
Бинт нельзя предварительно отматывать.
Начало бинта находится в левой руке, головка бинта — в правой.
Бинтовая повязка состоит из следующих этапов:
фиксация начальной части бинта;
наложение собственно ходов повязки;
закрепление повязки одним из способов (узел, лейкопластырь, клей).
Повязка на один палец (Приложение 2).
Наложение повязки:
Повязка начинается с круговых туров бинта в области запястья.
Далее бинт ведут косо через тыл кисти к кончику пальца, спиральными поворотами увивают весь палец до основания.
Затем через тыл кисти ведут на запястье в противоположную сторону и закрепляют.
При необходимости закрыть кончик пальца повязку накладывают по типу возвращающейся. Бинт ведут вдоль пальца с ладонной стороны от основания до кончика, где перегибают на тыльную поверхность и доводят до основания пальца. Таких ходов бинта можно сделать 2–3, закрывая и боковые поверхности пальца. После этого бинт ведут к кончику пальца и делают несколько спиральных ходов вокруг пальца, направляющихся к его основанию. Наложенная таким образом возвращающаяся повязка может сместиться, поэтому для ее укрепления следует продолжить ходы бинта от основания пальца к запястью, где бинт и закрепляют круговыми ходами.
Точно так же, как на один палец, может быть наложена повязка и на все другие пальцы, причем она будет иметь вид перчатки (Приложение 3). На левой руке повязку начинают накладывать с мизинца, на правой — с большого пальца.
Повязка на кисть.
Раны на кисти могут быть закрыты различными повязками. Обычно кисть бинтуют вместе с четырьмя пальцами по типу варежки (Приложение 4).
Первый этап закрепление — сначала бинт закрепляют у запястья.
Затем его ведут по тыльной стороне кисти на пальцы и возвращающимися ходами прикрывают четыре пальца кисти с тыла и с ладони.
После этого горизонтальными ходами увивают пальцы, начиная с концов.
Закрепляют повязку у запястья.
При наложении повязки необходимо делать ватно-марлевые прослойки между пальцами, особенно в жаркое время года.
1.4. Небинтовые повязки на кисть.
Косыночная повязка получила свое название за форму используемого материала — носовой платок, простыня, марля, которые складываются в виде косынки. Косыночная повязка наиболее часто применяется при оказании первой немедицинской помощи, так как она не требует сложных приспособлений, просто и быстро накладывается и изготавливается из общедоступного материала (перечислено выше).
Обычно применяют или треугольную косыночную повязку, или повязку в виде квадратного куска ткани, сложенного вдвое по диагонали. Наиболее длинная сторона называется основанием; угол, лежащий напротив нее, — верхушкой; другие два угла — концами повязки (Приложение 5).
Для накладывания косыночной повязки на кисть:
Повязку располагают основанием к пациенту.
Кисть располагается на косынке ладонью вниз.
Основание косынки находится на уровне запястья, а верхушка направлена в сторону пальцев.
Далее верхушку ведут по тыльной поверхности кисти до запястья.
Затем концы косынки перекрещивают и завязывают вокруг запястья.
2. От теории к практике
2.1. Практикум
Для того чтобы научиться накладывать повязки, я пошла в Саткинский медицинский техникум НА урок бинтования (Приложение 6). Технику бинтования мне объяснила и показала на практике преподаватель Саткинского медицинского техникума Рюмина Светлана Николаевна. Я не только смотрела, как правильно накладывать повязки, но и сама пробовала их наложить. Светлана Николаевна рассказала мне на что нужно обратить внимание при бинтовании (Приложение 7). Мне очень понравилось это практическое занятие, и я решила рассказать об этом своим одноклассникам.
Без практического умения невозможно объяснить, как правильно бинтовать, и я начала практиковаться дома. В интернете много видео-уроков по обучению бинтованию, я стала их просматривать и пробовать повторить. Так же я просматривала атлас с нужными мне темами. Технику накладывания повязок я отрабатывала на маме и брате (Приложение 8). Вначале было трудно, но с каждым разом получалось всё лучше. Таким образом, я научилась накладывать повязки и при этом объяснять, как правильно это делать.
2.2 . Анкетирование одноклассников.
Для того, чтобы узнать, что одноклассники знают о повязках и умеют ли их накладывать, я провела анкетирование (Приложение 6).
В анкетировании принимали участие 15 человек. Результаты анкетирования я занесла в таблицу.
№ Вопроса |
да |
нет |
Не знаю |
1. У тебя когда-нибудь были травмы на руках (ожоги, порезы)? |
14 |
1 |
0 |
2. Ты знаешь, что такое бинт? |
14 |
1 |
0 |
3. Умеешь ли ты бинтовать? |
2 |
12 |
1 |
4. Хочешь научиться бинтовать? |
13 |
2 |
0 |
По результатам анкетирования выяснилось, что большинство ребят получали травмы рук, но бинтовать они не умеют и хотели бы научиться этому. Я предложила ребятам попробовать научиться накладывать повязки. Ребята согласились и на классом часе мы провели мастер-класс “Накладывание повязки на кисть”.
2.3. Мастер-класс “Накладывание повязки на кисть”.
12 февраля 2021 года в своём классе я провела мастер-класс “Накладывание повязки на кисть”. Прежде чем провести мастер-класс, я подготовила все необходимые материалы.
Сначала я рассказала ребятам о том, что повязки бывают бинтовые и небинтовые. Потом показала, как правильно накладывать косыночную повязку на кисть (небинтовая повязка) для оказания первой немедицинской помощи (Приложение 9) и бинтовую повязку на один палец (Приложение 10).
Я разделила одноклассников по парам, чтобы было удобно учиться накладывать повязки. Ребята внимательно слушали и очень старались. Лучше всего получилось у Амалии и Маши. К некоторым я подходила и еще раз показывала, как правильно накладывать повязку. В конце мастер-класса у всех получилось наложить повязки разными способами. На этом практическом занятии, ребята узнали какие бывают повязки и научились их накладывать, что может пригодиться им в жизни.
Заключение
В процессе работы я смогла добиться своей цели - научиться правильно накладывать повязки на кисть. Чтобы добиться этой цели я изучила литературу о травмах и видах повязок. Сходила в Саткинский медицинский техникум на урок бинтования. На практике отработала технику наложения различных повязок, а так же провела мастер-класс “Наложение повязок на кисть” для одноклассников.
В процессе работы моя гипотеза была подтверждена: наложение повязок требует определённых знаний и навыков. В будущем я хочу стать военным врачом и помочь как можно большему количеству людей, эти знания точно пригодятся мне в жизни и в выбранной профессии.
Литература
Человек: Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЕСС», 2010.Ю.
“Большая медицинская энциклопедия”, Москвa, 2012
Ю. А. Косовский, В. Д. Луценко «Десмургия. Атлас мягких хирургических повязок», 2009
https://ru.wikipedia.org/wiki/Десмургия
https://бмэ.орг/index.php/ДЕСМУРГИЯ
Приложения
Приложение 1 «Одноглавый» бинт
Приложение 2 Бинтовая повязка на кисть “Перчатка”
Приложение 3
Бинтовая повязка на кисть “Варежка”
Приложение 4 Косыночная повязка на кисть
Приложение 5 Анкетирование одноклассников
Приложение 6 Посещение Саткинского медицинского техникума
Приложение 7 Практикум по видео-урокам
Приложение 8
Мастер-класс. Наложение косыночной повязки на кисть.
Приложение 9 Мастер-класс. Наложение бинтовой повязки на один палец.