Что приводит подростка к употреблению ПАВ?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что приводит подростка к употреблению ПАВ?

Кораблёва А.И. 1
1МБОУ СОШ № 6 преподаватель-организатор ОБЖ
Дубакова С.В. 1
1МБОУ СОШ № 6
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

    Одна из наиболее острых проблем, вызывающих большую тревогу, как в России, так и во всём мире – распространение  психоактивных веществ. Это явление представляет собой непосредственную угрозу здоровью не только отдельной личности, но и нации в целом.

       Проблема распространения психоактивных веществ сегодня может коснуться каждого из нас. Всё чаще мы говорим о ней, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях, школах различных городов России вследствие употребления ПАВ. Нарастающая напряженность, стрессовые ситуации, неопределённость, нестабильность вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения – злоупотребление психоактивными веществами. [ 9,с 110]

    В последние годы в обществе произошли коренные изменения социально-экономической и духовно-нравственной сфере. Наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в трагедию больших масс молодёжи, принимая характер эпидемии. Эксперты отмечают особенный рост потребления психоактивных веществ (ПАВ) в детско-подростковой популяции со сдвигом злоупотребления в младшие возрастные группы. При этом подростки в силу незавершённости возрастного психического и личностного развития быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Уровень алкоголизации и наркотизации всё более охватывает девочек подростков. [ 9,с 112 ]

      Учитывая, что выявленные больные являются лишь вершиной айсберга, 90% больных имеют запущенные стадии заболевания, высокий риск развития необратимых последствий после разового потребления психоактивных веществ, при групповом приеме подростками, малую эффективность лечения больных наркоманией вполне очевидно, что основой профилактических мероприятий должен стать этап обучения подростков в организованных коллективах, учебных заведениях.

Проблема употребления ПАВ очень актуальна. Актуальность исследования в том, что за последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. В связи с этим отмечается рост подростковой преступности и суицидов детей подросткового возраста. В последние годы число совершенных самоубийств подростками составляет более 40 на 100 тыс. населения.

Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А.Е.Личко, Ц.П. Короленко, Б.Г.Херсонский, Н.С.Курек, В.Файн, Г.Штилер, А. Эйчхорн и др.

Таким образом, анализ специальной литературы позволил выявить противоречие между необходимостью профилактики употребления ПАВ среди детей подросткового возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в теории и практике.

Гипотеза исследования. Предупреждение употребления ПАВ подростками будет эффективным, если:

- работа по предупреждению употребления ПАВ проводится комплексно и в системе;

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности людей;

-ребенок, подросток, молодой человек владеет достаточно хорошо иллюстрированным, изложенным понятным языком пособием

Проблема исследования. Способы работы по предупреждению употребления ПАВ подростками.

Отсюда объект исследования. Употребление подростками ПАВ, как социальное явление в современном обществе.

Предмет исследования. Предупреждение употребления ПАВ подростками.

Цель исследования. Исследование проблемы употребления подростками ПАВ, определение основных причин, условий, способствующих употреблению ПАВ, разработка предложений и рекомендаций по предупреждению употребления ПАВ подростками.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1.Изучить современное состояние употребления ПАВ подростками в России, Свердловской области, в городском округе Сухой Лог.

2.Провести исследование причин, условий, последствий употребления ПАВ, представлений молодёжи о проблеме употребления ПАВ, способов его предупреждения.

3.Предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера по предупреждению употребления ПАВ подростками.

4.Выпустить книжку-малышку по формированию здорового образа жизни «Здоровый образ жизни – это круто!» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В основу исследования положено использование следующих методов:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2.Анализ документальных источников.

3.Анализ статистической информации по г.о. Сухой Лог.

4.Сравнительный анализ статистических данных.

5. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование.

6.Методы математико – статистической обработки данных.

Также в нашем исследовании, которое носит комплексный и много направленный процесс, применялись несколько типов выборок.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний по исследуемой проблеме.

Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в ходе исследования, будут способствовать совершенствованию способов обучения детей здоровому образу жизни. Работа стоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы употребления ПАВ подростками

1.1. Психоактивные вещества, что это?

 Психоактивное вещество—любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются «наркотиками». Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и другие,что можно увидеть в приложение № 2.1. 

Как считают наркологи, психиатры, учёные, что психоактивные вещества делятся на «легальные» и «нелегальные». К легальным психоактивным веществам относятся вещества, не запрещённые законом к употреблению, хранению и распространению, однако это не зависит от степени их вредного влияния на психику и организм человека. Скорее, это связано с тем, что продажа этих веществ приносит доход, употребление их исторически обусловлено и объявление их «вне закона» сложно воспринимается обществом. При этом большинство легальных психоактивных веществ  оказывают чрезвычайно вредный эффект на организм человека и губит множество жизней.

К легальным психоактивным веществам относят никотин (табак, сигареты, папиросы, сигары, электронные сигареты), алкоголь (все напитки, содержащие этиловый спирт),  кофеин     (крепкий кофе, чай, энергетические напитки). [8,с 94]

Кофеин действует на центральную нервную систему возбуждающе, поэтому частое и обильное употребление крепкого чая и кофе, не очищенного от кофеина, вредно воздействует на организм.

Никотин очень вреден для человека и употребление его в любых дозах не безопасно. Тем ни менее в разных странах существует индустрия, направленная на изготовление изделий из табака и  торговлю ими, потому что у населения всё ещё существует спрос на них. Наиболее развитые страны резко ограничивают торговлю табачными изделиями и запрещают курение во всех общественных местах и на работе для того, чтобы курящий человек, если он того хочет, вредя себе, не вредил другим людям, распространяя табачный дым. [8,с 95]

Алкоголь также вреден для организма человека и его психики, хотя у многих людей употребление его носит ритуальных характер. Однако зависимость от алкоголя развивается незаметно и достаточно быстро, поэтому наиболее развитые общества стремятся значительно ограничить потребление алкоголя, а наиболее грамотные люди – не употреблять его.

Легальные наркотики употребляются некоторыми людьми открыто, и люди за это не несут юридической (уголовной) ответственности. Легальные наркотики даже рекламируются с помощью средств массовой информации. Это делается в целях получения экономической выгоды, а здоровье людей при этом в расчёт не принимается. Поэтому каждый человек, употребляющий легальные психоактивные вещества несёт за это личную ответственность. Он сам отвечает за своё здоровье и последствия, которые возникают при употреблении легальных наркотиков.

Если бы употребляющие их люди во время узнали, каким образом психоактивные вещества действуют на организм человека, были предупреждены о последствиях и поняли это, они никогда бы не стали их употреблять.

К нелегальным психоактивным веществам относят производные каннабиса     (конопли) – марихуану, гашиш, анашу и т.д.; опиоиды (героин, опий, морфий и т.д.); стимуляторы (экстази, кокаин, эфедрин, эфедрон, винт, первитин и т.д.), галлюциногены (ЛСД и т.д.),  депрессанты (барбитураты и  ряд других препаратов), а также целый ряд других веществ. Существует целый список веществ, утверждённый правительством страны, употребление, распространения и хранение которых является противозаконным. Человек, занимающийся хранением, распространением таких веществ, склоняющий к употреблению других, а также злостно уклоняющийся от лечения по поводу зависимости от них, подлежит уголовной ответственности. [8,с 97]

Юридическая ответственность за хранение и распространение нелегальных наркотиков – необходимая и важная мера во всех государствах мира.  Нелегальные наркотики практически парализуют психику человека таким образом, что он не в состоянии ни мыслить, ни контролировать своё поведение, ни принимать решения, ни работать, ни расти, ни общаться, ни иметь семью, ни жить, как все люди. Он  - в состоянии только совершать преступления, так как психика его полностью нарушена, и он нуждается только в наркотике. В связи с такой разрушительной силой эти вещества во всех странах мира признаны противозаконными.

Однако существует нелегальный, преступный бизнес наркотиками, так как наркотики очень дорого стоят, и продавать их очень выгодно. Наркодельцы заинтересованы в том, чтобы всё большее и большее число молодых людей, подростков и даже детей стали жертвами наркомании, так как, став зависимыми от наркотика, они начнут покупать его постоянно. В связи с этим надо твёрдо знать, что  человек, предлагающий тебе наркотик – либо его распространитель и делает это ради своей денежной выгоды, либо – его жертва и делает это ради психологической выгоды ( не пропасть одному), либо просто не понимает то, его творит, что в общем, бывает не так часто в любом случае он совершает противоправное действие и подлежит уголовной ответственности.

Вывод: из выше изложенного видно, что психоактивные вещества –это вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. Они бывают легальные и нелегальные. За хранение и распространение нелегальных наркотиков в Российской Федерации есть юридическая ответственность.

1.2.Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства». [6,с 53]

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. См. приложение № 2.2.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении. [6,с 56]

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому

периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом «бури и натиска», описал 3 типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте. [6,с 57]

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

1.Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.

2.Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

3.Подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными «взрослыми умениями» – социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой. [6,с 91]

Предпосылки девиации в подростковом возрасте.

Переходный период, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. См. приложение № 2.2.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. [6,с 94]

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

Вывод: таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

1.3.Последствия употребления ПАВ

Изучив труды, литературу, сайты реабилитационных центров, центров «О борьбе с вредными привычками» мы поняли, что в организм человека психоактивные вещества могут попасть самыми различными способами: перорально (через пищеварительную систему), парентерально (внутримышечно или внутривенно), интраназально (путём вдыхания через носоглотку), а также через лёгкие путём курения и вдыхания паров. ПАВ оказывают влияние на центральную нервную систему на любом уровне её функционирования: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. Каждое такое влияние приводит к изменению обмена веществ на одном из них уровней. В результате принимающий психоактивное вещество первоначально может испытывать: снижение нервного напряжения и тревоги; релаксацию, приятные фантазии, эйфорию; изменение настроения, мышления, поведения; прекращение физической боли; облегчение общения; ощущение бодрости и уверенности в себе; снижение чувства усталости; ступор. [ 16 ]

Разумеется, разные ПАВ вызывают разные реакции организма, однако завершается всё примерно одинаково: эффекты эйфории, релаксации и прострации сменяет негативная фаза – так называемая ломка, когда зависимому хочется новых и новых доз. Частое употребление психоактивных веществ влечёт за собой опасные для жизни последствия. Так, например, опиаты (опиум, героин, кодеин, метадон) резко снижают иммунитет, приводят к заболеваниям гепатитом, сифилисом, СПИДом, повреждают печень, лёгкие, сердце, повышают риск развития гнойно-инфекционных болезней и энцефалопатии. Каннабиолы (препараты из конопли: марихуана, анаша, гашиш и пр.) вызывают снижение познавательных способностей человека: ухудшение памяти, понимания, нарушение внимания, невозможность сосредоточиться. Кроме того, потребление наркотиков из конопли провоцирует потребление других – более серьёзных – средств. Психостимуляторы (кокаин, метамфетамин, амфетамин, эфедрон) влекут за собой аритмии, внезапную остановку сердца, тяжёлые депрессии, психозы, развитие слабоумия, паралич нижних конечностей. Злоупотребление седативно-снотворными веществами (барбитураты) вызывает бессонницу, психозы с галлюцинациями и бредом, дистрофию сердечной мышцы и печени. Галлюциногены (ЛСД, PCP) губительны для психологического здоровья и крайне агрессивны в отношении головного мозга. См. приложение № 2.3.

 «Когда мы можем остановиться, мы не хотим. Когда мы хотим остановиться, мы не можем». Формирование зависимости от ПАВ

Как правило, формирование зависимости от психоактивных веществ связывают с их систематическим употреблением. Хотя действие этих средств на человека очень индивидуально, и порой ими не надо даже злоупотреблять, чтобы пристраститься. [16]

Физиологическая зависимость возникает, когда организм человека привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ внутрь и снижает их эндогенную выработку. В результате при прекращении их поступления в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в ПАВ. См. приложение № 2.3.

Психологическая зависимость связана в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими больного к повторению опыта их употребления. Специалисты отмечают, что наиболее быстро зависимость развивается при приёме героина, кокаина и амфетамина.

Наркомана (в широком понимании слова) выдают такие признаки, как: бледность кожи; расширенные или суженные зрачки; покрасневшие или мутные глаза; потеря аппетита или, напротив, чрезмерное употребление пищи; замедленная речь; трудность в сосредоточении;ухудшение памяти; плохая координация движений; безразличие к происходящему вокруг;неадекватная реакция на критику; частая смена настроения; уходы из дома, прогулы занятий;

частые просьбы одолжить денег.

Чем дольше человек употребляет психоактивные вещества, тем сложнее ему от них отказаться. Часто даже пребывание в наркологических клиниках с должной терапией не могут полностью избавить пациента от зависимости. После периода ремиссии он «срывается» вновь. Важно вовремя – на начальных стадиях зависимости от ПАВ – убедить больного в необходимости лечения.

Вывод: Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что употребление психоактивных веществ –это социальная и очень актуальная проблема. Разные ПАВ вызывают разные реакции организма, последствия на организм подростка, взрослого человека отрицательный, в некоторых случаях приводит к смертельному исходу. Необходимо заниматься профилактикой злоупотребления ПАВ среди молодёжи. Она должна сводиться к снижению факторов риска наркотизации и усилению защитных факторов.

Глава2.Практические аспекты проблемы употребления ПАВ подростками

2.1.Исследование по определению проблемы употребления ПАВ подростками

В феврале 2021 года нами проведено исследование на тему: «Что приводит подростка к употреблению ПАВ?» Цель: выявление ситуации по употреблению психоактивных веществ среди подростков Сухоложского района и их отношения к употреблению ПАВ. В анкетировании приняли участие 100 обучающихся 7-10 классов.

Предмет настоящего исследования – субъективная оценка молодежью проблемы употребления ПАВ.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1)Определить отношение молодежи городского округа Сухой Лог к проблеме употребления ПАВ и выявить их нравственную и эмоциональную оценку данного явления.

2)Проанализировать масштабы распространения употребления ПАВ подростками в городском округе Сухой Лог, в России.

3)Выявить мнения молодежи городского округа Сухой Лог по предупреждению употребления ПАВ.

4)Определить мнения Сухоложской молодежи о наиболее эффективных методах профилактики и борьбы с употреблением различных ПАВ и разработать рекомендации по данному вопросу.

Основным методом сбора социологической информации в настоящем исследовании выступало анкетирование молодёжи через социальную сеть «Вконтакте», через анкетирование обучающихся на бумажном носителе. Исследование носило выборочный характер. В исследовании также принимали участие респонденты разного возраста. Опрос в форме анкетирования проводился по месту жительства респондентов.

В ходе социологического опроса был задан вопрос: «Что называют психоактивными веществами?». Большая часть опрашиваемых старшего возраста к ПАВ относят насвай, снюсы,бензин,сигареты, наркотические и психотропные вещества, электронные сигареты, энергетические напитки, таблетки (42%). См. приложение № 2.4.

На второй вопрос «Большинство ПАВ не представляет собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах» подростки 13-15 лет считают, что особой угрозы их употребление в умеренном количестве не представляет (20%), а вот постарше молодёжь считают, что наносят здоровью ущерб (61%). См. приложение № 2.4.

На третий вопрос «Люди, употребляющие ПАВ, склонны совершать жестокие, криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят» все респонденты согласились с данным утверждением (95%).

На четвёртый вопрос «Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать зависимость?» 40% респондентов согласились с утверждением.

На пятый вопрос «Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать смерть?» утвердительно ответили 50% опрашиваемых.

На шестой вопрос «Влияют ли ПАВ на здоровье?» респонденты более старшего возраста 60% согласились с этим утверждением,100% младшего возраста согласились с предположением. См. приложение № 2.4.

На седьмой вопрос «После употребления ПАВ, принявший их, человек нуждается в еще большем их количестве для получения так называемого «удовлетворения»» подростки (99%) согласны с этим предположением, а молодежь старшего возраста только (67%) согласны.

На восьмой вопрос «Знаете ли вы кого-нибудь из случайных или близких знакомых, кто хотя бы раз употреблял ПАВ?» респонденты старшего возраста ответили ,что знают (100%), подростки младшего возраста (74%) знают людей, кто употреблял ПАВ хотя бы раз.

На девятый вопрос «Предлагали ли вам хотя бы раз какой либо ПАВ?» заметна такая тенденция, что молодежи по старше (100%) предлагали употребить ПАВ. См. приложение № 2.4.

На десятый вопрос «Какой ПАВ тебе предлагали?» видно, что респондентам более старшего возраста предлагали более серьёзные психотропные вещества – насвай (12%), снюсы (13%), алкоголь (25%), наркотические и психотропные вещества (7%).

На одиннадцатый вопрос «Считаешь ли ты, употребление ПАВ современной молодёжной проблемой?» 80% всех респондентов ответили, что это проблема.

Вывод: из проведенного социологического исследования видно, что употребление ПАВ подростками является проблемой. Молодые люди сталкивались с тем, что их знакомые употребляют ПАВ, им хотя бы раз предлагали попробовать. Молодежь понимает, что ПАВ влияет на здоровье человека, создаёт проблемы с правоохранительными органами.

Нами проведена встреча с подростковым наркологом Н.Г.Галиакберовой. Со слов которой на вопрос «Много ли подростков употребляют ПАВ в городском округе Сухой Лог?» мы узнали, что потребление алкоголя с вредными последствиями в 2018 году составляло 27 несовершеннолетних, в 2019 году 22 несовершеннолетних, в 2020 году 18 несовершеннолетних. См. приложение №2.5.

Потребление токсических веществ с вредными последствиями в 2018 году составляло 8 несовершеннолетних, в 2019 году 4 несовершеннолетних, в 2020 году 0 несовершеннолетних.

Потребление наркотических веществ с вредными последствиями в 2018 году составляло 1 несовершеннолетний, в 2019 году 0 несовершеннолетних, в 2020 году 0 несовершеннолетних.

«Группа риска» составляет в 2018 году составляло 63 несовершеннолетних, в 2019 году 57 несовершеннолетних, в 2020 году 68 несовершеннолетних.

Отсюда заметно, что по всем показателям к 2020году идет снижение числа несовершеннолетних замеченных в употреблении ПАВ.

Вывод: в данном исследовании выявлено, что в сознании молодых людей образ человека, употребляющего ПАВ, а именно, наркотические и психотропные вещества, связан скорее с негативно окрашенным восприятием и, в то же время, с чувством сострадания. Это, прежде всего, понимание, что этот человек является наркоманом  — это больной человек, нуждающийся в специализированной помощи. То есть, мы поняли, что ПАВ есть сильные и слабые, от которых возникает зависимость.

2.2. Исследование по выявлению причин и условий, приводящих подростка к употреблению ПАВ

Мы в школе провели исследование по теме «Что приводит подростка к употреблению ПАВ? ». В опросе принимали участие 100 человек.

Важный момент удалось выяснить в ходе исследования. На вопрос «Злоупотребления какими психоактивными веществами, на твой взгляд, больше распространено сейчас среди твоих сверстников?»:

- 25% респондентов возрасте 13-14 лет, 60 % респондентов возрасте18-20 лет, 20-25 лет ответили, что табак;

- 20% респондентов в возрасте 15-16 лет, 50% респондентов возрасте18-20 лет, 20-25 лет ответили ,что электронная сигарета;

- 25% респондентов возрасте 15-16 лет, 60 % респондентов возрасте18-20 лет, 20-25 лет ответили ,что алкоголь;

- 12% респондентов возрасте 13-14 лет, 12 % респондентов возрасте18-20 лет, 20-25 лет ответили, что энергетический напиток;

- 0% респондентов возрасте 13-14 лет, 10 % респондентов в возрасте 15-16 лет, 20% в возрастеи1 8-20 лет, 20-25 лет ответили, что насвай;

- 5% респондентов возрасте 13-14 лет, 10 % респондентов в возрасте 15-16 лет, 13% в возрасте 18-20 лет, 20-25 лет ответили, что снюсы;

- 5% респондентов возрасте 13-14 лет, 10 % респондентов в возрасте 15-16 лет, 5% в возрасте 18-20 лет, 20-25 лет ответили, что наркотические и психотропные вещества. См. приложение № 2.6.

Из полученных ответов видно, что молодежь городского округа Сухой Лог злоупотребляет табаком, алкоголем, электронной сигаретой. Подростки и молодые люди постарше употребляют энергетические напитки.

На второй вопрос «Говорят, что на дискотеках можно приобрести наркотики. О каких наркотиках ты слышал?» 90 % опрошенных в возрасте 13-14 лет, 85% в возрасте 20-25 лет, утвердительно ответили, что не слышали, где можно приобрести данный товар. Из этого следует, что некоторые подростки всё-таки знакомы со способами получения наркотических веществ и спецификой их производства.

На третий вопрос анкеты «Как ты думаешь, какие из наркотиков легче всего достать в вашем городе, поселке?» 100% респондентов в возрасте 13-14 лет, 50% в возрасте 18-20 лет ответили, что не знают. 4% респондентов возрасте 15-16 лет, 25% в возрасте 18-20 лет ответили, что легче достать где снюсы, 0% респондентов возрасте 13-14 лет, 15-16 лет и 25% в возрасте 20-25% знают где достать насвай. См. приложение № 2.6.

На четвертый вопрос анкеты «Как ты думаешь, почему подростки начинают принимать ПАВ?» респонденты предложили несколько видов причин:

- 50% опрошенных считают, любопытство;

- 20% возникающее в подростковом возрасте чувство взрослости;

- 21% реакция протеста;

- 22% в возрасте 15-16 лет, 37% в возрасте 18-20 лет, считают стремление подражать кому-либо ;

- 27% опрошенных в возрасте 13-14 лет, 20% в возрасте 15-16 лет, 60% в возрасте 20-25 лет сказали, что безделье, отсутствие каких-либо занятий, хобби, обязанностей;

- 17% опрошенных считают, изменение ценностных ориентаций;

- 7% в возрасте 13-14 лет, 20% в возрасте 20-25 лет , что негативное влияние средств массовой информации;

- 13% считают, что психологическая незрелость ребенка, отставание в общем развитии, общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире, недостаточное физическое развитие;

- 25% , считают что низкая материальная обеспеченность семей;

- 17% считают несформированность навыков общения со сверстниками и взрослыми;

- 17% считают, что низкая самооценка;

- 30% считают, что ощущение собственной незначимости и ненужности, недостаточный самоконтроль;

- 30% что генетическая предрасположенность к заболеваниям «группы риска»;

- 30% считают, что поведенческие возрастные кризисы, неблагоприятная экологическая обстановка;

- 5 % считают, что ошибки в педагогической технологии: назидательство, формализм в работе педагога, отсутствие контакта педагога с другими педагогическими кадрами, родителями, внешкольными учреждениями.

Как видим, что основной причиной употребления ПАВ у подростков и молодежи является любопытство, на второе место вышли несколько причин ощущение собственной незначимости и ненужности, недостаточный самоконтроль; генетическая предрасположенность к заболеваниям «группы риска»; поведенческие возрастные кризисы, неблагоприятная экологическая обстановка.

На пятый вопрос «Каковы основные мотивы употребления ПАВ подростками?» 35% опрошенных ответилистремление заглушить боль, 20% неудовлетворенность жизнью,20% испытать удовольствие, поиск новых ощущений , 15% психические травмы. См. приложение № 2.6.

На шестой вопрос «Кто виноват, что люди начинают принимать ПАВ?»:

20% респондентов считают,чтонаркоторговцы,15% средства массовой информации,20% родители, 20 % опрошенных в возрасте 13-14 лет , 70% опрошенных в возрасте 18-20 лет считают, что виноват тот, кто сам начинает их принимать, 30% считают, что друзья, 0% школа.

То, есть отсюда можно сделать вывод, что человек сам виноват, который начинает принимать ПАВ и на второе место выходит, что влияют друзья.

На седьмой вопрос анкеты «Что бы ты предложил(а) для борьбы с употреблением ПАВ?» получили следующие ответы:

- 20% респондентов считают, что надо расширять различные движения по борьбе с наркоманией;

- 50% применять жесткие меры к распространителям наркотиков%

- 60% наполнить досуг чем-то интересным;

- 50% пополнять свои знания об этом страшном зле путем чтения художественной и познавательной литературы;

- 60% родителям внимательно следить за поведением и общением детей;

- 30% изобрести специальные лекарства для тех, кто стал наркоманом;

- 35% перестать быть равнодушным к чужой беде.

Большинство респондентов считают подросткам и молодёжи надо наполнить досуг чем-то интересным, родителям внимательно следить за поведением и общением детей, пополнять свои знания об этом страшном зле путем чтения художественной и познавательной литературы.

На восьмой вопрос «Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?» 60 % респондентов в возрасте 13-14 лет, 95% в возрасте 20-25 лет считают, что надо вводить обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи, 5% считают, что не надо.

Основным сдерживающим фактором, связанным с употреблением ПАВ (наркотические средства), по мнению подростков, является риск умереть от передозировки – 80%. Возможность заразиться СПИДом по своей значимости занимает вторую позицию – 60%. И тот и другой ответ, безусловно связаны с летальным исходом, поэтому они и являются наиболее распространенными. Кроме этого многие опасаются оказаться в местах лишения свободы – 30% и возможностью остаться без средств к существованию – 30%, а отсутствие в будущем хорошей работы беспокоит 20%опрошенных.

На вопрос: «Влияют ли наркотики на здоровье?» были получены следующие ответы: 82% подростков реально представляют себе вред, наносимый организму нарковеществами и это необходимо отметить как положительный фактор. 10% считают, что наркотики кроме отрицательного влияния на организм могут оказывать и положительное, объясняя это тем, что некоторые из наркотических препаратов применяются в медицине. Лишь 10% считают, что наркотики на здоровье человека не влияют, или влияют положительно. См. приложение № 2.6.

Вывод: подростки знакомы со спектром ПАВ, знают что такое психотропные вещества и наркотики, и могут дать им определение.

Наиболее распространенным ПАВ среди подростков продолжают оставаться табак, алкоголь. Практически все опрошенные осведомлены о вреде, который наносят ПАВ здоровью.

Основными мотивами употребления ПАВ подростки считают возможность получить и «испытать удовольствие», «поиск новых ощущений». Среди наиболее распространенных ответов - «стремление забыться» (25%), «неудовлетворенность жизнью» (20%), «психические травмы» (20%) и «стремление заглушить боль» (20%), что, скорее всего, говорит о социальном неблагополучии в семье подростка. Все эти причины являются следствием определенных жизненных и психологических проблем, возникающих у подростков, и их объединяет одно – уход от действительности.

Следовательно, проблема употребления подростками ПАВ в городе и районе существует и она актуальна. Учащиеся вполне четко представляют себе основные жизненные ценности и отдают предпочтение, прежде всего здоровью и семье, при этом достаточно значимыми для них остаются работа, друзья, любовь. Основным сдерживающим фактором, связанным с употреблением наркотиков, по мнению опрошенных, является риск умереть от передозировки и возможность заразиться СПИДом.

2.3.Исследование по определению потребности подростков в просвещении проблемы употребления ПАВ

В целях предупреждения употребления подростками ПАВ, выявления эффективных способов пропаганды здорового образа жизни мы провести опрос молодёжи городского округа Сухой Лог по определению потребности молодежи в просвещении по данной проблеме. Результаты данного исследования представлены в приложении № 2.7.

Опрос проводился учениками 5-9 класса МБОУ СОШ № 6, и через социальную сеть «Вконтакте» совместно с руководителем проекта с 05 марта 2021 года по 05 апреля 2021 года. Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 100 человек, из которых 40 человек – подростки ,60 молодые люди после 18 лет.

Опросник состоял из четырёх вопросов с возможными вариантами ответов. См. приложение № 2.7. Были получены следующие результаты: 92% ребят на вопрос «Считаете ли вы необходимым знать что такое ПАВ и его влияние на здоровье подростка?» ответили утвердительно. Только 10человек ответили отрицательно.

На второй вопрос «Если Вы встретитесь со случаями употребления вашими друзьями ПАВ, куда обратитесь?» 90% ребят ответили, что за помощью обратятся к социальному педагогу в школу, к подростковому наркологу, 60% обратятся к педагогу психологу, 30 % в школу. 60 совершеннолетних молодых людей ответили, что сразу обратятся к наркологу. Подростки стремятся сообщить в школу, а чем старше молодые люди, тем они более рассудительней и обратятся только в здравоохранение.

По - вопросу: «Из каких источников хотели бы получать информацию о негативном влиянии ПАВ и здоровом образе жизни?» были получены следующие результаты. Наибольший процент получило пожелание молодых людей просвещаться по вопросам здорового образа жизни на специальных уроках в школе – 15%. Следующее место по количеству ответов получил такой источник, как СМИ 85%, 10 % респондентов ответили, что информацию о правилах здорового образа жизни для них лучше всего получать на консультациях у специалистов здравоохранения, наркологов подростковых.

Все респонденты единодушны оценке специальной методической литературы по изучению влияния употребления ПАВ на организм подростка, формированию здорового образа жизни. Недостаточно пособий, в которых доступно, наглядно изложен материал для изучения проблемы формирования здорового образа жизни 85% хотели бы получать информацию из красочно оформленных книг, брошюр, вестниках, практических пособиях.

Вывод: по полученным данным можно сделать заключение, что необходимо выпускать яркие, доступные пособия для детей, подростков по изучению влияния употребления ПАВ на организм подростка, формированию здорового образа жизни.

2.4. Пути предупреждения употребления ПАВ подростками

Из проведенного исследования мы видим, что среди лиц, употребляющих ПАВ 20% составляют подростки. В основе большинства случаев по употреблению ПАВ лежит безделье, отсутствие каких-либо занятий, хобби, обязанностей у подростков и молодых людей.

Предлагаем пути предупреждения по употреблению ПАВ подростками:

1)Продумать целенаправленное совершенствование законодательной базы.

2)Активизировать работу по формированию общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области профилактики ПАВ.

3)Проводить профилактические мероприятия по обучению детей здоровому образу жизни в условиях образовательных организаций, через проведение декадников, месячников, акций, Единых дней профилактики.

4)Использовать в профилактической работе по обучению детей правилам безопасного и здорового образа жизни современные формы работы: игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические), игровые ситуации -загадки, моделирование ситуаций, просмотр тематических фильмов, мультфильмов, праздники, экскурсии.

4)Обучить практическим действиям в ситуациях когда предлагают подросткам первый раз попробовать ПАВ.

5)Привлекать родителей к участию в детско-родительских проектах по теме «Правила здорового образа жизни».

6) Познакомить с профессией «нарколог», ее особенностями. Воспитывать чувство уважения к труду наркологов.

7)Проводить практические уроки ОБЖ по обучению детей правилам здорового образа жизни.

8)Организовать проведение профилактических мероприятий по предупреждению употребления ПАВ совместно с подростковым наркологом.

10)Размещать на сайтах образовательных организаций информацию «О состоянии гибели несовершеннолетних от употребления ПАВ».

8)Активизировать работу юных помощников врачей.

9) Активно использовать в работе наши книжки - малышки «Помогайки обучают!».

Книжка – малышка «Здоровый образ жизни –это круто!» на каждом её развороте тематический коллаж, на котором изображены рисунки по правилам здорового образа жизни, по видам спорта, написаны правила, которые нужно знать и соблюдать. В этой книжке – малышке герои рассказывают о здоровье, о способах как его сохранить или улучшить.

Таким образом, используя современные формы работы по формированию знаний здорового образа жизни, привлекая родителей появится ответственность соблюдать здоровый образ жизни.

Заключение

Таким образом, результаты исследования подтвердили основные положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1)Активизация профилактической работы в школе способствуют развитию процесса формирования у подростков здорового образа жизни.

2)Использование практических уроков, приёмов приводит к снижению употребления ПАВ подростками.

3)На основании анализа литературы и исследовательской работы нами выявлены основные причины употребления подростками ПАВ. Мы выяснили, что приводит подростка к употреблению ПАВ.

4)Разработаны и апробированы современные способы формирования навыков здорового образа жизни, способствующие познавательной активности детей.

5)Совершенствование социального партнерства в системе образовательных организаций с подростковым наркологом, социальным педагогом, педагогом психологом приводит к включению детей и подростков в социально-значимую деятельность по предупреждению употребления подростками различных ПАВ.

6)Выпущена книжка - малышка из серии Помогайки обучают «Здоровый образ жизни – это круто!»

Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации и предложения, реализация которых могла бы способствовать формированию у детей и подростков здорового образа жизни, способствовать предупреждению употребления ПАВ детьми и подростками.

Данное исследование позволяет приблизиться к решению проблемы употребления подростками ПАВ через формирование у детей навыков здорового образа жизни. Выполненная работа помогла нам узнать основные причины употребления ПАВ подростками, осмыслить понятие правила безопасности, предупреждение употребления ПАВ, проблемы в работе, разработать пути предупреждения употребления ПАВ подростками и представить дидактический материал – книжку-малышку из серии книжек Помогайки обучают «Здоровый образ жизни- это круто!» по изучению здорового образа жизни для использования в работе педагогов, родителей по изученной проблеме.

Подтвердила связь объекта и предмета исследования. Выявила ряд закономерностей для организации работы среди детей и подростков по проблеме. Исследование помогло отобрать методы научного исследования, оптимальные в смысле получения необходимой информации, помогло углубить знания о самом явлении.

Мы, убедились, что творческий элемент системного характера по предупреждению гибели и травматизма детей на пожаре заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем, опираясь на возрастные, познавательные возможности детей дошкольного и школьного возраста.

Велика практическая значимость исследовательского проекта, так как материалы исследования, рекомендации, которые мы разработали могут быть использованы учениками, учителями на уроках ОБЖ, биологии, классных часах, минутках безопасности по проблеме личной безопасности. Выводы наши могут быть полезны в сфере здравоохранения.

Работа может представлять интерес для родителей, которые могут с помощью нашей книжки – малышки «Помогайки обучают!» ознакомить своих детей с понятием здоровье, здоровый образ жизни, физкультура, спорт, виды спорта, правильное питание, значение витаминов для здоровья человека, вредная еда. Своей работой мы хотели привлечь внимание одноклассников к данной проблеме. Работа помогла нам понять и осознать проблему употребления ПАВ подростками, по-новому взглянуть на способы его предупреждения и сделать конкретные выводы и рекомендации по предупреждению употребления подростками и молодёжью ПАВ.

Думаем, что полученные нами знания позволят нам избежать ошибок в подобных опасных ситуациях и помогут правильно действовать в жизни.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном, детальном изучении проводимой работы с детьми по предупреждению употребления ПАВ.

Мы, считаем, что тема актуальна, цель нашего исследования достигнута.

Список используемой литературы

Официальные документы

1.Устав Всемирной Организации Здравоохранения 25 октября 1960 года

2.  Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21.02.1971)

3.Федеральный закон от 08.01.1998  №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Книги, статьи, материалы конференций и семинаров

4.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования [Текст] // Валеология научно-практический журнал - 2004 - №1, С.54-59

5.Габиани А. Наркотизм: Вчера и сегодня [Текст] / А.А. Габиани. Тбилиси: Мецниереба, 1988,168с.

6.Дубровина И.В.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. - 128 с.

7.Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! [Текст] Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. -126с.

8.Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст].М: ИЦ «Академия», 2002. -192с.

9.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. [Текст] Под ред. Сирота Н.А., Ялтониского В.М. - М: ИЦ «Академия», 2009.-174с.

10.Колесников A.M. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути. [Текст] Ростов-на-Дону, 2000.- 350с.

Статистические материалы, инструктивные материалы, методические рекомендации, нормативно–справочные материалы

11.Анализ статистической информации по употреблению ПАВ подростками и молодёжью по городскому округу Сухой Лог за период 2018 год.

12.Анализ статистической информации по употреблению ПАВ подростками и молодёжью по городскому округу Сухой Лог за период 2019 год.

13.Анализ статистической информации по употреблению ПАВ подростками и молодёжью по городскому округу Сухой Лог за период 2020год.

14.Блог специалиста Тимура Мамедова, врача нарколога [Электронный ресурс] URL:https://dr-mamedov.ru/ (дата обращения: 21.03.2021).

15.Сайт реабилитационного центра «Другая жизнь» [Электронный ресурс] URL:https://жизнь-другая.рф/blog/pochemu-rebenok-mozhet-stat-narkomanom.html(дата обращения: 01.04.2021).

16.Сайт «О борьбе с вредными привычками» [Электронный ресурс] URL:

https://cleardays.ru/vinovaty-li-roditeli-v-narkomanii-detej/

https://stop-zavisimost.ru/blog/pochemu-rebenok-mozhet-stat-narkomanom.html

https://krasnoyarsk-narkolog.ru/ (дата обращения: 10.04.2021).

17.Шипицына Л.М., Шпилен Л.С. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. - СПб., 2003 - 167 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержание приложений

I.Краткий словарь терминов………………………………………………………26

II.Приложения, иллюстрирующие содержание работы…………………..27

2.1.Основные типы психоактивные вещества…………………………………..27

2.2.Особенности подросткового возраста ……………………………………….28

2.3.Последствия употребления ПАВ на организм подростка,взрослого человека……………………………………………………………………………30

2.4.Исследование по определению проблемы употребления ПАВ подростками……………………………………………………………………….32

2.5.Статистические данные по изучению подростков употребляющих ПАВ с вредными последствиями в городском округе Сухой Лог……………………..33

2.6.Исследование по выявлению причин и условий, приводящих подростка к употреблению ПАВ………………………………………………………………..37

2.7.Результаты исследования по определению потребности подростков в просвещении проблемы употребления ПАВ……………………………………39

III.Приложения – рекомендации………………………………………………41

3.1. Книжка-малышка формированию здорового образа жизни из серии Помогайки обучают! «Здоровый образ жизни –это круто!»………………….41

3.2.Рецензия руководителя проекта С.В.Дубаковой на исследовательский проект «Что приводит подростка к употреблению ПАВ?» Кораблёвой Арины учащейся 8 класса МБОУ СОШ № 6 ………………………………………….42

3.3. Рецензия подросткового нарколога ГАУЗ СО «Сухоложская районная больница» Н.Г.Галиакберовой на исследовательский проект «Что приводит подростка к употреблению ПАВ?»Кораблёвой Арины учащейся 8 класса МБОУ СОШ № 6 …………………………………………………………………………44

3.4.Рецензия Главного специалиста Управления образования Фрисс Натальи Владиславовны на книжку малышку из серии Помогайки обучают «Здоровый образ жизни –это круто!»…………………………………………………………45

3.5.Отзыв-рецензия кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного права УрГЮУ Холодиловой Елены Алексеевны на книжки малышки по формированию здорового образа жизни из серии Помогайки обучают «Здоровый образ жизни –это круто!»…………………………………46

3.6.Отзыв на книжку-малышку «Здоровый образ жизни –это круто!» подросткового нарколога ГАУЗ СО «Сухоложская районная больница» Галиакберовой Надежды Геннадьевны………………………………………...47

3.7.Отзыв ГАУЗ СО «Сухоложская РБ» Воровщиковой Анны Васильевны на книжку-малышку «Здоровый образ жизни –это круто!»………………………..48

Приложение № 1

Краткий словарь терминов

Здоровье – это соответствие полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний или немощи.

Здорóвый óбраз жи́зни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Злоупотребление ПАВ – это неоднократные употребления психоактивных веществ без назначения врача, имеющие негативные медицинские и социальные последствия.

Зависимость (аддикция) — навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности

Наркотики – это психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ, (т. е изготовление, хранение, перевозки и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность).

ПАВ – это психоактивные активные вещества, это химические фармацевтические вещества, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся: наркотические, токсические вещества (наиболее распространенные в детской подростковой среде – ингалянты: наркотики, бензин, клей и т. п.), табак, алкоголь.

Профилактика злоупотребления ПАВ – это комплекс социальных, образовательных и медико- психологических мероприятий, направленных на предотвращение, распространение и употребления ПАВ, а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Подро́сток  юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). 

Подростко́вый во́зраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Причи́на - основание, предлог для каких-нибудь действий. Явление,вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.

МОТИ́В- побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку.

Приложение № 2.1

Основные типы психоактивных веществ

Таблица № 1

п/п

Тип веществ

Вещества

1.

Алкоголь

Пиво, вино, крепкие спиртные напитки, некоторые медицинские средства и сиропы, некоторые парфюмерные изделия

2.

Никотин

Папиросы, сигареты, сигары, трубочный, жевательный, нюхательный табак, махорка

3.

Конопля

Марихуана, анаша, гашиш

4.

Стимулянты

Кофе, чай, амфетамины, продукты кокки, смешанные наркотики типа экстази

5.

Опиоиды

Кодеин, героин, опиум, морфин, метадон

6.

Депрессанты

Успокаивающие средства, снотворные, барбитураты, бензодиазепины

7.

Галлюциногены

ЛСД, мескалин

8.

Нитриты

Вдыхаемые стимулянты на основе амилнитрита

9.

Летучие ингалянты

Аэрозоли в баллонах, газ бутан, бензин, клей, растворители, разжижители красок

10.

Другие вещества

Кава, орех бетеля

Приложение № 2.2

Особенности подросткового возраста

Таблица № 2

Особенности подросткового возраста

Таблица № 3

Приложение № 2.2

Последствия употребления ПАВ на организм подростка

Таблица № 4

п/п

Фактор

Признаки употребления ПАВ

1

Социальные

Конфликты с оноклассниками, с учителями, с родителями, пропуски занятий, прогулы, отчисление из школы, увольнение с работы, нарушения закона, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество, несчастные случаи.

2

Психические

Нарушение внимания, памяти,умения думать, понимать, раздражительност, агрессивность,злость, падение активности

3

Физическое здоровье

Разрушение внутренних органов, нарушение сна, аппетита,головные боли,изменение цвета лица

4

Юридические последствия:

Задержка правоохранительными органами и осуждение за хранение или распространение нароктического вещества ,ДТП, потеря собственности, вовровство, хулиганство,убийство, склонение к употреблению наркотиков.

5

Медицинские

Слабоумие, психические расстройства, специфические действия на ЦНС, ВИЧ/СПИД, резкое уменьшение продолжительности жизни, поажение внутренних систем и органов.

Последствия употребления ПАВ на организм взрослого человека

Таблица №5

Приложение № 2.3

Исследование по определению проблемы употребления ПАВ подростками

Таблица № 6

№п/п

Наименование вопроса

Возраст/ результаты

13-14 лет

20 чел.

15-16 лет

20 чел.

16-17 лет

20 чел.

18-20 лет

20 чел.

20-25 лет

20 чел.

1

Что называют психоактивными веществами?

         

Сигареты

17%

21%

19%

31%

37%

Электронные сигареты

13%

12%

11%

29%

21%

Энергетические напитки

11%

17%

21%

21%

31%

Насвай

21%

20%

25%

31%

42%

Снюсы

22%

25%

26%

32%

42%

Бензин

15%

21%

16%

31%

42%

Клей

15%

18%

17%

32%

23%

Растворитель

15%

18%

19%

16%

24%

Наркотические и токсические вещества

25%

29%

31%

21%

42%

Таблетки

5%

14%

10%

21%

37%

2

Большинство ПАВ не представляет собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах?

20%

20%

61%

65%

57%

3

Люди, употребляющие ПАВ, склонны совершать жестокие, криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят?

100%

95%

87%

90%

91%

4

Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать зависимость?

32%

39%

40%

37%

36%

5

Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать смерть?

45%

56%

32%

54%

49%

6

Влияют ли ПАВ на здоровье?

100%

90%

72%

61%

57%

7

После употребления ПАВ, принявший их, человек нуждается в еще большем их количестве для получения так называемого «удовлетворения».

99%

81%

75%

67%

61%

8

Знаете ли вы кого-нибудь из случайных или близких знакомых, кто хотя бы раз употреблял ПАВ?

81%

74%

66%

100%

100%

9

Предлагали ли вам хотя бы раз какой либо ПАВ?

13%

22%

56%

65%

100%

10

Какой ПАВ тебе предлагали?

         

Табак

7%

10%

22%

25%

22%

Электронная сигарета

1%

 

17%

14%

17%

Алкоголь

6%

10%

20%

25%

20%

Энергетический напиток

   

15%

9%

15%

Насвай

   

10%

13%

10%

Снюсы

   

13%

12%

13%

Наркотические и психотропные вещества

 

2%

7%

2%

7%

11

Считаешь ли ты, употребление ПАВ современной молодёжной проблемой?

71%

65%

81%

86%

75%

12

С какого возраста подростки начинают пробовать ПАВ?

36%

(11-12 лет)

30%

(13-14 лет)

40%

(16 лет)

50%

(50%)

50%

(15-16 лет)

Приложение №2.4

Статистические данные по изучению подростков употребляющих ПАВ с вредными последствиями в городском округе Сухой Лог

Таблица №7

 

Много ли подростков употребляют ПАВ в городском округе Сухой Лог?

Показатель

2018 год

2019 год

2020год

Потребление алкоголя с вредными последствиями

27

22

18

Потребление токсических веществ с вредными последствиями

8

4

0

Потребление наркотических веществ с вредными последствиями

1

0

0

Группа риска

63

57

68

Статистические данные по изучению подростков употребляющих ПАВ с вредными последствиями в городском округе Сухой Лог

Диаграмма №1

Приложение №2.5

Исследование по выявлению причин и условий, приводящих подростка к употреблению ПАВ

Таблица №8

№п/п

Наименование вопроса

Возраст/ результаты

13-14 лет

20 чел.

15-16 лет

20 чел.

16-17 лет

20 чел.

18-20 лет

20 чел.

20-25 лет

20 чел.

1

Злоупотребления какими психоактивными веществами, на твой взгляд, больше

распространено сейчас среди твоих сверстников?

         

Табак

10%

25%

39%

60%

60%

Электронная сигарета

5%

20%

45%

50%

50%

Алкоголь

5%

25%

35%

43%

60%

Энергетический напиток

12%

5%

5%

12%

12%

Насвай

 

10%

10%

17%

20%

Снюсы

 

10%

10%

10%

13%

Наркотические и психотропные вещества

 

10%

10%

5%

5%

2

Говорят, что на дискотеках можно приобрести наркотики. О каких наркотиках ты слышал?

         

Не слышал

90%

74%

85%

75%

85%

Слышал

0%

0%

15%

25%

15%

3

Как ты думаешь, какие из наркотиков легче всего достать в вашем городе, поселке?

         

Не знаю

100%

96%

70%

50%

60%

Снюсы

 

4%

15%

25%

20%

Насвай

   

15%

25%

20%

4

Как ты думаешь, почему подростки начинают принимать ПАВ?

         

Любопытсво

50%

35%

40%

37%

39%

Возникающее в подростковом возрасте чувство взрослости

14%

20%

24%

24%

26%

Реакция протеста 

15%

21%

23%

27%

31%

Стремление подражать кому-либо 

18%

22%

37%

31%

37%

Безделье, отсутствие каких-либо занятий, хобби, обязанностей

27%

20%

41%

60%

63%

Изменение ценностных ориентаций

5%

17%

1%

16%

20%

Негативное влияние средств массовой информации

7%

15%

2%

20%

20%

Психологическая незрелость ребенка, отставание в общем развитии, общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире, недостаточное физическое развитие,

 

10%

 

13%

18%

Низкая материальная обеспеченность семей

12%

21%

25%

30%

25%

Несформированность навыков общения со сверстниками и взрослыми

 

10%

21%

17%

12%

Неумение преодолевать трудности

 

31%

14%

23%

21%

Низкая самооценка

 

17%

21%

17%

19%

Ощущение собственной незначимости и ненужности, недостаточный самоконтроль

21%

30%

32%

35%

39%

Генетическая предрасположенность к заболеваниям «группы риска»

 

21%

16%

18%

19%

Поведенческие возрастные кризисы, неблагоприятная экологическая обстановка

 

29%

21%

30%

30%

Ошибки в педагогической технологии: назидательство, формализм в работе педагога, отсутствие контакта педагога с другими педагогическими кадрами, родителями, внешкольными учреждениями

5%

12%

3%

2%

2%

5

Каковы основные мотивы употребления ПАВ подростками?

         

Стремление заглушить боль

25%

20%

35%

40%

45%

Неудовлетворенность жизнью

20%

31%

18%

21%

25%

Испытать удовольствие

25%

15%

20%

20%

20%

Поиск новых ощущений

20%

15%

21%

25%

12%

Психические травмы

10%

12%

15%

21%

24%

6

Кто виноват, что люди начинают принимать наркотики?

Наркоторговцы.

30%

20%

10%

10%

8%

Средства массовой информации.

10%

20%

15%

10%

12%

Родители.

20%

15%

20%

10%

10%

Виноват тот, кто сам начинает их принимать.

20%

25%

25%

70%

40%

Друзья.

30%

20%

30%

20%

20%

Школа.

0%

0%

0%

0%

10%

7

Что бы ты предложил(а) для борьбы с употреблением ПАВ?

         

Расширять различные движения по борьбе с наркоманией.

10%

20%

15%

17%

19%

Применять жесткие меры к распространителям наркотиков.

40%

50%

37%

42%

54%

Наполнить досуг чем-то интересным

50%

50%

60%

62%

70%

Пополнять свои знания об этом страшном зле путем чтения художественной и познавательной литературы

60%

30%

40%

53%

57%

Родителям внимательно следить за поведением и общением детей.

55%

60%

61%

63%

64%

Изобрести специальные лекарства для тех, кто стал наркоманом.

15%

21%

24%

30%

33%

Перестать быть равнодушным к чужой беде.

30%

40%

41%

37%

35%

8

Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

         

да

60%

75%

85%

90%

95%

нет

10%

 

15%

10%

5%

затрудняюсь ответить

30%

25%

     

9

Что является основным сдерживающим фактором, связанным с употреблением употреблением ПАВ (наркотические средства)?

         

Риск умереть от передозировки

75%

80%

70%

80%

85%

Возможность заразиться СПИДом

65%

60%

59%

78%

80%

Страх оказаться в местах лишения свободы

30%

20%

40%

35%

49%

Опасение остаться без средств к существованию

25%

20%

32%

30%

35%

Опасение отсутствия в будущем хорошей работы

10%

15%

20%

21%

20%

10

Влияют ли наркотики на здоровье?

         

ДА

100%

70%

82%

80%

90%

Нет

         

11

Могут оказывать положительное влияние в медицине

15%

10%

9%

10%

12%

Приложение № 2.6

Результаты исследования по определению потребности подростков в просвещении проблемы употребления ПАВ

Приняли участие в опросе 100 респондентов.

Таблица № 9

№ п/п

Наименование вопроса

Возраст/ результаты

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

14 -15 лет

20 чел.

16 -17 лет

20 чел.

18-19лет

20 чел.

20-24

Года

20 чел.

25 -30 лет

20 чел.

1

Считаете ли вы необходимым знать что такое ПАВ и его влияние на здоровье подростка?

Да

Нет

Не знаю

100%

85%

15%

100%

100%

65%

35%

2

Если Вы встретитесь со случаями употребления вашими друзьями ПАВ, куда обратитесь?

- социальному педагогу в школе;

- педагогу- психологу в школе;

-подростковому наркологу;

-ОДН ОМВД;

- родителям подростка;

-близким родственникам подростка.

70%

30%

80%

45%

55%

75%

25%

75%

56%

71%

100%

70%

85%

72%

36%

90%

90%

87%

13%

90%

90%

3

Из каких источников хотели бы получать информацию о негативном влиянии ПАВ и здоровом образе жизни?

-специальные уроки в школе;

- консультации сотрудников поликлиник;

-специалисты ОНД ОМВД;

-средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы, вестники, книги по возрасту).

15%

25%

85%

20%

10%

27%

70%

37%

100%

41%

100%

100%

4

Достаточно ли специальной литературы по изучению проблемы употребления ПАВ и формированию здорового образа жизни?

Имеется

Имеется недостаточно

10%

90%

15%

855

5%

95%

100%

100%

Приложение № 2.7

Результаты исследования по определению потребности подростков в просвещении проблемы употребления ПАВ

№ п/п

Наименование вопроса

Возраст/ результаты

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

Кол- во %

14 -15 лет

20 чел.

16 -17 лет

20 чел.

18-19лет

20 чел.

20-24

Года

20 чел.

25 -30 лет

20 чел.

1

Считаете ли вы необходимым знать что такое ПАВ и его влияние на здоровье подростка?

Да

Нет

Не знаю

100%

85%

15%

100%

100%

65%

35%

2

Если Вы встретитесь со случаями употребления вашими друзьями ПАВ, куда обратитесь?

- социальному педагогу в школе;

- педагогу- психологу в школе;

-подростковому наркологу;

-ОДН ОМВД;

- родителям подростка;

-близким родственникам подростка.

70%

30%

80%

45%

55%

75%

25%

75%

56%

71%

100%

70%

85%

72%

36%

90%

90%

87%

13%

90%

90%

3

Из каких источников хотели бы получать информацию о негативном влиянии ПАВ и здоровом образе жизни?

-специальные уроки в школе;

- консультации сотрудников поликлиник;

-специалисты ОНД ОМВД;

-средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы, вестники, книги по возрасту).

15%

25%

85%

20%

10%

27%

70%

37%

100%

41%

100%

100%

4

Достаточно ли специальной литературы по изучению проблемы употребления ПАВ и формированию здорового образа жизни?

Имеется

Имеется недостаточно

10%

90%

15%

855

5%

95%

100%

100%

Приложение № 2.7

Считаете ли вы необходимым знать что такое ПАВ и его влияние на здоровье подростка?

Диаграмма № 2

Из каких источников хотели бы получать информацию о негативном влиянии ПАВ и здоровом образе жизни?

Диаграмма № 3

Приложение № 2.7

Достаточно ли специальной литературы по изучению проблемы употребления ПАВ и формированию здорового образа жизни?

Диаграмма № 4

Приложение №3.1

Книжка-малышка формированию здорового образа жизни «Здоровый образ жизни – это круто!» из серии «Помогайки обучают!»

Приложение №3.2

Рецензия руководителя проекта С.В.Дубаковой на исследовательский проект «Что приводит подростка к употреблению ПАВ?»

Кораблёвой Арины учащейся 8 класса МБОУ СОШ № 6

Приложение № 3.3

Рецензия подросткового нарколога ГАУЗ СО «Сухоложская районная больница» Н.Г.Галиакберовойна исследовательский проект «Что приводит подростка к употреблению ПАВ?» Кораблёвой Арины учащейся 8 класса МБОУ СОШ № 6

Приложение № 3.4

Рецензия Главного специалиста Управления образования

Фрисс Натальи Владиславовны на книжку - малышку

«Здоровый образ жизни –это круто!» из серии «Помогайки обучают!»

Приложение № 3.5

Отзыв-рецензия кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного права УрГЮУ Холодиловой Елены Алексеевны на книжку- малышку по формированию здорового образа жизни

«Здоровый образ жизни –это круто!» из серии «Помогайки обучают!»

Приложение № 3.6

Отзыв на книжку-малышку «Здоровый образ жизни – это круто!» подросткового нарколога ГАУЗ СО «Сухоложская районная больница»

Галиакберовой Надежды Геннадьевны

Приложение № 3.7

Отзыв ГАУЗ СО «Сухоложская РБ» Воровщиковой Анны Васильевны на книжку-малышку «Здоровый образ жизни –это круто!»

Просмотров работы: 46