Перемены без Гаджетов

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Перемены без Гаджетов

Холмогоров В.В. 1
1Забайкальский Краевой Лицей-Интернат
Филатова Е.В. 1
1Забайкальский Краевой Лицей-Интернат
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта

Наименование

Описание

1

Название проекта

Перемены без гаджетов

2

Автор проекта

Холмогоров Вячеслав Вячеславович

обучающийся 7 класс ГОУ «ЗабКЛИ»

3

Аннотация проекта

Деятельность данного проекта направлена на отвлечение от гаджетов и разработка мероприятий для организации отдыха на переменах. Проект рассчитан на учеников с 5 по 11 классы. Активное проведение времени и отказ от использования гаджетов на переменах, как следствие более здоровый образ жизни.

4

Проблема, на решение которой направлен проект

Увлечение учеников гаджетами на переменах. Это распространенная проблема по всей стране, т.к. школы часто не могут предложить детям иного способа отдыха.

5

Цель проекта

Заинтересовать обучающихся активными и спокойными формами проведения досуга на переменах.

6

Задачи проекта

Для достижения поставленных целей требуется оборудовать кабинеты и коридоры для проведения мастер-классов и турниров по разным дисциплинам.

Так же требуется подготовить организаторов, которые будут проводить флешмобы, обучая других искусству танца.

Представлять результаты еженедельно в виде выступления на линейках, рассказывая о проблемах и наоборот, плюсах и положительных моментах проекта.

7

Сроки реализации проекта

с 31 марта 2020 по 30 мая 2023 года

Сроки

Мероприятия

Ответственный

     

Подготовительный этап

каникулы перед 4 четвертью 20-21 уч.г.

организация и проведение подготовительных работ для начала проекта

Холмогоров Вячеслав

Ежегодно в сентябре

 

Основной этап

с момента старта проекта на последующие несколько учебных лет

проведение всех типов мероприятий, указанных в проекте

Холмогоров Вячеслав

Аналитический этап

Ежегодно конец 4 четверти

анкетирование учащихся и учителей и анализ результатов

Холмогоров Вячеслав

8

Ресурсное обеспечение проекта

Игровые принадлежности и прочее: стол для аэрохоккея, ростовые шахматы, множество настольных игр, шкаф с книгами и т.д.

Серия рекламных видеороликов, призывающих участвовать в проекте.

9

Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемый результат - активное проведение времени на переменах и отказ от использования гаджетов на переменах, повышение заинтересованности обучающихся активными формами отдыха.

10

Показатели ожидаемой эффективности реализации проекта

1) общее число детей и взрослых, принимающих участие в мероприятиях проекта - около 300 человек (анкетирование, опросы, отзывы)

2) активное проведение времени на переменах и отказ от использования гаджетов на переменах, как следствие более здоровый образ жизни (фото мероприятий, опросы)

Введение.

Частью нашей повседневной жизни стали современные технологии, сопровождающие нас на каждом шагу: дома, в школе, на улице. Многие из нас уже не представляют, как можно провести свой день без гаджетов.

Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». Для подростков очень большое значение сейчас имеют Интернет и телефон, которые с одной стороны позволяют людям быть постоянно на связи и обеспечить себя современными знаниями, с другой - это постоянное существования параллельного мира с множеством возможностей: общение,  игры, развлечения. При всех полезных качествах интернета – источника информации, фильмов, развития коммуникативных навыков, способа найти новых друзей по всему миру, это еще источник опасности – большой риск попасть в сети зависимости, так как именно подростки в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств. Ребята утопают в «мобильном виртуальном мире». Огромные потоки информации ученики получают благодаря гаджетам ежедневно.

Проект «Перемены без гаджетов» направлен на организацию перемен как активного, так и релаксационного отдыха.

Глава 1. Теоретические обоснования темы проекта

1.1. Обоснование выбора и темы проекта

У школьников нет возможности отдохнуть даже на переменах, сменить вид деятельности. Большую часть свободного времени ребята проводят «в гаджетах», тратя драгоценное время для отдыха, которое необходимо для того, чтобы организм расслабился и перестроился на другие виды деятельности - на провождение времени в интернете. Перемена между уроками – одна из составляющих учебного процесса, предназначенная для смены деятельности, отдыха учащихся. Проводя время на переменах в гаджетах, мы не только не расслабляемся, не общаемся в "живую" между собой, но и не получаем необходимую разрядку. На переменах необходим отдых. Не отдыхая, мы подвергаем свой организм дополнительному переутомлению и как следствие - "стрессу". Также гаджеты рассредоточивают наше внимание в повседневной жизни и делают нас зависимыми от интернета.

Интернет зависимость у подростков – распространенная проблема в современном мире, поэтому актуальность моей работы состоит в том, чтобы обратить внимание ребят, что крайне необходимо уметь чередовать время проведения в интернете с активным отдыхом и живым общением с друзьями.

Так наблюдая за своими одноклассниками во время уроков и на переменах, общаясь с друзьями, я заметил, что ребята не отрываются от своих гаджетов: смартфонов, планшетов, телефонов, практически сводя к нулю общение реальное. Я думаю, что эта привязанность может перерасти в зависимость.

В учебниках по ОБЖ за 7, 8 и 9 класс много места отводится темам сохранения здоровья:

Здоровье человека — это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства.

Для того чтобы сохранить свое здоровье, прежде всего нужны собственные усилия, постоянные и немалые. Нужны знания основных норм здорового образа жизни и твердая установка соблюдать их в повседневной жизни. Нужна продуманная система личного поведения, которая способствует формированию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, охватывает организацию всей вашей жизни и обеспечивает рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, труда и отдыха, рациональное питание, активный отдых. Все это в целом и составляет вашу индивидуальную систему здорового образа жизни. Здоровый образ жизни можно характеризовать как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое и социальное благополучие.

Основные составляющие здорового образа жизни, способствующие формированию духовного, физического и социального благополучия.

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Также ученые и психологи отмечают: у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук.

Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы; постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость; регулярное применение гаджетов может вредить позвоночнику (особенно шейному отделу), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется; постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к ухудшению кровоснабжения головного мозга. 

В течение эксперимента ученые оставляли испытуемых в пустой тихой комнате с тусклым светом, без смартфонов и других гаджетов. Впоследствии психологи просили людей воспроизвести полученную информацию.

Как оказалось, подопытные, которые просто отдыхали, вспоминали на 10% процентов больше информации, чем те, которые играли со своими электронными устройствами. Также, ученые отметили, что процесс запоминания усиливается даже у тех, кто страдает амнезией.

Кроме того, исследование американских ученых показало, что при необходимости найти ответ на сложный вопрос, некоторые тестируемые сразу обращались к компьютеру, даже не пытаясь поискать в памяти что-нибудь по данному вопросу. Эта особенность человеческого мышления подтвердилась результатами еще одного эксперимента: большинство участников лучше запоминали не абстрактные данные, а ту папку из пяти в компьютере, куда эти данные были помещены.

Родители стремятся приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера зачастую оказывает отрицательный эффект на школьную успеваемость.

В 2010-2015 гг. проведены исследования 150 тыс. школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера.

Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации.

Как же влияет наличие гаджета на успеваемость я попытаюсь выяснить, проведя собственные  наблюдения и исследования.

Первое мое наблюдение  – у моих одноклассников наблюдается монологическая речь. Они затрудняются дать полный развернутый ответ на устных  предметах (Я думаю, что это не зависит, нравится или не нравится данный предмет ученику. В 6 классе ответы и рассказы одноклассников были полнее и  эмоциональнее, но это не значит, что они перестали  учить домашнее задание, тяжелее стало высказывать свои мысли).

Ученые этот эффект  называют - отставание в развитии речи. В последние годы родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь становится примитивнее. Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором  чужих звуков, она не становится  «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются односложно.  Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений и решений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но и не развивается, и даже не возникает, не появляется.

Ежедневно во всемирной паутине присутствует 59% населения России. Это примерно 53 миллиона человек или каждый второй житель нашей страны. Школьники совмещают реальный и виртуальный мир, причем с каждым годом число детей, проводящих в виртуальном мире все больше времени увеличивается. По данным Фонда развития Интернета (2014), в среднем 91% российских детей в возрасте от 10-17 лет, пользуются Интернетом и выходят в Сеть в любое время и в любом месте, где есть такая возможность.  По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая ребенку новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и  для его психического развития.  В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Глава 2. Практическое описание проекта

2.1. Описание практической части

Цель: Заинтересовать обучающихся активными формами проведения досуга на переменах

Методы: наблюдение, анкетирование.

Анкетирование.

Предварительное анкетирование ребят на предмет их отношения к переменам без гаджетов. Собрана информация о пожеланиях ребят, как они хотели бы проводить перемены. Эти результаты учтены в планировании активного отдыха на переменах

Выявлены следующие результаты тестирования:

при проведении опроса, чем ребята занимаются в настоящее время на переменах и почему в свободное время они используют гаджеты - часть ребят высказались, что им просто скучно и не чем заняться после урока;

на вопрос о необходимости внедрения различных вариантов времяпровождения для учащихся на переменках, ребята ответили следующим образом:

В опросе участвовало 100 человек

Из них:

-80% - Положительно отнеслись к идее изменения времяпровождения на переменах.

-18,5% - Нейтрально отнеслись к изменениям на переменах.

-1,5% - Отрицательно отнеслись к изменениям на переменах.

В результате анкетирования ребятами были предложены варианты развлечений, которые на их взгляд могли бы заинтересовать:

музыкальные:

создание группы музыкантов, в т.ч с проф.муз оборудованием,

занятия обучением игры на гитаре, музыкальный и рэп битвы,

танцевальные:

танцы (не уточнены)

настольные игры:

различные настольные игры в т.д. игры "Мафия", игры в "Морской бой",

игры в шахматы,

разгадывание ребусов.

релакс:

перемена тишины,

сон- (9,11класс),

чтение книг,

рисование,

прочее:

встречи косплееров, фингерборд.

из перечня вариантов для проведения квестов, большинство предложили:

2-% спортивный, 5%- познавательный, 1-% логический, 1- исторический, 1- шуточный, 90%-интригующие (хоррор).

2.2. Реализация проекта

Разработаны варианты для активного отдыха.

Предварительное анкетирование дало возможность выявить действительно актуальные потребности ребят, на базе анкет были разработаны варианты для активного и спокойного проведения времени ребятами на переменах, именно из тех, что действительно актуально и интересно для них. Внедрены ростовые шахматы и гигантское домино, стол для тенниса и аэрохоккея, новые интересные игры запустили в полную силу клуб настольных игр. Стол для армреслинга дает возможность интересно провести время ребятам, также успехом пользуется тренажерный зал, игры в дартс, в комнате релакса есть возможность для спокойных видов отдыха, установлен шкаф для обмена понравившимися книгами. Разработаны музыкальные зарядки перед началом уроков и еженедельные музыкальные флешмобы, проводимые классами на переменах. Различные мастер-классы дают возможность реализации творческой деятельности. Составлено расписание дат проведения различных турниров, внедрены призы за самое активное времяпровождение на переменах между классами, распечатаны письма Роспотребнадзора о запрете использования телефонов в учебных заведениях. Акцентируется внимание на здоровом образе жизни. Уже первый день запуска проекта привел в восторг ребят, активно использовались все станции и клубы для проведения времени на переменах, ребята заметно активнее общались между собой. Не очень хорошо воспринялись утренние зарядки перед уроками, т.к. проект живой и происходит постоянный эксперимент, некоторые варианты исключаются по ходу и внедряются новые, более актуальные.

2.3. Итоговая часть. Предусмотрен розыгрыш подарочного сертификата между классами, за самое активное времяпровождение на переменах. Акцентирование о здоровом образе жизни.

Основываясь на результатах анкетирования учащихся и рассмотрев все возможные к воплощению предложения ребят, мы пришли к выводу, о необходимости внедрения различных вариантов отдыха на переменах: от спокойного, до активного варианта времяпрепровождения на переменах.

Был разработан план проведения перемен. Предварительно, мы провели анализ имеющегося оборудования и спортивного инвентаря лицея, который можно задействовать для различных вариантов времяпровождения ребят на переменах - спортивного, активного, музыкального направления и т.д.

В лицее есть комната для спокойного отдыха с необходимым оборудованием, спортивный инвентарь для спорт-минуток и соревнований, теннисные столы, книжный шкаф, для обмена книгами между учениками, комната для настольных игр. Был размечен поэтапный маршрут проведения мероприятий первого месяца, с возможностью корректировки времени и дат проведения. Изучены различные методики музыкальных занятий. Разработаны варианты различных спортивных соревнований между классами, с привлечением в роли судей самих учащихся, имеющих необходимую квалификацию (для шахматных турниров - старшеклассники, имеющие разряды и неоднократно сами принимавшие участие в данных мероприятиях, а также привлечены ребята для турниров по теннису, с кубиками - рубика, аэрохоккеем, дартсом, танцующие в различных коллективах и желающие участвовать в проведении активных перемен. Также разработаны дополнительные варианты настольных игр. "Забор радости", на котором ребята будут отражать результаты каждой недели участия в данном проекте, какой класс лучше справился.

Так же, перед началом внедрения проекта была проведена лекция медиков, на которой рассказывалось о необходимости смены деятельности, активного отдыха, зарядки для глаз, ребята ознакомились с письмом Роспотребнадзора о запрете использования гаджетов на уроках).

Разработана серия рекламных роликов путеводителей для ребят, в которых подробно рассказывается в какие дни и какие события будут происходить с приглашением принять участие, а так же расписание, со всей указанной информацией, продублировано в главном холле лицея. В роликах представлены судьи соревнований и призы.

Ожидаемый результат - активное проведение времени на переменах и отказ от использования гаджетов на переменах, повышение заинтересованности обучающихся активными формами отдыха.

Глава 3. Управление рисками проекта

Возможно, не все варианты предложенного отдыха будут востребованы. Будут проводиться регулярные анкетные опросы и производится изменения в расписании и наполнении мероприятий.

Инструментарий для оценки ожидаемых результатов и социальных эффектов проекта.

Предварительное анонимное анкетирование.

В нашем лицее планируется внедрение нового проекта "Перемены без Гаджетов". Проект направлен на то, чтобы разнообразить ваш отдых на переменах, внедрить новые возможности интересного отдыха.

как вы считаете, актуально ли проведение данного проекта? Да/ Нет. Почему Вы так считаете?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

1. 1) Как Вы проводите свои перемены? 2)чем занимаются окружающие тебя одноклассники в настоящее время на переменах и почему в свободное время используете гаджеты? 3)Сколько времени в среднем на переменах тратите на телефон? 4)Какие есть плюсы и минусы в отдыхе с телефоном?

1)_____________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4)_____________________________________________________________

2.Как Вы думаете, необходимо ли разнообразить ваше времяпрепровождение

на переменах в школе? Да/ Нет. Почему Вы так считаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие варианты из предложенных могли бы заинтересовать вас на переменах:

а) активный отдых и проведение различных турниров по предложенным вариантам (спорт, музыка, танцы, турниры по интересам: дартс, шахматы, аэрохоккей, армреслинг, теннис.)

свои дополнения_________________________________________________

б)проведение различных мастер-классов (интересующая вас тематика)

свои дополнения__________________________________________________

г) настольные игры (Манчкин, Уно, Цивилизация, Мафия, Имадженариум, морской бой, монополия, шахматы )

свои дополнения_________________________________________________

д) спокойный отдых_______________________________________________

е) твой вариант ____________________________________________________

Глава 4. Перспективы развития проекта.

Усовершенствование расписания предложенных мероприятий.

Проведение итоговых анкетных опросов.

Ежегодная реализация проекта.

Участие проекта в конкурсах.

Публикация проекта.

Библиографический список и Интернет ресурсы

1. Исследовательская работа: «Исследование влияния систем wi-fi, мобильных телефонов и других, современных гаджетов на здоровье и психику подростков». (Методическая разработка для студентов) «Не дай себя - поглотить паутине» (Москва 2015)

https://mok.mskobr.ru/files/folder/metod/issledovanie_vliyaniya_sistemy_ifi_mobilnyh_telefonov_i_drugih_sovremennyh_gadzhetov_na_zdorove_i_p.pdf

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (Москва 2019)

https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/bb7/mr-telefony-v-obrazovatelnykh-org-_1_.pdf

3.Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О./ Под ред. Смирнова А.Т. ..

4.Дополнительные ресурсы из сети Интернет:

https://iz.ru/917164/anna-urmantceva/opasnaia-sviaz-uchenye-dokazali-vrednost-mobilnykh-telefonov-dlia-detei

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/05/16/polza-shahmat-dlya-detey

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-tancevalnyi-fleshmob-kak-inovacionaja-tehnologija-ozdorovlenija-detei.html

Приложение №1

Предварительное анонимное анкетирование.

В нашем лицее планируется внедрение нового проекта "Перемены без Гаджетов". Проект направлен на то, чтобы разнообразить ваш отдых на переменах, внедрить новые возможности интересного отдыха. Как вы считаете, актуально ли проведение данного проекта? Да/Нет. Почему Вы так считаете?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

1. 1)Как Вы проводите свои перемены? 2)чем занимаются окружающие тебя одноклассники в настоящее время на переменах и почему в свободное время используете гаджеты? 3)Сколько времени в среднем на переменах тратите на телефон? 4)какие есть плюсы и минусы в отдыхе с телефоном?

1)_____________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4)_____________________________________________________________

2.Как Вы думаете , необходимо ли разнообразить ваше времяпрепровождение

на переменах в школе? Да/Нет. Почему Вы так считаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие варианты из предложенных могли бы заинтересовать вас на переменах:

а) активный отдых и проведение различных турниров по предложенным вариантам (спорт, музыка, танцы, турниры по интересам: дартс, шахматы, аэрохоккей, армреслинг, теннис.)

свои дополнения_________________________________________________

б)проведение различных мастерклассов (интересующая вас тематика)

свои дополнения__________________________________________________

г) настольные игры (Манчкин, Уно, Цивилизация, Мафия, Имадженариум, морской бой, монополия, шахматы )

свои дополнения_________________________________________________

д) спокойный отдых_______________________________________________

е)твой вариант ____________________________________________________

Приложение № 2.

Рекламный видеоролик проекта

Ссылка на видео(mp4):

https://drive.google.com/file/d/1kv3DwGU_0SFw4X8cYZ2FxRWmacyLjkte/view

Приложение №3

Расписание

турниров по дартсу, шахматам, теннису, аэрохоккею, встреч клуба настольных игр.

Апрель - май.

Шахматы

Дартс

Теннис

Аэрохоккей

Клуб настольных игр

22.04.2021

26.04.2021

03.05.2021

12.05.2021

18.05.2021

ФИО участников.

         
         
         

Приложение №4

фотоотчет по проводимых мероприятиях.

https://disk.yandex.ru/d/BUTMDLYtlI4wZA?w=1

Просмотров работы: 1372