ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В последнее время в психолого-педагогической литературе появился новый термин «буллинг». Термин новый, а явление, которое он обозначает, старое: детская жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит педагогов различных стран мира.
Согласно результатам исследования, проведенного специалистами Высшей школы экономики, с этой проблемой столкнулись 35% учеников по всему миру. В России этот показатель составил 27,5%.
По данным ВОЗ в наших школах регулярному насилию, не менее чем 2-3 раза в месяц, подвергаются от 12 до 24% подростков от 11 до15 лет, а 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц сами становятся буллерами.
Сегодня данная проблема является одной из самых актуальных, потому что опыт столкновения с травлей негативно влияет на поведение и мироощущение всех участников. “Мы все либо буллеры, либо жертвы, либо наблюдатели", - говорит Р. Гросс, член Комитета школьного здравоохранения при Американской психиатрической ассоциации.
Проблема: в нашем лицее есть учащиеся, которые не комфортно чувствуют себя в классе.
Предмет исследования: классные коллективы (5-11 классы) МБОУ «Лицей» г. Протвино
Объект исследования: явление буллинга
Цель исследования:
Оценить риски проявления буллинга в классных коллективах МБОУ «Лицей» г. Протвино.
Разработать и провести профилактические мероприятия по данной проблеме.
Задачи:
Ознакомиться с понятием «буллинг» и его видами.
Провести диагностику классных коллективов МБОУ «Лицей» по выявлению риска буллинга.
Проанализировать полученные результаты.
Провести информационно-просветительскую работу с классными коллективами .
Гипотеза: в каждом школьном классе присутствует риск возникновения буллинга.
Методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, опрос, статистический (математический) метод, творческий, метод ИКТ
Практическая значимость
Полученные результаты данного исследования могут быть использованы при информировании классных руководителей, родителей и преподавателей, а также для проведения профилактической работы по предотвращению и
предупреждению школьного буллинга.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Глава 1. Что такое буллинг и его основные формы
«Буллинг» происходит от английского «bullying» – приставать, издеваться, запугивать, терроризировать.
Впервые в 1990 году английский журналист Эндрю Адамс использовал слово " буллинг»" для обозначения явлений травли как формы насилия.
В 1993 году психолог Д.Ольвеус из Норвегии опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.
Изучая данную проблему, мы столкнулись с тем, что во многих европейских странах вместо слова «буллинг» используют слово «моббинг». Со временем появились специалисты, которые стали говорить о разнице между этими понятиями.Некоторые авторы (Ильин Е.П., 2014) рассматривают моббинг как вид буллинга.
Буллинг имеет структуру, характерную для конфликта, но обладает специфическими чертами, отличающими его от других форм конфликтного взаимодействия. В статье «Модель профилактики буллинга среди школьников» Д.Н. Соловьев выделяет следующие черты буллинга:
продолжительный повторяющийся характер буллинга;
дисбаланс сил (ассиметрия)—с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой —пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
возникновение буллинг-структуры—социальной системы, включающей преследователей, их жертв и наблюдателей.
никогда не прекращается сам по себе, и всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Буллинг может принимать различные формы.
Традиционно различают два вида буллинга: прямой и косвенный.
1. В случае прямой травли преследователи дерутся, обзываются, дразнят, принуждают, отбирают личные вещи или деньги, портят личные вещи или результаты труда.
2. В случае косвенного преследования речь идет о распространении слухов и сплетен, сочинении анекдотов, бойкоте, манипулировании дружбой.
В своей книге, посвященной ключевым вопросам психологии агрессивного поведения, профессор Е.П.Ильин выделяет следующие формы буллинга в школе, активно используя понятие «моббинг»:
первая форма моббинга- физическая травля. Как правило, преследователи используют следующие виды физического воздействия: тычки, удары руками, ногами, захваты и др. В других источниках эта форма называется физическим буллингом.
вторая форма моббинга - вербальное воздействие. Обычно это негативные высказывания о жертве (издевки). Наибольший эффект производит высмеивающий комментарий. Эта форма травли упоминается в других источниках как вербальный (словесный) буллинг.
третья форма моббинга - это изоляция. В классическом варианте человека вытесняют из группы против его воли. Эта форма называется социальным буллингом.
Недавно была выявлена еще одна форма буллинга - киберзапугивание или буллинг в киберпространстве, который заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и ложных слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях.
Глава 2. Действующие лица «буллинг-структуры»
По описанию Д.Н. Соловьева в «буллинг-структуру» входят следующие действующие лица:
булли (обидчики). Для них характерно агрессивное поведение. Их основная цель – достижение высокого статуса в группе, получение материальных ценностей от жертвы, услуг...
жертвы. Это объекты насильственных действий булли.
свидетели (наблюдатели). Свидетель наблюдает за инцидентами буллинга, знает о его существовании в ученической группе и не предпринимает никаких действий для предотвращения издевательств над жертвой насилия.
О.Л.Глазман предлагает более расширенную классификацию «буллинг-структуры»: преследователи, жертвы, помощники преследователей, защитники жертв и нейтральные участники.
Вот описание этих участников.
"Преследователи" (инициаторы, подстрекатели, хулиганы).
Для них характерны авторитарность, импульсивность, вспыльчивость, высокая самооценка и высокий уровень притязаний. У них есть потребность в доминировании, чувствительность к критике, безразличие к чувствам других, неспособность к сопереживанию.
В своей книге «Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой» автор М.М.Кравцова дает им следующую характеристику: «итак, инициаторами травли могут стать:
активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм
является результатом соответствующего семейного воспитания);
эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в
подростковом возрасте)».
«Жертвы».
Существует 2 типа жертв: покорные и агрессивные (Петросянц В.Р., 2011).
Покорные жертвы, как правило, испытывают трудности в общении. Они характеризуются самоотрицанием, зависимостью, слабостью, низкой самооценкой и низким уровнем притязаний. Они считают себя глупыми, непривлекательными и стараются находиться в обществе учителей, а не сверстников.
Агрессивные жертвы легко раздражаются и впадают в состояние гнева, легко поддаются на провокации. Такие жертвы склонны проявлять насилие по отношению к более младшим и слабым сверстникам.
У всех жертв есть одна общая черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, которые очень чувствительны и показывают свою "слабость" (страх, обиду или гнев). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, порождая желаемое чувство превосходства.
«Помощники преследователей».
Данная категория участников буллинга характеризуется низким социометрическим статусом в группе сверстников, средней самооценкой и средним уровнем притязаний. Одновременная зависимость от булли и авторитарность по отношению к другим членам буллинг-структуры создают у них внутренний дискомфорт, и, возможно, внутриличностный конфликт. Для них характерно стремление помочь и подражать "обидчику". Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.
«Защитники жертв».
Для них характерны высокая самооценка, чувство справедливости, доброта, высокие коэффициенты удовлетворенности общением, уважение к собственному и чужому достоинству, высокие моральные устои и уверенность в себе. Они не боятся буллей и действуют в соответствии со своей точкой зрения, отстаивая ее перед другими. Если они вступают в конфронтацию с хулиганом, то у них есть все шансы не проиграть в этом противоборстве.
«Нейтральные участники».
Они наименее зависимы, не вмешиваются в конфликты, просто смотрят со стороны. Это не всегда хорошо, так как "нейтральные участники" - это те самые зрители, для которых разыгрывается спектакль "травля". Во многом именно их бездействие провоцирует буллинг.
Глава 3. Последствия буллинга
В течение длительного времени проводились исследования, которые показывают вред здоровью, наносимый буллингом всем участникам процесса.
Дети, осуществляющие травлю, привыкают к безнаказанности и чаще, чем их сверстники, демонстрируют девиантное поведение (драки, кражи, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, употребление психоактивных веществ).
Дети, над которыми издеваются, чаще страдают от тревоги и депрессии, апатии, головных болей и энуреза, проявляют снижение успеваемости, у них формируется представление о том, что мир полон опасностей и они не в состоянии повлиять на происходящее.
Так называемые провоцирующие жертвы, дети, которые ведут себя агрессивно и одновременно подвергаются агрессии со стороны других детей, показывают наиболее высокий риск по суицидам и другому аутоагрессивному поведению.
Дети, ставшие свидетелями травли, испытывают страх, беспомощность, стыд и в то же время желание присоединиться к преследованию. Продолжение травли приводит к снижению у них способности к эмпатии, выработке безразличия и позиции «молчаливого большинства». (Кравцова, 2005)
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Оценка риска буллинга
1.1. Характеристика выборки и методики исследования
В исследовании приняли участие учащиеся 5-11 классов МБОУ «Лицей» г. Протвино. Обследовано 12 классов: 10 классов среднего звена и 2 класса старшего звена. Количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 255 человек. Из них 134 мальчика и 121 девочка. 216 человек в возрасте 10-15 лет (среднее звено) и 39 учащихся в возрасте 16-17 лет (старшее звено).
В качестве методики эксперимента выбран ОРБ (опросник риска буллинга) А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецовой, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевского, М.А. Завалишиной, Н.А. Капорской, К.Д. Хломова. Опрос был проведен анонимно. Опросник состоит состоит из 14 утверждений, к которым предлагается от одного до восьми ответов с возможностью множественного выбора (всего 48 вопросов).
Данный опросник включает четыре шкалы:
шкалу небезопасности (16 вопросов, например, «В вашем классе есть кто-то, над кем все смеются»), шкалу благополучия (11 вопросов, таких как «Ценные вещи спокойно оставляю в классе»), шкалу разобщенности (10 вопросов, например, «В школе вам в целом не нравится, плохо, никто ни с кем не дружит») и шкалу равноправия (11 вопросов, например, «В вашем классе есть кто-то, кого все уважают»).
Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Баллы суммируются, сумма баллов делится на количество участников опроса. Итоговый показатель сравнивается со средним значением по методике (см.
таблицу 1 (Приложение 1.).
1.2. Результаты исследования
Рассмотрим полученные результаты в таблице 2 (Приложение 2).
Оценка по шкалам-предикторам.
Если сравнивать данные со средним значением, указанным в методике, то по шкале небезопасности показатели выше среднего отмечаются в классах: 11, 9-б, 8-а,7-б, а по шкале разобщенности - в классах: 11, 9-б, 8-а, 8-б, 7-б, 6-б.
Согласно данной методике можно предположить, что в данных классных коллективах не очень комфортная психологическая атмосфера, высокий уровень тревожности, что связано с низким качеством взаимоотношений и соблюдением правил общения.
Оценка по шкалам-антипредикторам.
Высокие показатели по шкале благополучия отмечаются у учащихся
9-а, 8-б,7-а, 5-б, а по шкале равноправия у учащихся 9-а, 7-а, 6-а. Шкалы благополучия и равноправия характеризуют наличие ресурсов, защищающих от возникновения буллинга, Они указывают на отсутствие фона напряжения и агрессии и не демонстрируют связей с тревожностью или социальной изоляцией. Данные классные коллективы ощущают себя благополучно,
обладают высоким уровнем сплоченности, низким уровнем эгоцентрических
ценностей у учащихся, отсутствием антисоциальной групповой
деятельности.
Рассмотрим, как различаются оценки атмосферы в классе учащимися разного пола. Данные представлены в таблице 3 ( Приложение 3).
Оценка по шкалам-предикторам.
Почти во всех классах, за исключением 5-х, 7-б и 8-б, мальчики оценивали свой класс выше по шкале небезопасности, чем девочки. По шкале разобщенности во всех исследуемых классах, за исключением 10 кл., мальчики также оценивают окружающую среду выше, чем девочки. Мы думаем, что эта разница обусловлена различиями в развитии мальчиков и девочек. Наряду с биологическими предпосылками значительную роль в развитии гендерных различий играют социальные и культурные стереотипы. Мальчики и девочки проявляют и оценивают агрессию по-разному. Мальчики в возрасте 12-15 лет наиболее агрессивны, поэтому чувство незащищенности и разобщенности у мальчиков заметно выше, чем у девочек, что следует из полученных результатов.
В 10 классе девочки по шкале разобщенности оценили свой класс значительно выше, чем девочки и мальчики других классов. Мы это можем объяснить тем, что девочек в классе очень мало (8 дев. из 31чел.) и при формировании 10 класса часть девочек пришла из другого класса.
Оценка по шкалам-антипредикторам.
По шкале благополучия данные разделились по классам поровну. В 6 -ти классах выше оценили класс мальчики, в 6 классах- девочки.
По шкале равноправия опять мальчики оценивают окружающую среду выше, чем девочки, за исключением классов 6-а, 7-а, 8-а и 9-а.
Итак, мы оценили риски проявления буллинга в классных коллективах МБОУ «Лицей» г. Протвино. По результатам исследования было выяснено, что психологический климат в школе достаточно благоприятный, но все же есть вероятность возникновения буллинга в отдельных классах. Это стало основанием для проведения информационно-просветительской работы по профилактике буллинга.
Глава 2. Информационно-просветительская работа с классными коллективами
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв», если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса. Мы решили внести свой вклад в решении данной проблемы. В связи с этим разработали и реализовали несколько наших идей.
Цель: привлечь внимание и довести информацию до учащихся по данной проблеме; изменить поведенческую модель общества.
Что мы сделали?
Мероприятия |
Сроки реализации |
Этапы работы |
Создание буклета «СТОП БУЛЛИНГУ!» (Приложение 4) |
Сентябрь 2020 г. |
Подбор информации. Разработка дизайна буклета. Печать. Раздача буклетов. |
Выпуск стенгазеты «СТОП БУЛЛИНГУ» |
Октябрь 2020 г. |
Разработка модели газеты (системы рубрик, форма газеты, элементов оформления). Поиск материала для стенгазеты. Оформление стенгазеты. Демонстрация. |
Создание «ПОЧТЫ ДОВЕРИЯ» |
Ноябрь 2020 г. |
Приобретение почтового ящика. Написание инструкции, как пользоваться почтовым ящиком, для чего он нужен и т.д. Презентация учащимся данной формы работы. |
Создание социального анимационного ролика |
Июнь-ноябрь 2020 г. |
Выбор и обучение в программе по созданию анимационных роликов. Написание сценария и создание эскизов. Проработка раскадровки. Создание персонажей и графики для каждого из кадров. Подбор музыки. Монтаж. Запись готового продукта. Демонстрация учащимся. |
Организация информационного десанта «Травле-НЕТ!» |
Декабрь 2020г.-январь 2021 г. |
Написание сценария Подбор группы. Выступление в классах. |
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации проекта проведено теоретическое исследование литературы по проблеме буллинга.
Диагностировано, что в некоторых классных коллективах лицея, а именно в 7б, 8а, 9б, 11 классе, есть вероятность возникновения видов деструктивного конфликтного взаимодействия. Тем не менее, не в каждом классе наблюдается повышение показателей по ощущению небезопасности и разобщенности, что говорит о комфортном психологическом климате в классных коллективах учебного учреждения.
Выявлена разница в восприятии атмосферы класса мальчиками и девочками. Мальчики в большинстве классных коллективах выше оценивают небезопасность класса, чем девочки, что соответствует различиям в их развитии, в проявлении и восприятии ими агрессивности.
Обнаружено, что в каждом из 12 классов присутствуют учащиеся с высокими показателями по шкале небезопасности, что говорит об их субъективном ощущении небезопасности и повышенном уровне тревожности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза доказана.
На основании полученных данных были разработаны и реализованы мероприятия по профилактике буллинга в лицее:
Создан буклет «СТОП БУЛЛИНГУ!».
Выпущена стенгазета «СТОП БУЛЛИНГУ!».
Размещена на территории МБОУ «Лицей» «ПОЧТА ДОВЕРИЯ».
Организован информационный десант «Травле-НЕТ!»
Создан и показан социальный анимационный ролик.
Реализация данного проекта в первую очередь способствовала привлечению внимания к проблематике профилактики буллинга. Стоит отметить, что работа по предотвращению буллинга в классных коллективах лицея не должна прекращаться. Для закрепления результата следует проводить постоянный мониторинг ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бобровникова Н.С. Профилактика буллинга в образовательной среде.-Журнал «Молодой ученый», №12, июнь 2016, с. 759
А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов Опросник риска буллинга (ОРБ)// «Вопросы психологии», 2015 № 5
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.2009. № 105.С.159—165.
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы/Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб: Питер,2011. – 352с.
Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014 —368 с.
Касицина, Н.П. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств/ Н.П. Касицина. – М.: Чистые пруды,2007. – 167с.
Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога – практика./ М.Ю. Кондратьев – М.ПЕР СЭ,2007. – 464с.
Кравцова, М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой/ М.М. Кравцова. – М.: Генезис, 2005. - 111 с.
Кривцова, С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных: организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию.- М.: Федеральный институт развития образования Центр развития психологической службы, 2011. – 93с.
Одинцова, М.А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции/ М.А. Одинцова. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 256с.
Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения / А.Б. Петрова. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. – 152с.
Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 210 с.
Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Интернет-журнал Науковедение. – 2014 № 3 (22). – С. 155
Сперанский, А.Г. Система социальных ролей ученического класса. Изгои / А.Г. Сперанский. – М.: Генезис,2000. – 145с.
Фельдштейн, Д. И. Психолого - педагогические проблемы новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития/Д. И. Фельдштейн//Вопросы психологии – 2010. - №3.- С.47 – 56.
Приложение 1.
Таблица 1.
Приложение 2.
Таблица 2. Результаты диагностики по классам
Класс |
Кол-во чел. |
Шкала небезопасности Мах 15 |
Шкала благополучия Мах 10 |
Шкала разобщенности Мах 10 |
Шкала равноправия Мах 11 |
5-а |
20 |
6,7 45% |
4,9 49% |
1,95 20% |
3,65 33% |
5-б |
19 |
5,63 38% |
5,78 58% |
1,21 12% |
3,31 30% |
6-а |
19 |
9 60% |
4,05 41% |
1,89 19% |
4,42 40% |
6-б |
21 |
9,04 60% |
4,04 40% |
2,85 29% |
4 36% |
7-а |
24 |
6,75 45% |
6,12 61% |
2,58 26% |
4,25 39% |
7-б |
19 |
10,5 70% |
3,2 32% |
3,57 36% |
3,84 35% |
8-а |
26 |
9,54 64% |
5,34 53% |
2,69 27% |
4,03 37% |
8-б |
27 |
8,88 59% |
5,59 56% |
2,74 27% |
3,59 33% |
9-а |
22 |
5,54 36% |
7,36 74% |
1,68 17% |
4,6 42% |
9-б |
19 |
10,26 68% |
4,73 47% |
2,68 27% |
2,68 24% |
Младшие подростки |
216 |
8,28 55% |
5,1 51% |
2,38 24% |
3,8 35% |
Средние значения в методике |
9,21 |
5,30 |
2,64 |
4,00 |
|
10 |
24 |
7,37 49% |
5,29 53% |
2,62 26% |
3,20 29% |
11 |
15 |
9,26 62% |
4,6 46% |
4,33 43% |
3,26 30% |
Старшие подростки |
39 |
8,31 55% |
4,9 49% |
3,47 35% |
3,23 29% |
Средние значения в методике |
8,20 |
6,47 |
2,47 |
3,98 |
Приложение 3.
Таблица 3. Распределение результатов по гендерному признаку
Класс |
Кол-во чел. |
Шкала небезопасности Мах 15 |
Шкала благополучия Мах 10 |
Шкала разобщенности Мах 10 |
Шкала равноправия Мах 11 |
5-а |
Мальчики 7 человек |
5,42 36% |
4,0 40% |
1,85 19% |
3,85 35% |
Девочки 13 человек |
7,38 49% |
5,38 54% |
2,0 20% |
3,53 32% |
|
5-б |
Мальчики 11 человек |
5,18 35% |
5,90 59% |
1,18 12% |
3,36 31% |
Девочки 8 человек |
6,25 42% |
5,62 56% |
1,0 10% |
3,25 30% |
|
Средние значения по параллели |
Мальчики 18 человек |
5,30 35% |
4,95 50% |
1,51 15% |
3,6 33% |
Девочки 21 человек |
6.81 45% |
5,5 55% |
1,5 15% |
3,39 31% |
|
6-а |
Мальчики 10 человек |
8,70 58% |
4,3 43% |
2,4 24% |
4,2 38% |
Девочки 9 человек |
8,11 54% |
3,77 38% |
1,33 13% |
4,66 42% |
|
6-б |
Мальчики 15 человек |
9,0 60% |
4,0 40% |
2,93 29% |
4,13 38% |
Девочки 6 человек |
9,16 61% |
4,16 42% |
2,66 27% |
3,66 33% |
|
Средние значения по параллели |
Мальчики 25 человек |
8,85 59% |
4,15 42% |
2,66 27% |
4,16 38% |
Девочки 15 человек |
8,63 58% |
3,96 40% |
2,0 20% |
4,16 38% |
|
7-а |
Мальчики 11человек |
7,36 49% |
6,1 61% |
3,0 30% |
3,8 35% |
Девочки 13 человек |
6,23 42% |
6,15 62% |
2,23 22% |
4,6 42% |
|
7-б |
Мальчики 7 человек |
9,42 63% |
3,7 37% |
3,85 39% |
4,42 40% |
Девочки 12 человек |
10,3 69% |
2,83 28% |
3,41 34% |
3,5 32% |
|
Средние значения по параллели |
Мальчики 18 человек |
8,39 56% |
4,9 49% |
3,42 34% |
4,11 37% |
Девочки 25 человек |
8,26 55% |
4,49 45% |
2,82 28% |
4,05 37% |
|
8-а |
Мальчики 15 человек |
9,8 65% |
5,4 54% |
2,86 29% |
3,53 32% |
Девочки 11 человек |
9,18 61% |
5,27 53% |
2,45 25% |
4,72 43% |
|
8-б |
Мальчики 11 человек |
8,0 53% |
5,27 53% |
3,27 33% |
4,54 41% |
Девочки 16 человек |
9,5 63% |
5,8 58% |
2,3 23% |
2,93 27% |
|
Средние значения по параллели |
Мальчики 26 человек |
8,9 59% |
5,3 53% |
3,06 31% |
4,03 37% |
Девочки 27 человек |
9,3 62% |
5,53 55% |
2,37 24% |
3,82 35% |
|
9-а |
Мальчики 9 человек |
6,5 43% |
7,4 74% |
2,0 20% |
4,4 40% |
Девочки 13 человек |
4,38 29% |
7,3 73% |
1,46 15% |
4,69 43% |
|
9-б |
Мальчики 9 человек |
11,0 73% |
4,55 46% |
2,88 29% |
2,77 25% |
Девочки 10 человек |
9,6 64% |
4,9 49% |
2,5 25% |
2,6 24% |
|
Средние значения по параллели |
Мальчики 18 человек |
8,75 58% |
5,97 60% |
2,44 24% |
3,58 33% |
Девочки 23 человека |
6,99 47% |
6,1 61% |
1,98 20% |
3,64 33% |
|
10 |
Мальчики 19 человек |
7,42 49% |
5,3 53% |
1,94 19% |
3,42 31% |
Девочки 5 человек |
7,2 48% |
5,2 52% |
5,2 52% |
2,4 22% |
|
11 |
Мальчики 10 человек |
10,2 68% |
4,5 45% |
4,7 47% |
3,7 34% |
Девочки 5 человек |
8,2 55% |
4,8 48% |
3,6 36% |
2,4 22% |
Приложение 4. Буклет «Стоп буллингу!»