Макроэкономическая политика

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Макроэкономическая политика

Чириков И.А. 1
1Селятинская МАОУ СОШ №2
Курдиманова Н.А. 1
1Селятинская МАОУ СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Целью курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике.

Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:

1) Изучить макроэкономическую политику.

2) Выявить проблемы экономического роста.

3) Направления развития экономической политики.

Макроэкономическая политика может способствовать росту разными способами. Арсенал таких средств в рыночной экономике хорошо известен. Однако существует и сомнение, что эти средства не применимы или не эффективны в экономике, которая не функционирует по классическим законам рынка.

Представленная работа посвящена теме "Макроэкономическая политика в современных условиях ". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Макроэкономической политики в современных условиях ". Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность этой проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Макроэкономической политики в современных условиях " необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к нашей теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является анализ условий "Макроэкономической политики в современных условиях ". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и списка используемых источников. Источниками информации для написания работы по теме "Макроэкономическая политика в современных условиях" послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации, интернет.

1.Теория макроэкономической политики

1.1 Цели макроэкономики

Макроэкономика - наука, изучающая функционирование рынка в целом (общий объем производства, уровень цен, процентные ставки, уровень безработицы). Макроэкономика имеет дело со свойствами экономической системы государства как единого целого, экономической жизни в широком плане.

К целям макроэкономики относят:

1) объем производства, который является основным показателем экономического роста. Наиболее всеохватывающим показателем, при помощи которого измеряется объем производства, является внутренний валовой продукт (ВВП).

2) занятость и безработица, или обеспечение полной занятости населения есть не только чисто экономическая цель общества, но и социальная цель, поскольку безработица ведет к ухудшению здоровья, психологическим стрессам;

3) цены и инфляция. Стабильные цены обеспечивают уровень инфляции, близкий к нулю. Обобщающим показателем уровня цен служит индекс потребительских цен (ИПЦ);

4) внешний баланс. Он представляет собой важнейшую экономическую проблему. Уменьшение внешнего дефицита -- одна из главных целей государства. Рассмотрим все эти показатели более подробно:

ВВП. Основным показателем деятельности экономики является общий объем товаров и услуг за год. Его также называют валовым внутренним продуктом (ВВП): общей рыночной стоимостью всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВВП включает в себя товары и услуги, произведенные внутри географических границ определенной страны как на основе собственных (внутренних), так и зарубежных производственных ресурсов. Если конечный товар или услуга произведены в России, они являются частью ВВП России.

Самый простой способ измерения ВВП - сложить все те средства, которые были затрачены на покупку общего объема продукции за конкретный год.

Экономисты выделяют четыре категории расходов:

- личные потребительские расходы (С). Этот термин охватывает расходы домохозяйств на потребительские товары длительного пользования (автомобили, холодильник, телевизор и тому подобное), срок службы, которых составляет три года и более, потребительские товары кратковременного пользования (хлеб, молоко, зубная паста и прочее), а также потребительские расходы на услуги (юристов, врачей, механиков);

- валовые частные внутренние инвестиции - затраты на производство новых средств производства: машин, оборудования, инструментов и зданий, а также на пополнение товарно-материальных запасов;

- закупки органами власти (G) - денежные платежи органов власти за конечные товары, услуги и социальный капитал;

- чистый экспорт. Заметную долю в общие показатели национального дохода вносят сделки международной торговли. Вместо того чтобы добавлять экспорт, а затем вычитать импорт, при подсчете национального дохода экономисты используют показатель «экспорт минус импорт», или чистый экспорт. Если сложить все вместе, то ВВП=С++ G +.

Безработица - ситуация в экономике, при которой люди, входящие в состав рабочей силы, активно ищут работу и готовы предложить свой труд, оплачиваемый по существующей ставке заработной платы, но не востребованы на рынке труда. Определенная доля населения, большую часть которой составляют подростки младше 16 лет и люди пенсионного возраста, образует категорию нетрудоспособных и не входит в состав рабочей силы. Остальная часть считается трудоспособной и делится на добровольно незанятых и экономически активных (рабочую силу). Категория добровольно незанятых, например, домохозяйки, включает тех людей, которые не ищут работу. А тех, кто хочет работать и ищет место занятости (безработные) или уже имеет его (занятые) относят к экономически активным.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Когда имеет место инфляция, на каждый рубль дохода можно купить меньше товаров и услуг, чем прежде. Другими словами, инфляция снижает «покупательную способность» денег. Это не означает, что растут все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными и даже снижаться. Опишем классификацию инфляции с учетом разных факторов.

1. В зависимости от характера обесценивания денег различаются следующие виды инфляции:

- открытая инфляция: ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен.

- скрытая, или подавленная, инфляция: государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы «новые» изделия. Одновременно приходится платить больше денег за товар на «черном» рынке.

- инфляционный шок: одномоментное резкое вздорожание товаров, которое может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.

2. С учетом места распространения выделяются такие формы падения курса валюты:

- локальная - рост цен происходит в границах одной страны.

- мировая: обесценение денег охватывает группу стран или всю мировую экономику.

3. Инфляцию подразделяют по темпам развития на следующие виды:

- ползучая: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе - примерно на 10% в год.

- галопирующая: вздорожание продуктов и услуг от 20 до 200% в год может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т. п.).

- гиперинфляция: катастрофический рост цен- на 500-1000% и более в год. Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги начинают утрачивать свои функции. Это происходит, когда заработная плата выдается не деньгами, а талонами и купонами, на которые приобретаются продукты по установленным ценам.

Экономисты разделяют два типа инфляции: инфляция, вызванная спросом (инфляция спроса), и инфляция, подталкиваемая издержками (инфляция издержек).

Инфляция измеряется с помощью статистического показателя -- индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни -- индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяется следующая процедура:

а) Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзина»: набор чаще всего употребляемых, типичных благ.

б) Устанавливается «базовый период» -- стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующее время.

в) Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (суммарная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.

г) Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данного (текущего) периода.

д) Устанавливается индекс цен -- показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен (выражается в процентах).

1.2 Инструменты макроэкономики

Для достижения поставленных целей в качестве важнейших инструментов используются:

фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов внешнеэкономическая политика. При проведении макроэкономической политики внимание государства концентрируется на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику (динамика инвестиций, состояние государственного бюджета, платежный баланс, уровень заработной платы, цен, валютный курс и т. д.).

Макроэкономический анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, рабочей силы и денег как таковых, а также национальной экономики в целом. Речь идет о выработке механизмов установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного долгосрочного общего макроэкономического равновесия, как внутреннего, так и внешнего, и достижения за счет этого устойчивого экономического роста.

1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на изменение реального ВВП. Что касается налогов, то их роль в макроэкономике двойственна. С одной стороны, они, сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВВП. С другой стороны, налоги могут влиять на рост ВВП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство;

2) денежная политика. Представляет собой второй главный инструмент макроэкономики. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВВП и обострение инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство;

3) политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода политика «зарплаты--цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля;

4) внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя стабилизации внешней торговли. Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели макроэкономики. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их реализация нередко действуют в противоположных направлениях.

2. Изучение инструментов макроэкономики

2.1 Влияние фискальной (бюджетно-налоговой) политики государства на показатели макроэкономики

Согласно теории Дж.М.Кейнса, соответствие совокупного спроса совокупному предложению может быть достигнуто при неполной занятости экономических ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса). Приближение развития экономики к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Инструментом проведения этой политики является государственный бюджет: посредством налоговой политики формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов расходная.

Бюджетно-налоговая политика бывает стимулирующая и сдерживающая (ограничительная).

Стимулирующая фискальная политика имеет своей целью преодоление циклического спала экономики и представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем чистого внутреннего продукта (ЧВП) к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Данный тип фискальной политики проводится в случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Стимулирующая фискальная политика осуществляется за счет роста государственных рас­ходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика двигается в направлении бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) -- превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Перерасход средств правительство может покрыть за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д.

Сдерживающая (ограниченная) фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и направлена на уменьшение совокупного спроса. Данный тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Сдерживающая фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного излишка. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика ориентируется на положительное сальдо государственного бюджета. Избыток бюджета (положительное сальдо бюджета) -- превышение налоговых поступлений над государственными расходами. Образовавшийся излишек государственного бюджета может быть, например, использован для погашения государственного долга.

Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при участии органов законодательной власти, которые утверждают бюджеты различных уровней на предстоящий год.

Бюджетная система страны включает в себя 3 уровня:

Первый уровень составляют федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.

Второй уровень включает в себя бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.

Третий уровень бюджетной системы составляют местные бюджеты.

Внебюджетные фонды - это государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) ФОМС.

Доходы бюджетов всех уровней делятся на налоговые и неналоговые. При этом налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений от 80 до 95% доходов бюджета в разных странах и разные годы.

Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней).

К неналоговым доходам бюджета относятся:

* доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

* доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

* доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

* средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;

* доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

2.2 Влияние монетарной (кредитно-денежной) политики государства на показатели макроэкономики

Монетарная политика - экономическая политика, опирающаяся на способность денежно-кредитной системы существенно влиять на развитие и функционирование экономики.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов;

3) стабильности уровня цен;

4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.

Общими инструментами регулирования выступают:

1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка -- предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у цен­трального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы (ФРС) США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке -- покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков - денежный капитал, конторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков - часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение.

Норма обязательных резервов - процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия де­нежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом цен­трального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для не­предвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков - резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

Заключение

Экономический рост в 2012 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товары российского экспорта, то есть при снижении цен на нефть темп роста российского ВВП существенно сократится или даже сменится спадом. В российской экономике велика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию. Важным направлением структурных изменений должно стать повышение инвестиционной активности. За 1990-е объем инвестиций существенно сократился. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного аппарата России и это обуславливает его быстрое физическое и моральное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности говорить не приходится.

Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других. Экономический рост России нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта.

Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать их темпы роста. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики, сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютные резервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников а ВВП с 40% до 50%. Это позволит увеличить средний уровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальной зарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, которая сложилась сегодня в России. В региональной политике необходимо преодолеть нарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорий и уровня жизни населения. Для этого необходимы значительное увеличение масштабов поддержки бюджетов субъектов Федерации за счет федерального бюджета, разработка и реализация программы поддержки нуждающихся регионов страны.

Список использованной литературы

1. Цветков В. «Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре» // ЭКО. - 2006. - №5.

2. Клоцвог Ф. О стратегии управляемого развития // Экономист. - 2004. - №9.

3. Мау В. «Экономический рост: дискуссии, проблемы»//Вопросы экономики. - 2006. - №2.

4. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. - СПб.: Питер, 2004.

5. Драчка, О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. - 2009. - №2.

6. Ивантер, В. Заметки об экономической политике / В. Ивантер // Свободная мысль - XXI. - 2010. - №10.

7. Клоцвог, Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. - 2004. - №9.

8. Маевский, В. Макроэкономические проблемы развития России / В. Маевский // Экономист. - 2004. - №4.

9. "Российская газета" - Федеральный выпуск №5948 (275)

10. Мау, В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. - 2011. - №1.

11. Погосов И. «Источники финансирования модернизации экономики» Экономист 2012. - №4.

12. Экономика и жизнь - 2012. - №34.

13. Российский статистический ежегодник 2010-М-ФСГС, 2011.

14. Хорев Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М.: Изд-во БРК», 2010.

15. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.- М., 2010.

16. Аганбегян А.Г. «О новой промышленной политике» ЭКО, - 2012.-№ 6.

19. Экономическое развитие России в 2010 году /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2010.

20. Кабанов А.Б., (2012) «Порочный круг деспотизма или рассуждения о русских и будущем их страны»

Просмотров работы: 176