Введение
Школа – это маленькое государство. В этом государстве свои законы и порядки. Ученики школы – это жители государства. Разве не интересно узнать о жителях этого государства?
Как же получить информацию о жителях школьного государства?
Цель работы: провести мини перепись населения Атепцевской школы
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи проекта:
изучить историю переписи населения в нашей стране;
изучить численный и половой состав населения за 5 лет;
составить анкеты для проведения мини переписи в Атепцевской школе;
провести мини перепись населения Атепцевской школы;
провести анализ данных анкетирования;
предоставить результаты мини переписи населения в виде проспекта: «Итоги мини переписи населения Атепцевской школы»;
определить, чем может быть полезна эта информация школе
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы: изучение литературы (обобщение), опрос (анкетирование), обработка данных, составление таблиц и диаграмм.
Объект исследования: ученики Атепцевской школы
Актуальность проекта: данная работа позволяет получить теоритические знания и практические навыки по организации переписи населения в преддверии Всероссийской переписи населения, которая пройдет в апреле 2021 года.
Новизна работы заключается в том, что в Атепцевской школе впервые проведена мини перепись населения.
Основная часть
Глава № 1
История переписи населения России
Перепись населения - это единый процесс сбора, обработки и публикации демографических, социальных и экономических данных обо всем населении, проживающем в определенный период времени в стране.
Перепись-это массовое анкетирование всех жителей государства. Для этого специальные люди-переписчики-обходят все дома в стране. У людей спрашивают про возраст, национальность, семейное положение, образование – обычно два или три десятка вопросов.
Перепись нужна для изучения численного состава населения, его размещения и управления социальной и экономической жизнью страны.
Учет населения возник еще в глубокой древности. Еще в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы знать свои силы и определить налоги. В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи древнего царства (2800-2250 лет до нашей эры). Имеется сведения о том, что учет населения велся в Древнем Египте и Древней Японии.
На Руси учет людей начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был похозяйственным: учитывались для обложения данью дома. В XVII веке единицей налогообложения становится хозяйство ("двор"), а учеты населения именуются подворными переписями.
Первая всеобщая перепись населения России прошла в 1897 году. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый Петр Семенов Тян-Шанский. Это перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.
По данным переписи 1897 года численность населения Российской империи составила 124 млн. 600 тысяч человек.
Первая советская перепись населения проводилась в 1920 году в условиях гражданской войны. Переписью было охвачено только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия.
В советском союзе перепись проводилась приблизительно один раз в десять лет (с единственным перерывом в сороковые годы).
В современной России перепись проводилась в 2002 году и 2010 году. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.
Вывод: переписи населения нашей страны имеют давнюю и богатую историю.
Глава № 2
Мини перепись населения Атепцевской школы
Мини перепись в Атепцевской школе проходила в январе 2021 года. Для проведения переписи я составил опросный лист (приложение №1) и провел анкетирование. В опросе приняли участие 207 человек, ученики 5-11 классов.
2.1 Численный состав населения за 5 лет
Для того чтобы проследить динамику численности населения в Атепцевской школе я обратился к завучу школы по учебно-воспитательной работе и проанализировал данные ежегодных отчетов.
Таблица №1
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Численность учеников |
362 |
388 |
411 |
432 |
446 |
Вывод: из данных диаграммы видно, что число обучающихся ежегодно увеличивается. С 2016 года численность увеличилась на 84 человека. В 2020-2021 учебном году численность обучающихся составила 446 человек.
2.2 Естественный прирост населения за 5 лет
Общий естественный прирост я определил как разницу между выбывшими выпускниками школы и поступившими в школу первоклассниками.
Таблица №2
Год |
Выпускники |
Первоклассники |
Общий естественный прирост |
2016 |
28 чел |
53 чел |
25 чел |
2017 |
26 чел |
49 чел |
23 чел |
2018 |
28 чел |
50 чел |
22 чел |
2019 |
27 чел |
49 чел |
22 чел |
2020 |
50 чел |
53 чел |
3 чел |
Вывод: на протяжении 5 лет наблюдается превышение числа первоклассников над выпускниками. Это можно объяснить тем, что в последние годы рождаемость в стране немного повышается в связи с проводимой демографической политикой.
2.3 Механическое движение населения за 5 лет
Механическое движение-это прирост или убыль количества людей на определенной территории в результате миграции.
Таблица №3
Год |
Прибыли |
Выбыли |
Прирост |
2016 |
18 |
17 |
1 |
2017 |
16 |
10 |
6 |
2018 |
20 |
18 |
2 |
2019 |
14 |
11 |
3 |
2020 |
10 |
3 |
7 |
Вывод: в школе ежегодно наблюдается небольшой прирост учеников.
2.4 Половой состав населения за 5 лет
Официальная статистика рождаемости гласит, что на 100 новорожденных девочек приходится 105-106 мальчиков. Атепцевская школа не стала исключением.
Таблица №4
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Численность обучающихся |
361 |
383 |
411 |
432 |
446 |
Численность мальчиков |
180 |
196 |
211 |
221 |
227 |
Численность девочек |
181 |
188 |
200 |
211 |
219 |
Вывод: из диаграммы видно, что с 2017 года число мальчиков преобладает над девочками. Преобладание составляет 8-10 человек.
2.5 Национальный и религиозный состав населения
На территории России проживает более 200 народностей. Каждый из народов имеет свой язык, свою культуру и быт. Русские составляют более 80% населения, представители других национальностей составляют чуть более 20% населения.
Национальный состав населения Атепцевской школы выглядит следующим образом:
Русские составляют 92%;
Узбеки составляют 3 %;
Молдаване составляют 2 %;
Украинцы составляют 1%;
Чуваши составляют 1%;
Белорусы составляют 1 %
Вывод: национальный состав населения школы однородный.
Имена учеников
Принадлежность к определенной национальности можно определить и по именам учеников. Среди учеников Атепцевской школы русские имена составляют большинство.
Самыми распространёнными именами среди мальчиков являются Артем (9 человек), Александр (8 человек), Максим (7 человек) и Никита (7 человек). Редкие имена среди мальчиков – Тимофей, Егор, Федор и Глеб.
Самыми распространёнными именами среди девочек являются Дарья (11 человек), Виктория (7 человек) и Полина (6 человек). Редкие имена среди девочек – Ирина, Мария, Лариса и Светлана.
Религиозный состав населения Атепцевской школы
Вывод: по религиозному составу среди учеников школы преобладают православные верующие (82%), есть мусульмане (5%). 13% опрошенных учеников относят себя к атеистам.
2.6 Социальный статус семей учеников
Интересна информация о количестве детей в семьях, где воспитываются ученики Атепцевской школы. (Приложение №2). Это показатель отражает естественный прирост населения. Для естественной смены поколений (замещение родителей без увеличения численности населения), необходимо, что половина семей в России воспитывала двух детей, а другая половина - трех. В нашей стране средний размер семей составляет 3,2 человека. Это значит, что подавляющая часть семей имеет не более двух детей.
Ситуация по семьям в Атепцевской школе выглядит следующим образом:
Вывод: в Атепцевской школе большинство учеников воспитывается в семьях, где два ребенка. Доля многодетных детей составляет 21%. Самой большой семьей в школе является семья, имеющая 7 детей.
2.7 Рейтинг школьных предметов
Большую часть времени школьники проводят в своей родной школе. Ежедневно они посещают уроки и изучают различные предметы. Мини перепись помогла составить рейтинг любимых школьных предметов и рейтинг предметов, которые ученики убрали бы из школьной программы. (Приложение №3)
Тройка лидеров любимых предметов учеников Атепцевской школы:
Физическая культура (23%)
Биология (12%)
Математика, английский язык (10%)
Какой предмет вы бы убрали из школьной программы?
Тройка предметов, которые ученики школы убрали бы из школьной программы:
Немецкий язык (22%)
ИЗО (15%)
История, Химия (9%)
2.8 Хобби учеников
У каждого человека есть любимое занятие (хобби). Любимое занятие есть и учеников Атепцевской школы. (Приложение №4)
Из диаграммы видно, что среди хобби учеников Атепцевской школы самыми популярными являются:
Спорт (30%)
Рисование (20%)
Компьютерные игры (17%)
Танцы (12%)
2.9 Отдых учеников
Любимое время года учеников
Любимое время года учеников Атепцевской школы – это лето. Это неудивительно, ведь именно летом наступают долгожданные каникулы для учеников школы. (Приложение№5)
А каникулы ученики Атепцевской школы проводят следующим образом:
Вывод: 40% учеников Атепцевской школы остаются дома, 35 % учеников проводят летние каникулы на море, 20 % учеников уезжают в деревню, а 5% учеников проводят в лагере.
2.10 Профессии учеников
Одним из вопросов мини переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?». Анализ анкет показал, что 23 % учеников школы еще не определились с выбором будущей профессии. (Приложение №7)
А пятерка самых популярных профессий выглядит следующим образом:
2.11 О чем может рассказать месяц рождения ученика?
Вывод: из диаграммы видно, что большинство учеников родились в июне, январе и мае. А это значит, что в школе преобладают такие знаки зодиака как: близнец, козерог и телец.
Заключение
На основе полученной информации о населении Атепцевской школы я пришел к следующим выводам:
число учеников ежегодно увеличивается, в школе обучается больше мальчиков, чем девочек;
по национальному составу преобладают русские-92%, а по религиозному составу преобладают православные верующие;
большинство учеников школы воспитываются в семьях, где два ребенка;
в тройку лидеров любимых предметов учеников школы входят: физическая культура, биология, математика и английский язык;
среди хобби учеников школы лидируют: спорт, рисование, компьютерные игры.
ученики Атепцевской школы в будущем хотят стать программистами, спортсменами, врачами, дизайнерами и учителями.
Результаты мини переписи населения я представил в виде проспекта. Приложение №8. С результатами мини переписи ознакомились учителя и ученики школы. Мини перепись населения помогла собрать расширенную информацию о жителях школьного государства. Анализ данных мини переписи населения позволят определить наиболее приоритетные направления развития школьного государства. Я предложил администрации школы
Открыть дополнительные спортивные секции, факультативы по биологии и математике;
На свободной территории школы оборудовать мини стадион для тренировок по футболу;
Пригласить на встречу с учениками представителей самых популярных профессий.
Первая мини перепись населения Атепцевской школы была проведена в январе 2021 года, а следующая мини перепись запланирована на январь 2026 года.
Перепись населения школы — это летопись школы, это ее история, ее результаты, адресованные не только нынешним ученикам, но и поколениям, которые придут учиться в Атепцевскую школу.
Список литературы
Дианов М.А., Антонова О.И., Базаров А.В. (ред.) История переписей населения в России
Душина И.В. Народы мира – М., 2006 г.
Интернет-ресурсы
https://yamo.adm.yar.ru/perepis2010_1.php
https://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение №1
Опросный лист
Ваше имя _________________________
Ваш пол __________________________
Ваша национальность _________________________________
Ваше вероисповедание ________________________________
Сколько детей в вашей семье ___________________________
Ваше хобби (можно несколько) _________________________
Любимое время года ___________________________________
Как ты проводишь летние каникулы?
А) дома В) в деревне
Б) уезжаю на море, юг Г) в лагере
Любимый школьный предмет _____________________________
Какой предмет вы бы убрали из школьной программы __________
Кем вы хотите стать в будущем ____________________________
В каком месяце у вас день рождения ________________________
Приложение №2
Количество детей в семье
Количество |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Итого |
1 |
17 |
15 |
6 |
8 |
3 |
3 |
2 |
54 |
2 |
19 |
15 |
18 |
22 |
16 |
9 |
10 |
109 |
3 |
9 |
- |
6 |
2 |
6 |
4 |
1 |
28 |
4 и более |
6 |
1 |
3 |
4 |
2 |
- |
- |
16 |
Приложение №3
Любимый школьный предмет
Предмет |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Итого |
Русский язык |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
13 |
||
Литература |
1 |
2 |
2 |
3 |
8 |
|||
Математика |
8 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
20 |
Информатика |
6 |
1 |
3 |
1 |
11 |
|||
Биология |
4 |
5 |
1 |
5 |
3 |
3 |
4 |
25 |
География |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
12 |
||
История |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
||
Обществознание |
2 |
1 |
4 |
1 |
9 |
|||
Физика |
2 |
1 |
1 |
4 |
||||
Английский язык |
2 |
6 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
18 |
Технология |
7 |
1 |
2 |
2 |
2 |
14 |
||
ИЗО |
3 |
2 |
1 |
1 |
7 |
|||
Музыка |
5 |
1 |
3 |
9 |
||||
Физ-ра |
15 |
6 |
5 |
12 |
5 |
5 |
48 |
|
Немецкий язык |
1 |
1 |
2 |
|||||
Химия |
1 |
1 |
||||||
ОБЖ |
1 |
1 |
Какой предмет вы бы убрали из школьной программы
Предмет |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Итог |
Русский язык |
2 |
1 |
- |
3 |
||||
Литература |
5 |
5 |
2 |
12 |
||||
Математика |
4 |
5 |
2 |
1 |
- |
2 |
14 |
|
Информатика |
2 |
1 |
- |
3 |
||||
Биология |
2 |
1 |
1 |
4 |
||||
География |
2 |
2 |
||||||
История |
7 |
3 |
5 |
3 |
- |
18 |
||
Физика |
9 |
2 |
1 |
12 |
||||
Английский язык |
2 |
1 |
1 |
4 |
||||
Технология |
2 |
5 |
4 |
1 |
12 |
|||
ИЗО |
8 |
8 |
5 |
6 |
4 |
31 |
||
Музыка |
3 |
1 |
4 |
1 |
- |
9 |
||
Физ-ра |
1 |
2 |
2 |
5 |
10 |
|||
Немецкий язык |
22 |
17 |
3 |
2 |
3 |
47 |
||
Химия |
2 |
10 |
1 |
2 |
3 |
18 |
||
ОБЖ |
5 |
3 |
8 |
Приложение №4
Хобби
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Итого |
|
Спорт |
18 |
11 |
13 |
9 |
7 |
2 |
6 |
66 |
Танцы |
9 |
3 |
5 |
5 |
- |
3 |
25 |
|
Музыка |
4 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
13 |
Роботехника |
3 |
1 |
2 |
1 |
7 |
|||
Рисование |
11 |
8 |
6 |
9 |
4 |
4 |
1 |
43 |
Компьютерные игры |
10 |
6 |
7 |
6 |
4 |
2 |
1 |
36 |
Чтение книг |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
8 |
||
Моделирование |
1 |
1 |
2 |
|||||
Рыбалка |
1 |
1 |
||||||
Театр |
1 |
2 |
1 |
4 |
||||
Рукоделие |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||
Фото |
2 |
2 |
2 |
6 |
||||
Макияж |
1 |
1 |
||||||
Кулинария |
1 |
1 |
||||||
Политика |
1 |
Приложение №5
Любимое время года
Время |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Итого |
Осень |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
10 |
||
Зима |
8 |
4 |
3 |
4 |
3 |
22 |
||
Весна |
2 |
4 |
4 |
9 |
2 |
3 |
5 |
29 |
Лето |
37 |
22 |
26 |
21 |
21 |
11 |
8 |
146 |
Приложение №6
Каникулы
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Итого |
|
Дом |
13 |
17 |
13 |
12 |
16 |
8 |
3 |
82 |
Море Юг |
21 |
8 |
12 |
13 |
7 |
4 |
8 |
73 |
Деревня |
13 |
4 |
5 |
8 |
4 |
4 |
3 |
41 |
Лагерь |
4 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Приложение №7
Кем вы хотите стать в будущем?
Профессия |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Итого |
Актер Актриса |
1 |
3 |
1 |
4 |
||||
Дизайнер |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||
Юрист |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
|
Спортсмен |
6 |
6 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18 |
Программист |
4 |
2 |
10 |
4 |
2 |
1 |
23 |
|
Роботехник |
2 |
2 |
||||||
Блогер |
4 |
3 |
7 |
|||||
Косметолог |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
||
Парикмахер |
1 |
2 |
3 |
|||||
Летчик |
2 |
1 |
1 |
4 |
||||
Бизнесмен |
3 |
2 |
1 |
6 |
||||
Путешественник |
2 |
2 |
||||||
Учитель |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
10 |
||
Врач |
1 |
5 |
2 |
3 |
11 |
|||
Военный |
3 |
1 |
4 |
|||||
Архитектор |
1 |
1 |
2 |
|||||
Психолог |
1 |
3 |
4 |
|||||
Инженер |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
7 |
||
Экономист |
2 |
2 |
||||||
Журналист |
1 |
1 |
||||||
Полицейский |
7 |
1 |
1 |
9 |
||||
Музыкальный продюсер |
1 |
1 |
||||||
Повар |
2 |
2 |
||||||
Спасатель |
1 |
1 |
||||||
Лингвист |
1 |
1 |
2 |
|||||
Режиссер |
1 |
1 |
||||||
Фотограф |
1 |
1 |
||||||
Машинист электропоезда |
2 |
2 |
||||||
Музыкант |
2 |
2 |
||||||
Стюардесса |
1 |
1 |
||||||
Рекламодатель |
2 |
2 |
||||||
Не определились |
13 |
10 |
9 |
12 |
2 |
2 |
0 |
48 |
Приложение №8
Проспект: «Мини перепись населения Атепцевской школы»