Свет немеркнущей звезды

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Свет немеркнущей звезды

Хутинаева Залина Тимуровна; Цогоева Залина Эльбрусовна 1
1МБОУ гимназия №45,
Гурциева А.А. 1
1 МБОУ гимназия №45,
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит»

И. В. Гете

Как родилась цель работы:

Дзерассе Михайловне Тугановой посвящается:

30 ноября 2020 года не стало выдающейся непревзойденной цирковой артистки. Более 30 лет Дзерасса Михайловна возглавляла собственную труппу наездников-джигитов "Иристон", которая принесла мировую славу советскому цирку. Поставленные ею номера стали отечественной классикой.

Актуальность:

Развитие экологического кластера в Северной Осетии, создание эколого-просветительского маршрута:

«Взгляд на мир огромными глазами».

Объект исследования:

Культовые памятники Северной Осетии – посвященные коню.

Цель исследования:

Основной целью нашего исследования является: рассмотреть туристско-рекреационный потенциал Северной Осетии, как основы развития экологического просвещения. Уникальные климатические условия и богатые культурно-исторические традиции являются предпосылками для развития туристского кластера в республике. Одним из перспективных направлений развития туристско-рекреационного кластера республики является экологический туризм и экологическое просвещение, представляющий собой форму устойчивого туризма, ориентированного на посещение относительно нетронутых антропогенными воздействиями природных территорий.

Предмет исследования:

Культовое отношение к лошади у осетин: прошлое, настоящее, будущее.

Задачи работы:

* Изучить архивные документы

* Интернет-ресурсы

* Проанализировать, полученные в ходе исследования материалы.

Методы исследования:

* исследовательский

* Описательный;

* Аналитический.

Ожидаемые результаты:

В своем исследовании мы будем опираться на исторические факты, изучая архивные документы и собственные наблюдения.

«Человек без коня, что птица без крыльев» – гласит народная поговорка. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас через тысячелетие традиции. Свою удаль, воинское искусство осетины проявили в войнах России, в годы войны с немецкими захватчиками. Во всем мире прославились осетинские джигиты.

Туристический слоган: «Взгляд на мир огромными глазами – это Осетия».

Приглашаем Вас совершить виртуальную экскурсию в Северную Осетию. Величественные горы, бурные реки, изумрудные водопады, ледники и снежные вершины завораживают и манят своей неповторимой красотой и энергией. На каждом шагу здесь веет самобытной историей и культурой. Природные декорации тесно переплетаются с историческими событиями. Предлагаем познакомиться с эколого-просветительским маршрутом: «Взгляд на мир огромными глазами» и вместе с нами отправиться в удивительную экскурсию в прошлое, настоящее, будущее.

Наследие Скифской конницы

С чего же начинается история великой Аланской конницы?

Одомашнивание лошади произошло во время великого переселения народов. Наличие скакуна имело исключительное значение в жизни кочевников. Многочисленные походы, военная демократия, стали причинами усовершенствованию и доместикации лошади. Именно это стало основой формированию культа коня. Для осетина понятие «всадник» менялось с течением веков. Когда-то он воплощал скифа, смело скачущего по ковыльной степи, затем это был сармат, утяжелившийся доспехами, с большим мечом и длинным копьем. Сармата сменил алан – легковооруженный, восседающий на быстром коне и потому опережающий своих противников. Отличному владению конем способствовало применение стремени, позволявшее маневрировать скачущей лошадью и вести конный бой. Аланы, как и скифы, не только могли вести стрельбу из лука на скаку, но и освоили особый способ лучного боя – они поражали нападавшего сзади противника, стреляя в него с оборота назад, при этом скача на лошади, как бы убегая от врага. Так появилась тактика ложного отступления: конники нападали на врага и, столкнувшись с ним, начинали «убегать». Противник бросался вслед – добить убегавших, а аланы, заманив преследовавших, расстреливали их таким хитрым способом. Искушенные военачальники противников предупреждали своих воинов об этой уловке аланов.

Благодаря высокому воинскому мастерству, особенно в конном бою, аланы нередко приглашались соседними властителями для участия в походах, гарнизонной службы и пр. Особенно привлекала характерная черта алана-воина – верность данной клятве. Даже воевавшие с аланами правители высоко ценили ее. Так, грузинский царь Вахтанг Горгасали после успешного похода на аланов создал из них личную дружину. Позже этим их качеством воспользовались и монголы: аланы были вернейшими телохранителями («даругачи»). В Российской империи аланы-осетины были в привилегированном воинском подразделении – в конвое императора и императрицы. Осетины и особенно их предки скифы, сарматы и аланы всегда считали лошадь важной частью своего мира. Отражение этого мы находим и в «Сказаниях о нартах». Слова одного из героев эпоса, как нельзя убедительны: «Что будем делать мы, нарты, если падут наши кони?! Ведь человек без коня, все равно, что птица без крыльев». Со скифской эпохи на юге Восточной Европы была распространена местная порода. Авторы древности отмечают скифских лошадей: быстроту, крепость и выносливость. Историк и географ Страбон отмечает и отдельные особенности: «У всех скифских и сарматских племен есть обычай холостить лошадей, чтобы сделать их более послушными, ибо лошади у них хотя и невелики, но очень горячи и неукротимы».

Аланы всегда славились своей конницей и разведением лучших пород лошадей. Роль коня в военном деле алан трудно переоценить, поскольку их войска преимущественно состояли из всадников на всем протяжении истории народа.

Древние авторы первое время коней, на которых ездили аланы, продолжают именовать сарматскими. Так в поэме сатирика Марциала упоминается алан на сарматском коне. Однако в дальнейшем эти кони получают уже имя аланских.

Изменения в военном деле, проявившиеся в начале новой эры, потребовали выведения новой породы – рослой и сильной, способной выдержать вес тяжеловооруженного всадника и вес собственного защитного снаряжения. Теперь были необходимы кони боевого назначения и владеть ими могли только представители аланской аристократии. Эти аланские кони, отличавшиеся рослостью и мощностью, во время атаки обрушивались на противника на карьере, то есть более быстрым аллюром, в то время как скифские лошади, судя по древним изображениям, атаковали галопом. Таким образом, в атаке аланский конь был частью ударной силы кавалерийской лавы.

В эпоху великого переселения народов аланы и их кони попадают в Западную Европу. На всей территории Европы появляется новая порода под названием «аланских коней». Римский император Адриан имел аланского скакуна, который был его любимым конем. Адриан, правивший Римом во II веке, так писал об аланском коне в своей поэме: «Борис фен Аланский, конь Цезаря, мог летать и по ровной земле, и через болота, и через Тосканские горы. И никогда на охоте за дикими кабанами в Паннонии ни один разъяренный боров с белыми клыками не мог даже приблизиться к нему для нанесения удара. Во время охоты за долгие часы погони он не знал усталости».

История - сокровищница наших деяний

Мы будем вечными тогда, когда о нас будут помнить.

Осетины пронесли сквозь века традиции военной культуры предков. Сейчас, в Осетии находится несколько памятников, посвященных именно культу коня.

Народное представление о всаднике, не меняющем свой образ, – это всесильный, всемогущий покровитель воинов, дарующий победу и успех, огнекопытный и крылатоконный Уастырджи. Это его образ в виде всадника носили аланские женщины как амулеты-обереги.

Собственно, для памятника такого персонажа не могло найтись места лучше, чем суровое Алагирское ущелье.

Кроме того, этот удивительный монумент, который, кстати говоря, считается одним из самых больших конных памятников в мире, возведен на Транскавказской магистрали - дороге, которая соединяет Закавказье и Россию. Дорога то петляет в ущельях, то вползает в вырубленные в вековых толщах гор тоннели. И вдруг за одним из изгибов открывает исполинскую фигуру всадника, которая буквально вырывается из отвесной скалы.

Несмотря на свою монументальную мощь, статуя кажется очень динамичной, с вытянувшемся в прыжке конем и восседающим на нем Уастырджи. Монумент этот был возведен в 1995 г. по проекту Н. В. Ходова в дар Северной Осетии. Вес скульптуры составляет 28 тонн. Когда эту махину доставляли в ущелье, к месту установки, пришлось задействовать вертолет. Через некоторое время фигура сильно накренилась. Угрожая в любой момент обрушиться, памятнику своевременно провели ремонт. И одна из главных достопримечательностей Алании радует глаз всех туристов и местных жителей. В дни традиционного празднования, посвященного Уастыржи, который отмечается по всей стране в конце ноября и длится целую неделю, у монумента традиционно собирается много людей.


Осетины-конники, участвуя в военных делах России, проявляли образец мужества, отваги и преданности. Особенно ярко это проявилось во время Великой Отечественной войны.

Именно тогда прогремела слава о полководце с дерзкими победными рейдами в тыл врага. Исса Александрович Плиев - единственный воин-кавалерист, удостоенный звания дважды Героя Советского Союза. В память о великом наезднике в 1997 году был установлен памятник скульпторами которого являлись: Б.А.Тотиев и Н.В. Ходов. Памятник представляет собой фигуру великого полководца, сидящего на белом коне в полном военном обмундировании и готового снова встать на защиту Родины. Бронзовый памятник установлен на высоком постаменте, лошадь под военачальником, как будто сейчас сорвется с места и устремится вдаль. Панорама горных вершин добавляет эффекта целеустремленности движения вперед – прыжка через речной поток.

« Скорбящий конь» памятник воинам-куртатинцам Великой Отечественной войны, выполнен в виде «плачущего» коня, который склонил голову у могилы своего наездника. Памятник посвящен не только всем погибшим кавалеристам-осетинам, но и конкретно воинам-куртатинцам, ушедшим на фронт. Существует история, согласно которой все куртатинцы погибли в боях, живым остался только один конь, который и вернулся после боя в один из аулов. По давней традиции – когда умирал джигит, ухо его коня отрезали и трижды проносили над гробом, символизируя то, что конь уходит вместе со своим другом-наездником.

Памятник «Скорбящий конь» установлен в 1971 году и сейчас является достопримечательностью Верхнего Фиагдона.

Одним из архитектурных наследий Осетии, посвящённых коню - является «Монумент дружбы»200 лет присоединения Осетии к России.

Предводительница джигитов

Туганова Дзерасса Михайловна (4.02.1929 - 30.11.2020)

Принцесса цирка - осетинская цирковая артистка, наездница, народная артистка Северной Осетии (1964), народная артистка СССР (1980). Дочь Михаила Николаевича Туганова. Народный артист РСФСР М.Н.Туганов, джигит, режиссер, обучался мастерству джигитовки у Алибека Кантемирова с 1922 года. Его называли «человек из легенды». Спустя шесть лет организовал группу джигитов, которая прославилась уникальным номером-аттракционом «В горах Кавказа». В 1939 году организовал и возглавил «Ансамбль донских казаков», который в первые дни Великой Отечественной войны в полном составе ушел на фронт. На привалах, вместе со своими артистами они устраивали настоящие цирковые представления. Своей сноровкой и джигитовкой воодушевляли солдат идущих в бой. После войны имя Михаила Туганова долгие годы продолжало громко звучать. Дзерасса Туганова 1962 году приняла от отца руководство группой джигитов, на базе которой создала новый номер - "Иристон". Дзерасса Туганова привнесла в искусство джигитовки свою особую, «фирменную» эстетику и красоту. Классикой признан поставленный ею этнографический номер: в окружении 10 горцев в черных бурках красавица-горянка в белоснежном платье выезжала верхом на белом скакуне. А затем, уже в мужском одеянии, выступала в образе властной предводительницы джигитов. Участники номера исполняли сложнейшие конные трюки, комбинируя их с народными осетинскими танцами, создавая конно-хореографическую композицию. Джигитам рукоплескали зрители свыше 50 стран. Публика взрывалась аплодисментами каждый раз, когда она срывала с головы папаху…

Дзерасса Михайловна оставила манеж в 1990 году. Она была полна интереса к жизни, красива и остроумна. Участвовала в жизни московской осетинской общины, в курсе событий, происходящих в Осетии. Имена осетинских наездников Тугановых золотыми буквами вписаны в историю отечественной и национальной культуры. « Непревзойденная Дзерасса» без малого 30 лет руководила цирковой конной труппой джигитов «Иристон». По сей день цирковое искусство – и в России, и за рубежом, не знает подобных прецедентов. Светлая память и восхищение. Хотелось бы на Родине великой цирковой наездницы увековечить имя прославленной Дзерассы «принцессы цирка»

Будущее начинается сегодня

ГБУ республиканская конно–спортивная школа открылась в 90-х годах, но условий для занятий попросту не было. Только в .2016 был построен крытый манеж. Школа обучает верховой езде детей разных возрастных категорий и желающих становится все больше. Главный тренер сборной команды РСО - Алания по конному спорту Кибизов Фердинанд Ессоевич, олимпийский чемпион возглавляет конно-спортивную школу, готовит надежную смену, сегодня в ней занимается около 200 человек. Школа претендует на звание самой престижной в России. В данной школе обучаются и учащиеся МБОУ гимназии №45 г. Владикавказа.

Спортивно-оздоровительный центр «Алгус»- находится в лесопарковой полосе, окружен деревьями, насыщен звуками природы, запахами леса. На территории много приятных мест отдыха, несколько арен для конных тренировок, интересные и ветвистые тропинки среди летних домиков, шашлык, полноценный ресторан, конюшня, которая насчитывает 22 лошади. Есть возможность конных экскурсий и прогулок для детей, а также иппотерапия.

Театр « Нарты»

Государственный конно-драматический театр во Владикавказе, основанный в 1990 году, воспитал не одно поколение наездников, мастеров осетинской школы джигитовки .Театр претерпел много трудностей. Только 2020 году, при поддержке президента РСО - Алания В.З. Битарова, театр получил новый крытый манеж. Уже первые Новогодние преставления джигитов нашли своих поклонников. Работы и перспектив много

Заключение.

«Любить лошадей – это значит увидеть в этом некогда свободном и диком животном его внутренний мир». Именно бережное отношение к традициям и культурному наследию необходимо прививать подрастающему поколению. Развивать патриотизм и любовь к родной земле, Родине.

Литература.

1. Гуляев В.И. Скифы. Расцвет и падение Великого царства. – М., 2005.

2. Кузьмина Е.Е. Конь в искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. – Киев, 1977.

3. Памятники народного творчества осетин. Т. 1. – Владикавказ, 1925.

4. Миллер В.Ф. В горах Осетии. – Владикавказ, 1998

5. Нарты кадджытæ. Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 2. – Москва, 1989. С. 67.

6. Шанаев Г. Из осетинских сказаний о нартах // ССКГ. Вып. 1. Х . Отд. 11. – Тифлис, 1876. 17. Нартæ. – Цхинвал, 1975.

7. Пчелина Е. Г. Æртæкъахыг – осетинский мифический конь ( бронзовая фигурка VI–VII н. э. // Пчелина. Ossetica. – Владикавказ, 2013.

8.Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. – М., 2008.

Просмотров работы: 11