Тайными тропами

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайными тропами

Новикова А.Д. 1
1Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Мысовская Средняя Общеобразовательное Школа 56
Вострикова Е.С. 1
1Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Мысовская Средняя Общеобразовательное Школа 56
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Все мы любим путешествовать – кого-то привлекают прекрасные зарубежные курорты, с песчаными пляжами и голубыми заливами, кто-то едет кататься на лыжах в горы, чтобы получить дозу экстрима, а кто-то предпочитает культурный отдых – с музеями, театрами, выставками.

В современное время особое внимание уделяется развитию внутреннего туризма в России. Это можно объяснить разными факторами – стремление государства привлечь средства во внутренний бюджет, закрытые границы в связи с распространением Covid-19, а также внимание людей к красотам необъятной и еще совсем неисследованной страны. После поездки в Хабаровск, где решение моего кейса лежало через построение интересного туристического маршрута по Дальнему Востоку, я задумалась о туристических предпочтениях нашего населения. Проведя социологический опрос среди жителей нашего города, мы получили результаты. (Результаты в презентации)

По причине большой заинтересованности жителей города в туристических маршрутах по нашему региону, я решила обратиться к различным книжным источникам, которые могли бы помочь в построении интересных маршрутов.

Рассматривая книгу с множеством интересных исторических мест нашего района, я наткнулась на небольшую историю с загадочным названием «Поселение Иониды», о котором говорилось лишь в двух-трех словах. Заинтересовавшись данной темой, решила обратиться в сеть интернет, однако с удивлением поняла, что в интернете нет ни слова ни об Ионитах, ни о связи их с нашим Районом. С этого началось мое исследование и появилась гипотеза, связующая две данных проблемы - Может ли историческое прошлое нашего района, а именно загадочная история происхождения ионитов стать интересным туристическим маршрутом и дать развитие туризму в Кабанском районе?

Этому я и хочу посвятить свое исследование.

Цель моей работы – Создать туристический маршрут «По следам исчезнувшей общины».

Задачи – 1. Проанализировать публикации, посвященные жизни Ионитов(газеты, журналы, монографии и т.д)

2. Пройти к месту общины в сопровождении охотника А.Бородина

3.Разработать карту маршрута в сотрудничестве с Бородиным А.

4. Построить туристический маршрут, установить сотрудничество с БГУ с целью совместного практического применения данного проекта.

5. Апробировать маршрут «По следам исчезнувшей общины».

Объектом исследования: Община Ионитов

Предметом исследования – построение туристического маршрута к месту деятельности общины.

Методы исследования – изучение литературы, интернет ресурсов, публикаций, проведение опроса, а также апробация данного маршрута.

Актуальность выбранной темы – Тема является актуальной в данный момент, поскольку ситуация, которая сложилась в связи с COVID-19 популяризирует внутренний туризм, благодаря чему и в нашем регионе могут быть проложены туристические маршруты.

Основная часть.

Мы снова обратились к жителям города с вопросом – Слышали ли вы что-нибудь об ионитах(ионидах)? (результаты в презентации).

Не найдя нужной информации в интернете, пользуясь старым «дедовским методом», мы с моим научным руководителем обратились в библиотеку. Где единственным источником нашего исследования становится книга Алексея Тиваненко «Отшельники Хамар-Дабана или История тайной секты ионитов».

История Ионит(Ионид)

Течение Иониты зародилось в Западной части России - в Кронштадте, в 1895 году очагом секты стал Ораниенбаум.

Иониты почитали Иоанна Кронштадтского и называли «селением Божиим», «жилищем Святой Троицы — Бога Отца, Сына и Святого Духа, Которые в нём почивают»; говорили, что «в батюшке Кронштадтском явился во плоти Бог, он оправдал себя в Духе, показал себя ангелом и в народах проповедан» и т. п.

Сейчас вы можете видеть карту распространения учения ионитов по территории России. (карта).

В 1919 году небольшая группа людей разного возраста высадилась на станции Боярск. Убегая от революционных событий и власти атамана Семенова, люди направились в глухие дебри хребта Хамар-Дабана, образовав общину Богомольцев, не желая общаться с внешним миром. До сих пор не ясно, какие обстоятельства могли заставить людей оставить нажитые места, и уйти в дикие земли Хамар-Дабана, обрекая себя на закрытое существование и тяжелый труд.

Жизнь в таежном скиту постепенно стала налаживаться. Первую зиму, во время переезда, жили в общей избе, а с наступлением тепла стали строить отдельные избы. Быт начал обрастать привычными чертами более-менее обустроенного хозяйства.

День начинался почти на рассвете, когда в 4 часа утра над спящей Пустынкой раздавался удар куска об рельсу. Еще две рельсы, висевшие при входе в церковь, служили колоколом. Вообще, рельсы-колокол, в какой-то степени были своеобразным напоминанием о прошлой жизни людей. Ведь многие из них были работниками железной дороги, например, тот же глава поселения ионитов «папаня» Михаил Луконькин был сторожем проходной будки Читинских Главных железнодорожных мастерских.

После сигнала все обитатели собирались в трапезной на молитву. Луконькин внимательно выслушивал отчеты о проделанной вчера работе и давал им оценку. Потом, как минимум получасовая молитва. Завтрака не было, люди голодные шли на работы. Трудились все, кроме папани. Надо сказать, что особенно тяжело в первые дни, когда женщины и дети, для строительства домов таскали наравне с мужчинами бревна. В 11 часов – скудный обед. Небольшое количество картофеля, крупы и хлеба, который был большим дефицитом в горах. Потом часовой отдых и снова работа...

Жизнь была доведена до автоматизма: работа, молитвы, сон, и через три часа снова пробуждение, чтобы вновь идти на работы и молитвы. Отказ от всего мирского, как путь очищения практиковался всегда и для всех, точнее почти для всех. Запрещалось все, что имело отношение к «другой» жизни – книги, газеты, пение песен, кроме религиозных. Также греховными считались мясо, жиры, рыба. Одновременно с запретами все имущество было общим, новички отдавали все в общину.

Скрашивали жизнь отшельников неописуемые виды горного хребта Хамар-Дабана, сибирское разнотравье, полное душистых и лечебных трав, заросли малины, клюквы, земляники и других дикорастущих ягод. Солнце здесь встает рано, озаряя тайгу так, что кажется, будто лес охвачен пожаром. Непроходимые «медвежьи» тропы и вязкие болота обеспечили изоляцию поселения ионит от посторонних глаз.

Но первый же год жизни отшельников был омрачен внезапным вторжением отряда семеновцев. Узнав о людях, живущих в тайге и посчитав их большевиками, на станцию Боярск прибыл отряд карателей. Дороги в скит еще не было, семеновцы три дня блуждали по тайге. Отчаявшись, они повернули назад, и на обратном пути они случайно встретили нескольких членов общины. Арестовав их, семеновцы вошли в деревню. Произведя обыск, и не найдя никакого оружия, семеновцы арестовали всех сектантов и, под конвоем, отвезли в Верхнеудинск. После рассмотрения дела, ионитов отпустили, с требованием не скрывать большевиков.

Люди вернулись в тайгу и занялись прежними делами, налаживали быт и строили деревню, чтоб успеть перезимовать. Но все же арест, и возвращение не остались незамеченными в Прибайкалье. Когда белая армия была разбита, таинственной общиной заинтересовалась уже новая власть, Советская, начав подозревать в лесных людях беглых Семеновцев. И уже год спустя, в 1920 году глухую тайгу прочесывал красноармейский отряд. Не обнаружив среди отшельников никаких беглых Семеновцев, красноармейцы, в свою очередь, никого не арестовали и даже пообещали некоторую помощь.

1 марта 1923 года в Усть-Селенгинский исполком поступил циркуляр, в котором сообщалось, что необходимо «немедленно ликвидировать имеющуюся в вашем районе общину «Ионитов» как черносотенно-монархическую организацию». И вскоре, в таежный скит вновь нагрянул отряд солдат...

Первым арестовали папаню Луконькина, потом остальных членов секты. 16-18 декабря в Кабанске в помещении Народного Дома состоялся суд над ионитами. Суд приговорил Луконькина к одному году заключения, с выселением из пределов Иркутской области, еще четверых членов секты дали также по одному году условно.

Фактически с этого момента начался медленный распад общины. Сектантов расселяли в другие места. По данным на 10 декабря 1927 года в Пустынке проживали всего пять семей. Некоторые из ионитов создали филиалы в Верхнеудинске и Заиграево, но и там их ждала такая же участь. Но все же остался один человек, верный своей вере, и который прожил в лесу в одиночестве и постоянных молитвах почти 20 лет.

Митя Чертогон.

Этим человеком оказался Дмитрий Решко(Митя-чертогон). Когда распалась община, он не захотел переезжать к людям. Местные пытались силой увезти его, но Митя скрылся от людей и спрятался тайге. В Пустынку вернулся лишь тогда, когда о нем забыли. К тому времени, таежная деревня оказалась полуразрушенной, и Митя обосновался в небольшой избе.

Внутри жилища Чертогона было не побелено, ни покрашено, имело низкий потолок. Много места занимала печь, у окна столик, вдоль стены лавка-лежанка. Единственным украшением был богатый иконостас, перед которым мерцал огонек лампадки. Все свое время Митя отдавал молитвам и философским размышлениям. Удивительны были отношения отшельника с животными. Ведь он жил один в лесу, среди диких животных. Как говорили люди, возле его дома всегда бродили лоси и олени, зайцы и медведи, принимавшие гостинцы из его рук. Но все же он общался и с местными жителями, менял ягоду, грибы на хлеб, заходил в гости, иногда оставался ночевать.

Однажды осенью, уже 1947 года Митя-Чертогон, или, как его еще называли Отшельник, вышел из дома одного из жителей Боярска, пообещав вернуться через три дня. Но через неделю Митя не объявился. Как раз в то время был сезон дождей. Люди забили тревогу. Снарядили поисковый отряд. И спустя какое-то время в горной реке Култушной люди обнаружили тело Мити-отшельника. Тогда они решили достойно похоронить последнего монаха Пустынки.

Как выяснилось, Митя с горбовиком ягод шел по мосту через Култушную, оступился и упал в реку. Тяжелый горбовик и нога, застрявшая в бревнах мостика, не дали ему выбраться из воды...

По следам потерянных тайн.

Так и погиб последний из Ионит, а с ним исчезла и тайна пропавшего богатого иконостаса секты. По рассказам тех, кто общался с отшельником еще при жизни, иконостас и старинные церковные книги спрятаны где-то на территории бывшего поселения. «Канула в лету» и тайна исчезновения ионит, куда ушли люди – до сих пор неизвестно. По словам охотников, пройдя чуть дальше первого поселения ионит, в гору, можно увидеть протоптанную дорогу, поляны, распаханные земли со следами человеческого присутствия – Можно ли сделать вывод, что Иониты не пропали бесследно, а ушли дальше в лес, где жили еще неопределенное количество времени? А смерть последнего из Ионит не стала концом их тайн? А может где-то в глухой тайге до сих пор можно найти следы присутствия, казалось бы, далекой от нас общины? Те места заращены густой тайгой, так, что даже с современного GPS спутника невозможно получить точную карту местности, со всеми тропами и рельефами – это обстоятельство делает историю еще загадочнее.

В этой истории много загадок, которые еще предстоит разгадать. Именно по этой причине, данная туристическая экспедиция могла бы стать интересной как для ученых исследователей, так и для людей, которые интересуются историей родного края, да и просто мистикой.

Чтобы проложить маршрут к тайному поселению – мы обратились к местному охотнику Бородину Анатолию , чьи угодья располагаются на территории поселения Ионид. В феврале этого года в составе малой группы мы посетили данную местность. Так как зимой тайга покрыта большим количеством снега – нам не удалось разглядеть все красоты и нужные нам исторические объекты, но благодаря этому походу, мы смогли проложить маршрут для дальнейшего экспедиционного похода.

О нашем туристическом маршруте вы подробно можете узнать из составленного нами буклета с подробной информацией о каждой стоянке и географической картой.

Нашим исследованием заинтересовалась кафедра географии Бурятского Государственного Университета, преподаватели кафедры экологии и природопользования, которые поддержали наше стремление стать первопроходцами по данному маршруту, что подтверждает туристическую заинтересованность в данном маршруте.

Мы надеемся, что студенты-экологи присоединятся к нам осенью этого года и мы вместе приоткроем завесу тайны общины Ионит. В последствии мы с моим научным руководителем хотим продолжить начатое исследование и более глубоко познать историю происхождения ионитов, а также со временем проложить туристическо-экспедиционный маршрут по данной местности, возможно не один. Мой руководитель состоит в группе по разработке туристических маршрутов нашего города – поэтому данная тема близка нам.

Вывод.

Изучение родного края дает неисчерпаемый материал для изучения и открытия чего-то нового.

Краеведческое начало в нашем регионе очень богато, поэтому наш регион достоин быть в числе первых из регионов Республики Бурятия в плане туристических и исторических маршрутов.

Данная работа может использоваться в качестве методического материала на уроках краеведения, географии, истории, а также на внеклассных занятиях. Таким образом, мы смогли доказать выдвинутую гипотезу, обосновав ее практическим результатом.

Список использованной литературы:

Книга А.В. Тиваненко «Отшельники Хамар-Дабана, или История тайной секты ионитов»./Чита: Экспресс-издательство, 2010./ 172c.:ил.

Интернет источник: https://wiki2.org/ru/Иоанниты_(секта)

Просмотров работы: 55