Разработка экскурсии "Бобр, его местообитание, деятельность, влияние на окружающую среду" на основе материалов исследования "Бобр - вред или польза?".

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка экскурсии "Бобр, его местообитание, деятельность, влияние на окружающую среду" на основе материалов исследования "Бобр - вред или польза?".

Кукушкина Е.Д. 1Кукушкин А.Д. 1
1МБОУ Горкинская СШ
Кукушкин Д.А. 1
1МБОУ Горкинская СШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Исследование «Бобр – вред или польза?»

1. Цель и задачи.

Тема: Бобр: вред или польза.

Цель: Изучить влияние бобров на окружающую среду в контексте приносимого вреда или пользы. Изучить взаимоотношения бобра и человека на конкретном участке. Определить возможность мирного сосуществования бобра и человека.

Задачи:

выяснить какое влияние бобры оказывают на окружающую среду на конкретном участке поймы реки Ветлуги;

определить степень пользы или вреда деятельности бобров;

выяснить отношение человека к деятельности бобров;

найти решение проблем, возникающих между человеком и бобром;

формировать у обучающихся навыки проектной и природоохранной деятельности;

привлекать обучающихся к социально-значимой деятельности.

Объект исследования: деятельность бобра.

Предмет исследования: последствия деятельности бобра для окружающей среды и человека.

Методы исследования:

поиск и изучение информации в интернете;

анкетирование;

наблюдение;

измерения и расчеты;

нанесение на карту объектов изучаемого района;

опрос местного населения.

Гипотеза: Деятельность бобра для окружающей среды носит двоякий характер. Вместе с пользой бобр приносит и вред. Для хозяйственной деятельности человека деятельность бобра в большинстве случаев имеет негативные последствия.

Этапы реализации исследования:

Подготовительный. На этом этапе нами выбрана тема исследования, определена цель, поставлены задачи.

Планирование. На этом этапе мы планировали свою деятельность, определяли источники информации, определяли способы сбора и анализа информации, определяли способ представления результатов исследования, распределяли задачи между членами кружка.

Исследование. Этот этап нашей работы включал формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, поиск информации, полевые исследования, их анализ, проверку гипотезы, оформление результатов, формулирование выводов определение сферы применения найденного решения.

Подведение итогов исследования. На итоговом занятии кружка «ЭКОдром» были представлены результаты исследования, сопровождающиеся презентацией.

2. Введение.

Выбор темы данного исследования был довольно неожиданным. Руководитель нашего экологического кружка «ЭКОдром» поделился с нами новостью: «В охотхозяйстве «Липовка» дают разрешение на добычу бобра, причём, бесплатно!» Объясняют это тем, что численность бобра очень высокая и, соответственно, вред, наносимый бобром, довольно большой. Нас заинтересовала данная информация. Но это мнение только узкой группы лиц, занимающейся охотой. Мы решили спросить у односельчан, как они относятся к бобрам и их деятельности. Для этого была разработана анкета и проведено анкетирование (Приложение 1). Из 10 респондентов 4 указали, что деятельность бобров, действительно, затрудняет хозяйственную деятельность и передвижение человека. И они же указали, что, по их мнению, численность бобра слишком велика. Налицо проблема: взаимоотношения человека и бобра. Бобр своей деятельностью оказывает, судя по всему, влияние и на окружающую среду. Какое оно? Чего несёт больше деятельность бобра вреда или пользы? Поиску ответов на эти вопросы мы и решили посвятить следующий год занятий нашего кружка. Особенности изучения данного вопроса заключаются в том, что изучать деятельность бобра в зимний период трудно. Поэтому было решено посвятить время с ноября по март теории, а октябрь, апрель и май полевым исследованиям.

3. План работы.

Для того, чтобы оценить последствия деятельности бобра, нам нужно:

Познакомиться, т. е. найти, используя различные источники, информацию о том, кто такой бобр, где живёт, чем питается, как размножается, какие сооружения возводит.

Определить район изучения влияния бобра на окружающую среду и деятельность человека (критерии: небольшая удалённость, относительная доступность, наличие бобровых поселений, присутствие объектов деятельности человека).

Изучить район исследований:

определить участки, занимаемые бобровыми семьями, и границы этих участков;

определить примерную численность бобров в поселениях;

определить месторасположение бобровых жилищ (хаты, норы) и бобровых плотин;

определить зоны подтопления, возникшие в результате деятельности бобров;

нанести все данные на карту.

Выяснить каким образом бобр влияет на окружающую среду:

на флору;

на фауну;

на водный баланс территории;

Выявить объекты хозяйственной деятельности человека в изучаемом районе и нанести их на карту.

Найти места, где деятельность бобров входит в противоречие с хозяйственной деятельностью человека.

Попытаться найти решение возникшего противоречия интересов.

Знакомство.

Используя различные источники мы нашли информацию о том, кто такой бобр, где живёт, чем питается, как размножается, какие сооружения возводит.

Определение района исследований.

Главными критериями выбора района изучения мы определили: небольшую удалённость, относительную доступность, наличие бобровых поселений, присутствие объектов деятельности человека. Опросив местное население (охотников и рыбаков), используя личный опыт и сервис «Яндекс-карты», мы решили проверить район, находящийся недалеко от школы. Немного географии. Наша школа расположена на первой надпойменной террасе. Буквально в нескольких десятках метров от школы начинается пойма реки Ветлуги. Раньше она была сильно заболочена. Но, в 1960-х гг. были проведены мелиоративные работы. В настоящее время ещё хорошо сохранились мелиоративные канавы, хотя и сильно заросли. Вот их и было решено проверить на наличие бобровых поселений. Из объектов хозяйственной деятельности человека на этой территории находятся две дороги, ведущие от села Горки в сторону реки Ветлуги, четыре переезда через мелиоративные канавы, сенокосы и охотничьи угодья. В ходе первичного знакомства с предполагаемым районом изучения, действительно, было обнаружено несколько бобровых поселений. Признаками присутствия бобров явились несколько плотин, две хатки, многочисленные погрызы, бобровые вылазы и переходы. Это подтвердило правильность выбора района изучения.

Изучение района исследований.

6.1. Определение месторасположения бобровых жилищ (хаты, норы) и бобровых плотин.

На изучаемом участке находятся 4 мелиоративные канавы. Три идут в меридиональном направлении. Их мы обозначили цифрами 1,2,3. И одна, в которую впадают три предыдущие, в широтном, её обозначили цифрой 4. Именно к этим канавам и были приурочены поиски следов жизнедеятельности бобров. В результате полевых исследований мы обнаружили 11 бобровых плотин, 3 бобровых хатки, 6 бобровых жилых нор. Кроме этого, было найдено большое количество старых провалившихся нор и несколько кормовых нор. Данные объекты говорят о том, что бобры в этом районе живут довольно давно.

6.2. Определение количества бобровых семей, занимаемых ими участков и границ поселений.

Бобровая семья обычно состоит из 4-8 особей, иногда встречаются и одиночные бобры. Каждая семья имеет свой участок, границы которого взрослые особи метят специальным секретом – бобровой струёй. Метки обычно хорошо видны и имеют специфический запах, уловить который может даже человек. Кормовые участки могут находиться на всей территории, занимаемой семьёй, но чем ближе к границе участка, тем, как правило, погрызов меньше. Жилища бобров, норы и хатки, располагаются выше плотин. Хотя, иногда, на одном участке может быть несколько плотин, и определение местоположения жилища требует учитывать дополнительные признаки.

Используя данные признаки: бобровые метки, интенсивность погрызов, расположение плотин, расположение жилищ, мы определили, что в границах изучаемого района живёт шесть семей, причём, довольно многочисленных. Пользуясь сервисом «Яндекс-карты» мы определили длину всех мелиоративных канав изучаемого участка, она равна 5 километрам. Получается, что каждая из шести семей в среднем занимает участок канавы длиной около 800-850 метров.

6.3 Определение численности бобровых семей.

Для определения численности бобров мы использовали «Памятку учётчика бобра», найденную в интернете. Основными критериями определения численности бобра являются: количество погрызов и количество бобровых троп. Пользуясь данными критериями, мы определили примерную численность бобров в каждом поселении:

Поселение

К-во бобров

1

2

3

4

5

6

6 и более

6

4

4

6 и более

6

Итого, в шести поселениях, расположенных на территории около 2 км.кв., мы насчитали более 32 бобров. Плотность более 16 бобров на квадратный километр.

6.4. Определение зон подтопления, возникших в результате деятельности бобров.

В результате полевых исследований были определены зоны подтопления. Больших зон подтопления 6. На некоторых участках наблюдаются незначительные подтопления рядом с мелиоративными канавами. Кроме этого, есть несколько каналов, прорытых бобрами и затопленных водой.

6.5. Нанесение всех данных на карту.

Все данные, полученные в ходе полевых исследований, были нанесены на карту района изучения деятельности бобров. Основой для карты послужил скрин-шот спутникового снимка района исследований (Приложение 2).

7. Влияние на окружающую среду.

Влияние деятельности бобра на окружающую среду мы попытались оценить по следующим направлениям:

влияние на флору;

влияние на фауну;

влияние на водный баланс территории.

7.1. Влияние на флору

По нашим наблюдениям влияние бобра на флору данного района связано с тремя факторами:

растения служат кормом для бобра;

в результате деятельности бобра возникают подтопления территории;

меняется гидрологический режим водоёма, что сказывается на растительных организмах.

Для определения влияния бобра на древесные растения, как кормовую базу, мы провели учёт деревьев, поваленных бобрами. Учёт проводился на территории поселения №5.

Количество деревьев, поваленных бобрами.

Порода дерева

Количество деревьев

Ива

Осина

Берёза

Ольха

Итого

75

33

12

5

125

Диаметр деревьев, поваленных бобрами (Слайд 10).

Диаметр деревьев

Количество деревьев

до 6 см

от 6 до 24см

более 24см

Итого

82

38

5

125

Кроме этого, были найдены несколько сосен, у которых бобры обгрызают кору, причём, несколько лет, и, только в весенний период. Нам трудно судить, почему это происходит, т.к. сосна не является пищевым объектом бобра. По всей видимости, весной они нуждаются в веществах, содержащихся в сосновой коре.

Более сильное влияние на растительность оказывают подтопления, связанные с деятельностью бобра. В местах подтопления мы обнаружили значительные площади погибшего леса. Среди пород деревьев: берёза, осина, ива, ольха, сосна, ель. На безлесных участках происходит замена луговой растительности на болотную. Вместо разнотравья заливных лугов растут осока и рогоз.

Изменение гидрологического режима ведёт к образованию малопроточных водоёмов с характерной растительностью. Некоторые растительные организмы получают благоприятные условия и размножаются в очень больших количествах. Например, в некоторых местах поверхность воды практически полностью затянута ряской.

Малопроточность и большое количество органического вещества, попадающего в воду в связи с деятельностью бобров, ухудшает кислородный режим водоёмов, что, по всей видимости, сказывается на некоторых обитателях.

Вывод. Многочисленное поселение бобров оказывает довольно серьёзное влияние на древесную растительность как кормовую базу. Но это влияние нельзя считать негативным, т. к. большого ущерба древесной растительности не наносится, древостой успевает восстанавливаться, породы деревьев, используемые бобром, считаются малоценными, и изучаемый район не относится к районам лесопользования. Подтопления, вызываемые деятельностью бобров, носят негативный характер, ведут к гибели деревьев и смене растительности. Ухудшается кислородный режим водоёма.

7.2. Влияние на фауну.

Увеличение площади водоёма привлекает различных животных, чья жизнедеятельность связана с водной средой. Во время полевых исследований мы наблюдали уток, крякв и чирков, куликов. Видели следы норки и выдры. Нашли помёт выдры, содержащий чешую, что свидетельствует о наличии рыбы. Получить доказательства этого мы не смогли, т. к. опыт с поплавочной удочкой ничего не дал. Но всплески рыбы видели неоднократно. Учитывая кислородный режим, можем предположить, что из рыб в данном водоёме могут обитать карась и линь, не очень требовательные к количеству кислорода в воде. Деревья, сваленные бобрами, привлекают других животных, питающихся корой. Несколько осин были обглоданы зайцами и лосями. Подтопления и завалы деревьев делают некоторые участки труднопроходимыми, чем успешно пользуются лоси и кабаны. Увеличение численности травоядных привлекает хищников. Нами были найдены многочисленные следы лис, а на одной плотине даже волчий след.

Вывод. Деятельность бобров благоприятно сказывается на водных и околоводных животных. Территории, занимаемые бобром, привлекают других травоядных, а, соответственно, и хищников.

7.3. Влияние на водный баланс территории.

Изменение водного баланса территории связано с накоплением воды, которое происходит благодаря возведению бобром плотин. Мы решили посчитать, какое количество воды накоплено благодаря деятельности бобров на изучаемом участке. Сначала мы вычислим объём воды на отдельном участке мелиоративной канавы, а затем во всех канавах изучаемого участка.

Для определения объёма воды в канаве, запруженной бобрами, нужно определить среднюю площадь сечения канавы. Затем среднюю площадь сечения умножить на длину канавы. Для наших исследований был выбран участок длиной 200 м. Чтобы определить среднюю площадь сечения мы сделали профили трёх участков (до плотины – самый глубокий участок, после плотины – самый мелководный участок, и примерно посередине относительно первых двух).

Профиль 1.

Расстояние от постоянного начала

Глубина

1

2

3

4

5

6

7

8

0,8

1,1

1,2

1,25

1,2

1,0

0,7

0

SI=0,4м.кв+0,95м.кв+1,15м.кв+1,225м.кв+1,225м.кв+1,1м.кв+0,85м.кв+0,35м.кв=7,25м.кв

Профиль 2.

Расстояние от постоянного начала

Глубина

1

2

3

4

5

6

7

0,7

1,0

1,2

1,2

1,15

0,9

0

SII=0,35м.кв+0,85м.кв+1,1м.кв+1,2м.кв+1,175м.кв+1,025м.кв+0,45м.кв=6,15м.кв

Профиль 3.

Расстояние от постоянного начала

Глубина

1

2

3

4

5

6

0,4

0,7

0,9

1

0.5

0

SIII=0,2м.кв+0,55м.кв+0,8м.кв+0,95м.кв+0,75м.кв+0,25м.кв=3,5м.кв

Имея площадь сечения трёх профилей, высчитываем среднюю площадь сечения и умножаем её на 200 м (длина исследуемой части канавы). Получаем объём воды, содержащийся в мелиоративной канаве, запруженной бобрами, длиной 200 м.

V=(SI+SII+SIII)÷3×200=(7,25м.кв+6,15м.кв+3,5м.кв)÷3×200м=1126м.куб

Пользуясь линейкой сервиса «Яндекс-карты», определяем длину всех канав исследуемого участка. Она равна 5000 м. Определяем объём воды, содержащейся во всех канавах на исследуемом участке.

Vобщ=1126м.куб÷200м×5000м=28150м.куб

Итог: 6 семей бобров сохраняют на исследуемом участке в мелиоративных канавах 28150 м.куб пресной воды. Объём воды, сохраняемый бобрами, безусловно, больше, т. к. мы не имели возможности учесть воду за пределами мелиоративных канав.

8. Объекты хозяйственной деятельности человека.

В пределах исследуемого района находятся следующие объекты хозяйственной деятельности человека:

две дороги;

четыре переезда через мелиоративные канавы;

сенокосы;

охотничьи угодья.

Проходящие по территории исследуемого района дороги не имеют твёрдого покрытия. Они ведут от села Горки до озера Шудская старица. Используются в период весна-осень в основном рыбаками, охотниками, просто отдыхающими, а также для проезда техники к сенокосным угодьям.

Переезды через мелиоративные канавы представляют земляные насыпи с пропущенной внутри железобетонной трубой диаметром 800 мм.

Сенокосные угодья сейчас занимают лишь небольшую часть исследуемого района. По словам старожилов, ранее практически вся эта территория являлась сенокосами.

Данная территория относится к охотхозяйству «Липовка».

9. Места, где деятельность бобров входит в противоречие с хозяйственной деятельностью человека.

Несмотря на то, что изучаемый участок занимает небольшую площадь и на его территории не ведётся интенсивная хозяйственная деятельность, мы смогли найти места, где деятельность бобров входит в противоречие с деятельностью человека. Это: дорога 1, переезды через канавы 2 и 3.

В ходе исследования было выяснено, что дорога 1 в настоящее время не используется. Причиной тому стала деятельность бобров. Плотина, построенная на канаве 4, привела к подтоплению 3, что сделало дорогу 1 непроезжаемой и непроходимой.

Переезды через канавы 2 и 3 были превращены бобрами в плотины. Соответственно, значительно уменьшилась пропускная способность труб, положенных в основание переезда. Диаметр трубы 800 мм, отверстия, оставленные бобрами около 300 мм. В течение года это не страшно, но в весеннее половодье, когда в канавах уровень воды значительно поднимается и увеличивается скорость течения, пропускной способности отверстий недостаточно. Происходит перелив воды через переезды, что ведёт к их размыванию.

Значительного влияния деятельности бобров на сенокосы мы не наблюдали. Сокращение площади сенокосов связано в основном с зарастанием площадей древесной растительностью и кустарником.

Жалобы охотников небезосновательны. Результаты деятельности бобров – подтопления, сваленные деревья, старые обвалившиеся норы, остро заточенные пеньки, остающиеся после сваленных деревьев – безусловно, затрудняют передвижение человека по данной местности. А, иногда, представляют опасность для здоровья. Были случаи, когда люди проваливались в старые норы, спотыкались и падали на пеньки, оставшиеся после бобров.

10. Решение возникшего противоречия интересов.

Итак, нами обнаружены следующие последствия деятельности бобров, противоречащие интересам человека:

подтопление дороги 1;

размыв паводковыми водами переездов через канавы 2 и 3;

обилие подтоплений, сваленных деревьев, старых обвалившихся нор, остро заточенных пеньков.

Пытаясь найти решение данных проблем, нам кажется, что нужно обязательно помнить следующее. Не бобр первый начал! Ведь до 1960-гг. эта местность была сильно заболочена и бобры чувствовали себя здесь довольно комфортно. Но пришёл человек, пригнал технику, накопал канав, выкорчевал леса и кустарники, превратил места обитания бобров в сенокосы, пастбища и даже поля. Бобры вынуждены были покинуть эти места. В1990-х гг., когда в силу определённых причин, прессинг человека ослаб, бобры начали возвращаться в свои прежние места обитания. Поэтому не бобры занимают нашу территорию, а мы врываемся к ним, да ещё говорим, что они нам мешают. Исходя из этого, мы предлагаем следующее решение:

Подтопление дороги 1. Дороги 1 и 2 имеют одинаковые начальные и конечные пункты. Обе начинаются в селе Горки и, соединяясь за канавой 3, ведут к озеру Шудская старица. При непроходимости дороги 1 можно пользоваться дорогой 2, что несколько удлиняет путь, но не несёт больше никаких неудобств.

Размыв паводковыми водами переездов через канавы 2 и 3. После весеннего паводка эти переезды требуют ремонта. Решение. Лесовоз отходов на пилораме стоит 1000 рублей с доставкой. Одного лесовоза достаточно для двух переездов. В деревне найдётся 10 охотников и рыбаков, пользующихся данной дорогой. Один лесовоз на 10 человек, по 100 рублей с человека плюс 2 часа работы, но каждый год.

Обилие подтоплений, сваленных деревьев, старых обвалившихся нор, остро заточенных пеньков. Посещая территории населённые бобрами необходимо помнить, что мы здесь не дома, а в гостях, и вести себя соответственно. Приходя в гости, мы не говорим, что нам мешает неправильно повешенная вешалка, не тут постеленный коврик, не так поставленная мебель. Почему же, приходя в лес, мы возмущаемся? Это их дом, значит им так удобно! А мы просто должны вести себя очень внимательно. И тогда не будет никаких неудобств и угрозы здоровью.

Необходимость регулирования численности бобра. Мы не знаем, излишняя численность бобра более 32 особей на 2 квадратных километра или нет. По словам представителей охотхозяйства – излишняя, и её нужно регулировать. Если бы мы могли давать рекомендации, то посоветовали, в первую очередь, регулировать численность бобра за счёт поселений 3,5 и 6. Так как деятельность бобров живущих именно в этих поселениях вступает в противоречие с деятельностью человека в данном районе.

Выводы.

В своей работе мы попытались непредвзято подойти к проблеме влияния деятельности бобра на окружающую среду и взаимоотношений бобра и человека. Влияние деятельности бобра на окружающую среду нельзя оценивать однозначно. Бесспорно то, что с приходом бобра происходит смена биотопа. Соответственно, одни организмы уступают место другим. Очень трудно соотнести степень вреда и пользы приносимой бобром. Всё зависит от конкретных условий, степени ценности вытесняемых организмов, степени преобразования окружающей среды, последствий, к которым приводит деятельность бобра. В районе исследования мы не обнаружили большого негативного влияния бобра на окружающую среду, за исключением замены одних растительных организмов другими, что естественно при смене условий существования. На животных влияние скорее положительное. Мы наблюдали довольно много водных и околоводных животных или следов их деятельности. Безусловно, положительным моментом является накопление запасов пресной воды и повышение уровня водоёмов, вызванное строительством бобровых плотин.

Деятельность бобров зачастую вступает в противоречие с деятельностью человека. В данном районе нами было обнаружено три проблемы, возникшие в результате столкновения интересов человека и бобров. Решение данных проблем, предложенное нами, не требует больших усилий со стороны человека. Но требует смены отношения к пониманию своего места в живой природе.

Регулирование численности бобров, наверное, допустимо, но оно должно происходить, имея под собой научную основу, строгий учёт численности и анализ динамики численности популяции. А аргумент: «Их много и они наносят большой вред» - неприемлем.

В ходе выполнения данного исследования мы пришли к выводу: мирное сосуществование человека и бобра в районе исследований вполне возможно, при условии понимания человеком того, что рядом с ним живут другие живые существа, и они имеют право на обустройство своего «дома».

Для того, чтобы пришло это понимание, людей нужно познакомить с бобрами, их деятельностью, образом жизни. Именно поэтому и родилась идея на основе нашего исследования разработать экскурсию. А чтобы сделать материал более интересным и наглядным мы решили добавить в неё элементы полевых исследований.

II. Разработка экскурсии «Бобр, его местообитание, деятельность, влияние на окружающую среду».

На первый взгляд, что тут сложного, провести людей по хорошо знакомой местности, рассказать хорошо знакомый материал, показать хорошо изученные объекты. Но…, как оказалось, разработать экскурсию ненамного проще, чем провести само исследование. Для разработки нужно учитывать большое количество факторов и нюансов (http://www.bibliofond.ru).

Исходя из классификации, нам необходимо разработать экскурсию:

по составу участников – для взрослых и учащихся;

по содержанию – тематическую – экологическую – экология флоры и фауны;

по месту проведения – загородную;

по форме проведения – учебную;

по способу передвижения – пешеходную;

по цикличности проведения – единичную.

Исходя из этапов создания экскурсии (http://www.bibliofond.ru),мы составили

план нашей работы:

Тема, цель и задачи.

Изучение источников информации.

Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход).

Составление контрольного текста экскурсии.

Выбор методических приемов ведения.

Составление методической разработки.

Подготовка вариантов индивидуального текста.

Заключение о тексте и методической разработке.

10. Проведение пробной экскурсии, ее утверждение.

Тема, цель, задачи.

Тема: Бобр, его местообитание, деятельность, влияние на окружающую среду.

Цель: расширение естественнонаучных знаний, формирование экологического мировоззрения, воспитание чувства любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Задачи:

познакомиться с районом исследований, увидеть местообитание бобров;

познакомиться с сооружениями, возводимыми бобрами;

познакомиться с жизнедеятельностью бобров;

приобрести навыки полевых исследований;

увидеть место конфликта интересов человека и бобра;

сделать вывод о возможности мирного сосуществования бобра и человека.

Изучение источников информации.

Главным источником информации при разработке данной экскурсии явилась наша исследовательская работа «Бобр: вред или польза?».

Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Во время исследования данного района нами было обнаружено и нанесено на карту порядка 40 объектов, заслуживающих внимания при изучении бобра и его жизнедеятельности. Охватить все в рамках одной экскурсии невозможно.

Мы определили критерии выбора объектов:

последовательное расположение, доступность и небольшая удалённость (поскольку приходится учитывать физические возможности экскурсантов);

наглядность (объекты должны обладать ярко выраженными признаками, характерными для данного типа объектов);

соответствие теме экскурсии, поставленным целям и задачам.

Исходя из критериев отбора, были определены экскурсионные объекты:

1. Участок мелиоративной канавы вблизи пересечения канавы 1 и дороги 2. В данной точке хороший обзор, поэтому удобно произвести привязку к местности. Кроме этого, наличие переезда через канаву 1 позволяет разместить экскурсантов на обоих берегах канавы, что необходимо для проведения полевого исследования. Под полевым исследованием мы подразумеваем промеры глубины мелиоративной канавы, построение профиля мелиоративной канавы и последующее вычисление площади сечения мелиоративной канавы и объёма воды, сохраняемого бобрами в мелиоративных канавах изучаемого района.

2. Бобровая плотина на канаве 1 в 200 метрах к северу от переезда через канаву 1. Эта плотина является типичным примером подобных сооружений. Имеет хороший подход и обзор.

3. Переезд через канаву 2 на пересечении канавы 2 и дороги 2. Данный переезд бобры превратили в плотину, что хорошо иллюстрирует влияние бобров на объект хозяйственной деятельности человека. Имеет хороший подход и обзор.

4. Бобровая хатка на канаве 2 в 400 метрах к северу от переезда через канаву 2. Эта хатка является типичным примером подобных сооружений. Имеет хороший подход и обзор.

Разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход).

С учётом выбранных нами экскурсионных объектов был разработан маршрут. Экскурсия начинается и заканчивается в МБОУ Горкинской СШ и охватывает ранее заявленные объекты. Во время уточнения маршрута были измерены расстояния между объектами, общее расстояние, преодолеваемое во время экскурсии, и примерное время проведения экскурсии.

Маршрут экскурсии (Приложение 5):

Школа:

тема, цель, задачи;

план работы;

обзор маршрута;

инструктаж по ТБ.

Точка 1 (пересечение канавы 1 и дороги 2):

привязка к местности;

измерение глубин мелиоративной канавы

Точка 2 (канава 1):

бобровая плотина;

строительство бобровой плотины.

Точка 3 (пересечение канавы 2 и дороги 2):

переезд через канаву 2;

переезд-плотина.

Точка 4 (канава 2):

бобровая хатка;

строительство бобровой хатки.

Школа:

построение профиля, вычисление площади сечения мелиоративной канавы и объёма воды, сохраняемой бобрами в мелиоративных канавах изучаемого района;

заключение, выводы;

итоги.

Протяжённость маршрута:

Школа – точка 1 950м

Точка 1 – точка 2 200м

Точка 2 – точка 3 550м

Точка 3 – точка 4 400м

Точка 4 – школа 1700м

Итого – 3800м.

Время – 2часа (120 минут).

Так же во время обхода были отмечены потенциальные опасности, такие как провалившиеся бобровые норы, пеньки, оставленные бобрами, места, где тропинка близко подходит к краю канавы. При проведении экскурсии следует особое внимание уделить технике безопасности при прохождении данных участков.

Составление контрольного текста экскурсии,

подготовка вариантов индивидуального текста.

Основой для индивидуального текста является контрольный текст. Каждый экскурсовод готовит свой индивидуальный текст на основе контрольного, но использует различные обороты речи, разные слова, различную последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Поскольку наша экскурсия не предполагает большого количества разных экскурсоводов, мы ограничились разработкой только контрольного текста. (Приложение 4).

Выбор методических приемов ведения экскурсии.

При разработке данной экскурсии мы нашли целесообразным использование следующих методических приёмов:

беседа (инструктаж по ТБ);

приёмы показа (показ сооружений возводимых бобрами);

приёмы рассказа (рассказ о жизнедеятельности бобров);

приём исследования (измерение глубин мелиоративной канавы);

приём работы с наглядными пособиями (работа с картой района исследований);

вычисления и расчеты (построение профиля мелиоративной канавы, вычисление площади сечения и объёма воды, сохраняемой бобрами в мелиоративных канавах изучаемого района).

Составление методической разработки.

На основе маршрута экскурсии, контрольного текста экскурсии и выбранных методических приёмов нами была составлена методическая разработка экскурсии (Приложение 3).

Заключение о тексте и методической разработке.

Контрольный текст и методическая разработка экскурсии были согласованы на заседании школьного педагогического совета и утверждены директором школы.

Проведение пробной экскурсии, ее утверждение.

Пробная экскурсия проводится на завершающем этапе работы по подготовке и проведению экскурсии и представляет собой форму проверки знаний и навыков у экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.Как правило, на пробную экскурсию приглашаются специалисты, которые должны дать заключение по поводу качества ее подготовки и соответствия материала. В нашем случае лучшими специалистами являются учителя географии и биологии, поэтому мы выступили с инициативой провести на базе нашей школы выездные заседания РМК учителей географии и РМК учителей биологии. Учителя одновременно должны стать и экскурсантами и экспертами.

Пробная экскурсия в рамках РМК прошла по намеченному плану, согласно разработанному маршруту. Техника безопасности была полностью соблюдена. Экспертное сообщество в лице учителей дало свою оценку. Мы предлагаем небольшой отчет о проведённой экскурсии.

Заключение.

Как мы считаем, цель экскурсии достигнута, задачи выполнены. Экскурсия заняла несколько больше времени, потому что экскурсанты задавали много дополнительных вопросов, на которые мы с удовольствием отвечали. По-нашему мнению, экологическая работа очень важна именно в её просветительском аспекте. В дальнейшем мы готовы проводить данную экскурсию для всех, кто хочет поближе познакомиться с таким замечательным зверем, как бобр.

P.S.

В дальнейшем при работе с данным проектом мы столкнулись с проблемой. Многие заявки на проведение экскурсии отзывались по следующим причинам: 1. Отсутствие специальной экипировки. 2. Отсутствие хорошей физической формы экскурсантов (протяжённость маршрута – 3,8 км). 3. Сравнительная удалённость и труднодоступность района проведения экскурсии. 4. Ограничения по срокам проведения экскурсии (сентябрь, октябрь). Для устранения этих причин было принято решение на базе экскурсии в полевых условиях создать виртуальную экскурсию. Работа над виртуальной экскурсией требует серьёзной материально-технической базы. Поэтому совместно с «Нижегородской региональной общественной организацией поддержки социальных и творческих инициатив «Добрые соседи» разработан план реализации проекта «Виртуальная экскурсия «Приятно познакомиться! Бобр» и подана заявка на Первый конкурс 2021 г. в Фонд президентских грантов. Наша заявка получила поддержку и в настоящее время мы начинаем работу над этим проектом.

Краткое описание

Воспитанниками экологического кружка «ЭКОдром» Горкинской средней школы в рамках учебно-исследовательской деятельности осуществлён проект «Бобр – вред или польза?». Первая часть проекта включает изучение бобра как биологического организма и его влияния на окружающую среду. Вторая направлена на поиск вариантов мирного сосуществования человека и бобра. Как один из инструментов решения проблемы разработана экскурсия, в ходе которой происходит не только знакомство с особенностями жизнедеятельности бобра, но и предлагается решение конфликта интересов человека и бобра. Из 11 заявок на проведение экскурсии осуществлено лишь 3, а 8 отозваны заявителями по причине удалённости и сравнительной труднодоступности района проведения экскурсии, и ограниченности сроков проведения в течение года.
В ходе проекта «Приятно познакомиться! Бобр» будет разработана и представлена виртуальная экскурсия. Исходя из нереализованных заявок на экскурсию в полевых условиях, можно сделать вывод, что спектр заинтересованных категорий населения довольно широк: учителя и ученики школ района, представители Администрации Варнавинского района, воспитанники Варнавинского районного центра творчества, представители охотхозяйства «Липовка», а также люди, осуществляющие хозяйственную деятельность в местах обитания бобра, охотники, рыбаки и люди неравнодушные к экологическим проблемам и поиску их решений. Виртуальная экскурсия не имеет сезонных ограничений и ограничений по экипировке и физической подготовке экскурсантов. Кроме этого, немаловажным фактором является отсутствие беспокойства диких животных при проведении данной формы экскурсии.
В рамках реализации проекта необходимо осуществить следующие мероприятия: повторный мониторинг мест обитания бобра и мест конфликта интересов, произвести фото и видеосъёмку мест обитания бобра и мест конфликта интересов, разработать виртуальную экскурсию, провести не менее 8 мероприятий с использованием виртуальной экскурсии среди различных категорий населения Варнавинского района в том числе тех, чьи заявки на полевую экскурсию не были реализованы.
Проект рассчитан на 1,5 года, т.к. нужно собрать информацию о жизнедеятельности бобра в разное время года, обработать собранный материал, создать виртуальную экскурсию, провести мероприятия.
Осуществление проекта приведёт к следующим результатам. Воспитанники кружка «ЭКОдром» получат новые компетенции и результативно завершат исследовательский проект. Повысится экологическая грамотность тех категорий населения Варнавинского района, с которыми проведена виртуальная экскурсия. Данный проект стимулирует интерес к учебно-исследовательской деятельности у учеников и учителей школ Варнавинского района. Охотники, рыбаки и люди, осуществляющие хозяйственную деятельность в местах обитания бобра, станут преодолевать конфликт интересов без ущерба для бобровых поселений. Представители охотхозяйств будут выдавать разрешения на добычу бобра на основе учёта численности и анализа динамики численности популяции.

Цель

Повышение уровня экологической грамотности населения района и решение конфликта интересов человека и бобра путём создания и демонстрации виртуальной экскурсии «Приятно познакомиться! Бобр», основанной на результатах исследовательской деятельности.

Задачи

1. Создать материально-техническую базу проекта

2. Создать виртуальную экскурсию "Приятно познакомиться! Бобр" на основе материалов учебно-исследовательской работы воспитанников экологического кружка "Экодром".

3. Довести до заинтересованных групп населения Варнавинского района результаты исследовательской деятельности школьников с использованием виртуальной экскурсии «Приятно познакомиться! Бобр»

4. Довести до заинтересованных пользователей Интернета результаты исследовательской деятельности школьников с использованием виртуальной экскурсии «Приятно познакомиться! Бобр»

Обоснование социальной значимости

Социальную значимость проекта следует рассматривать по нескольким направлениям:
1. В образовательной сфере. В ФГОС второго поколения содержится обязательное для всех школьников требование освоить проектную и исследовательскую деятельность. До сих пор ничего похожего в массовой педагогической практике не было. Именно это нововведение ФГОС вызывает наибольшие затруднения у учителей и учащихся. Реализация данного проекта послужит наглядным примером возможностей проектно-исследовательской деятельности и выступит стимулирующим фактором в организации работы по данной технологии.
Воспитанники кружка «ЭКОдром» несколько лет посвятили работе над проектом «Бобр – вред или польза?», но просветительский результат в силу объективных причин оказался меньше ожидаемого. Реализация проекта «Приятно познакомиться! Бобр» доведёт до логического и результативного завершения учебно-исследовательский проект, что, безусловно, станет стимулом для дальнейшей проектной и исследовательской деятельности.
2. Мониторинг, проведённый в рамках учебно-исследовательского проекта «Бобр – вред или польза?», показал негативное отношение к бобрам и их деятельности со стороны охотников, рыбаков, представителей охотхозяйств и людей, осуществляющих хозяйственную деятельность в местах обитания бобра. Зачастую разбираются бобровые плотины, разрушаются жилища, что является нарушением закона. Проект «Приятно познакомиться! Бобр» приведёт к повышению уровня экологической грамотности у данных категорий населения, пониманию причин конфликта интересов человека и бобра, поиску решения проблемы и устранению нарушений законов РФ.
3. Экологическая работа очень важна именно в просветительском аспекте. Количество заявок на экскурсию в рамках проекта «Бобр – вред или польза?» свидетельствует о востребованности данной формы просветительской деятельности. Реализация проекта «Приятно познакомиться! Бобр» способствует повышению уровня экологической грамотности у различных категорий населения Варнавинского района.

География проекта

Варнавинский район Нижегородской области, сеть Интернет

Целевые группы

Учителя Варнавинского района занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью и преподающие учебный курс "Индивидуальный проект"

Обучающиеся 5-11 классов Варнавинского района, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью

Обучающиеся 10 классов Варнавинского района, изучающие учебный курс ""Индивидуальный проект"

Воспитанники школьного экологического кружка "ЭКОдром" Горкинской школы Варнавинского района

Охотники, рыбаки, представители охотхозяйств и люди, осуществляющие хозяйственную деятельность в местах обитания бобра

Пользователи сети Интернет

Интернет- ресурсы.

https://ru.wikipedia.org

http://zoomet.ru

http://base.consultant.ru

http://dic.academic.ru

http://hunterrussia.ru

http://web-zoopark.ru

http://www.fresher.ru

http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru

http://www.berl.ru

http://survinat.ru

http://animalworld.com.ua

http://www.bibliofond.ru

http://tourlib.net

http://www.vfmgiu-tourism.ru

http://tourfaq.net

http://www.proza.ru

Приложения.

Приложение 1. Анкета «Бобр: вред или польза?»

Знаете ли вы, что рядом с нами живут такие животные как бобры?

Да

Нет

Как вы думаете, с чем связано увеличение численности бобра?

Благоприятные природные условия

Отсутствие прессинга со стороны человека

Другое (написать)___________________________________________

Мешают ли вам бобры в осуществлении хозяйственной деятельности?

Да (в чём конкретно)_________________________________________

Нет

Как вы думаете, нужно ли регулировать численность бобра?

Да

Нет

Приложение 2. Карта района исследований.

 

У словные обозначения:

- бобровые хатки

- бобровые плотины

- бобровые плотины, приведшие к затоплениям дорог

- бобровые плотины, построенные на переездах через мелиоративные канавы

- жилые норы

3 - зоны подтопления, возникшие в результате деятельности бобров

- границы поселений

- границы исследуемого участка

Пос 1 - 6 и более – номер поселения и количество бобров

1 - просёлочные дороги

2 - номера мелиоративных канав

- места переездов через мелиоративные канавы

- места конфликта интересов человека и бобра

Приложение 4. Контрольный текст экскурсии.

Школа.

Здравствуйте. Меня зовут Кукушкина Катя, сегодня вместе с Кукушкиным Арсением мы проведём для вас экскурсию с элементами полевой практики. Наше занятие будет посвящено бобрам, их деятельности и взиамоотношениям с человеком. В 2015-2016 учебном году мы провели исследование «Бобр: вред или польза?».

Выбор темы данного исследования был довольно неожиданным. Руководитель нашего экологического кружка «ЭКОдром» поделился с нами новостью: «В охотхозяйстве «Липовка» дают разрешение на добычу бобра, причём, бесплатно!» Объясняют это тем, что численность бобра очень высокая и, соответственно, вред, наносимый бобром, довольно большой. Нас заинтересовала данная информация. Но это мнение только узкой группы лиц, занимающейся охотой. Мы решили спросить у односельчан, как они относятся к бобрам и их деятельности. Для этого была разработана анкета и проведено анкетирование. Из 10 респондентов 4 указали, что деятельность бобров, действительно, затрудняет хозяйственную деятельность и передвижение человека. И они же указали, что, по их мнению, численность бобра слишком велика. Налицо проблема: взаимоотношения человека и бобра. Бобр своей деятельностью оказывает, судя по всему, влияние и на окружающую среду. Какое оно? Чего несёт больше деятельность бобра: вреда или пользы? Поиску ответов на эти вопросы мы и решили посвятить следующий год занятий нашего кружка. Особенности изучения данного вопроса заключаются в том, что изучать деятельность бобра в зимний период трудно. Поэтому было решено посвятить время с ноября по март теории, а октябрь, апрель и май полевым исследованиям.

Цель, задачи, гипотезу вы видите на слайде.

Мы составили план работы. Он перед вами.

Для того, чтобы оценить последствия деятельности бобра, мы сделали следующее:

Познакомились, т. е. нашли, используя различные источники, информацию о том, кто такой бобр, где живёт, чем питается, как размножается, какие сооружения возводит.

Определили район изучения влияния бобра на окружающую среду и деятельность человека (критерии: небольшая удалённость, относительная доступность, наличие бобровых поселений, присутствие объектов деятельности человека).

Изучили район исследований:

определили участки, занимаемые бобровыми семьями, и границы этих участков;

определили примерную численность бобров в поселениях;

определили месторасположение бобровых жилищ (хаты, норы) и бобровых плотин;

определили зоны подтопления, возникшие в результате деятельности бобров;

нанесли все данные на карту.

Выяснили, каким образом бобр влияет на окружающую среду:

на флору;

на фауну;

на водный баланс территории.

Выявили объекты хозяйственной деятельности человека в изучаемом районе и нанесли их на карту.

Нашли места, где деятельность бобров входит в противоречие с хозяйственной деятельностью человека.

Нашли решение возникшего противоречия интересов.

Показать всё, что мы делали в ходе исследования, сегодня не позволит время, но некоторые элементы вы увидите.

Итак, наша работа будет построена следующим образом:

Наш маршрут начинается в школе.

Из школы мы выходим непосредственно на экскурсию в район исследований. Там у нас запланировано четыре точки маршрута, на которых знакомимся с деятельностью бобров:

на первой - осуществляем привязку к местности и делаем промеры глубин мелиоративной канавы;

на второй - видим бобровую плотину и знакомимся с особенностями строительства плотины;

на третьей точке видим, как бобры переезд через канаву превратили в плотину и узнаём, к чему это приводит;

на четвёртой - знакомимся с бобровой хаткой и особенностями её строительства.

Затем возвращаемся в школу, где на основе промеров глубины вы строите профиль мелиоративной канавы, вычисляете площадь сечения канавы и объём воды, сохраняемой бобрами в мелиоративных канавах изучаемого района. Подводим итоги.

Общая протяжённость маршрута 3,8 км.

Время – 2 часа (120 минут).

Перед выходом – небольшой инструктаж. Идём организованно, от группы не отстаём, вперёд не бегаем. В местах, где живут бобры, могут встречаться остро заточенные пеньки, старые обвалившиеся норы, поваленные деревья, поэтому ведём себя очень внимательно и осторожно. Близко к берегам канав не подходим, скользко, можно упасть и искупаться в канаве, что не очень приятно. В районе проведения экскурсии встречаются змеи, поэтому резиновые сапоги – обязательны. При виде змеи не паниковать, а просто уступить дорогу или обойти её. Для защиты от клещей заправить всю одежду по восходящей. После экскурсии не забудьте осмотреть себя и свою одежду на предмет присутствия клещей. Все вопросы задаём Дмитрию Александровичу, ну а если он не ответит, тогда нам.

Прошу за мной. Мы начинаем экскурсию.

Точка 1.

У вас есть карты района исследований. Давайте осуществим привязку к местности, и мы познакомим вас с объектами на данной карте.

Сейчас мы находимся на пересечении канавы 1 и дороги 2.

На изучаемом участке находятся 4 мелиоративные канавы. Три идут в меридиональном направлении. Их мы обозначили цифрами 1,2,3. И одна, в которую впадают три предыдущие, в широтном, её обозначили цифрой 4 . Именно к этим канавам и были приурочены поиски следов жизнедеятельности бобров. В результате полевых исследований мы обнаружили 11 бобровых плотин, 3 бобровых хатки, 6 бобровых жилых нор. Кроме этого, было найдено большое количество старых провалившихся нор и несколько кормовых нор. Данные объекты говорят о том, что бобры в этом районе живут довольно давно.

На карте также обозначены поселения и примерная численность бобров в поселении, места подтоплений, вызванных строительством бобровых плотин, места измерения площади сечения мелиоративной канавы, дороги, переезды через мелиоративные канавы и места конфликта интересов человека и бобра.

Сейчас с помощью нехитрого приспособления мы сделаем промеры глубин мелиоративной канавы. Нам нужно разделиться на две группы. Первая группа идёт на один берег, вторая - на другой. Наше нехитрое приспособление состоит из двух верёвок, горизонтальной и вертикальной. На горизонтальной верёвке завязаны узлы на расстоянии одного метра друг от друга, на вертикальной – 10 см. С помощью горизонтальной мы отмеряем расстояние от берега, с помощью вертикальной измеряем глубину канавы. Промеры делаем через 1 метр и записываем данные.

Сейчас мы идём к следующему объекту – бобровой плотине.

Точка 2.

Вы видите перед собой бобровую плотину.

В водоёмах с изменяющимся уровнем воды, а также на мелких ручьях и речках, семьи бобров строят свои знаменитые плотины (запруды). Это позволяет им поднимать, поддерживать и регулировать уровень воды в водоёме, чтобы входы в хатки и норы не осушились и не стали доступными для хищников. Плотины устраиваются ниже бобрового поселения из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах.

Для возведения плотины выбираются места, где деревья растут ближе к кромке берега. Строительство начинается с того, что бобры вертикально втыкают в дно ветви и стволы, укрепляя промежутки ветвями, заполняя пустоты илом, глиной и камнями. В качестве опорного каркаса они часто используют упавшее в реку дерево, постепенно обкладывая его со всех сторон строительным материалом. Порой ветви в бобровых плотинах пускают корни, придавая им дополнительную прочность.

Прошу проследовать к следующей точке нашего маршрута.

Точка 3.

Сейчас мы находимся на пересечении канавы 2 и дороги 2. Здесь мы с вами видим, как бобры переезд через мелиоративную канаву превратили в плотину.

Переезды через канавы 2 и 3 были превращены бобрами в плотины. Соответственно, значительно уменьшилась пропускная способность труб, положенных в основание переезда. Диаметр трубы 800 мм, отверстия, оставленные бобрами около 300 мм. В течение года это не страшно, но в весеннее половодье, когда в канавах уровень воды значительно поднимается и увеличивается скорость течения, пропускной способности отверстий недостаточно. Происходит перелив воды через переезды, что ведёт к их размыванию. Следуя далее, мы увидим бобровую хатку, прошу за мной.

Точка 4.

Перед вами бобровая хатка.

Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на пологих и низких заболоченных берегах и на отмелях. Постройку нового жилья бобры редко начинают раньше конца августа. Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скреплённого илом и землёй, высотой до 1—3 м и диаметром до 10—12 м. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в настоящую крепость, неприступную для хищников; воздух поступает через отверстие в потолке. Несмотря на распространённое мнение, бобры наносят глину при помощи передних лап, а не хвоста (хвост им служит исключительно рулём). Внутри хатки имеются лазы в воду и платформа, возвышающаяся над уровнем воды. С первыми заморозками бобры дополнительно изолируют хатки новым слоем глины. Зимой в хатках сохраняется плюсовая температура, вода в лазах не замерзает, и бобры имеют возможность выходить в подлёдную толщу водоёма. В сильные морозы над хатками стоит пар, что является признаком обитаемости жилья. Иногда в одном поселении бобров встречаются и хатки и норы.

На этом наш маршрут заканчивается, прошу вас, соблюдая порядок и дисциплину, проследовать в школу.

Школа.

На основе данных полевых исследований мы предлагаем вам построить профиль, вычислить площадь сечения мелиоративной канавы и объём воды, сохраняемой бобрами в мелиоративных канавах изучаемого района.

Вывод:

В своей работе мы попытались непредвзято подойти к проблеме влияния деятельности бобра на окружающую среду и взаимоотношений бобра и человека. Влияние деятельности бобра на окружающую среду нельзя оценивать однозначно. Бесспорно то, что с приходом бобра происходит смена биотопа. Соответственно, одни организмы уступают место другим. Очень трудно соотнести степень вреда и пользы приносимой бобром. Всё зависит от конкретных условий, степени ценности вытесняемых организмов, степени преобразования окружающей среды, последствий, к которым приводит деятельность бобра. В районе исследования мы не обнаружили большого негативного влияния бобра на окружающую среду, за исключением замены одних растительных организмов другими, что естественно при смене условий существования. На животных влияние скорее положительное. Мы наблюдали довольно много водных и околоводных животных или следов их деятельности. Безусловно, положительным моментом является накопление запасов пресной воды и повышение уровня водоёмов, вызванное строительством бобровых плотин.

Деятельность бобров зачастую вступает в противоречие с деятельностью человека. В данном районе нами было обнаружено три проблемы, возникшие в результате столкновения интересов человека и бобров. Решение данных проблем, предложенное нами, не требует больших усилий со стороны человека. Но требует смены отношения к пониманию своего места в живой природе. Как нам кажется, мирное сосуществование человека и бобра в районе исследований вполне возможно, при условии понимания человеком того, что рядом с ним живут другие живые существа, и они имеют право на обустройство своего «дома».

Регулирование численности бобров, наверное, допустимо, но оно должно происходить, имея под собой научную основу, строгий учёт численности и анализ динамики численности популяции. А аргумент: «Их много и они наносят большой вред» - неприемлем.

Итоги.

Сегодня мы увидели местообитания бобров, познакомились с объектами, возводимыми бобрами, узнали кое-что о жизнедеятельности бобров. Научились делать промеры глубин мелиоративной канавы. Научились строить профиль, вычислять площадь сечения мелиоративной канавы и объём воды, сохраняемой бобрами в мелиоративных канавах изучаемого района.

Мы очень надеемся, что время, проведённое вами сегодня на экскурсии, было потрачено недаром. Спасибо за внимание.

Приложение 5. Схема маршрута.

Условные обозначения:

- границы изучаемого района

1 - номера мелиоративных канав

2 - номера просёлочных дорог

- бобровые плотины

- бобровая плотина, приведшая к затоплению дороги

- бобровые плотины, построенные на переездах через мелиоративные канавы

- бобровые хатки

- бобровые норы

- границы бобровых поселений

Пос 1 - 6 и более – номер поселения и количество бобров

3 - зоны подтопления, возникшие в результате деятельности бобров

- места переездов через мелиоративные канавы

- места конфликта интересов человека и бобра

- маршрут экскурсии

- начальная и конечная точка экскурсии

1-точки маршрута экскурсии

- направление движения по маршруту экскурсии

Просмотров работы: 262