Введение
В 2020 году наша республика отмечала значимое событие — 100-летие со дня образования Чувашской автономной области. Много мероприятий было посвящено этому событию в разных сферах — истории, культуре, экономике. Во время проведения праздничных мероприятий и событий, посвященных нашему краю, жители нашей республики вспоминали истоки и традиции родного края, народные промыслы и ремесло.
Актуальность темы: мы считаем, что каждый житель республики должен знать свою историю и чтить традиции своего народа, воспитывать в себе чувство патриотизма к родному краю. С этой целью правительство нашей республики, а также общественные организации проводят различные конкурсы, посвященные Чувашии, в которых жители республики могут проявить свои таланты в различных сферах и показать свое отношение к родному краю. Мы не стали исключением и тоже решили «прикоснуться» к истокам нашей родины.
Итак, цель нашей работы — приобщиться к истории и культуре родного чувашского края и изготовить памятный сувенир с чувашской символикой.
Для этого мы (задачи):
- изучим чувашские символы;
- создадим сувенирную картину в технике «вышивка», используя чувашские символы.
Этапы изготовления:
- сбор, обработка информации о чувашских символах;
- сочинение небольшой истории с использованием чувашских символов;
- «перенос» истории на картину техникой «вышивка».
1. Чувашские символы
В глубокой древности наши предки пользовались рунической письменностью, пиктограммами и орнаментами. Знаки пиктограмм прошли исторический путь и закрепились как национально-культурное наследие, дошедшее до наших дней.
У древних чуваш также были свои пиктограммы и символы, которые также дошли до наших дней и стали ценным историко-культурным наследием Чувашии. Они изображались на одежде, украшениях, на посуде, других предметах быта и издревле несли информацию о принадлежности владельцев к определенному роду, содержали добрые пожелания, наставления, напутствия, призыв к порядку.
В традиционных чувашских эмблемах, символах и орнаментах заложена национальная идеология, информация о мире, чести, верности слову, любви и доброте. Они призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и способствуют нравственному воспитанию нового поколения.
Толкованием этих орнаментов и поиском значений древних чувашских символов занимались ученые. Современное толкование чувашских символов представлено в приложении № 1.
В наши дни эти символы и орнаменты используются в национальной вышивке, ювелирных изделиях, художественных произведениях и т.д.
Воочию древние чувашские символы можно наблюдать на памятнике «Символ мудрости» (рис. 1), установленном в 2008 году на Красной площади столицы нашей республики. Древняя народная мудрость Чувашии представлена 53-мя символами.
Рис. 1. Памятник «Символ мудрости»
2. История о Сетнере
Изучив чувашские символы, мы решили изготовить памятный сувенир с чувашской символикой — картину. На сувенирной картине мы «изобразили» небольшую историю-легенду.
Я сочинил историю о храбром юноше и показал ее без слов, используя чувашские символы и их значение.
Для своей истории я выбрал следующие символы:
Солнце, гармония, звезда согласия |
Созидание, помощь |
||
Сплоченность |
Взаимопонимание |
||
Стихия, ураган, невзгоды, вода |
Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота |
||
Истина, справедливость, закон |
Близкие, род, семья, племя |
||
Дерево, место обряда, обращение к природе |
Дружба, общность помыслов, дел |
||
Оберег от злых сил, зла, гнева, доброта |
Равенство, понимание |
||
Состязание, противостояние |
Детство, юность |
||
Мир, союз, согласие |
Верность, единство |
||
Мысли, знание |
Эпоха, период, течение времени |
||
Забота о ближнем |
Жизненный путь, дорога |
||
Жилище, приют, кров родного дома |
Честь, воля, самообладание |
Большинство символов обозначают качества, события, неодушевленные предметы. Поэтому своего главного героя храброго юношу Сетнера я решил обозначить буквами клинописи, которые в старину читались справа налево:
Р Е Н Т Е С
История, которая у меня получилась, представлена в приложении № 2.
3. Изготовление сувенира
Техникой исполнения сувенирной картины, на которой «изображена» наша история, мы выбрали вышивку, так как вышивка была одним из ремесел, которым владели чувашские мастерицы.
3.1. Необходимые материалы
Для изготовления картины нам понадобились (рис. 2):
- кусок ткани белого цвета; - мулине красного, желтого и зеленого цветов; |
- игла, ножницы, пяльцы; - копировальная бумага; - рамка для картины формата А4. |
Рис. 2. Материалы для изготовления сувенира
3.2. Подготовка основы
В качестве основы мы выбрали ткань белого цвета, так как белый цвет является одним из основных цветов чувашской символики и обозначает правдивость, чистоту и мудрость.
Чтобы нанести наш рассказ на ткань, мы использовали копировальную бумагу (приложение № 3, рис. 3) — вложили в рамку ткань с заранее распечатанным «текстом» истории и копиркой (приложение № 3, рис. 4, 5).
Затем аккуратно, обводя текст и узоры, нанесли их на ткань (приложение № 3, рис. 6, 7).
Основа готова (приложение № 3, рис. 8).
3.3. Вышивка чувашских символов
Для вышивки узоров мы также выбрали цвета из чувашской символики:
- красный — цвет жизни, отваги, любви;
- желтый — цвет солнца;
- зеленый — цвет природы.
Все узоры я вышивала швом «назад иголку» (приложение № 4, рис. 9–12). Таким швом удобно выполнять тонкие линии, из которых состоят чувашские символы.
Для вышивки тонких линий, я использовала нить в 2 сложения (приложение № 4, рис. 13), а для толстых — в 3 и 4 сложения (приложение № 4, рис. 14).
Чтобы выполнить закрашенные участки, я использовала шов «косая гладь» (приложение № 4, рис. 15, 16). Этим швом я заполняла пространство внутри рисунка.
Для разделения символов, обозначающих отдельные фразы рассказа, я чередовала красный и желтый цвета (приложение № 4, рис. 17). Название работы для контраста я вышила нитью зеленого цвета (приложение № 4, рис. 18).
Вышивка готова (приложение № 4, рис. 19, 20).
3.4. Сборка сувенира
Завершенную вышивку мы вставили в рамку (приложение № 5, рис. 21).
Сувенирная картина с придуманной историей о храбром чувашском юноше, «написанная» чувашскими символами, готова (приложение № 5, рис. 22, 23).
Заключение
Создавая данный сувенир, мы изучили чувашские символы, окунулись в мир чувашских орнаментов и постарались передать те идеи, которые наши предки заложили в них — доброту, единство рода, справедливость, сплоченность и т.д.
Таким образом, цель нашей практической работы достигнута — изготавливая различные сувениры и поделки с чувашской символикой, мы прикасаемся к истокам нашей родины, приобщаемся к истории и культуре родного чувашского края, показываем свою любовь к родному краю и с помощью этих символов и орнаментов передаем идеологию наших предков из поколения в поколение.
Список использованных источников
Азбука чувашских орнаментов и эмблем. Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина. — Ульяновск, 2008 г. — 64 с.
Виды вышивальных швов [Электронный ресурс]. — https://vishivausama.ru/shvy-vyshivki.
Какие существуют разновидности швов для вышивания [Электронный ресурс]. — https://tkanix.guru/rukodelie/vidy-shvov-pri-vyshivanii.
Чувашские национальные символы [Электронный ресурс]. — https://ru.wikipedia.org.
Чувашский народный сайт [Электронный ресурс]. — https://ru.chuvash.org.
Швы и стежки. Большая энциклопедия вышивки. А.А. Зайцева. — М.: Издательство «ЭКСМО», 2018 г. — 208 с.
Приложение № 1
Приложение № 2
История о Сетнере
. |
, |
. |
|||
Р Е Н Т Е С, храбрый юноша, |
провел свои детство и юность |
возле великого дерева, в месте обряда, обращения к природе. |
Это место воспитало в нем человечность, разум, силу, здоровье, душевную красоту, |
а также честь, волю и самообладание. |
. |
. |
||||||
Он мечтал о мире, союзе и согласии |
в своей семье, родне и землячестве. |
С мыслями об этом |
Р Е Н Т Е С |
из родного дома |
отправился в путь-дорогу |
за оберегом от злых сил и гнева, оберегом доброты. |
. |
. |
. |
||||||
За период странствий |
он противостоял |
стихиям, ураганам, и невзгодам. |
Вдруг выглянуло солнце, звезда согласия и гармонии. |
Оно помогло храброму юноше |
за его заботу о ближних |
и вручило ему оберег от злых сил и гнева, оберег доброты. |
. |
, |
, |
, |
||||
Р Е Н Т Е С |
вернулся с ним |
в родной дом. |
С тех пор в его семье, родне и землячестве |
царили взаимо-понимание, |
справедливость и закон, |
верность и единство, |
, |
, |
. |
дружба, общность помыслов и дел, |
сплоченность, |
равенство и понимание. |
Приложение № 3
Фотоотчет: подготовка основы
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7
Рис. 8
Приложение № 4
Фотоотчет: вышивка чувашских символов
Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11
Рис. 12 Рис. 13 Рис. 14
Рис. 15 Рис. 16 Рис. 17
Рис. 18 Рис. 19 Рис. 20
Приложение № 5
Фотоотчет: сборка сувенира
Рис. 21 Рис. 22
Рис. 23