Каюм Насыри – просветитель татарской культуры

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Каюм Насыри – просветитель татарской культуры

Кашфразиева Д.Н. 1
1МАОУ Лицей №14 им.Ю.А.Гагарина ГОЩ
Голосова А.Т. 1
1МАОУ Лицей №14 им.Ю.А.Гагарина ГОЩ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В русском языке есть особые, святые слова – Мама, Родина, Мир, Солнце… И к ним мне хочется добавить и ещё слово - Учитель.

Я считаю, что профессия педагога является самой главной в обществе, потому что только учитель в силу своей деятельности принимает непосредственное участие в удивительном процессе становления личности, ведь именно ему предстоит пройти со своим учеником непростой путь от школьника-несмышлёныша до зрелого человека. Без него не было бы ни рабочего, ни инженера, ни врача, ни космонавта…

В моей семье эта профессия передаётся из поколения в поколение. Я учусь в шестом классе, но точно знаю: буду учить детей.

Для меня примером является выдающийся ученый, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри , который в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов, был истинным патриотом, горячо любившим свою Родину и много сделавшим для её развития.

Он родился в деревне Верхние Ширданы, где живёт моя бабушка и где родилась я. К этому человеку на моей малой родине все относятся с большим уважением, потому что свою жизнь он посвятил образованию татарского народа.

Отец Каюма знал русский, персидский и арабский языки и любовь к труду и к книгам привил своему сыну. Детство мальчика прошло в родной деревне. В 1841 году мальчика привезли в Казань, где он поступил в медресе, по окончании которого стал преподавателем татарского языка в Казанском духовном училище. Но тяга к знаниям брала верх, и он поступает вольнослушателем в Казанский университет и успешно его оканчивает. И теперь помимо татарского Каюм много времени уделяет изучению и русского языка. В связи с этим он решил сменить сферу своей деятельности и заняться обучением татарских детей русской грамоте. Реализация его планов шла крайне тяжело, потому что молодой учитель встречал отчаянное сопротивление духовенства.

Я считаю, что во второй половине 19 века единственным мусульманином в Казани, способным на ведение плодотворной педагогической работы в татарских учебных заведениях, был Каюм Насыри. Он с воодушевлением взялся за организацию таких новых школ, но, как это обычно бывает с первопроходцами, неутомимый просветитель вместо признания получил лишь проблемы и неприятности. Для большинства татар, к великому сожалению, он так и остался «Урыс Каюм» — «Русский Каюм», а для чиновников Министерства народного просвещения — излишне самостоятельным учителем, не желавшим заниматься откровенной миссионерской деятельностью. Насыри до последнего пытался сохранить школу, платил из своего скудного жалованья и за аренду помещения, и за учебники и даже отдавал последние деньги бедным ученикам на еду и одежду. Однако конфликт с инспектором татарских училищ В. В. Радловым зашел очень далеко и в 1876 году Каюм вынужден был оставить учительскую работу. Но он занялся научной деятельностью.

Из-под его пера вышел учебник "Синтаксис", а затем и книги по различным отраслям знаний, а также литературные произведения. В 1871 году Насыри начал выпускать настольный ежедневный календарь, мечтал об издании татарской ежедневной газеты. Писатель даже нашел название газете - "Утренняя звезда", но царское правительство не дало разрешения на это, потому что в то время оно притесняло татар. Но, несмотря на все препятствия, Каюм Насыри связывал все надежды развития своей нации именно с русским народом и русским языком и ратовал за их сближение. Он чутко и ревниво оберегал честь и достоинство татарского и русского народов. Каюм считал, что успеха в своих трудах он добился в первую очередь благодаря знанию русской культуры и сближению с ней.

Мне, живущей в 21 веке, одинаково хорошо владеющей русским и татарским языками, любящей и русскую, и татарскую культуру, очень трудно даже представить, через какие лишения пришлось пройти этому человеку, чтобы получить признание и любовь не только татарского народа, но и русского.

В результате огромной работы учёный приходит к материалистическому пониманию природы языка и представляет его как систему материальных средств: звуков, слов, средств связи и сочетаний слов во фразах. Он считал язык общественным явлением, глубоко понимал, что без изучения общенародного языка, понятного для всех, невозможно развитие общества. Насыри выступает за то, чтобы подрастающее поколение знало родной язык и могло передавать эти знания последующим поколениям. Получать новые сведения, по его мнению, возможно на любом языке, но предпочтительнее на родном, потому Каюм призывает население изучать родной литературный язык, понятный всем.

Просветитель всегда исходил из того положения, что язык представляет собой исторически развивающееся явление. Учёного беспо­коила недостаточная разработанность моего татарского языка, его отсталость и то, что другие нации уже давно приступили к исправлению и улучшению своего литературного языка. Понимая требования жизни, Насыри приступает к разработке лексических, орфоэпических, фонетических, морфологических и синтаксических норм национального языка.

Таким образом, благодаря деятельности просветителя и начал скла­­дываться татарский национальный письменный язык, который своими корнями уходит в глубокую древность.

Мне хочется ещё добавить, что каждый год я приезжаю к бабушке и мы с ней посещаем исторический музей, который был открыт ещё до моего рождения, в 2002 году. Я очень люблю рассматривать экспонаты, рукописи и фотографии первого учителя татарского народа, внёсшего огромный вклад в развитие своего национального языка.

Как оказалось, Каюм не только занимался педагогикой, наукой и литературой, но и обладал талантами в других сферах. Он рисовал, увлекался музыкой, изготавливал инструменты, выращивал целебные растения и владел ремеслом слесаря.

В Татарстане с 1995 года учреждена премия имени Каюма Насыри, которая присуждается учителям, обладающим уникальными педагогическими талантами.

По моему мнению, учитель – это, прежде всего человек творческий, с богатым внутренним миром, неистощимой жизненной энергией, обладающий гуманностью и благородством, настойчивостью и душевной щедростью, а чуткости, открытости и искусству душевного контакта нельзя научиться. Для этого необходимо призвание. Я считаю, что этим даром в полной мере обладал Каюм Насыри. Мне хочется хотя бы немного быть похожей на своего земляка, на великого Человека, посвятившего всю жизнь образованию татарского народа. Я хочу, чтобы люди помнили свой родной язык, свою малую родину и свою могучую страну. В дальнейшем я планирую тоже внести пусть даже небольшой вклад в образование, ведь знания – это сила.

Просмотров работы: 72