Забытым быть – ужасней смерти нет.
Рамон де Кампоамор
Страшное, холодное слово – война. Она разрушает абсолютно всё на своём пути, чем жив и счастлив человек. Война пытается отнять у него Родину. Разлучает с близкими. Множит сирот и вдов. Калечит тела и души. Она учит Человека убивать…
Невозможно словами передать то, что пережили люди, вернувшие нам мирное небо, в годы Великой Отечественной войны. Я думаю, что и те, кто вернулся или дождался, не остались прежними людьми… Но в наших силах сохранить о героях, погибших в те годы или ушедших позже, светлую память. Светлую – значит преисполненную благодарности и не запятнанную ложью, искажением фактов. Поэтому я стала помогать создавать архив героев нашей семьи. Чтобы война никогда не повторилась, хочу рассказать о своих близких.
Мой прадед, Галеев Ахметзян, родился в одна тысяча девятьсот двадцать третьем году в Башкирии. Совсем молодым он уехал в город Жданов (теперь Мариуполь, Украина) на строительство металлургического комбината «Азовсталь». Но после начала войны рабочих отправили на строительство оборонных сооружений. Моему прадеду было семнадцать лет, когда он стал участником обороны города… Всего семнадцать лет!
Восемнадцатого августа одна тысяча девятьсот сорок первого года эту оборону прорвали немецкие танки… Они подошли к Днепру для переправы через Днепрогэс. Советским войскам, отступая, пришлось взорвать её. Это был великий подвиг, требовавший огромного мужества: волна высотой двадцать пять метров смыла и похоронила десятки тысяч людей - солдат и офицеров с обеих сторон, а также мирных жителей! Мой прадед чудом выжил. В глубоком тылу, в плену, он провел до одна тысяча девятьсот сорок четвертого года.
В одна тысяча девятьсот сорок четвертом году немецкие войска, отступая, погрузили всех пленных и отправили в Германию на работы. Но в пути эшелон попал под авиаудар союзных войск, и моему прадеду удалось бежать. В составе союзных войск он был отправлен через территорию Италии в Египет, на базу английских войск. Там прадед прошел подготовку, получил английскую форму и был отправлен на штурм Берлина. Но в пути союзным войскам сообщили, что война закончилась. Ура, Победа!
После окончания войны мой прадед приехал в Одессу, где прошел проверки НКВД и был отпущен. Он вернулся на родину, в Башкирию, где работал в бурении. Прадед был награжден Орденом Октябрьской революции, удостоен звания «Почетный нефтяник».
Другой мой прадед, Черняев Василий Анисимович, родился в одна тысяча девятьсот пятнадцатом году. В сентябре одна тысяча девятьсот сорок первого года ему пришла повестка на фронт. Прадеду было двадцать шесть лет.
Он воевал в составе Четырнадцатого отделения мотоинженерного батальона, где был командиром. Прадед , в составе отделения, сопровождал Двадцать девятый танковый полк. Задача отделения была не из лёгких – создание проходов в минных полях…В течение двенадцати часов, до прихода наших войск, им пришлось сдерживать огонь немецких автоматчиков, чтобы не дать возможности немцам захватить танки. Выполнив задачу разведать местонахождение немецких огневых точек, отделение прадедушки обеспечило успешное наступление наших войск и взятие деревни Дубовик. Он был награжден орденом Красной Звезды.
После окончания войны прадед вернулся в родное село Верхняя Уратьма, где трудился председателем сельского совета. Он умер совсем молодым, в одна тысяча девятьсот шестьдесят пятом году: сказалось полученное на войне ранение (осколок в лёгких).
Наша семья стремится пополнить семейный архив: запрашивает новые сведения в разных инстанциях, записывает воспоминания близких родственников, восстанавливает документы и фотографии. Так мои прадеды, герои нашей семьи, живут в нашей памяти. А этой памятью живём и мы: ведь только она способна сберечь всё человеческое в человеке.