ВВЕДЕНИЕ
Однажды я услышал поговорку: «Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение». Так ли это? Неужели нельзя жить без движений?! С детства мы слышим о том, что каждый человек должен заниматься физической культурой, спортом, посильным физическим трудом: об этом нам говорят в школе, читаем в книгах, слышим и видим по телевидению. Но почему-то занятия спортом мы ставим ниже, чем знание иностранного языка или понимание музыки. Считаем, есть физическое развитие - хорошо, нет - не страшно. Однако многие люди говорят, что движение для здоровья дороже всего, но никто этого не придерживается. В чем заключается важность движения для здоровья и жизни человека? Насколько велика суточная потребность в движении нашего организма? На сегодняшний день – это актуально.
У меня возник вопрос: Соответствует ли моя двигательная активность норме движения младшего школьника? Я решил в этом подробно разобраться.
Объект: учащиеся 2 класса.
Предмет: гигиена и нормы физических нагрузок ученика начальной школы.
Цель исследования: изучение шаговых нагрузок современного школьника.
Гипотеза: оптимальный уровень шаговых нагрузок обеспечивает отсутствие проблем в здоровье и физическом развитии.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
изучить научно-популярную литературу по этой теме;
выяснить, из чего складывается двигательная активность;
определить значение двигательной активности для младшего школьника;
измерить свою двигательную активность, сравнить результаты с нормой;
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, измерения, вычисление.
Результаты:
Узнал, что движение является необходимой потребностью организма.
Узнал, что двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной (изменений поз, потягиваний и другие).
Измерил свою двигательную активность, сравнил результаты с нормой и сделал выводы.
1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
1.1. Значение движения в древности
С давних времен известно, что движение является необходимой потребностью человека. В своём историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело своё значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
1.2. Значение движения в современном мире
Еще сто лет назад 96% всей работы на Земле человек выполнял сам с помощью только своих мускулов. А теперь? Всюду автоматика и машины. Вместо того чтобы пройтись пешком, мы спешим воспользоваться автомобилем, в учебе – компьютером или калькулятором. Приходя домой после школы, часами сидим или лежим на диване перед телевизором, т.е. неподвижность нас преследует повсюду. Малоподвижный образ жизни приводит к гиподинамии.
Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
А ведь исследованиями не только медиков, но и биологов, физиологов и самой жизненной практикой доказано, что разумная физическая нагрузка способствует сохранению здоровья и работоспособности на долгие годы. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, болеют и обращаются к врачу намного реже, чем те, которые занимаются ими нерегулярно. Физические упражнения оказывают влияние и на психические функции, обеспечивая умственную работоспособность. Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой», - говорил он. Многие великие ученые, деятели искусства, писатели любили обдумывать свои мысли во время пешеходных прогулок. Корней Чуковский рассказал, что В. Маяковский, создавая некоторые поэмы, ежедневно проходил по берегу моря по 10 километров, а иногда пускался вскачь с камня на камень, но чаще шагал как лунатик. (Хотя известно и другое, когда писатели создавали свои произведения в тиши своих рабочих кабинетов.)
Здоровым хочет быть каждый. Поддерживать всю жизнь необходимый уровень здоровья трудно, это требует работы, воли, настойчивости. Существуют тысячи болезней, но здоровье только одно. От человека требуется не пассивное созерцание и томительное ожидание улучшения своего здоровья по рецептам врача (выпишите, пожалуйста, самое хорошее и дорогое лекарство от моей болезни, я обязательно достану и куплю), а активная борьба за свою молодость. И в этом одно из главных мест занимает движение.
1.3. Движение и организм
Потребность в движении – одна из особенностей живых организмов. Молекулы, клетки, системы нашего организма (сердце, легкие, выделительная система, сокращение мышц и т.д.) существуют только благодаря физическим нагрузкам. Если мы хотим на долгие годы сохранить свое здоровье на оптимальном уровне, то должны систематически испытывать физические нагрузки (ходьба, бег), индивидуально подобранные с учетом состояния здоровья, возраста и физического развития. Очень полезен и бег. Бег дарит и радость, и здоровье. Еще в Древней Элладе популярен был афоризм: «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай».
Когда мы двигаемся, в нашем организме происходит обновление всех клеток – на смену старым и больным приходят молодые и здоровые.
Если мы перестаем двигаться, то сначала процесс обновления клеток замедляется, а потом и вовсе начинает давать сбои.
Активная мышечная деятельность необходима для нормального кровообращения, иначе часть капилляров постепенно отмирает, сильнее мерзнут конечности, перегружается сердце и сосуды, возникают застои крови, клетки голодают (человеку при этом постоянно хочется есть), а организм отравляется шлаками со всеми многочисленными последствиями. Возникает ожирение (пища уходит не в энергию, а в образование новых и новых жировых клеток). При недостатке движения наблюдается пониженный жизненный тонус, апатия, неадекватная реакция на мелкие неурядицы. Так как к клеткам не поступает кислород, возникает быстрая утомляемость, частая дремота, недомогания, учащаются инфекционные заболевания.
1.4. Суточная норма активности младшего школьника
Особенно значима роль физической активности в детском возрасте. Она определяет рост и развитие организма, повышает сопротивляемость заболеваниям, увеличивает физическую и умственную работоспособность. По данным врачей-гигиенистов, ученик начальной школы для сохранения тонуса должен в течение дня пройти, пробежать, проскакать расстояние не менее пяти километров.
У
Прибор шагомер
ровень двигательной активности школьников можно регистрировать с помощью прибора шагомера, который можно приобрести в магазине. Весит прибор всего 70 граммов. Перемещение тела фиксирует счетчик. Крепится шагомер в вертикальном положении к поясу.
О бычно фиксируют суточную двигательную активность. Для ее оценки А. Г. Сухаревым (академик
Российской академии медицинских наук) разработаны гигиенические нормы.
Александр Григорьевич
Сухарев,
академик РАМН
Таблица. Гигиенические нормы суточной
двигательной активности в детском возрасте
Возраст в годах |
Число шагов (тыс) |
Условный километраж ходьбы (км) |
8-10 лет |
15-20 |
7,5-10,0 |
11-14 лет |
20-25 |
12,0 – 17,0 |
Двигательная активность от 30 000 шагов и выше считается максимальной. В пределах от 21 000 до 30 000 – высокой. От 10 000 до 20 000 шагов умеренной. Двигательная активность в пределах 10 000 шагов в день – недостаточной.
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической (изменение позы, потягивания...), которая может быть весьма разнообразной.
Ежегодные медицинские осмотры школьников выявляют значительное число детей, имеющих нарушения моторики, физического развития различных степеней сложности. Помимо этого в процессе диагностики выявляют многие проявления функциональной незрелости в сенсомоторном развитии школьников, составляющих основу двигательных навыков (бега, метания, прыжков, ходьбы, ползания, перелезания). К числу таких негативных проявлений относятся:
- неравномерность динамической организации движения, осложняющая развитие социальных навыков и умений;
- двигательная расторможенность (бесцельная моторная активность, не соответствующая требованиям конкретной обстановки), что осложняет эмоциональный фон организации деятельности и формирование умения подчинять свои действия поставленной задаче;
- нарушение координации движений (зрительно-пространственной координации, удерживания равновесия, сохранения ритма и т.д.) и др.;
- неспособность подростка включиться в двигательную деятельность как необходимое условие жизнедеятельности;
- крайне низкие возможности всех систем организма.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (2010 г.) наблюдается постоянное увеличение числа людей, имеющих те или иные ограничения в повседневной жизни, связанные с физическим и психическими дефектами.
В настоящее время более 60% детей дошкольного возраста и 40% школьников нашей страны страдают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 25% детей поставлены конкретные диагнозы. Ведущее место по распространённости среди детей и подростков 7-16 лет занимают болезни нервной системы (30-40%), костно-мышечной системы (10-20%).
Поэтому, важное значение имеет организация двигательной активности организма, как системы сознательных, целенаправленных движений, содействующих оптимальному физическому развитию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и требований социализации.
Вывод: изучив научно-популярную литературу по данной теме, я узнал, что в своём историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. В современном мире автоматизации всех сторон жизни человека происходит замена двигательной активности на малоподвижный образ жизни. Однако гиподинамия сокращает нашу жизнь. Когда мы двигаемся, в нашем организме происходит обновление всех клеток – на смену старым и больным приходят молодые и здоровые. Особенно важна двигательная активность для растущего организма. По данным врачей-гигиенистов, ученик начальной школы для сохранения тонуса должен в течение дня пройти, пробежать, проскакать расстояние не менее пяти километров, а по нормам разработанных академиком РАМН А.Г. Сухаревым составляет от 7,5 до 10 км.
изучение собственной двигательной активности
Цель: выяснить соответствует ли моя двигательная активности норме, установленной врачами – гигиенистами и норме разработанной А.Г. Сухаревым.
Измерение 1
Цель: узнать длину своего шага
Оборудование: рулетка, мел, блокнот, ручка, калькулятор
Ход измерения: С помощью рулетки на ровном месте отмерил 20 метров. Прошёл обычным шагом. В местах, где нога касалась пола, мама делала засечки мелом. Посчитали шаги, у меня получилось 34 шага. Переведем 20 метров в сантиметры с помощью программы конвертер (Приложение №1).
Затем я разделил с помощью калькулятора общую длину (2000 см) на число шагов (34 шага): 2 000 : 34 = 58, 8235 см. Округлю до 59.
В итоге получилось, что длина моего шага равна 59 см.
Измерение 2
Цель: сосчитать, сколько шагов я прохожу за 1 минуту и за час.
Оборудование: Секундомер, калькулятор, блокнот, ручка.
Ход измерения: В этом измерении мне тоже помогла мама. Она засекла время, а я просто шел по комнате и считал шаги.
Выяснилось, что за минуту я прохожу 115 шагов (Приложение №2).
Полученное количество шагов (115 шагов) я умножил на 60 минут (т.к. 1 ч = 60 мин): 115x 60 = 6900.
Получил количество шагов, которое я прохожу за 1 час равно 6900 шагов.
Измерение 3
Цель: определить расстояние, которое я прохожу за час.
Оборудование: калькулятор, блокнот, ручка, шагомер.
Ход измерения: Умножаю количество шагов (6900 шагов) на среднюю длину моего шага (59 см) с помощью калькулятора: 6900x59= 407100 см
Переведем получившиеся сантиметры в километры с помощью программы конвертер: 407100 см = 4 км 71 метр). Округлим до километров.
В итоге за час при постоянной ходьбе я прохожу примерно 4км.
Измерение 4
Цель: определить количество часов, затраченное на двигательную активность за день.
Оборудование: часы, блокнот, ручка, калькулятор.
Ход измерения: Моя двигательная активность складывается из ежедневной утренней гимнастики, ходьбы до школы и обратно, подвижных перемен и физминуток, а также ходьба до музыкальной школы и обратно.
Моё время:
время пути по дороге в школу – 15 минут, из школы – 15 минут.
Итого 30 минут
время перемен – 55 минут
урок физической культуры – 45 минут
физминутки на уроках – 10 минут
ходьба до музыкальной школы и обратно – 40 минут
время выполнения домашних поручений (хождение в магазин, уборка квартиры, выбрасывание мусора) – 30минут
прогулки с родителями – 30минут
Сложу все время нахождения в движении за день: 30 мин +55 мин + 45 мин + 10 мин + 40 мин + 30 мин +30 минут = 240 мин. Переведу минуты в часы (1 ч = 60 мин) разделив на 60: 240 : 60 = 4
В итоге в движении за день я нахожусь 4 ч.
Измерение 5
Цель: Узнать какое расстояние я прохожу за день.
Оборудование: калькулятор, блокнот, ручка
Ход измерения: Для этого расстояние, которое я прохожу за час (4 км) умножил на время, затраченное на двигательную активность за день (4 часа): 4x 4 = 16
Получилось расстояние, которое прохожу за день равно 16 км.
Вывод: проведя некоторые измерения, я узнал, что длина моего шага – 59см, за минуту прохожу – 115 шагов, а за час – 6900 шагов. Расстояние, пройденное за час равно 4 км, и 4 часа в среднем я нахожусь в движении за день. Таким образом, моя двигательная активность равна 16 км, что по данным врачей в три раза больше нормы, а по данным разработанным академиком А.Г. Сухаревым – на 6 км выше нормы.
Заключение
Работа над исследованием позволила мне узнать главное, что движение является необходимой потребностью организма. Цель - изучение шаговых нагрузок современного школьника, которую я перед собой ставил, была достигнута.
Моя двигательная активность в день равна 16 км, что по данным врачей в три раза больше нормы, а по данным разработанным академиком А.Г. Сухаревым – на 6 км выше нормы.
Гипотеза о том, что оптимальный уровень шаговых нагрузок обеспечивает отсутствие проблем в здоровье и физическом развитии, подтвердилась на моем примере.
Выполняя работу, я научился отбирать материал по определенной теме и выделять главное, измерять длину своего шага, определять количество шагов, пройденное за минуту, находить расстояние, которое я могу пройти за час, вычислять время нахождения в движении. А еще я научился использовать для математических вычислений - калькулятор, для измерения времени – секундомер, для изменения расстояния – рулетку.
В дальнейшем я бы хотел изучить показатели двигательной активности ученика средней школы и сравнить их со своими.
Я понял, что надо больше ходить, бегать, скакать, а не просиживать у телевизоров и компьютеров своё свободное время. Одним словом, ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Физическая культура: учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях – М.: Просвещение, 2011.
Серия «Эрудит» Эволюция человека. –М.: ООО «ТД «Издательство Мир КНИГИ», 2007.
Интернет ресурсы: Научно-информационный журнал «Биофайл» http://biofile.ru/chel/5844.html
Интернет ресурсы: Сайт о здоровье школьников и подростков «Детское здоровье» http://dzdorov.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/45-pjatnadcat-tysjach-shagov-gigienicheskie-normy.html
Интернет ресурсы: Свободная энциклопедия «Википедия»https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%8F
Интернет ресурсы: Конвертер величин http://converter-si.ru/
Приложение №1
Измерения длины шага и работа с конвертером величин
Приложение №2