Введение
Художественной гимнастикой я занимаюсь уже 5 лет. В январе 2014 года меня мама привела на мое первое занятие по художественной гимнастике в СК «Зодиак» с. Атепцево. Я с замиранием сердца смотрела на своего первого тренера, ее пластичность, грациозность, физическую подготовку и влюбилась в художественную гимнастику навсегда. Затем я несколько лет занималась в городе Наро- Фоминск на базе школы № 4 на улице Шибанкова.
В данный момент я занимаюсь в детско-юношеской спортивной школе №2 «Юность».
С первых дней на тренировках я с восхищением смотрела на старших девочек, как легко, просто и грациозно им удается управляться с мячами, обручами, точно под музыку выполнять все упражнения. Тогда я еще не могла себе представить какие труды стоят за отточенностью и легкостью движений. Прошло время и я начала выступать на соревнованиях, получать свои первые заслуженные награды и тогда я задумалась, что художественная гимнастика не просто вид спорта, это искусство.
Тенденция современного общества – развитие физической и эстетической культуры общества, пропаганда здорового образа жизни, привлечение интереса к произведениям искусства (музыка, театр, кино). Художественная гимнастика - это молодой и популярный вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами. Все выше сказанное и является актуальностью данной темы.
Гипотеза: предполагаю, что занятия спортом, в том числе и художественной гимнастикой, помогают в физическом и эстетическом развитии человека.
Цель исследования: выяснить как художественная гимнастика влияет на физическое и эстетическое развитие человека.
Задачи исследования:
- изучить литературу и интернет-ресурсы о художественной гимнастике:
- познакомиться с историей возникновения и развития художественной гимнастики;
- провести анкетирование, чтобы выяснить отношение обучающихся к спорту;
План исследований:
1.Подготовительный этап
-определение объекта и предмета
- формулировка темы проекта и актуальности
- изучение научной литературы
- определение гипотезы
-цели и задачи исследования
-методы исследования
Методы: анализ, синтез
2. Проведение исследования
- подготовка программы исследования
-проведение исследования
-анализ полученных результатов
-формулирование выводов
Методы: анализ, синтез, сравнение, наблюдение
3. Оформление результатов исследования
Методы: анккетирование, обработка полученных результатов
4. Представление результатов исследования
Методы: сравнение
1. История развития художественной гимнастики
Слово «гимнастика» греческого происхождения. Ещё две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции каждый молодой человек обязательно занимался физическими упражнениями для своего совершенствования. Причём юноши занимались обнажёнными. А слово «обнажённый» по-гречески – «гимнос».
В разработке выразительного двигательного навыка большая заслуга принадлежит французскому педагогу Франсуа Дельсарту. Изучая драматическое искусство, он пришел к такому выводу: каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Дельсарт создал «Грамматику художественного жеста», которая стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением.
Все идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику. Она вобрала в себя и ранее существовавшую «эстетическую гимнастику», где главным была выразительность человеческого тела, и «ритмическую гимнастику» Эмиля Жака Дель-Кроза, где все было подчинено музыкальному ритму или звуковому сопровождению, и «танцевальную гимнастику» Жоржа Демини, где доминировала танцевальность движений, и, конечно же, «свободную пластику» Айседоры Дункан.
Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи.
Художественная гимнастика — считается молодым видом спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировое признание и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.
В 1913 году на Высших курсах П. Ф. Лесгафта открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами её стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние вместе всех направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта. [2]
В апреле 1941 года, выпускниками и учителями школы, был организован и проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований.
В 1945 — была создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В дальнейшем развитие этого вида спорта протекало достаточно быстро и охватывало большое количество юных спортсменок.
С 1949 - ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1964 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию. [2]
С этого момента художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики, как вид спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы. Соревнования проводились только по произвольной программе и по правилам, принятым в СССР. После проведения этих соревнований, обнаружили, что в них принимали участие спортсменки не только из Европы. После этого приняли решение считать их первым чемпионатом мира, победителем которого стала спортсменка из Москвы – Людмила Савинова.
В 1967- в художественной гимнастике появляется новый вид - групповые упражнения. Первый чемпионат мира состоялся в Копенгагене. Команда из СССР завоевала золотые медали на этом чемпионате. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В период с 1963 по 1991- чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. А начиная с 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно. [9]
2. Влияние художественной гимнастики на эстетическое развитие человека
Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.
Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.
Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
Память – вот, что еще развивает художественная гимнастика. Для качественного выполнения программы нужно сначала ее запомнить, выучить. Во время выступления следует держать в голове большой объем информации: техническую правильность выполнения элемента, последовательность элементов, движение рук, ног, головы, мимика лица, прическа, одежда. Все это развивает память человека и формирует его эстетический вкус, который будет прослеживаться и в повседневной жизни человека.
Сила воли, выносливость и пластика- одни из самых важных и главных качеств в художественной гимнастике.
Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.
Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта, красивый и притягательный. Однако именно в художественной гимнастике предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов.
На соревнованиях гимнастки обязаны выглядеть ярко. Волосы укладывают в тугой пучок и закрепляют лаком, чтобы причёска во время выступления не распалась. Иногда волосы посыпают блестками, в тон разноцветных купальников. Не менее важен красивый купальник. Купальники украшают стразами, разноцветными камнями. Образ гимнастки задает музыка, для ее передачи выбирают цвет купальника, макияж и даже предметы, с которыми выступают. Сейчас можно выступать в купальнике с юбочкой, поддевать колготки в сеточку, с узором. На стопах только полутапочки (без носков). На показательных выступлениях допускаются не только купальники, но и костюмы с дополнительными аксессуарами.
Когда выступают гимнастки с групповыми упражнениями, то, как правило, они одеты в одинаковые купальники, причёски и предметы одного цвета.
Можно сделать вывод, что художественная гимнастика положительно влияет на эстетическое развитие человека. Гимнастку можно узнать из толпы по осанке, грации, аккуратностки и чистоте в одежде.
3. Влияние художественной гимнастики на физическое развитие человека
Положительное влияние любого вида спорта на физическое состояние и здоровье человека доказано уже много раз и все об этом знают. Так же все знают, что профессиональное занятие каким либо видом спорта могут привести к серьезным травмам.
Художественная гимнастика не исключение. Занятия по художественной гимнастике как и любым другим видом спорта, считают врачи, полезны для молодого, развивающегося организма, так как занятия заставляют организм развивать и тренировать все группы мышц, растягивать мышцы, держать осанку.
Разминка – начало любой тренировки. Эта часть тренировки делится на три вида: быстрая разминка на разогрев всех мышц длится 30 минут, длинная разминка с включением более сложных упражнений и целых связок упражнений длится до часа. Разминка - «подкачка» проходит раз в неделю и направлена на укрепление всех мышц спортсменки. Все эти упражнения придают мышцам красивые плавные очертанию, не дают им «накачиваться» как у бодибилдеров. Внешне это выглядит как красивое подтянутое стройное тело, которое в состоянии выдержать многочасовые физически тяжелые тренировки.
После разминки начинается тренировочный процесс, который индивидуален и у каждой гимнастки идет по индивидуальному плану. В зависимости от того с каким предметом идет тренировка зависит групп мышц, которая прорабатывается в этот момент. Мяч, обруч, булавы, во время подбрасывания, оказывают влияние на мышцы рук – предметы часто подбрасывают и затем ловят, успев выполнить другое упражнение. Здесь вырабатывается сила броска, концентрация и умение держать равновесие, балансировка, чтобы предмет не потерять.
На ноги занятия художественной гимнастикой тоже оказывают большое влияние. Все упражнения выполняются в прыжке, полу приседе или на прямых ногах с вытянутыми носками. Напряжение и давление всего тела во время выступления и тренировки заставляют все группы мышц быть в постоянном тонусе.
Наверное, именно из-за таких тяжелых физических тренировок и влияния на физическое состояние человека гимнастки тренируются 5-6 дней в неделю, а не 2-3 как многие другие виды спорта. Мышцы быстро «забывают» и потом надо снова тренироваться долго и упорно, чтобы получить результат. Нельзя давать отдых телу, его надо постоянно держать в тонусе. Это полезно не только спортсменам, но и людям, не занимающимся спортом. Сейчас для этого открыть много тренажерных залов, построили в парках открытые площадки с тренажерами.
Однако, как и в любом виде спорта, в художественной гимнастике, возможны травмы. Чаще всего травмируются ноги, а именно коленный и голеностопный суставы, что связано с большим количеством сложных прыжков. По данным статистики, 97% из этих травм не представляли реальной угрозы для здоровья спортсменок. В целом, художественную гимнастику можно отнести к относительно безопасным видам спорта.
Из всего вышесказанного можно однозначно с уверенность сказать, сто художественная гимнастика положительно влияет на физическое развитие человека, что видно внешне – красивое, стройное и подтянутое тело, и на уроках физической культуры все упражнения даются легко, т.к. нагрузка значительно ниже, чем на тренировках.
И все же, я говорю художественной гимнастике – ДА, я выбираю этот спорт, а вместе с ним – гармонию и красоту! (приложение 2)
4. Результаты анкетирования
Мне стало интересно, как относятся мои ровесники и одноклассники к занятиям спортом и какие виды спорта предпочитают. Для этого, совместно с учителем, мы провели анкетирование в моей школе среди обучающихся начальных классов. Образец анкеты представлен в приложении 1. Некоторые результаты мы представили в виде диаграммы и проанализировали результаты.
На рисунке 1 видно, что на первый вопрос «Любите ли вы заниматься физкультурой?» положительно ответили все 100% учеников школы. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы в спортивных секция? » положительно ответили почти 60% детей – это больше половины отпрошенных.
Рис. 1. «Анализ ответов на первый и второй вопрос анкеты»
Анализ ответов на третий вопрос «Почему вы выбираете спорт?» мы представили в виде диаграммы (Рис.2). На этот вопрос предлагалась 3 варианта ответа. Дети практически поровну ответили, что спортом надо заниматься, чтобы быть сильным и здоровым, и лишь только некоторые – чтобы быть красивым.
На рисунке 3 мы представили результаты ответов детей на четвертый вопрос « Какой вид спорта вы предпочитаете?». На данный вопрос мы предложили ответить всем детям: кто занимается спортом и кто не посещает никаких спортивных секций. Спорт может нравится человеку и он может хорошо в нем разбираться не только сам играя, но и просто как болельщик.
Рис.3. «Анализ ответов на четвертый вопрос анкеты»
Мальчики выбирали футбол и хоккей, а девочки – танцы и гимнастику. В нашей школе девочек, которые занимаются танцами больше, чем тех, которые занимаются гимнастикой. Но в беседе с детьми, во время проведения анкетирования, дети практически все в независимости от пола отвечали, что во время Олимпийский игр смотрели художественную гимнастику, т.к. это красиво и притягивает, завораживает взгляд.
Рис. 2. «Анализ ответов на третий вопрос анкеты »
Из анализа анкет можно сделать вывод, что мнение одноклассников совпадает с моим: художественная гимнастика закаляет силу воли помогает добиться поставленной цели.
Заключение. Выводы.
Считаю, что цель моей работы достигнута. Мне удалось изучить влияние художественной гимнастики на эстетическое и физическое развитие человека
Моя гипотеза оказалась верна. Действительно, занятия спортом, в том числе и художественной гимнастикой, помогают в физическом и эстетическом развитии человека.
3. Проводя анкетирование, нам удалось выяснить, что
Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Ведь здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических (психических) дефектов. Чтобы сохранить свое физическое и психическое здоровье, необходимо постоянно заниматься, упражняться, тренироваться как физически, так и психологически, развивая тело, внутренние органы, мозг и психику, а также практиковать здоровый образ жизни. И помните русскую пословицу: «В здоровом теле – здоровый дух».
Список литературы:
Баршай В.М, Курысь В.Н., Павлов Н.Б.Гимнастика – Феникс- 2009
Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С., Медведева Е.Е., Терехина Р.Н.
Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития - «Человек», 2014
Кечеджиева Л., Ванкова М..Обучение детей художественной гимнастике. ФиС,. –М., 1985.
Лисицкая Т.С., Новикова Л.А.. Физическая культура: 3-4 кл.: учебник – М.: Астрель. 2014
Палыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982
Сосновский И.Ю., Чайковский А.М.. – М.: Педагогика, 1980. Энциклопедический словарь юного спортсмена
Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. Спутник исследователя. Некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Менделеева ,2017
http://www.krugosvet.ru Энциклопедия Кругосвет
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/hudozhestvennaya-gimnastika/ Спортивная энциклопедия
Приложение 1
Анкета Имя_______________________
1. Любите ли вы занятия физкультурой? |
да нет |
2. Занимаетесь в спортивных секциях? |
да нет |
3. Почему вы выбираете спорт? |
быть здоровым быть красивым быть сильным |
4. Какой вид спорта предпочитаете? |
плавание гимнастика футбол танцы баскетбол хоккей карате |
Анкета Имя_______________________
1. Любите ли вы занятия физкультурой? |
да нет |
2. Занимаетесь в спортивных секциях? |
да нет |
3. Почему вы выбираете спорт? |
быть здоровым быть красивым быть сильным |
4. Какой вид спорта предпочитаете? |
плавание гимнастика футбол танцы баскетбол хоккей карате |
Анкета Имя_______________________
1. Любите ли вы занятия физкультурой? |
да нет |
2. Занимаетесь в спортивных секциях? |
да нет |
3. Почему вы выбираете спорт? |
быть здоровым быть красивым быть сильным |
4. Какой вид спорта предпочитаете? |
плавание гимнастика футбол танцы баскетбол хоккей карате |
Анкета Имя_______________________
1. Любите ли вы занятия физкультурой? |
да нет |
2. Занимаетесь в спортивных секциях? |
да нет |
3. Почему вы выбираете спорт? |
быть здоровым быть красивым быть сильным |
4. Какой вид спорта предпочитаете? |
плавание гимнастика футбол танцы баскетбол хоккей карате |
Приложение 2
Фотосессия для портфолио