Создание компьютерной анимации средствами программы Pencil 2D

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание компьютерной анимации средствами программы Pencil 2D

Васильев Н.А. 1
1МБОУ "Ульт-Ягунская СОШ
Мартюшева Е.А. 1
1МБОУ "Ульт-Ягунская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Наверное, нет ребенка в мире, который не любил бы мультики. Мне 12 лет, но их я люблю также, как и в 6 лет, и в 7. Даже мои родители иногда с удовольствием смотрят со мной мультфильмы, смеются над персонажами, обсуждают решения героев.

С появлением компьютеров, планшетов и смартфонов у человека появился огромный и разнообразный выбор. Теперь их можно выбирать и искать в Интернете, а не ждать, пока любимый мультфильм покажут по телевизору. Однако, по-настоящему полезные, интересные и даже поучительные мультфильмы стало все сложнее найти. И я задался вопросом: «А можно ли самому создать мультфильм?» В этом заключается актуальность моей работы.

Мне очень захотелось узнать все об истории создания мультфильмов, о процессе их создания, придумать и создать свой собственный мультфильм.

Объектом моего исследования стала мультипликация. Цель исследования: Исследовать процесс создания мультфильма и создать свой мультфильм в домашних условиях.

Задачи исследования:

ознакомиться с историей мультипликации и способами создания мультфильма;

изучить классификацию мультфильмов;

изучить программы, необходимые для создания компьютерной анимации.

Методы исследования:

сбор и изучение информации;

проведение социологического опроса;

проведение эксперимента;

При сборе информации мы пользовались литературой, которую нашли в библиотеке школы и поселения, а также электронными книгами, такими как Солодчук В.И. «Создание анимационного фильма с помощью компьютера», а также Фролов М.И. «Учимся анимации на компьютере. самоучитель для детей и родителей».

Практическая значимость данной работы заключается в том, что мультфильм можно показать учащимся нашей школы, чтобы заинтересовать ребят процессом его создания, а также знакомство детей с фольклором хантыйской литературы. Результаты проекта могут использоваться на уроках информатики, технологии, изобразительного искусства и родной литературы. Создание мультфильма на любую тему школьной программы развивает творческие способности учащихся. Проект дает возможность понять основы анимации, приобрести знания и умения в создании мультфильма.

Созданный продукт данной работы может применяться для знакомства с мультипликацией, начинающий мультипликатор может воспользоваться способами создания компьютерной анимации.

Сначала мы составили план исследования:

Узнать всё про мультфильмы.

Изучить технологии создания мультфильмов.

Провели опрос среди учащихся нашей школы.

Выбрать способ и тему создания мультфильма.

Определить этапы создания мультфильма.

Презентовать мультфильм учащимся нашей школы.

Пройти апробацию.

Наметить пути дальнейшего развития проекта.

Основная часть

Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — это технические приёмы, с помощью которых создаётся иллюзия движущихся картинок из неподвижных изображений, то есть кадров или рисунков [3].

Анимация (от фр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология [3].

С помощью мультфильма человек может передать не только своим эмоции и мысли, но и свои фантазии или желания. Оживающие картинки способны заинтересовывать человека любого возраста, увлекать его, заставлять задумываться и делать выводы. Чтобы картинка оживало необходимо соблюдение ряда условий.

Одно из условий – это смена кадра. Наши глаза удивительно устроены. Они способны «видеть» то, чего на самом деле нет. Человеческий глаз удерживает на сетчатке любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Так как в кинопроекторе за секунду пробегает 24 кадра, каждый длительностью в одну двадцать пятую доли секунды, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. На этом и основан принцип кинематографа.

В графической мультипликации кадры — это последовательные фазы движения рисованных объектов, основанные на плоских марионетках и «перекладках» [5].

В объёмной мультипликации кадры являются фотографиями объёмных объектов — кукольных, барельефных, пластилиновых. В компьютерной мультипликации кадры считываются специальными компьютерными программами.

1.1. Теория создания мультфильма

Самый главный человек при создании мультфильма – это режиссер. Именно он придумывает о ком и о чем будет мультфильм. Он создает персонажей и придумывает приключения для них – это называется сюжетом мультфильма или сценарий. Все что происходит с героями мультфильма выдумано режиссером.

Свои идеи режиссер рассказывает художникам. Художник по персонажам внимательно слушает и представляет будущего героя мультфильма. Он создает героев с помощью красок, ткани, пластилина, компьютерной программы. 

Декоратор - художник по декорациям. Он создает план для мультфильма. План – это фон (небо, земля) и декорации (дома, машины, деревья). Аниматор и оператор работают вместе. Аниматор передвигает фигурки героев, а оператор кадр за кадром снимает – фотографирует каждое передвижение. Так получается очень много фотографий, целая лента. Каждый чуть, чуть отличается от другого, того, который рядом.

Когда отсняты все фотографии персонажей мультфильма надо озвучить. Озвучивают героев мультфильма настоящие актеры. Голос для своего героя режиссер выбирает сам. Музыку к мультфильмам пишут композиторы. Весь мультфильм собирает на компьютере – монтажер. Все фотографии на экране пролистываются очень быстро. Герои начинают оживать: улыбаться, моргать, ходить.

1.2. Виды мультфильмов

Рисованные мультфильмы Первые мультфильмы были рисованными, так как они не требовали кинооборудования, поэтому появились задолго до появления кинематографа.  Своей долгой жизнью они обязаны американскому Уолту Диснею, который один из первых внедрил ручную технику рисования.

Для того чтобы испытать её на практике придётся потрудиться и подготовить целую картинную «галерею». В процессе рисования используются акварельные краски, фломастеры, цветные и грифельные карандаши, мелки и даже обычные шариковые ручки. Основой для рисования может выступить не только бумага, но и стекло. Для создания нового рисунка на стекле требуется лишь подправить предыдущий набросок, стерев при этом лишние линии. На бумаге каждое последующее движение придётся рисовать полностью от начала и до конца.

Отснятый таким образом рисованный материал переносится на компьютер, где при использовании подходящего видео редактора (к примеру, Movie Maker) производится его последующий монтаж и озвучка.

Изначально при рисованной технике каждый новый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоёмко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников. Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем — подвижные и т. д. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил также Уолт Дисней. В настоящий момент большинство рисованных фильмов производится в Японии и России. Студии Уолта Диснея переведены на 3D-технологию.

Кукольная мультипликация. Россия является родиной кукольной, или объемной, мультипликации. Известные мультики: «Чебурашка», «Варежка». С развитием этого вида мультиков появилась новая техника создания фильмов. Но тем не менее процесс создания ленты оставался не менее трудоемким. Менять положение кукол, создавая иллюзию их движения, несколько проще, чем при рисовании, но и здесь имеются свои особенности. Например, чтобы изобразить объект парящим в воздухе, потребуется закрепить его в пространстве при помощи натянутой лески. Само «крепление» при этом остаётся практически незаметным для объектива фотоаппарата.

  Кукольные мультфильмы, как и рисованные, «оживают» лишь при покадровой съёмке. Разница между ними заключается в том, что для изготовления кукольных персонажей требуются не только краски и бумага, но и масса других подручных материалов. Это могут быть лоскутки ткани, нитки, поролон, проволока, пуговицы, дерево, разнообразные плоды и др. Основой для создания кукольных мультфильмов может послужить также конструктор «Лего».

Совсем неважно, из чего будет сделан кукольный герой, главное, чтобы он был наделён индивидуальностью. Отдельное место в кукольной анимации занимают спецэффекты. Так, обычная манка или соль поможет создать в кадре живописный зимний пейзаж и глубокие «снежные» сугробы.

Перекладка. Создана советским мультипликатором Хитруком. Перекладка – это среднее между рисованным и кукольным мультфильмом. В перекладке изображение складывается не из рисунков, сделанных художником, а из перемешивания (перекладки) уже готовых фрагментов изображения, вырезанных из картона.

Перекладка также используется в пластилиновой анимации. В этом случае композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. Персонажи и декорации делаются плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. В этой технике был снят мультфильм «Падал прошлогодний снег».

Перекладка сильно упрощает процесс создания мультфильма, который получается двухмерным, но, сделанный качественно, «перекладочный» мультфильм мало уступает рисованному.

Песочная анимация. Очень впечатляюще выглядит песочная анимация, технологию которой вполне можно освоить в домашних условиях. На поверхность, которая излучает направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Изобретателем песочной анимации принято считать канадско-американского режиссёра-мультипликатора Кэролин Лиф. В 1969 году она продемонстрировала публике песочный сюжет «Песок, или Питер и Волк».

Для достижения художественного эффекта песочные картины следует «рисовать» на стеклянном столе с подсветкой. В идеале должен иметься песок различных оттенков. Эта задача легко решается путём его окрашивания. Примером мультфильма, выполненного в этой технике, может стать «Сказочка про козявочку».

Пластилиновые мультфильмы. Благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остаётся одним из самых любимых материалов мультипликаторов. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с изменением этих объектов в промежутках между кадрами.

Например, мультик «Пластилиновая ворона» поражает своими героями, которые очень легко перевоплощаются друг в друга.

Компьютерные мультфильмы. Это мультфильмы, созданные преимущественно при помощи компьютера. Компьютерные программы значительно упрощают процесс создания мультфильмов. На основании введённых параметров они позволяют без особых усилий строить базовые модели анимированных персонажей, промежуточные позы которых высчитываются автоматическим путём.

Наиболее известными компьютерными техниками являются захват движения, 2D- и 3D- мультипликация.

Захват движения (motion capture). При использовании этого метода на актёра надевается костюм с датчиками, он производит движения, требуемые по сценарию. Данные с датчиков фиксируются камерами и поступают в компьютер, где сводятся в единую трёхмерную модель, на основе которой создаётся анимация персонажа. Также этим методом воспроизводится мимика актёра (в этом случае на его лице располагаются маркеры, позволяющие фиксировать основные мимические движения). С использованием этого метода были созданы мультфильмы «Полярный экспресс», «Последняя фантазия».

2D мультипликация – анимация, создаваемая на компьютере, и сохраняющая иллюзию плоского изображения движущейся картинки (рисованной графики). Ранее для мультфильмов использовали преимущественно двухмерную (плоскую) графику. Именно таким способом в программе Adobe Flash была создана «Масяня». Для создания 2D-анимации подходят такие программы как PowerPoint и GIF Animator.

3D мультипликация - создаваемая на компьютере, и сохраняющая иллюзию объемного изображения объектов и их движения в пространстве (как в кукольной анимации). Одна из первых компьютерных программ по созданию 3D объектов с возможностью их анимации - 3D MAX. Первым полнометражным полностью компьютерным мультфильмом стал мультик «История игрушек».

Часто мультфильмы снимают в комбинированной технике, например, «Кунг-фу панда» (рисованный/3D – анимация).

1.3. Процесс создания собственного мультфильма

После изучения материалов мы приступили к практической части. Работа наша проходила поэтапно.

1 этап. Выбор вида мультфильма. Мы решили создать 2D мультфильм. Подготовились к работе, скачав необходимые программы: Penсil2D (для создания кадров мультфильма) и Movavi Video Suite 2020 (для монтажа и озвучки). Просмотрели десятки видеороликов, обучающих работе в этих программах.

Программа Penсil2D обладает рядом преимуществ перед другими программами, предназначенными для создания компьютерной анимации.

Минимальный дизайн легкий и простой в использовании, благодаря чему можно сосредоточиться на анимации, а не на том, какую кнопку нажать дальше.

Растровый и векторный редактор позволяет плавно переключаться между растровыми и векторными рабочими процессами, позволяя рисовать эскизы, чернила и краски на ходу.

Межплатформенность. Pencil2D является кросс-платформенным приложением, которое работает на Windows, macOS, Linux и FreeBSD.

Открытый исходный код и бесплатное распространение. Pencil2D является полностью открытым исходным кодом и бесплатным для использования, даже в коммерческих целях.

Movavi Video Suite 2020 хоть и платная программа, но она была установлена у нашего руководителя и мы уже были с ней знакомы, поэтому выбрали именно ее для конечного монтирования нашей работы.

2 этап. Чтобы определиться с темой проекта, мы, совместно с учителем, провели социологический опрос «Какой мультик я бы хотел увидеть?» (Приложение 1).

По результатам опроса мы составили диаграмму в программе Excel, на которой наглядно отобразились пожелания ребят нашей школы (Приложение 2).

Так, большинство ребят хотели бы увидеть больше мультфильмов, основанных на национальных особенностях. Очевидно, это связано с тем, что даже в нашем классе учатся ребята разных национальностей, а в самом поселке Ульт-Ягун проживает более 30 национальностей. Исходя их этого, остановили свой выбор на хантыйской сказке «Запрет» (Приложение 3). Дальше работа пошла по плану, которому следуют все мультипликаторы:

Сценарий. Вначале мы составили сценарий по сказке. Обсудили каждое движение и реплику персонажа, нашли людей, которые озвучили бы нам нашу сказку. На этом этапе нам помогли нашли одноклассники.

Фоны, персонажи, рисование. Внешний вид наших героев был выбран минималистичным, поскольку именно так можно было быстро и более точно перенести персонажа из кадра в кадр. Для фона мы использовали несколько изображений из сети Интернет, лишь добавляя или увеличивая нужные нам части готовых рисунков.

Работа над анимацией. В программе Pencil2D мы покадрово изображали фоны, наших героев, их движения. Всего в нашем мультфильме нарисовано 200 кадров, хотя готовый мультфильм длится всего 1:50 мин. Суммарно на создание мультфильма в программе Pencil2D ушло две недели, поскольку мы занимались этой работой после уроков (Приложение 4).

Монтаж и озвучка. Далее мы переложили наши кадры в другую программу Movavi Video Suite 2020. Для этого мы экспортировали готовый набор кадров с опорой на слой камеры. Записали аудиофайлы на диктофон, нарезали музыку, и наложили на наш мультфильм. Чтобы достичь нужного звучания, некоторые реплики приходилось перезаписывать по нескольку раз.

Презентация мультфильма. Первыми наш мультфильм увидели одноклассники. Они позитивно его оценили, дали некоторые советы по улучшению картинки и пожелания на будущие работы. Так появилась идея создать целый ряд небольших мультфильмов о народах России. Затем, мы с нашим руководителем представили видеоролик учащимся начальных классов, которым он тоже понравился.

Заключение

Изучив материалы по данной теме, мы узнали, что существует очень много техник для создания мультфильма: рисованные, кукольные, песочные, пластилиновые, компьютерные мультфильмы, «перекладка». Нам стало понятно, какие приспособления необходимы для того, чтобы оживить героев. Мы узнали, что для создания одного мультика необходимо знание нескольких профессий: режиссер, художник, декоратор, аниматор и оператор, композитор, монтажер. Оказалось, всё не так просто. Создание мультфильма – это очень кропотливая работа, требующая терпения, а также умения работы с компьютером.

Мы смогли сделать мультфильм сами. И своим одноклассникам, и ребятам из других классов мы уже показали свой мультфильм. Также мы участвовали в окружном конкурсе мультфильмов «ВОНТ СУРЕМ * ТАЁЖНЫЕ УЗОРЫ», где представили свою работу в номинации «Мой дом – ЮГРА». Кроме того, наша работа участвовала в XI районном конкурсе исследовательских работ обучающихся «ЮНИОР», где мы стали лауреатами.

Мы попробовали свои силы в роли режиссера, декоратора, монтажера, художника. Работа нам очень понравилась, она открыла перед нами огромный простор для творчества. Зародилась идея собрать команду ребят разной национальности и создать череду мультфильмов на основе сказок разных народов России, чем мы уже начали заниматься. Хочется попробовать другие техники, посмотреть, что окажется сложнее, интереснее. Также мы планируем улучшить графическую составляющую работы, увеличить количество кадров в минуту, чтобы будущие мультфильмы получились еще более живые и интересные.

Список использованных источников и литературы

Анимация как феномен культуры. Материалы первой всероссийской научно-практической конференции. 27-28 апреля 2005 года. Сост. Н.Г. Кривуля. М.: ВГИК, 2006.

История русской мультипликации. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Солодчук В.И. Создание анимационного фильма с помощью компьютера. М.: Издательство института психотерапии, 2002.

Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. самоучитель для детей и родителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 288 с.

Халас Д., Уайтекер Г. Тайминг в анимации. Пер. с англ. Ф.Хитрук. М.: Магазин Искусства, 2000.

Электронная библиотека детской литературы [Электронный ресурс] https://skazkibasni.com/zapret

Приложения

Приложение 1

Опрос «Какой мультик я бы хотел увидеть?»

Мне больше нравятся:

Смешные мультфильмы;

Мультфильмы без смысла;

Поучительные мультфильмы;

Мультфильмы про драки, бои и т.д.

Я бы хотел ближе познакомиться с темой:

Народностей России;

Народностей мира;

Освоения космоса;

Научных открытий и наблюдений.

Для меня мультик – это ____________________________.

Приложение 2

Результаты опроса:

ТОП-10 самых интересных ответов на вопрос №3.

Для меня мультик – это…

Главный источник настроения.

Время, проведенное с интересом.

Возможность отдохнуть с семьей.

Возможность вспомнить детство (ответ из старших классов).

Приключение с любимым героем.

Самый долгожданный момент дня.

Возможность узнать что-то новое.

Время, проведенное с сестренкой.

Целая Вселенная.

Шанс, узнать продолжение.

Приложение 3

Хантыйская сказка. Сказки народов Севера.

Уплыла мать на обласке в русскую деревню за покупками. А отец поехал траву глядеть – не пора ли покосничать.

Велели детям домовничать. Брат с сестрой целый день в Оби купались. К вечеру посинели от купанья, зуб на зуб не

попадает.

Затопил мальчик уличную печку возле дома.

Сидят, греются.

— Пойдём, проневодим напротив избы, - зовёт брат сестру.

–Свежей рыбы на ужин добудем.

А то чем родителей встретим?

Девочке неохота от печки уходить. Она вспомнила старую сказку и выдумала отговорку:

-В нашем роду женщинам не позволяется у домашнего берега рыбачить!

Позвал мальчик соседских детей. Совсем немного протащили невод-бредень и добыли щук.

Разделил маленький рыбак улов поровну всем. Свою долю домой несет.

-Сестрица, выпотроши рыбу. Я по воду сбегаю. У ленивой девочки ответ готов:

-Родовой запрет, братец! Наша мать говорила, а ей дома сказывали: в её роду женщины к щуке не касаются.

Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам рыбу принялся чистить и на куски резать.

Мелких щучек – щуругай, потроха да рыбьи хвосты в собачьем котелке над костром варить подвесил, чтобы лайкам еда готова была не позже, чем людям.

Такой у северян обычай!

Наварил мальчик щучьей ухи полон котёл!

Тут и отец вернулся. Увидал он – собаки сыты, похвалил детей:

-Хорошие хозяева – мои сын и дочь!

Мальчик помалкивает. Собрал ужин на летнем столике. Рыбу в чуман выложил, а уху в двух кружках подал.

Поглядел отец, дочка губы надула, ворошит в дымокуре прутом и не встает.

-Что же ты про сестру забыл?

–спрашивает отец.

Засмеялся мальчик:

-Сестрица сказала, ей нельзя щуку ловить и чистить. А уж кушать щуку, пожалуй, вовсе грех?

Приложение 4

Работа в программе Pencil2D

 
Просмотров работы: 693