I. Введение
В прошлом году мой проект был посвящён выполнению открыток в технике пуантилизм на тематику советской и российской мультипликации. В день защиты детей эти открытки были розданы в парке. Мы получили большое количество положительных отзывов, многие заинтересовались нашими открытками. В этом году мы решили продолжить работу в данном направлении, но посвятить открытки тематике коренных народов Кузбасса.
Актуальность темы: Особенностью данного проекта является то, что он позволяет учащимся всех возрастов проявить творческую индивидуальность. Дети часто сталкиваются с трудностью выбора способа самовыражения. Во всём разнообразии детского творчества особое место занимает изобразительное, так как именно оно позволяет раскрыть свои мечты, восприятие окружающего мира, своё настроение. Очень интересной является техника пуантилизма. Детям гораздо проще и увлекательнее писать точками, чем традиционным способом, а работы, выполненные ребенком в технике пуантилизм, будут своеобразными. Картины удивляют своей необыкновенностью, уже только потому, что они написаны точками.
Все дети любят праздники, любят дарить и получать подарки. Неотъемлемой частью праздников являются открытки. Очень интересно делать открытки своими руками, а особенно со своими работами, выполненными в технике пуантилизма.
Выполнение открыток несёт в себе воспитательные и образовательные цели, т.к. их тематика затрагивает историю. В этом году празднуется трёхсотлетие Кузбасса. На его территории проживает несколько малочисленных народов. Коренные народы есть во всех частях света. Красота и уникальность малых этнических групп, их языки и традиции без сомнения вносят разнообразие в мировую культуру.
Цель работы: Привлечение внимания к искусству народов, исторически населяющих Кузбасс, через выполнение открыток в технике пуантилизм.
Задачи:
Изучить информационный материал о коренных народах Кузбасса.
Изучить информационный материал о направлении изобразительного искусства пуантилизм.
Выполнить работы в технике пуантилизм.
Провести анкетирование и мастер-классы.
Выполнить открытки с обучающимися изостудии «Родник творчества».
Объект: Культура коренных народов Кузбасса.
Предмет: Применение техники пуантилизма в изготовлении тематических открыток.
Методы: сбор материала, обобщение и анализ информации, анкетирование, проектная деятельность, наглядно-иллюстративный метод.
Участники проекта: обучающиеся студии изобразительного искусства.
Гипотеза: я предполагаю, что сюжеты работ поспособствуют повышению интереса ребят к коренным народам Кузбасса, а применение техники пуантилизма в выполнении открыток привлечёт дополнительное внимание.
II. Основная часть.
1. Теоретическая часть.
1.1. Техника изобразительного искусства – пуантилизм.
Пуантилизм (от фр. Pointel – письмо точками) – это живописный метод, и течение в живописи постимпрессионизма, возникшее на его основе. Пуантилизм имеет также названия: дивизионизм и неоимпрессионизм. Возник во Франции в 19 веке. Пуантилизм – это письмо раздельными точечными мазками (или в виде мелких треугольников), наносимыми чистыми цветами с расчётом на их визуальное смешение в глазах зрителя. Оптическое смешение цветов даёт гораздо большую яркость, чем механическое смешивание красок. Считалось, что оптимальным расстоянием для рассматривания картин, выполненных в пуантилистической манере, является их тройной размер по диагонали. Каждый цвет, по мысли художников-пуантилистов, нёс и смысловое значение: жёлтый и красный – радость, зелёный и синий – грусть и т.д. Многие критики 19 века считали, что новый метод сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в монотонное нанесение мазков. Это было не так. Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера. [2, 3]
1.2. Художники-основатели направления.
Жорж Сёра (1859-1891) – художник, основатель французской школы неоимпрессионизма 19 века. Свой подход он полагал научным и был художником-интеллектуалом, его кистью управляли разум и метод, а не инстинкт и сердце. Этот метод подразумевает разложение сложного цвета на чистые, наносимые на холст в виде точек, расположенных близко друг к другу, в результате чего возникает особая глубина цвета и различные эффекты.
Его знаменитое полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», выполненное в новой художественной манере, было центральным на выставке импрессионистов в 1886 году. Картина, работа над которой длилась 2 года, произвела эффект бомбы. К полотну Сёра невозможно было пробиться из-за многочисленных зрителей.
В своей короткой жизни Жорж Сёра создал только 7 больших картин, так трудоёмка и сложна была им же созданная техника.
Первые картины художник показал на официальном салоне в 1883 году, где работы подверглись большой критике, и на первой выставке независимых в 1884 году. Здесь он познакомился с Полем Синьяком – ещё одним первооткрывателем и своим последователем. [4]
Поль Синьяк (1863-1935) – французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, пропагандист неоимпрессионизма.
Родился в состоятельной семье. Не получил художественного образования. Творческая манера сформировалась, в основном, под влиянием творчества импрессионистов, в особенности Клода Моне. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, П. Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пуантилистом.
Перенимая манеру Ж. Сёра, Синьяк приспосабливает её к своему видению мира. Поль Синьяк предпочитал работу на открытом воздухе. Особое место занимают картины с изображением моря и побережья Франции. С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные – вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы. Так, сопоставляя в картине "Сена. Гренель" Эйфелеву башню и заводские трубы, он как бы говорит о существовании другого Парижа, рабочего. Среди портретных работ наиболее значимая – портрет Феликса Фенеона, автора слова неоимпрессионизм. [9]
1.3. Современные художники-пуантилисты.
Попов Олег Викторович. В 2003 году, отдыхая летом с детьми на городском пляже, получил тяжелейшую травму позвоночника. И, как результат, - полная парализация нижних и верхних конечностей. Вот тут-то он и вспомнил про обучение в художественной школе. Вместо кисти он использует средний палец правой руки. Чтобы остальные пальцы не мешали в работе, их приходится прятать в специальной перчатке. Множество замыслов и идей будущих полотен переполняли фантазию Олега Викторовича, соскучившегося по работе, по живому творчеству за годы болезни. Картины рождались одна за другой. На написание одной работы у художника уходило от 4-5 дней до 2-х недель. Его картины похожи на вышитые ковры и отличаются яркими, чистыми цветами, рельефной, своеобразной фактурой. Олег Викторович в своих работах показал себя как разножанровый художник, пишущий пейзажи, натюрморты, портреты, животных и т.д. В сентябре 2008 года состоялась его первая персональная выставка. На суд зрителей было представлено 35 картин. [10]
Ксандра Осинина профессиональный художник (живопись, мозаика, фотография и фото-графика, полиграфический дизайн, изготовление украшений, декора и другие виды визуального и декоративно-прикладного искусства). Автор нескольких персональных и участник коллективных выставок, а так же различных творческих и социальных проектов. В технике пуантилизма у неё нарисован только один цикл работ, который посвящается знакам зодиака. [8]
Бен Гейне – бельгийский художник. Получил широкую известность благодаря фотописи – приёму, в основе которого лежит пуантилизм. Все рисунки выполняются вручную, без каких-либо вмешательств компьютерных программ. С помощью цветных кругов и точек разных размеров художник создал портреты таких знаменитостей, как Элвис Пресли, Фредди Меркьюри, Леди Гага, Мэрилин Монро, Боб Марли, Эминем, Джонни Депп... [1]
Поль Норманселл. Его уникальный стиль живописи находится под влиянием пуантилизма. Художник рисует свои картины на тонколистовой алюминиевой пластине, используя кисть и глянцевую краску, создавая изящные и подробные портреты, состоящие из тысячи точечек, проставленных вручную. Подобная техника создания картин и отражательные свойства глянцевой краски заставляют зрителя искать правильный угол созерцания картины, потому как если стать не под тем углом, можно потерять и тон, и четкость, и цветовую гамму портрета. Картинка оживает и появляется знакомый силуэт. [3] (Приложение №1).
1.4. Из истории открыток.
Название "открытка" сокращенное от словосочетания открытое письмо. В конце XIX - начале XX века открытку называли, "артистическая карточка", подразумевая наличие на открытке изображения, созданного художниками. Единой даты появления открытки не существует, так как в каждой стране это произошло в различное время, но уже с конца XIX века сохранилось большое число интересных образцов этого жанра, и потому 19 век вполне уверенно можно назвать временем расцвета искусства открытки.
Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году. Самая ранняя поздравительная карточка, которая хранится в Британском музее, датирована XV веком. Это время начала книгопечатания в Европе. Открытка посвящена празднику св. Валентина.
В первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века такую уже использовали в Петербурге и Москве. Известна почтовая бумага, где в качестве рисунков изображены мотивы из гравюр художника, которые посвящены архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.
Родиной поздравительной открытки является Англия. Первые поздравительные открытки в Россию из Англии привозили купцы. На них был размещён один рисунок без надписи, которую потом наносили на русском языке, и такая открытка стоила в те времена достаточно большие деньги. Первые почтовые иллюстрированные открытки появились чуть более ста лет назад. Предпочтение производителей отдавалось изображениям видов города, цветов, животных, птиц.
До революции праздничные открытки - "поздравишки", как их называли, выпускали к Рождеству Христову и Святой Пасхе, поздравляли с Днем ангела, в начале ХХ века стали посылать поздравления с Новым годом.
Виды поздравительных открыток:
Открытка-карточка
Открытка со сгибом
Открытка с вложением
Открытка-трансформер
Бесконечная открытка
Поп-ап открытка
Скрапбукинг открытка
Музыкальная открытка
Для открыток используются следующие виды бумаги:
Мелованная бумага
Дизайнерская бумага
Фактурная бумага
Крафт-бумага
Картон
Синтетическая бумага [5,6]
1.5. Коренные народы Кузбасса.
Кузбасс является территорией традиционного проживания для четырёх коренных народов (шорцы, телеуты, кумандинцы и сибирские татары). По данным Всероссийской переписи населения 2010г. в области проживали 10672 шорца, 2520 телеутов, 225 кумандинцев.
Одним из самых многочисленных «коренных» народов Кузбасса считаются шорцы. Шорцы — тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. В истории шорского этноса этнографами принято выделять три этапа: 1) формирование этнографических групп (XVII — нач. XX вв.); 2) формирование шорского этноса в условиях советского национально-культурного строительства (сер. 1920 гг. — конец 1930 гг.); 3) ослабление этнической специфики и ассимиляция шорского этноса (1940 гг. — настоящее время). К приходу русских в верховья Томи процессы межэтнической интеграции различных по происхождению групп местного населения были в основном завершены.
Вторым некогда многочисленным тюркоязычным народом Кузбасса являются телеуты. Этническая история телеутов уходит в глубь веков, а сами телеуты ведут свое происхождение частью от местных «притомских» кыпчакско-кузнецких тюрок, частью от средневековых кочевников-скотоводов «теле». В русских исторических документах встречается много сведений о столкновениях между русскими и телеутами в «порубежных волостях». Периоды относительно мирных отношений и взаимовыгодных связей сменялись набегами на ясачные волости и разорением острогов. Политическая история самостоятельной «Телеутской землицы» закончилась в начале XVIII в.
Сибирские татары появились в Российской Федерации достаточно давно. Они занимали часть территории Сибири еще до прихода славянских племен. Историки расходятся во мнении о том, когда появились сибирские татары и кто является из прародителями. Ряд ученых полагает, что таковыми могут быть древние тюрки или кыпчаки. Становление проходило в условиях разобщенности, постоянной угрозы войны с соседями, в сложных климатических условиях, что сказалось на жизненном укладе народа. Традиции сибирских татар сильно изменились ввиду влияния ислама. Однако некоторые празднества до сих пор отмечают.
Из всех коренных малочисленных народов Кузбасса самый малочисленный – кумандинцы. Кумандинцы – тюркоязычный народ. Традиционные поселения кумандинцев были немногочисленными, расположенными длинной полосой вдоль рек. Письменность этого народа создана в начале XX в. на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде. [7]
2. Практическая часть.
2.1. Выполнение своих работ в пуантилизме.
В технике пуантилизм у меня выполнено несколько работ. Сначала я грунтовала лист бумаги тёмным цветом: чёрным, синим, болотно-зелёным. Затем на высохшем листе отмечала героев. После этого приступала к цвету. Первый слой точек становился фоновым, а сверху на него наносились второй, третий, четвёртый и т.д. (Приложение №4).
2.2. Анкетирование.
Я решила провести опрос среди ребят и выяснить, что они знают о коренных народах нашего региона, а также о технике пуантилизма и художниках, работающих в ней. Разработала вопросы анкеты и раздала их. Результаты опроса позволили составить и проанализировать диаграммы. Опрашивалось 24 человека. О том, что такое пуантилизм, знают 33,6% ребят. Верно выбрали художников-пуантилистов 24,9% анкетируемых. Правильно указали век появления пуантилизма 33,6%, а страну – 33,4% опрашиваемых. Ранее в данной технике уже работали 33,6 % обучающихся. Верно указали коренные народы региона 24,9% ребят. На остальные вопросы о народах, исторически проживающих на территории Кемеровской области, ребята дать отеты не смогли. (Приложение №2).
2.3. Мастер-класс.
После анкетирования в изостудии «Родник творчества» были проведены мастер-классы. Вначале я рассказала ребятам о технике, истории её развития, познакомила их с творчеством художников-пуантилистов, ответила на возникшие вопросы. Затем я рассказала обучающимся студии о народах, проживающих на территории Кузбасса много лет назад и в настоящее время, познакомила с шорскими сказками. Мы обсудили, почему так важно знать историю коренных народов и помнить их традиции.
Потом я ещё раз раздала анкеты. Теперь результаты стали положительными, количество правильных ответов заметно увеличилось.
После этого мы изучили технику на практике. Для того чтобы первые точки было ставить проще, мы использовали ватные палочки, а затем, когда принцип был понятен, стали применять кисть. Тематикой работ стали сюжеты шорских легенд и сказок. Во время рисования для большего погружения в культуру народов мы включали национальные композиции.
У всех получились яркие и оригинальные работы, выполненные в пуантилизме.
2.4. Выполнение открыток в изостудии «Родник творчества».
Кто не любит праздники, не любит дарить и получать подарки? Неотъемлемой частью праздников являются открытки. Очень интересно делать открытки своими руками, а особенно со своими работами, выполненными в технике пуантилизма.
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Сохранение этносов позволяет нам всем сохранять и культуру, и обычаи, и национальные языки.
Все нарисованные ребятами работы были отсканированы и распечатаны. Они стали основой для нашей открытки и помещены на лицевой стороне. Внутри части открыток размещён фрагмент легенды, иллюстрацией к которой является рисунок. Так ребёнок, получивший открытку, заинтересуется легендой, захочет прочитать до конца. Может быть, прочитает другие сказки и легенды. Внутри остальных открыток разместили историческую справку о коренных народах Кузбасса. В дальнейшем эти открытки мы планируем раздать в парке 6 июля, в день празднования трёхсотлетнего юбилея Кузбасса. (Приложение №3).
III. Заключение.
Таким образом, моя гипотеза о том, что сюжеты работ поспособствуют повышению интереса ребят к коренным народам Кузбасса, а применение техники пуантилизма в выполнении открыток привлечёт дополнительное внимание, подтвердилась. Это видно из работы обучающихся изостудии на мастер-классах, из результатов повторного анкетирования и из отзывов обучающихся в других коллективах ЦДТ, кому мы уже раздали открытки.
Весь мой проект состоял из следующих этапов:
№ |
Этап |
Результат этапа |
Срок реализации |
1 |
Сбор информации |
Систематизированный материал о 1) коренных народах Кузбасса; 2) технике пуантилизм. |
Сентябрь-октябрь |
2 |
Осваивание техники |
Выполненные работы в пуантилизме |
Октябрь-декабрь |
3 |
Проведение анкетирования |
Оценка знаний ребят по данной теме |
Декабрь |
4 |
Проведение 1-ого мастер-класса |
Приобретение детьми знаний о 1) коренных народах Кузбасса, их расселении, об их сказках и легендах; 2) направлении пуантилизм, истории его развития, творчестве художников |
Январь |
5 |
Проведение 2-ого мастер-класса |
Приобретение обучающимися изостудии практических навыков работы в пуантилизме |
Январь-февраль |
6 |
Творческая мастерская |
Выполненные открытки с использованием своих работ |
Февраль-март |
Главным результатом проекта стало повышение интереса к коренным народам Кузбасса. Продуктом проекта являются открытки. Ещё одним важным результатом стало приобретение обучающимися изостудии «Родник творчества» теоретических и практических навыков работы в пуантилизме, возможность применения своих работ в открытках.
Всем ребятам понравилась наша деятельность, многие из них решили продолжить работу в данном направлении. Пуантилизм – ещё один способ самовыражения. Эта техника позволяет понять составляющие тех и иных цветов, ощутить баланс между красками, учит виденью расположения света и тени, а также развивает усидчивость, ведь процесс выполнения такой кропотливой работы является длительным.
Нарисуй мне, художник, картину! (Виктор Деньков)
Нарисуй мне, художник, картину,
Чтобы в ней разгорался рассвет
Средь заснеженных гор, а вершины
Отражали бы солнечный свет.
Нарисуй мне, художник, картину,
О рождении дня среди скал,
Чтоб движения неуловимые,
Каждый раз я на ней созерцал,
Чтобы воздух прохладой струился,
Яркий свет излучала б заря,
И с тоскою навек я простился,
Наблюдая за жизнью в горах…
IV. Список использованных источников и литературы.
Мосин И. И. Всё о стилях и течениях в современном искусстве [Текст] / И.И. Мосин. – Вильнюс: BESTIARY, 2012. - 562 с.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1998. - 418 с.
Тийу Вийранд. Молодёжи об искусстве [Текст]/Тийу Вийранд. - Таллинн: Кунст, 2017 - 256 с.
Хайо Дюхтинг. Сёра (1859-1891). Пуантилизм [Текст] / Хайо Дюхтинг – М.: Арт-родник, 2018. - 96 с.
Интернет ресурсы:
История возникновения открытки [Электронный ресурс] – URL: http://design-fly.ru/iskusstvo/istoriya-otkrytki.html, свободный
История возникновения открыток [Электронный ресурс] – URL: https://pandia.ru/text/78/047/34275.php, свободный
По-Сибири. Коренные народы Кемеровской области [Электронный ресурс] – URL: https://posibiri.ru/korennye-narody-kemerovskoj-oblasti/, свободный
Пуантилизм в живописи: история, описание метода. Самые известные представители пуантилизма [Электронный ресурс] – URL: https://fb.ru/article/285890/puantilizm-v-jivopisi-istoriya-opisanie-metoda-samyie-izvestnyie-predstaviteli-puantilizma, свободный
Пуантилизм: точка в деле неоимпрессионизма [Электронный ресурс] – URL: https://artchive.ru/encyclopedia/44~Puantilizm_tochka_v_dele_neoimpressionizma, свободный
Художник Попов Олег Викторович [Электронный ресурс] – URL: https://artnow.ru/hudozhnik-Popov-Oleg-4396.html, свободный
V. Приложения.
П риложение №1. Картины художников
Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт, Жорж Сёра
Пудрящаяся девушка, Жорж Сёра
Портрет Феликса Фенеона, Поль Синьяк
Сена. Гренель, Поль Синьяк
Щенок, Поль Норманселл
Лев, Бен Гейне
Что такое пуантилизм?
2) Выберите художников-пуантилистов:?
а) Клод Моне б) Александр Попов в) В.А. Серов
г) Поль Синьяк д) Жорж Сёра е) В.И. Суриков
3) В каком веке возник пуантилизм?
а) 17-18 б) 19 в) 20 г) 21
4) В какой стране возник пуантилизм?
5) Вы работали раньше в технике пуантилизма?
6) Выберите коренные народы Кузбасса:
а) Алтайцы, б) Шорцы, в) Калмаки, г) Телеуты,
д) Кумандийцы, е) Хакасы, ж) Сибирские татары
Приложение №2. АнкетированиеПриложение №3. Мастер-класс
П риложение №4. Работы