Введение
Тема:"Школьный ранец и осанка ученика"
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании рассматриваются такие вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?
Сколько должен весить ранец?
Как правильно выбрать ранец?
Цель: обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
Рассмотреть, как тяжелый портфель влияет на здоровье ученика.
Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 1Б класса.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем,что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования:
Анализ;
опрос;
наблюдение;
сбор информации из книг, журналов, газет;
эксперимент.
Основная часть
Теоретическая часть
Из истории возникновения ранца
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный … Ранец
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наёмные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
“ А что у вас, ребята, в рюкзаках?” Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего, его функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки.
На все есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в нашем классе, показали, что вес ранца с учебниками учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – “Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования”, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
1-4-х классов – 300г;
5-6-х классов – 400г;
7-8-х классов – 500г;
10-11-х классов– 600г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выразительнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Практическая часть
Результаты исследования.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе.
В эксперименте участвовало 18 человек.
План эксперимента
Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 0,5 кг);
– самый легкий портфель;
– самый тяжелый ранец;
– самый тяжелый ранец с принадлежностями;
– самый легкий ранец с принадлежностями;
– самый тяжелый учебник;
– самый “тяжелый” учебный день;
– самый “ легкий” учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в 3-м классе есть:
– 8 человек с нарушением осанки;
– 11 человек со здоровой осанкой.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблицы 1-3.
Результаты исследований в 1-м классе
Таблица 1.
Имя ученика |
Класс |
Год рождения |
Вес тела |
Правильный вес ранца, кг |
Реальный вес ранца, кг |
|||||
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
|||||
Д. |
1 |
2011 |
25 |
2,5 |
2,14 |
2,34 |
2,66 |
1,84 |
2,78 |
1,2 |
И. |
1 |
2011 |
28 |
2,8 |
2,64 |
2,84 |
3,56 |
2,74 |
3,68 |
1,7 |
А. |
1 |
2011 |
29 |
2,9 |
2,24 |
2,44 |
2,76 |
1,94 |
2,88 |
1,3 |
Е. |
1 |
2011 |
24 |
2,4 |
2,64 |
2,84 |
3,56 |
2,74 |
3,68 |
1,7 |
И. |
1 |
2011 |
33 |
3,3 |
2,64 |
2,84 |
3,56 |
2,74 |
3,68 |
1,7 |
А. |
1 |
2011 |
24 |
2,4 |
2,54 |
2,74 |
3,46 |
2,24 |
3,18 |
1,6 |
А. |
1 |
2011 |
22 |
2,2 |
2,24 |
2,44 |
2,76 |
1,94 |
2,88 |
1,3 |
Я. |
1 |
2011 |
27 |
2,7 |
2,64 |
2,84 |
3,56 |
2,74 |
3,68 |
1,7 |
А. |
1 |
2011 |
22 |
2,2 |
2,54 |
2,74 |
3,46 |
2,24 |
3,18 |
1,6 |
Б. |
1 |
2011 |
30 |
3,0 |
2,54 |
2,74 |
3,46 |
2,24 |
3,18 |
1,6 |
В. |
1 |
2012 |
27 |
2,7 |
2,35 |
2,54 |
3,26 |
2,04 |
2,98 |
1,5 |
Д. |
1 |
2012 |
28 |
2,8 |
2,64 |
2,84 |
3,56 |
2,74 |
3,68 |
1,7 |
Д. |
1 |
2011 |
24 |
2,4 |
2,84 |
3,04 |
3,36 |
2,54 |
3,48 |
1,9 |
М. |
1 |
2011 |
25 |
2,5 |
2,14 |
2,34 |
2,66 |
1,84 |
2,78 |
1,2 |
В. |
1 |
2011 |
26 |
2,6 |
2,64 |
2,84 |
3,56 |
2,74 |
3,68 |
1,7 |
В. |
1 |
2012 |
27 |
2,7 |
2,35 |
2,54 |
3,26 |
2,04 |
2,98 |
1,5 |
П. |
1 |
2011 |
26 |
2,6 |
2,84 |
3,04 |
3,36 |
2,54 |
3,48 |
1,9 |
Р. |
1 |
2011 |
23 |
2,3 |
2,64 |
2,84 |
3,56 |
2,74 |
3,68 |
1,7 |
Мы увидели, что вес правильного ранца далеко не всегда соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице 2.
Вес ранца без учебных принадлежностей
Таблица 2.
Имя ученика |
Вес ранца, (кг) |
Выводы |
Даша |
0,3 |
Норма |
Ира |
0,8 |
Слишком тяжелый |
Аня |
0,4 |
Норма |
Ева |
0,8 |
Слишком тяжелый |
Инна |
0,8 |
Слишком тяжелый |
Алина |
0,7 |
Тяжелый |
Ася |
0,4 |
Норма |
Яна |
0,8 |
Слишком тяжелый |
Андрей |
0,7 |
Тяжелый |
Боря |
0,7 |
Тяжелый |
Вова |
0,5 |
Норма |
Денис |
0,8 |
Слишком тяжелый |
Дима |
1,0 |
Слишком тяжелый |
Миша |
0,3 |
Норма |
Вика |
0,8 |
Слишком тяжелый |
Валера |
0,5 |
Норма |
Петя |
1,0 |
Слишком тяжелый |
Руслан |
0,8 |
Слишком тяжелый |
Из таблицы можно увидеть следующее:
самые тяжёлые ранцы – 9 человек
тяжёлые ранцы – 3 человека
норма – 6 человек
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого, мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их (табл. 3).
Вес учебных принадлежностей, гр.
Таблица 3.
Наименование принадлежностей |
3-й класс |
Литературное чтение (уч) |
400 |
Русский язык (уч) |
300 |
Русский язык (р/т) |
200 |
Математика (уч) |
300 |
Математика (р/т) |
100 |
Окружающий мир (уч) |
300 |
Окружающий мир( р/т) |
200 |
ИЗО (альбом) |
200 |
Тетрадь |
20 |
Карандаши |
100 |
Пенал |
200 |
Вес ранца зависит не только от размеров, но и в большей степени от материалов, из которых сделан ранец. На это и должны обращать своё внимание родители при покупке ранца. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым «тяжелым» ранец бывает в пятницу. Самым “легким” учебным днем оказался четверг.
В своем классе мы решили такие проблемы: папки с трудовым обучением и спортивную форму мы оставляем в классе. Сменную обувь не носим домой, а складываем в шкафчик. Наш портфель стал намного легче.
Вывод:
Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека.
Рекомендации ученикам:
Не носите лишнего в ранцах.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям:
Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300-500грамм.
У ваших детей то тяжелых нагрузок портится осанка.
Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации работникам школ:
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.
Литература:
1.Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь С.И.Ожегова, медицинский словарь.
2.Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
3.Протасов Б.И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru
4.Федотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайт www.proshkolu.ru