Введение
Сегодня представить свою жизнь без электрических устройств очень сложно. Причем, речь идет даже не о крупной бытовой технике, а о малогабаритных приборах, делающих быт значительно комфортнее. Настенные часы, дистанционные пульты, фотоаппараты, фонарики, детские игрушки и многие другие мелкие устройства, к которым мы так привыкли, работают от портативного элемента питания. Чтобы обеспечить их стабильную работу, необходимо просто купить батарейки.
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием влияния человека на окружающую среду. В батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.
Проблемой данного исследования является то, что ядовитые вещества из батареек, проникают в почву, в подземные воды, попадают в реки и в водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения с кипячением не исчезают.
Кроме того, проблема обусловлена недостаточным информированием населения о действиях по сбору и утилизации отработанных батареек.
Объектом исследования выступают батарейки.
Предмет исследования: процесс утилизации батареек.
Цель работы: изучение влияния батареек на окружающую среду и на здоровье человека.
Задачи исследования:
изучить литературу, информацию о батарейках, о вреде использованных батареек и процессе их утилизации;
провести анкетирование среди школьников;
провести опыты;
познакомить одноклассников с результатами моего исследования;
выяснить местонахождение ближайших пунктов приёма батареек для утилизации;
организовать акцию по сбору использованных батареек.
Гипотеза: батарейки являются источником загрязнения окружающей среды и наносит вред здоровью человека.
Методы исследования:
сбор информации;
изучение и анализ литературы по теме;
наблюдение, анкетирование, опыты;
анализ полученных результатов.
Глава I. Что такое батарейка?
История создания батарейки
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с вопросом замены батарейки. Часы, калькулятор, фотоаппарат, фонарик, радио, детские игрушки и многое другое работает от батареек, и это очень удобно. Иначе пришлось бы включать их в розетку, путаться в длинных проводах. Батарейки компактны и универсальны. Они дают игрушкам и другим полезным вещам независимость и самостоятельность, и это так приятно! Батарейка дает электрический ток: крутятся колеса у машинки, ходят часы, играет радио, светит фонарик. В наше время батарейки являются самыми распространенными источниками питания для электроники и мелкой техники. Но откуда берется в этих маленьких трубочках электрический ток?
Первую батарейку сделали в Италии в 1800 г. Ее изобретателем считается известный физик Алессандро Вольта (1745-1827). В основе первой батарейки лежит устройство: в соляной раствор, который является электролитом, поместили две пластины, сделанных из разных металлов: меди и цинка, а между ними кожаную прокладку, пропитанную лимонным соком. За счет различной природы этих материалов, при их погружении в электролит возникает напряжение, и получается электрический ток. Именем этого ученого назвали единицу измерения электрического тока – вольт.1
Современные батарейки внешне имеют мало общего с устройством, созданным Алессандро Вольтом, но принцип работы остался тот же.
Внутри современной батарейки - два цилиндра, вставленные один в другой - положительный (анод) и отрицательный (катод). Между ними специальный раствор или паста (электролит), который хорошо проводит электрический ток. От одного цилиндра к другому и течет электрический ток. Например, от одного цилиндра по проводу ток идёт в моторчик машинки, крутит колёса, и дальше по проводу подходит к другому цилиндру. 2
Батарейки довольно сложно устроены. Это высокотехнологичные элементы, в которых в результате химических реакций выделяется электрическая энергия. Классификация батареек осуществляется в зависимости от материалов, из которых изготовлены их активные компоненты. Самое сложное в создании батареек - это подобрать материал для цилиндров и раствора между ними. Обычно это редкие тяжелые металлы: кадмий, свинец, литий, ртуть.
Существует пять видов современных источников питания: солевые, щелочные, ртутные, серебряные и литиевые.
Батарейки бывают разной формы и размеров: большие и маленькие, круглые и квадратные.
Различные устройства работают с различным напряжением, поэтому и у батареек оно должно быть разным. Напряжение разных типов батареек зависит от используемого электролита. Например – 1,5V,3V.3
Так же существуют аккумуляторы. Они внешне очень похожи на обычные батарейки, однако аккумуляторы можно перезаряжать, а батарейку нет.
Срок работы каждой батарейки не долговечен: когда внутри нее испортятся оба цилиндра и раствор между ними, она перестанет вырабатываться электрический ток.
Что внутри у батарейки?
Существует 5 самых распространенных типов круглых (цилиндрических) батареек: солевые, щелочные, литиевые, серебряные и воздушно-цинковые. Буква R в их обозначении означает круглую форму (от английского round).
Солевые батарейки (R). Они обеспечивают напряжение 1,5 вольта, имеют небольшую емкость, высокий саморазряд и низкий срок хранения (до 2-х лет). При низких температурах они неработоспособны. Солевые батарейки самые дешевые.
Щелочные батарейки (LR). Они имеют напряжение 1,5 вольта, увеличенную емкость, низкий саморазряд и большой срок хранения до 10 лет. Они сохраняют работоспособность при низких температурах до -20 градусов. Эти источники тока недороги, в обиходе их еще называют алкалиновыми.
Литиевые батарейки (CR). Они имеют напряжение 3 вольта, большую емкость, малый саморазряд и большой срок хранения до 10-12 лет. Они сохраняют работоспособность при низких температурах до -40 градусов. Эти источники довольно дороги.
Серебряные батарейки (SR). Они имеют напряжение 1,55 вольта, высокую емкость, малый саморазряд и длительный срок хранения до 10 лет. Они сохраняют работоспособность при низких температурах до -30 градусов. Как правило, применяются в часах. В обиходе их также называют серебряно-цинковыми.
Воздушно-цинковые элементы (PR). Эти источники тока являются самыми чистыми с точки зрения экологии, благодаря чему широко используются в специальных медицинских устройствах, но имеют самый малый срок эксплуатации (несколько недель после вскрытия упаковки). Они имеют среднюю стоимость, имеют напряжение 1,2-1,4 вольта и очень высокую емкость (больше, чем у литий-ионных элементов в 2-3 раза), сохраняют работоспособность при температурах от -20 до +35 градусов. При хранении такие элементы нужно герметизировать для предотвращения саморазряда. 4При соблюдении правильных условий хранения (обеспечение герметичности) они имеют низкий саморазряд и могут храниться несколько лет.
Большую популярность, благодаря высокой емкости и удобству, применения завоевали цилиндрические батарейки. Рассмотрим самые популярные из них, имеющиеся в продаже.
Осторожно, батарейки!
Год от года во всем мире растет число случаев проглатывания батареек детьми. Прежде всего, это касается элементов питания кнопочного типа. Растет и частота тяжелых (вплоть до летальных) последствий, вызываемых пребыванием батарейки в желудочно- кишечном тракте, которая за последние три года увеличилась в 7,5 раз. Это связано прежде всего с ростом частоты использования литиевых батарей, которые вызывают более тяжелые повреждения, нежели распространённые ранее никель- кадмиевые. Наиболее тяжелые повреждения развиваются в результате проглатывания литиевых элементов питания диаметром 20 мм (CR2032, CR2025 и CR2016).5
Буквально каждую неделю производители предлагают новый недорогой светящийся предмет, призывая родителей порадовать детей новой игрушкой. В результате, в домах скапливается множество потенциально опасных предметов, и, дети с наибольшей частотой контактируют с батарейками. По статистике риск проглатывания батарей увеличивается у детей от года до четырех лет, после пятилетнего возраста частота таких случаев заметно снижается. Чаще проглатывают батарейки мальчики. В связи с прогрессирующим уменьшением размеров элементов питания, нередко стали встречаться случаи вдыхания батареек, попадания их в нос и слуховые проходы.
Что же происходит после проглатывания батарейки?
После попадания во влажную среду пищевода происходит короткое замыкание между полюсами батарейки, в итоге которого - электрический ожог не только слизистой оболочки, но и более глубоких слоев. Чаще батарейка довольно быстро проходит через пищевод. Если же по причине больших размеров или наличия особенностей строения пищевода она там задерживается, то, уже через 2-2,5 часа развивается ожог слизистой, в результате утечки электролита. Степень химического повреждения пищевода не зависит от того заряжена батарейка или разряжена.
Если батарейка попадает в кислую среду полости желудка, практически неизбежна ее разгерметизация, в результате разрушения корпуса ее содержимое контактирует со слизистой, начинается химическая реакция, расплавляющая ткани, вплоть до полного разрушения и образования глубоких язв в результате химического ожога.
Помимо этого происходит всасывание в общий кровоток токсичных компонентов электролита батарейки.
Как понять, что ребенок проглотил батарейку?
Рвота
Кашель
Снижение аппетита
Слюнотечение
Возможно полное отсутствие симптомов в первые часы.6
Что делать, если ребенок проглотил батарейку?
В случае проглатывания батарейки необходимо немедленно обратиться в скорую неотложную помощь. Промедление недопустимо, разгерметизация батарейки может произойти уже через 2,5 часа.
Не поите и не кормите ребенка до того, как его осмотрит врач, это может усугубить тяжесть повреждений.
Если у вас есть упаковка от батареи или непосредственно само устройство, содержащее батареи возьмите его с собой, это поможет врачу идентифицировать тип батареи и ее химический состав, от чего будет зависеть тактика его дальнейших действий.
Профилактика проглатывания батареек.
Храните новые батарейки в недоступном для детей месте. Исключите возможность контакта ребенка с батарейками из уже вскрытой упаковки
Храните использованные батарейки, подготовленные к утилизации в недоступном для детей месте.
Убедитесь, что батарейный отсек любого бытового устройства надежно закрыт и прочно зафиксирован и устойчив к возможным попыткам ребенка его вскрыть и / или изделие хранится в недоступном для детей месте.
Игрушки и другие предметы, находящиеся в зоне доступа ребенка должны быть снабжены отсеком для батареек, крышка которого фиксируется с помощью металлических винтиков.
Приобретайте батарейки только проверенных производителей, следите за сроком годности батарей.
Батарейки – убийцы планеты
Состав элементов питания может различаться – зависит от типа. Чтобы определиться с наиболее неопасными вариантами, стоит разобрать степень влияния каждой разновидности на экологию.
Солевая. Самый дешевый вариант, где в качестве электролита выступает раствор хлорида аммония. В составе вредные вещества используются по минимуму, поэтому последствия для природы тоже не столь значительны. 7
Однако в любом случае при разложении в почве возникают химические реакции, что по итогу вредит природе.
Щелочная. Наиболее распространенный элемент питания. При изготовлении электродов используется двуокись марганца и цинка. Два этих вещества считаются опасными, в особенности это относится к цинку. 8
При попадании в землю тяжелый металл поражает живые организмы, что делает почву бесплодной. Грунтовые воды же попросту отравляются им.
Литиевая. Литиевые элементы питания состоят из литиевого катода и характеризуются относительной безопасностью для природы. Но при этом при коррозии и разгерметизации может произойти взрыв и пожар, в результате которого так же пострадает окружающая среда. 9В тоже время, недопустимо их утилизировать путем выбрасывания в мусорное ведро, так как при взаимодействии с другими тяжелыми металлами возможно возникновения химически опасных реакций.
Вывод: поработав с литературой, мы узнали, что существует 5 самых распространенных типов круглых (цилиндрических) батареек: солевые, щелочные, литиевые, серебряные и воздушно-цинковые. Буква R в их обозначении означает круглую форму (от английского round).
Буквально каждую неделю производители предлагают новый недорогой светящийся предмет, призывая родителей порадовать детей новой игрушкой. В результате, в домах скапливается множество потенциально опасных предметов, и, дети с наибольшей частотой контактируют с батарейками. По статистике риск проглатывания батарей увеличивается у детей от года до четырех лет, после пятилетнего возраста частота таких случаев заметно снижается.
Во второй главе мы наглядно покажем, что же происходит с организмом человека при проглатывании батарейки.
Глава II. Экспериментальная часть
2.1. Анкетирование
На первом этапе моего исследования стало анкетирование среди школьников 4 классов.
Цель: выяснить уровень знаний среди учащихся о вреде использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека. И о пунктах приема батареек на утилизацию.
В анкетировании приняло участие 26 школьников и 26 взрослых.
100% – опрошенных респондентов пользуются дома батарейками График 1.
10% хранят батарейки дома, 90% выбрасывают их вместе с остальным мусором График 2.
При этом 80% знают о вреде батареек График 3, но почему же тогда выбрасывают их вместе с мусором?
75% просто не знают где есть пункт утилизации, 10% даже не задумывались над этим вопросом, а 15% не имею возможности отвести в пункт сбора батареек по тем или иным причинам График 4.
Вывод: по результатам анкетирования, мы сделали следующие выводы, что батарейки необходимы в нашей в повседневной жизни, так как во всех семьях пользуются батарейками. Учащиеся знают о вреде использованных батареек и что их нельзя выбрасывать в мусорное ведро, а нужно сдавать в специальные пункты приёма. При этом не все знают, где находятся эти пункты приёма батареек в нашем городе. И данная проблема важна для каждого.
На уроке окружающего мира я выступил с презентацией о вреде батареек и донес до одноклассников, чтобы ни в коем случае ни они, ни члены их семей не выбрасывали батарейки в мусор.
2.2. Акция «Батарейки, сдавайтесь!»
На втором этапе вместе с мамой организовали и провели экологическую акцию по сбору использованных батареек.
Цель: привлечь внимания родителей и учащихся к проблеме раздельного сбора отходов и повысить у них сознательность и экологическую культуру.
Родители и учащиеся нашей школы очень активно приняли участие в акции, так как многие семьи собирали батарейки и не знали, куда их сдать.
Вывод: акция по сбору отработанных батареекдолжна организовываться в нашей школеежегодно. И стать самой масштабной акцией на территории России среди учащихся школ.
2.3. Влияние батарейки на организм человека
Мы с мамой провели эксперимент с куриной грудкой и батарейкой, чтобы показать, что будет, если проглотить батарейку.
Опытный образец Рис. 1
Через 10мин. Видна реакция. Куриная грудка по краю батарейки окрасилась, образовалась небольшая эрозия. Рис.2
Через 30 мин. Видно углубление эрозии и более сильное окрашивание краёв.
Через 1 час. Края еще ярче окрасились в темный цвет. Эрозия углубилась.
Через 2 часа. Края углубившейся эрозии стали ещё более тёмными.
Через 3 часа. Края эрозии стали окрашены на всю глубину. Глубина эрозии 3 мм.
Вывод: при проглатывании батарейки, язва желудка случиться очень быстро. Оказывать медицинскую помощь нужно срочно.
Влияние батарейки на окружающую среду
Исследуем батарейку во взаимодействии с чистой водой
День первый
День второй. Пузырьки кислорода осели на батарейке
День третий. На батарейке появилась ржавчина. В стакане выпал осадок
День четвертый. Ржавчина на батарейке разрастается. Количество осадка стакане увеличивается
День пятый. Много осадка в стакане, вода помутнела, пожелтела. Количество ржавчины увеличилось.
Вывод: выпавший осадок, это металлы, которые содержатся на поверхности батарейки и внутри ее. Уже через пять дней видно, как их много. Что говорить о большем количестве времени и о том, как много вредных веществ попадет в землю и грунтовые воды из батареек, если их выбрасывать вместе с обычным мусором. А ведь это тяжёлые металлы, такие как цинк, марганец, ртуть. На долю батареек приходится почти 50% токсичных отходов. Одна батарейка способна загрязнить 20квадратных метров земли или 400 литров воды. А это территория обитания двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Все они погибнут от токсичных веществ батарейки. Загрязненная тяжёлыми металлами вода будет течь в наших кранах.
Вызывая необратимые процессы в организме и хронические заболевания, такие как заболевания почек, органов зрения, дыхания, слуха. Необходимо сдавать батарейки в специализированные пункты сбора или выбрасывать их в специализированные баки.
Пункты сборы использованных батареек
Ниже приведены адреса и телефоны организаций, куда можно сдать химические источники питания на утилизацию. Таблица 1.
Пункты приема использованных батареек г. Одинцово
Название |
Адрес |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
Эльдорадо |
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
МО, район Одинцовский, с. Юдино, уч. 2 |
||||||||||||||
|
Одинцово, Можайское шоссе, 71 |
Вывод: проведя анкетирование, мы увидели, что многие из опрашиваемых не знают о вреде батареек, не знают куда сдавать использованные батарейки, для этого мы представили им полный список пунктов, куда можно сдать использованные батарейки. Так же мы с помощью опытов показали какой вред наносят батарейки нам и нашему организму.
Вызывая необратимые процессы в организме и хронические заболевания, такие как заболевания почек, органов зрения, дыхания, слуха. Необходимо сдавать батарейки в специализированные пункты сбора или выбрасывать их в специализированные баки.
Заключение
Поработав с литературой, мы узнали, что существует 5 самых распространенных типов круглых (цилиндрических) батареек: солевые, щелочные, литиевые, серебряные и воздушно-цинковые. Буква R в их обозначении означает круглую форму (от английского round).
По результатам анкетирования, мы сделали следующие выводы, что батарейки необходимы в нашей в повседневной жизни, так как во всех семьях пользуются батарейками. Учащиеся знают о вреде использованных батареек и что их нельзя выбрасывать в мусорное ведро, а нужно сдавать в специальные пункты приёма. При этом не все знают, где находятся эти пункты приёма батареек в нашем городе. И данная проблема важна для каждого.
Мы с мамой провели эксперимент с куриной грудкой и батарейкой. Мы увидели, что при проглатывании батарейки, язва желудка случиться очень быстро. Оказывать медицинскую помощь нужно срочно.
Так же проведя эксперимент с водой и батарейкой, мы наблюдали какой осадок выпал всего на пятый день. Выпавший осадок, это металлы, которые содержатся на поверхности батарейки и внутри ее. Уже через пять дней видно, как их много. Что говорить о большем количестве времени и о том, как много вредных веществ попадет в землю и грунтовые воды из батареек, если их выбрасывать вместе с обычным мусором. А ведь это тяжёлые металлы, такие как цинк, марганец, ртуть. На долю батареек приходится почти 50% токсичных отходов. Одна батарейка способна загрязнить 20квадратных метров земли или 400 литров воды. А это территория обитания двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Все они погибнут от токсичных веществ батарейки. Загрязненная тяжёлыми металлами вода будет течь в наших кранах.
На уроке окружающего мира я выступил с презентацией о вреде батареек и донес до одноклассников, чтобы ни в коем случае ни они, ни члены их семей не выбрасывали батарейки в мусор.
Так же мы подготовили для одноклассников список ближайших пунктов приёма для утилизации использованных батареек.
Для тех, у кого нет возможности отвести батарейки в пункт приёма для утилизации, мы организовали пункт приёма батареек в классе.
Родители и учащиеся нашей школы очень активно приняли участие в акции, так как многие семьи собирали батарейки и не знали, куда их сдать.
Акция по сбору отработанных батареекдолжна организовываться в нашей школеежегодно. И стать самой масштабной акцией на территории России среди учащихся школ.
Для привлечения внимания к данной теме была проведена следующая работа:
Выступление на классных часах в начальной классах;
Подготовлен буклет, которую мы разместили в помещениях школы (Рисунок 12);
Проведена акция «Батарейки, сдавайтесь!»;
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, цель достигнута, гипотеза полностью доказана.
Наша акция не заканчивается! Мы продолжаем её и приглашаем всех принимать в ней участие. Работа над исследованием дала мне возможность почувствовать собственную причастность к конкретному делу, я понял, что многое зависит от активности и гражданской позиции каждого человека, что каждый из нас может принести пользу, что мои одноклассники поняли важность проблемы.
Список литературы
Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М6Аванта+, 2001г
Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17», М6Аванта+, 2000г
Вронский В.А Экология и окружающая среда. Словарь-справочник.- Издательский центр "МарТ", 2008, 432 с.
Зубков Б.В. Энциклопедический словарь юного техника. М.: Педагогика, 1988 г. – 98 с.
Колотилина Л.Н., , КольовскаА. Смирнова Е. , Чумакова И.А. Внимание, батарейки! Методическое пособие для занятий с детьми.М : ГПБУ «Мосприрода», 2015, 40 с.
Интернет-ресурсы:
Вольта А. Об электричестве, возбуждаемом простым соприкосновением различных проводящих веществ. – В кн.: Классики физической науки. М., 1989 (Электронный справочник http://www.students.by)
https://batareykaa.ru/istorija-batarejki/, 20.01.2021 г.
http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1051/, 13.02.2021г.
Приложение
Анкета «Осторожно, батарейки!»
1. Есть ли у вас дома батарейки? Да Нет
2. Что вы делаете с использованными батарейками?
А. Храню дома Б. Выкидываю В. Сдаю в пункт утилизации
3. Знаете ли Вы, что батарейки могут нанести вред? Да Нет
4. Почему Вы не сдавали батарейки в пункт утилизации?
А. Никогда не задумывался над этим вопросом
Б. Не знаю, где находиться пункт утилизации
В. Нет возможности сдавать батарейки в пункт утилизации
График 1
График 2
График 3
График 4
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11
Рисунок 12
1 https://batareykaa.ru/istorija-batarejki/, 20.01.2021 г.
2 Акленова М.Д. Энциклопедия для детей. Том 14 /Акленова М.Д.: - М.: М6Аванта+, 2001. – 156 с.
3 Володин В.А. Энциклопедия для детей. Том 17 /Володин В.А.: - М.: М6Аванта+, 2000. – 113 с.
4 Вольта А. Об электричестве, возбуждаемом простым соприкосновением различных проводящих веществ. – В кн.: Классики физической науки. М., 1989.
5 Колотилина Л.Н., , КольовскаА. Смирнова Е. , Чумакова И.А. Внимание, батарейки! Методическое пособие для занятий с детьми.М : ГПБУ «Мосприрода», 2015, 7 с.
6 http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1051/, 13.02.2021г.
7 Зубков Б. В. Энциклопедический словарь юного техника, М:Педагогика,1988г. – 76 с.
8 Вольта А. Об электричестве, возбуждаемом простым соприкосновением различных проводящих веществ. – В кн.: Классики физической науки. М., 1989
9 Вронский В.А. Экология и окружающая среда. Словарь-справочник.-Издательский центр «МарТ», 2008 г. – 251 с.