Какая вода полезнее

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Какая вода полезнее

Тоисев М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сивинская средняя общеобразовательная школа»
Полудницына В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сивинская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вода всегда была источником жизни для человека и всего живого на Земле. Важная роль воды заключается в том, что она является основным элементом в поддержании жизни человека. Вода помогает пищеварению, кровообращению, выводу шлаков и усвоению витаминов. Вода нужна для поддержания нормальной температуры человеческого тела. Американский ученый Е.Ф. Адольф утверждает, что существуют факторы, влияющие на срок, в течение которого человек может прожить без воды. К ним относятся: температурные условия окружающей среды, уровень влажности, степень активности человека, возраст и вес человека. [3]

В настоящее время нужно задуматься над вопросом качества питьевой воды. От качества питьевой воды зависит состояние здоровья населения. Для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных веществ и добавок. Меня заинтересовал вопрос: «Какая же вода полезнее? И как в домашних условиях определить качество воды?». Я изучил информацию в литературных источниках и сети Интернет о воде, провел анкетирование среди учащихся 2 –х классов МБОУ «Сивинская СОШ». С учётом результатов анкетирования, я подобрал виды воды, которые чаще употребляют учащиеся, для проведения опытов в домашних условиях с целью выявления качества питьевой воды для человека и жизни растений.

Цель работы: выявление полезного вида воды.

Задачи:

Изучить литературу о значении питьевой воды для здоровья человека и ее видах, использовании воды в древности;

Провести анкетирование среди учащихся 2 классов МБОУ «Сивинская СОШ»;

Проанализировать результаты анкетирования;

Провести опыты с разными видами воды и проанализировать результаты;

Объект исследования – питьевая вода разных видов.

Предмет исследования

- качество питьевой воды;

- зависимость времени закипания воды от её качества;

- влияние качества питьевой воды на развитие растений (лука).

Методы исследования: изучение литературы по данной теме, анкетирование, эксперимент, анализ, синтез.

Гипотеза: Если вода прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, это не означает, что она полезна в использовании человеком; каждый вид воды по-разному влияет на развитие живых организмов.

Практическая значимость работы заключается в систематизации знаний по теме исследования.

Глава 1. Обзор литературных источников

1.1.1 Значение воды в древности

С глубокой древности человек осознавал огромное значение воды. Она считалась источником жизни. В качестве источников воды люди использовали ручьи, реки, озера и водохранилища. Но эти источники не всегда были чистыми. [4]

В Древней Греции вода по глиняным трубам подавалась с горных водоемов в города. Также использовалась вода из скважин богатыми людьми, бедняки носили воду из фонтанов. Системы очистки не было, вода просто отстаивалась, а загрязнения оседали на дне емкостей, это приводило к возникновению заболеваний у населения. Водоснабжение Рима осуществлялось по трубам из чистых источников. В водопроводе были резервуары-отстойники, где и очищалась вода. В Египте богатые люди получали воду из чистых источников и скважин, доставляемых по медным трубам. Очистка воды представляла собой отстаивание загрязнителей, которые оседали на дне тары. [5]

1.1.2 Виды воды

В современное время люди имеют возможность пользоваться разными видами воды. Я изучил теоретический материал о видах воды.

Водопроводная вода (сырая вода)

На водоочистительных станциях воду подвергают воздействию хлора, в результате чего она очищается, но образуется много других веществ, вредных для человека. Этот процесс называется хлорированием воды.

В нашей стране существуют определенные стандарты, которым должна соответствовать питьевая вода.

Водопроводная вода (кипячёная вода)

Очищают воду кипячением. Но долго кипятить воду нельзя, т.к. концентрация солей, содержащихся в ней, возрастает и такую воду лучше не использовать. Большое количество солей в воде может привести к камнеобразованию у людей, которые её употребляют. Камни могут образовываться в почках, желчном пузыре. Различают три стадии кипения: начальная стадия (образуются первые пузырьки), "белое" кипячение (из глубины появляется большое количество пузырьков), третье кипение - вода бурлит сильно. В последней стадии вода теряет свои лечебные свойства и считается перекипевшей, поэтому кипятить воду надо до второй стадии.

Питьевая вода (бутилированная вода) — очищенная и подготовленная особым образом вода в большой и малой таре. Качество питьевой воды, очищенной промышленным способом, в случае правильной технологии, находится на достаточно высоком уровне. Следует использовать воду высшей категории очистки – это природная артезианская.

Родниковая водарасполагается глубоко под землей. Глубина водоносных слоев составляет 10-20 метров. Родниковая вода чистая, загрязняющие вещества с поверхности земли не попадают через глубину, фильтруется, когда проходит через слои песка и гравия. В родниковой воде больше кислорода, она не обрабатывается хлором. [6]

Минеральная вода

Минеральная вода – уникальный дар природы. Этот натуральный ресурс из подземных источников обладает лечебными свойствами, оказывает на организм человека исцеляющее воздействие за счет повышенного содержания полезных биологически активных компонентов. [7]

1.1.3 Интересные факты о воде

В мире происходят множество захватывающих вещей, без которых человек не может жить, и вода – одна из них.

Около 80% Земли покрыто водой и всего лишь 1% подходит для питья.[2]

В течение дня человек выдыхает около чашки воды.
70% человеческого мозга состоит из воды.
Тело человека на две трети состоит из воды, хотя её количество меняется с возрастом. В теле новорождённого ребёнка – 70-80% воды. Взрослый человек состоит из воды на 65%, а к старости запасы воды в организме снижаются.

Человек может прожить примерно месяц без еды, тогда как без воды всего около недели. [1]

Потеря более 12% воды от общей массы тела может быть рискованной и даже привести к смерти.
В среднем человек ежедневно использует 45 литров воды на естественные нужды: готовить, купаться, пить и ходить в туалет.
За жизнь человек употребляет в среднем 35-40 тонн воды.[8]

Глава 2. Методика исследования

2.2.1 Анкета

Для выявления потребности в воде у учащихся 2-х классов, ее качестве мною разработана анкета, включающая три вопроса.

Анкета

1. В каком виде вы чаще употребляете воду?

а) только в виде еды (суп); б) только вы виде напитков (чай, компот)   в) только вода

2. Интересует ли Вас качество воды, потребляемой для питья?

а) да;  б) нет.

3. Какую воду Вы пьёте дома?

а) водопроводную воду; б) минеральную воду; в) бутилированную воду; г) родниковую воду;

2.2.2 Опыты

Опыт №1

Все образцы воды одинаковым объёмом (1 л) и температурой доведу до кипения на газовой плите. Сравню время закипания и характер кипения.

Опыт №2

В ёмкости с испытуемыми образцами воды помещаю три одинаковые луковицы. Сравню через 5 дней количество корешков, длину с использованием линейки.

Глава 3. Результаты исследования

3.3.1 Результаты анкетирования

Исходя из результатов анкетирования учащихся 2-х классов, выяснилось, что они употребляют, в большинстве случаев, воду водопроводную (сырую)

с.Сива, бутилированную и минеральную воду «Пилигрим». Поэтому для проведения опытов нами выбраны эти виды воды.

В анкетировании участвовали 45 учащихся 2 классов МБОУ «Сивинская СОШ». По результатам данной работы выяснилось, что 30 человек употребляют воду только с пищей, в виде напитков – 7 человек, пьют для утоления жажды только воду – 8 человек. Качество воды интересует 38 человек, 7 человек об этом не задумываются (приложение 1). В основном пьют водопроводную воду (37 человек), употребляют минеральную воду 5 человек, бутилированную – 3, испытуемые не утоляют жажду родниковой водой (приложение 2).

3.3.2 Результаты опытов

Анализируя результаты опыта №1, установили: дольше всего закипает вода из крана (14.32), быстрее всего – минеральная (12.50), а время закипания бутилированной воды (13.45). При нагревании минеральной воды мелкие пузырьки появляются раньше (1.46), чем водопроводной воды (3 мин.). Появление мелких пузырьков на бутилированной воде осуществляется через 9.50.

Таким образом, по результатам исследования можно заключить, время закипания воды зависит от её качества, её «чистоты»: быстрее всего закипает минеральная вода «Пилигрим», как самая качественная из рассмотренных вариантов, дольше всего закипает вода из крана. Много мелких пузырьков воздуха появляется в минеральной воде раньше, чем в водопроводной воде. Мало мелких пузырьков появляется на дне и стенках ёмкости в водопроводной воде, постепенно они поднимаются на поверхность. В бутилированной воде мелкие пузырьки в большом количестве скапливаются на поверхности воды. Значит, самой полезной оказалась вода минеральная.

Воздух необходим и для жизни растений. Результат опыта №2: лучше развивается луковица, растущая в минеральной воде, корешки устойчивые длиной 4 см 3 мм, корешки луковиц, растущих в бутилированной и водопроводной воде, более слабые длиной 3 см 8 мм.

Самой полезной для употребления человеком и развития растений в данном исследовании оказалась минеральная вода.

Заключение

Изучив информацию в литературных источниках и сети Интернет, о значении воды для человека и развитии растений, я многое узнал. По результатам проведенного мною анкетирования выяснилось, что учащиеся 2-х классов МБОУ «Сивинская СОШ» предпочтение отдают употреблению водопроводной (сырой воды), хотя по моим исследованиям самой полезной является минеральная вода «Пилигрим» не только для человека, но и для благоприятного развития растений. В дальнейшем, я планирую встретиться с мастером МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа для получения информации о распределении воды по с.Сива, её качестве и посетить водозаборную станцию с. Сива.

Список литературы

1. Скиба, Т.В. Новая иллюстрированная энциклопедия школьника. / Т.В. Скиба. – Ростов н/Д: Владис, 2014.

2. Семочкина, Е.Н. Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие. / Е.Н. Семочкина. – СПБ: Весь, 2009.

3. https://pkwater.ru/articles/skolko-chelovek-mozhet-prozhit-bez-vodi/

4. https://zen.yandex.ru/media/diasel/kak-chistili-vodu-nashi-predki-5cab2783d7348300b0a3550d

5. https://ecosoft-market.com.ua/vzglyad-na-vodu-v-drevnosti-i-seychas

6. https://www.sites.google.com/site/radniki5/

7.https://www.sanatoriums.com/ru/blog/172-klassifikatsiya-mineralnyh-vod

8.https://saytpozitiva.ru/interesnyye-fakty-o-vode.html

Приложение 1.

Употребление воды учащимися 2-х классов МБОУ «Сивинская СОШ»

 

Количество человек

Интересует качество воды

Количество человек

Пища

30

да

38

Напитки

7

нет

7

Вода

8

   

Приложение 2.

Употребление видов воды учащимися 2-х классов МБОУ «Сивинская СОШ»

Приложение 3.

Зависимость времени закипания от качества воды

 

Время закипания (мин, сек)

Время кипения

(мин, сек)

Появление пузырьков воздуха

Водопроводная (сырая) вода

14.32

14.54

Мелкие на дне и стенках емкости, мало,

через 3 мин.

Бутилированная вода

13.45

14.33

Мелкие на поверхности воды, на 9.50 мин

Минеральная вода

12.50

14.20

Мелкие, на поверхности воды, много, на 1.46 мин

Приложение 4.

Развитие растений (лука) в разных видах воды

Водопроводная вода

Бутилированная вода

Минеральная вода

Просмотров работы: 135