Каждый из нас знает кто такие пчёлы, многие их боятся. Если же ближе познакомиться с жизнью этих удивительных насекомых, то понимаешь, что страх этот напрасный.
Я живу в с Краснохолмский, но значительную часть выходных провожу в д. Василово у своих любимых бабушек и дедушек. В хозяйстве дедушки Павла и бабушки Зои есть пчёлы. Я часто вижу, как они работают в своей пасеке.
Жизнь пчёл очень интересна. Пчёлы – единственные насекомые на Земле, которые производят продукты, пригодные для человека. При этом очень немногие знают, как же живут пчёлы. На столе у нас обязательно стоит чашка с мёдом. Мы всегда его нахваливаем, а взрослые говорят, какой он полезный и вкусный.
Многие люди повышают свой иммунитет и лечатся, когда заболеют, медом или другими продуктами, производимыми пчёлами. Именно поэтому мне захотелось больше узнать о пчелиной семье.
Цель исследования – ознакомиться с устройством и работой пчелиной семьи, выяснить пользу продуктов пчеловодства, провести опрос о пчелах среди одноклассников и знакомых.
Задачи:
1. Изучить литературу о пчелах и пчеловодстве.
2. Провести анкетирование знакомых и узнать, что они знают о пчёлах.
3. Выяснить значение пчёл в природе и жизни человека.
4. Сделать выводы, обобщить наблюдения.
Гипотезы исследования: доказать что пчёлы могу жить только семьями, они – полезные и интересные насекомые, производят не только мёд.
Предмет исследования: пчела медоносная.
Объект исследования: жизнедеятельность пчелы медоносной.
Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение.
2. Обзор литературы.
2.1. Медоносные пчёлы – кто они?
Вот что мне удалось узнать:
Пчёлы — это летающие насекомые, живущие на Земле миллионы лет. Медоносные пчелы расселились почти по всей нашей планете. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Мёд с древних времён знаком человеку и он всегда стремился его добыть. Сначала было дикое пчеловодство, потом человек стал готовить в деревьях дупла, и пчёлы охотно в них поселялись- бортовое пчеловодство.
Пчеловодство – одно из древнейших занятий человека. Издревле пчеловодством занимались и на Руси. Но называть их домашними животными - большая натяжка. Пчелу правильнее называть прирученным насекомым. Наука которая изучает строение улья, популяцию пчел, их поведение называется апиология. Существует около 20 тысяч видов пчёл.
2.2. Строение тела пчелы
Как и все насекомые, пчела имеет тело, которое подразделяется на три основных части:
- голова с ротовыми органами, три отдельных челюсти и язычок, парой усиков – антенн. У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два больших, соединенных спереди;
- грудной или средний отдел, несущий три пары ног, и две пары крыльев;
- брюшко.
На задних лапках имеются специальные щеточки и корзиночки для сбора и переноса пыльцы. По возвращении в улей пчела извлекает пыльцу из корзинок и складывает в соты, пополняя запасы пищи для всей колонии.
Пчёлы имеют длинный хоботок, усики (или антенны). Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней.
2.3. Где используется мёд. Продукты пчеловодства.
Мёд – жидкое золото, очень полезный для здоровья продукт.
Кроме природной сладости и ароматов, он является лечебным средством. Им лечат ожоги и язвы, болезни дыхательные путей, сердечные и желудочные заболевания,бесплодие, нервные заболевания, бессонницу, депрессии, глазные болезни и даже раковые заболевания. Мёд применяется и в выпечки, его часто добавляют в различные кремы для тортов и в десерты. Мёд применяют и в косметологических целях.
Воск – это золотые слитки. В далеком прошлом он выполнял роль денег. Сейчас воск используется в стоматологии, в авиации, в фармацевтике (изготовление мазей).
Прополис – пчелиный клей, пчелиная замазка. Им лечат бронхит, экземы, нервные болезни.
Пчелиный яд обладает противовоспалительным, обезболивающим действием, повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет.
Неслучайно, среди пчеловодов очень много долгожителей.
Маточное молочко-похоже на желейную массу с привкусом яблока. Используется при лечении ран, ожогов и различных кожных заболеваний
Перга - это цветочная пыльца, которую пчёлы смешивают с мёдом и своими ферментами, а затем утрамбовывают в соты. Она нужна пчёлам для того, чтобы питаться в нелётную погоду, и весной, когда цветы ещё не цветут.
Пчелиный мор – умершие пчелы, используют в настойках для лечения всяких болезней.
2.4. Пчеловодство в нашей семье.
Дедушка говорит, что за пчелами нужен особый уход: постоянно осматривать пчелиные семьи, обрабатывать пчел после зимовки. Зимой наши пчелы находятся в подполе
В апреле дедушка подготавливает места где они стояли, чистит снег, чтобы все быстрее растаяло. Когда дни становятся теплее вытаскивает все улья на улицу и рассаживает по местам. Каждый улей имеет свое определенное место.
В начале июня у пчел начинается процесс роения. Мы караулим пчел. Вылетевший рой дедушка и бабушка собирают в роевник (специальный ящик) и ставят в темное место до сумерек. В темное время отпускают рой в новый улей, или в тот же откуда вылетели, или где семья слабее. После процесса роения пчелы начинают собирать мёд. В конце августа, когда все соты закрыты крышечками, дедушка снимает их и откачивает оттуда мёд с помощью медогонки.Накануне медогонку тщательно моют, ошпаривают кипятком и ставят просушиваться на солнце.Рамки заряжают в медогонку и начинают медленно вращать, постепенно увеличивая скорость до тех пор, пока мед не начнет каплями выбрызгиваться из сот. Быстро сразу медогонку вращать дедушка не разрешает, так как восковые соты от быстрого вращения могут легко сломаться. После наполнения медогонки медом, её оттуда переливают в бидоны, где она у нас и хранится всю зиму. Если мёда получается много, дедушка лишнее продает, говорит что и доход хороший от мёда.Мёд на нашем столе присутствует круглый год.
3. Методы исследования.
Эксперимент 1.
3.1. Как устроена пчелиная семья? Могут ли пчёлы жить по одиночке?
Для изучения пчелиной семьи я разговорила с дедушкой (он ветеринар и опытный пчеловод), ознакомилась с книгой «Календарь пчеловода Башкирии» (Авторы: В. Н. Власов, Л. Г. Хайретдинов, И.В. Шафиков.), и в течение всего летнего периода с дедушкой наблюдала за пчёлами.
Пчелиная семья очень сложно «устроенный мир». Главная в пчелином семействе одна пчела-матка. Она откладывает яйца, из них образуются личинки, а из личинок появляются пчёлы. Поэтому пчёлы заботятся о ней. В начале лета появляются крупные пчёлы без жала – трутни. Это нерабочие пчёлы мужской особи. И конечно, главная труженица – это рабочая пчела.
Каждая группа пчёл выполняет только свои обязанности. Я смотрела за их работой днём, не вскрывая ульев, и вот что увидела:
1. Пчёлы садятся и взлетают от домика непрерывно, образуя в воздухе цепочку. Я стояла рядом с ульем, но ни одна пчела из цепочки не подлетела ко мне. Они собирают нектар, работают.
2. А пчёлы, которые ползали у летка, входа в домик, подлетали ко мне, были враждебны и пытались ужалить. Это охранники.
3. Есть еще пчёлы, которые только покажутся из домика и заползают обратно. Они выполняют работу по дому: кормят личинок, чистят соты, проветривают улей. Такое разделение связано с возрастом пчелы.
Эксперимент 2.
3.2. Что знают о пчёлах мои друзья?
Мы с мамой составили опросник, и я предложила своим знакомым и одноклассникам заполнить его. (Приложение № 1)
Всего было опрошено 54 человека (ученики 1-5 классов, учителя, знакомые)
3.3 Вывод исследований.
1. Таким образом, мы выяснили, что пчёлы живут только семьёй:
Если гибнет пчела – матка, пчёлы тут – же закладывают новые маточники, и выводят новую «Королеву»;
Пчела, вылетевшая из улья, всегда возвращается домой (старые пчёлы, отжившие свой короткий век, умирают в улье только зимой, а летом старые пчелы, чувствуя приближение кончины, покидают улей и погибают на воле);
Трутни живут за счёт рабочих пчёл, а когда их осенью изгоняют из улья, они гибнут.
2. Проанализировав опросники, выяснила, что мои догадки подтвердились, Друзья знают о пчёлах очень мало. Так же мне удалось выяснить, что люди постарше нас знают больше чем мы, 2 человека, из количества опрошенных, являются пчеловодами – они знают очень много. (Приложение № 2)
4. Заключение.
В результате проведённых экспериментов и исследования мне удалось достигнуть поставленной цели. Моя гипотеза подтвердилась, пчёлы очень полезные насекомые. Я выяснила, что медоносные пчёлы живут большими семьями, которые состоят из одной пчелиной матки, многих тысяч рабочих пчёл, а в летнее время и из трутней. Отдельно медоносные пчёлы существовать не могут, а также не могут самостоятельно образовывать новую семью. Узнала, чем питаются пчёлы, как они находят еду, и какую роль играют в природе.
Выяснила много нового об этом виде насекомых и оформила интересный информационный буклет о жизни пчёл (Приложение № 3).
Делая этот проект, я пришла к выводу, что пчела - действительно одно из самых уникальных и удивительных насекомых на Земле и она заслуживает того, чтобы ей поставили памятник. Иметь пчел и ухаживать за ними - величайшее наслаждение, а иногда и боль. Чем больше их узнаешь, тем интереснее с ними работать. Я буду и дальше помогать с пчелами своим дедушке и бабушке!
5. Список использованной литературы.
В. Н. Власов, Л. Г. Хайретдинов, И.В. Шафиков«Календарь пчеловода Башкирии» -Уфа, 1987г.
Харчук Юрий «Пчеловодство от А до Я», 2014 г.
Таранов Г.Ф. «Анатомия и физиология медоносных пчел», 1968г
«Я познаю мир» - М.: «Издательский Дом «НИКС», 2012 г.
5. Про животных. Братья наши меньшие. Почему пчела насекомое?[Электронный ресурс].URL : https://teatrzoo.ru/pochemu-pchela-nasekomoe.html
6. Тихомиров Вадим Витальевич. Пчеловодство для начинающих. [Электронный ресурс].URL:https://garden.wikireading.ru/19558
Приложение № 1
Опросник «Пчёлы – кто они?».
1. Как Вы относитесь к пчелам?
a) они мне нравятся, б) они мне не нравятся, в) я их просто боюсь
2. Чем пчелы полезны для природы?
а) они защищают лес от незваных гостей
б) своими укусами они сокращают количество хищников
в) они помогают размножению растений (опыляя их)
г) они бесполезны для природы
3. Что следует делать при встрече с пчелами?
а) кричать и размахивать руками, чтобы напугать их
б) начать тихо жужжать, в) замереть на месте
г) распылить духи или любой аэрозоль, ведь пчелы любят сильные запахи
4. Какие духи особенно любят пчелы?
а) цветочные, б) фруктовые, в) тяжелые мускусные
г) они не переносят искусственных запахов
5. К чему относится пчеловодство?
а) к цветоводству, б) к растениеводству, в) к животноводству
г) к садоводству
6. Какие продукты не относятся к пчелиным, т.е. изготавливаемым пчелами?
а) нектар, в) маточное молочко, г) прополис, д) воск
Приложение № 2
Вопрос 1. Вывод: более 50% опрошенных относятся к пчёлам положительно и не испытывают страха по отношению к ним. |
Вопрос 2. Вывод: большая часть опрошенных осознаёт полезность пчёл для человека и природы. |
Вопрос 3. Вывод: около 80% опрошенных знают, как следует вести себя при встрече с пчёлами. |
Вопрос 4. Вывод: более половины опрошенных знают о пчелиных предпочтениях |
Вопрос 5. Вывод: больше половины опрошенных не знают, к какой отрасли сельского хозяйства относится пчеловодство. Это объясняется непопулярностью продуктов пчеловодства среди детей |
Вопрос 6. Вывод: учащиеся мало знакомы с продуктами пчеловодства, правильные ответы дали только пчеловоды |
Интересные факты из жизни пчёл
Для получения одной ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в течении часа.
Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг мёда.
Существует около 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.
У пчел пять глаз, три в верхней части головы и две спереди
Исследование генетики пчёл и окаменелостей указывает, что они появились вместе с появлением цветковых растений около 140 миллионов лет назад. Предки современных пчёл являлись хищными насекомыми. Их жертвами становились другие насекомые, которые сами посещали цветки и поэтому
Приложение № 3
частично покрывались пыльцой. Таким образом, в результате
эволюции пчелы перешли от хищного образа жизни к питанию пыльцой растений.
Ежегодно от укусов пчёл умирает больше людей, чем от укусов ядовитых змей.
Средняя продолжительность жизни пчелы-матки достигает 4-5 лет, а обычной рабочей пчелы в летний период – всего 30-60 дней
Семьи медоносных пчёл можно отнести к общественным колониям. В семье каждая пчела исполняет свою функцию. Функции пчелы условно определяются её биологическим возрастом:
Во время взятка рабочая пчела живёт от 30 до 35 дней;
Во время зимовки пчела остается биологически молодой до 9 месяцев;
Молодые рабочие пчёлы (возраст до 10 дней)составляют свиту матки, кормят ее и личинки. Так как у молодых пчёл хорошо выделяется маточное молочко;
Примерно с 7-дневного возраста на нижней части брюшка пчелы начинают работать восковые железы и начинает выделяться воск в виде небольших пластинок;
Приблизительно к 14-15 дням пчёлы переключаются на следующие виды деятельности по уходу за гнездом – они производят чистку ячеек, уборку и вынос мусора;
С возраста примерно 20 дней пчёлы переключаются на вентиляцию гнезда и охрану летка;
Пчёлы возрастом старше 22-25 дней в основном занимаются медосбором. Чтобы сообщить о месте расположения нектара другим пчёлам пчела-сборщица использует визуальную биокоммуникацию;
Пчёлы свыше 30 дней переключаются с медосбора на сбор воды для нужд семьи.
Пчёлы живут большими семьями – это биологическая единица, семья состоит из:
Одной пчелиной матки;
Многих тысяч рабочих пчёл (женские особи);
А в летнее время и из трутней (мужские особи).
Максимальный зафиксированный рекорд медосбора одной пчелиной колонии из улья-медовика за летний сезон – почти 420 кг.
При полете пчела способна развивать скорость до 65 км/ч.
Благодаря острому обонянию пчелы способны учуять нектар на расстоянии до километра.
Если по каким то причинам мёда не хватает для перезимовки, то первыми начинают умирать рабочие пчелы, причем еще до начала нехватки продовольствия. Жертвуя собой рабочая пчела заботится о матке и о сохранности роя.
Работу выполнила
Микишева Ксения,ученица 3А класса МОБУ Краснохолмская СОШ№1