Влияние музыки на человека и окружающий мир

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние музыки на человека и окружающий мир

Зенина Е.И. 1
1МАОУ СОШ № 34 г.Златоуст Челябинской области
Сабирова Н.П. 1
1МАОУ СОШ № 34
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие

Сухомлинский В.

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье [2]

Испокон веков музыка считалась одним из самых сильных по влиянию на человека искусств. Люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой и, прежде всего, звуки музыки.  Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. [4]

Мы считаем выбранную тему актуальной, поскольку интересуемся процессом влияния музыки на человека и окружающий мир и хотели бы быть более просвещенными в этой области, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность. Я люблю музыку, посещаю музыкальную школу по классу «скрипка». Готовясь к занятиям дома, я обратила внимание на то, как меняется поведение моих родных в зависимости от исполняемой мною мелодии.

Тема нашей исследовательской работы: «Влияние музыки на человека и окружающий мир».

Проблема исследования: выявить условия воздействия музыки на эмоциональное и психофизиологическое состояние учащихся.

На сегодняшний день существует достаточно много работ, описывающих условия воздействия музыки на эмоциональное и психофизиологическое состояние человека и окружающий мир. Однако мы решили изучить эту тему на примере учащихся класса. В этом и заключается новизна нашего исследования.

Цель нашей исследовательской работы: выяснить, что различающиеся виды музыки имеют разное воздействие на эмоциональное и психофизиологическое состояние учащихся.

Объект исследования - музыка.

Предмет исследования - влияние музыки на человека и окружающий мир.

Гипотеза исследовательской работы: эмоциональное состояние учащихся меняется в зависимости от прослушанной музыкальной композиции.

Задачи исследовательской работы:

1.Изучить научную литературу по теме исследования.

2.Выяснить, какие музыкальные стили привлекают учащихся.

3.Провести с учащимися класса анкетирование.

4.Подготовить экспериментальный материал (приложение).

5.Сделать выводы на основании полученных результатов

6.Подвести итоги всей исследовательской работы.

Методы исследовательской работы: анализ литературы, наблюдение за учащимися и окружающим миром, фотографирование, обобщение и систематизация полученных сведений.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать на классных часах, в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.

Глава 1 Общие сведения о музыке, звуке

Что такое музыка, звук

Музыка - это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше - разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка - это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, само выражаться. [7]

Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!

Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Музыка хранит в себе много загадок и тайн.

Звук представляет собой определенную вибрацию, волну или энергию в пространстве. Любой звук имеет физические параметры: силу, частотность и тембр. Чередования звуков в определенной последовательности имеют и еще один параметр - ритм.

Сила звука, зависит от величины амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда, тем звук сильнее, и, наоборот, чем меньше размах колебаний, тем меньше сила звука.

Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120-130 децибел. Болевой порог – 125дб.

В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки, предел допустимой громкости составил 85-90 дб. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат. Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно - подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей», «звуковым ядом».

 Частотность - это частота колебаний звуковых волн и измеряется количеством полных колебаний в секунду. Воспринимаемый человеком диапазон: от 15-16 Гц до 20000-22000 Гц. Выше 22000 Гц – ультразвук – человеческое ухо не воспринимает, но влияние ультразвука человек ощущает. Ниже – инфразвук. Он так же не воспринимается ухом, но происходит воздействие на весь организм. Лучший для восприятия диапазон 800-2000 Гц. Собственная частота барабанной перепонки – 1000 Гц. Звуки низкой частоты (инфразвуки) оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например, грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. «Игра» частотами ускоряет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение. Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время, снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела. Ультразвук широко применяется в медицине и других сферах.

Тембром, или окраской звука, называют то его свойство, благодаря которому можно отличить друг от друга звуки одной высоты и силы, но издаваемые разными источниками. Если взять одну и ту же ноту на трубе, скрипке и рояле, в каждом случае получается свой характерный звук, отличающийся своей окраской, неповторимостью звучания.

Самое универсальное определение слова «ритм» принадлежит Платону: «Ритм - это порядок в движении». [9]

Мы живем, учитывая самые различные ритмические системы: смена дня и ночи, циклы времен года, приливы и отливы, лунные циклы – месяцы, биение сердца и многое другое.

Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека. Барабанный грохот использовали вакханки, чтобы довести себя до неистовства, а также с помощью подобных ритмов в некоторых племенах осуществляли казнь.

Чем же объясняется ее необыкновенная власть над человеком? Может быть, она и есть тот самый универсальный язык, с помощью которого могут без переводчика общаться люди разных национальностей? Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение — касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.

Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или ласкает слух тихим, нежным напевом?...

Откуда взялась музыка

Предположений о том, как музыка стала частью нашего мира, более чем достаточно. Выдвинутая Чарльзом Дарвином теория эволюционного отбора утверждает, что музыка развилась как способ демонстрации отличной формы для привлечения потенциальных партнеров. А может, она появилась как способ успокаивать и обучать своих малышей. Возможно, была ценным средством самоопределения и социального взаимодействия, которым могли воспользоваться племена и семьи. Или музыка развилась из праязыка, позволявшего передавать необходимые сигналы еще до того, как у людей появились слова и предложения.

Как же родилась и развивалась та музыка, которую теперь мы называем классической?

С одной стороны, рождением музыки правильнее было бы считать то время, когда первобытный шаман впервые завел танец вокруг костра, подпевая и аккомпанируя себе притопыванием ног и хлопками рук. Но, с другой стороны, мы так мало знаем о том историческом периоде, что неизбежно попадаем в область сплошных догадок и теоретических построений. Поэтому периодизацию классической музыки принято начинать примерно с 1000 года — с эпохи позднего Средневековья, вплоть до 1600 года — до Возрождения.

Григорианский хорал (от лат. cantus gregorianus — григорианское пение), традиционное литургическое песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Является основой ранних форм европейской полифонии. Огромное влияние на все сферы жизни в то время имела церковь. Поэтому нет ничего удивительного, что пение священных текстов стало одним из первых музыкальных направлений. Григорианские хоралы известны по сей день и заслуженно считаются одними из красивейших образцов вокальной музыки.

После Ренессанса музыка, как и другие виды искусства, вступает в период, называемый барокко. Это название произошло от итальянского выражения «perola barocca» — «жемчужина неправильной формы». И в этом есть определенная логика: формы от простых и прямолинейных переходят к сложным и вычурным, и именно они считаются теперь красивыми.

По сравнению с другими периодами развития музыки, тот, что принято называть классическим, как ни странно, является коротким — всего лишь с 1750 по 1830-е годы. Но в данном случае «короткий» вовсе не является синонимом к слову «незначительный».

«Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу» (Петр Ильич Чайковский). В истории человечества на XX век приходится немыслимый взрыв прогресса во всех областях жизни. И музыка не стала исключением. Выделить одно основное направление для ХХ века просто невозможно. Мир менялся стремительно, и композиторы пытались отразить эти изменения как можно более полно.

1.3. Стили музыки

В современном мире существует огромное количество видов музыки.  Они имеют разный темп, ритм, гармонию, время возникновения. 

Доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, активизируя работу мозга и укрепляя иммунную систему.

Этническая (народная) музыка поднимает настроение и положительно влияет на эмоциональное состояние, а рэп, наоборот, может стать причиной плохого настроения и эмоционального упадка.

Поп Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

Джаз, блюз, рэгги: Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

Рок музыка способна приводить к «ритмическому токсикозу». Помимо этого, рок-музыка является причиной выделения стресс - гормонов.

Например, частота основного ритма композиции «Дип Пепл» «Smoke on the water» от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. [8]

Учащиеся старших классов после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?»

Известны случаи, когда слушание музыки с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами приводило к остановке сердца. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет. Но, в тоже время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.

Выводы по первой главе

Изучив научно-популярную, справочную литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

- после 30-ти минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии.

- после прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв.

- человеческий голос также является мощным инструментом. Пение и особенно церковные песнопения дают возможность человеку привести в гармонию душевное и психическое состояние.

- музыка лечит не только тело, но и душу. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств.

Глава 2 Как музыка помогает человеку и влияет на него, какие способности развивает

2.1. Влияние музыки на человека в плане работы и творчества

Помогает ли музыка человеку сконцентрироваться? И, да и нет! И это касается большинства из нас. Однако некоторым людям в процессе работы, для обдумывания и принятия важных решений необходим какой-нибудь фон. Им звуки музыки помогают не только сосредоточиться, но и повысить умственную работоспособность.

И наоборот, воздействие музыки на человека, настраивающегося на работу, а не слушающего ее непосредственно во время работы, в большинстве случаев положительное. И лишь немногие, не придают ни какого значения музыке, как чему-то вдохновляющему.

В 2005 году, ученые из Великобритании выяснили, что спортсменам во время тренировок прослушивание музыки помогает увеличить результативность на двадцать процентов. Получается что влияние музыки на психику человека подобно допингу, применяемому некоторыми спортсменами. Вот только в отличии от запрещенных веществ музыка не нанесет вред здоровью и не проявится в антидопинговых тестах.

Спортсменам для улучшения результатов можно посоветовать, во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов медленную музыку. Офисным же работникам (ну или тем, кто занят на удаленной работе), считающим, что музыка помогает человеку в работе совет такой – если музыка во время работы вам действительно необходима, желательнее слушать ту, которая не содержит слов.

О том, что музыка нам строить и жить помогает, свидетельствуют результаты опроса проведенного среди специалистов, а также менеджеров среднего и высшего звена LinkedIn (социальная сеть для установления деловых связей и расширения профессиональных контактов). 71% участников заявили, что ощущают положительное воздействие музыки на их продуктивность и производительность труда. 

2.2. Как музыка влияет на настроение человека

То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди, первым делом переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот зарядить энергией.

По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль на оптимизм и жизнелюбие.

Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт.

Какое бы настроение вы не хотели задать с помощью музыки важно выбрать те композиции и мелодии, которые вам нравятся, и которые будут ласкать ваш слух. Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным.

Ученые из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их продолжительные наблюдения доказали что без каких-либо специальных упражнений для памяти, память человека улучшались пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой.

Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Она может выступать в роли интеллектуального катализатора, усиливающего интуитивное познание внутренних свойств явлений. Музыкальное влияние устраняет категоричность суждений слушающего, стирает стереотипы и преодолевает максимализм мышления. 

Музыка развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Но ее интегрирующее действие проявляется не только на глобальном, но и на межличностном уровне. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует межличностную коммуникацию, «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров. Музыка может обеспечить уникальную возможность общения без слов. 

Музыка возвышает эстетические потребности человека. Например, религиозная музыка дарит чувство покоя, помогает не только справляться с болью, но и поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы. Музыка И.С. Баха вызывает в воображении религиозные символы, в особенности символ Храма, взывает к гармонии. Подобным образом воздействует и музыка Г. Генделя. Очевидно, что возвышение эстетических потребностей за счет музыки первоначально связано с получением положительных эмоций от той или иной музыки, с развитием музыкального вкуса на основе изучения произведений выбранного музыкального направления, с углублением знаний о любимом роде музыки. Потребность в получении положительных эмоций связана с поиском той музыки, которая может наиболее полно отвечать запросам потенциального слушателя. Та музыка, которая ближе всего человеку, которая более всего приносит ему комплекс положительных эмоций, обладает притягательной силой для человека, способствуя устойчивой повторяемости ее слушания. 

Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Психологи часто приводят пример о поссорившихся супругах, оказавшихся на грани развода, яростно споривших о чем-то на кухне и вдруг услышавших игру на фортепиано их дочери. Она играла сонату Йозефа Гайдна. Отец и мать, очарованные звуками музыки, молчали несколько минут... и помирились.  

Музыка влияет на человека, на его психическое состояние. Она не однородна. Ее можно классифицировать по разным основаниям. Отсюда и многообразие ее воздействий. В свою очередь психические состояния от различной музыки могут существенно изменяться как в сторону повышения психоэмоционального тонуса, так и в сторону понижения. При этом человек испытывает положительные или отрицательные эмоции.

2.3 «Эффект Моцарта»

Американские исследователи писали  о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали то, что музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые.  В ходе эксперимента ученые так же установили что:

1. Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал. 

2. Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям.

3. Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух. 

4. Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление.

5. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и  экстремальных ситуаций и т.д.

6. Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе. 

7. Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%. 

8. После прослушивания Моцарта успешность выполнения теста на определение коэффициента IQ заметно повышалась, что соответствовало возрастанию IQ на 8 - 9 баллов, — в сравнении с предварительным отдыхом в тишине или прослушиванием релаксационной аудиозаписи. [7]

Этот музыкальный феномен, до конца  ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся,   как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Выводы по второй главе

На основе личных наблюдений, можно сделать следующие выводы:

- Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться.

- Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления, коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Музыка возвышает эстетические потребности человека. 

- Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Также музыка влияет на человека, на его психическое состояние. Психические состояния от различной музыки могут существенно изменяться как в сторону повышения психоэмоционального тонуса, так и в сторону понижения. При этом человек испытывает положительные или отрицательные эмоции.

- Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся,   как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Глава 3 Экспериментальное исследование

3.1. Проведение эксперимента «Влияние музыки разных направлений на эмоциональное состояние человека, а также, какую музыку слушают учащиеся нашего класса»

После изучения обозначенной темы, мы решили провести мини-исследование на учащихся нашего класса с целью изучения влияния музыки разных направлений на эмоциональное состояние человека, а также какую музыку слушают учащиеся нашего класса. Путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов: для выяснения музыкальных предпочтений; для определения времени затрачиваемого на слушание музыки; для чего вообще нужна музыка и другие вопросы. В нашем классе 29 человек.

В результате опроса были получены следующие данные.

Как отвечали дети:

1.Любишь ли ты слушать музыку?

Да – 27 человек

Нет – 2

2.Какой стиль музыки ты предпочитаешь?

Классическая музыка – 10

Рок музыка – 5

Рэп – 5

Поп-музыка – 9

3.Что для Вас есть музыка?

Отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем – 6

Хобби, увлечение – 10

Люблю слушать – 5

Люблю танцевать – 8

4.Для чего нам нужна музыка?

Помогает в труде – 18

Лечит – 5

Веселит – 6

5.Влияет ли музыка на Ваше настроение и чувства?

Да – 20

Нет – 9

6.Если Вы хандрите и пребываете в плохом настроении, помогает ли Вам музыка его поднять? 

Да – 23

Нет – 6

7.Какое количество времени в сутки ты слушаешь музыку?

часа – 18

5-6 часов – 4

5 и более – 7

8.Какую музыку вы слушаете: классика, поп музыка или рок музыка?

Рок – музыка - 2

Классическая музыка - 3

Поп – музыка - 24

Выводы по третьей главе

Результаты анкетирования показывают, что учащиеся увлекаются прослушиванием музыкальных произведений, и их музыкальные предпочтения разнообразны. Для многих музыка – жизнь. И они не могут без нее. Считают, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.

Но, большинство ребят предпочитают слушать поп музыку. Отсюда можно сделать вывод: дети предпочитают классике другие направления музыки. Мы думаем, что это от того, что мы сейчас живём в современном мире.

Заключение

Музыка сопровождает сейчас многие сферы деятельности человека и оказывает свое влияние на их продуктивность и общее эмоциональное состояние. Важным моментом является сочетание определенных музыкальных ритмов с тем, чем именно занят человек и какого результата хочет добиться. Простые примеры из жизни каждого дают понимание о том, что релаксирующая спокойная музыка помогает снять раздражительность и уснуть, а бодрая способна активизировать силы организма и являться вдохновляющим фактором при тяжелой физической работе или спортивных нагрузках. Но также музыка может сбивать с мысли и отвлекать, погружать в негативные эмоциональные состояния и поднимать давние травматические события прошлого, делая их актуальными в восприятии.

В своей работе мы изучили влияние музыки на человека и окружающий мир. Познакомились с происхождением музыки, различными стилями музыки.

В ходе научно-исследовательской работы выдвинутая гипотеза подтверждена – эмоциональное состояние учащихся, а также окружающего мира меняется в зависимости от прослушанной музыкальной композиции.

Изучая влияние музыки на человека и окружающий мир, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для нас музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда кажется, что без музыки мы не прожила бы и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен чётко понимать только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Мы поняли, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. Полученные результаты тестирования это подтвердили. Практическая значимость исследования заключается в пропаганде оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку (Приложение I-III).

Слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

Список используемых источников и литературы

Георгиев Ю. Музыка здоровья: доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 2000.

Барвинская, Е. М. Проект-исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека / Е. М. Барвинская // Музыка в школе. - 2008. - № 1. - С. 34-38.

Бреан А., Скейе Г. Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. -   издательство Альпина Паблишер. 2020.

Уильямсон В. Мы – это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом. – 2014.

Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008.- 782 с. 

Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. – 1999.

Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М.: ТОО «Пассим», 2009. - 304 с.

Интернет - материалы: материалы сайта «Влияние музыки на человека», «Всестороннее развитие возможностей человека», «Статьи о музыке».

Молодежный интернет – журнал « Влияние музыки на организм».

Приложение I

Анкета «Что для нас музыка?!»

Инструкция: Ниже приведен ряд вопросов, на которые Вам необходимо ответить, либо выбрать варианты предложенных ответов.

Любишь ли ты слушать музыку? Ответ: ______________

Какой стиль музыки ты предпочитаешь?

Классическая музыка

Рок музыка

Рэп

Поп-музыка

Электронная музыка

Ваш вариант __________________

Что для Вас есть музыка?

отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем

жизнь, всё

хобби, увлечение

люблю слушать

люблю танцевать

ваш вариант __________________

Для чего нам нужна музыка?

помогает в труде

лечит

расслабляет

веселит.

Ваш вариант _________________

Влияет ли музыка на Ваше настроение и чувства? Ответ: ____

Если Вы хандрите и пребываете в плохом настроении, помогает ли Вам музыка его поднять? Ответ: ____________________

Какое количество времени в сутки ты слушаешь музыку?

1-3 часа

3-5 часов

5 и более

Ваш вариант___________

Спасибо!

Приложение I

Музыкальная терапия.

- От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.

Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.

Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов».

Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.

Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.

Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.

Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.

Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.

От гастрита излечивает «Соната №7» Бетховена.

В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже»).

Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.

Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.

Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.

Бессонницу можно вылечить сюитой «пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского.

Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

Приложение III

Лечебный инструмент.

скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";

пианино очищает щитовидную железу;

барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;

флейта очищает и расширяет легкие;

арфа гармонизирует работу сердца;

виолончель благотворно действует на почки

- цимбалы "уравновешивают" печень;

баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

кларнет улучшает работу кровеносных сосудов;

- труба эффективна при радикулитах и невритах.

Просмотров работы: 12428