Эволюция Олимпийских игр

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эволюция Олимпийских игр

Аликеева А.А. 1Сергеева А.С. 1
1Негосударственное учреждение "Школа "Престиж"
Хомич А.А. 1Батырбекова М.А. 1
1Негосударственное учреждение "Школа "Престиж"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в 4 года под эгидой Международного Олимпийского комитета (МОК). Медаль, завоёванная на Олимпийских играх, считается одним из наивысших достижений в спорте.

Самая долговечная традиция – проведение Олимпийских игр. Зародилась эта традиция в древней Греции. Игры проводились с 776 г. до н. э. по 393г.н.э. За этот период было проведено 293 игры. Проходили они в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии и произошло название игр – Олимпийские. [1]

Современные игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.

Первые Олимпийские игры назывались летними и проводились с через каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением тех лет, когда проходили мировые войны.

В 1924 г. были учреждены зимние олимпийские игры, которые сначала проводились в тот же год, что и летние. Но с 1994 г. график проведения зимних олимпийских игр решили сдвинуть на два года относительно времени проведения летних Олимпийских игр.

Сведения о происхождении игр утеряны. Но, как было уже сказано с 776 г. до н.э. история свидетельствует об их проведении. Во время проведения игр объявлялось священное перемирие и нельзя было вести войну.

С приходом римлян Олимпийские игры потеряли свое значение. После признания христианства официальной религией, игры стали рассматриваться, как проявление язычества и в 394 г. н э. император Феодосии запретил их. Но в отдельно взятых странах игры продолжались. Например, в Англии в течение XVII века неоднократно проводились «олимпийские» соревнования, состязания. Позже они стали проходить во Франции, Греции. Настоящей родиной Олимпийских игр являются «Олимпии» (1859-1888 гг.) [1]

В последствии именно в Афинах, в столице Греции, в 1896 г. должны были состояться Олимпийские игры современности. Многие страны мира проводили Олимпийские игры на своих территориях.

Наша страна, Республика Казахстан, также является хозяйской Зимней Азиады в 2011 году, хотя масштабы этой олимпиады были значительно меньше.

Мы считаем тему нашего исследования актуальной, потому что «Спорт – ты мир»: спортивные состязания лучше, чем войны, они несут счастье побед, удовольствие от наблюдения за ними, способствуют эстетическому наслаждению, воспитанию дружбы и взаимоуважения. Олимпийское движение вызывает интерес у взрослых и детей.

Готовясь к олимпиадам, страны создают новые ресурсы, которые будут использовать граждане этих стран в течении многих лет.

Гипотеза: Олимпийские игры прошли долгий эволюционный путь в своем развитии, однако они всегда будут оплотом мира и дружбы, основой для развития и процветания стран, пропагандой здорового образа жизни.

Цель: подготовить краткий информационный материал (информационное пособие) об особенностях Олимпийских игр для учащихся школы.

Задачи:

1. Собрать информацию по теме исследования.

2. Познакомиться с историей возникновения Олимпийских игр.

3. Пополнить знания о правилах, символах, видах спорта Олимпийских игр.

4. Провести и проанализировать социологический опрос в форме анкетирования «Что мы знаем об Олимпийских играх» среди группы учащихся 4 – 6 классов «Школы «Престиж».

Методы исследования: изучение научной литературы, изучение истории, обобщение, анализ, социологический опрос, моделирование (графическое отображение результатов), математические расчеты.

1. Социологический опрос «Что мы знаем об Олимпийских играх»

В декабре 2020 года нами был проведен социологический опрос в форме анкетирования «Что мы знаем об Олимпийских играх» среди группы учащихся 4 – 6 классов нашей школы. Всего было опрошено 44 школьника. Цель опроса, заключалась в том, чтобы выяснить, что знают ребята 4 – 6 классов об Олимпийских играх.

Учащимся было задано 6 вопросов:

1. Когда, где и почему зародились Олимпийские игры?

2. Кто придумал название Олимпийские игры?

3. Назовите Олимпийские символы?

4. Почему открытие Олимпийских игр начинается с зажжения Олимпийского огня?

5. Что такое параолимпийские игры?

6. Назовите виды спорта 5 зимних и 5 летних олимпиад.

Рассмотрим результаты опроса по классам

Сравнивая результаты по классам, мы увидели, что учащиеся 5- го класса больше знают об Олимпийских играх, а ученики 4- го класса меньше. Результаты учащихся из 6-го класса говорят о том, что об Олимпийских играх они знают меньше, чем ребята из 4- го и 5- го класса.

Таким образом, полученные результаты социологического опроса показали, что в среднем от 30-60% опрошенных кое-что знают об Олимпийских играх, но их знания невелики. Нам захотелось поделиться своими познаниями об Олимпийских играх с ребятами нашей школы и сделать для них такое информационное пособие, которое они могут почитать на классных часах или самостоятельно.

2. Эволюция олимпийских игр

Олимпийские игры - это крупнейшие современные международные соревнования.

Олимпийские игры являются значимой частью античной мифологии, время для их возрождения уходит в далекое прошлое. Но были перерывы в Олимпийских играх и они прекращались. Мысль о возможном возобновлении Олимпийских игр посещала европейскую интеллигенцию годами, но считается, что компания за возрождение олимпийских игр началась в 1894 году. Тогда состоялся конгресс, проходивший во Франции. Пьер де Кубертен выступил с предложением провести новые Олимпийские игры. Решение было одобрено конгрессом. Также было решено, что для проведения Игр будет создана специальная организация. Она получила название Международный Олимпийский комитет (МОК), который существует и сейчас. [4]

Участники конгресса приняли решение не откладывать проведение первых Игр и сразу же начать к ним подготовку. Годом проведения стал 1996 год, а страной – Греция, город Афины. Это должно было стать знаком связи современных и древних Олимпиад. Деметриус Викелас стал первым президентом МОК, так как по уставу данной организации быть президентом должен был гражданин или подданный страны, принимающей Олимпиаду.

Участие приняли спортсмены из 14 различных стран. Больше всего спортсменов было от Греции. На первых соревнованиях было всего 9 видов спорта (участвовали только мужчины): борьба, велоспорт, легкая атлетика, стрельба, теннис, тяжёлая атлетика, фехтование, плавание.

Среди всех стран мира наибольшее количество раз Олимпийские игры приняли США. Там проходило 8 Олимпиад: 4 летних и 4 зимних. А вот среди городов лидерство удерживает Лондон, в котором проходило уже 3 Олимпиады. Зимние Олимпийские игры возникли достаточно быстро. Уже в 1924 году они прошли в первый раз. Согласно существовавшим в те годы правилам, эти соревнования проходили в тот же год, что основная Летняя Олимпиада. Такая традиция продолжалась до 1994 года, когда была установлена разница в 2 года между Олимпиадами. [2,3]

Зимние Олимпийские игры, в отличие от Летних, не учитывают пропущенные по каким-то причинам соревнования. Например, летние игры учитывают в своей нумерации соревнования 1940 и 1944 годов, которые не проходили из-за Второй Мировой войны. А вот в Зимних Олимпийских играх эти Олимпиады не учитываются.

2.1. История зарождения Олимпийских игр

Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э., всего было проведено 293 Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название игр. [1]

Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр. Спустя несколько дней после проведения Олимпийских игр на тех же спортивных сооружениях принимаются Параолимпийские игры для людей с ограниченными возможностями.

По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена Кроноса, в честь идейского дактиля Геракла. Согласно мифу, Рея передала новорождённого Зевса идейским дактилям (Куретам). Пятеро из них пришли с критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. [4]

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом (II век н. э.). С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 728 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. [3,4]

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие ἐκεχειρία, месяц перемирия назывался ἱερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области. [1]

С самого начала единственным видом спорта был бег, но потом к нему присоединились гонки на колесницах и борьба.

Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново возрождены в 1896 году.

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько мифов, описывающих это событие (по преданию игры были учреждены Гераклом). Из истории к нам дошло множество документов, строений и скульптур того периода. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 году до н. э. На время проведения Игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну, хотя данное правило неоднократно нарушалось. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 394 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I. [1-4]

2.2. Современные Олимпийские игры

2.2.1. Правила Олимпийских игр

Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894 года, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Игр по образцу античных и о создании МОК. Согласно хартии, Олимпийские игры «… объединяют спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам…». Помимо олимпийских видов спорта, организационный комитет имеет право по своему выбору включить в программу показательные соревнования по 1-2 видам спорта, не признанным МОК. [4]

Место проведения Олимпиады выбирает МОК, право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр в среднем 16-18 дней.

Согласно уставу, Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами, а не между национальными командами. Однако с 1908 года получил распространение неофициальный командный зачёт – определение места, занятого командами, по количеству очков, начисляемых за первые 3 места, которые займёт команда. С 1988 года распространение получил медальный зачёт, при котором места команд сначала распределяются по количеству золотых медалей, затем места команд с равным количеством золотых медалей выстраиваются по количеству серебряных медалей. При равном количестве золотых и серебряных медалей места команд выстраиваются по количеству бронзовых медалей. Это соответствует тому, что звание чемпиона Олимпийских игр даётся на все времена и звания экс- чемпион Олимпийских игр не существует.

С 1932 года – город - организатор строит «Олимпийскую деревню» - комплекс жилых помещений для участников игр.

Организаторы Игр разрабатывают символику Олимпиады: официальную эмблему и талисман Игр. На эмблеме обязательно отражаются особенности данной страны.

2.2.2. Символы и ритуалы

Символ Олимпийских игр – олимпийские кольца, пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти обитаемых частей света в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду – голубой, чёрный и красный. В нижнем ряду – жёлтый и зелёный. Однако, каждое из колец не относится к какому – то конкретному континенту. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг, утверждённые МОК по предложению Кубертена в 1913 году. [4]

Существует и олимпийский гимн, исполняемый на Играх, и по другим торжественным поводам в олимпийском движении. Олимпийский гимн написан в 1896году. Автор музыки греческий оперный композитор Спиро Самара. Автор слов- греческий поэт Константинос Палама. Официально гимн утвержден Международным Олимпийским Комитетом на 55-й сессии 1958 году, в Токио. Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии Олимпийского флага во время открытия очередных игр, а также по их завершению и в некоторых других случаях.

Эмблема – олимпийские кольца. Девиз – «Citius, Altius, Fortius» (лат. «быстрее, выше, сильнее»). Флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами, поднимается на всех Играх, начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия), где также впервые стала даваться олимпийская клятва. [4]

Первая клятва – от имени участников. Текст ее так же предложил Пьер де Кубертен. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году. Теперь клятва несколько видоизменилась. Вот как она звучит в наши дни:

«От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

Простые, честные и очень хорошие слова. Так могут говорить только настоящие атлеты, благородные люди. На Играх в Москве их произнес гимнаст Николай Андрианов.

В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Клятва спортивных арбитров. Этой олимпийской традицией нам, быть может, стоило бы гордиться особо. Она появилась на Играх-68 в Мехико. И предложил ее наш Олимпийский комитет! Текст клятвы таков:

«От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности вовремя этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся в подлинно спортивном духе».

С Олимпиады 1936 года в Берлине (Германия) проводится эстафета олимпийского огня. Олимпийские талисманы впервые появились на летних и зимних Играх 1968 года неофициально, а утверждены с Олимпиады 1972 года. [4]

2.2.3. Церемония открытия и закрытия Олимпийских игр

Современные Олимпийские игры начинаются с красочной церемонии открытия, которая проводится по специально разработанному сценарию. После шоу спортсмены всех участвующих стран выходят на стадион для парада. Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится, начиная с IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне (Великобритания). В параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. [4]

На церемонии выступают Президент Оргкомитета и Президент МОК. Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву.

Во время церемонии закрытия также проходит театрализованное представление – прощание с Олимпиадой, проход участников, речь президента МОК и представителя страны – хозяйки. О закрытии Олимпиады объявляет президент МОК. Исполняется гимн страны, Олимпийский гимн, при этом флаги спускаются. Представитель страны – хозяйки торжественно передаёт олимпийский флаг президенту МОК, который в свою очередь передаёт его представителю Оргкомитета следующей олимпиады. После этого следует небольшое представление города, принимающего Игры. В конце церемонии Олимпийский огонь медленно гаснет под лирическую музыку.

2.3. Как менялись правила и виды спорта в олимпийских играх

Список видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр, изменялся с течением времени. Какие-то виды спорта исключались из Олимпиады решением Международного олимпийского комитета, но в целом количество олимпийских видов спорта росло до начала 2000-х.

2.3.1. Летние олимпийские игры

На первых Олимпийских играх 1896 года были разыграны медали в 9 видах спорта: борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание, спортивная гимнастика, стрельба, теннис, тяжелая атлетика, фехтование. С тех пор список значительно изменился. Совсем немного летних видов спорта присутствовали в олимпийской программе на протяжении всей истории современных олимпийских игр. Это легкая атлетика, водные виды спорта (плавание), велоспорт, фехтование и гимнастика.

До 1936 года были исключены из летней олимпийской программы такие виды спорта как крикет, крокет, лакросс, перетягивание каната, поло, жё-де-пом, баскская пелота, роке и рэкетс. Некоторые из исключенных видов спорта потом были возвращены в программу Олимпийских игр, например стрельба из лука и теннис.

В начале 2000-х МОК решил сократить до 28 количество видов спорта в Летних олимпийских играх. В 2008 году были исключены из программы два вида спорта: бейсбол и софтбол. Таким образом на Летних олимпийских играх в Лондоне были разыграны медали в 26 видах спорта. В 2016 году видов спорта снова станет 28: в олимпийскую программу вернутся исключенные ранее гольф и регби.

2.3.2. Зимние Олимпийские игры

Первые Зимние Олимпийские игры прошли в 1924 году. Тогда спортсмены разыграли медали в 9 видах спорта: бобслей, кёрлинг, конькобежный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, соревнования военных патрулей, прыжки с трамплина, фигурное катание, хоккей с шайбой.

На протяжении всей истории современных Олимпийских игр в зимнюю программу были включены лыжный спорт, фигурное катание, конькобежный спорт и хоккей. Фигурное катание и хоккей до того, как были включены в программу первых Зимних Олимпийских игр, входили в список летних олимпийских видов спорта.

Список зимних олимпийских видов спорта претерпел меньше изменений. Последним добавленным видом спорта стал керлинг. В 1924 году этот вид спорта был исключен из олимпийской программы, а в 1998 году возвращен.

На данный момент не существует ограничений количества видов спорта на Зимних Олимпийских играх. Это связано с тем, что программа зимних Олимпиад содержит небольшое количество видов спорта. На Олимпийских играх – 2014 в Сочи были разыграны медали в 7 видах спорта: биатлон, бобслей, керлинг, коньковые виды спорта, лыжные виды спорта, санный спорт, хоккей с шайбой.

Заключение

Олимпийские игры – крупнейшее международное комплексное, спортивное мероприятие.

Олимпийские игры представляют прекрасную возможность для установления дружеский связей спортсменов разных стран.

История Олимпийских игр началась с 776 г. до н. э. Во время проведения Олимпийских игр останавливались войны и объявлялось священное перемирие.

Современные Олимпийские игры проводятся в одном из городов страны хозяйки, которой разрабатывается эмблемы и талисманы, готовятся театрализованные представления, спортивные комплексы и олимпийские деревни.

Современные Олимпийские игры имеют свои правила, символы, ритуалы, включают летние и зимние виды спорта, широко развивается параолимпийское движение.

Изучение истории Олимпийских игр имеет большое значение для развития интеллекта, нравственных, личностных качеств, прививает интерес к различным видам спорта, порождает желание вести здоровый образ жизни.

Многие школьники испытывают дефицит знаний об Олимпийских играх, поэтому мы разработали информационное пособие, которое поможет ребятам узнать о главных особенностях Олимпийских игр. Считаем, что цель нашего исследования достигнута.

Список использованных источников информации и литературы

1.Агеевец У.В. Эволюция основных идей олимпизма от античности к современности // Олимпийский спорт и спорт для всех: XX Междунар.конгресс, 16–18 декабря 2016г., Санкт-Петербург. СПб.: Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. Ч. 1. С. 233–237.

2. Круглик И. И., Курамшин Ю. Ф., Соколова И. В. История олимпийского движения //Сайт всероссийская электронная образовательная система [эл. ресурс]. Спб.: СПбГУП, 2014. Режим доступа: http://rosmetod.ru/upload/2014/10/30/06-47-30-kruglik-metodicheskierekomendacii-fevral-2014-god.doc?check=1

3. Круглик И. И. Дистанционная педагогическая технология в сфере олимпийского образования студентов // автореф. дис. ... канд. пед. наук;13.00.08. СПб., 2016. 26 с.

4. https://www.kakprosto.ru/kak-879488-kak-izmenilsya-perechen-olimpiyskih-vidov-sporta#ixzz6fdRZLHsZ

Просмотров работы: 3332